Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Проблемы закрепления антикоррупционных стандартов в области государственной и муниципальной службы (Антонова Н.А.)

Проблемы закрепления антикоррупционных стандартов в области государственной и муниципальной службы (Антонова Н.А.)

Дата размещения статьи: 28.04.2017

Особый правовой статус публичных служащих предопределяется особенностью самой публичной службы. Исходя из этого, законодатель, регламентируя правовое положение этих лиц, вправе устанавливать в этой сфере и особые требования к поведению таких лиц. Ведь, находясь на публичной службе, служащий должен быть готов к тому, что к его поведению, моральному облику предъявляются особые требования, обусловленные значением публичной службы.
Правовой статус гражданских служащих определен Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <1>, регламентирующим вопросы прохождения гражданской службы, а муниципальных служащих - соответственно Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в РФ" <2>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
<2> СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1152.

Центральной частью статуса служащего являются ограничения, связанные с гражданской службой, условия, при которых гражданин не может быть принят на гражданскую службу. Сюда же относятся запреты, связанные с гражданской службой. С этими элементами статуса государственного гражданского служащего связан и порядок урегулирования конфликта интересов на гражданской службе. Также гражданский служащий наделен обязанностью представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, закрепленной в ст. 20 Федерального закона о гражданской службе.
Аналогичные нормы, закрепляющие обязанности, ограничения, запреты и требования к служебному поведению, установлены Законом о муниципальной службе в отношении лиц, осуществляющих службу в муниципальных образованиях.
Данные категории (запреты, ограничения, требования к поведению) объединяются в общее понятие "антикоррупционные стандарты".
В литературе высказывается мнение о том, что к антикоррупционным стандартам следует отнести и административные процедуры, т.е. установленный порядок поступления на службу и ее прохождения, включая проведение конкурсов на замещение вакантных должностей и др. Однако, на наш взгляд, такой подход не является верным. Безусловно, строгое соблюдение административных процедур является способом реализации принципа равного доступа граждан к государственной гражданской и муниципальной службе и тем самым средством противодействия коррупции, но тогда в антикоррупционный стандарт надо было бы включать практически все нормы, регулирующие службу, поскольку они в той или иной степени направлены на предупреждение коррупции. Думается, не стоит так безмерно расширять содержание такой категории, как антикоррупционный стандарт.
Формирование антикоррупционных стандартов связано с началом развернувшейся в стране работы по подготовке законопроекта о противодействии коррупции. Начало этой работы было положено путем принятия 25 декабря 2008 г. Федерального закона N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <3>.
--------------------------------
<3> СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228.

Главное, что нас интересует в рамках данной темы, - то, что в ст. 7 Федерального закона N 273-ФЗ предусмотрено "введение антикоррупционных стандартов", т.е. установление для соответствующей области социальной деятельности единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции.
Названный акт в дальнейшем лег в основу формирования законодательства, которое мы сейчас именуем в целом законодательством в сфере противодействия коррупции.
Реализуя одно из направлений противодействия коррупции - ее предупреждение, законодатель пошел по пути формирования таких условий осуществления властных полномочий служащими, а также лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, при которых совершение коррупционных правонарушений было бы невозможно.
Особое значение среди таких актов имеет Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" <4>. Принятие этого акта ознаменовало расширение числа тех лиц, на которых распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом о противодействии коррупции. К числу таких лиц были отнесены военнослужащие, сотрудники органов прокуратуры и таможенных органов, служащие органов внутренних дел, судебные приставы.
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6235.

Это еще раз подтверждает тезис о необходимости комплексного и систематизированного подхода к правовому регулированию деятельности по противодействию коррупции. В противном случае неизбежно в законодательстве появляются противоречия, при устранении которых нередко возникают еще большие проблемы.
Практика развития законодательства о противодействии коррупции пошла по пути унификации требований, предъявляемых как к государственным (муниципальным) служащим, так и к лицам, замещающим государственные или муниципальные должности. В частности, был принят Федеральный закон N 329-ФЗ, внесший изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции <5>. В соответствии с данным актом системой антикоррупционных ограничений, запретов и обязанностей были охвачены уже и лица, занимающие государственные и муниципальные должности. Более того, такие антикоррупционные стандарты стали частью статуса работников государственных корпораций и фондов, а также организаций, создаваемых для выполнения поставленных перед государственными органами задач. Таким образом, антикоррупционное законодательство РФ приблизилось по духу к международным актам в этой сфере, которые закрепляют требования борьбы с коррупцией как в государственной, так и негосударственной сферах.
--------------------------------
<5> Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" // СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6730.

В ходе выполнения программы реформирования системы государственной службы, которая определила цель - развитие законодательства о военной и правоохранительной службах, был принят Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <6>. Данный акт урегулировал отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел. Посредством установления ограничений и обязательств при прохождении государственной службы была обусловлена взаимосвязь государственной гражданской службы и службы в правоохранительных органах.
--------------------------------
<6> СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 1). Ст. 7020.

Правовая основа антикоррупционных стандартов получила развитие в Национальном плане противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы, утвержденном Указом Президента РФ от 13 марта 2012 г. N 297 <7>. В частности, этим актом была предусмотрена подготовка предложений о порядке распространения антикоррупционных стандартов, установленных для государственных служащих, на лиц, замещающих должности в организациях, создаваемых Российской Федерацией. Более того, к категории лиц, в отношении которых действовали бы такие стандарты, были отнесены и лица, замещающие отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами. Таким образом, законодатель пошел по пути расширения перечня лиц, на которых может быть распространен антикоррупционный стандарт поведения. Критерием определения такого перечня является выполнение государственных задач.
--------------------------------
<7> СЗ РФ. 2012. N 12. Ст. 1391.

Исходя из вышеизложенного, в системе правового регулирования противодействия коррупции на государственной гражданской и муниципальной службе особое место занимают антикоррупционные стандарты служебного поведения, установленные специально для государственных гражданских и муниципальных служащих, а также лиц, замещающих государственные или муниципальные должности.
Формирование и правовое закрепление антикоррупционных стандартов идет по двум направлениям. Во-первых, определяются элементы, которые должны быть включены в стандарт. И здесь законодатель весьма непоследовательно определяет такие элементы. То в стандарт включаются запреты, ограничения, гарантии, требования к поведению, то законодатель, меняя свою позицию, исключает гарантии из этого перечня и устанавливает, что к стандарту следует относить запреты, ограничения и дозволения. Что касается дозволений, то такой подход является весьма спорным. Во-первых, такого элемента статуса как государственного, так и муниципального служащего вообще законодательство не закрепляет. Во-вторых, такая категория, как дозволения, на наш взгляд, неуместна в составе стандарта, поскольку деятельность публичного служащего должна быть основана на принципе законодательного определения границ его поведения.
В субъектах Федерации установлены стандарты для государственных гражданских служащих тех или иных органов и для муниципальных служащих. Так, Приказом Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 1 июля 2013 г. утвержден стандарт антикоррупционного поведения государственного гражданского служащего Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам <8>. Правительством Калининградской области утверждены антикоррупционные стандарты поведения для муниципального служащего Калининградской области <9>. Однако и в том, и в другом случае в стандартах антикоррупционного поведения служащих собраны воедино запреты, ограничения, обязанности служащего, закрепленные в действующем законодательстве.
--------------------------------
<8> URL: http://docs.cntd.ru/.
<9> URL: http://polessk.gov39.ru/.

В том виде, в каком эти стандарты сейчас принимаются в субъектах Федерации, они практически ничего не добавляют к уже закрепленному в законодательстве набору обязанностей, ограничений, запретов для служащих. В этой связи небезосновательным является предложение, высказанное специалистами в области противодействия коррупции, суть которого заключается в том, что "должны получить развитие новые антикоррупционные запреты в системе государственной службы, которые будут находиться в зависимости от сферы государственного управления, от функции, которую выполняет соответствующий служащий, а также от коррупционных рисков, связанных со служебной деятельностью чиновника и занимаемой им должностью" <10>.
--------------------------------
<10> Костенников М.В., Куракин А.В. Антикоррупционные стандарты служебного поведения государственных гражданских служащих // Административное право. 2014. N 4 (13). С. 31.

Действительно, до сих пор нет единообразия в решении вопроса о формах закрепления антикоррупционного стандарта. Федерального акта, который бы был посвящен определению не только понятия, но и содержания антикоррупционного стандарта, нет. На местах, как было сказано, иногда принимаются акты, закрепляющие стандарт антикоррупционного поведения для служащих того или иного органа. Однако такие акты включают в себя лишь отдельные нормы федерального законодательства, закрепляющие обязанности, запреты, ограничения служащих. С одной стороны, возникает вопрос о правовой природе таких актов. Опираясь на теорию правовых актов, можно сделать однозначный вывод о том, что эти акты не являются нормативными, поскольку они не устанавливают, не изменяют и не отменяют норм права. Тогда возникает вопрос: зачем формировать такой документ, переписывая в него нормы из действующего законодательства? С другой стороны, можно ли вообще говорить о рациональности закрепления стандарта поведения служащего отдельного органа (или вида службы)? Ведь сам термин "стандарт" означает норму, образец, эталон. А получается, что таких эталонов несколько, для каждого органа (или службы) свой особый. На наш взгляд, это не совсем рациональный путь. А уж если допускать возможность установления стандартов для того или иного вида службы или органа, то они (эти стандарты) должны находиться в зависимости от функции, которую выполняет соответствующий служащий, а также от коррупционных рисков, связанных со служебной деятельностью чиновника и занимаемой им должностью.
Подводя итог, можно говорить о том, что, во-первых, антикоррупционные стандарты должны быть ориентированы на особенности сферы публичной службы, где они будут применяться. Во-вторых, к числу элементов такого стандарта должны быть отнесены запреты, ограничения, требования к служебному поведению и гарантии публичного служащего. В-третьих, стандарт является категорией подвижной. В силу того что антикоррупционное законодательство постоянно совершенствуется, и в основном в сторону усиления ответственности или повышения требований к поведению служащих, то и стандарт должен будет время от времени обновляться. В-четвертых, закрепление антикоррупционного стандарта должно происходить в локальных актах, закрепляющих особенности правового положения служащего, исходя из специфики и вида службы.

Литература

1. Братановский С.Н. Права и обязанности муниципального служащего: понятие и отдельные аспекты их совершенствования // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 3. С. 60 - 63.
2. Киреева Е.Ю. Проблемы реализации принципа взаимосвязи государственной и муниципальной службы // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 3. С. 38 - 40.
3. Киреева Е.Ю. Правовой статус муниципальных служащих в Российской Федерации. М.: Изд-во РАГС, 2008.
4. Костенников М.В., Куракин А.В. Антикоррупционные стандарты служебного поведения государственных гражданских служащих // Административное право. 2014. N 4 (13). С. 31.
5. Муравченко В.Б. Институт муниципальной службы в политической системе общества // Вопросы правоведения. 2012. N 1 (13).
6. Онохова В.В. Поступление на муниципальную службу: правовое регулирование и практика реализации законодательства о муниципальной службе. Иркутск: Ин-т законодательства и правовой информации имени М.М. Сперанского; Фонд "Право и демократия", 2009.
7. Пресняков М.В., Чанов С.Е. Оплата труда должностных лиц местного самоуправления: вопросы правовой определенности // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 10. С. 31 - 34.
8. Санеев В.А. Законодательное регулирование муниципальной службы в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.
9. Чаннов С.Е. Муниципальная служба в контексте служебного и трудового права: публичность или квазипубличность // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 18. С. 24 - 30.
10. Шамарова Г.М. Правовое регулирование муниципальной службы в современных условиях развития муниципальных образований // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. N 3. С. 38 - 43.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


15 сентября 2017 г.
Проект Федерального закона №266932-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.




1 сентября 2017 г.
Вступила в силу ст. 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Указанной  статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.




15 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 249505-7 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - увеличение эффективности налогового стимулирования, снижение административной нагрузки на бизнес и обеспечение стабильности и предсказуемости системы налогообложения. Так законопроектом предлагается сократить сроки проведения камеральной проверки, учитывая современные системы контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Кроме того, предметом повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации с уменьшением исчисленной суммы налога может быть только обоснованность уменьшения налога на основании измененных в уточненной декларации сведений.




2 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 239932-7 "О внесении изменений в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц"

В настоящее время законодательство о банкротстве предусматривает недостаточно эффективные механизмы реабилитационных процедур. При этом они редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников. Цель данного законопроекта - расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц, а также введение новой реабилитационной процедуры - реструктуризации долгов.




28 июля 2017 г.
Проект федерального закона № 237568-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"

Принятие данного законопроекта будет способствовать обеспечению защиты прав граждан-должников по потребительским кредитам (займам) посредством установления правового механизма, ограничивающего возможные злоупотребления в данной сферы, а также способствующего вытеснению с рынка не профессиональных кредиторов, а также кредиторов, ведущих недобросовестную деятельность, связанную с предоставлением потребительских кредитов (займов).



В центре внимания:


Нет обязательств - нет возмещения (Гапизов Ш.)

Дата размещения статьи: 05.09.2017

подробнее>>

Штраф за нарушение прав потребителей: НДФЛ и налог на прибыль (Дружинин А.В.)

Дата размещения статьи: 05.09.2017

подробнее>>

Возврат денежных средств, потраченных на виртуальные ценности, невозможен (Пешков А.В.)

Дата размещения статьи: 05.09.2017

подробнее>>

Корректировка базы по НДС при премировании покупателей (Бычков А.И.)

Дата размещения статьи: 05.09.2017

подробнее>>

Обременения застройщика многоквартирных жилых домов: учет и налогообложение (Знаменщиков С.А.)

Дата размещения статьи: 05.09.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта