Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Проблемы реализации конституционного права на охрану здоровья лиц, осужденных к лишению свободы (Климова Д.В.)

Проблемы реализации конституционного права на охрану здоровья лиц, осужденных к лишению свободы (Климова Д.В.)

Дата размещения статьи: 28.04.2017

Каждый человек имеет природное неотъемлемое право на охрану здоровья, и это право является одним из приоритетных в системе конституционных прав граждан. Конституцией Российской Федерации задекларировано, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Лица, которые отбывают наказание в виде лишения свободы, имеют такое же право на надлежащую медицинскую помощь и лечение, как и все граждане. Вместе с тем порядок реализации этого права существенно отличается, так как указанные лица не могут свободно им пользоваться.

Цель исследования состоит в анализе комплекса нормативных правовых актов, которые регулируют конституционное право на охрану здоровья осужденных к лишению свободы, и проблем, которые возникают при его реализации.
Существует значительное количество публикаций, которые непосредственно касаются конституционных прав осужденных к лишению свободы. Различные аспекты реализации и гарантирования прав и свобод человека и гражданина, в том числе такой категории лиц, как заключенные под стражу, достаточно полно раскрыты в работах многих авторов. Безусловно, они имеют важное теоретическое и практическое значение. Констатируя определенные достижения в исследовании этих вопросов, нельзя не признать, что в целом их теоретическая разработка должна быть продолжена.
Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закрепил охрану здоровья граждан как систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи <1>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // Российская газета. 2011. 23 ноября.

Однако реализация конституционного права на здоровье и его охрану лицами, осужденными к лишению свободы, имеет определенные преграды. Общие положения медико-санитарного обеспечения осужденных к лишению свободы предусмотрены Уголовно-исполнительным кодексом, а именно: осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения. Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения. Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных <2>.
--------------------------------
<2> Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ (в ред. от 13 июля 2015 г.). URL: http://www.consultant.ru/popular/uikrf/.

В Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации "О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенных под стражу" определено, что предоставляемая медицинская помощь оказывается в объемах, предусмотренных программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи <3>. Анализируя указанную норму, можно сделать вывод, что она, по сути, предусматривает определенное ограничение объемов медицинской помощи осужденным.
--------------------------------
<3> Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 17 октября 2005 г. N 640/190 "О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу". URL: http://zakonbase.ru/content/part/452897.

Эти лица также могут получать дополнительную лечебно-профилактическую помощь, оплачиваемую за счет собственных средств. Такие медицинские услуги предоставляются специалистами лечебно-профилактических учреждений государственной или муниципальной систем здравоохранения в медицинской части исправительного учреждения, в условиях лечебно-профилактических учреждений или лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы. В исключительных случаях, когда невозможно предоставить необходимую медицинскую услугу в указанных условиях, она может быть выполнена в соответствующем учреждении здравоохранения <4>.
--------------------------------
<4> См.: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N 205 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений". URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=86575.

Указанное положение является достаточно прогрессивным, вместе с тем тяжело реализуется на практике, учитывая соответствующие требования режима, что фактически лишает осужденного такого права в полном объеме.
Однако, несмотря на предпринимаемые попытки на законодательном уровне максимально обеспечить надлежащее обеспечение права на охрану здоровья осужденных, статистика остается неутешительной. Так, показатель первичной заболеваемости лиц, содержащихся в УИС, в 2014 г. снизился на 7,2%, при этом общая заболеваемость снизилась на 0,6%. Показатель смертности в учреждениях УИС снизился всего на 1% <5>. Это приводит к необходимости разрешения многих проблем.
--------------------------------
<5> Подведены итоги деятельности управления организации медико-санитарного обеспечения ФСИН России в 2014 году и постановке задач на 2015 год. URL: www.fsin.su/structure/medicine/.

В настоящее время идет активный процесс реформирования системы органов исполнительной власти, продолжается становление правовых институтов государства, гуманизация общественных отношений в системе "государство - осужденные". Одним из главных принципов оказания медицинской помощи является ее доступность <6>, и исходя из этого считаем, что "тюремная" медицина должна быть на более высоком уровне.
--------------------------------
<6> Романовский Г.Б. Конституционные права человека и современные биотехнологии // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 5. С. 28.

Для достижения этой цели в 2010 г. была принята Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года, в которую заложены гарантии соблюдения прав и законных интересов лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, в том числе в части их медицинского обслуживания. В основу Концепции положены требования международных стандартов по обращению с заключенными, в особенности положения Европейских пенитенциарных правил, рекомендованных Комитетом министров Совета Европы, и Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятых Организацией Объединенных Наций.
Так, в соответствии с Европейскими пенитенциарными правилами каждое пенитенциарное учреждение должно обслуживаться хотя бы одним врачом общей практики. Организация медицинского обслуживания должна осуществляться в тесном контакте с администрацией местной или национальной службы здравоохранения. Оно должно включать психиатрическую службу, обеспечивающую диагностику и, если необходимо, лечение психических расстройств. Заключенные, нуждающиеся в специализированной медицинской помощи, переводятся в специализированные учреждения или общегражданские больницы. В тех случаях, когда в месте лишения свободы имеется стационар, он должен быть оснащен оборудованием и фармацевтическими средствами, позволяющими обеспечить должные заботу и лечение больным заключенным, а соответствующий персонал должен обладать достаточной профессиональной подготовкой <7>.
--------------------------------
<7> Европейские пенитенциарные правила: Рекомендация N Rec (2006) Комитета Министров Совета Европы от 11 января 2006 года. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875.-пр.26.

Концепция предполагает развитие медицинской службы уголовно-исполнительной системы в соответствии с основными концептуальными направлениями совершенствования системы здравоохранения Российской Федерации; участие в реализации федеральных целевых программ, приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения; обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи на основе его рационального распределения между учреждениями (подразделениями) здравоохранения уголовно-исполнительной системы и учреждениями государственной системы здравоохранения исходя из принципов ее доступности и качества <8>.
--------------------------------
<8> Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р. URL: http://www.rg.ru/2011/03/08/penitenciariya-site-dok.html.

Анализируя требования международных стандартов, стоит отметить, что в целом национальное законодательство в сфере охраны здоровья заключенных не противоречит им, вместе с тем реализация этого конституционного права должна быть организована более доступно в целях дальнейшей реабилитации заключенных и в помощь медицинским службам пенитенциарной системы.
Для решения этой важнейшей задачи считаем необходимым обеспечить надлежащее финансирование для совершенствования и укрепления материально-технической базы лечебных исправительных учреждений, медицинских частей, лечебно-профилактических учреждений; оснащение их современным оборудованием; улучшение лекарственного обеспечения осужденных; дальнейшее принятие необходимых нормативных правовых актов, регулирующих вопросы взаимодействия учреждений здравоохранения уголовно-исполнительной системы с муниципальной системой здравоохранения; поддержание и обеспечение профессионализма сотрудников пенитенциарного здравоохранения. В дальнейшем следует реализовывать новые подходы в реформировании пенитенциарной системы путем создания условий для исправления, ресоциализации и адаптации осужденных, предупреждения совершения ими новых преступлений, приближение условий содержания осужденных к соответствующим международным стандартам.

Литература

1. Европейские пенитенциарные правила: Рекомендация N Rec (2006) Комитета Министров Совета Европы от 11 января 2006 года. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875.
2. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р. URL: http://www.rg.ru/2011/03/08/penitenciariya-site-dok.html.
3. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными: приняты на первом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/prison.shtml.
4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. (в ред. от 13 июля 2015 г.). URL: http://www.consultant.ru/popular/uikrf/.
5. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // Российская газета. 2011. 23 ноября.
6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 17 октября 2005 г. N 640/190 "О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу". URL: http://zakonbase.ru/content/part/452897.
7. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N 205 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений". URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=86575.
8. Гошуляк В.В., Романовский Г.Б., Синцов Г.В. Состояние и задачи реализации, обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (ответы ученых) // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 1. С. 30 - 32.
9. Романовский Г.Б. Конституционные права человека и современные биотехнологии // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 5. С. 28.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 ноября 2017 г.
Проект Федерального закона № 311128-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части санации страховых организаций"

Законопроект подготовлен во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 9 июля 2017 г. № Пр-1329. Его цель - совершенствование законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) в части введения возможности осуществления мер по предупреждению банкротства страховой организации с участием Банка по аналогии с процедурой финансового оздоровления кредитных организаций.




25 октября 2017 г.
Проект Федерального закона № 296412-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)"

Целью Законопроекта является закрепление механизма по противодействию несанкционированным переводам денежных средств, не требующего существенных временных и финансовых трудовых затрат, как первый шаг на пути создания унифицированной и комплексной системы противодействия любым несанкционированным операциям на финансовом рынке, которая в дальнейшем может быть распространена и на другие сектора финансового рынка (рынок ценных бумаг, страховой рынок и т.д.).




17 октября 2017 г.
Проект Федерального закона № 287844-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"

Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена тем, что по действующему законодательству очередность погашения требований, предусмотренная ч. 20 ст. 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" и подлежащая применению к отношениям по договорам потребительского кредита (займа), ставит граждан-потребителей в худшее положение по сравнению с предпринимателями, к которым применим общий порядок, предусмотренный статьей 319 ГК РФ, которая не допускает установления более высокого приоритета требований по уплате неустойки перед требованиями по погашению основного долга и процентов на него.




15 сентября 2017 г.
Проект Федерального закона № 266932-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.




1 сентября 2017 г.
Вступила в силу ст. 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Указанной  статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.



В центре внимания:


Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Когда приоритет нарушает запрет (Тальцева Л.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Налоговая проверка ИП проводится по месту жительства физлица (Лермонтов Ю.М.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта