Дата размещения статьи: 27.04.2017
Отдельные аспекты регулирования отношений, связанных с банкротством граждан
До недавнего времени вопрос законодательного регулирования несостоятельности физических лиц в отличие от аналогичной проблемы в отношении юридических лиц не был поставлен в центр внимания российским законодателем и, как следствие, был недостаточно исследован цивилистикой, в то время как большинство зарубежных законодательств о несостоятельности уже длительное время содержат нормы, регулирующие несостоятельность физического лица-непредпринимателя. Среди них Австрия, Германия, Канада, США, Швеция и др. Более того, банкротство потребителя в этих странах является довольно распространенным явлением. Так, например, в Германии для физических лиц, не обладающих статусом предпринимателя, применяется специальная процедура Verbraucherinsolvenzfahren (процедура банкротства потребителя) <1>.
--------------------------------
<1> См., например: Bork R. Einfuhrung in das Insolvenzrecht. 5 Aufl. Tubingen, 2009. S. 5.
В нашей же стране до 01.10.2015 к отношениям, связанным с несостоятельностью физических лиц, применялись лишь правила, установленные гл. I - VIII Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" <1>. Существенные изменения, направленные на детализацию и введение в действие норм, касающихся института банкротства должников - физических лиц (граждан РФ), были внесены Федеральными законами от 29.12.2014 N 457-ФЗ, N 482-ФЗ и N 476-ФЗ в Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Кроме того, определенные коррективы в правовое регулирование рассматриваемого вопроса были внесены в связи с принятием Федерального закона от 29.06.2015 N 154-ФЗ "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <2>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // СЗ РФ. 2002. N 43. С. 4190.
<2> СПС "КонсультантПлюс".
В данной связи важно подчеркнуть, что в России необходимость применения института несостоятельности к гражданам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, обусловлена рядом социально-экономических факторов.
Прежде всего это рост потребительского кредитования в основном за счет расширения сферы предоставления кредитов.
Известно, что с расширением потребительского кредита потребительская экономика периодически будет давать сбои. По мере роста потребительского кредита также будет повышаться уязвимость потребителей. Такая перспектива подсказывает единственный логический выход, а именно применение процедуры банкротства.
Как справедливо отмечают ведущие аналитики и практики <1>, помимо очевидного влияния законодательных новелл на граждан-должников по договорам ипотечного и потребительского кредита институт банкротства должника-гражданина будет иметь непосредственное применение в следующих сферах предпринимательской и иной экономической деятельности:
- персональные гарантии и обязательства по возмещению убытков, предоставляемые физическими лицами в рамках кредитных и финансовых сделок: данный вид гарантий и обязательств, предоставляемых обычно акционерами и (или) собственниками и бенефициарами кредитуемого бизнеса, особенно актуален для сделок по реструктуризации задолженности предприятия-должника, в том числе в рамках процедур банкротства предприятий-должников;
- персональные гарантии и обязательства по финансированию и (или) возмещению вреда физических лиц - бенефициаров и акционеров в рамках сделок по слиянию и поглощению (особенно с учетом практики по включению таких гарантий в текст договоров купли-продажи акций и акционерных соглашений);
- наличие персональных гарантий владельцев или бенефициаров воздушных и морских судов в рамках сделок по их приобретению, кредитованию приобретения и (или) последующему лизингу и т.д.
--------------------------------
<1> Информационное письмо N 496 юридической компании "Гольцблат БЛП" "Банкротство физических лиц - влияние на финансовые сделки о осуществление предпринимательской деятельности" // СПС "КонсультантПлюс".
Таким образом, начиная с 1 октября 2015 г., коренным образом изменилось правовое регулирование отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей: § 1 гл. X Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" утратил силу, а в действие вступили, как уже было указано выше, нормы § 1.1 "Реструктуризация долгов гражданина и реализация имущества гражданина", а также ряд других новелл Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Важно при этом подчеркнуть, что нормы указанного § 1.1 являются специальными, однако в п. 1 ст. 213.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" законодатель предусматривает применение в субсидиарном порядке норм гл. I - III.1, VII, VIII, § 7 гл. IX и § 2 гл. XI данного Закона.
Таким образом, из анализа данной нормы вытекает, что в отношении должника - гражданина-непредпринимателя и должника - индивидуального предпринимателя в субсидиарном порядке применяются общие положения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (гл. I), положения о мерах по предупреждению банкротства (гл. II), о порядке разбирательства дел о банкротстве в суде (гл. III), об оспаривании сделок должника (гл. III.1), о конкурсном производстве (гл. VII), о мировом соглашении (гл. VIII), об особенностях банкротства отсутствующего должника (§ 2 главы XI), а также об особенностях банкротства застройщиков (§ 7 гл. IX указанного Федерального закона).
При этом, однако, в п. 2 ст. 213.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" устанавливается, что положения, предусмотренные § 1.1 гл. X Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", не применяются к отношениям, связанным с несостоятельностью (банкротством) крестьянских (фермерских) хозяйств. Как известно, в отношении должника - крестьянского фермерского хозяйства применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение (ст. 219), финансовое оздоровление (ст. 219), внешнее управление (ст. 219), конкурсное производство (ст. 219), мировое соглашение (гл. VIII), упрощенная процедура банкротства - при признании должника отсутствующим (ст. 227 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
Традиционно в отечественном законодательстве о несостоятельности повышенное внимание уделялось вопросам, связанным с порядком реализации имущества должников. В данном случае, говоря об особенностях реализации имущества должников, являющихся либо являвшихся индивидуальными предпринимателями, законодатель в п. 4 ст. 213.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривает положение, согласно которому имущество индивидуальных предпринимателей - должников или граждан, которые прекратили деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, но денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей которых возникли в результате осуществления ими предпринимательской деятельности (следует отметить, что данная категория граждан впервые была указана в абз. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции от 29.12.2014 N 476-ФЗ), предназначенное для осуществления ими предпринимательской деятельности, подлежит продаже в порядке, установленном настоящим Законом в отношении продажи имущества юридических лиц. Фактически законодателем установлен общий порядок продажи имущества индивидуальных предпринимателей (должников), предназначенного для осуществления ими предпринимательской деятельности и продажи имущества юридических лиц. Таким образом, в отношении продажи указанного имущества индивидуальных предпринимателей (должников) действуют нормы ст. 139 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
На практике необходимо четко определить, какое конкретно имущество индивидуальных предпринимателей (должников) предназначено для осуществления ими предпринимательской деятельности, а какое нет. Так, в частности, такое имущество, как квартира (либо иной объект жилой недвижимости), которая принадлежит на праве собственности индивидуальному предпринимателю (должнику) и в которой он зарегистрирован, также может являться предметом продажи в соответствии с положениями п. 4 комментируемой статьи, если индивидуальный предприниматель заключает в отношении данной квартиры договор найма жилого помещения, по которому систематически извлекает прибыль.
Важно отметить, что в уже названной ст. 213.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", с которой начинается § 1.1 данного Закона, также уделено внимание порядку направления судебных извещений и копий судебных актов по делу о банкротстве гражданина, которые согласно нормам п. 5 данной статьи, в частности, направляются судом следующим лицам:
- гражданину;
- финансовому управляющему;
- представителю собрания кредиторов (при наличии у суда информации о его избрании);
- каждому кредитору, требования которого включены в реестр требований кредиторов, если число таких кредиторов не превышает 10;
- каждому кредитору, совокупный размер включенных в реестр требований которого превышает 10% общего числа требований, включенных в реестр требований кредиторов, или составляет более чем 300 тыс. руб., если число указанных кредиторов превышает 10;
- лицу, если вопросы, рассматриваемые в судебном заседании, или судебный акт затрагивают непосредственно его права и обязанности.
Указанные правила также применяются при направлении копий жалоб и заявлений о пересмотре судебных актов по делу о банкротстве гражданина.
Подчеркнем, что названная норма является также весьма значимой, так как на практике большое количество писем, отправляемых обычной почтой, фактически не доставляются получателю, что может в конечном счете ущемить права кредиторов. В связи с этим крайне важен открытый доступ для всех лиц, указанных в п. 5, к судебным извещениям и копиям судебных актов по делу о банкротстве гражданина. Технически таким лицам может быть сообщена ссылка на определенную страницу сайта арбитражного суда, содержащую всю информацию по банкротству конкретного лица. В целом такой способ может в будущем заменить почтовые отправления и избавить от рутинной бумажной работы, которая также требует финансовых затрат.
Говоря о процессуальной стороне вопроса, следует подчеркнуть, что дела о признании должника несостоятельным (банкротом) представляли и представляют собой сложную разновидность особого производства в арбитражных судах. Оно направлено на подтверждение неплатежеспособности должника и тем самым оказание содействия заинтересованным лицам в реализации их прав и охраняемых законом интересов. В делах о банкротстве речь идет об ограничении, а затем и о прекращении правосубъектности должника.
Установлена подведомственность судов общей юрисдикции по рассмотрению дел о банкротстве физических лиц, не наделенных статусом индивидуальных предпринимателей. В отношении же индивидуальных предпринимателей и лиц, которые утратили этот статус, однако их задолженность перед кредиторами возникла из их предпринимательской деятельности, дела о банкротстве будут по-прежнему рассматривать арбитражные суды. В силу исключительности подведомственности дело о несостоятельности не может быть передано на рассмотрение третейского суда.
Подсудность позволяет определить тот суд, к ведению которого отнесено конкретное гражданское дело. В отличие от подведомственности она закрепляет распределение предметной компетенции между судами, относящимися к одной ветви судебной власти: между судами общей юрисдикции либо между арбитражными судами.
Первая задача подсудности - определить, какому именно звену судебной системы подсудно гражданское дело. Если рассмотрение и разрешение дела о банкротстве касаются гражданина, не наделенного статусом индивидуального предпринимателя, то это районный суд. Если же это индивидуальный предприниматель и лицо, которое утратило этот статус, то в арбитражный суд субъекта РФ.
Известно, что по общему правилу процедура рассмотрения дела о несостоятельности (банкротстве) состоит из следующих стадий: возбуждение дела, подготовка дела к разбирательству, судебное разбирательство.
Возбуждение дела представляет собой сложную последовательность действий, направленных на подтверждение оснований несостоятельности и обеспечение реального исполнения будущего решения. Оно состоит не просто из подачи заявления в суд и принятия его судом, как это обычно бывает по всем другим категориям дел, рассматриваемых судами. Помимо этого этап возбуждения дела включает: обеспечение заявления; рассмотрение обоснованности требований кредиторов и возражений на них; введение наблюдения. Однако в отличие от банкротства юридических лиц в данном случае конкурсный кредитор и уполномоченный орган лишены права указания в заявлении конкретной кандидатуры финансового управляющего, которая должна быть утверждена в деле о банкротстве, с возможностью указать лишь наименование саморегулируемой организации, из числа членов которой такой управляющий будет назначен.
Круг лиц, которые могут обратиться с заявлением, Законом ограничен. С заявлением о признании должника банкротом в суд по месту нахождения должника вправе обратиться гражданин, конкурсный кредитор, уполномоченный орган.
Что касается граждан, то в настоящее время Закон не разделяет применяемые процедуры банкротства к гражданам, имеющим статус индивидуального предпринимателя и не имеющим такового. Гражданам необходимо иметь в виду, что для обращения в суд с заявлением о банкротстве кредиторам не обязательно иметь в наличии вступившее в законную силу решение суда о взыскании задолженности.
Конкурсные кредиторы - это лица, участвующие в деле, отличаются от других участников гражданского и арбитражного процесса тем, что они выступают от своего имени, имеют самостоятельный юридический интерес в разрешении дела и право на совершение от своего имени юридически значимых действий, имеющих значение для возникновения, развития и прекращении процесса. Это кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия).
К уполномоченным органам относятся федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ, муниципальных образований.
Вопрос о принятии заявления о признании должника банкротом рассматривается судьей единолично. По результатам рассмотрения заявления судья принимает одно из следующих постановлений: он выносит определение о принятии заявления, об отказе в принятии заявления либо о возвращении заявления.
Судья принимает заявление о признании должника банкротом, поданное с соблюдением требований, предусмотренных АПК РФ (если эти отношения касаются индивидуальных предпринимателей и лиц, которые утратили этот статус) или ГПК РФ (если отношения касаются банкротства физических лиц, не наделенных статусом индивидуальных предпринимателей) и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
О принятии заявления о признании должника банкротом судья выносит определение не позднее чем через пять дней с даты поступления указанного заявления в суд.
Основанием для подачи заявления о признании гражданина банкротом может служить неисполненное денежное обязательство, просроченное свыше трех месяцев, размером от 500 тыс. руб. и более. Однако уже на стадии рассмотрения обоснованности заявления заявителю необходимо доказать неплатежеспособность должника, признаками которого может служить наличие одного из следующих признаков:
- гражданин прекратил расчеты с кредиторами;
- более чем 10% совокупного размера денежных обязательств не исполнены должником в течение более чем одного месяца;
- размер задолженности гражданина превышает стоимость его имущества;
- наличие постановления об окончании исполнительного производства в связи с тем, что у гражданина отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание.
В числе дополнительных оснований для признания гражданина неплатежеспособным Закон предусматривает возмещение убытков, неосновательное обогащение, компенсацию морального вреда, уплату алиментов.
Дело о банкротстве гражданина может быть возбуждено после его смерти. В этом случае заявление в суд может подать кредитор, уполномоченный орган, а также наследники должника.
Принятие заявления о банкротстве дает суду и другим лицам, участвующим в деле, право на совершение ряда процессуальных действий, направленных на проверку обоснованности заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) и обеспечение исполнения будущего решения. К таким действиям относятся: принятие мер по обеспечению заявления, рассмотрение обоснованности требований кредиторов и возражений на них.
Одним из наиболее важных вопросов, связанных с банкротством граждан в контексте последних законодательных новелл, является вопрос о процедурах, применяемых в деле о банкротстве гражданина. Известно, что процедуры, применяемые в деле о банкротстве, имеют разные цели <1>. Подчеркнем, что ст. 213.2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривается перечень процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, который по своей сути является исчерпывающим. К таковым относятся реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение.
--------------------------------
<1> См.: Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный) / А.Ю. Бушев, О.А. Городов, Н.С. Ковалевская и др.; под ред. В.Ф. Попондопуло. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2011. С. 776 (комментарий к ст. 27).
Особое внимание в данном контексте следует обратить на новую для российского законодательства процедуру, именуемую "реструктуризация долгов гражданина". Оговоримся, что для целей Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" под реструктуризацией долгов гражданина следует понимать реабилитационную процедуру, применяемую в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов. Таким образом, по своей сути реструктуризация долгов - это основанное на соглашении прекращение долговых обязательств путем замены указанных обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.
Примечательно, что подобные процедуры с успехом используются в ряде зарубежных законодательств о несостоятельности, например в американском законодательстве. Особая ценность указанной процедуры реструктуризации долгов, недавно введенной в российское законодательство, заключается в том, что она позволяет в полной мере учесть интересы как должника, так и кредиторов, поскольку при составлении плана кредиторы рассчитывают на будущие доходы неплатежеспособного должника, которыми он вполне будет способен рассчитаться с ними.
Реструктуризация долгов может предусматривать полное списание сумм пеней и штрафов, предоставление отсрочек и рассрочек на сумму основного долга и начисленных процентов, а также списание сумм основного долга и начисленных процентов. Порядок реструктуризации долгов гражданина и реализации имущества гражданина определен гл. X, § 1.1, ст. ст. 213.1 - 213.32 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Ключевым вопросом процесса реструктуризации долгов гражданина является составление плана реструктуризации долгов гражданина, в котором должник и его кредиторы вправе ввести такие положения, которые могут отсрочить исполнение обязательств и обязанностей гражданина, а также уменьшить размер денежных обязательств должника. Таким образом, именно составление плана реструктуризации долгов гражданина способствует достижению основной цели процедуры реструктуризации долгов - восстановления платежеспособности гражданина.
Инициатором составления проекта плана согласно п. 1 ст. 213.12 Закона могут быть должник, кредитор или уполномоченный орган. Законодательно определен также срок представления проекта плана: не позднее чем в течение 10 дней после истечения срока для предъявления требований кредиторов. При отсутствии проекта плана финансовый управляющий представляет собранию кредиторов предложение о признании гражданина несостоятельным (банкротом).
Немаловажно указать, что Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривается ознакомление с планом финансового управляющего, должника, конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. После ознакомления с планом реструктуризации долгов гражданина он должен быть одобрен первым собранием кредиторов, которое проводится в установленные сроки - не ранее чем через 20 дней после направления проекта плана для ознакомления и не позже 60 дней со дня истечения срока для предъявления требований кредиторами (абз. 1 п. 5 ст. 213.12 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
При одобрении плана собранием кредиторов должны быть учтены требования, предъявляемые к гражданину, в отношении задолженности которого предлагается план реструктуризации долгов, предусмотренный ст. 213.12 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
В связи с этим особо подчеркнем, что план может быть одобрен только при наличии источника дохода на дату представления плана, о чем говорит норма п. 1 ст. 213.13 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Однако законодатель при этом, к сожалению, не уточняет, должен ли быть указанный источник дохода постоянным, а также не конкретизирует источники дохода. Представляется в указанном контексте, что может быть учтен любой источник дохода, а не только заработная плата. Но можно ли признавать в качестве источника дохода, например, доходы супруга (супруги)? На наш взгляд, подобное возможно, если эти доходы являются общей совместной собственностью супругов.
Наибольшее внимание законодатель уделяет вопросам содержания плана реструктуризации долгов гражданина, чему посвящены нормы, составляющие ст. 213.14 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Еще раз повторим, что процедура реструктуризации долгов гражданина, введенная в законодательство о банкротстве с 1 октября 2015 г., призвана в полной мере учесть интересы как должника, так и его кредиторов. Указанная задача данной процедуры (реструктуризации долгов гражданина) должна находить свое отражение в содержании плана реструктуризации долгов гражданина, регламентации которого и посвящена ст. 213.14 данного Федерального закона. Ввиду особой важности указанной статьи, на наш взгляд, следует подробно остановиться на анализе отдельных ее норм.
Прежде всего из анализа норм п. 1 данной статьи Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" вытекает, что в плане реструктуризации долгов гражданина должны быть определены: сроки и порядок погашения требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в денежной форме как по сумме основного долга, так и по процентам; а также порядок уведомления кредиторов о существенном изменении имущественного положения должника, критерии существенного изменения.
Примечательно, что законодатель не указывает, за счет каких средств должны погашаться требования кредиторов. Следовательно, должник вправе использовать любые законные способы получения денежных средств. Определенным законодательным пробелом является также отсутствие указания на форму и способ оплаты сумм погашения (безналичная или наличная форма оплаты, перечисление на банковский счет), кроме этого, не совсем ясно, на какую дату и каким образом лицо, составляющее план реструктуризации, может определить конечный перечень всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, известных гражданину.
Кроме этого, на наш взгляд, критерии существенного изменения имущественного положения гражданина должны быть перечислены в нормах закона весьма конкретно во избежание множественных толкований (в частности, в качестве таких критериев можно указать: уменьшение доходов, в том числе из-за болезни, и (или) утрата (гибель) незастрахованного имущества, и (или) увеличение обязательств имущественного характера и т.д.).
В п. 2 ст. 213.14 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" достаточно четко устанавливается срок реализации плана реструктуризации долгов гражданина, который, по мысли законодателя, не может составлять более чем три года.
Однако законодателем уточняется, что в случае, если план реструктуризации долгов гражданина утвержден судом, арбитражным судом в порядке, установленном п. 2 ст. 213.17 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (где зафиксирована норма о том, что план реструктуризации долгов гражданина, одобренный собранием кредиторов, подлежит утверждению судом после удовлетворения гражданином требований по текущим обязательствам, погашения задолженности перед кредиторами первой и второй очереди), срок реализации этого плана должен составлять не более чем два года.
Подобное законодательное закрепление отличия срока реализации плана реструктуризации долгов гражданина в случае утверждения судом, очевидно, связано с затратами времени на сами судебные разбирательства.
Следует особо выделить тот факт, что в целях обеспечения равенства прав всех кредиторов законодатель устанавливает в п. 3 ст. 213.14 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" правило, согласно которому условия плана реструктуризации долгов гражданина для голосовавших против его одобрения или не принимавших участия в голосовании кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, не могут быть хуже, чем для голосовавших за его одобрение кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина.
Нормы п. 3 указанной статьи также позволяют сделать вывод о преимущественном положении залоговых кредиторов должника-гражданина. Здесь законодатель четко фиксирует правило о том, что в отношении кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, план реструктуризации долгов гражданина должен предусматривать преимущественное удовлетворение их требований за счет выручки от реализации предмета залога. Следует подчеркнуть, что данное положение полностью корреспондирует с нормами ст. 18.1 "Особенности правового положения кредиторов, требования которых обеспечены залогом имущества должника", в соответствии с положениями которой законодатель фактически относит залоговых кредиторов к кредиторам с особым статусом или даже к особой очереди, преследуя цель максимально защитить их права.
Эта позиция была подчеркнута еще в Постановлении Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29, где отмечено, что возбуждение производства по делу о банкротстве не влечет прекращения залоговых правоотношений <1>. Действительно, подобный подход к положению залоговых кредиторов как в деле о банкротстве вообще, так и в деле о банкротстве должника-гражданина, в частности, следует признать вполне оправданным, поскольку залог имущества, сущность которого заключается в предоставлении кредитору-залогодержателю права на приоритетное удовлетворение своего требования за счет заложенного имущества, по сути, является наиболее надежным способом обеспечения исполнения обязательств.
--------------------------------
<1> Пункт 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" // СПС "КонсультантПлюс".
Примечательно, что в п. 3 ст. 213.14 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" законодатель также уточняет, что денежные средства, вырученные от реализации предмета залога, в полном объеме, но не более чем в размере основной суммы задолженности по обеспеченному залогом обязательству и причитающихся процентов (платы за пользование денежными средствами) направляются конкурсному кредитору, права которого обеспечены залогом имущества гражданина. Отметим, что при этом законодателем предусматривается возможность допустить исключение в плане реструктуризации долгов такого преимущественного удовлетворения. Однако уточним, что это можно сделать только с согласия кредитора, требование которого обеспечено залогом соответствующего имущества гражданина.
В п. 4 ст. 213.14 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" подтверждаются неизменность требований кредиторов первой и второй очереди, а именно: кредиторов, перед которыми гражданин несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, и требования о взыскании алиментов, о выплате выходных пособий, об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, о выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности. Вполне очевидно, что это осуществляется в целях обеспечения социальных гарантий указанным категориям кредиторам и в данном случае кредиторам - физическим лицам.
Интересно отметить, что данный подход к особому положению кредиторов первой и второй очереди пронизывает весь массив норм Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (см., например, ст. ст. 2, 60, 84, 95, 126, 134 - 136, 158). Анализ этих норм позволяет с уверенностью сделать вывод о том, что хотя кредиторы первой и второй очереди не относятся к числу конкурсных кредиторов, их несомненным преимуществом является тот факт, что в отличие от конкурсных кредиторов введение процедуры в деле о банкротстве не лишает их права на немедленное исполнение должником предъявленных ими исполнительных документов, вступивших в законную силу до введения процедуры.
Таким образом, в соответствии с указанным подходом п. 4 ст. 213.14 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" устанавливает, что требования кредиторов, перед которыми гражданин несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о взыскании алиментов, о выплате выходных пособий, об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, о выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности не включаются в план реструктуризации долгов гражданина.
В силу п. 5 ст. 213.14 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" план реструктуризации долгов гражданина должен предусматривать погашение требований конкурсных кредиторов и уполномоченного органа пропорционально сумме требований кредиторов, включенных в план реструктуризации долгов гражданина. В данном контексте еще раз подчеркивается базовый принцип законодательства о несостоятельности, - принцип пропорциональности, призванный обеспечивать равенство прав всех кредиторов.
Примечательно, что указанные нормы позволяют включить в план реструктуризации долгов гражданина положение о погашении не в полном размере требований давшего такое согласие лица. Таким образом, законодатель указывает на существующую у должника возможность погашения требований не в полном размере с согласия конкурсного кредитора или уполномоченного органа, однако не устанавливает правовую форму подобного снижения долга. Представляется, что в судебной процедуре это может быть оформлено посредством мирового соглашения либо сам план следует рассматривать в качестве основания мирового соглашения. Главное, что в результате должник и его кредиторы могут договориться об уменьшении размера долга. При этом отметим, что для конкурсных кредиторов уменьшение долга зависит исключительно от их воли. Уполномоченные органы при введении в план условий о реструктуризации долга должны учитывать нормы публичного законодательства.
Нормы же п. 6 ст. 213.14 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" являются логическим продолжением правила, четко зафиксированного законодателем в ранее указанном п. 3 данной статьи касательно того, что в отношении кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, план реструктуризации долгов гражданина должен предусматривать преимущественное удовлетворение их требований за счет выручки от реализации предмета залога. Фактически законодатель уточняет еще один возможный пункт содержания плана реструктуризации долгов гражданина, в который также можно включить положения о порядке и сроках продажи имущества, являющегося предметом залога (ипотеки).
Отметим, что правовые последствия утверждения плана реструктуризации долгов установлены ст. 213.14 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и включают в себя: а) предъявление требований кредиторов, включенных в план, только на условиях плана, а не участвующих в плане в порядке, предусмотренном Законом; б) возможность кредиторов требовать возмещения убытков в связи с утверждением плана; в) запрет зачета встречных предусмотрен данным Законом; г) отмену ранее принятых судом обеспечительных мер; д) наложение ограничений по распоряжению имуществом исключительно в производстве по делу о несостоятельности; е) запрет начисления санкций за неисполнение денежных обязательств и обязательных платежей, включенных в план; ж) обязанность должника по уведомлению конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о существенном изменении своего имущественного положения в течение 15 дней с даты такого изменения; з) начисление процентов по правилам п. 2 ст. 213.19 указанного Закона на сумму требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в план; и) обязанность гражданина сообщать о применении плана реструктуризации долгов в течение определенного срока.
Завершение исполнения плана реструктуризации долгов осуществляется в судебном порядке. За месяц до истечения срока плана реструктуризации долгов финансовый управляющий готовит отчет о результатах исполнения плана. Отчет и документы об исполнении плана направляются конкурсным кредиторам, уполномоченным органам и в суд.
Примечательно, что исполнение плана означает для должника прекращение судебной процедуры. Если требования кредиторов удовлетворены в полном объеме, как это предусмотрено планом, то созывается судебное заседание, на котором рассматривается отчет финансового управляющего об исполнении плана и жалобы кредиторов, а по окончании которого выносится определение о завершении процедуры реструктуризации долгов (абз. 2 п. 5 ст. 213.22 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
Если же требования кредиторов не удовлетворены или не получено отчета в установленные сроки, финансовый управляющий, конкурсный кредитор или уполномоченный орган созывают собрание кредиторов, на котором принимается решение об обращении в суд с ходатайством об отмене плана реструктуризации долгов, о чем суд принимает определение и признает должника несостоятельным (банкротом). Основания отмены плана установлены ст. 213.21 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". В этом случае вводится процедура реализации имущества гражданина, которая, в целом не являясь для российского законодательства новеллой, весьма схожа с аналогичной процедурой реализации имущества юридического лица, осуществляемой в рамках таких процедур банкротства, как внешнее управление и конкурсное производство. Поэтому в рамках настоящей публикации мы намеренно не ставили задачи по детальному анализу названной процедуры.
Кратко лишь отметим, что само введение процедуры реализации имущества происходит по основаниям, указанным в абз. 1 - 4 п. 1 ст. 213.24 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)":
- не представлен план реструктуризации долгов;
- не одобрен план реструктуризации долгов собранием кредиторов, за исключением случая, когда судом вынесено определение об отложении вопроса об утверждении плана;
- план реструктуризации долгов отменен судом;
- возобновлено производство по делу в случае нарушения условий мирового соглашения (п. 7 ст. 213.31) и в других случаях возобновления производства (п. 4 ст. 213.29 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"). Отметим также, что срок процедуры составляет не более шести месяцев, но может быть продлен.
В ч. 3 ст. 213.24 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлено правовое последствие принятия решения судом о признании должника банкротом в виде временного ограничения права на выезд гражданина из Российской Федерации. Причем законодатель уточняет, что действует указанное временное ограничение права на выезд гражданина из Российской Федерации до даты вынесения определения о завершении или прекращении производства по делу о банкротстве гражданина, в том числе в результате утверждения судом мирового соглашения. При наличии уважительной причины, по которой требуется выезд гражданина из Российской Федерации, по ходатайству гражданина и с учетом мнения кредиторов и финансового управляющего суд вправе досрочно отменить временное ограничение права на выезд гражданина из Российской Федерации. Копии определений об установлении временного ограничения права на выезд гражданина из Российской Федерации и об отмене установленного временного ограничения направляются гражданину, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и в пограничные органы.
В завершение рассмотрения данного вопроса нам представляется целесообразным обобщить все закрепленные законодателем в ст. 213.24 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" правовые последствия признания гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, несостоятельным (банкротом). В результате можно констатировать, что, по мысли законодателя, к ним следует отнести:
- переход прав на принадлежащее ему имущество, включенное в конкурсную массу, к финансовому управляющему, действующему от имени должника; осуществление им прав должника по его счетам и вкладам в кредитных организациях, осуществление им прав учредителя (участника) юридического лица, представительство интересов должника в судах;
- ничтожность сделок, совершенных должником со своим имуществом;
- запрет открывать банковские счета и вклады в кредитных организациях и распоряжаться ими;
- исполнение обязательств третьими лицами перед гражданином только финансовому управляющему;
- возможность участвовать в судебных заседаниях наряду с финансовым управляющим.
Подытоживая все вышесказанное, на наш взгляд, важно еще раз подчеркнуть, что в целом значение законодательных новелл, посвященных банкротству граждан, трудно переоценить для развития современной экономики. Ведь отсутствие действенных рычагов эластичного влияния на экономическое поведение населения, позволяющих цивилизовано решить проблемы кредитных долгов, могло бы существенно снизить потребительскую активность граждан и соответственно нанести значительный ущерб всему рыночному хозяйству.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Дата размещения статьи: 10.01.2022
Дата размещения статьи: 24.12.2021
Дата размещения статьи: 22.12.2021
Дата размещения статьи: 09.12.2021
Дата размещения статьи: 09.12.2021
Навигация