Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Расчет по страховым взносам: обобщаем практику (Курбангалеева О.А.)

Расчет по страховым взносам: обобщаем практику (Курбангалеева О.А.)

Дата размещения статьи: 18.10.2017

Начиная с отчетности за I квартал 2017 года работодатели обязаны представлять в налоговые органы Расчет по страховым взносам (далее - Расчет). Форма и Порядок заполнения Расчета утверждены Приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@ (далее - Порядок заполнения).

Свои первые Расчеты бухгалтеры уже сдали в апреле текущего года, и на основании результатов проверки Расчетов, представленных за I квартал, стали очевидны типичные ошибки и заблуждения организаций в отношении порядка заполнения и представления этой отчетной формы в налоговые органы. Рассмотрим далее наиболее важные положения, касающиеся Расчета, а также обобщим те рекомендации и советы, которые чиновники приводят в своих письмах.

Представление нулевого Расчета

Если организация не ведет хозяйственную деятельность, то она должна представлять Расчет с нулевыми показателями. Об этом говорится в письме Минфина России от 24.03.2017 N 03-15-07/17273.

Примечание. Согласно поправкам, включенным в законопроект, налоговики получат право блокировать счет за несдачу расчета по взносам в течение 10 рабочих дней после срока сдачи. Также чиновники хотят изменить правила уточнения платежей.

Свою позицию чиновники обосновали тем, что Налоговый кодекс не освобождает плательщиков страховых взносов от представления Расчета, даже если никаких выплат физическим лицам организация не делает.
Представляя Расчеты с нулевыми показателями, плательщик заявляет в налоговый орган об отсутствии в конкретном отчетном периоде выплат и вознаграждений в пользу физических лиц и об отсутствии сумм страховых взносов, подлежащих уплате за этот же отчетный период.
С помощью Расчетов с нулевыми показателями налоговики могут отделить организации, которые не работают, от тех, которые нарушают срок для представления Расчета, и, следовательно, не штрафовать их на основании п. 1 ст. 119 НК РФ. Напомним, что минимальный размер штрафа за несвоевременное представление Расчета составляет 1 000 рублей.
Таким образом, в случае отсутствия у плательщика страховых взносов выплат в пользу физических лиц в течение того или иного расчетного (отчетного) периода он обязан представить в установленный срок в налоговый орган Расчет с нулевыми показателями (письмо ФНС России от 12.04.2017 N БС-4-11/6940@).
В состав "нулевых" Расчетов необходимо включать:
- титульный лист;
- раздел 1 "Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов";
- подраздел 1.1 "Расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование" и подраздел 1.2 "Расчет сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование" приложения N 1 к разделу 1;
- приложение N 2 "Расчет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" к разделу 1;
- раздел 3 "Персонифицированные сведения о застрахованных лицах".
Напомним, что в случае отсутствия какого-либо показателя количественные и суммовые показатели заполняются значением "0" ("ноль"), в остальных случаях во всех знако-местах соответствующего поля проставляется прочерк (п. 2.20 Порядка заполнения).
Раздел 3 заполняют за последние три месяца отчетного периода на всех застрахованных лиц, с которыми заключены трудовые договоры вне зависимости от того, производились в их пользу выплаты, облагаемые взносами, или нет.
В частности, в подразделе 3.1 раздела 3 нужно указать персональные данные сотрудников (Ф.И.О., ИНН, СНИЛС и т.д.). Подраздел 3.2 "Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, исчисленных в пользу физического лица, а также сведения о начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование" раздела 3 заполнять не требуется (п. 22.2 Порядка заполнения).

Отражение в Расчете сумм, возмещенных ФСС РФ

В случае если расходы на выплату страхового возмещения по социальному страхованию превышают сумму начисленных страховых взносов, организация имеет право на возмещение указанной разницы. Для получения возмещения необходимо обратиться в территориальный орган ФСС РФ (пункты 2, 9 ст. 431 НК РФ, ч. 2 ст. 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"; далее - Закон N 255-ФЗ).
По общему правилу срок действия возмещения денежных средств на выплату страхового возмещения составляет 10 календарных дней с даты представления всех необходимых документов (ч. 3 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ). Но в отдельных случаях срок возмещения расходов на выплату страхового обеспечения может быть увеличен. В частности, при рассмотрении обращения страхователя о возмещении расходов территориальный орган ФСС РФ может назначить камеральную или выездную проверку правильности и обоснованности затрат страхователя, а также затребовать дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о возмещении понесенных расходов или об отказе в возмещении будет вынесено уже после ее проведения (ч. 4 ст. 4.6, ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ).
Аналогичное правило действовало и до 2017 года. Поэтому, если организация подала заявление и необходимые документы в декабре 2016 года, сумму возмещения она по идее получила уже в 2017 году. Возникает вопрос: нужно ли отражать указанные суммы в Расчете по страховым взносам за I квартал 2017 года?
Ответ на этот вопрос содержится в пункте 1 письма ФНС России от 05.07.2017 N БС-4-11/12778@.
По мнению налоговиков, суммы расходов, возмещенные территориальными органами ФСС РФ за отчетные периоды до 2017 года, в Расчете не отражаются: в него следует включать только те сведения, которые относятся к 2017 году. Это значит, что возмещение расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ), которые организация понесла в 2017 году, не только можно, но и нужно отражать в Расчете. Для отражения таких сумм в приложении N 2 к разделу 1 Расчета предусмотрена строка 080 "Возмещено ФСС расходов на выплату страхового обеспечения".
Если возмещение сумм расходов плательщика осуществляется в одном отчетном периоде по расходам, произведенным в другом отчетном периоде, отражать данные суммы возмещения необходимо в Расчете за отчетный период применительно к месяцу, в котором территориальными органами ФСС РФ осуществлено указанное возмещение.

Пример 1. Превышение расходов на выплату социального обеспечения за март 2017 года составило 50 000 руб. Организация обратилась в территориальный орган ФСС РФ с заявлением о возмещении расходов. Полный пакет документов был представлен 20 апреля.
10 мая на расчетный счет организации поступила сумма возмещения от ФСС РФ в размере 50 000 руб. Указанную сумму следует отразить в Расчете за II квартал 2017 года - по строке 080 графы 4 "2 месяц" приложения N 2 к разделу 1.

Заполнение Расчета по уволенным работникам

Бывают случаи, когда организация начисляет и выплачивает в текущем году годовую премию по итогам работы за предыдущий год сотруднику, который уже уволился. Такая премия облагается страховыми взносами, поскольку относится к выплатам стимулирующего характера в связи с выполнением работником трудовых обязанностей (письма Минтруда России от 02.09.2013 N 17-3/1450). Возникает вопрос: как эти выплаты отразить в Расчете?
Ответ на этот вопрос можно найти в письме ФНС России от 17.03.2017 N БС-4-11/4859.
Годовая премия, выплаченная уволившемуся работнику, включается в базу для начисления страховых взносов и отражается в разделе 1 Расчета в обычном порядке.
Кроме того, в отношении уволившегося работника следует заполнить раздел 3 "Персонифицированные сведения о застрахованных лицах" Расчета. При этом указываются:
- персональные данные уволенного работника (ИНН, СНИЛС, Ф.И.О., дата рождения, код страны, пол, код и реквизиты документа, удостоверяющего личность),
- признак застрахованного лица "1" - является застрахованным лицом,
- соответствующий код категории застрахованного лица, например "НР".
Что касается подраздела 3.2 раздела 3 Расчета, то его в отношении уволенного работника заполнять не следует (п. 22.2 Порядка заполнения).
Аналогичным образом раздел 3 Расчета заполняется в отношении иных застрахованных лиц, которым выплаты и иные вознаграждения в отчетном периоде не начислялись, например в отношении работников, находящихся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком.

Контрольные соотношения

Контрольные соотношения показателей форм отчетности используются налоговыми органами для автоматической проверки корректности, достоверности различных ее показателей путем их сопоставления.
С помощью контрольных соотношений работодатели могут проверить, верно ли они заполнили Расчет.

Обратите внимание! Налоговики обновили контрольные соотношения, которые ранее были направлены письмом ФНС России от 13.03.2017 N БС-4-11/4371@. При составлении Расчета плательщики страховых взносов должны теперь руководствоваться письмом ФНС России от 30.06.2017 N БС-4-11/12678@.

Указанное письмо содержит таблицу, которая включает в себя:
- формулы контрольных соотношений с указанием строк и листов Расчета;
- перечень возможных нарушений налогового законодательства;
- формулировку нарушений;
- описание действий проверяющих (должностных лиц налогового органа) при выявлении нарушений.
В письме от 15.06.2017 N 02-09-11/04-03-13313 ФСС РФ сообщает, что в Расчетах, представленных плательщиками страховых взносов в налоговые органы, содержится значительное количество ошибок в части расходов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Именно поэтому Фонд и направил указанным письмом для использования в работе контрольные соотношения Расчета.
Если по результатам камеральной налоговой проверки контрольные соотношения не выполняются, в соответствии со статьей 88 НК РФ налоговая инспекция направляет плательщику страховых взносов требование о представлении в течение пяти рабочих дней пояснений или внесении соответствующих исправлений в представленный расчет. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов установлен факт нарушения законодательства о налогах и сборах, составляется акт проверки согласно статье 100 НК РФ.

Сумма взносов не совпадает с взносами по каждому работнику

Если в Расчете совокупная сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС), рассчитанная за каждый из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода в целом по организации с базы, не превышающей предельной величины, не соответствует сведениям о сумме страховых взносов на ОПС по каждому застрахованному лицу за указанный период, такой Расчет считается непредставленным. Об этом налоговики сообщают работодателю путем направления уведомления в срок не позднее дня, следующего за днем получения Расчета в электронной форме (10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе).
В течение 5 дней с даты направления в электронной форме уведомления (в 10-дневный срок с даты подачи его на бумажном носителе) плательщик страховых взносов обязан представить Расчет, в котором устранено указанное несоответствие. В таком случае датой представления Расчета считается дата подачи Расчета, первоначально признанного непредставленным (п. 7 ст. 431 НК РФ).

СНИЛС и ИНН работников

Причиной отказа в приеме налоговиками Расчета может стать несовпадение СНИЛС и ИНН работников, указанных в нем, и данных, которые содержатся в базе ИФНС по этому работнику. Кроме того, ошибки в Ф.И.О. (например, если фамилия сотрудника содержит букву , в персональных данных всегда прописывается эта буква без замены на букву "е") приведут к тому, что Расчет будет считаться непредставленным.
Поэтому перед его отправлением в налоговые органы тщательно проверьте указанные данные.

Направление Расчета в электронном виде

Плательщики, у которых среднесписочная численность физических лиц за предшествующий расчетный (отчетный) период превышает 25 человек, должны представлять Расчет в налоговый орган в электронной форме (п. 10 ст. 431 НК РФ). За нарушение этого правила статьей 119.1 НК РФ предусмотрен штраф в размере 200 руб.
Расчет в электронном виде направляется в соответствии с форматом представления, утвержденным Приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@.
Формат представления электронного Расчета описывает требования к XML-файлам передачи в электронной форме Расчета в налоговые органы, где не содержится указание о формировании в пачки.
В связи с этим Расчет представляется единым файлом (письмо ФНС России от 10.01.2017 N БС-4-11/100@).

Камеральная проверка Расчета по страховым взносам

Камеральная проверка Расчета проводится в течение трех месяцев с момента его представления (п. 2 ст. 88 НК РФ). Проводят ее налоговики совместно с территориальными органами ПФР и ФСС РФ (пункты 8, 16 ст. 431 НК РФ, статьи 11.1, 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", п. 1 ст. 4.2, ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ). Это значит, что расходы на выплату страхового обеспечения проверяют работники ФСС РФ, а сведения персонифицированного учета, указанные в разделе 3 Расчета, - работники Пенсионного фонда. Налоговики же проверяют правильность начисления страховых взносов и подводят итоги камеральной проверки.

Расходы на выплату страхового обеспечения

Проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения осуществляется территориальными органами ФСС РФ в соответствии со статьей 4.7 Закона N 255-ФЗ.
Те данные о расходах на выплату социальных пособий, которые поступают в ФСС РФ, его работники могут проверить в рамках как камеральной, так и выездной проверки страхователя (п. 1.1 ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ).
Если при проверке будут выявлены расходы на выплаты страхового обеспечения на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган Фонда выносит решение о непринятии таких расходов к зачету (п. 4 ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ). Это решение в течение трех рабочих дней направляется в налоговые органы, которые доначисляют организации страховые взносы на ВНиМ (п. 6 ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ).
Если по результатам проверки работники ФСС РФ не выявят никаких нарушений в расходах на выплату страхового обеспечения, то они направят в налоговый орган подтверждение расходов, заявленных страхователем. А это значит, что никаких доначислений страховых взносов не будет и камеральная проверка Расчета прошла успешно.

Сведения персонифицированного учета

Не позднее 5 рабочих дней со дня получения сведений от страхователя в форме электронного документа (не позднее 10 дней на бумажном носителе) налоговый орган представляет в территориальный орган ПФР сведения персонифицированного учета, указанные в п. 1 ст. 11.1 Закона N 27-ФЗ.
Если в этих сведениях Пенсионный фонд выявит ошибки и (или) противоречия, а также несоответствия между представленными сведениями и сведениями, имеющимися в ПФР, не позволяющие учесть данные сведения на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, то такие сведения работники ПФР вернут в налоговые органы в течение 5 рабочих дней со дня их получения от налоговых органов (п. 2 ст. 11.1 Закона N 27-ФЗ).
А налоговые органы, в свою очередь, направят плательщику страховых взносов требование представить в течение 5 календарных дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в Расчет (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Представление документов, подтверждающих льготы по страховым взносам

В соответствии с п. 8.6 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной проверки Расчета налоговики вправе затребовать у организации сведения и документы подтверждающие обоснованность следующих данных.
1. Суммы выплат и вознаграждений, которые не облагаются взносами на основании статьи 422 НК РФ. К таким выплатам относятся:
- социальные пособия;
- выплаты при увольнении в пределах трехмесячного среднего заработка;
- отдельные виды материальной помощи;
- стоимость проезда работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к месту проведения отпуска и обратно;
- оплата обучения работников и прохождения независимой оценки квалификации;
- суточные в пределах 700 руб. по командировкам на территории РФ и в пределах 2 500 руб. по командировкам за рубеж;
- фиксированные вычеты на основании п. 9 ст. 421 НК РФ в отношении выплат по авторским или лицензионным договорам и др.
Такие выплаты следует отражать (пункты 7.6, 8.5, 11.5 приложения N 2):
- по строкам 040 подразделов 1.1 и 1.2 приложения N 1 к разделу 1,
- по строке 030 приложения N 2 к разделу 1 Расчета.
2. Применение пониженных тарифов.
Например, это касается упрощенцев, которые представляют приложение N 6 к разделу 1 Расчета. Применять пониженные тарифы можно только в случае, если выручка от льготируемых видов деятельности составляет не менее 70% доходов организации на УСН.
При этом общая сумма доходов организации за текущий год не должна превышать 79 млн руб. (пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ).
Обратите внимание! Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст с 1 января 2017 года введена в действие новая редакция Общероссийского классификатора видов экономической деятельности - ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), при этом ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) утратил свою силу.
В связи с этим названия льготируемых видов деятельности, приведенные в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, стали отличаться от названий, указанных в новом ОКВЭД.
Перечень видов экономической деятельности, приведенный в Налоговом кодексе РФ, является укрупненным и включает в себя:
- как виды деятельности, объединенные в один класс, подкласс, группу, подгруппу классификатора,
- так и отдельные виды экономической деятельности с соответствующими названиями в указанном перечне.
Об этом говорится в письмах Минфина России от 17.02.2017 N 03-15-06/9127, 03-15-06/9117.
Для применения пониженных тарифов страховых взносов необходимо сравнить вид деятельности, осуществляемой организацией, с видами деятельности, указанными в любой из группировок нового ОКВЭД. При этом можно воспользоваться переходными ключами ОКВЭД2-ОКВЭД2001 (ОКВЭД2001-ОКВЭД2) или ОКВЭД2-ОКВЭД2007 (ОКВЭД2007-ОКВЭД2), размещенными на сайте Минэкономразвития России (http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/classificators/).
Если есть полное совпадение, то можно спокойно применять пониженные тарифы страховых взносов. Если вид деятельности, по сути, является льготируемым, но полного совпадения нет, то применять пониженные тарифы опасно. Если же вид вашей деятельности льготируемым не является, то пониженные тарифы не применяются.
Таким образом, если организация осуществляет выплаты, не облагаемые страховыми взносами, применяет пониженные тарифы страховых взносов или предоставляет фиксированные вычеты по авторским и лицензионным договорам, то после представления в налоговые органы Расчета по страховым взносам она в обязательном порядке получит требования о представлении пояснений и документов, подтверждающих указанные обстоятельства. Представить необходимые пояснения и документы плательщики страховых взносов должны в течение 5 календарных дней (п. 6 ст. 88 НК РФ).

Нарушение сроков представления Расчета по страховым взносам

В 2017 году Расчет представляется в следующие сроки:
- за полугодие - не позднее 31 июля. Перенос срока представления связан с тем, что 30 июля выпало на воскресенье;
- за 9 месяцев - не позднее 30 октября;
- за 2017 год - не позднее 30 января 2018 года.
Ответственность за несвоевременное представление Расчета по страховым взносам за отчетный или расчетный период установлена статьей 119 НК РФ - штраф в размере 5% от суммы страховых взносов за последний квартал, не уплаченный в установленный срок, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления. В любом случае штраф не может быть менее 1 000 руб. или превышать 30% от суммы взносов (письмо ФНС России от 30.12.2016 N ПА-4-11/25567).
Если страховые взносы, указанные в Расчете по страховым взносам, были уплачены в установленный срок, то штраф за опоздание с представлением Расчета составит 1 000 руб. (вне зависимости от продолжительности опоздания). Об этом говорится в письме ФНС России от 30.06.2017 N БС-4-11/12623@ (далее - Письмо N БС-4-11/12623@).
Давайте рассмотрим порядок определения суммы штрафа на примере Расчета за I квартал 2017 года. Ответственность плательщика страховых взносов за несвоевременное представление Расчета за I квартал 2017 года в соответствии со статьей 119 НК РФ наступает в случае представления указанного Расчета после 2 мая 2017 года (с учетом выходного дня 30 апреля и праздничного дня 1 мая).
Если Расчет за I квартал 2017 года был представлен с опозданием, неуплаченная сумма страховых взносов определяется по состоянию на срок представления Расчета, то есть на 2 мая 2017 года (п. 1 Письма N БС-4-11/12623@).
По мнению налоговиков, если на эту дату страховые взносы были уплачены в полном размере (в том числе в случае нарушения срока их уплаты до указанной даты), то сумма штрафа за несвоевременное представление Расчета по страховым взносам составит 1 000 руб.

Пример 2. Расчет по страховым взносам за I квартал 2017 года был представлен 1 июня 2017 года вместо 2 мая 2017 года.
Общая сумма взносов, начисленная за январь - март, составила 270 000 руб. Взносы на ОПС за март в сумме 19 800 руб. уплачены 25 апреля 2017 года вместо 17 апреля 2017 года.
Взносы на ОПС за январь - февраль и взносы на ОМС и ВНиМ за январь - март уплачены в срок.
Поскольку по состоянию на 2 мая 2017 года вся сумма страховых взносов перечислена в бюджет, то штраф за несвоевременное представление Расчета будет начислен в размере 1 000 руб.

Пример 3. Расчет по страховым взносам за II квартал 2017 года был представлен 1 августа 2017 года вместо 31 июля 2017 года.
Общая сумма взносов, начисленная за апрель - июнь, составила 270 000 руб.
Взносы на ОПС, ОМС и ВНиМ за апрель - май были уплачены в срок.
Страховые взносы за июнь в сумме 27 000 руб. (на ОПС - 19 800 руб., на ОМС - 4 590 руб., на ВНиМ - 2 610 руб.) были уплачены 5 августа 2017 года вместо 17 июля 2017 года.
Сумма штрафа за несвоевременное представление Расчета составит 1 350 руб. (27 000 руб. x 5% x 1 месяц).
Помимо этого, за несвоевременную уплату страховых взносов организации будут начислены пени исходя из 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки (за 14 дней) в размере 113,4 руб. (27 000 руб. x 1/300 x 9% x 14 к. дн.).

Штраф за несвоевременное представление Расчета рассчитывается отдельно по каждому виду обязательного социального страхования (письмо ФНС России от 05.05.2017 N ПА-4-11/8641, п. 3 Письма N БС-4-11/12623@).
Перечислять штраф нужно разными платежками на следующие КБК:
- в части взносов на ОПС - 182 1 02 02010 06 3010 160;
- в части взносов на ВНиМ - 182 1 02 02090 07 3010 160;
- в части взносов на ОМС - 182 1 02 02101 08 3013 160.

Пример 4. Используем условия примера 3.
Штраф в размере 1 350 руб. следует перечислить отдельно на ОПС, отдельно на ОМС и отдельно на ВНиМ. Сумма указанных платежей составит:
- на ОПС - 990 руб. (19 800 руб. x 5% x 1 месяц);
- на ОМС - 229,5 руб. (4 590 руб. x 5% x 1 месяц);
- на ВНиМ - 130,5 руб. (2 610 руб. x 5% x 1 месяц).

Сумма минимального штрафа в 1 000 руб. распределяется между бюджетами внебюджетных фондов следующим образом (п. 2 Письма N БС-4-11/12623@):
- в части взносов на ОПС - 733,33 руб.;
- в части взносов на ВНиМ - 170 руб.;
- в части взносов на ОМС - 96,67 руб.
Кроме того, за нарушение сроков представления расчета по страховым взносам статьей 15.5 КоАП РФ установлена административная ответственность должностных лиц - предупреждение или штраф в размере от 300 до 500 руб. (письмо Минфина России от 27.02.2017 N 03-02-07/1/10774).

Приостановление операций по счетам за нарушение срока представления Расчета

На сегодняшний день спорным является вопрос, вправе ли налоговики приостановить операции по счетам организации в банке в случае, если она опоздает с представлением Расчета по взносам более чем на 10 дней.
Налоговики считают, что такое право у них есть (письмо ФНС России от 27.01.2017 N ЕД-4-15/1444), ведь с 1 января 2017 года в перечень лиц, на которых распространяются правила по приостановлению операций по счетам в банках и переводов электронных денежных средств, включены плательщики страховых взносов (п. 11 ст. 76 НК РФ).
В то же время специалисты Минфина России придерживаются противоположной позиции (письма от 12.01.2017 N 03-02-07/1/556, от 21.04.2017 N 03-02-07/2/24123). В своих письмах чиновники указывают на то, что статьей 76 НК РФ предусмотрены основания, по которым налоговые органы вправе приостанавливать операции по счетам организаций в банках и переводы их электронных денежных средств. При этом нарушение сроков представления в налоговый орган Расчета по страховым взносам таким основанием не является.
Согласились с этой позицией и налоговики (письмо ФНС России от 10.05.2017 N АС-4-15/8659). Но это только сейчас. В будущем в статье 76 НК РФ такое основание появится благодаря поправкам в указанную статью, которые сотрудники Минфина России включили в законопроект.

Ошибки в Расчете по страховым взносам

С 1 января 2017 года исправлять ошибки в Расчете нужно по правилам Налогового кодекса РФ.
В частности, если организация обнаружила в Расчете ошибки, пропуски или недостоверные сведения, которые привели к занижению суммы страховых взносов, то ей необходимо внести изменения и представить в налоговый орган уточненный Расчет (пункты 1, 7 ст. 81 НК РФ). Штрафа не будет, если до подачи уточненного Расчета организация уплатила в бюджет сумму недоимки и пени (п. 4 ст. 81 НК РФ).
Если же ошибки, пропуски или недостоверные сведения в Расчете привели к завышению суммы страховых взносов, подлежащих уплате, то уточненный Расчет можно не сдавать, поскольку в этой ситуации у организации есть право, но не обязанность исправлять ошибки и уточнять недостоверные данные. Однако исправить ошибку в текущем периоде без подачи уточненного Расчета все равно не удастся.
Поэтому рекомендуем вам представлять уточненный Расчет при наличии любых ошибок вне зависимости от того, привели ли такие ошибки к занижению или к завышению суммы страховых взносов.

Уточненки за 2016 год

Уточненные Расчеты за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, нужно подавать в соответствующие органы ПФР и ФСС РФ в порядке и по форме, действовавшей до указанной даты, поскольку контроль за исчислением и уплатой страховых взносов за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляют органы ПФР и ФСС РФ.
Следовательно, если сотруднику организации в январе - июне 2017 года была пересчитана заработная плата за 2016 год, то организации следует представить уточненные Расчеты за период 2016 года в территориальные органы государственных внебюджетных фондов (письмо ФНС России от 20.04.2017 N БС-4-11/7552@).
В рамках межведомственного взаимодействия ФНС России и государственных внебюджетных фондов территориальные органы ПФР и ФСС РФ представляют в ФНС России информацию о доначисленных (уменьшенных) суммах страховых взносов по уточненным расчетам по страховым взносам, представленным плательщиками за периоды до 1 января 2017 года. Доначисления и уменьшение страховых взносов отражаются в карточке "РСБ" организации в налоговой инспекции.

Особенности заполнения уточненного Расчета

В уточненном Расчете на Титульном листе в поле "Номер корректировки" и в разделе 3 по строке 010 следует указать цифру 1, если это первая корректировка; цифру 2 - если это вторая корректировка, и так далее (пункты 3.5, 22.3 Порядка заполнения).

Состав уточненного Расчета

В Порядке заполнения Расчета сказано, что в уточненку нужно включить разделы, подразделы и приложения, которые были в ошибочном расчете, кроме раздела 3. В разделах 1 и 2 необходимо указать исправленные данные. Если какие-то показатели не поменялись, то их следует перенести из первоначального Расчета в уточненный Расчет.
Разделы 3 "Персонифицированные сведения о застрахованных лицах" Расчета на всех сотрудников вновь представлять не следует. В уточненный Расчет нужно включить только те из них, данные по которым изменились после корректировки (пункты 1.2, 22.2 Порядка заполнения, п. 3 письма ФНС России от 10.01.2017 N БС-4-11/100@). Например, если это один человек из 100, то следует заполнить все поля раздела 3 в отношении только этого человека.
Однако сдать в ИФНС уточненку, заполненную подобным образом, невозможно, поскольку в Контрольных соотношениях по проверке расчета по взносам установлено, что совокупная сумма страховых взносов на ОПС по всем физическим лицам, исчисленная за каждый из последних трех месяцев отчетного (расчетного) периода исходя из базы, не превышающей предельную величину, должна быть равна сумме взносов по каждому застрахованному лицу за этот же период (письмо ФНС России от 13.03.2017 N БС-4-11/4371@). А если это равенство не выполняется, то Расчет по страховым взносам не считается представленным (п. 7 ст. 431 НК РФ).
Следовательно, пока из программы в инспекциях не уберут проверку такого контрольного соотношения для уточненных расчетов, при уточнении данных даже по одному работнику придется включать в раздел 3 Расчета данные на всех работников.

Заполнение поля 040 "Номер" раздела 3

Порядок заполнения Расчета не детализирует, какой показатель отражается в поле 040 раздела 3, если требуется изменить или дополнить данные о физических лицах.
По мнению чиновников, плательщики страховых взносов вправе самостоятельно определять порядковый номер сведений (поле 040 раздела 3) без указания индекса. При этом нумерация сведений должна осуществляться в порядке возрастания в целом по организации. Не является ошибкой, если налогоплательщик воспользуется уникальным учетным номером, присвоенным учетной системой налогоплательщика, например табельным номером (письмо ФНС России от 10.01.2017 N БС-4-11/100@).

Корректировка сведений в разделе 3 Расчета

При составлении уточненных Расчетов плательщики страховых взносов столкнулись с тем, что Порядок заполнения Расчета не говорит о том, как правильно исправить сведения о выплатах и страховых взносах в разделе 3. И поэтому допускают ошибки, которые не позволяют налоговым органам принять уточненный Расчет.
Налогоплательщики буквально завалили налоговиков письмами с просьбой разъяснить, как правильно составить уточненный Расчет, если в первоначальный Расчет "забыли" включить данные физического лица либо, наоборот, включили кого-то лишнего, либо перепутали выплаты между физическими лицами.
Кроме того, работодателей интересует и вопрос об уточнении персональных данных физических лиц, неверно указанных в подразделе 3.1 первоначального Расчета.
В связи с этим налоговики выпустили письмо от 28.06.2017 N БС-4-11/12446@ "О представлении уточненных расчетов" (далее - Письмо от 28.06.2017), в котором дают ответы на эти вопросы.
Свои рекомендации налоговики разделили на две группы:
- изменение персональных данных работника в подразделе 3.1 "Данные о физическом лице - получателе дохода" раздела 3 Расчета;
- корректировка выплат и страховых взносов в подразделе 3.2 "Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, исчисленных в пользу физического лица, а также сведения о начисленных страховых взносах на ОПС" раздела 3 Расчета.

Если в разделе 3 указаны недостоверные персональные данные работника

Причиной отказа в приеме налоговиками Расчета может стать несовпадение СНИЛС и ИНН работников, указанных в подразделе 3.1 раздела 3 Расчета, и данных, которые содержатся в базе ИФНС по этому работнику.
В подразделе 3.1 раздела 3 Расчета важно правильно указать и другие данные физического лица: дату рождения, гражданство, пол, реквизиты документа, удостоверяющего личность.
Если же подобная ошибка все же была допущена работодателем при составлении первичного Расчета, то действовать необходимо следующим образом.
Следует составить уточненный Расчет. По каждому физическому лицу, по которому выявлены несоответствия в подразделе 3.1 раздела 3 Расчета, следует указать те же самые недостоверные сведения, что и в первоначальном Расчете, а в строках 190 - 300 подраздела 3.2 раздела 3 Расчета во всех знако-местах проставить знак "0".
Помимо этого, необходимо включить в уточненный Расчет еще один раздел 3 по этому физическому лицу, но с указанием актуальных персональных данных в подразделе 3.1, а также достоверных сумм выплат и страховых взносов в подразделе 3.2.

Если в Расчет не включили данные

В случае если сведения о застрахованном лице не отражены в первоначальном расчете, то при составлении уточненного Расчета необходимо (п. 2.1 Письма от 28.06.2017):
- провести корректировку показателей раздела 1 и соответствующих приложений к этому разделу Расчета, увеличив сумму выплат и суммы страховых взносов на ОПС, ОМС и ВНиМ;
- включить в Расчет еще один раздел 3, который содержит сведения в отношении этого физического лица.

Если в Расчет включены неверные данные

Возможна ситуация, когда организация указала в подразделе 3.2 раздела 3 Расчета сведения о выплатах застрахованному лицу не в полном объеме или, наоборот, указала больше, чем следовало.
В такой ситуации, составляя уточненный Расчет, необходимо по таким физическим лицам в подразделе 3.2 раздела 2 Расчета указать правильные данные.
Если после таких корректировок изменятся показатели раздела 1 Расчета, то следует произвести корректировку показателей и в нем (п. 2.3 Письма от 28.06.2017).

Если в Расчет попали "лишние" данные

Порядок заполнения Расчета не предусматривает специального порядка аннулирования сведений по физическим лицам, которые по ошибке были включены в состав Расчета. В то же время такая ситуация вполне возможна на практике.
Например, в состав Расчета попали физические лица, которые не работают в организации. В этом случае необходимо удалить выплаты таким лицам и страховые взносы на ОПС, ОМС и ВНиМ по этим работникам из раздела 1, подразделов 1.1 и 1.2 приложения N 1 к разделу 1, из приложения N 2 к разделу 1.
В разделе 3 уточненного Расчета необходимо в отношении таких физических лиц указать "0" во всех знако-местах по строкам 190 - 300 подраздела 3.2 Расчета. Об этом говорится в пункте 2.2 Письма от 28.06.2017.

Список использованных источников

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) - Федеральный закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2017).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) - Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.04.2017 с изменениями, вступившими в силу с 04.05.2017).
3. Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (ред. от 28.12.2016 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2017).
4. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (ред. от 01.05.2017 с изменениями, вступившими в силу с 01.07.2017).
5. Приказ Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст "О принятии и введении в действие общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2) и общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)" (ред. от 26.12.2016 с изменениями, вступившими в силу с 26.12.2016).
6. Приказ ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@ "Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка его заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме".
7. Письмо ФНС России от 12.04.2017 N БС-4-11/6940@ "По заполнению расчета по страховым взносам".
8. Письмо ФНС России от 17.03.2017 N БС-4-11/4859 "О рассмотрении обращения".
9. Письмо ФНС России от 13.03.2017 N БС-4-11/4371@ "Контрольные соотношения показателей формы расчета по страховым взносам, расчет по страховым взносам".
10. Письмо ФНС России от 10.01.2017 N БС-4-11/100@ "О порядке представления расчета по страховым взносам с 01.01.2017".
11. Письмо ФНС России от 05.05.2017 N ПА-4-11/8641 "Об уплате штрафов".
12. Письмо ФНС России от 27.01.2017 N ЕД-4-15/1444 "О приостановлении операций по счетам и переводов электронных денежных средств в связи с непредставлением в установленный срок расчета по страховым взносам".
13. Письмо ФНС России от 30.12.2016 N ПА-4-11/25567 "Об ответственности за непредставление расчетов по страховым взносам".
14. Письмо ФНС России от 20.04.2017 N БС-4-11/7552@ "О рассмотрении обращения".
15. Письмо ФНС России от 10.05.2017 N АС-4-15/8659 "О направлении письма Минфина России".
16. Письмо ФНС России от 28.06.2017 N БС-4-11/12446@ "О представлении уточненных расчетов".
17. Письмо ФНС России от 05.07.2017 N БС-4-11/12778@ "О заполнении расчета по страховым взносам, в частности, отражения в расчете сумм расходов, возмещенных территориальными органами ФСС РФ, а также заполнения расчета плательщиками, состоящими на учете на территории субъекта РФ, где реализуется пилотный проект ФСС РФ, предусматривающий особенности финансового обеспечения, назначения и выплаты страхового обеспечения".
18. Письмо ФНС России от 13.03.2017 N БС-4-11/4371@ "Контрольные соотношения показателей формы расчета по страховым взносам, расчет по страховым взносам".
19. Письмо ФНС России от 30.06.2017 N БС-4-11/12678@ "О направлении контрольных соотношений".
20. Письмо ФНС России от 30.06.2017 N БС-4-11/12623@ "По вопросу распределения между государственными внебюджетными фондами сумм поступлений от штрафных санкций, предусмотренных статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации, и определения даты исчисления указанных санкций".
21. Письмо Минфина России от 24.03.2017 N 03-15-07/17273 "По вопросам о представлении плательщиками страховых взносов расчетов по страховым взносам с нулевыми показателями, а также о применении плательщиками пониженных тарифов, у которых изменилось наименование вида экономической деятельности в связи с введением нового ОКВЭД".
22. Письмо Минфина России от 12.01.2017 N 03-02-07/1/556 "О применении статьи 76 Налогового кодекса РФ".
23. Письмо Минфина России от 21.04.2017 N 03-02-07/2/24123 "О распространении норм о блокировке счета на случаи непредставления в срок расчетов по взносам".
24. Письма Минфина России от 17.02.2017 N 03-15-06/9127, от 17.02.2017 N 03-15-06/9117 "УСН: о применении организацией на упрощенной системе пониженных тарифов страховых взносов".
25. Письмо Минтруда России от 02.09.2013 N 17-3/1450 "О порядке начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на выплаты, производимые уволенным работникам".
26. Письмо ФСС РФ от 15.06.2017 N 02-09-11/04-03-13313 "О контрольных соотношениях расчета по страховым взносам в части расходов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


2 сентября 2019 г.
Проект Федерального закона № 785806-7 "О праве собственности на гаражи и гаражных объединениях"

Вопросы гаражного строительства, оформления прав на гаражи и формы объединений граждан в целях реализации цели по возведению данных объектов являются традиционно актуальными для физических и юридических лиц. Принятие законопроекта способно снять правовую неопределенность статуса гаражей и машино-мест, а также статуса объединений их собственников. Это, в свою очередь, положительно скажется на развитии гражданского оборота в целом и послужит стимулом для развития гаражного строительства.




20 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 778269-7 "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О защите конкуренции"

В настоящее время количество антиконкурентных нарушений продолжает оставаться высоким. С целью оперативного устранения выявленных нарушений законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не приостанавливается (если иное не предусмотрено судебным актом).




12 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 771509-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части наделения Правительства РФ полномочием на утверждение требований к форме и содержанию годовых отчетов о выполнении программ деятельности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний"

Законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс РФ изменения, предусматривающие, что в случае безвозмездной передачи органам государственной власти имущества, приобретенного (созданного) за счет средств субсидии, налогоплательщик вправе наравне с признанием внереализационного дохода в виде сумм субсидии в порядке пункта 4.1 статьи 271 НК РФ также признавать расход в виде стоимости безвозмездно передаваемого имущества.




7 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 770765-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с созданием искусственных земельных участков, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности"

Законопроект, в частности, предусматривает внесение изменений  в части исключения положений о проведении аукциона на право создания искусственного земельного участка на водном объекте, регламентации вопросов, связанных с созданием искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, в том числе при создании морского порта и расширении его территории.




4 августа 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 320-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью данного Закона является стимулирование добровольного страхования жилья граждан. Законом устанавливается, что органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.



В центре внимания:


Акты высших судебных органов как средство гармонизации российского гражданского процессуального права (Самсонов Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

К вопросу об отмене экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты (Горбунова Е.Н.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Особые пошлины: практика применения антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин (Мокров Г.Г.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Правовое обеспечение учета экологических требований при территориальном планировании (Кичигин Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Порядок осуществления контроля за расходами отдельных категорий лиц: проблемы и пути решения (Цирин А.М., Севальнев В.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи