Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Правовые формы предпринимательской деятельности > Индивидуальный предприниматель > Если гражданин решил стать индивидуальным предпринимателем. Регистрация и ответственность (Семенихин В.)

Если гражданин решил стать индивидуальным предпринимателем. Регистрация и ответственность (Семенихин В.)

Дата размещения статьи: 01.06.2017

Основным видом доходов физических лиц являются их трудовые доходы, получаемые в рамках трудовых отношений с работодателями. Те, кто не готов работать "на дядю", зарабатывают на жизнь сами, занимаясь теми видами деятельности, которые им близки и наиболее интересны.
Если деятельность гражданина отвечает признакам предпринимательства, то, прежде чем начать работать на себя, он должен пройти процедуру государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Регистрация в качестве предпринимателя

Согласно ст. 23 ГК РФ при ведении предпринимательской деятельности гражданин обязан получить статус индивидуального предпринимателя, но при этом необходимость регистрации в качестве индивидуального предпринимателя связана с осуществлением деятельности особого рода, а не просто с совершением возмездных сделок. Самого по себе факта совершения гражданином сделок на возмездной основе для признания его предпринимателем недостаточно, если совершаемые им сделки не образуют деятельности. При этом, как указано в данном письме, о наличии в действиях гражданина признаков предпринимательской деятельности могут свидетельствовать следующие факты:
- изготовление или приобретение имущества с целью последующего извлечения прибыли от его использования или реализации (например, приобретение большегрузного транспорта, нежилых помещений, орудий труда - инструментов и т.д.);
- учет хозяйственных операций, связанных с осуществлением сделок (в частности, наличие соответствующих документов);
- взаимосвязанность всех совершенных гражданином в определенный период времени сделок (т.е. несение затрат на содержание данного имущества);
- устойчивые связи с продавцами, покупателями, прочими контрагентами (по сути, регулярность деятельности).
Вместе с тем налоговый орган уточнил, что в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, экономическая деятельность имеет место в случае, когда ресурсы, оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия (информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг).
На основании изложенного в письме сделан вывод о том, что только при наличии всех названных признаков у гражданина возникает необходимость регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Так, если при осуществлении операций по сдаче имущества в аренду (внаем) либо операций по купле-продаже имущества имеются признаки экономической и предпринимательской деятельности, то физическое лицо обязано зарегистрироваться в налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя. Когда такие признаки отсутствуют, необходимости в регистрации нет.
Отметим, что аналогичный подход к данному вопросу содержится в Письмах ФНС России от 08.02.2013 N ЕД-3-3/412@ и Минфина России от 16.08.2010 N 03-04-05/3-462.
На наш взгляд, изложенные выводы относительно определения предпринимательской деятельности гражданина являются справедливыми не только для арендных отношений или получения доходов от продажи недвижимого имущества, но и в отношении других видов гражданско-правовых договоров, в том числе подряда, возмездного оказания услуг, аренды движимого имущества и др.
Если гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя, то в случае судебного разбирательства относительно заключенных им сделок он не вправе ссылаться на то, что не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правовые нормы об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 4 ст. 23 ГК РФ).
Необходимо при этом отметить, что данная норма ГК РФ практически полностью продублирована в налоговом законодательстве (ст. 11 НК РФ).

Примечание. Признаки предпринимательства
В соответствии с частью 1 ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. При этом в ст. 2 ГК РФ установлено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в определенном законом порядке.
Иначе говоря, если гражданин непосредственно участвует в сделках, действуя при этом в своих интересах и от своего имени, сам несет риск убытков и получает на систематической основе доходы, то он обязан зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.
В ст. 23 ГК РФ также указано, что гражданин вправе заниматься предпринимательством только при наличии статуса индивидуального предпринимателя.
На первый взгляд ничего сложного нет: если деятельность отвечает названным признакам предпринимательства, необходимо пройти регистрацию, если нет, то без нее можно и обойтись. Однако сразу первой проблемой, которая возникнет у гражданина при анализе своей деятельности, станет отсутствие в гражданском праве понятия того, что считается систематическим получением дохода.
Следует отметить, что хотя в других отраслях права и содержится понятие систематичности фактов, но в каждой из них оно трактуется по-разному. Так, в п. 3 ст. 120 НК РФ под термином "систематичность" понимается наличие двух фактов и более в течение одного календарного года. В антимонопольном праве этот срок увеличен до трех лет (п. 11 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"). В п. 267 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н, систематичность означает не реже одного раза в месяц.
Отсутствие единого подхода к понятию "систематичность" не позволяет точно определить, когда получение гражданином доходов от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг отвечает условию "систематическое получение доходов". Сказать определенно можно лишь о том, что разовые сделки в рамках гражданско-правовых соглашений не могут свидетельствовать о получении физическим лицом каких-либо предпринимательских доходов. Аналогичный вывод также следует из Постановления ФАС Уральского округа от 29.02.2008 N Ф09-857/08-С3.
Между тем, по нашему мнению, даже регулярное получение доходов по договорам гражданско-правового характера еще не свидетельствует о том, что имеет место именно предпринимательская деятельность гражданина. На это также указывают положения Письма УФНС России по г. Москве от 30.03.2007 N 28-10/28916, в котором разъяснено, что при совершении физическими лицами операций с недвижимым имуществом необходимо учитывать следующее. Согласно налоговому законодательству для физических лиц, участвующих в арендных отношениях и (или) сделках по купле-продаже принадлежащего им на праве собственности имущества, не установлена обязанность получения статуса индивидуального предпринимателя. Это связано с тем, что доходы, получаемые физическими лицами от сдачи в аренду (внаем) и (или) реализации движимого или недвижимого имущества, поименованы в ст. 208 НК РФ как самостоятельный вид доходов, являющихся объектом обложения налогом на доходы физических лиц. В соответствии с гражданским законодательством движимое и недвижимое имущество, находящееся в личной собственности физического лица, есть материально-вещественная ценность, действующая в натуральной форме в течение длительного времени, и суть этой ценности не меняется в зависимости от изменения статуса самого физического лица.

Административная ответственность

С учетом изложенного можно отметить, что в соответствующих случаях игнорирование требования законодательства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя может повлечь за собой весьма негативные последствия.
Например, согласно п. 1 ст. 14.1 КоАП РФ данное правонарушение может привести к взиманию штрафа, размер которого в настоящее время составляет от 500 до 2 000 руб. (см. Постановление ВС РФ от 11.02.2011 N 10-АД11-1).
Следует учитывать, что при решении вопроса о привлечении такого лица к административной ответственности суд обязательно проверит, образуют ли действия гражданина состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.1 КоАП РФ. Так, если лицо занимается перевозкой пассажиров и багажа легковым транспортным средством, но соответствующего разрешения на осуществление этой деятельности не получало, то его действия при наличии доказательств, подтверждающих факт занятия деятельностью, которая направлена на систематическое получение прибыли (предпринимательской деятельностью), следует квалифицировать по п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (данный вывод содержится в Обзоре судебной практики ВС РФ за IV квартал 2013 г., утвержденном Президиумом ВС РФ 04.06.2014 (вопрос 6)).
В связи с этим, по нашему мнению, необходимо обратить внимание на Постановление Пленума ВС РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 18).
Согласно п. 13 Постановления N 18 отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, не образуют состава данного административного правонарушения при условии, если количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли.
Доказательствами, подтверждающими факт занятия указанными лицами деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли, в частности, могут являться показания лиц, оплативших товары (работы, услуги), расписки в получении гражданином денежных средств, выписки из его банковских счетов, акты передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), если из названных документов следует, что денежные средства поступили за реализацию указанных товаров (выполнение работ, оказание услуг), размещение рекламных объявлений, выставление образцов товаров в местах продажи, закупка товаров и материалов, заключение договоров аренды помещений.
Само по себе отсутствие прибыли не влияет на квалификацию правонарушений, предусмотренных ст. 14.1 КоАП РФ, поскольку извлечение прибыли является целью предпринимательской деятельности, а не ее обязательным результатом.
О том, что получение дохода не является основным признаком осуществления предпринимательства, можно судить и по решениям арбитражных судов федеральных округов, в частности по Постановлению ФАС Волго-Вятского округа от 01.12.2008 N А29-9960/2007.

Налоговая ответственность

Помимо административного штрафа предприниматель, не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, может быть подвергнут и налоговой ответственности, установленной ст. 116 НК РФ. Причем размер налоговых санкций зависит от того, пропущен ли срок постановки на учет в налоговом органе, или же деятельность велась в отсутствие налогового учета. В первом случае такой гражданин может "отделаться" штрафом в 10 000 руб., во втором сумма штрафа существенно возрастет и составит уже не менее 40 000 руб.
Кроме того, не исключено, что, руководствуясь п.п. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, налоговый инспектор доначислит указанному лицу налоги расчетным путем; при этом сумма может быть весьма внушительной, особенно если учесть, что избежать начисления пени и штрафа, предусмотренных ст. 122 НК РФ, вряд ли удастся. Скорее всего, с такого "коммерсанта" будут взысканы и страховые взносы на обязательные виды социального страхования.

Уголовная ответственность

За незаконное предпринимательство гражданин может быть привлечен и к уголовной ответственности по ст. 171 Уголовного кодекса РФ. В соответствии с частью 1 ст. 171 УК РФ осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается альтернативно:
- штрафом в размере до 300 000 руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет;
- обязательными работами на срок до 480 часов;
- арестом на срок до 6 месяцев.
Согласно ст. 170.2 УК РФ крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей 2 250 000 руб., а особо крупном - 9 000 000 руб.
Если же доход от регулярной деятельности без регистрации превысил 9 млн руб. либо деятельность осуществлялась организованной группой, то в соответствии с частью 2 ст. 171 УК РФ это деяние может привести:
- к штрафу в размере от 100 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо к принудительным работам на срок до пяти лет;
- лишению свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
В тех случаях, когда не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя лицо временно сдало в аренду или внаем свое жилое помещение и в результате такой гражданско-правовой сделки получило доход (в том числе в крупном или особо крупном размере), содеянное им не влечет уголовной ответственности за незаконное предпринимательство. Однако, если указанное лицо уклоняется от уплаты налогов или сборов с полученного дохода, в его действиях при наличии к тому оснований содержатся признаки состава преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ (п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 18.11.2004 N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве").

Совместные покупки

В заключение, на наш взгляд, целесообразно рассмотреть вопрос о так называемых совместных покупках, которые при стремительном развитии Интернета приобретают всю большую популярность. В Письме ФНС России от 07.06.2013 N АС-3-2/2057@ разъяснено, что совместная покупка представляет собой покупку физическим лицом - организатором партии товара по оптовой цене у одного оптового продавца с последующей реализацией данного товара нескольким конечным покупателям, которые дали предварительное согласие на покупку такого товара у организатора, с определенной наценкой к оптовой цене товара, которую устанавливает организатор.
Как правило, такая наценка составляет 10 - 15% оптовой цены товара и позволяет конечному покупателю приобрести товар по стоимости ниже стоимости аналогичного товара, реализуемого в розничных сетях.
Соответственно, при осуществлении совместной покупки и дальнейшей реализации товаров конечным покупателям у организатора формируется налоговая база, с которой должны быть удержаны и уплачены налоги в бюджет. При этом такая деятельность, как следует из открытых источников в сети Интернет, нередко осуществляется организаторами - физическими лицами на систематической основе и является предпринимательской деятельностью.
Поэтому в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах организатор покупки обязан:
- если такая деятельность осуществляется на систематической основе, встать на учет в качестве индивидуального предпринимателя, представлять отчетность в налоговый орган и уплачивать налоги в бюджет с учетом применяемого режима налогообложения;
- когда деятельность носит разовый характер - задекларировать свои доходы и уплатить налог на доходы физических лиц в установленном порядке.
В связи с этим ФНС России поручила принять исчерпывающие меры в рамках полномочий налоговых органов в целях обеспечения исполнения законодательства о налогах и сборах, в том числе:
- организовать мониторинг доступной информации (из сети Интернет, СМИ, обращений граждан), свидетельствующей об осуществлении совместных покупок;
- установить круг лиц, которые фактически осуществляют предпринимательскую деятельность в качестве организаторов, а также правовые основания осуществления такой предпринимательской деятельности (в том числе факт постановки на учет в качестве индивидуальных предпринимателей);
- осуществить мероприятия по привлечению организаторов покупок к декларированию и уплате налогов;
- принять меры по информированию организаторов покупок о необходимости соблюдения законодательства о налогах и сборах, а также требований законодательства в части учета наличных денежных расчетов;
- если по итогам проведенных контрольных мероприятий организатор покупки не примет мер по декларированию доходов, необходимо направлять соответствующую информацию в органы внутренних дел с приложением материалов, свидетельствующих об осуществлении незаконной предпринимательской деятельности.
Поэтому тем гражданам, которые осуществляют такие покупки на постоянной основе и при этом не имеют статуса предпринимателя, имеет смысл зарегистрироваться в этом качестве; в противном случае такой нелегальный бизнес может привести к необратимым последствиям.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


2 сентября 2019 г.
Проект Федерального закона № 785806-7 "О праве собственности на гаражи и гаражных объединениях"

Вопросы гаражного строительства, оформления прав на гаражи и формы объединений граждан в целях реализации цели по возведению данных объектов являются традиционно актуальными для физических и юридических лиц. Принятие законопроекта способно снять правовую неопределенность статуса гаражей и машино-мест, а также статуса объединений их собственников. Это, в свою очередь, положительно скажется на развитии гражданского оборота в целом и послужит стимулом для развития гаражного строительства.




20 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 778269-7 "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О защите конкуренции"

В настоящее время количество антиконкурентных нарушений продолжает оставаться высоким. С целью оперативного устранения выявленных нарушений законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не приостанавливается (если иное не предусмотрено судебным актом).




12 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 771509-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части наделения Правительства РФ полномочием на утверждение требований к форме и содержанию годовых отчетов о выполнении программ деятельности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний"

Законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс РФ изменения, предусматривающие, что в случае безвозмездной передачи органам государственной власти имущества, приобретенного (созданного) за счет средств субсидии, налогоплательщик вправе наравне с признанием внереализационного дохода в виде сумм субсидии в порядке пункта 4.1 статьи 271 НК РФ также признавать расход в виде стоимости безвозмездно передаваемого имущества.




7 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 770765-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с созданием искусственных земельных участков, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности"

Законопроект, в частности, предусматривает внесение изменений  в части исключения положений о проведении аукциона на право создания искусственного земельного участка на водном объекте, регламентации вопросов, связанных с созданием искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, в том числе при создании морского порта и расширении его территории.




4 августа 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 320-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью данного Закона является стимулирование добровольного страхования жилья граждан. Законом устанавливается, что органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.



В центре внимания:


Управление объектами недвижимости. Когда выгоднее использовать ИП (Шестакова Е.)

Дата размещения статьи: 16.01.2018

подробнее>>

Индивидуальные предприниматели: порядок регистрации деятельности, уплаты налогов, сборов, страховых взносов (Чистякова Л.)

Дата размещения статьи: 16.08.2017

подробнее>>

Если гражданин решил стать индивидуальным предпринимателем. Регистрация и ответственность (Семенихин В.)

Дата размещения статьи: 01.06.2017

подробнее>>

Особенности правосубъектности индивидуального предпринимателя (Шапсугова М.Д.)

Дата размещения статьи: 16.03.2017

подробнее>>

Ограничений количества регистрации статуса ИП не существует (Петрова О.)

Дата размещения статьи: 17.10.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи