Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Возникновение обособленного подразделения у подрядчика (Верещагин С.А.)

Возникновение обособленного подразделения у подрядчика (Верещагин С.А.)

Дата размещения статьи: 05.09.2017

Имеет ли смысл избегать постановки обособленного подразделения на учет по месту выполнения работ на стройплощадке заказчика? Почему этого делать не нужно и от каких проблем может избавить следование установленным правилам?

При заключении договора строительного подряда подрядчик обязуется возвести объект недвижимости на участке земли, принадлежащем заказчику, или выполнить работы по реконструкции (модернизации) либо ремонту объекта недвижимости, правами на которые обладает заказчик. В любом случае подрядчик обязан выполнить работы на территории, которая не является местом его нахождения (местом регистрации). Сразу появляется вопрос: возникает ли у подрядчика обособленное подразделение, по месту которого он обязан встать на учет?
Напомним, что обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ). При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, а также от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.
Согласно заключенному договору строительного подряда для возведения объекта недвижимости (его реконструкции или ремонта) работники подрядчика должны в соответствии с распорядком дня, установленным их работодателем (или заказчиком), прибывать на стройплощадку заказчика для выполнения своих трудовых обязанностей. За недобросовестное исполнение этих обязанностей нерадивые работники могут быть подвергнуты мерам дисциплинарного взыскания.
Таким образом, строительную площадку заказчика следует признать рабочими местами подрядчика.
Можно услышать возражения, что рабочие места в этой ситуации не оборудованы, поскольку там нет собственного имущества подрядчика. Однако, на наш взгляд, оборудование рабочего места означает не наличие станка либо стола со стулом, а предоставление фронта работ, создание условий для выполнения трудовых обязанностей.
Рабочее место каменщика, сварщика или штукатура - строительная площадка заказчика, в пределах которой он выполняет свою работу. Подрядчик (в лице своих работников) имеет возможность приступить к работе, когда условия для ее начала (заказчиком или им самим) созданы. Иначе говоря, рабочие места на стройплощадке заказчика у подрядчика возникают в тот момент, когда он по условиям договора приступает к выполнению работ.
Стационарность рабочего места, как это прямо указано в п. 2 ст. 11 НК РФ, связана не с неподвижностью рабочего места в пространстве, а с его созданием на срок более одного месяца. Не имеет значения, один и тот же сотрудник должен являться к заказчику для выполнения работ или каждые две недели они будут меняться. Рабочие места от этого не исчезают и вновь не появляются.
Следовательно, нахождение работников подрядчика на строительной площадке заказчика в течение длительного периода времени является созданием стационарных рабочих мест вне места нахождения подрядчика.
Часто приходится сталкиваться с утверждением, что обособленным подразделением подрядчика удаленную стройплощадку заказчика можно признать только в том случае, если по месту производства работ нанимаются местные жители. А если туда направляются в командировку (пусть и на полгода) работники с места, где находится подрядчик, то это уже не обособленное подразделение. С нашей точки зрения, такой вывод неверен.
Безусловно, направленные в командировку рабочие, мастера и прорабы получают, кроме зарплаты, еще суточные и обеспечиваются жильем, но это не означает, что они не обязаны по месту выполнения работ (собственно, для чего их туда и направили) соблюдать установленный распорядок рабочего дня и трудовую дисциплину. Таким образом, при направлении работников в командировку для выполнения строительно-монтажных работ, если договор заключен на срок более месяца, у подрядчика в месте производства работ возникают стационарные рабочие места.
Минфин России разъяснил, что форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения. Также отмечено, что не имеет значения, какое количество дней в каждом месяце организация осуществляет свою деятельность вне места своего нахождения (Письма от 13.11.2015 N 03-02-07/1/65879, от 14.06.2016 N 03-02-07/1/36019).
Однако наряду с этим Минфин России не дает прямого ответа на вопрос о возникновении обособленного подразделения и предлагает в каждом конкретном случае обращаться за разъяснениями в свои налоговые инспекции (Письма от 05.10.2012 N 03-02-07/1-238, от 12.10.2012 N 03-02-07/1-249).
В части регионов уже сложилось (с подачи областных налоговых инспекций) мнение, что начало выполнения работ по договору подряда приводит к возникновению обособленного подразделения.
Исходя из вышесказанного, на наш взгляд, нужно согласиться с выводом, что заключение договора строительного подряда на срок более месяца ведет к возникновению у подрядчика обособленного подразделения. Окончание работ по данному договору приведет к прекращению деятельности по месту нахождения подразделения, т.е. к его ликвидации.

Порядок постановки на учет при возникновении обособленного подразделения

Территория России разделена на регионы (субъекты Федерации): республики, края, области, автономные области, автономные округа, города федерального значения. В свою очередь, территория каждого субъекта Федерации делится на муниципальные образования - территории, в пределах которых осуществляется местное самоуправление и формируется местный бюджет. Не вдаваясь в подробности административно-муниципального деления, укажем только, что, например, Москва как город федерального значения делится, в свою очередь, на довольно большое количество муниципальных образований различного уровня (округа, районы и т.д.), а, например, Челябинск, территориально разделенный на несколько районов, является единым муниципальным образованием.
Для целей налогового контроля в каждом субъекте Российской Федерации имеется Управление ФНС России по региону, которому подчиняются инспекции. При этом на территории одного муниципального образования может работать несколько инспекций (как, например, в районах Москвы или Челябинска). На территории более мелких муниципальных образований (городов, районов) может работать одна налоговая инспекция. Межрайонные налоговые инспекции ведут налоговый учет и налоговый контроль на территории нескольких муниципальных образований одного региона.
Таким образом, обособленное подразделение может возникнуть:
- на территории, которую курирует та же самая налоговая инспекция, где стоит на учете и сама организация;
- территории, которую курирует другая налоговая инспекция, но в том же самом муниципальном образовании;
- территории другого муниципального образования того же субъекта Российской Федерации, но подведомственного той же самой межрайонной налоговой инспекции;
- территории другого муниципального образования того же самого субъекта Российской Федерации, подведомственного другой межрайонной налоговой инспекции;
- территории другого субъекта Российской Федерации.
В течение месяца со дня начала работ, т.е. возникновения обособленного подразделения, подрядчик обязан сообщить своей налоговой инспекции, которая для целей налогового учета и налогового контроля признается местом ее нахождения, об этом факте (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Форма сообщения (С-09-3-1) утверждена Приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@. Получив сообщение, инспекция должна на следующий рабочий день передать в инспекцию, осуществляющую налоговый контроль по месту нахождения созданного обособленного подразделения, информацию о возникновении обособленного подразделения у организации (с указанием ее ИНН) по адресу, указанному в п. 2.3 формы С-09-3-1, приведенной в Письме ФНС России от 03.09.2010 N МН-37-6/10623@.
Адресом обособленного подразделения будет считаться место нахождения строительной площадки в соответствии с выданным застройщику разрешением на строительство объекта недвижимости (Письмо Минфина России от 15.02.2016 N 03-02-07/1/8096).
Инспекция по месту нахождения подразделения, получив информацию от коллег, в течение пяти рабочих дней обязана направить в адрес организации уведомление о постановке на учет данного подразделения с присвоением кода постановки на учет (форма уведомления 1-3-Учет, утверждена Приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@).
В зависимости от того, где находится строительная площадка застройщика (возникает обособленное подразделение подрядчика), возможны следующие варианты.

Обособленное подразделение возникло на территории, которую курирует та же самая налоговая инспекция (межрайонная налоговая инспекция), где на учете числится подрядчик (головная организация)

Организация при создании обособленного подразделения (вне зависимости от его месторасположения) в обязательном порядке должна направить в свою инспекцию сообщение С-09-3-1. Получив его, сотрудник отдела регистрации налогоплательщиков формально должен на следующий рабочий день направить самому себе или коллеге, сидящему за соседним столом, официальный документ о возникновении у налогоплательщика обособленного подразделения. Получив от самого себя такой документ (и расписавшись в его получении), далее необходимо будет направить организации уведомление, что она поставлена на учет в налоговой инспекции, где она уже стоит на учете далеко не первый год.
Естественно, так никто никогда не делает, все ограничивается тем, что организация представляет форму С-09-3-1, подтвердив тем самым исполнение обязанности об уведомлении налоговых органов об открытии обособленного подразделения.
Таким образом, местом постановки на учет обособленного подразделения (т.е. местом его нахождения для целей налогового контроля) в рассматриваемой ситуации будет являться место постановки на учет головной организации (место нахождения организации для целей налогового контроля) - та же самая налоговая инспекция (может быть, и межрайонная).

Подразделение создается на территории того же муниципального образования (города федерального значения), но подведомственной другой налоговой инспекции

В п. 4 ст. 83 НК РФ указано, что, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании (городе федерального значения) на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена по месту нахождения только одного из этих подразделений. Организация определяет его самостоятельно, но если в этом же муниципальном образовании находится и головная организация, то никто не может запретить поставить на учет созданное подразделение (или несколько подразделений в разных районах города) по месту ее нахождения. В этом случае вместе с С-09-3-1 необходимо подать еще уведомление о выборе налогового органа для постановки на учет по форме 1-6-Учет (утверждена Приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@).
Данным уведомлением организация проинформирует свою инспекцию, что, хотя подразделение и находится на чужой территории (по адресу, указанному в сведениях об обособленном подразделении), но в целях налогового контроля местом его нахождения выбирается инспекция, где организация уже стоит на учете.
Получив уведомление, сотрудник отдела регистрации налогоплательщиков на следующий рабочий день обязан направить в ту инспекцию, которую выбрала организация для постановки на учет своих обособленных подразделений (т.е. опять-таки самому себе или коллеге по отделу), информацию о создании нового обособленного подразделения у организации, которая уже стоит на учете в этой инспекции.
Итак, в данном случае местом нахождения обособленного подразделения для целей налогового контроля следует признать ту налоговую инспекцию, где стоит на учете сама организация.

Подразделение открывается на территории другого муниципального образования в том же регионе России

При открытии обособленного подразделения на территории своего региона (республики, края, области и пр.), но в другом муниципальном образовании, которое, соответственно, курирует другая инспекция, также необходимо подать в свою налоговую инспекцию уведомление по форме С-09-3-1 с указанием адреса созданного обособленного подразделения. Инспектор, получивший уведомление, на следующий рабочий день отправит эту информацию коллегам из налоговой инспекции, курирующей данную территорию. Тем дается пять рабочих дней на то, чтобы поставить организацию, работающую в другом районе (муниципальном образовании) области (региона), на учет по месту нахождения обособленного подразделения.
Подтверждением этого для организации должно служить полученное ею уведомление по форме 1-3-Учет о постановке на налоговый учет обособленного подразделения и присвоения КПП по месту его нахождения.

Подразделение открывается на территории другого региона Российской Федерации

Как и в предыдущем случае, необходимо подать в свою налоговую инспекцию уведомление по форме С-09-3-1 с указанием адреса созданного обособленного подразделения. Получив уведомление, инспектор на следующий рабочий день проинформирует своих коллег из налоговой инспекции, курирующей данную территорию. В течение пяти рабочих дней те поставят организацию, работающую в регионе, на учет по месту нахождения обособленного подразделения.
Подтверждением этого для организации должно служить полученное ею уведомление по форме 1-3-Учет о постановке на налоговый учет обособленного подразделения и присвоения КПП по месту его нахождения.

Порядок исчисления и уплаты налогов при наличии обособленных подразделений

После постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения организация становится плательщиком ряда налогов по месту нахождения этого подразделения. Также возникает и обязанность по представлению отчетности в эту налоговую инспекцию.

Налог на прибыль

При создании обособленного подразделения у организации возникает обязанность по уплате части налога на прибыль в бюджет того региона, на территории которого расположено данное подразделение (п. 2 ст. 288 НК РФ). Туда же должна представляться и налоговая декларация.
Сумма налога, подлежащего уплате в региональный бюджет по месту нахождения подразделения, определяется как произведение налоговой ставки и доли прибыли, приходящейся на это подразделение (п. 2 ст. 288 НК РФ).
Ставка налога на прибыль в региональный бюджет установлена в размере 18% (п. 1 ст. 284 НК РФ). Заметим, что субъектам Федерации дано право понижать ставку налога для отдельных категорий налогоплательщиков вплоть до 13,5%, и ряд субъектов этим правом пользуется.
Доля прибыли определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по организации (п. 2 ст. 288 НК РФ). Что выбрать - среднесписочную численность или расходы на оплату труда - решает организация. Большинство останавливается на среднесписочной численности. Этот вариант, на наш взгляд, проще (не нужно заводить дополнительные учетные регистры). Ведь так и так по всем подразделениям организации ежемесячно подсчитывается среднесписочная численность сотрудников для заполнения формы федерального государственного статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" (утверждена Приказом Росстата от 24.09.2014 N 580).
Среднесписочная численность работников за период с начала года по отчетный месяц включительно определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы, истекшие за период с начала года по отчетный месяц включительно, и деления полученной суммы на число месяцев работы организации за период с начала года.
Если организация при расчете доли прибыли решает использовать расходы на оплату труда, то следует иметь в виду, что под ними следует понимать расходы согласно ст. 255 НК РФ. Заметим, что это не только кредитовые обороты по счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" в регистрах бухгалтерского учета. Оплатой труда признается, в частности, стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством питания и продуктов (п. 4 ст. 255 НК РФ).
В регистрах бухгалтерского учета эти расходы отражаются оборотами по счету 10 "Материалы".
При расчете средней остаточной стоимости основных средств следует использовать ту же схему, как при исчислении средней стоимости основных средств при расчете налога на имущество (п. 4 ст. 376 НК РФ). Такие разъяснения были даны Минфином России в Письме от 06.07.2005 N 03-03-02/16 и ФНС России в Письме от 02.10.2009 N 3-2-10/24@.
Подчеркнем: стоимость объектов основных средств следует брать из данных не бухгалтерского, а налогового учета (они не всегда совпадают).
После расчета показателей по каждому обособленному подразделению (группе подразделений одного региона) определяются удельный вес численности и основных средств по каждому подразделению в процентах и среднее арифметическое (сумма, деленная пополам) этих показателей.
Умножением прибыли на этот коэффициент получаем долю прибыли, с которой нужно заплатить налог в областной бюджет по ставке, которая равна 13,5 - 18% (в зависимости от региона и категории налогоплательщика). И так по каждому подразделению.
Головная организация платит в полном размере налог на прибыль в федеральный бюджет (по ставке 2%) и налог в свой региональный бюджет исходя из той доли, которая придется на нее. При этом следует иметь в виду, что ежемесячные авансовые платежи в квартале, в котором возникло (открыто) обособленное подразделение, в налоговую инспекцию по месту его нахождения (постановки на учет) не перечисляются.
Базой для исчисления ежемесячных авансовых платежей признается сумма налога (авансового платежа) за предшествующий квартал (п. 2 ст. 286 НК РФ).
В предшествующем квартале в соответствующую инспекцию ничего не начислялось и не перечислялось (поскольку подразделения еще не было). По окончании квартала, в котором подразделение возникло (поставлено на учет), необходимо будет представить в инспекцию по месту учета подразделения налоговую декларацию, перечислить налог за истекший квартал и 1/3 авансового платежа за текущий квартал (если, конечно, организация в целом признается плательщиком ежемесячных авансовых платежей по п. 3 ст. 286 НК РФ).
Декларация, представляемая в инспекцию по месту нахождения подразделения, должна включать в себя: титульный лист (лист 01); подраздел 1.1 раздела 1; подраздел 1.2 раздела 1 (при уплате в течение отчетных периодов ежемесячных авансовых платежей); расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации организацией, имеющей обособленные подразделения (Приложение N 5 к листу 02).
В состав декларации, представляемой в инспекцию по месту нахождения организации, должны быть включены также Приложения N 5 к листу 02, а именно: по обособленному подразделению (подразделениям) (с кодом "2" в поле "Расчет составлен"); по организации без учета обособленных подразделений (с кодом "1" в поле "Расчет составлен").
Как уже отмечалось, начало работ по договору подряда приводит к возникновению обособленного подразделения у подрядчика по месту нахождения строительной площадки заказчика (застройщика).
Когда площадка находится на территории, подведомственной той же самой инспекции (районной или межрайонной), где подрядчик стоит на учете, то отправкой туда уведомления организация сообщает о возникновении обособленного подразделения на этой же территории. Распределения налога на прибыль между головной компанией и подразделением, равно как и представления отдельной декларации по подразделению, в этом же случае не потребуется.
Если площадка находится в том же самом муниципальном образовании, но под эгидой другой налоговой инспекции (это касается также городов федерального значения), то подрядчик вместе с уведомлением С-09-3-1 имеет право направить в налоговую инспекцию еще и уведомление 1-6-Учет. В этом случае, как и в предыдущем, площадка (обособленное подразделение) будет поставлена на учет в инспекции по месту нахождения "головы". Точно также распределения налога и отдельной подачи двух (или более) деклараций не потребуется.
Если подразделение будет находиться в другом муниципальном образовании того же региона (республики, края, области), то подрядчик вправе выбрать так называемое ответственное обособленное подразделение (п. 2 ст. 284 НК РФ), в адрес которого будет представляться единая по региону декларация и перечисляться налог.
Законодатель отдельно не указал, что это право выбора можно применять и в том случае, когда подразделения создаются в том же регионе, где находится и сама организация. Тем не менее контролирующие органы согласны с тем, что можно подавать единую декларацию и платить налог по месту нахождения головной организации, имея в этом регионе обособленные подразделения (Письма Минфина России от 25.01.2010 N 03-03-06/1/22, от 09.07.2012 N 03-03-06/1/333 и др., ФНС России от 26.01.2011 N КЕ-4-3/935@, от 11.04.2011 N КЕ-4-3/5651@).
Для этого необходимо в течение 30 дней со дня возникновения подразделения (начала выполнения работ), т.е. одновременно с С-09-3-1, направить уведомления как в инспекцию по месту нахождения головной организации (ответственного подразделения), так и в инспекции, где будет стоять на учете подразделение. Обязательной формы таких уведомлений ФНС России пока не утвердила, рекомендовав в Письме от 30.12.2008 N ШС-6-3/986 применять формы, приведенные в Приложениях N 1 - 2 к нему.
Уведомление N 1 отправляется в налоговый орган по месту нахождения ответственного подразделения (головной организации), через которое будет подаваться декларация и производиться платежи, уведомление N 2 - в налоговый орган по месту нахождения остальных подразделений. Подчеркнем: указанные формы уведомлений носят рекомендательный характер, поэтому подрядчик может сообщить о своем выборе и в произвольной форме.
Если договор заключен на проведение работ в другом регионе, то избавить организацию от дополнительных хлопот по представлению отдельной декларации и перечислению налога, подлежащего уплате в региональный бюджет, не удастся.

Налог на доходы физических лиц

Организация, имеющая обособленные подразделения, обязана перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 7 ст. 226 НК РФ).
В налоговые инспекции, как по месту учета организации, так и по месту учета ОП, необходимо предоставлять ежегодно (не позднее 1 апреля следующего года) справки о доходах физических лиц (по форме 2-НДФЛ), получивших доход за трудовую деятельность (п. 2 ст. 230 НК РФ).
Начиная с этого года налоговый агент обязан ежеквартально представлять расчет сумм налога по форме 6-НДФЛ.
Обращаем внимание, что отчетность по НДФЛ представляется в инспекции по месту учета организации и подразделения, а сам налог перечисляется по их месту нахождения.
Если признать, что местом нахождения подразделений для целей налогового контроля является место их постановки на налоговый учет (а это представляется логичным), то никаких противоречий между п. 7 ст. 226 НК РФ и п. 2 ст. 230 НК РФ не возникает.
Когда организация и ее обособленные подразделения появляются на территории, подведомственной одной налоговой инспекции, то проблем возникнуть не должно.
Подразделение поставлено на учет в той же налоговой инспекции, где числится и сам подрядчик. Следовательно, необходимости в перечислении НДФЛ несколькими платежными поручениями не возникает. Точно так же не возникает и необходимости отправлять несколько форм 6-НДФЛ в один и тот же адрес.
Если обособленные подразделения открыты в том же муниципальном образовании (или городе федерального значения), но на территории, относящейся к другой налоговой инспекции, то местом учета подразделения (как и местом нахождения для целей налогового контроля) будет та же инспекция, где организация числится на учете.
На наш взгляд, обязанности в раздельном перечислении налога и представлении отчетности в несколько адресов не возникает. Однако существует Письмо ФНС России от 28.12.2015 N БС-4-11/23129@, где сказано, что глава 23 НК РФ не содержит норм, предоставляющих налоговым агентам, имеющим обособленные подразделения, право самостоятельно выбирать обособленное подразделение, через которое производилось бы перечисление налога и, соответственно, представление расчета по форме 6-НДФЛ. Учитывая изложенное, налоговому агенту предлагается заполнять расчет по форме 6-НДФЛ отдельно по каждому обособленному подразделению независимо от того, что состоят данные обособленные подразделения на учете в одном налоговом органе. С такой точкой зрения сложно согласиться.
Если работы ведутся на территории другого муниципального образования своего региона, то выбрать ответственное обособленное подразделение в пределах региона (как это предусмотрено для уплаты налога на прибыль п. 2 ст. 288 НК РФ) не удастся. Придется перечислять НДФЛ и представлять 2-НДФЛ и 6-НДФЛ в каждую из инспекций, где стройплощадки (подразделения) поставлены на учет.
Когда подразделение создано в другом регионе, то, как и в случае с налогом на прибыль, НДФЛ перечисляется, а отчетность направляется в соответствии с установленными требованиями.

Налог на добавленную стоимость

Здесь законодательство, на наш взгляд, целиком на стороне налогоплательщика. Независимо от наличия обособленных подразделений налог перечисляется по месту нахождения (т.е. постановки на учет) организации (п. 1 ст. 174 НК РФ). Аналогичным образом, только по месту учета организации, представляется и налоговая декларация.

Ответственность за непостановку на учет

Чем грозит уклонение от постановки на учет по месту производства работ? Как это может обнаружиться? Кто за это может наказать?
Выявить обособленное подразделение, о возникновении которого подрядчик не сообщил в свою налоговую инспекцию, может именно она, проведя выездную налоговую проверку. Договоры на проведение строительно-монтажных работ в другом муниципальном образовании, тем более на территории другого субъекта Российской Федерации, обнаружить несложно. За это налоговая инспекция может оштрафовать организацию в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ на 200 руб. и наложить административное взыскание на должностных лиц согласно п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ в размере 300 - 500 руб.
Штраф за нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет в соответствии с п. 1 ст. 116 НК РФ - 10 000 руб.
Ранее в среде бухгалтеров бытовало мнение, что ответственность по п. 1 ст. 116 НК РФ наступает только в случае "добровольной сдачи" организации в налоговую инспекцию. В случае же обнаружения правонарушения налоговиками ответственность наступает уже по п. 2 ст. 116 НК РФ. Речь идет уже о штрафе в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб.
На наш взгляд, вне зависимости от того, сама организация пришла (пусть и с опозданием) вставать на учет по месту нахождения обособленного подразделения либо под давлением налоговой инспекции, она уже числится на учете по месту своей регистрации. Наказание (10% от дохода, но не менее 40 000 руб.) грозит за деятельность без постановки на учет вообще, т.е. за незаконное предпринимательство. Если же организация не встала на учет по месту возникновения обособленного подразделения, ей предстоит заплатить 10 000 руб. (Письмо ФНС России от 27.02.2014 N СА-4-14/3404).
Суды в настоящее время придерживаются этой же позиции (Постановления ФАС Уральского округа от 25.03.2015 N Ф09-1044/15, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2015 N 17АП-11578/2015-АК и др.).
Кроме того, по месту нахождения обособленного подразделения подрядчик должен представлять декларацию по налогу на прибыль, чего, естественно, ранее также не делалось. А за это согласно ст. 119 НК РФ положен штраф в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб.
Однако в этом случае налоговая инспекция по месту нахождения организации, обнаружившая нарушения, должна будет "поделиться" уже уплаченными в ее адрес налогом на прибыль и НДФЛ с инспекцией по месту выполнения работ (нахождения обособленного подразделения). Подчеркнем: на практике с таким сталкиваться не приходилось.
Нужно сказать, что обнаружить "уклониста" от постановки на учет могут налоговые инспекторы по месту производства работ. Безусловно, выездная налоговая проверка обособленных подразделений (не имеющих статуса филиала или представительства) налоговыми инспекциями по месту их нахождения, в соответствии с п. 7 ст. 89 НК РФ, не предусмотрена. Однако существуют камеральные проверки декларации по НДС заказчика или генподрядчика, который в соответствии с законодательством встал на учет по месту нахождения своей строительной площадки. Для подтверждения вычетов заказчик (генподрядчик) представит инспекторам все полученные им за налоговый период счета-фактуры, выявить среди них документы с ИНН чужого региона и с чужим КПП достаточно просто.
Можно предполагать, что инспекция по месту нахождения незарегистрированного подразделения проявит в данной ситуации активность. Ведь кроме штрафных санкций по ст. 116 и 119 НК РФ доход регионального бюджета можно будет пополнить и налогами, истребованными из другого региона. Кроме налога на прибыль в региональный бюджет по месту функционирования обособленного подразделения организация должна этому же региональному бюджету и НДФЛ, удержанный из зарплаты сотрудников подразделения (п. 7 ст. 226 НК РФ).
Какого-то иного наказания ранее предусмотрено не было. Контролирующие органы и судебные инстанции подтверждали: перечисление НДФЛ по месту нахождения организации, а не обособленного подразделения, где работают конкретные сотрудники, налоговым правонарушением не является (Письмо ФНС России от 02.08.2013 N БС-4-11/14009, Постановление ВАС РФ от 24.03.2009 N 14519/08).
Однако с 2016 г. действуют изменения, внесенные в ст. 230 НК РФ Федеральным законом от 02.05.2015 N 113-ФЗ.
Во-первых, теперь справки о доходах физического лица (по форме 2-НДФЛ) необходимо представить во все налоговые инспекции, где организация числится на учете (в том числе и по месту нахождения ее обособленных подразделений) (п. 2 ст. 230 НК РФ). Причем не только на сотрудников, работающих по трудовому договору, но и на физических лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера с руководством подразделения.
Во-вторых, сведения о начислении и перечислении НДФЛ (как по месту учета самой организации, так и по месту постановки на учет обособленных подразделений) теперь придется подавать не только по итогам года, но и по завершении каждого квартала (тот же п. 2 ст. 230 НК РФ). Срок - не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим периодом. Информацию следует представлять по форме 6-НДФЛ, утвержденной Приказом ФНС России от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@.
Кроме того, усилена ответственность за нарушение сроков представления 2-НДФЛ и 6-НДФЛ в налоговые инспекции, где организация числится на учете (как по месту нахождения головной организации, так и по месту нахождения обособленных подразделений).
В силу п. 1.2 ст. 126 НК РФ непредставление налоговым агентом в установленный срок расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа с налогового агента в размере 1 000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая [принят Государственной Думой 16 июля 1998 г., N 146-ФЗ, с изменениями и дополнениями] // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] / Компания "КонсультантПлюс".
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть вторая [принят Государственной Думой 19 июля 2000 г., N 117-ФЗ, с изменениями и дополнениями] // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] / Компания "КонсультантПлюс".

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 ноября 2017 г.
Проект Федерального закона № 311128-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части санации страховых организаций"

Законопроект подготовлен во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 9 июля 2017 г. № Пр-1329. Его цель - совершенствование законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) в части введения возможности осуществления мер по предупреждению банкротства страховой организации с участием Банка по аналогии с процедурой финансового оздоровления кредитных организаций.




25 октября 2017 г.
Проект Федерального закона № 296412-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)"

Целью Законопроекта является закрепление механизма по противодействию несанкционированным переводам денежных средств, не требующего существенных временных и финансовых трудовых затрат, как первый шаг на пути создания унифицированной и комплексной системы противодействия любым несанкционированным операциям на финансовом рынке, которая в дальнейшем может быть распространена и на другие сектора финансового рынка (рынок ценных бумаг, страховой рынок и т.д.).




17 октября 2017 г.
Проект Федерального закона № 287844-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"

Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена тем, что по действующему законодательству очередность погашения требований, предусмотренная ч. 20 ст. 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" и подлежащая применению к отношениям по договорам потребительского кредита (займа), ставит граждан-потребителей в худшее положение по сравнению с предпринимателями, к которым применим общий порядок, предусмотренный статьей 319 ГК РФ, которая не допускает установления более высокого приоритета требований по уплате неустойки перед требованиями по погашению основного долга и процентов на него.




15 сентября 2017 г.
Проект Федерального закона № 266932-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.




1 сентября 2017 г.
Вступила в силу ст. 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Указанной  статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.



В центре внимания:


Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Когда приоритет нарушает запрет (Тальцева Л.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Налоговая проверка ИП проводится по месту жительства физлица (Лермонтов Ю.М.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта