Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Предпринимательские договоры > Договор страхования > Особенности страхования вкладов физических лиц в российских банках (Катвицкая М.Ю.)

Особенности страхования вкладов физических лиц в российских банках (Катвицкая М.Ю.)

Дата размещения статьи: 19.10.2017

Современная банковская практика подразделяет денежные средства, размещенные в кредитных организациях, на вклады: сберегательные вклады населения, срочные и до востребования, и собственно депозиты - денежные средства юридических лиц, также срочные и до востребования. В финансовой терминологии вклады граждан еще именуются "сбережения", а депозиты юридических лиц - "временно свободные денежные средства". Очевидно, что и граждане, и юридические лица заинтересованы в сохранности и возвратности вкладов и депозитов.
Одним из методов возвращения вкладов и депозитов является страхование от возможных рисков.
Банковские риски вполне могут быть связаны не только с потерями, но и с дополнительными прибылями или доходами - риски выгоды. Следовательно, задача эффективного экономического роста и получения прибыли банкирами при использовании банковских вкладов, как в деятельности любого производителя требует оптимального использования ресурсов (ликвидности), т.е. выбора из всех возможных альтернатив наилучшей. Выбор таких решений должен происходить с учетом риска, который существует объективно, независимо от того, воспринимаем, осознаем, осмысливаем мы его или нет. К сожалению, деятельность в банковской сфере в рыночных отношениях практически невозможна без риска.
Степень риска возрастает, если проблемы возникают внезапно (например, в условиях возможного экономического кризиса, дефолта), или руководство кредитной организации (банка) не в состоянии принять необходимые и срочные меры, способные изменить ситуацию к лучшему.
Необходимость создания правовых механизмов по противостоянию негативным последствиям кризисных явлений в отечественной банковской сфере предопределила создание системы страхования вкладов.
Страхование, в свою очередь, гарантируя сравнительно быструю компенсацию потерь, является одним из условий стабильности финансовой системы.
В страховании реализуются определенные экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, обращения, обмена и потребления материальных благ.
Статья 2 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (в ред. от 03.07.2016 N 292-ФЗ, N 361-ФЗ, N 363-ФЗ) "Об организации страхового дела в Российской Федерации" <1> определяет страхование как отношение по защите интересов физических и юридических лиц при наступлении страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых из уплаченных страховых премий (страховых взносов). Указанный Закон следующим образом определяет понятие "страховая сумма": это денежная сумма, которая установлена федеральным законом и (или) определена договором страхования и исходя из которой устанавливается размер страховой премии (страховых взносов) и размер страховой выплаты при наступлении страхового случая (п. 1 ст. 10) и не указывает на страховую сумму как на единственный критерий для установления страховой премии, поскольку на размер последней также влияет объект страхования и характер страхового риска (п. 2 ст. 954 ГК РФ). При этом рассматриваемый Закон не дает определения понятия "страховой стоимости", а, следуя терминологии Гражданского кодекса РФ, употребляет его в качестве синонима понятия "действительная стоимость". К этому следует добавить, что страховая сумма и страховая стоимость являются основными элементами страховых отношений. Статья 947 ГК РФ дифференцирует размер страховой суммы в зависимости от вида страхования.
--------------------------------
<1> Российская газета. 1993. 12 января; 2016. 12 июля.

На рынке страхования государственный сектор представлен акционерным обществом "Росгосстрах", коммерческий - страховщиками различного организационно-правового статуса.
Надзор за страховой деятельностью по указанным видам страхования осуществляет Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ, наделенный следующими функциями:
- анализ документов, представляемых страховщиками в Минфин РФ для получения лицензии и дачи по ним заключения;
- регистрация страховых компаний;
- ведение единого реестра страховщиков;
- установление правил формирования и размещения страховых резервов;
- обобщение страховой практики страховой деятельности;
- контроль за обеспечением платежеспособности страховщиков.
В условиях становления рыночных отношений, имевших и имеющих место злоупотреблений банкиров в плане обеспечения сохранности вкладов населения и необходимости гарантированной их защиты государством путем страхования был принят 23 декабря 2003 года Федеральный закон N 177-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 N 364-ФЗ) "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" <2>.
--------------------------------
<2> Собрание законодательства РФ. 2003. N 52 (часть I). Ст. 5029; 2016. N 27 (часть II). Ст. 4297.

Он предназначен для правовой защиты денежных средств вкладчиков, укрепления доверия к российской банковской системе и привлечения в нее денежных сбережений населения.
Основой данного Закона является также необходимость социальной ответственности банковского бизнеса по обеспечению сохранности вкладов (сбережений населения). Выполняя указанную социальную функцию, данный нормативный акт, кроме того, способствует накоплению (увеличению) активов и пассивов финансовых структур, что в конечном итоге выражается в увеличении налогооблагаемой базы финансовых институтов.
Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" осуществляет правовое регулирование организационных отношений между кредитными организациями (банками) Российской Федерации, Агентством по страхованию вкладов, Банком России и органами исполнительной власти нашего государства в рассматриваемой сфере.
Таким образом, правовую основу для создания и функционирования механизма защиты прав вкладчиков составляют несколько федеральных законов, а именно: "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", "О банках и банковской деятельности", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О несостоятельности (банкротстве)" с вносимыми в них соответствующими изменениями и дополнениями.
Участниками системы страхования вкладов являются:
- вкладчики по смыслу Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" считаются выгодоприобретателями;
- банки, внесенные в соответствующий реестр банков и признанные страхователями;
- Агентство по страхованию вкладов, признанное в соответствии с рассматриваемым Законом страховщиком;
- Центральный банк РФ (Банк России) в порядке осуществления им функций, вытекающих из указанного Федерального закона.
Сопоставляя содержание федеральных законов, касающихся страхования вкладов, динамики их развития, мы обращаем внимание на следующие обстоятельства. Согласно ст. 38 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" участниками системы страхования вкладов являются:
- организации, осуществляющие функции по страхованию вкладов;
- банки, привлекающие средства вкладчиков.
Между тем ст. 4 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" включает в состав участников системы страхования вкладов, помимо Агентства по страхованию вкладов - страховщика и коммерческих банков - страхователей, также Банк России и вкладчиков-выгодоприобретателей.
В итоге такого соотношения (с учетом категорий участников системы страхования вкладов), банк-страхователь, по существу, вступает в правоотношения по обязательному страхованию с агентом-страховщиком в пользу своих вкладчиков-выгодоприобретателей. При этом вкладчик является не только выгодоприобретателем, но и одновременно лицом, чьи интересы страхуются.
В соответствии с рассматриваемым Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" под банковским вкладом понимаются денежные средства в валюте России или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в банках на ее территории на основании договора банковского вклада. При таких обстоятельствах эти вклады подлежат страхованию.
Рассматривая сферу действия системы страхования, следует иметь в виду следующее обстоятельство.
Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" его действие не распространяется на иные способы их страхования с целью обеспечения возврата денежных сумм и выплаты по ним процентов. В частности, имеется в виду добровольное страхование, которое может осуществляться страховыми организациями на основании договоров с банками либо путем создания фондов добровольного страхования вкладов, предусмотренных ст. 39 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
Под страхованием вкладов по действующему законодательству подразумевается, что при банкротстве банка физическое лицо, имеющее вклад в этом банке, получит вклад полностью или частично (в зависимости от суммы вклада) в предусмотренный законом максимально короткий срок, независимо от достаточности средств банка-банкрота. В данном случае источником выплат является Фонд страхования вкладов.
В систему страхования вкладов не включаются средства юридических лиц, а также определенные категории вкладов физических лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" не подлежат страхованию денежные средства:
- размещенные на банковских счетах (во вкладах) адвокатов, нотариусов и иных лиц, если такие счета (вклады) открыты для осуществления предусмотренной федеральным законом профессиональной деятельности;
- размещенные физическими лицами в банковские вклады на предъявителя, в том числе удостоверенные сберегательным сертификатом и (или) сберегательной книжкой на предъявителя;
- переданные физическими лицами банкам в доверительное управление;
- размещенные во вклады в находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалах банков Российской Федерации;
- являющиеся электронными денежными средствами;
- размещенные на номинальных счетах, за исключением отдельных номинальных счетов, которые открываются опекунам или попечителям и бенефициарами по которым являются подопечные, залоговых счетах и счетах эскроу, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
- размещенные индивидуальными предпринимателями в субординированные депозиты.
Участие в системе страхования вкладов является обязательным для всех банков. В процедурном плане включение банка в эту систему осуществляется путем его внесения Агентством по страхованию вкладов в реестр банков. Последний на основании п. 3 ст. 2 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" представляет собой перечень банков, состоящих на учете в системе страхования.
При наступлении страхового случая Агентство по страхованию вкладов в течение семи дней со дня получения из банка, в отношении которого наступил страховой случай, реестра обязательств этого банка перед вкладчиками направляет сообщение о месте, времени, форме и порядке приема заявлений о выплате возмещений по вкладам (ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"). Кроме того, такую информацию вкладчики могут получить либо непосредственно в самом банке, в котором был размещен вклад, либо в Агентстве по страхованию вкладов (п. п. 2 и 3 ч. 3 ст. 6, п. 3 ч. 1 ст. 7, ч. 2 ст. 12 данного Закона).
Необходимо отметить, что согласно ст. 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" установлен ряд оснований, при наличии которых Банк России может (то есть имеет право) отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций (к примеру, установление фактов нарушения требований, касающихся достоверности отчетных данных, необоснованная задержка начала осуществления банковских операций, предусмотренных данной лицензией более чем на один год со дня ее выдачи, осуществление, в том числе однократное, банковских операций, не предусмотренных данной лицензией и т.д.). При этом указанные основания не связаны с платежеспособностью банка.
Определен также перечень факторов, при наличии которых Банк России согласно ч. 2 ст. 20 указанного Закона обязан отозвать лицензию, так как эти обстоятельства имеют непосредственную связь с платежеспособностью банка и ее снижением до критического уровня. И, таким образом, лицензия должна быть отозвана в следующих случаях (в ред. Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 391-ФЗ):
- если достаточность капитала становится ниже двух процентов;
- если размер собственных средств (капитала) кредитных организаций ниже минимального размера уставного капитала, установленного Банком России на дату регистрации кредитной организации <3>;
--------------------------------
<3> Указанное основание для отзыва лицензии об осуществлении банковских операций не применяется в течение первых двух лет со дня выдачи лицензии на осуществление банковских операций (п. 2 ст. 20 Закона о банках и банковской деятельности).

- если кредитная организация не исполняет в срок, установленный Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", требования регулятора (Банка России) о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала);
- если кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 14 дней с наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения. При этом указанные требования в совокупности должны составлять не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;
- если банк не достиг до 1 января 2015 г. минимального размера собственных средств (капитала) в 300 млн рублей (ст. 11.2 Федерального закона "О банках и банковской деятельности") и не подает в Банк России ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации и др.
Таким образом, если у банка отозвана лицензия либо введен мораторий на удовлетворение требований кредиторов банка, банк прекращает проведение операций по вкладам физических лиц и вкладчики или их представители получают право на обращение в Агентство по страхованию вкладов на получение возмещения по своему вкладу.
Из изложенного следует, что вкладчик или его представитель имеют право обращаться в Агентство по страхованию складов с требованием о выплате возмещения по вкладам со дня наступления страхового случая (ч. 1 ст. 9 Закона о страховании вкладов) до дня завершения конкурсного производства в связи с банкротством банка, а при введении Банком России указанного выше моратория - до дня окончания его действия. Причем законом указанное право не связывается с оплатой этим банком страховых взносов.
Вкладчик, получивший возмещение по вкладам, размещенным в банке, в отношении которого наступил страховой случай, сохраняет право требования к данному банку на сумму, определяемую как разница между размером требований вкладчика и суммой выплаченного ему возмещения по вкладам в данном банке. В то же время удовлетворение такого права требования к банку выходит за рамки финансово-правового регулирования и может быть осуществлено в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В качестве ответчика в этом случае, конечно, должен привлекаться причинитель вреда - обанкротившийся банк, особенно в том случае, если банкротство носило умышленный характер.
Также необходимо иметь в виду, что согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" лицо, которое приобрело у вкладчика право требования по вкладам после наступления страхового случая, право на возмещение по таким вкладам не имеет. Вместе с тем это положение не означает запрета права требования, в частности, по вкладам. Тем не менее новый кредитор может взыскать задолженность с банка только в общем порядке, т.е. путем обращения в суд с последующим взысканием средств при наличии к тому оснований через судебного пристава-исполнителя в рамках процедуры банкротства.
Есть исключение из этого правила, оно касается физических лиц, приобретших в порядке наследования право требования по вкладам, по которым выплата страхового возмещения вкладчику не производилась. Наследник вправе воспользоваться правами умершего вкладчика, предусмотренными указанным Федеральным законом, с момента выдачи наследнику соответствующего свидетельства о праве на наследство или иного документа, подтверждающего его право на наследство или право использования денежных средств наследодателя.
Законодатель также закрепил в ч. 2 ст. 10 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" перечень обстоятельств, при наличии которых пропущенный заявителем срок для обращения в Агентство может быть восстановлен по решению Правления Агентства.
Заявление вкладчика может быть учтено в следующих случаях:
- если обращению вкладчика с требованием о выплате возмещения по вкладам препятствовало чрезвычайное или неотвратимое при данных условиях обстоятельство (непреодолимая сила);
- если вкладчик проходил (проходит) военную службу по призыву или находился (находится) в составе Вооруженных Сил, переведенных на военное положение, - на время такой службы (военное положение);
- если причина пропуска указанного срока связана с личностью вкладчика, в том числе с его тяжелой болезнью, беспомощным состоянием.
Процедура обращения вкладчиков с требованием выплаты возмещения по вкладам не обременена какими-либо обстоятельствами и заключается в подаче заявления по установленной форме и предъявлении документа, удостоверяющего личность. При этом вполне понятно, что реквизиты документа, удостоверяющего личность, должны совпадать с теми, которые значатся в реестре вкладчиков банка при заключении клиентом договора банковского вклада и (или) договора банковского счета, или реквизиты документа, информация о котором имеется в банке, - при замене вкладчиком документа, удостоверяющего личность.
Указанные документы должны быть представлены вкладчиком или его представителем либо лично должностному лицу, имеющему полномочия по рассмотрению документов <4>, либо направляются по почте или через экспедицию. В таких случаях подпись на заявлении о выплате возмещения по вкладам должна быть нотариально удостоверена. Кроме того, к заявлению должна быть приложена копия документа, удостоверяющего личность вкладчика, по которому открывался банковский вклад (счет). Полномочия представителя также должны быть нотариально удостоверены.
--------------------------------
<4> По представлении вкладчиком в АСВ документов ему выдается выписка из реестра обязательств банка перед вкладчиком.

Выплата возмещения по вкладам производится в соответствии с реестром обязательств банка перед вкладчиком в течение трех дней со дня представления вкладчиком в АСВ необходимых документов, но не ранее 14 дней со дня наступления страхового случая. Выплаты могут также осуществляться Агентством через банки-агенты, действующие от его имени и за его счет <5>. Также выплаты могут осуществляться по заявлению вкладчика как наличными денежными средствами, так и путем их перечисления на счет в банке, указанный вкладчиком, или банковским переводом.
--------------------------------
<5> См.: Порядок взаимодействия государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" с банками-агентами при проведении выплаты возмещения по вкладам. Принят решением Совета директоров ГК "Агентство по страхованию вкладов" от 26 июня 2012 г. (протокол N 2) // http://www.asv.org.ru/ (по состоянию на 02.07.2012).

Также необходимо отметить, что, если обязательство банка, в отношении которого наступил страховой случай, перед вкладчиком выражено в иностранной валюте, сумма возмещения по вкладам рассчитывается в рублях по курсу, установленному Банком России на день наступления страхового случая.
В случае невыполнения Агентством согласованной суммы возмещения по вкладам в установленные сроки АСВ выплачивает вкладчику проценты, исчисляемые в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на день фактической выплаты Агентством возмещения по вкладам.
В Российской Федерации, как и во всем мире, размер страхового возмещения по вкладам ограничен: каждому российскому вкладчику, в частности, гарантируется на сегодня возврат денежных средств в пределах 1,4 млн рублей.
Если же вклад превышает 1,4 млн рублей, то вкладчик сохраняет право требования к данному банку на сумму оставшихся средств, определяемую как разницу между размером требований вкладчика к данному банку и суммой выплаченного ему возмещения в соответствии с гражданским законодательством.
Если вкладчик имеет несколько вкладов в одном банке суммарным размером свыше 1,4 млн рублей, возмещение выплачивается по каждому из вкладов пропорционально их размерам, но не более указанной суммы.
При обстоятельствах, когда страховой случай наступил в отношении нескольких банков, в которых вкладчик имеет вклады, размер страхового возмещения исчисляется в отношении каждого банка отдельно.
Если банк, в отношении которого наступил страховой случай, выступал по отношению к вкладчику также в качестве кредитора, размер возмещения по вкладам определяется исходя из разницы между суммой обязательств банка перед вкладчиком и суммой встречных требований данного банка к вкладчику, возникших до дня наступления страхового случая.
По вкладам физических лиц в банках, не включенных в систему страхования вкладов и принявших вклады до вступления в силу Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", если у этих банков отзывается лицензия на осуществление банковских операций и они признаются банкротами, возмещение производится Банком России в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 96-ФЗ (в ред. от 22.12.2014 N 432-ФЗ) "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования физических лиц в банках Российской Федерации" <6>.
--------------------------------
<6> Российская газета. 2004. 11 августа; 2014. 26 декабря.

Порядок осуществления выплат устанавливается Банком России. При этом необходимо одновременно наличие следующих условий:
1) о вынесении Арбитражным судом решения о признании кредитной организации (банка) банкротом;
2) истечение установленного Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" срока для осуществления предварительных выплат кредиторам первой очереди.
Выплаты Банка России осуществляются отдельно в отношении каждого признанного банкротом банка, не участвующего в системе страхования вкладов, в котором вкладчик имеет вклад.
По окончании выплат к Банку России переходит право требования вкладчика к банку-банкроту в размере фактически выплаченных сумм. Это удовлетворяется в ходе конкурсного производства в первой очереди кредиторов. При этом следует отметить, что указанный порядок является временным и не носит массового характера. Он действует до тех пор, пока сохраняются отношения по вкладам, внесенным до вступления в силу Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" в банке, которые не были включены в систему страхования вкладов.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



В центре внимания:


Новые виды страхования. Как будет развиваться рынок страховых услуг (Шестакова Е., Яворская А.)

Дата размещения статьи: 14.03.2018

подробнее>>

Страховые взносы - 2018: новое (Галочкина А.Б.)

Дата размещения статьи: 12.03.2018

подробнее>>

Теоретико-правовой анализ законодательства и практики применения в сфере страхования ответственности отдельных субъектов предпринимательства (Романова И.Н.)

Дата размещения статьи: 27.02.2018

подробнее>>

Правовая природа страховой премии: основные черты (Овчинникова Ю.С.)

Дата размещения статьи: 16.01.2018

подробнее>>

Неосновательное страховое возмещение (Дружинин А.)

Дата размещения статьи: 26.10.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта