Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > ФНС не будет блокировать счета за неуплату взносов (Атласкирова И.)

ФНС не будет блокировать счета за неуплату взносов (Атласкирова И.)

Дата размещения статьи: 25.08.2017

Федеральная налоговая служба РФ изменила свою позицию о блокировке счетов юридических лиц. Теперь блокировки счета не будет в тех случаях, когда расчет по обязательным взносам был сдан не вовремя.

 

НК РФ о применении санкций 

Сама процедура применения санкций в виде блокировки банковских счетов и переводов электронных денежных средств в случае несвоевременного представления налоговой декларации предусмотрена ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации "Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей". Согласно ст. 76 НК РФ приостановление операций по банковским счетам и переводов электронных денежных средств (то есть блокировка) применяется в случаях, когда необходимо обеспечить исполнение решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафов, страховых взносов.

Однако в подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ предусмотрено, что налоговый орган принимает решение о блокировке счета в том случае, если налогоплательщик - юридическое лицо не представил в налоговый орган в течение 10 дней после установленного срока налоговую декларацию. То есть на расчет по страховым взносам установленная налоговым законодательством возможность приостановления операций не распространяется, так как расчет по страховым взносам и налоговая декларация являются разными документами и не могут рассматриваться как тождественные.

 

Позиция Минфина России 

До недавнего времени налоговые органы предпочитали не обращать на это обстоятельство внимания. Более того, хотя в Министерстве финансов РФ заявляли, что налоговые органы неверно трактуют Налоговый кодекс, который не предписывает блокировать счет за неуплату страховых и иных взносов, в Федеральной налоговой службе РФ ссылались на п. 11 ст. 76 НК РФ. В данном пункте говорится, что правила ст. 76 НК РФ распространяются на организации - налоговые агенты, плательщиков сборов и страховых взносов, то есть на юридические лица, которые обязаны выплачивать установленные страховые взносы, а также на организации, не являющиеся налогоплательщиками, но обязанные представлять расчеты по страховым взносам в соответствии с ч. 2 НК РФ. На этом и пыталась долгое время заострять внимание налоговая служба.

Однако в Минфине России убеждены, что приостановление операций банковских счетов является незаконной по крайней мере до того времени, пока не будет доработан Налоговый кодекс РФ. В настоящей редакции НК РФ не содержит оснований для блокировки счетов юридических лиц, не представивших расчет по страховым взносам. В Письме Минфина России от 21.04.2017 N 03-02-07/2/24123 подчеркивается, что решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимается в связи с непредставлением налоговой декларации и не относится к случаям непредставления в установленный срок расчетов по страховым взносам.

Поэтому правовые основания для распространения п. 3 ст. 76 НК РФ на невыплату или задержку страховых взносов, с точки зрения Министерства финансов РФ, отсутствуют. Соответственно, Федеральной налоговой службой были неправильно поняты и неправильно трактовались пункты налогового законодательства страны, когда служба разрешила подчиненным инспекциям приостанавливать обслуживание счетов за новые расчеты по взносам (Письмо от 27.01.2017 N ЕД-4-15/1444). В налоговой службе это решение аргументировали тем, что с 01.01.2017 в перечень лиц, чьи счета в банках могут быть заморожены, включены плательщики страховых взносов, что и предполагает возможность блокирования их счетов в случае непредставления расчета по взносам.

 

Новая позиция ФНС России 

Вполне вероятно, что юридические лица и далее были бы вынуждены мириться с данным положением дел и терпели бы убытки в результате блокировки счетов, если бы Министерство финансов РФ не настояло на своей правоте. В конечном итоге Федеральная налоговая служба была вынуждена согласиться с точкой зрения Минфина России и отменить свое предыдущее Письмо, заявив о пересмотре позиции по приостановлению обслуживания счетов за несвоевременные расчеты по взносам.

Аналогичная ситуация и с расчетами по авансовым платежам, которые также не являются налоговыми декларациями. Здесь не так давно было вынесено Определение Верховного Суда РФ от 27.03.2017 N 305-КГ16-16245, в котором подчеркивается, что поскольку квартальные расчеты по налогу на прибыль юридических лиц не являются налоговыми декларациями и не входят в число документов, перечисленных в п. 3 ст. 76 НК РФ, налоговые органы не имеют права на приостановление операций по банковским счетам вне зависимости от нарушения налогоплательщиком сроков представления расчетов.

Для российского бизнеса изменение позиции Федеральной налоговой службы РФ является на настоящий момент крайне выгодным. Во-первых, оно серьезно улучшает положение юридических лиц, поскольку в случае новых расчетов по взносам их счета в банковских организациях блокироваться не будут. Это очень удобно и избавляет компании от дополнительных проблем и рисков, связанных с приостановлением обслуживания банковских счетов и переводов электронных денежных средств.

Во-вторых, пока еще сохраняется возможность компенсировать в установленном законодательством порядке понесенные убытки. Она предусмотрена п. 9.2 ст. 76 Налогового кодекса РФ. В нем говорится о праве затребования юридическими лицами у налоговых инспекций процентов в качестве компенсации за незаконное блокирование счетов. Расчет процентов осуществляется, основываясь на размерах ключевой ставки Банка России за каждый день, прошедший со времени замораживания банковского счета юридического лица. Для того чтобы добиться компенсации, юридическому лицу необходимо подать соответствующее заявление в налоговую инспекцию.

В Письме Министерства финансов РФ подчеркивается, что в силу п. 1 ст. 35 НК РФ убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам в результате незаконной блокировки их счетов, возмещаются за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.

 

Законопроект об изменении НК РФ 

Однако следует отметить и то обстоятельство, что существующее положение дел не будет долговременным. Известно, что в Министерстве финансов РФ при участии Федеральной налоговой службы РФ уже разработан законопроект "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового администрирования". В данном законопроекте, в частности, предусматривается возможность получения органами Федеральной налоговой службы полномочий в сфере принятия решений по приостановлению операций по счетам плательщиков страховых взносов - как раз в том случае, если они не представили в налоговые органы расчеты по страховым взносам. Если этот законопроект получит поддержку в органах законодательной власти и будет принят в качестве федерального закона, то налоговые органы смогут вернуться к практике блокирования счетов юридических лиц. И тогда у компаний уже не будет возможности опротестовать принятое в соответствии с законом решение налоговой службы о блокировке счета.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


15 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 249505-7 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - увеличение эффективности налогового стимулирования, снижение административной нагрузки на бизнес и обеспечение стабильности и предсказуемости системы налогообложения. Так законопроектом предлагается сократить сроки проведения камеральной проверки, учитывая современные системы контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Кроме того, предметом повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации с уменьшением исчисленной суммы налога может быть только обоснованность уменьшения налога на основании измененных в уточненной декларации сведений.




2 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 239932-7 "О внесении изменений в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц"

В настоящее время законодательство о банкротстве предусматривает недостаточно эффективные механизмы реабилитационных процедур. При этом они редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников. Цель данного законопроекта - расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц, а также введение новой реабилитационной процедуры - реструктуризации долгов.




28 июля 2017 г.
Проект федерального закона № 237568-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"

Принятие данного законопроекта будет способствовать обеспечению защиты прав граждан-должников по потребительским кредитам (займам) посредством установления правового механизма, ограничивающего возможные злоупотребления в данной сферы, а также способствующего вытеснению с рынка не профессиональных кредиторов, а также кредиторов, ведущих недобросовестную деятельность, связанную с предоставлением потребительских кредитов (займов).




1 июня 2017 г.
Проект Федерального закона № 189113-7 "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)"

Данным законопроектом предусматривается внесение изменений в правовые и организационно-экономические особенности лизинга в части обеспечения роста поголовья специализированного мясного крупного рогатого скота. Законопроект разработан Минсельхозом России с учетом предложений АО "Росагролизинг" в целях усиления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в приобретении и передаче им в лизинг крупного рогатого скота специализированных мясных пород.




16 мая 2017 г.
Проект федерального закона "О признании утратившей силу части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроект направлен на устранение избыточности правового регулирования в части установления ответственности за нарушение условий гражданско-правовых договоров, заключаемых в соответствии с требованиями лесного законодательства. Во избежание возникновения временного разрыва, в течение которого лица, нарушающие условия договора безвозмездного пользования лесным участком, будут освобождены от какой-либо ответственности, часть 4 статьи 8.25 КоАП предлагается признать утратившей силу с 1 марта 2018 года.



В центре внимания:


Анализ теоретических основ концепции консолидированной финансовой отчетности (Плотников В.С., Плотникова О.В.)

Дата размещения статьи: 25.08.2017

подробнее>>

Необходимость применения статистических методов разделения затрат при обосновании управленческих решений, реализуемых в системе "директ-костинг" (Котова К.Ю., Шанина А.И.)

Дата размещения статьи: 25.08.2017

подробнее>>

ФНС не будет блокировать счета за неуплату взносов (Атласкирова И.)

Дата размещения статьи: 25.08.2017

подробнее>>

Обобщена практика применения законодательства о налогах и сборах (Чернышева Е.)

Дата размещения статьи: 25.08.2017

подробнее>>

ПСН-2017: шпаргалка для начинающих (Никитин А.Ю.)

Дата размещения статьи: 25.08.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта