Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Строительство > Отдельные вопросы закупок строительных работ в рамках Законов 44-ФЗ и 223-ФЗ (Евсташенков А.Н.)

Отдельные вопросы закупок строительных работ в рамках Законов 44-ФЗ и 223-ФЗ (Евсташенков А.Н.)

Дата размещения статьи: 16.08.2017

Правила осуществления закупок строительных работ в настоящее время претерпевают значительные изменения. Это обусловлено поправками, внесенными в законодательство о градостроительной деятельности, а также в законодательство, регламентирующее осуществление закупок. Настоящая статья призвана познакомить читателя с основными нововведениями в сфере закупок строительных работ, а также акцентировать его внимание на основных проблемах, которые возникают в правоприменительной практике сейчас и которые, вполне возможно, возникнут в ближайшем будущем.

 

Определение сметной стоимости строительных работ 

Федеральным законом от 03.07.2016 N 369-ФЗ в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ) было введено новое понятие - "сметная стоимость строительства". Под сметной стоимостью строительства ГрК РФ понимает не только сумму денежных средств, необходимую как для осуществления нового строительства, но также сумму денежных средств, необходимую для проведения реконструкции или капитального ремонта объекта капитального строительства. Об этом важно помнить, т.к. при прочтении норм ГрК РФ, определяющих правила ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, у читателя может сложиться ошибочное представление о том, что указанные нормы распространяются исключительно на строительство и не применяются при реконструкции и капитальном ремонте.

Согласно п. 11 ч. 12 ст. 48 ГрК РФ смета является частью проектной документации. При этом согласно изменениям, внесенным в ГрК РФ Федеральным законом от 03.07.2016 N 369-ФЗ, смета является обязательным разделом проектной документации в следующих случаях:

- финансирование работ осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ (прим.: любого уровня бюджетной системы);

- финансирование работ осуществляется за счет средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, и юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых РФ, субъектов РФ, муниципальных образований составляет более 50 процентов.

Таким образом, с 4 июля 2016 года смета обязательна не только для государственных и муниципальных заказчиков, но также для бюджетных учреждений и субъектов, применяющих при осуществлении закупок исключительно Закон N 223-ФЗ.

Следует обратить внимание читателя на то, что согласно ГрК РФ проектная документация должна составляться во всех случаях <1>, в том числе при выполнении работ по капитальному ремонту. В последнем случае проектная документация может содержать не все, а только отдельные разделы, предусмотренные ч. 12 ст. 48 ГрК РФ (ч. 12.2 ст. 48 ГрК РФ). Перечень таких разделов определяется застройщиком или техническим заказчиком исходя из содержания работ. В частности, проектная документация на капитальный ремонт может состоять только из одной сметной документации. При этом такая сметная документация должна соответствовать требованиям, предъявляемым к ней ГрК РФ и принятыми в развитие ГрК РФ подзаконными нормативными правовыми актами. Остановимся на данном вопросе более подробно.

--------------------------------

<1> Исключение составляют только работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи) (ч. 3 ст. 48 ГрК РФ). 

В соответствии с ч. 2 ст. 8.3 ГрК РФ сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований составляет более 50 процентов, подлежит обязательной проверке на предмет достоверности ее определения. Порядок проведения такой проверки определен Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 427. Указанный документ недавно претерпел изменения. В редакции от 30 ноября 2016 года документ предусматривает, что проверка достоверности сметной стоимости должна осуществляться как при строительстве и реконструкции объекта, так и при проведении капитального ремонта. Проверка проводится независимо от:

а) необходимости получения разрешения на строительство;

б) обязательности подготовки проектной документации;

в) обязательности государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, за исключением модификации проектной документации, в том числе в отношении отдельных разделов проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы, не снижающей конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства, если указанная модификация не приводит к увеличению сметной стоимости объекта капитального строительства.

Следовательно, заказчики, работающие по Законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ, перед размещением соответствующей закупки в ЕИС обязаны:

1) составить сметную документацию в полном объеме (прим.: не только сводный сметный расчет, но также все локальные и объектные сметы);

2) обеспечить проведение проверки достоверности сметной стоимости.

Неисполнение указанных обязанностей может повлечь за собой негативные последствия для заказчика.

В частности, ФАС России крайне негативно относится к случаям, когда в составе документации о закупке, размещенной на официальном сайте, отсутствует сметная документация.

Пример.

В составе документации об аукционе размещена только проектная документация, при этом отсутствуют сметные расчеты. Таким образом, действия заказчика нарушают п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (решение ФАС России от 20.01.2017 по делу N К-55/17).

ФАС России обоснованно считает, что при отсутствии сметной документации участник закупки не имеет возможности сформировать свое ценовое предложение. Данная позиция ФАС России распространяется не только на закупки по Закону N 44-ФЗ, но также и на закупки, проводимые по Закону N 223-ФЗ, несмотря на то, что Закон N 223-ФЗ не предусматривает обязанность заказчика рассчитывать и обосновывать начальную (максимальную) цену договора. В последнем случае позицию ФАС России поддержал Верховный Суд РФ.

Пример.

"Отсутствие в документации о закупке проектной документации в полном объеме приводит к невозможности формирования участниками закупки заявки на участие в закупке, в том числе в части формирования ценового предложения, что является нарушением п. 3 ч. 9 ст. 4, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ..." (Определение Верховного Суда РФ от 25.05.2016 N 305-КГ16-4543).

По вопросу несоблюдения заказчиком требований о проведении проверки достоверности сметной стоимости необходимо отметить следующее. Напомним, что в настоящее время в рамках закупок по Закону N 44-ФЗ несоблюдение порядка обоснования НМЦК может повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц заказчика в размере 10 000 руб. (ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ). Несоблюдение требований ГрК РФ о проверки достоверности сметной стоимости может рассматриваться контролирующими органами как несоблюдение порядка обоснования НМЦК.

Пример.

В Представлении Счетной палаты РФ от 09.12.2016 N ПР 09-345/09-03 указано, что "Минприроды Краснодарского края не направляло проектную документацию на проверку достоверности определения сметной стоимости, что противоречит пункту 6.2 Методических рекомендаций по применению методов определения НМЦК, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567".

Вместе с тем вернемся к вопросам формирования сметной документации. Согласно ч. 1 ст. 8.3 ГрК РФ сметная стоимость строительства определяется с обязательным применением сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. Согласно Постановлению Правительства РФ от 18.05.2009 N 427 одним из оснований для выдачи заключения о недостоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта является случай, когда расчеты, содержащиеся в сметной документации, произведены не в соответствии со сметными нормативами, включенными в федеральный реестр сметных нормативов. При этом федеральный реестр сметных нормативов, который в настоящее время размещен на сайте Минстроя России <2>, не является тем федеральным реестром сметных нормативов, о котором говорит ГрК РФ.

--------------------------------

<2> http://www.minstroyrf.ru/trades/urban-development-and-architecture/14/ 

На сайте Минстроя России размещен федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета. ГрК РФ же под федеральным реестром понимает реестр, размещенный в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (ч. 2 ст. 8.4 ГрК РФ). Указанной информационной системы сейчас еще не существует. По данным Минстроя России <3>, ее ввод в эксплуатацию намечен на июнь 2017 года.

--------------------------------

<3> http://www.minstroyrf.ru/press/smetnye-tseny-stroitelnykh-resursov-budut-razmeshcheny-vo-fgis-tss-do-15-dekabrya/ 

Важно заметить, что в информационной системе ценообразования в строительстве помимо федерального реестра сметных нормативов должны быть размещены сметные цены строительных ресурсов, определяемые по результатам мониторинга (ч. 9 ст. 8.3 ГрК РФ). Такие цены должны появиться до 15 декабря 2017 года. В связи с этим у читателя может возникнуть справедливый вопрос: на основании чего сейчас заказчику следует определять сметную стоимость строительных работ?

Частично ответ на данный вопрос содержится в ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 369-ФЗ, согласно которой сметные нормативы, внесенные в федеральный реестр сметных нормативов, и сметные цены строительных ресурсов подлежат применению с даты, по состоянию на которую обеспечивается одновременное выполнение следующих условий:

1) включение соответствующих сметных нормативов, утвержденных в соответствии с новой редакцией ГрК РФ, в федеральный реестр сметных нормативов;

2) введение в действие указанных сметных нормативов;

3) размещение в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве сметных цен строительных ресурсов.

До указанной даты заказчики работ по строительству и реконструкции объекта, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, применяют сметные нормативы, утвержденные Минстроем России и органами исполнительной власти субъектов РФ. Для заказчиков, осуществляющих строительство и реконструкцию объектов за счет иных источников финансирования, сметные нормативы законодательством не утверждены. Однако это не исключает обязанность заказчиков осуществлять проверку достоверности сметной стоимости строительных работ.

Согласно абз. 2 п. 18 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 427, при отсутствии укрупненных сметных нормативов предельная стоимость строительства рассчитывается на основе документально подтвержденных сведений о проектах-аналогах. При этом законодательством РФ не установлен порядок принятия застройщиком решения о выборе проектов-аналогов, а также перечень и объем сведений, представляемый в органы (организации), уполномоченные на проведение проверки достоверности определения сметной стоимости. Следовательно, проекты-аналоги, а также объем предоставляемых для проверки сведений определяются застройщиком самостоятельно. В связи с этим заказчикам, применяющим положения Законов 44-ФЗ и 223-ФЗ, рекомендуется предусматривать в проектах контрактов (договоров), предметом которых выступает подготовка проектной документации, условие о том, что окончательная оплата по контракту (договору) будет осуществлена заказчиком только после получения положительного заключения экспертизы проектной документации (если в соответствии с ГрК РФ проведение экспертизы проектной документации является обязательным) и положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости.

Для работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ и (или) за счет иных источников, законодательством РФ не определен какой-то отдельный порядок определения сметной стоимости. В связи с этим автор настоящей статьи полагает, что при закупках работ по капитальному ремонту сметная стоимость должна определяться на основании проектов-аналогов (до дня ведения в действие сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов).

Завершая рассмотрение вопросов определения сметной стоимости строительных работ, следует отметить, что с 1 июля 2017 года подготовку проектной документации (включая сметной документации) может осуществлять только член соответствующей саморегулируемой организации (СРО). Застройщик (заказчик), не являющийся членом СРО, с указанной даты не вправе подготавливать сметную документацию самостоятельно, даже при наличии в штате соответствующих специалистов. Данное правило применимо также для случаев, когда подготовка сметной документации осуществляется для выполнения работ по капитальному ремонту. Это связано с тем, что с 1 июля 2017 года вносятся соответствующие изменения в ч. 5 ст. 48 ГрК РФ, предусматривающие, что застройщик вправе выполнять подготовку проектной документации (в том числе разрабатывать сметную документацию) самостоятельно при условии, что он является членом СРО в области архитектурно-строительного проектирования.

 

Отмена свидетельств СРО о допуске к работам 

С 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного СРО свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ. Данная норма закреплена в ч. 1 ст. 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации". В связи с этим у заказчиков, применяющих положения Законов 44-ФЗ и 223-ФЗ, возникнут два основных вопроса:

1) какой документ требовать от участников закупки в составе заявки на участие в закупке;

2) как проверить участника на предмет соответствия его требованиям законодательства?

Однако, прежде чем ответить на данные вопросы, рассмотрим, какие именно требования с 1 июля 2017 года устанавливаются законодательством РФ к лицам, выполняющим строительные работы.

Во-первых, с 1 июля 2017 года Приказ Минрегиона России от 30.12.2009 N 624 не применяется при определении требований к участникам закупки. При этом данный документ не прекращает действовать. Он будет необходим для определения работ, в отношении которых должен осуществляться строительный контроль. Вместе с тем по тексту ГрК РФ упоминание об этом перечне в нормах, определяющих требования к подрядным организациям, исключается. С 1 июля 2017 года не будет существовать разделение организаций, имеющих "генподрядный" допуск, и организаций, имеющих допуск к конкретным видам работ. Любой член соответствующей СРО с 1 июля 2017 года станет в одном лице и "генподрядчиком", и лицом, имеющим право выполнять самостоятельно любые виды работ в соответствующей сфере.

Во-вторых, подрядчик, являющийся членом СРО, не во всех случаях вправе принимать участие в конкурентных закупках (конкурсах, аукционах и т.д.). Согласно ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ член СРО имеет право выполнять работы по договору подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, при одновременном соблюдении следующих двух условий:

1) наличие у СРО, членом которой является такое лицо, отдельного компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;

2) если совокупный размер обязательств по указанным договорам члена СРО не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (см. таблицу 1).

 

Таблица 1 

Соотношение совокупных размеров обязательств с размерами взносов, вносимых в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств 

Ответственность

1 контракт / совокупный размер обязательств

Взнос в КФ возмещения вреда

Взнос в КФ обеспечения договорных обязательств

1-й уровень ответственности

Не превышает 60 000 000

100 000

200 000

2-й уровень ответственности

Не превышает 500 000 000

500 000

2 500 000

3-й уровень ответственности

Не превышает 3 000 000 000

1 500 000

4 500 000

4-й уровень ответственности

До 10 000 000 000

2 000 000

7 000 000

5-й уровень ответственности

От 10 000 000 000

5 000 000

25 000 000

При этом количество договоров подряда, которые могут быть заключены членом СРО с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.

В-третьих, членство СРО не требуется для лиц, указанных в ч. 2.1 ст. 47, ч. 4.1 ст. 48, ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ, вне зависимости от суммы заключаемого ими контракта (договора). Также с 1 июля 2017 года полностью отменяются требования о членстве СРО в отношении организаций, выполняющих строительные работы в рамках субподрядных договоров, а также лиц, выполняющих строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объектов капитального строительства, если сумма договора не превышает 3 000 000 рублей.

Исходя из изложенного, алгоритм действий заказчика по установлению требований к участникам закупки можно представить в виде схемы, изображенной на рис. 1 (см. на обороте).

Законы 44-ФЗ и 223-ФЗ при установлении требований к участникам о членстве СРО требуют от заказчиков определить в составе заявки документ, подтверждающий соответствие участника закупки установленному требованию. По мнению автора настоящей статьи, таким документом с 1 июля 2017 года может выступать выписка из реестра членов СРО (ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ). При этом следует отметить, что срок действия такой выписки, в отличие от свидетельства СРО, составляет один месяц с даты ее выдачи, что представляется достаточным при осуществлении большинства конкурентных процедур. Вместе с тем, если на день рассмотрения заявки участника закупки срок действия представленной им выписки истечет, автор статьи не рекомендует заказчикам принимать решение об отклонении заявки такого участника закупки, т.к. у заказчика имеется возможность проверить необходимые сведения о нем с помощью общедоступных источников информации (например, http://reestr.nostroy.ru/reestr, http://reestr.nopriz.ru/reestr). 

Завершая рассмотрение вопроса отмены свидетельств СРО, необходимо упомянуть еще об одной проблеме: при проведении конкурентных процедур у комиссии заказчика, рассматривающей заявку участника на предмет его соответствия установленным требованиям, может возникнуть вопрос о непревышении таким участником совокупного размера принятых обязательств исходя из внесенного им в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств взноса. По данной проблеме автор статьи полагает, что комиссия не должна и технически не может проверить участника на соответствие данному требованию ГрК РФ. Такую проверку в соответствии с требованиями ГрК РФ должны осуществлять сам участник закупки и СРО, членом которой такой участник является.

 

Формирование лотов и описание объекта закупки 

Перед рассмотрением вопросов, связанных с формированием лотов и описанием объектов закупки, автор вначале не может обойти проблему закупок строительных работ "под ключ": когда в одном лоте закупаются работы по подготовке проектной документации и строительно-монтажные работы (СМР). Данная проблема сейчас не актуальна для закупок, проводимых по Закону N 44-ФЗ, но является одной из наиболее часто встречающихся в закупках, проводимых по Закону N 223-ФЗ. По мнению автора статьи, данная ситуация обусловлена тем, что количество жалоб, подаваемых на закупки, проводимые в рамках Закона N 223-ФЗ, несравнимо меньше, чем количество жалоб на закупки, проводимые в рамках Закона N 44-ФЗ. В связи с этим часть закупок "под ключ" остаются вне поля зрения ФАС России.

В связи с этим для заказчиков, применяющих положения Закона 223-ФЗ, необходимо отметить следующее. В соответствии с ч. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. Согласно ч. 6 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии в том числе с проектной документацией. Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляются на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика. Отсутствие в документации о закупке проектной документации является нарушением п. 3 ч. 9 ст. 4, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ.

Продолжая тему формирования лотов, следует упомянуть о том, что ФАС России достаточно жестко придерживается позиции, согласно которой оборудование и иные товары, непосредственно не связанные с СМР, должны закупаться заказчиком отдельно от СМР. Данный подход применяется даже в том случае, если названные оборудование и товары прямо предусмотрены в проектной документации и их закупка необходима для ввода объекта в эксплуатацию. Объединение закупки товаров и оборудования в один лот с СМР рассматривается ФАС России как ограничение участия в закупке участников, которые являются непосредственно поставщиками товаров и оборудования, но при этом не являются членами СРО. Поставщики могут предложить заказчику более выгодные цены по сравнению с генподрядчиком, выигравшим закупку на осуществление СМР.

Данная позиция транслируется ФАС России как на закупки по Закону N 44-ФЗ, так на закупки по Закону N 223-ФЗ. Приведем следующие примеры.

Пример 1.

"...на заседание комиссии не представлено доказательств и сведений, подтверждающих, что указанное оборудование неразрывно связано с объектом строительства, не может быть объектом отдельной закупки. Следовательно, заказчиком в один объект закупки объединено выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, что технологически и функционально не связано друг с другом, что ограничивает количество участников закупки" (решение ФАС России от 15.12.2016 по делу N К-1995/16).

Пример 2.

"...ФАС России установлено, что в рамках выполнения работ помимо оборудования и материалов, которые непосредственно используются при выполнении работ по строительству, также необходимо поставить товары, технологически и функционально не связанные с объектом строительства. С учетом изложенного предмет аукциона сформирован заказчиком в нарушение требований ч. 1 ст. 2 Закона о закупках..." (решение ФАС России от 12.07.2016 N 223ФЗ-340/16).

В связи с этим у читателя может возникнуть вопрос: как из общей массы товаров и оборудования, предусмотренного в проектной документации, выделить то, которое технологически и функционально не связано с СМР? Минэкономразвития России по данному вопросу высказало следующую позицию: "В качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования следует рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможны впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства" (письмо Минэкономразвития России от 16.09.2016 N Д28и-2405). Указанная позиция согласуется с позицией ФАС России по данному вопросу. Таким образом, если товары и оборудование можно купить отдельно от СМР и смонтировать после СМР, не затрагивая конструктивные элементы объекта, такие товары и оборудование должны закупаться заказчиком отдельно.

С 1 июля 2016 года в Закон N 44-ФЗ и Закон N 223-ФЗ были внесены поправки, обязывающие заказчиков описывать объект закупки в соответствии с требованиями технических регламентов и документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации. Если заказчик отступает от таких требований, документация о закупке должна содержать соответствующее обоснование (п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Данные изменения в первую очередь затронули заказчиков, осуществляющих закупки строительных работ путем проведения электронного аукциона в рамках Закона N 44-ФЗ, а также заказчиков, в чьих положениях о закупках по Закону N 223-ФЗ установлено требование об указании слов "или эквивалент" в отношении товаров, используемых при производстве работ. Указанные заказчики достаточно часто описывают товары, используемые в работах, наиболее полным образом.

Рассматривая внесенные в законодательство в этой части изменения, следует отметить, что ни Закон N 44-ФЗ, ни Закон N 223-ФЗ не обязывают заказчика закупать товары, выполненные по ГОСТ и ГОСТ Р (основные, но не единственные документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, которые в рамках настоящей статьи рассматриваются в качестве наиболее показательного примера). Вместе с тем описание таких товаров в документации о закупке должно быть осуществлено в соответствии с ними, за исключением двух случаев:

1) когда в документации о закупке приведено обоснование отступления от ГОСТ;

2) когда ГОСТ на закупаемую продукцию отсутствует (прим.: не нужно путать с ситуацией, когда закупаемый товар выполнен по ТУ производителя и не соответствует действующему ГОСТу).

Таким образом, на практике возможны 4 варианта описания товаров, используемых при производстве работ в соответствии с новыми требованиями. Иные варианты описания будут противоречить требованиям законодательства и правоприменительной практике ФАС России.

Вариант 1. Товар описан заказчиком в соответствии с ГОСТ, а также приведена ссылка на данный ГОСТ. В данном случае участником закупки может быть предложен товар, выполненный строго по ГОСТ, в пределах установленных заказчиком значений.

Вариант 2. Товар описан заказчиком в соответствии с ГОСТ без ссылки на данный ГОСТ. В данном случае участником закупки может быть предложен товар, выполненный как по ГОСТ, так и по ТУ производителя, в пределах установленных заказчиком значений.

Вариант 3. Товар описан заказчиком с отступлением от требований ГОСТ (например, товар описан в соответствии с ТУ производителя). В указанном случае документация о закупке должна содержать обоснование отступления от требований ГОСТ. При этом возможный аргумент заказчика о том, что товар конкретного производителя включен в проектную документацию и именно поэтому заказчик отступает от требований ГОСТ, является сомнительным.

Вариант 4. Товар описан заказчиком так, как он считает необходимым. При этом такое описание должно соответствовать требованиям антимонопольного законодательства и законодательства о закупках (вариант применим только в случае, если ГОСТ на соответствующий товар отсутствует).

Практика описания в документации о закупке товаров, используемых при выполнении работ, выявила основные группы нарушений, допускаемые заказчиками.

Указан недействующий ГОСТ.

Пример.

В документации об аукционе установлены, среди прочего, следующие характеристики товаров, например: "Трубы из полипропилена (ПП-Р) ГОСТ Р 52134". На заседании комиссии установлено, что дата завершения срока действия указанного ГОСТ - 01.01.2015. Учитывая изложенное, комиссия приходит к выводу о том, что действия заказчика, установившего требования к товарам о соответствии недействующим ГОСТ, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (решение ФАС России от 31.08.2016 по делу N К-1402/16).

Отсутствуют единицы измерения.

Пример.

В документации об аукционе установлены в том числе следующие характеристики товаров, например: "Огнезащитное покрытие EI 30 или эквивалент", показатель - "ПВК - 0,60". На заседании комиссии установлено, по указанному пункту отсутствуют единицы измерения. Учитывая изложенное, комиссия приходит к выводу о том, что действия заказчика, установившего характеристики товаров без указания единиц измерения, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (решение ФАС России от 31.08.2016 по делу N К-1402/16).

Перечень ГОСТов не соотнесен с перечнем товаров в документации.

Пример.

В документации об аукционе установлен перечень ГОСТов, которым должны соответствовать используемые материалы. При этом инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе не содержит требований, позволяющих определить, какой именно ГОСТ соответствует товару, используемому при выполнении работ, поскольку ГОСТ не сопоставлен с конкретным товаром, указанным в таблице. Таким образом, комиссия приходит к выводу, что заказчиком ненадлежащим образом установлена инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе, что нарушает п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ (решение ФАС России от 24.01.2017 по делу N К-62/17).

Участник не может понять, как заполнить показатели.

Пример.

В документации установлено: "Указанные участником показатели применяемых товаров должны быть конкретными, за исключением случаев, когда в соответствии с государственными стандартами установлено, что показатель не может быть конкретизирован (например, фракция щебня), либо производителем в документации на товар показатель не конкретизирован...". Учитывая изложенное, комиссия приходит к выводу, что инструкция по заполнению заявки не содержит положений, определяющих, в соответствии с какими именно действующими государственными стандартами, нормами и в отношении каких именно показателей испытаний участник закупки может указать диапазонное значение (решение ФАС России от 27.12.2016 по делу N К-2069/16).

"Воронка" из требований.

Пример.

В документации по позиции N 2 "Катанка" установлено требование о соответствии товара ГОСТ 30136-95, при этом устанавливается параметр "Диаметр: 6,3 - 6,5 мм". В пункте 3.3 ГОСТ 30136-95 установлено: "Катанку изготовляют диаметром 5,0; 5,5; 6,0; 6,3; 6,5; 7,0; 8,0 и 9,0 мм". Учитывая изложенное, комиссия приходит к выводу, что согласно положениям инструкции и техническому заданию участник закупки по позиции "Катанка" должен указать значение показателя "Диаметр", соответствующее ГОСТ 30136-95, вместе с тем участник закупки может указать любое значение в диапазоне от 6,3 до 6,5, в том числе и 6,4, что будет соответствовать положениям инструкции, но не будет соответствовать требованиям ГОСТ 30136-95. Таким образом, действия заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (решение ФАС России от 27.12.2016 по делу N К-2069/16).

Заказчиком описан химический и (или) компонентный состав товара.

Пример.

В документации указано: "Содержание зерен размером мельче 20 мм 90 - 100% по массе, содержание зерен размером мельче 0,63 мм 14 - 16% по массе, краски (эмали) для поперечной горизонтальной разметки... 230, массовая доля нелетучих веществ красок (эмалей)... 60% и т.п.". Согласно инструкции по заполнению заявок на участие в аукционе участникам закупки необходимо дать конкретные показатели материалов, используемых при оказании услуг. На основании вышеизложенного комиссия приходит к выводу, что положения документации об аукционе предусматривают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок помимо конкретных показателей товаров, непредусмотренные ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результаты испытаний, компонентного состава товаров. Указанные действия заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (решение ФАС России от 06.09.2016 по делу N К-1435/16).

Заказчиком затребованы характеристики товара, которые возможно получить только в ходе испытания товара.

Пример.

В документации указано: "Прочность на сжатие при 10% линейной деформации не менее 120 кПа, предел прочности при изгибе не менее 200 кПа, теплопроводность в сухом состоянии при температуре (25 +/- 5)°C не более 0,038 Вт/(м*К), время самостоятельного горения не более 4 сек." и т.п. Согласно инструкции по заполнению заявок на участие в аукционе участникам закупки необходимо дать конкретные показатели материалов, используемых при оказании услуг. На основании вышеизложенного комиссия приходит к выводу, что положения документации об аукционе предусматривают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок, помимо конкретных показателей товаров, не предусмотренных ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, конкретных показателей результатов испытаний. Указанные действия заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (решение ФАС России от 25.01.2017 по делу N К-63/17).

По последним двум ситуациям необходимо отметить, что заказчик не вправе требовать от участника закупки представления сведений о химическом, компонентном составе товара, а также сведений о значениях характеристик товара, которые могут быть определены в ходе его испытаний, даже в том случае, если такие характеристики прямо указаны в ГОСТ или в ТУ производителя. В связи с этим, при описании характеристик товаров, используемых при выполнении работ, заказчик столкнется с ситуацией, когда в качестве возможных показателей в документации о закупке останутся только 1 - 5 показателей по каждому из товаров. Если товар описан с использованием большего значения показателей, то, скорее всего, заказчик допустил вышеуказанные нарушения.

Подводя итог вышеизложенному, заметим, что при осуществлении закупок строительных работ заказчик должен быть предельно внимательным, учитывать при осуществлении таких закупок не только положения законодательства о градостроительной деятельности и законодательства, регламентирующего осуществление закупок, но также правоприменительную практику и подходы контролирующих органов.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


17 октября 2017 г.
Проект Федерального закона №287844-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"

Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена тем, что по действующему законодательству очередность погашения требований, предусмотренная ч. 20 ст. 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" и подлежащая применению к отношениям по договорам потребительского кредита (займа), ставит граждан-потребителей в худшее положение по сравнению с предпринимателями, к которым применим общий порядок, предусмотренный статьей 319 ГК РФ, которая не допускает установления более высокого приоритета требований по уплате неустойки перед требованиями по погашению основного долга и процентов на него.




15 сентября 2017 г.
Проект Федерального закона №266932-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.




1 сентября 2017 г.
Вступила в силу ст. 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Указанной  статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.




15 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 249505-7 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - увеличение эффективности налогового стимулирования, снижение административной нагрузки на бизнес и обеспечение стабильности и предсказуемости системы налогообложения. Так законопроектом предлагается сократить сроки проведения камеральной проверки, учитывая современные системы контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Кроме того, предметом повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации с уменьшением исчисленной суммы налога может быть только обоснованность уменьшения налога на основании измененных в уточненной декларации сведений.




2 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 239932-7 "О внесении изменений в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц"

В настоящее время законодательство о банкротстве предусматривает недостаточно эффективные механизмы реабилитационных процедур. При этом они редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников. Цель данного законопроекта - расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц, а также введение новой реабилитационной процедуры - реструктуризации долгов.



В центре внимания:


Ликвидация объекта незавершенного строительства (Верещагин С.А.)

Дата размещения статьи: 16.09.2017

подробнее>>

Продажа объекта незавершенного строительства (Знаменщиков С.А.)

Дата размещения статьи: 05.09.2017

подробнее>>

Отдельные вопросы закупок строительных работ в рамках Законов 44-ФЗ и 223-ФЗ (Евсташенков А.Н.)

Дата размещения статьи: 16.08.2017

подробнее>>

Законодательство о долевом строительстве: прошлое, настоящее и будущее (Кирсанов А.Р.)

Дата размещения статьи: 14.08.2017

подробнее>>

Понятие "строительство" в широком и узком смыслах: правовой аспект (Котина М.Ю.)

Дата размещения статьи: 16.05.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта