Дата размещения статьи: 28.04.2017
Каждый человек имеет природное неотъемлемое право на охрану здоровья, и это право является одним из приоритетных в системе конституционных прав граждан. Конституцией Российской Федерации задекларировано, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Лица, которые отбывают наказание в виде лишения свободы, имеют такое же право на надлежащую медицинскую помощь и лечение, как и все граждане. Вместе с тем порядок реализации этого права существенно отличается, так как указанные лица не могут свободно им пользоваться.
Цель исследования состоит в анализе комплекса нормативных правовых актов, которые регулируют конституционное право на охрану здоровья осужденных к лишению свободы, и проблем, которые возникают при его реализации.
Существует значительное количество публикаций, которые непосредственно касаются конституционных прав осужденных к лишению свободы. Различные аспекты реализации и гарантирования прав и свобод человека и гражданина, в том числе такой категории лиц, как заключенные под стражу, достаточно полно раскрыты в работах многих авторов. Безусловно, они имеют важное теоретическое и практическое значение. Констатируя определенные достижения в исследовании этих вопросов, нельзя не признать, что в целом их теоретическая разработка должна быть продолжена.
Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закрепил охрану здоровья граждан как систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи <1>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // Российская газета. 2011. 23 ноября.
Однако реализация конституционного права на здоровье и его охрану лицами, осужденными к лишению свободы, имеет определенные преграды. Общие положения медико-санитарного обеспечения осужденных к лишению свободы предусмотрены Уголовно-исполнительным кодексом, а именно: осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения. Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения. Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных <2>.
--------------------------------
<2> Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ (в ред. от 13 июля 2015 г.). URL: http://www.consultant.ru/popular/uikrf/.
В Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации "О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенных под стражу" определено, что предоставляемая медицинская помощь оказывается в объемах, предусмотренных программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи <3>. Анализируя указанную норму, можно сделать вывод, что она, по сути, предусматривает определенное ограничение объемов медицинской помощи осужденным.
--------------------------------
<3> Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 17 октября 2005 г. N 640/190 "О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу". URL: http://zakonbase.ru/content/part/452897.
Эти лица также могут получать дополнительную лечебно-профилактическую помощь, оплачиваемую за счет собственных средств. Такие медицинские услуги предоставляются специалистами лечебно-профилактических учреждений государственной или муниципальной систем здравоохранения в медицинской части исправительного учреждения, в условиях лечебно-профилактических учреждений или лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы. В исключительных случаях, когда невозможно предоставить необходимую медицинскую услугу в указанных условиях, она может быть выполнена в соответствующем учреждении здравоохранения <4>.
--------------------------------
<4> См.: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N 205 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений". URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=86575.
Указанное положение является достаточно прогрессивным, вместе с тем тяжело реализуется на практике, учитывая соответствующие требования режима, что фактически лишает осужденного такого права в полном объеме.
Однако, несмотря на предпринимаемые попытки на законодательном уровне максимально обеспечить надлежащее обеспечение права на охрану здоровья осужденных, статистика остается неутешительной. Так, показатель первичной заболеваемости лиц, содержащихся в УИС, в 2014 г. снизился на 7,2%, при этом общая заболеваемость снизилась на 0,6%. Показатель смертности в учреждениях УИС снизился всего на 1% <5>. Это приводит к необходимости разрешения многих проблем.
--------------------------------
<5> Подведены итоги деятельности управления организации медико-санитарного обеспечения ФСИН России в 2014 году и постановке задач на 2015 год. URL: www.fsin.su/structure/medicine/.
В настоящее время идет активный процесс реформирования системы органов исполнительной власти, продолжается становление правовых институтов государства, гуманизация общественных отношений в системе "государство - осужденные". Одним из главных принципов оказания медицинской помощи является ее доступность <6>, и исходя из этого считаем, что "тюремная" медицина должна быть на более высоком уровне.
--------------------------------
<6> Романовский Г.Б. Конституционные права человека и современные биотехнологии // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 5. С. 28.
Для достижения этой цели в 2010 г. была принята Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года, в которую заложены гарантии соблюдения прав и законных интересов лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, в том числе в части их медицинского обслуживания. В основу Концепции положены требования международных стандартов по обращению с заключенными, в особенности положения Европейских пенитенциарных правил, рекомендованных Комитетом министров Совета Европы, и Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятых Организацией Объединенных Наций.
Так, в соответствии с Европейскими пенитенциарными правилами каждое пенитенциарное учреждение должно обслуживаться хотя бы одним врачом общей практики. Организация медицинского обслуживания должна осуществляться в тесном контакте с администрацией местной или национальной службы здравоохранения. Оно должно включать психиатрическую службу, обеспечивающую диагностику и, если необходимо, лечение психических расстройств. Заключенные, нуждающиеся в специализированной медицинской помощи, переводятся в специализированные учреждения или общегражданские больницы. В тех случаях, когда в месте лишения свободы имеется стационар, он должен быть оснащен оборудованием и фармацевтическими средствами, позволяющими обеспечить должные заботу и лечение больным заключенным, а соответствующий персонал должен обладать достаточной профессиональной подготовкой <7>.
--------------------------------
<7> Европейские пенитенциарные правила: Рекомендация N Rec (2006) Комитета Министров Совета Европы от 11 января 2006 года. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875.-пр.26.
Концепция предполагает развитие медицинской службы уголовно-исполнительной системы в соответствии с основными концептуальными направлениями совершенствования системы здравоохранения Российской Федерации; участие в реализации федеральных целевых программ, приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения; обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи на основе его рационального распределения между учреждениями (подразделениями) здравоохранения уголовно-исполнительной системы и учреждениями государственной системы здравоохранения исходя из принципов ее доступности и качества <8>.
--------------------------------
<8> Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р. URL: http://www.rg.ru/2011/03/08/penitenciariya-site-dok.html.
Анализируя требования международных стандартов, стоит отметить, что в целом национальное законодательство в сфере охраны здоровья заключенных не противоречит им, вместе с тем реализация этого конституционного права должна быть организована более доступно в целях дальнейшей реабилитации заключенных и в помощь медицинским службам пенитенциарной системы.
Для решения этой важнейшей задачи считаем необходимым обеспечить надлежащее финансирование для совершенствования и укрепления материально-технической базы лечебных исправительных учреждений, медицинских частей, лечебно-профилактических учреждений; оснащение их современным оборудованием; улучшение лекарственного обеспечения осужденных; дальнейшее принятие необходимых нормативных правовых актов, регулирующих вопросы взаимодействия учреждений здравоохранения уголовно-исполнительной системы с муниципальной системой здравоохранения; поддержание и обеспечение профессионализма сотрудников пенитенциарного здравоохранения. В дальнейшем следует реализовывать новые подходы в реформировании пенитенциарной системы путем создания условий для исправления, ресоциализации и адаптации осужденных, предупреждения совершения ими новых преступлений, приближение условий содержания осужденных к соответствующим международным стандартам.
Литература
1. Европейские пенитенциарные правила: Рекомендация N Rec (2006) Комитета Министров Совета Европы от 11 января 2006 года. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875.
2. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р. URL: http://www.rg.ru/2011/03/08/penitenciariya-site-dok.html.
3. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными: приняты на первом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/prison.shtml.
4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. (в ред. от 13 июля 2015 г.). URL: http://www.consultant.ru/popular/uikrf/.
5. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // Российская газета. 2011. 23 ноября.
6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 17 октября 2005 г. N 640/190 "О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу". URL: http://zakonbase.ru/content/part/452897.
7. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N 205 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений". URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=86575.
8. Гошуляк В.В., Романовский Г.Б., Синцов Г.В. Состояние и задачи реализации, обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (ответы ученых) // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 1. С. 30 - 32.
9. Романовский Г.Б. Конституционные права человека и современные биотехнологии // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 5. С. 28.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Дата размещения статьи: 12.01.2022
Навигация