Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Предпринимательские договоры > Договор перевозки > Деликтная ответственность перевозчика как субъекта малого и среднего бизнеса (Добровинская А.В.)

Деликтная ответственность перевозчика как субъекта малого и среднего бизнеса (Добровинская А.В.)

Дата размещения статьи: 25.08.2017

Правовое регулирование транспортной отрасли имеет особое значение для Российской Федерации с ее огромной развитой транспортной системой и большой протяженностью транспортной магистрали. В транспортную систему России входят железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской и внутренний водный транспорт, каждый из которых призван обеспечивать потребности общества в перевозке грузов и пассажиров в своей сфере. Централизованное государственное регулирование всех видов транспорта осуществляет Минтранс России.

При этом все законодательство, регулирующее транспортную сферу, можно подразделить на две большие группы, в первую из которых входят общие нормативные акты, к которым принято относить: Международные транспортные конвенции, Конституцию РФ и Гражданский кодекс РФ (гл. 40 "Перевозка") и др. Однако большая часть транспортного законодательства составляет вторую группу - это специальные законодательные акты, регулирующие деятельность отдельных видов транспорта, среди которых главенствующее место занимают Устав автомобильного транспорта РФ 2007 г., Кодекс внутреннего водного транспорта РФ 2001 г., Воздушный кодекс РФ 1997 г. и др. Транспортные кодексы носят комплексный характер, поскольку, регулируя деятельность определенного вида транспорта в целом, наряду с гражданско-правовыми нормами содержат и нормы публичного права <1>. Следует отметить, что названные транспортные уставы и кодексы дополнены большим количеством отраслевого законодательства, при этом важнейшей составляющей транспортного права являются правила перевозки грузов и пассажиров, которые на основании и в развитие транспортных уставов и кодексов подробно регулируют взаимоотношения транспортных организаций с их клиентурой, определяют порядок выполнения основных транспортных операций, особенности различных видов перевозок, в том числе и в смешанном сообщении, а также отдельные федеральные законы и нормативные правовые акты органов исполнительной власти. По отдельным вопросам транспортной деятельности принимаются постановления Правительства РФ. Нормы транспортного законодательства преимущественно носят императивный характер, что объясняется необходимостью защиты интересов большого числа потребителей транспортных услуг, а также сложностью технологий эксплуатации транспорта, массовостью операций и рисками, связанными с использованием транспортных средств, которые являются источником повышенной опасности.
--------------------------------
<1> Гражданское право: Учебник. Т. 2 / Под ред. проф., д. ю. н. О.Н. Садикова. М.: Контракт; Инфра-М, 2007. Глава 37 // СПС "КонсультантПлюс".

Известно, что малое и среднее предпринимательство на транспорте приносит в бюджет экономически развитых стран (в том числе и России) большие дивиденды, а сам транспорт является неотъемлемой и наиболее важной частью экономики любого государства, именно поэтому несовершенство нормативной базы, регулирующей данную сферу, может препятствовать созданию более благоприятных условий перевозки для всех субъектов перевозочного процесса на любом виде транспорта.
Механизм транспортного права, как и права вообще, действует в двух направлениях. Во-первых, определяет в общей форме поведение участников транспортного процесса, наделяя их правами и обязанностями, которые могут уточняться в заключаемых транспортных договорах. Во-вторых, предоставляет субъектам транспортных отношений правовые средства защиты и восстановления нарушенных прав, что подчеркивает важность норм о деликтной ответственности перевозчика за вред, причиненный при перевозке пассажира его жизни или здоровью и (или) багажу на любом виде транспорта.
Как указывалось ранее, нормы главы 40 ГК РФ "Перевозка" являются общим правовым регулятором при перевозке пассажиров, грузов и багажа независимо от вида, используемого для этих целей транспорта. Значимая роль в указанной главе отведена положениям об ответственности перевозчика, в том числе о деликтной ответственности.
Следует отметить, что до 2012 г. деликтная ответственность перевозчика на всех видах транспорта, в отличие от его ответственности за утрату, недостачу груза и багажа, не носила ограниченный характер. В частности, в случае причинения вреда жизни и здоровью пассажира ответственность перевозчика согласно ст. 800 ГК РФ определялась (как должна определяться и сейчас) по правилам гл. 59 ГК (ст. 1064 - 1101 ГК). Это означает, что перевозчик как владелец источника повышенной опасности отвечает за сохранность жизни и здоровья пассажира независимо от наличия вины (ст. 1079 ГК), а причиненный вред должен возмещаться в полном объеме (ст. 1064 ГК). Несмотря на договор между пассажиром и перевозчиком, ответственность последнего в отличие от его ответственности за несохранность груза или багажа является внедоговорной (деликтной), следовательно, как было ранее, более строгой и неограниченной <2>. Таким образом, закон изначально отдавал приоритет защите жизни и здоровья пассажиров над интересами транспортных организаций. Здесь необходимо обратить внимание на основания и объем ответственности перевозчика, заложенные в нормах ст. 796 ГК РФ, в соответствии с которой ответственность перевозчика при несохранности груза ограничивается его стоимостью. Так, ущерб, причиненный в случае утраты или недостачи груза, возмещается перевозчиком в размере стоимости утраченного или недостающего груза, а в случае повреждения груза - в размере суммы, на которую понизились его стоимость. Это правило ст. 796 ГК является традиционным для транспортного права и одновременно изъятием из общего правила ст. 15 и 393 ГК РФ.
--------------------------------
<2> Правила КТМ (ст. 186, 190), устанавливающие ответственность за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров при наличии вины перевозчика, а также пределы такой ответственности предназначены для перевозок иностранных граждан в заграничном сообщении и в силу ст. 197 на российских пассажиров не распространялись и не распространяются в данный момент.

Деликтная же ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, как указывалось выше, исходя из общих правил гл. 59 ГК РФ, не носит ограниченный характер - вред, причиненный пассажиру при перевозке, должен возмещаться в полном объеме (ст. 1079, 1064 ГК РФ).
Иной подход изначально был заложен в нормах международных транспортных конвенций, особенность которых состоит в регламентации ответственности транспорта за вред, причиненный здоровью пассажиров, в рамках договорной, а не деликтной ответственности. Конвенции содержат специальную статью, согласно которой при причинении вреда здоровью пассажира применяются правила конвенции, и предъявление деликтного иска не допускается <3>. Такое правовое решение позволяет ограничивать ответственность перевозчика перед пассажиром и создает в этой области единообразный правовой режим, не зависящий от норм национального права, имеющих различия.
--------------------------------
<3> См.: Садиков О.Н. Убытки в гражданском праве Российской Федерации. М.: Статут, 2009. С. 200.

Примером могут служить нормы Римской конвенции об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности, от 7 октября 1952 г. <4>. Пределы ответственности воздушного судна определены в данном международном акте в суммах, зависящих от веса причиняющего ущерб судна, причем установлен максимум возмещения за каждого погибшего или потерпевшего и порядок распределения выплачиваемой суммы, если общая сумма предъявленных исков о возмещении вреда превышает установленные пределы (ст. 13).
--------------------------------
<4> Ратифицирована СССР в 1982 г. Текст Конвенции см.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1983. N 7. Ст. 2185.

Более сложную систему норм о возмещении деликтных убытков содержит Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г., в дальнейшем существенно дополненная Протоколами от 1976 и 1992 гг. <5>. Конвенция, как и иные указанные международные акты, предоставляет владельцам морских судов возможность ограничить свою ответственность. В частности, размер такого предела определяется на базе 3 млн СПЗ (специальных прав заимствования) и возрастает в зависимости от вместимости судна. Максимальный предел составляет 59,7 млн СПЗ.
--------------------------------
<5> Протокол от 1992 г. См.: Бюллетень международных договоров. 2004. N 6. С. 20 и сл.

Возвращаясь к нормам национального законодательства, хотелось бы обратить внимание на то, что в настоящее время несоответствие и коллизии действующего гражданского и транспортного законодательства проявляются в первую очередь в том, что в соответствии с нормами ст. 800 ГК РФ в случае причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажира в процессе перевозки перевозчик отвечает по правилам гл. 59 ГК РФ, если законом или договором не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика. То есть на основании ст. 1079 ГК РФ и 1064 ГК РФ - в полном объеме, что исходя из анализа норм действующего транспортного законодательства невозможно.
Так, необходимо отметить, что с 2012 г. деликтная ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира на основных видах транспорта ограничена суммой в два миллиона рублей. Например, в соответствии с правилами п. 16 ст. 34 УАТ РФ перевозчик (субъект малого и среднего бизнеса, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере перевозки пассажиров автомобильным транспортом) не сможет возместить вред, причиненный жизни или здоровью пассажира при перевозке, в полном объеме, так как его ответственность ограничена суммой в 2 млн рублей нормами указанной статьи. Такое же положение в отношении ответственности перевозчиков и на других видах транспорта законодательно закреплено в иных действующих транспортных уставах и кодексах. В частности, ст. 113 УЖТ РФ, 117 ВК РФ; п. 3 ст. 103.1 КВВТ РФ аналогично вводят возможные максимальные пределы ответственности перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира в размере 2 млн рублей <6>.
--------------------------------
<6> СПС "КонсультантПлюс".

Исходя из анализа действующего транспортного законодательства следует констатировать, что закрепленный размер деликтной ответственности перевозчика ограничен определенной и одинаковой для всех перевозчиков суммой - в 2 млн рублей, что противоречит ныне действующим общим положениям гл. 40 ГК РФ. В связи с чем хотелось бы обратить внимание на необходимость разработки и принятия специальных методик для исчисления размера вреда, причиненного жизни и здоровью, а также имуществу пассажира при перевозке на каждом виде транспорта.
Представляется, что в сложившейся коллизионной ситуации с точки зрения унификации действующего гражданского и транспортного законодательства было бы правильным внести изменения в нормы ст. 800 ГК РФ и сформулировать ее в следующей редакции: "Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется по правилам, предусмотренным транспортными уставами и кодексами с учетом норм главы 59".
Предлагаемые в рамках данного научного анализа изменения должны быть связаны с дальнейшим совершенствованием и развитием транспортного законодательства России, так как на современном этапе в нем не прослеживается единого подхода к вопросу о деликтной ответственности перевозчика.

Литература

1. Гражданское право: Учебник. Т. 2 / Под ред. проф., д. ю. н. О.Н. Садикова. М.: Контракт; Инфра-М, 2007. Глава 37 // СПС "КонсультантПлюс".
2. Протокол от 1992 к Международной конвенции о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью // Бюллетень международных договоров. 2004. N 6. С. 20.
3. Ратифицирована СССР в 1982 г. Текст Конвенции // Ведомости Верховного Совета СССР. 1983. N 7. Ст. 2185.
4. Садиков О.Н. Убытки в гражданском праве Российской Федерации. М.: Статут, 2009. С. 200.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 350-84-16
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


7 октября 2020 г.
Проект федерального закона № 1030414-7 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и в статью 23 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"

Цель законопроекта - повышение прозрачности и доступности системы принудительного исполнения, уровня оперативности действий должностных лиц ФССП России в ходе принудительного исполнения судебных и иных актов, а также исключение случаев предъявления на принудительное исполнение в ФССП России поддельных исполнительных документов.




25 сентября 2020 г.
Проект Федерального конституционного закона № 1024645-7 "О Правительстве Российской Федерации"

Президентом РФ внесен в Государственную Думу новый ФКЗ определяющий статус Правительства РФ, организационно-правовые основы его формирования и деятельности. Кроме того законопроектом устанавливается порядок назначения на должность членов Правительства РФ, а также закрепляются полномочия  Правительства РФ в различных сферах деятельности.




19 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1023318-7 "О внесении изменений в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - внесение изменений в пп. 4 и 5 п. 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ в части уточнения случаев, в связи с которыми возникающие ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подлежат возмещению, что позволит снять имеющуюся в правоприменительной практике правовую неопределенность.




15 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1021303-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности"

Цель законопроекта - упрощение административных процедур и сокращение барьеров в сфере международной торговли, организация взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля , а также иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу "одного окна".




2 сентября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1015918-7 "О маркетплейсе"

Маркетплейс, согласно ст. 1 законопроекта - это программное обеспечение, которое позволяет реализовывать другое программное обеспечение. Цель законопроекта - устранение перекоса, создавшегося из-за неуплаты налога на прибыль владельцами маркетплейсов по месту получения выручки. Помимо этого законопроект также уменьшит кадровый "голод" из-за отъезда кадров в сфере компьютерных технологий за границу. В связи с принятием федерального закона "О маркетплейсе" потребуется внесение изменений в КоАП РФ в части установления дополнительных штрафов.



В центре внимания:


Международные морские перевозки грузов: правовое регулирование (Иванова Т.А.)

Дата размещения статьи: 28.09.2020

подробнее>>

К вопросу об определении места предъявления претензии потребителем транспортных услуг (Ракитина Л.Н.)

Дата размещения статьи: 17.08.2020

подробнее>>

Некоторые вопросы ответственности перевозчика при морской перевозке груза вследствие просрочки доставки (Хихинашвили Л.Г., Гречуха В.Н.)

Дата размещения статьи: 13.07.2020

подробнее>>

Проблемы ответственности в трансграничных перевозках по внутренним водным путям международного значения (Ивашова Т.А., Иванова Т.Н.)

Дата размещения статьи: 24.10.2017

подробнее>>

Деликтная ответственность перевозчика как субъекта малого и среднего бизнеса (Добровинская А.В.)

Дата размещения статьи: 25.08.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи