Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Корректировка базы по НДС при премировании покупателей (Бычков А.И.)

Корректировка базы по НДС при премировании покупателей (Бычков А.И.)

Дата размещения статьи: 05.09.2017

В каком случае производится вычет по НДС, а в каком - корректировка налоговой базы? 

В условиях высокой конкуренции коммерсанты заинтересованы в удержании доли рынка и расширении объема своих продаж. Для этого они готовы идти на многочисленные уступки в пользу торговых сетей, которые ставят достаточно жесткие условия работы. Нередко, например, вместо договора поставки торговые сети предлагают поставщикам договор комиссии, по которому они не приобретают у него товар, а берут его на реализацию с правом вернуть всю массу нереализованного товара. Если поставщику для работы предлагается договор поставки, то покупатели все его условия формируют в свою пользу, максимально расширяя параметры ответственности поставщика и полностью минимизируя свою ответственность.

Так, в частности, за нарушение поставщиком практически любых своих обязательств по договору поставки покупатели предусматривают неустойку - от нарушения срока поставки до нарушения срока выставления счета-фактуры, на основании которого покупатель может принять уплаченный в составе цены товара НДС к вычету. Установление неустойки за такое нарушение является правомерным, поскольку подобное условие определяет лишь порядок взаимоотношений участников гражданского оборота по заключенному между ними договору поставки и не нарушает норм налогового законодательства Российской Федерации (Постановление ФАС Поволжского округа от 29.07.2013 по делу N А65-9864/2012).

Приобретая у поставщиков продукцию для последующей реализации в магазинах, покупатель настаивает на принятии поставщиком на себя дополнительных обязательств, среди которых главное место занимают выплата премий покупателю за достижение определенного объема закупок и выплата вознаграждения за оказание различных маркетинговых услуг, связанных с продвижением товара поставщика, повышением его узнаваемости на рынке. Возможность оказания данных услуг на основании отдельного договора предусмотрена Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Выплата поставщиком премий в пользу покупателя осуществляется либо перечислением поставщиком соответствующей денежной суммы в его пользу, либо удержанием покупателем суммы причитающейся ему премии из денежных средств, подлежащих уплате в пользу поставщика за отгруженные в его адрес товары. Выплата премий осуществляется в зависимости от объема реализованной продукции по итогам отчетного периода (месяца, квартала и др.).

Если изначально по условиям заключенного договора поставки покупатель выплатил в пользу поставщика стоимость реализованной продукции без учета скидки, то впоследствии после ее применения по итогам отчетного периода они должны скорректировать размер своих налоговых обязательств перед бюджетом зеркальным образом. Покупатель обязан уменьшить размер своих вычетов по НДС, а поставщик в свою очередь вправе уменьшить базу по НДС исходя из следующего обоснования (представлено в Определении Верховного Суда РФ от 22.06.2016 по делу N 308-КГ15-19017).

При определении базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах (п. 2 ст. 153 НК РФ).

Общая сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода с учетом изменений, увеличивающих или уменьшающих базу в соответствующем налоговом периоде (п. 4 ст. 166 НК РФ).

Таким образом, при определении базы сумма выручки подлежит определению с учетом скидок, а в случае необходимости - корректировке за тот налоговый период, в котором отражена реализация товаров (работ, услуг). Данный вывод соответствует правовым подходам, изложенным в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 22.12.2009 N 11175/09 и от 07.02.2012 N 11637/11.

В результате предоставления поставщиками покупателям скидок по итогам отгрузок товаров происходит уменьшение их стоимости, что влечет корректировку поставщиками базы по НДС по операциям реализации товаров. Поскольку скидки, предоставленные компанией покупателю, были неразрывно связаны с реализацией товара, она правомерно уменьшала цену реализации товара, корректируя соответствующую базу при исчислении НДС, в связи с чем в данном случае налоговые органы будут не вправе начислять ей к уплате сумму налога, а также пени и налоговые санкции. Таким образом, размер вычетов по НДС, ранее заявленных покупателем, подлежит пропорциональному уменьшению в соответствующих налоговых периодах.

Налогоплательщику-поставщику в случае возникновения спора с налоговым органом необходимо представить доказательства уменьшения его контрагентом-покупателем на сумму премии ранее заявленных в периоде поставки продукции вычетов по НДС при получении от поставщика скидки и корректировочного счета-фактуры, т.е. зеркального исчисления к уплате в бюджет суммы НДС, на которую заявитель уменьшил свои налоговые обязательства.

Предоставление поставщиками покупателям на основании договоров поставки скидок, уменьшающих стоимость поставленных товаров, влечет необходимость изменения базы по НДС по операциям реализации товаров для поставщиков и, в свою очередь, пропорционального уменьшения в соответствующих налоговых периодах размера ранее заявленных вычетов по НДС для покупателей.

К спорным налоговым отношениям нормы Закона N 381-ФЗ не подлежат применению. С их позиции нельзя обосновать отказ налогоплательщику-поставщику в реализации его права на уменьшение базы по НДС, поскольку в противном случае это приведет к нарушению основных начал законодательства о налогах и сборах и принципа телеологического толкования правовых норм.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Поскольку Закон N 381-ФЗ принят не в соответствии с Налоговым кодексом РФ, имеет иные цели правового регулирования, он может применяться к налоговым отношениям только в том случае, если его применение соответствует нормам налогового закона и не нарушает основные начала законодательства о налогах и сборах. В данном случае применение судами норм Закона N 381-ФЗ привело к нарушению таких основных начал законодательства о налогах и сборах, как экономическая обоснованность налога и принцип обязательного наличия всех элементов налогообложения, поскольку ввиду применения скидки в отношении соответствующей суммы отсутствовал объект налогообложения и уменьшилась база.

Таким образом, если налогоплательщик смог подтвердить корректировку базы по НДС по операциям реализации товаров со своей стороны и пропорциональное уменьшение вычетов по НДС со стороны покупателя, т.е. подтвердил факт отсутствия нарушения публичных интересов (интересов бюджета государства), отсутствие нарушения баланса публичных и частных интересов при налогообложении, то считается, что доначисление инспекцией налога, начисление пеней и штрафа привело к искажению действительного размера налоговых обязанностей поставщика и необоснованному увеличению в связи с этим его налогового бремени.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая [принят Государственной Думой 16 июля 1998 г., N 146-ФЗ, ред. от 03.07.2016] // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] / Компания "КонсультантПлюс".
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть вторая [принят Государственной Думой 19 июля 2000 г., N 117-ФЗ, ред. от 03.07.2016] // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] / Компания "КонсультантПлюс".

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 ноября 2017 г.
Проект Федерального закона № 311128-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части санации страховых организаций"

Законопроект подготовлен во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 9 июля 2017 г. № Пр-1329. Его цель - совершенствование законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) в части введения возможности осуществления мер по предупреждению банкротства страховой организации с участием Банка по аналогии с процедурой финансового оздоровления кредитных организаций.




25 октября 2017 г.
Проект Федерального закона № 296412-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)"

Целью Законопроекта является закрепление механизма по противодействию несанкционированным переводам денежных средств, не требующего существенных временных и финансовых трудовых затрат, как первый шаг на пути создания унифицированной и комплексной системы противодействия любым несанкционированным операциям на финансовом рынке, которая в дальнейшем может быть распространена и на другие сектора финансового рынка (рынок ценных бумаг, страховой рынок и т.д.).




17 октября 2017 г.
Проект Федерального закона № 287844-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"

Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена тем, что по действующему законодательству очередность погашения требований, предусмотренная ч. 20 ст. 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" и подлежащая применению к отношениям по договорам потребительского кредита (займа), ставит граждан-потребителей в худшее положение по сравнению с предпринимателями, к которым применим общий порядок, предусмотренный статьей 319 ГК РФ, которая не допускает установления более высокого приоритета требований по уплате неустойки перед требованиями по погашению основного долга и процентов на него.




15 сентября 2017 г.
Проект Федерального закона № 266932-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.




1 сентября 2017 г.
Вступила в силу ст. 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Указанной  статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.



В центре внимания:


Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Когда приоритет нарушает запрет (Тальцева Л.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Налоговая проверка ИП проводится по месту жительства физлица (Лермонтов Ю.М.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта