Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Рекламная деятельность > Актуальные правовые вопросы рекламы банковских услуг (Григорьев Д.)

Актуальные правовые вопросы рекламы банковских услуг (Григорьев Д.)

Дата размещения статьи: 05.09.2017

Банковский сектор - один из самых крупных игроков рекламного рынка. Данное обстоятельство вызвано прежде всего большой конкуренцией на данном рынке. Как известно, самым надежным и проверенным средством конкурентной борьбы является реклама.

Учитывая повышенную социальную роль банковского сектора как основного распорядителя финансовых ресурсов граждан и организаций, законодатель и органы исполнительной власти стремятся наиболее детально урегулировать вопрос рекламы банковских услуг.
Особое внимание к рекламе банковских услуг - отнюдь не российское правовое изобретение, практически любой национальный закон о рекламе содержит норму, регулирующую рекламу банковской деятельности.
В настоящем материале мы разберем актуальные вопросы рекламы банковских услуг в части как общих, так и специальных требований к рекламе.
Российский Закон о рекламе в ст. 28 закрепляет требования, предъявляемые к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности. Как следует из ч. 2 ст. 4 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", под финансовой услугой понимаются банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. Таким образом, реклама банковской деятельности подпадает под регулирование ст. 28 Закона о рекламе.
Но прежде чем переходить к детальному рассмотрению требований вышеупомянутой нормы, необходимо определиться с правовой природой рекламы.

Понятие рекламы

Действующий Закон о рекламе в ст. 3 определяет рекламу как информацию, распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Определение рекламы именно как "информации" имеет огромное практическое значение. Так, на практике может возникнуть вопрос: если одна и та же ненадлежащая реклама распространяется на телевидении, радио, в качестве наружной рекламы, то рекламодатель может быть привлечен к ответственности один раз или каждый рекламный носитель с этой рекламой - самостоятельное нарушение?
В данной ситуации понимание того, что реклама - это прежде всего информация, позволяет сделать вывод, что ненадлежащей рекламой может быть признано исключительно содержание рекламного сообщения независимо от количества и видов носителей, на которых оно распространялось. Данный вывод поддерживается судебной практикой. Так, в одном из дел <1> суд указал следующее: антимонопольный орган не вправе возбуждать несколько дел по признакам нарушения рекламного законодательства Российской Федерации в отношении хозяйствующего субъекта, распространившего одну и ту же ненадлежащую рекламу с использованием различных средств и способов ее распространения (например, реклама на рекламных щитах, реклама на щитах сити-формата, реклама на щитах типа призматрон, телереклама, радиореклама, рекламные листовки, рекламные баннеры и др.), так же как он не вправе выносить в адрес хозяйствующего субъекта несколько решений о признании одной и той же рекламы не соответствующей Закону о рекламе. Этот прецедент наглядно показывает, что такой признак рекламы, как "распространение в любой форме", - лишний в данном понятии, поскольку он может усложнить правоприменительную практику, вызвав сомнения в том, является ли идентичная информация, размещаемая разными способами, разной рекламой.
--------------------------------
<1> Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2012 по делу N А65-10102/2012.

Описанный выше подход можно применить и к ситуации, когда в рекламных материалах присутствует два объекта рекламирования, при этом один меняется, а другой нет. В качестве примера можно привести одно из дел, рассмотренное столичным УФАС. В эфире центральных телеканалов в феврале - марте 2011 года распространялась реклама автомобилей Peugeot 308 и Peugeot 207 с указанием на возможность приобретения автомобиля в кредит, однако в данной рекламе отсутствовали все существенные условия кредитования. В рекламе Peugeot 207 содержались те же сведения, что и в рекламе автомобиля Peugeot 308. ФАС РФ за ненадлежащую рекламу кредитования двух разных автомобилей, содержащуюся в двух разных роликах, привлек рекламодателя к ответственности единожды.
При этом необходимо учитывать, что не каждую информацию стоит относить к рекламной. Так, помимо прямых изъятий, сформулированных в Законе о рекламе, среди которых объявления, вывески, обязательная к размещению информация, упоминания, интегрированные в произведения науки, искусства, практика сформулировала весьма любопытное положение: не является рекламой информация о товарах продавца, размещенная на его официальном сайте и в его официальных группах в соцсетях. Данный вывод содержится в Письме ФАС РФ N АК/45828/15 от 28.08.2015.

Идентификация банка в рекламе

Как следует из положений ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и, если имеется, отчество).
Как следует из ст. 1 Федерального закона N 395-1 от 02.12.1990 "О банках и банковской деятельности", банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Статья 7 этого нормативного акта закрепляет требования к фирменному наименованию банка как кредитной организации. Так, кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование кредитной организации на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму кредитной организации. Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слова "банк" или словосочетания "небанковская кредитная организация". Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Требования к фирменному наименованию устанавливаются Гражданским кодексом и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII настоящего Кодекса.
Наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в едином государственном реестре юридических лиц.
Согласно ст. 1473 ГК РФ организация выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. Таким образом, в рекламе банковских услуг должно быть указано наименование банка.
Важно отметить, что данное требование касается не только рекламы банковских продуктов, но и имиджевой рекламы банка. Данный вывод следует из положений ч. 4 ст. 2 Закона о рекламе, в соответствии с которыми специальные требования и ограничения, установленные в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, когда реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.
В связи с вышеизложенным на практике возникает вопрос: требуется ли в рекламе банковских услуг указывать организационно-правовую форму банка? По данному поводу существуют две антагонистические позиции.
Первая - формальная, согласно которой в рекламе банковских услуг необходимо указывать организационно-правовую форму банка. Такая точка зрения господствует в Волго-Вятском округе. Так, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 28.08.2013 по делу N А31-13369/2012 указано, что банк разместил в печатном издании - журнале "Ивановский Бизнесъ" N 3 за 2013 год - на странице 17 рекламное сообщение о получении кредита по программе "Проще простого". В нарушение требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе в данном рекламном сообщении не указана организационно-правовая форма юридического лица, оказывающего финансовую услугу (услугу по кредитованию). Следовательно, суды пришли к правильному выводу о том, что спорная реклама является ненадлежащей. Довод банка о том, что действующее законодательство не относит организационно-правовую форму хозяйствующих субъектов к обязательному элементу наименования юридических лиц, судом округа признается несостоятельным. Аналогичной точки зрения придерживается и контролирующий орган, о чем свидетельствует административная практика ФАС РФ.
Однако Западно-Сибирский округ придерживается иной - "телеологической" - позиции. Так, в Постановлении ФАС ЗСО от 29.05.2014 по делу N А70-8887/2013 суд указал, что, как установлено судами, в рекламно-информационной газете "Недвижимость. Строительство для всех" на 10-й странице N 35 (404) от 10.09.2012 и на 8-й странице N 40 (409) от 15.09.2012 размещена реклама следующего содержания:
"г. Тюмень, ПАРУСА, ул. Малыгина, 90. Живем один раз, зато в Парусах! Все удовольствия в центре города... Тюменский филиал ООО ФСК "Запсибинтерстрой" г. Тюмень, ул. Шиллера, 34/4... Отдел продаж... Приобрести квартиры в нашем комплексе можно по ипотечным программам ведущих банков: Сбербанк, Газпромбанк, Промсвязьбанк, Ханты-Мансийский банк открытое акционерное общество, ВТБ24, Запсибкомбанк, Сургутнефтегазбанк, Агентство по ипотечному жилищному кредитованию по Тюменской области".
По результатам рассмотрения дела антимонопольным органом принято решение о признании рекламы ненадлежащей. Основанием для принятия данного решения послужил вывод антимонопольного органа о том, что рассматриваемая реклама, содержащая указание на возможность приобретения недвижимости потенциальными покупателями по ипотечным программам ведущих банков (Сбербанк, Газпромбанк, Промсвязьбанк, Ханты-Мансийский банк ОАО, ВТБ24, Запсибкомбанк, Сургутнефтегазбанк, Агентство по ипотечному жилищному кредитованию по Тюменской области), является рекламой финансовых услуг (ипотечного кредита), в связи с чем должна содержать полное наименование лица, оказывающего эти услуги. Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, общество обратилось в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что наименования кредитных организаций отражены в рекламе в общеупотребительном, понятном для обычного потребителя виде, неуказание организационно-правовой формы организаций, предоставляющих финансовую услугу (ипотечный кредит), не искажает смысла информации и не влечет введение потребителей в заблуждение.
Данный подход стоит только приветствовать, поскольку он подходит неформально к Закону, а цель Закона о рекламе - недопущение введения потребителя в заблуждение. При этом такой подход не является судебным волюнтаризмом. Как указывалось выше, банк как коммерческая организация в соответствии со ст. 54, 1473 ГК РФ имеет фирменное наименование, включающее в себя организационно-правовую форму и непосредственно наименование. Положения ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе требуют указания исключительно наименования, соответственно, банк, указывая в рекламе исключительно свое наименование без организационно-правовой формы, действует в рамках требований рекламного Закона.
Безусловно, во избежание споров с контролирующим органом рекламодателю не составит значительно труда указать организационно-правовую форму банка, но если все же будет иметь место подобная оказия, то рекламодатель может воспользоваться описанным выше способом правовой защиты.
Любопытен также вопрос о необходимости рекламодателю-небанку, например магазину бытовой техники, имеющему соглашение о сотрудничестве с банком-партнером, сообщать в рекламе о возможности приобретения товара в кредит, идентифицировать соответствующий банк. Вопрос вызван тем, что такой магазин не привлекает внимание к кредиту и не является лицом, предоставляющим кредит. Он лишь информирует потребителя о том, что готов передать товар, если он захочет произвести расчет с привлечением кредитных средств.
Подход к данному вопросу со стороны антимонопольного органа в течение нескольких лет претерпел эволюцию или деградацию (как кому предпочтительнее считать) от разумно-либерального к консервативно-формальному. Так, в Письме ФАС РФ от 08.11.2007 N АК/21149 антимонопольный орган указал, что, поскольку торговые и сервисные организации не являются кредитными, указание в их рекламе на возможность получения товарного кредита без сообщения сведений о кредитной организации, заключающей договор кредита, может быть признано нарушением п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.
Однако если из рекламы четко следует, что кредитование покупок или услуг осуществляется не торговой или сервисной организацией, а иными лицами, например банком или банками-партнерами, то на такую рекламу требования ст. 28 Закона о рекламе не распространяются.
Но в 2011 году концепция антимонопольного органа изменилась. Так, в Письме ФАС России от 16.12.2011 N АК/47126 "Об актуальных вопросах применения Федерального закона "О рекламе" арбитражными судами" указано, что в случае размещения в рекламе какого-либо товара информации о возможности приобретения данного товара в кредит подобная реклама должна соответствовать положениям ст. 28 Закона о рекламе, в том числе в части указания имени или наименования лица, предоставляющего кредит. Забавно, что, транслируя данную позицию, ФАС России ссылается на практику уличенного нами в излишнем формализме Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа, отраженную в Постановлении от 26.07.2011 по делу N А43-23080/2010. Таким образом, на сегодняшний день магазин, имеющий соглашение с банком-партнером, должен озвучивать данный банк в рекламе, сообщающей о возможности приобрести товар в кредит.
Представляется, что банку такое положение вещей только на пользу, ведь фактически он бесплатно получает рекламу за счет своего торгового партнера.

Товарный знак в рекламе

Описанная выше ситуация, когда торговая организация, имеющая соглашение с банком-партнером, должна озвучивать в рекламе наименование банка, приводит нас к закономерному вопросу о необходимости получения согласия банка на использование его товарного знака в такой рекламе.
Ответ на данный вопрос сформулировал Президиум ВАС РФ, рассмотрев одно из дел с аналогичной фабулой и предложив следующую сентенцию. В рекламе собственной деятельности рекламодателя допускается использование чужих товарных знаков, если при этом данная реклама не приводит к смешению деятельности рекламодателя и правообладателя товарного знака <2>. Данную позицию ВАС РФ закрепил в п. 32 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе".
--------------------------------
<2> Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2012 по делу N А65-10102/2012.

Таким образом, допускается информационное использование товарного знака, в описанной нами ситуации торговая организация не выдает себя за банк, она лишь информирует потребителя, исполняя требования Закона, о лице, оказывающем финансовую услугу. В результате такого упоминания у потребителя не происходит смешения деятельности банка и торговой организации, соответственно, у торговой организации отсутствует необходимость заключать с банком еще и лицензионный договор на использование товарного знака.
Данное разъяснение полезно также и для банка. Предположим, банк имеет свою группу в социальной сети, и в своей рекламе он использует логотип данной соцсети для информирования потребителей об адресе своей группы в данной соцсети. Ему не требуется получать согласие соцсети на использование ее товарного знака, поскольку при таком использовании товарного знака у потребителя не возникает представления, что банк является владельцем соцсети.

Указание банковской лицензии

Довольно любопытен вопрос о необходимости указания в рекламе банковских продуктов реквизитов лицензии банка-рекламодателя.
Как правило, банки указывают в рекламе реквизиты своей лицензии, но это атавизм. Подобное требование содержалось в ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе 1995 года, где было предусмотрено, что, если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, в рекламе должны быть указаны номер лицензии и наименование органа, выдавшего эту лицензию.
В действующем Законе о рекламе подобное требование отсутствует, соответственно, у рекламодателя отсутствует обязанность указывать в рекламе информацию о собственной лицензии.

Мелкий шрифт в рекламе банковских услуг

Безусловно, одной из самых одиозных проблем в рекламе банковских услуг является вопрос о законности использования мелкого шрифта.
В 2012 году Президиум ВАС в п. 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" сформулировал подход: рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (гарнитура шрифта или кегль, цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама - ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
Данным пунктом ВАС РФ закрепил на судебном уровне многолетнюю практику антимонопольного органа.
Между тем подобный подход представляется излишне волюнтаристским, давая такое разъяснение, исполнительная и судебная власти фактически берут на себя функции законодателя. Закон о рекламе содержит ряд норм, например такие, как ч. 7 ст. 24, которая четко регламентирует требования к размеру дисклеймера в рекламе медицинских услуг; подобных требований к рекламе банковских услуг, тех же условий кредита в Законе не содержится, поэтому рекламодатель сам вправе выбирать, какой размер шрифта использовать.
Только законодатель может определить, какой размер шрифта будет считаться нарушением, а считать отсутствующей информацию, которая все же присутствует, представляется крайне абсурдным.
Не стоит считать, что автор приветствует недобросовестное поведение рекламодателей, озвученный взгляд на проблему исходит из того, что пробелы в Законе должны устраняться законодательным путем, а не административным или судебным, к тому же с использованием таких оценочных суждений, как "восприятие средним потребителем" (особенно учитывая, что порой в глазах контролирующего органа и суда "средний потребитель" представляется не умнее питекантропа, не способным адекватно воспринимать реальность).

Банковские услуги и информационная продукция

Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее - Закон о защите детей) вступил в силу еще в 2012 году, в связи чем Закон о рекламе был дополнен двумя нормами, ч. 10.1 и 10.2 ст. 5, следующего содержания:
10.1. Не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Закона о защите детей, без указания категории данной информационной продукции.
10.2. Не допускается распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с Законом о защите детей, в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее ста метров от границ территорий указанных организаций.
Тем не менее практика применения данных норм за пятилетнее существование Закона крайне разнообразна, противоречива и запутанна. Вызвано это в большей степени качеством юридической техники самого нормативного акта, в котором довольно много оценочных категорий, туманных формулировок и крайне нелогичная структура. В частности, особое желание отмаркировать все, что только возможно, в собственной рекламе наблюдалось в большей степени у банков. Подобная ситуация требует более детального пояснения порядка указания категории информационной продукции в рекламе банковских услуг.
Как следует из Письма ФАС России от 14.12.2012 N АЦ/42338/12 "О размещении в рекламе категории информационной продукции", требования ч. 10.1, 10.2 ст. 5 Закона о рекламе распространяются только на рекламу информационной продукции, но не на рекламу иных товаров или услуг. Под информационной продукцией, согласно ст. 2 Закона о защите детей, понимаются предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, и информация, размещаемая в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет) и сетях подвижной радиотелефонной связи.
Соответственно, требование об указании в рекламе категории информационной продукции не распространяется на рекламу товаров, не подпадающих под понятие информационной продукции. Поскольку банковские услуги не подпадают под понятие информационной продукции, требования указанного положения Закона о рекламе не распространяются на рекламу данных услуг.
Если в рекламе банковских услуг упоминается сайт банка и он не является самостоятельным объектом рекламирования и представляет собой источник информации о банковских продуктах, то такая реклама не является рекламой информационной продукции. Если же банк рекламирует "мобильный банк", то есть приложение, то в такой рекламе должна быть указана возрастная маркировка данного приложения, поскольку оно является программой для ЭВМ, которая относится к категории информационной продукции.
Говоря о банковских продуктах, которыми можно воспользоваться с помощью мобильных приложений, необходимо учитывать, что реклама ряда таких продуктов будет подпадать под ограничения Закона о рекламе. Например, таким продуктом может являться сервис обмена валюты с помощью приложения, которое позволяет оплатить валюту через приложение, а забрать ее в любое удобное время в нужном банке.
На рекламу такого сервиса распространяются требования ст. 8 Закона о рекламе, согласно которой в рекламе дистанционных продаж должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Нормативное регулирование дистанционных продаж осуществляется на основании Постановления Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом" (далее - Постановление N 612).
В соответствии с п. 2 данного документа под дистанционной продажей понимается продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках, посредством средств связи или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
В силу ч. 2 ст. 454 ГК РФ к купле-продаже ценных бумаг и валютных ценностей относятся положения о купле-продаже, соответственно, приобретение валюты через мобильное приложение должно быть квалифицировано как дистанционные продажи.

Реклама ипотеки

Не иначе как курьезной необходимо аттестовать судьбу института "ипотека" в российском рекламном пространстве. Суть проблемы заключается в том, что в исконном правовом значении термин "ипотека" означает залог недвижимости как способ обеспечения обязательства, но в сегодняшнем бытовом употреблении данный термин тождественен термину "ипотечный кредит", то есть кредит на приобретение жилья, обеспеченный залогом приобретаемого жилья.
Соответственно, на практике возникает вопрос: требуется ли застройщику жилья, готовому продавать квартиры потребителю с привлечением кредитных средств, соблюдать требования ст. 28 Закона о рекламе при использовании термина "ипотека" в рекламной коммуникации? Практика по данному вопросу неоднозначна. Так, в Постановлении ФАС МО по делу N А40-14919/11 от 13.03.2012 суд отменил решение антимонопольного органа, указав, что, оценив конкретные обстоятельства дела, суды обоснованно исходили из того, что в контексте спорной рекламы слово "ипотека" воспринимается как способ приобретения недвижимого имущества с использованием длительной рассрочки, при этом обязательства по оплате обеспечиваются ипотекой (залогом недвижимости), то есть недвижимое имущество оформляется в залог.
Поскольку в данном случае осуществлялась реклама услуг по продаже квартир, а не услуг по залогу недвижимости, суд правильно пришел к выводу, что в данном конкретном случае указание на возможность применения ипотеки при покупке квартир является способом обеспечения обязательств по оплате при покупке недвижимого имущества, а не рекламой финансовых услуг, которые ЗАЛ "ЮИТ Московия" не оказывает.
В другом деле, а точнее в Постановлении Верховного суда от 18 февраля 2015 года N 306-АД14-2015, суд принял сторону антимонопольного органа, указав, что антимонопольный орган верно исходил из того, что слово "ипотека" в контексте рассматриваемой рекламы с позиции потребителя воспринимается как возможность приобрести рекламируемую недвижимость посредством ипотечного кредита, то есть путем оказания банковской услуги, в отсутствие сведений о наименовании лица, оказывающего данную услугу, условий кредитования и иных существенных условий, что вводит в заблуждение потребителей рекламы.
Представляется, что правильным будет подход, при котором застройщик должен соблюдать требования ст. 28 Закона о рекламе только в том случае, если перечень банков, у которых потребитель может взять ипотечный кредит, закрыт.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


17 октября 2017 г.
Проект Федерального закона №287844-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"

Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена тем, что по действующему законодательству очередность погашения требований, предусмотренная ч. 20 ст. 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" и подлежащая применению к отношениям по договорам потребительского кредита (займа), ставит граждан-потребителей в худшее положение по сравнению с предпринимателями, к которым применим общий порядок, предусмотренный статьей 319 ГК РФ, которая не допускает установления более высокого приоритета требований по уплате неустойки перед требованиями по погашению основного долга и процентов на него.




15 сентября 2017 г.
Проект Федерального закона №266932-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.




1 сентября 2017 г.
Вступила в силу ст. 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Указанной  статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.




15 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 249505-7 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - увеличение эффективности налогового стимулирования, снижение административной нагрузки на бизнес и обеспечение стабильности и предсказуемости системы налогообложения. Так законопроектом предлагается сократить сроки проведения камеральной проверки, учитывая современные системы контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Кроме того, предметом повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации с уменьшением исчисленной суммы налога может быть только обоснованность уменьшения налога на основании измененных в уточненной декларации сведений.




2 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 239932-7 "О внесении изменений в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц"

В настоящее время законодательство о банкротстве предусматривает недостаточно эффективные механизмы реабилитационных процедур. При этом они редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников. Цель данного законопроекта - расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц, а также введение новой реабилитационной процедуры - реструктуризации долгов.



В центре внимания:


Вычет по НДС за рекламные услуги (Бычков А.И.)

Дата размещения статьи: 16.09.2017

подробнее>>

Актуальные правовые вопросы рекламы банковских услуг (Григорьев Д.)

Дата размещения статьи: 05.09.2017

подробнее>>

Малозначительность при рассмотрении административных дел в сфере рекламного законодательства (Пальцева Е.С.)

Дата размещения статьи: 27.04.2017

подробнее>>

Некорректное сравнение в рекламе: понятие и виды (Куликов А.)

Дата размещения статьи: 15.04.2017

подробнее>>

Статус и перспективы развития саморегулирования рекламы в России (Серебрякова Ю.)

Дата размещения статьи: 10.11.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта