Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Благоустройство территории: признание расходов (Верещагин С.А.)

Благоустройство территории: признание расходов (Верещагин С.А.)

Дата размещения статьи: 05.09.2017

Можно ли затраты на благоустройство территории, прилегающей к месту нахождения компании, отнести в состав расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль? 

Эксплуатация зданий и сооружений (равно как и помещений в них), как определено Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", должна обеспечивать безопасные для человека условия труда, быта и отдыха. На основании этого Закона Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 25.09.2007 N 74 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов").

Вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами (п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). Требования к устройству СЗЗ устанавливаются применительно к виду производства.

Территория предприятия должна быть озеленена, проезды и пешеходные дорожки иметь твердое покрытие (например, асфальтовое), которое в летнее время должно регулярно очищаться от пыли и поливаться водой, а в зимнее время - очищаться от снега и льда. Необходимо предусматривать устройство ливневой канализации (СанПиН 2.2.3.1385-03 "2.2.3. Гигиена труда. Предприятия отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, связи. Гигиенические требования к предприятиям производства строительных материалов и конструкций. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 11.06.2003 N 142). Производственные площадки и территория организации должны освещаться в ночное время суток (п. 3.116 Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации газового хозяйства организаций, утвержденных Постановлением Минтруда России от 12.05.2003 N 27).

Внутренние документы компаний зачастую также определяют требования к содержанию территорий производственных объектов. Так, например, Правила технической эксплуатации магистральных газопроводов ВРД 39-1.10-006-2000, введенные в действие Приказом ОАО "Газпром" от 15.02.2000 N 22, устанавливают, что на территории объектов должны отсутствовать источники запыления воздуха. Открытые участки земли вблизи компрессорного цеха со стороны воздухозаборных устройств газоперекачивающих агрегатов (ГПА) должны быть засеяны газонной травой или асфальтированы (бетонированы).

Территория организации торговли и примыкающая к ней по периметру благоустраивается и содержится в чистоте. При размещении организации торговли в отдельно стоящем здании рекомендуется предусматривать со стороны проезжей части автодорог площадку для временной парковки транспорта персонала и посетителей, которая не располагается во дворах жилых домов (п. 2.8 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.1066-01, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 07.09.2001 N 23).

Подведем итог: требования к содержанию непосредственно прилегающей к объекту территории содержатся в нормативных актах. Таким образом, затраты на благоустройство следует признать экономически обоснованными расходами, без осуществления которых организация не может в полной мере эксплуатировать принадлежащий ей объект.

Объекты благоустройства в зависимости от срока полезного использования и стоимости принимаются к учету либо как материальные расходы, либо как основные средства. При признании их материальными расходами их стоимость подлежит списанию в состав расходов единовременно на дату начала их эксплуатации. При признании их объектами основных средств - путем начисления амортизации в течение срока полезного использования.

Заметим, что Минфин России придерживается несколько иного мнения. Периодически выпускаются Письма (например, от 19.06.2008 N 03-03-06/1/362, от 03.08.2012 N 03-03-06/1/386, от 01.04.2016 N 03-03-06/1/18575) практически одного и того же содержания. В них делается попытка сформулировать, что следует считать благоустройством территории. Под ним, по мнению Минфина России, следует понимать расходы, которые не связаны с коммерческой деятельностью организации и направлены на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точек зрения пространства на территории организации.

Подчеркнем, что СанПиНы и другие нормативно-правовые акты обязывают организации благоустраивать свои территории. Несоблюдение санитарных требований чревато наложением административного взыскания в размере от 10 000 до 20 000 руб., а то и приостановлением деятельности до 90 суток (ст. 6.4 КоАП РФ). Поэтому не ясно, почему Минфин России полагает, что, например, обязательное освещение территории организации в ночное время суток или наличие у нее автомобильной парковки не связано с деятельностью организации.

Также в Письмах говорится о том, что объекты благоустройства нельзя признать амортизируемым имуществом и их стоимость, следовательно, нельзя учитывать при исчислении налогооблагаемой прибыли. Аргументируется данный вывод нормой подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ.

Следует отметить, что в подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ сказано: не признаются амортизированным имуществом объекты внешнего благоустройства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования. Однако коммерческие организации в подавляющем большинстве случаев благоустраивают территории за свой счет, не привлекая бюджетные средства. Поэтому, на наш взгляд, отсыл к норме подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ некорректен.

Арбитражные суды в целом позицию Минфина России не разделяют.

В качестве примера можно привести Постановление ФАС Московского округа от 05.12.2012 по делу N А40-47856/10-107-250, где указано: работы по устройству ограждения, тротуара и асфальтированной территории вызваны необходимостью сохранения имущества, находящегося на производственной территории организации. Суд пояснил, что критериями учета расходов в базе по налогу на прибыль являются их экономическая обоснованность и документальное подтверждение. Также к числу критериев учета расходов относится их обусловленность достижением экономического эффекта - направленностью на получение прибыли от предпринимательской деятельности. Не подлежат амортизации лишь объекты внешнего благоустройства, которые сооружались с привлечением источников бюджетного или иного целевого финансирования, тогда как спорные расходы в рассмотренном судом случае осуществлялись налогоплательщиком за свой счет.

В Постановлении ФАС Московского округа от 31.05.2011 N КА-А40/4466-11-2 по делу N А40-77452/10-76-395 отмечено: работы по внешнему благоустройству вызваны обязанностью налогоплательщика соблюдать санитарно-эпидемиологические и градостроительные правила и направлены на получение прибыли. Поскольку указанные работы за счет бюджетных средств и за счет иного целевого финансирования не оплачивались, судьями сделан вывод: положения подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ в данном случае применению не подлежат.

Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 13.08.2009 по делу N А32-14580/2008-3/208 признана необоснованной ссылка налоговой инспекции на подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ, поскольку в рассмотренной им ситуации спорные объекты благоустройства также были созданы не за счет источников бюджетного или иного целевого финансирования, а за счет собственных средств налогоплательщика.

Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 11.03.2013 N 09АП-3488/2013 по делу N А40-32264/12-90-153 подчеркнул, что норма подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ применяется, лишь если объекты внешнего благоустройства сооружены с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования. Аналогичную точку зрения высказал Десятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 30.01.2012 по делу N А41-22413/10.

Судебных дел с противоположными выводами (поддерживающих точку зрения Минфина России) обнаружить не удалось.

Таким образом, затраты по благоустройству прилегающей территории (предусмотренному нормативно-правовыми актами и произведенными за свой счет) организация, по нашему мнению, имеет право отнести на уменьшение финансового результата в регистрах бухгалтерского учета и на расходы, признаваемые при расчете налогооблагаемой прибыли, поскольку они направлены на получение дохода.

На практике вариантов облагораживания территории может быть множество.

Рассмотрим один из них: территория вокруг построенного организацией офиса обнесена оградой, к площадке для парковки служебных машин и личных автомобилей сотрудников проведена подъездная дорога, для прохода сотрудников от ворот до входа в здание проложена пешеходная дорожка, по периметру высажен декоративный кустарник, на оставшемся пространстве высажен газон. Кроме того, для освещения территории установлены светильники.

Ограду можно охарактеризовать как устройство, препятствующее несанкционированному проникновению посторонних лиц на территорию организации, то есть способствующее сохранению ее имущества. В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, металлическим оградам (заборам) присвоен код 12 3697050. Согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, они включены в восьмую амортизационную группу со сроком полезного использования от 20 до 25 лет включительно.

Декоративный кустарник, высаженный по периметру ограды, во-первых, можно считать дополнением к ограде, во-вторых, пыле- и звукопоглощающим фильтром как для организации, так и для внешней территории. На наш взгляд, такой кустарник также следует признать объектом основных средств. Код ОКОФ - 18 0160250, по Классификации - десятая амортизационная группа (срок полезного использования свыше 30 лет).

Автомобильную дорогу от ворот до парковочной площадки перед офисом можно признать объектом основных средств, используемым для производственных и управленческих нужд организации. Внутрихозяйственным дорогам присвоен код 12 4527316 ОКОФ, в Классификации они не приведены. Однако согласно п. 6 ст. 258 НК РФ для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается организацией в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей.

С нашей точки зрения, внутрихозяйственную дорогу можно отнести к седьмой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно, по аналогии с автомобильными дорогами с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия (код ОКОФ 12 4526372).

Что касается асфальтированной или забетонированной площадки для парковки служебного автотранспорта и личных автомобилей сотрудников предприятия, то она крайне необходима в любой организации, поскольку проблема стоянки транспорта в дневное время очень остро стоит в любом более или менее крупном населенном пункте. Наличие парковки в организации к тому же является дополнительной мерой по обеспечению сохранности автотранспорта - меньше вероятность, что его повредят или угонят.

Таким образом, стоянка является объектом, используемым для управленческих нужд организации. Площадкам производственным с покрытием, отнесенным к основным средствам, присвоен код ОКОФ 12 0001121. Классификацией такие сооружения включены в седьмую амортизационную группу со сроком полезного использования от 15 до 20 лет включительно.

Пешеходные дорожки на территории организации предназначены для безопасного прохода сотрудников и посетителей в помещение. Эту функцию следует признать соблюдением правил техники безопасности. Кроме того, отсутствие у офиса грязи весной и осенью и пыли летом позволяет экономить на уборке помещений (ведь чем чище на прилегающей к зданию территории, тем чище и внутри самого здания). Хотя такие объекты основных средств и не включены в ОКОФ и Классификацию, их, на наш взгляд, можно включить также в седьмую амортизационную группу, по аналогии с дорогами и автостоянкой.

Устройство газонов на территории, не занятой постройками и асфальтом, также позволяет избежать пыли. Поскольку газон нельзя отнести к многолетним насаждениям, то затраты на его высадку и уход за ним следует отнести к управленческим расходам в регистрах бухгалтерского учета и прочим расходам для целей налогообложения прибыли - как расходы на обеспечение нормальных условий труда (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Перейдем к учету расходов на освещение территории. Согласно п. 3.1.3 Санитарных правил и норм "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 08.04.2003 N 34, организации следует предусмотреть рабочее освещение для всех помещений зданий, а также для участков открытых пространств, предназначенных для работы, прохода людей и движения транспорта. Таким образом, установка уличных светильников - соблюдение норм действующего законодательства.

Согласно ОКОФ код устройств уличного освещения (фонарей, прожекторов и т.п.) - 14 3190020, в Классификации они помещены в шестую амортизационную группу со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно.

На наш взгляд, практически все затраты на благоустройство территории вокруг принадлежащего организации здания можно признать расходами, связанными с ее производственной, коммерческой либо управленческой деятельностью.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть вторая [принят Государственной Думой 19 июля 2000 г., N 117-ФЗ, с изменениями и дополнениями] // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] / Компания "КонсультантПлюс".
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г., N 195-ФЗ, с изменениями и дополнениями] // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] / Компания "КонсультантПлюс".

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 ноября 2017 г.
Проект Федерального закона № 311128-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части санации страховых организаций"

Законопроект подготовлен во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 9 июля 2017 г. № Пр-1329. Его цель - совершенствование законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) в части введения возможности осуществления мер по предупреждению банкротства страховой организации с участием Банка по аналогии с процедурой финансового оздоровления кредитных организаций.




25 октября 2017 г.
Проект Федерального закона № 296412-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)"

Целью Законопроекта является закрепление механизма по противодействию несанкционированным переводам денежных средств, не требующего существенных временных и финансовых трудовых затрат, как первый шаг на пути создания унифицированной и комплексной системы противодействия любым несанкционированным операциям на финансовом рынке, которая в дальнейшем может быть распространена и на другие сектора финансового рынка (рынок ценных бумаг, страховой рынок и т.д.).




17 октября 2017 г.
Проект Федерального закона № 287844-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"

Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена тем, что по действующему законодательству очередность погашения требований, предусмотренная ч. 20 ст. 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" и подлежащая применению к отношениям по договорам потребительского кредита (займа), ставит граждан-потребителей в худшее положение по сравнению с предпринимателями, к которым применим общий порядок, предусмотренный статьей 319 ГК РФ, которая не допускает установления более высокого приоритета требований по уплате неустойки перед требованиями по погашению основного долга и процентов на него.




15 сентября 2017 г.
Проект Федерального закона № 266932-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.




1 сентября 2017 г.
Вступила в силу ст. 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Указанной  статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.



В центре внимания:


Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Когда приоритет нарушает запрет (Тальцева Л.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Налоговая проверка ИП проводится по месту жительства физлица (Лермонтов Ю.М.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта