Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Банковская деятельность > Особенности управления рисками в банках (Кудрявцев В.С.)

Особенности управления рисками в банках (Кудрявцев В.С.)

Дата размещения статьи: 24.10.2017

В условиях рыночной экономики банковская деятельность подвержена значительному числу рисков. Риск присутствует в любой операции, только он может быть разных масштабов и по-разному компенсироваться.

Стремление коммерческих банков получить прибыль, как правило, ставит их перед необходимостью принять на себя определенные риски. Принятие рисков - основа банковского дела. Банки имеют успех тогда, когда принимаемые ими риски разумны, контролируемы и находятся в пределах их финансовых возможностей и компетенции. Существует зависимость между степенью риска и уровнем ожидаемого банком дохода. Чем выше степень риска, тем больший доход может получить банк. При этом чем выше уровень ожидаемого дохода, тем меньше шансов его получить, и наоборот, шансы получения дохода велики, когда его ожидаемый уровень не высок.

Задачей управления рисками является выявить, оценить и своевременно среагировать на риски с целью уменьшения вероятности их возникновения или минимизации негативных последствий. Управление рисками банка нередко неправомерно сводят к минимизации рисков. По нашему мнению, более рационально не минимизировать риск, а оптимизировать соотношение риска и важности решений, с которыми сопряжен риск. Следовательно, управляя риском, банк должен найти баланс между данным риском и результатом (прибылью) в соответствии с приемлемым уровнем риска, принятым для компании или группы компаний.

Учет рисков в процессе принятия управленческих решений должен быть нацелен на достижение таких пропорций деятельности банка, при которых увеличение прибыли сопровождалось бы увеличением стоимости бизнеса и допустимыми рисками.

Управление рисками может быть определено как система мер, направленная на выявление, оценку и минимизацию рисков; как система, обеспечивающая оптимизацию доходности и риска для каждой отдельной кредитной организации и отдельных операций; как система риск-менеджмента - система управленческих отношений, возникающих в процессе управления рисками формирования и использования финансовых ресурсов

Кроме того, грамотное управление рисками способно уменьшить кризисные явления, снизить их негативные последствия, оздоровить экономику предприятий, повысить их конкурентоспособность.

При формировании портфеля банк должен придерживаться общего для всех инвесторов принципа - сочетать высокодоходные и достаточно рискованные вложения с менее рискованными направлениями. Система управления риском в том или ином виде сформирована практически в любом банке.

Для оценки финансовых рисков чаще всего используются количественные методы оценки рисков: статистический метод, анализ целесообразности затрат, метод экспертных оценок, аналитические методы, метод аналогий, анализ финансовой устойчивости предприятия и оценка его платежеспособности.

Механизм защиты банка от рисков складывается из прогнозирования, текущего регулирования и грамотного применения методов их минимизации. В условиях нестабильности и волатильности финансовых рынков получил распространение ситуационный анализ. При этом под текущим регулированием риска понимается отслеживание критических показателей и принятие на этой основе оперативных решений по операциям банка.

Крупные универсальные банки обычно имеют централизованные подразделения по управлению рисками, небольшие банки до настоящего времени довольствуются системой распределения полномочий по отделам, совершающим тот или иной вид банковских операций.

Анализ качества системы управления рисками в России показывает, что коммерческие банки недостаточно защищены от многочисленных, в том числе системных, рисков. Риску подвергаются практически все операции, совершаемые банком: расчетно-кассовые, кредитные, депозитные, валютные, инвестиционные. Уровень банковских рисков отличается большим разнообразием и достаточно высоким уровнем в сравнении с портфелем этих рисков у банков, функционирующих в развитых странах. Главным образом это обусловлено экономической нестабильностью развития России, несовершенством банковской системы, незначительными сроками функционирования многих банков, а соответственно, недостаточным опытом руководителей и банковских менеджеров для работы в условиях риска.

В деятельности коммерческого банка присутствует огромное количество рисков, имеющих достаточно сложную структуру и связанных со спецификой банковской деятельности. Существует множество вариантов классификации рисков.

Учитывая довольно разнообразный состав услуг, оказываемых современными банками, приводится, как правило, далеко не полный перечень всех разновидностей банковских рисков. В Базовых принципах эффективного надзора за банковской деятельностью, разработанных Базельским комитетом по банковскому регулированию в качестве международных стандартов, выделяются лишь отдельные виды рисков. В нем для банковской сферы характерны следующие виды риска: кредитный риск; риск страны контрагента и валютный риск; рыночный риск; риск, связанный с процентной ставкой; риск ликвидности; операционный риск; юридический риск и риск, связанный с репутацией.

Нам представляется, что для практических целей рациональнее всего классифицировать банковские риски по существенным признакам и уже в зависимости от выделенных признаков разбивать их на отдельные категории, группы, подгруппы, виды и разновидности.

Ниже приведена краткая характеристика наиболее распространенных видов банковских рисков.

По сфере возникновения риски делятся на внешние и внутренние, поскольку сфера деятельности коммерческого банка сама по себе формируется под воздействием как внешних условий макросреды, так и внутренних условий микросреды банковского учреждения.

Внешние риски можно сгруппировать по ширине охвата территории и фактору воздействия, а внутренние риски - по характеру банковских операций, по составу клиентов банка и по видам коммерческих банков. При этом вероятность наступления указанных неблагоприятных событий одинакова как для банка - кредитора и инвестора, получателя депозитов, так и для фирм - получателей инвестиций и заемщиков, для владельцев сбережений.

К финансово-экономическим факторам образования внешних банковских рисков, не связанных непосредственно с деятельностью кредитных организаций, можно отнести такие, как инфляция, массовые банкротства заемщиков банковских кредитов или эмитентов ценных бумаг, снижение доходов населения, ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, отрицательная динамика фондового рынка и т.п.

Внутренние банковские риски возникают в результате деятельности менеджеров в самих банках и зависят от проводимых операций. Банковские риски можно разделить на следующие группы:

- риски, связанные с активами: кредитные, валютные, рыночные, расчетные, кассовые, по финансированию и инвестированию и др.;

- риски, связанные с пассивами: по вкладным и прочим депозитным операциям, по привлеченным межбанковским кредитам;

- риски, связанные с качеством управления банком своими активами и пассивами. К ним следует отнести процентный риск, риск несбалансированной ликвидности, неплатежеспособности, риски структуры капитала, недостаточности капитала банка;

- риски при реализации финансовых услуг: операционные, технологические риски, риски инноваций, стратегические риски, риски злоупотреблений, безопасности.

Между внутренними и внешними банковскими рисками существует тесная связь, которую необходимо принять во внимание при разработке путей их минимизации.

Одним из средств управления внутренними банковскими рисками выступает непрерывное обновление и децентрализация управленческих полномочий, перераспределение и делегирование важных функций управления бизнес-процессами в банке.

Кредитный риск - вероятность, что дебитор не сможет осуществить процентные платежи или выплатить основную сумму кредита в соответствии с условиями, указанными в кредитном соглашении. По данным Банка России, доля кредитного риска в совокупной величине рисков российской банковской системы составляет свыше 90%. Оставшаяся часть приходится на рыночные риски, причем из них наибольший удельный вес приходится на процентный риск. Поэтому управление кредитными рисками является основным в банковском деле. Ключевыми элементами эффективного управления кредитами являются хорошо развитая кредитная политика и процедуры, хорошее управление портфелем, а также эффективный контроль над кредитами.

Кредитный риск тесно связан с риском ликвидности. Риск ликвидности - риск, связанный со снижением способности финансировать принятые позиции по сделкам, когда наступают сроки их ликвидации, невозможность покрывать денежными ресурсами требования контрагентов, а также требования обеспечения, и, наконец, риск, связанный с невозможностью ликвидировать активы на различных сегментах финансового рынка.

Банк является коммерческой организацией, в которой аккумулируются свободные денежные средства различных субъектов экономики. В этой связи финансовый менеджмент банка должен быть ориентирован на обеспечение сохранности привлеченных средств, на своевременный и полный возврат их кредиторам и вкладчикам. Преодоление риска потери ликвидности банка должно заключаться в умелом управлении его активами и пассивами.

Рыночный риск связан с колебаниями цен на четырех важнейших экономических рынках: рынке долговых бумаг, рынке акций, валютном и товарном, т.е. рынках, чувствительных к изменению процентных ставок. Рыночный риск - риск возникновения у кредитной организации финансовых потерь вследствие изменения рыночной стоимости финансовых инструментов торгового портфеля, а также курсов иностранных валют. Он относится к категории спекулятивного риска, состоящего в том, что движение цен может привести к прибыли или убытку. Для управления рыночным риском банк формирует политику, где определяет цели и методы, направленные на защиту капитала от негативных воздействий неблагоприятных изменений цен. В рамках управления рыночным риском, как правило, проводится переоценка портфелей, отражающая изменение стоимости активов в зависимости от движения рыночных цен.

Процентный риск - риск подверженности финансового положения банка воздействию неблагоприятного изменения процентных ставок. Этот риск влияет на доходы банка, стоимость активов, обязательств. Причины возникновения процентного риска: неправильный выбор разновидностей процентных ставок, изменения в процентной политике ЦБ РФ, ошибки в установлении цен на депозиты и кредиты.

Операционные риски - риски потерь, возникающие в результате ошибок во внутренних системах, процессах, действиях персонала либо из-за неблагоприятных внешних событий, таких как, например, стихийные бедствия и т.д. Операционный риск в той или иной степени несут все банки, поскольку каждый из них может столкнуться с ошибками и сбоями в работе информационных систем и персонала. Сегодня банкам предлагается множество видов страхования, ориентированных как раз на защиту от операционных рисков - рисков потерь, вызванных неадекватными, неэффективными или ошибочными процессами, действиями персонала или систем, а также внешними факторами.

Налоговые риски являются одним из элементов общей системы банковских рисков. Во взаимоотношениях с налоговыми органами банки выступают: как самостоятельные плательщики; как посредники между государством и налогоплательщиками, через которых осуществляют финансово-хозяйственные операции другие налогоплательщики (организации, предприятия, граждане), и как налоговые агенты (в части исчисления, удержания налогов из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщиками, и перечисления их в бюджет).

В связи с выполнением каждой из перечисленных функций коммерческие банки наделены соответствующими правами, на них возложены определенные обязанности, для них установлен специфичный состав налоговых правонарушений, за совершение которых по действующему законодательству к банкам предъявляются штрафные санкции. Каждая из названных функций банка предполагает свои особенности, специфику в организации процедур налогообложения, что обусловливает определенный состав налоговых рисков.

В случае когда банк выступает в качестве налогоплательщика, состав его возможных налоговых рисков ничем не отличается от налоговых рисков, которым подвержена деятельность любого другого налогоплательщика в любой сфере экономики. Налоговые риски в данном случае определяются внутренними и внешними факторами. Внутренние факторы для налогоплательщиков - это их собственная деятельность по налоговому планированию, добросовестность выполнения налоговых обязательств.

Вторая роль банков - посредник между государством и налогоплательщиками. Свою основную конституционную обязанность по уплате налога налогоплательщики осуществляют через банки. Так, налогоплательщики-организации обязаны самостоятельно до наступления срока платежа сдать в банк или иные кредитные организации платежные поручения на перечисление налогов в бюджет. Банк не вправе задерживать исполнение поручений налогоплательщиков на перечисление налогов и использовать неперечисленные средства в качестве кредитных ресурсов.

Банк должен согласно НК РФ предоставить налоговым органам необходимую информацию для проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогоплательщиками налогов в бюджет. Любые счета, открываемые клиентам в банках, должны быть доступны (прозрачны) для налоговых органов. В целях обеспечения данного требования расчетные (текущие, корреспондентские) и иные счета открываются налогоплательщикам банками только при предъявлении свидетельства о постановке их на учет в налоговом органе.

Третья роль банков - налоговые агенты, т.е. лица, на которые возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет. Банк является налоговым агентом по отношению:

- к своим наемным работникам. Это доходы, получаемые сотрудниками банков за выполнение ими трудовых обязанностей в денежной и натуральной формах;

- клиентам банка. Это доходы в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком кредитными средствами, полученными от банков, а также доходы в виде процентов, получаемых по вкладам.

Выполнение функций налогового агента также может приводить к возникновению у банков налоговых рисков. Если исходить из того, что, выступая в качестве налогового агента, банк имеет те же права и практически те же обязанности, что и банк как налогоплательщик, то можно с некоторой долей условности предположить, что и состав налоговых рисков здесь тот же, что и в первом случае.

Коммерческий банк может столкнуться, к примеру, со следующими налоговыми рисками:

- возникающими в результате правоприменения и толкования законодательства налоговыми органами и судами. К ним можно отнести налоговые риски, обусловленные несовершенством законодательства, наличием пробелов в нормативных документах. В некоторых случаях разные документы содержат различное толкование одних и тех же норм, они связаны с противоречиями и неясностями актов налогового законодательства;

- связанными с внесением в законодательство изменений, направленных на повышение уровня налоговой нагрузки на налогоплательщиков, ужесточение штрафных санкций;

- связанными с неверным исполнением законов, ошибками в налоговом учете или налоговом планировании:

риски, обусловленные допущенными неумышленными ошибками (например, технические ошибки);

риски, обусловленные сознательными действиями. Данная группа рисков вызвана стремлением банка уменьшить размер налогового бремени, используя для этого разные инструменты налогового планирования либо просто путем прямого уклонения от налогов.

Группа рисков неэффективного налогообложения - это риски переплаты налогов, неиспользования налоговых льгот, налоговых резервов, кредитование бюджета и т.д.

Как было сказано выше, задача управления рисками - это выявление, оценка и своевременное реагирование на риски в целях снижения вероятности их возникновения или минимизации негативных последствий.

Управление риском может идти по одному из трех перечисленных ниже вариантов или представлять собой комбинацию нескольких вариантов:

- снижение налогового риска, т.е. принятие мер по снижению вероятности возникновения и/или воздействия риска;

- устранение налогового риска, т.е. выбор альтернативного образа действий, который полностью устраняет данный риск;

- распределение налогового риска, т.е. перенос или частичная передача риска путем заключения соглашений с третьими сторонами.

Эффективное управление рисками невозможно без системы контроля в банке. Необходимо отметить, что именно отсутствие надлежащего контроля над инвестиционными и кредитными операциями, управлением активами и пассивами является одной из главных причин кризиса банковской системы.

Анализ сегодняшних действий многих кредитных организаций свидетельствует, что управление рисками позволяет обеспечить положительный финансовый результат при наличии неопределенности в деятельности банка. Банки могут более эффективно реагировать на меняющуюся ситуацию в экономике даже при концентрации негативных факторов.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



В центре внимания:


Что закон грядущий нам готовит (Балан Е.)

Дата размещения статьи: 12.03.2018

подробнее>>

Платежные карты "Мир": переходный период (Пономарева О.А.)

Дата размещения статьи: 26.10.2017

подробнее>>

Особенности управления рисками в банках (Кудрявцев В.С.)

Дата размещения статьи: 24.10.2017

подробнее>>

Понятие bail-in и его законодательное регулирование за рубежом (Храпова М.О.)

Дата размещения статьи: 07.04.2017

подробнее>>

Совершенствование банковского законодательства с учетом принципов банковской деятельности (Самигулина А.В.)

Дата размещения статьи: 05.04.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта