Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Правовые формы предпринимательской деятельности > Государственные и муниципальные унитарные предприятия > Унитарные предприятия в контрактной системе (Конышева Т.А.)

Унитарные предприятия в контрактной системе (Конышева Т.А.)

Дата размещения статьи: 01.06.2017

3 июля 2016 года принят Федеральный закон от 03.07.2016 N 321-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц" (далее - Закон N 321-ФЗ), который внес соответствующие поправки в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).

Согласно ст. 1 Закона N 321-ФЗ действие Закона N 44-ФЗ с 1 января 2017 года распространяется теперь и на государственные и муниципальные унитарные предприятия (далее - предприятия), за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации (Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 28.12.2016 N 474-ФЗ).

Согласно п. 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ [1] заказчиками являются государственный, муниципальный заказчик либо бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки в соответствии с этим Законом.

Исходя из приведенного определения, предприятия не являются государственными или муниципальными заказчиками. В то же время в силу ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ этот Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся, помимо прочего, заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), государственными, муниципальными унитарными предприятиями в соответствии с ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ. Отсюда следует, что для целей Закона N 44-ФЗ нужды государственных и муниципальных унитарных предприятий рассматриваются как, соответственно, государственные и муниципальные нужды.

Говоря о заказчиках, осуществляющих закупки по Федеральному закону "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ (далее - Закон N 223-ФЗ), стоит обратить внимание, что его действие распространяется и на осуществление закупок субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов. В связи с этим возникает вопрос: необходимо ли применять унитарному предприятию при осуществлении своей закупочной деятельности положения Закона N 44-ФЗ, если унитарное предприятие осуществляет регулируемые виды деятельности? Да, необходимо, поскольку, исходя из системного толкования положений Закона N 44-ФЗ, главную роль играет непосредственно организационно-правовая форма заказчика, а не вид осуществляемой им деятельности. Подобный вывод содержится и в письмах Министерства экономического развития Российской Федерации [2].

Таким образом, Закон N 44-ФЗ распространяется на все без исключения предприятия вне зависимости от видов осуществляемой ими деятельности, а также на предприятия, являющиеся субъектами естественных монополий.

В соответствии с ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ за счет любых средств, за исключением следующих источников финансирования:

- гранты, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в порядке, установленном законодательством РФ, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное (п. 1 ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ);

- в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (п. 2 ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 321-ФЗ)) [3].

Закупки в соответствии с N 223-ФЗ по указанным основаниям осуществляются заказчиком на основании разработанного и утвержденного Положения о закупках, которое предприятие должно утвердить и разместить в единой информационной системе (далее - ЕИС) [4].

При этом применение указанных оснований для закупок по Закону N 223-ФЗ является правом, а не обязанностью заказчика. Предприятие самостоятельно определяет целесообразность закупок в таком порядке.

Таким образом, в соответствии с ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ можно закупать и по нормам Закона N 44-ФЗ, если заказчиком не будет в установленном ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ порядке размещено Положение о закупках.

В данном случае необходимо обратить внимание предприятий на сроки размещения Положения. Осуществлять закупки в соответствии с утвержденным положением о закупках предприятие сможет только в следующем после размещения его в ЕИС календарном году.

Таким образом, если предприятие приняло положение о закупке и решение о закупках за счет средств, перечисленных в ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с этим положением о закупке и Законом N 223-ФЗ, то оно может начать осуществлять закупки за счет этих средств в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, только со следующего года, приняв соответствующее решение в текущем году [5]. И напротив: если предприятие приняло решение об осуществлении закупок в том или ином календарном году в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, то начать осуществление закупок в соответствии положением о закупке и Законом N 223-ФЗ оно может только со следующего года, приняв соответствующее решение в текущем году.

Рассматривая основания для осуществления закупок по Закону N 223-ФЗ, стоит отметить, что под контрактом в контексте Закона N 44-ФЗ [6] понимается гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также гражданско-правовой договор, заключенный бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ. Таким образом, заказчик вправе привлекать поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ только в целях исполнения контракта, заключенного в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ.

Говоря о переходе закупочной деятельности унитарных предприятий на правила Закона N 44-ФЗ, стоит отметить, что некоторые его положения, в силу ряда причин, на практике не применимы для унитарных предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности. Например, аптеки или унитарные предприятия, оказывающие ритуальные услуги. Таким образом, необходимость применения Закона N 44-ФЗ вынуждает отдельные виды унитарных предприятий реорганизовываться в форме преобразования в учреждения или общества, например переход ГУП и МУП на закупки по 44-ФЗ с 1 января 2017 года вызвал массовое акционирование аптечных организаций по всей России [7].

Стоит отметить, что в скором времени проблема осуществления закупок государственными и муниципальными унитарными предприятиями, осуществляющими фармацевтическую деятельность, может решиться. 9 февраля текущего года Члены Комитета Госдумы по охране здоровья на своем заседании поддержали концепцию законопроекта N 54490-7 "О внесении изменений в статью 1 Закона N 223-ФЗ и Закон N 44-ФЗ". Суть изменений заключается в исключении таких предприятий из перечня юридических лиц, на которые распространяется обязанность осуществления закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ". По нашему мнению, данные изменения позволят оптимизировать правовую основу деятельности фармацевтических предприятий, исходя из специфики розничной торговли лекарственными препаратами, а также создадут равные условия для всех участников фармацевтического рынка.

В заключение отмечу, что Закон N 44-ФЗ, под действие которого подпадают государственные и муниципальные унитарные предприятия, непростой. В нем есть отдельные моменты, которые недостаточно урегулированы, но вместе с тем он четко регламентирует те правила, которые не позволяют неэффективно тратить бюджетные деньги или применять коррупционные схемы.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // www.pravo.gov.ru.
2. Письмо МЭР от 18 августа 2016 г. N Д28и-2127 // Справочно-правовая система "Гарант".
3. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 321-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц" // www.pravo.gov.ru.
4. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" // СЗ РФ. 25 июля 2011 г. N 30 (часть I). Ст. 4571.
5. Письмо МЭР от 17 февраля 2016 г. N Д28и-351 // Справочно-правовая система "Гарант".
6. Анчишкина О.В. Актуальная тема-переход на 44-ФЗ // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2016. N 44 (апрель/июнь). С. 3.
7. Коберник Т.А. Фатальные закупки // Фармацевтический вестник. 2017. N 6 (февраль). С. 5.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 ноября 2017 г.
Проект Федерального закона № 311128-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части санации страховых организаций"

Законопроект подготовлен во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 9 июля 2017 г. № Пр-1329. Его цель - совершенствование законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) в части введения возможности осуществления мер по предупреждению банкротства страховой организации с участием Банка по аналогии с процедурой финансового оздоровления кредитных организаций.




25 октября 2017 г.
Проект Федерального закона № 296412-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)"

Целью Законопроекта является закрепление механизма по противодействию несанкционированным переводам денежных средств, не требующего существенных временных и финансовых трудовых затрат, как первый шаг на пути создания унифицированной и комплексной системы противодействия любым несанкционированным операциям на финансовом рынке, которая в дальнейшем может быть распространена и на другие сектора финансового рынка (рынок ценных бумаг, страховой рынок и т.д.).




17 октября 2017 г.
Проект Федерального закона № 287844-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"

Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена тем, что по действующему законодательству очередность погашения требований, предусмотренная ч. 20 ст. 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" и подлежащая применению к отношениям по договорам потребительского кредита (займа), ставит граждан-потребителей в худшее положение по сравнению с предпринимателями, к которым применим общий порядок, предусмотренный статьей 319 ГК РФ, которая не допускает установления более высокого приоритета требований по уплате неустойки перед требованиями по погашению основного долга и процентов на него.




15 сентября 2017 г.
Проект Федерального закона № 266932-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.




1 сентября 2017 г.
Вступила в силу ст. 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Указанной  статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.



В центре внимания:


Актуальные вопросы реформирования унитарных предприятий (Золотько Т.А.)

Дата размещения статьи: 14.08.2017

подробнее>>

Унитарные предприятия в контрактной системе (Конышева Т.А.)

Дата размещения статьи: 01.06.2017

подробнее>>

Переход унитарных предприятий под сферу действия Закона N 44-ФЗ (Храмкин А.А.)

Дата размещения статьи: 11.04.2017

подробнее>>

Казенные предприятия и налог на имущество (Денисова М.О.)

Дата размещения статьи: 22.01.2016

подробнее>>

О выделении филиала унитарного предприятия (Архангельская О.М.)

Дата размещения статьи: 14.03.2015

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта