Быстрая навигация: Каталог статей > Предпринимательские договоры > Договор перевозки > Проблемы ответственности в трансграничных перевозках по внутренним водным путям международного значения (Ивашова Т.А., Иванова Т.Н.)

Проблемы ответственности в трансграничных перевозках по внутренним водным путям международного значения (Ивашова Т.А., Иванова Т.Н.)

Дата размещения статьи: 24.10.2017

В современных условиях увеличения торгового оборота между странами перед собственниками и предпринимателями различных сфер деятельности часто встает задача, связанная с эффективной логистикой грузов - выбора вида транспорта для перевозки товаров и способа их доставки. При этом необходимо учитывать, что перевозка грузов водным транспортом выглядит достаточно привлекательной, т.к. данный вид транспорта отличается надежностью и стабильностью, сравнительно низкой стоимостью, значительными расстояниями для осуществления перевозки и возможностью доставки различных по физическим качествам грузов.

В связи с этим важно отметить, что Российская Федерация располагает самой большой в мире сетью внутренних водных путей. По территории России проходит несколько магистральных водный путей международного значений (Е 50, Е 60, Е 90 и ответвлений от них - Е 51-01, Е 50-02, Е-50-02-02 и др.). Данные водные пути охватывают важнейшие направления перевозок через бассейны Балтийского и Белого морей, прибрежные воды Черного и Каспийского морей, реки Волгу и Каму, Беломорско-Балтийский канал.

Европейская часть нашей страны представлена не имеющей аналогов Единой глубоководной системой, включающей крупнейшие реки, их притоки и межбассейновые соединения. Это указывает на значительные перспективы развития как внутреннего водного транспорта, так и трансграничных перевозок, осуществляемых различными операторами по внутренним водным путям России.

Необходимо отметить, что регламентация движения судов, перемещение пассажиров и грузов при осуществлении трансграничных перевозок по внутренним водным путям международного значения регулируется рядом правовых актов, среди которых в первую очередь необходимо выделить следующие:

- Европейское соглашение о важнейших внутренних водных путях международного значения (СМВП/AGN) от 19.01.1996 (с учетом Исправления 1 от 2000 г.);

- Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям от 26.05.2000 (ВОПОГ);

- Конвенция о договоре международной перевозки пассажиров и багажа по внутренним водным путям от 01.05.1976 (КППВ);

- Конвенция о договоре перевозки грузов по внутренним водным путям от 22.06.2001 (КПГВ).

Данные правовые акты ратифицированы Российской Федерацией (и ранее СССР). Важным моментом является то, что в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, что предусмотрены национальным нормативным правовым актом, то применяются правила международного договора.

Вместе с тем для эффективной интеграции России в систему международных транспортных перевозок необходима дальнейшая унификация национального законодательства в области внутреннего водного транспорта с нормами публичного речного права Европейских внутренних водных путей, регламентирующих вышеуказанные вопросы.

В связи с этим необходимо отметить, что современное правовое регулирование перевозок по внутренним водным путям России представляет собой многоуровневую систему, включающую Конституцию Российской Федерации (далее - Конституция РФ) [1], Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) [2], Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ) [3], а также ряд федеральных законов в данной сфере правового регулирования и подзаконных нормативных актов.

При этом основным нормативным документом в области осуществления перевозок внутренним водным транспортом в Российской Федерации выступает КВВТ РФ [3], принятый в 2001 году. Немного позже, в 2007 году, был принят Федеральный закон N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" [5], снявший ряд существовавших ранее противоречий между нормами европейского права и российским правом в рассматриваемой области.

Также ряд вопросов определения ответственности в трансграничных перевозках по внутренним водным путям международного значения урегулирован и принятым в 2003 году Федеральным законом N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" [4].

Долгое время согласно требованиям КВВТ РФ движение судов под иностранным флагом по внутренним водным путям России было запрещено, соответственно, фактически на внутренних водах действовали нормы ответственности, установленные только для российских судов.

Однако в 2012 году в КВВТ РФ были внесены изменения и согласно распоряжению Правительства РФ были приняты Правила [6], согласно которым внутренние водные пути России были открыты в установленном порядке для захода и плавания судов под флагами иностранных государств. Судам разрешено движение на данных путях и стоянка в отведенных (разрешенных) для этого местах. Швартовка к причальным сооружениям осуществляется по согласованию с владельцами или операторами этих сооружений.

В соответствии с нормативными требованиями внутренние водные пути России открыты для спортивных парусных и прогулочных судов под флагами иностранных государств. В распоряжении Правительства РФ приводится перечень таких водных путей и 40 портов, в частности Архангельск, Барнаул, Волгоград, Казань, Комсомольск-на-Амуре, Красноярск, Москва (Западный, Северный речной грузовой, Северный речной пассажирский, Южный речной грузовой и Южный речной пассажирский порты), Нижневартовск, Нижний Новгород, Омск, Осетрово (Усть-Кут), Пермь, Петрозаводск, Салехард, Самара, Санкт-Петербург пассажирский и Саратов.

Данные правила распространяются на спортивные парусные и прогулочные суда, общее число людей на которых не превышает 18, в том числе пассажиров не менее 12, под флагами иностранных государств, осуществляющие судоходство по внутренним водным путям и на экипажи указанных судов. Суда должны выполнять требования Правил плавания по российским внутренним водным путям, утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии с КВВТ РФ в отношении регулирования движения и правил стоянки, а также визуальной, звуковой сигнализации и радиотелефонной связи.

Необходимо отметить, что снятие запрета для движения по внутренним водным путям России судов под иностранным флагом является условием, которое Россия должна соблюсти после вхождения в ВТО для присоединения к международным договорам и соглашениям о свободном судоходстве. Поэтому гармонизация внутренних правил ответственности при движении по данным водным путям, а также перевозка пассажиров и грузов выглядит необходимым требованием настоящего времени.

В этой ситуации важно определить статус и ответственность лоцманов при проводке иностранных судов по российским внутренним водным путям, а также рабочий язык общения с представителями иностранных государств. Также необходимо дополнить Положение о расследовании, классификации и учете транспортных происшествий на внутренних водных путях РФ [7] процедурой в отношении иностранных государств. Кроме этого, следует нормативно решить вопросы страхования ответственности государственных бюджетных учреждений перед иностранными судовладельцами. Для развития предпринимательской деятельности с использованием трансграничных перевозок необходим тщательный анализ положений нормативных правовых актов, и прежде всего КВВТ РФ, чтобы установить более простой порядок допуска на российские внутренние водные пути судов под иностранными флагами.

При этом необходимо учитывать, что согласно нормам и принципам международного права государство вправе осуществлять гражданскую юрисдикцию во внутренних водах в отношении любых иностранных физических и юридических лиц, за исключением тех из них, которые обладают юрисдикционным иммунитетом.

Важным выглядит соблюдение со стороны судов под иностранным флагом правил и предписаний административно-правового характера, осуществляемых государством в целях защиты своих экономических интересов, обеспечения безопасности судоходства, санитарной защиты, таможенной охраны и др. В связи с этим сегодня необходима унификация требований национального законодательства с нормами публичного речного права Европейских внутренних водных путей, которые предъявляются к режиму захода, пребывания и отхода из портов, обеспечения безопасности судоходства, санитарного и таможенного режимов.

Таким образом, на сегодняшний день правовое регулирование перевозки грузов по внутренним водным путям России представляет собой многоуровневую систему. Основным нормативным актом в области регламентации ответственности в трансграничных перевозках по внутренним водным путям международного значения выступает КВВТ РФ. Однако, несмотря на значительную регламентацию правил перевозки водным транспортом на внутренних маршрутах, КВВТ РФ имеет отличия в сравнении с нормами публичного речного права Европейских внутренних водных путей.

Внутренние водные пути европейской части России со временем, безусловно, будут интегрированы в европейскую систему. С 2012 года во внутренние воды России разрешен допуск спортивным парусным и прогулочным судам под флагами иностранных государств, общее число людей на которых не превышает 18, в том числе пассажиров не менее 12 человек.

Итак, в настоящее время в области перевозок грузов и пассажиров по внутренним водным путям трансграничного значения, а также с использованием судов под флагами иностранных государств, назрела необходимость гармонизации национального законодательства с нормами международного права, особенно в сфере ответственности при совершении перевозок по внутренним водным путям России. Отсутствие определения статуса и вопросов ответственности лоцманов при проводке иностранных судов по внутренним водным путям России порождает многочисленные споры в правоприменительной практике.

Кодекс торгового мореплавания и КВВТ используют разную терминологию при установлении оснований ответственности лоцманской организации. В КВВТ упоминается о виновности лоцмана, а КТМ вменяет ответственность именно лоцманской организации. В связи с чем в научной литературе встречаются позиции, что это могут быть все работники лоцманской организации, включая лоцмана. А для правоприменительной практики важно понимать, кто именно выступает субъектом ответственности - лоцман или же лоцманская организация. Представляется более логичным признать данным субъектом лоцманскую организацию как сторону договора лоцманской проводки. Пункт 6 ст. 41 КВВТ устанавливает правило, согласно которому за вред, причиненный судовладельцу по вине лоцмана, несет ответственность государственная лоцманская служба или негосударственная организация по лоцманской проводке судов, с которыми лоцман находится в трудовых отношениях в момент причинения вреда судовладельцу. Получается, что КВВТ не ограничивает ответственность лоцманской организации при осуществлении речной проводки. Однако при осуществлении лоцманской проводки в морских перевозках согласно положениям ст. 104 КТМ организация, работником которой является лоцман, осуществлявший лоцманскую проводку судна, может ограничить свою ответственность суммой, равной десятикратному размеру лоцманского сбора, причитающегося за лоцманскую проводку судна. При этом убытки, причиненные судну в результате ненадлежащей лоцманской проводки судна, явились результатом собственных действий или бездействия со стороны лоцмана; организация, работником которой он является, утрачивает право на ограничение ответственности, кроме случаев неосторожности со стороны лоцмана.

Получается, что российским законодательством предусмотрена полная ответственность для речных лоцманов, чего не установлено для лоцманской проводки при морских перевозках, что отражается и на судебной практике, в которой отсутствует единообразие при рассмотрении дел о привлечении к ответственности лоцманских организаций за убытки третьим лицам, причиненные в результате ненадлежащей лоцманской проводки.

Исходя из вышеизложенного важным для эффективного совершения трансграничных перевозок по внутренним маршрутам выглядит гармонизация национального законодательства с международными нормами в отношении гражданской и административной юрисдикций. Необходима унификация требований национального законодательства с нормами публичного речного права Европейских внутренних водных путей, которые предъявляются к режиму захода, пребывания и отхода из портов, а также обеспечения безопасности судоходства, санитарного и таможенного режимов. Также следует унифицировать вопросы ответственности лоцманских организаций в КТМ И КВВТ РФ. Требуются и дополнения Положения о расследовании, классификации и учете транспортных происшествий на ВВП РФ процедурой в отношении иностранных государств. Кроме этого, следует нормативно решить вопросы страхования ответственности государственных бюджетных учреждений перед иностранными судовладельцами.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
3. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ (ред. от 09.03.2016) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 11. Ст. 1001.
4. Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О транспортно-экспедиционной деятельности" // Собрание законодательства РФ. 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2701.
5. Федеральный закон от 08.11.2007 N 261-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2007. N 46. Ст. 5557.
6. Распоряжение Правительства РФ от 05.05.2012 N 734-р (ред. от 30.06.2015) "Об утверждении перечня портов, открытых для захода судов под флагами иностранных государств и перечня внутренних водных путей Российской Федерации, по которым разрешено плавание судов под флагами иностранных государств" // Собрание законодательства РФ. N 20. Ст. 2590.
7. Приказ Минтранса РФ от 29.12.2003 N 221 (ред. от 27.12.2010) "Об утверждении Положения по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации" // Российская газета. 2004. 5 февраля.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


7 апреля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1145324-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)"

Законопроектом предлагается установить: обязанность кредиторов рассчитывать показатель долговой нагрузки в установленных Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)"случаях; определение нормативного порядка расчета показателя долговой нагрузки; обязанность кредитора уведомлять заемщика в письменной форме о рисках, обусловленных высоким значением показателя долговой нагрузки (если указанное значение превышает 50 процентов). 




23 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1133091-7 "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О противодействии коррупции"

Законопроектом устанавливается антикоррупционный механизм, санкционирующий обращение в доход РФ денежных средств, поступивших на счета в банках и иных кредитных организациях лица, которое замещает должность, связанную с осуществлением полномочий предусматривающих за собой обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в случае, если сумма таких денежных средств превышает совокупный доход такого лица за отчетный период и предшествующие ему два года, и в отношении них не представлены достоверные сведения, свидетельствующие о законности их получения.




20 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1132098-7 "О внесении изменений в статью 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - отмена возложения на собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме обязанности по содержанию не принадлежащего им имущества (прилегающих территорий, границы которых определяются правилами благоустройства территории муниципального образования), что противоречит положениям жилищного законодательства и нарушает их права.




16 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1129690-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предусматривает внесение изменений согласно которым вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, отвечающих за состояние автодорог, и организаций коммунального комплекса, подлежит возмещению застраховавшим гражданскую ответственность потерпевшего страховщиком. Последний же в дальнейшем в порядке регресса взыскивает суммы осуществленного потерпевшему страхового возмещения с виновных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций коммунального комплекса.




11 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1126643-7 "О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является совершенствования механизма оказания мер государственной поддержки субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Для этого проектом предлагается включить крестьянские (фермерские) хозяйства в общее понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель", предусмотренное частью 1 статьи 3 указанного Федерального закона, распространив на них установленные в ней условия.



В центре внимания:


Терминологическая неопределенность в правовом регулировании договора перевозки грузов (Бажина М.А.)

Дата размещения статьи: 20.03.2021

подробнее>>

Права потребителей в сфере пассажирских авиаперелетов при отмене рейса в праве Европейского союза на примере дела C-12/11 - Denise McDonagh v. Ryanair Ltd (Петруня Ю.В.)

Дата размещения статьи: 09.03.2021

подробнее>>

Об отдельных проблемах обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов легковым такси (Соколов Д.В.)

Дата размещения статьи: 09.03.2021

подробнее>>

Грузополучатель - третье лицо в договоре перевозки груза (Шматов М.А.)

Дата размещения статьи: 16.02.2021

подробнее>>

Ответственность перевозчика по законодательству Российской Федерации и Республики Словения: сравнительная характеристика (Бажина М.А., Туктамышев В.Д.)

Дата размещения статьи: 11.12.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.