Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Национальный режим при осуществлении закупок (Баланцев Е.В.)

Национальный режим при осуществлении закупок (Баланцев Е.В.)

Дата размещения статьи: 24.10.2017

При осуществлении заказчиками закупок к товарам (работам, услугам), происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, применяется национальный режим на условиях, равных с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Закона N 44-ФЗ).

Общие положения

При осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ о контрактной системе (далее - Закон N 44-ФЗ) участники закупки могут предлагать к поставке (выполнению, оказанию):
- товары, происходящие из иностранных государств;
- работы, услуги, соответственно выполняемые, оказываемые иностранными лицами.
Регламентация участия в закупках иностранных товаров (работ, услуг) осуществляется путем установления запретов, ограничений, условий допуска таких товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Национальный режим

В настоящее время в соответствии с пунктом 30 Протокола о порядке регулирования закупок (приложение N 25 к Договору о Евразийском экономическом союзе (ЕвразЭС), подписанному в г. Астане 29.05.2014) национальный режим в сфере закупок применяется в отношении товаров (работ и услуг), происходящих с территорий других государств - членов ЕвразЭС, а также в отношении потенциальных поставщиков и поставщиков других государств - членов ЕвразЭС, предлагающих такие товары, работы и услуги.
В соответствии с пунктом 2 указанного Протокола национальный режим - это режим, предусматривающий, что каждое государство - член ЕвразЭС для целей закупок обеспечивает товарам, работам и услугам, происходящим с территорий государств-членов, потенциальным поставщикам государств - членов ЕвразЭС и поставщикам государств - членов ЕвразЭС, предлагающим такие товары, выполняющим работы и оказывающим услуги, режим не менее благоприятный, чем предоставляемый товарам, работам и услугам, происходящим с территории своего государства, а также потенциальным поставщикам и поставщикам своего государства, предлагающим такие товары, выполняющим работы и оказывающим услуги.
Это означает, что для целей осуществления закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации товары (работы, услуги), происходящие из стран - членов ЕвразЭС, приравниваются к товарам (работам, услугам) российского происхождения. При этом установленные запреты, ограничения, условия допуска к таким товарам, работам, услугам не применяются.

Допуски и запреты

Запрет допуска означает, что в случае, если заявка содержит предложение о поставке таких товаров (выполнении таких работ, оказании таких услуг), она должна быть отклонена. При этом заявка должна содержать подтверждение страны происхождения товара. Таким подтверждением является, в частности, сертификат о происхождении товара, выдаваемый в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20.11.2009, а для программного обеспечения - наличие сведений о нем в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
Напомним, что в настоящее время ограничения допуска установлены следующими Постановлениями Правительства РФ:
- от 05.02.2015 N 102 - в отношении отдельных видов медицинских изделий (далее - Постановление N 102);
- от 30.11.2015 N 1289 - в отношении лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - Постановление N 1289);
- от 22.08.2016 N 832 - в отношении отдельных видов пищевых продуктов;
- от 26.09.2016 N 968 - в отношении отдельных видов радиоэлектронной продукции (далее - Постановление N 968).
При ограничении допуска заявки, содержащие предложение о поставке товаров иностранного происхождения, сами по себе не подлежат отклонению. Для отстранения участника закупки необходимо соблюдение определенных условий, а именно на участие в определении поставщика должно быть подано не менее двух удовлетворяющих требованиям извещений об осуществлении закупки и (или) документации о закупке (заявок), которые одновременно:
- содержат предложения о поставке товаров, являющихся объектом закупки, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке одного и того же товара одного производителя.
Условия допуска установлены Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155.
При применении указанных запретов, ограничений и условий допуска заказчик может столкнуться со следующими трудностями.

Формирование лота

При формировании объекта закупки (лота) в него включены товары, работы, услуги, как подпадающие под установленные запреты и ограничения, так и не подпадающие под них.
В этом случае соответствующие постановления Правительства РФ распространяются только на часть объекта закупки. В некоторых случаях вопрос решен в самих постановлениях. Так, пункт 2(2) Постановления N 102 устанавливает, что не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в Перечень, утвержденный этим Постановлением, и не включенные в него. Аналогичный запрет содержит Постановление N 968. В других постановлениях подобного запрета нет.
С учетом положений Закона N 44-ФЗ, который в целом не запрещает такое формирование предмета закупки, по мнению автора, заказчик все-таки обязан установить запреты и ограничения для соответствующих товаров, работ, услуг.

Закупка работ с использованием "запретных" товаров

Заказчиком закупаются не сами товары, в отношении которых установлены запреты или ограничения, а работы с использованием таких товаров либо товары, на (в) которых используются такие товары (например, ноутбуки с предустановленным программным обеспечением).
Нужно ли в таких случаях устанавливать запреты или ограничения при осуществлении закупки?
С учетом буквального толкования положений статьи 14 Закона N 44-ФЗ и соответствующих постановлений можно сделать вывод о том, что в таких случаях устанавливать запреты и ограничения нельзя, поскольку объектом закупки товары, работы, услуги, в отношении которых установлены запрет или ограничение, напрямую не являются. Этот вывод подтверждается административной практикой (см., например, решения ФАС России от 20.02.2017 по делу N К-123/17, от 18.08.2016 по делу N К-1330/16).

Страны происхождения

В заявке участником закупки указано несколько стран происхождения товара, в отношении которого установлены запрет или ограничение допуска.
При этом необходимо учитывать следующее. Согласно складывающейся судебной практике и разъяснениям Минэкономразвития России (см., например, письмо от 10.02.2017 N Д28и-1301), Законом N 44-ФЗ установлено императивное требование об указании в отношении конкретного товара только одной страны происхождения. Соответственно, если в отношении одной позиции товара в заявке будет указано несколько стран происхождения, заявка подлежит отклонению.
Например, в Определении Верховного Суда РФ от 02.02.2017 N 303-КГ16-16578 по делу N А73-18067/2015, в частности, рассматривалась ситуация, когда участник электронного аукциона в своей заявке указал товар - интродьюсер для трансрадиального доступа, при этом в разделе заявки "конкретные показатели, товарный знак, наименование страны происхождения товара, предлагаемого к поставке" в отношении данного товара указан производитель "Terumo Corporation, Terumo Corporation NV, Terumo Medical Corporation (Япония, Бельгия, США)". Суды пришли к выводу о том, что в отношении одного товара указано несколько стран происхождения, и, соответственно, признали правоту аукционной комиссии, отклонившей данную заявку. Также в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции по данному делу содержится важный вывод о том, что если один и тот же товар может происходить из нескольких стран, то в заявке подлежит указанию страна происхождения товара применительно к конкретному количеству подлежащего поставке товара, происходящего из каждой страны.
Таким образом, если участник закупки предлагает товар, происходящий из нескольких стран, он должен "разбить" его на позиции, каждой из которых соответствует только одна страна происхождения.
Противоположный с виду вывод - о возможности указания в заявке нескольких стран в одной позиции - изложен в постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2017 по делу N А79-4959/2016 с учетом того, что в соответствии с ч. 1 ст. 58 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься либо группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.
Однако никакого противоречия нет - с учетом вышеприведенных положений ч. 1 ст. 58 ТК ТС участником закупки в рассматриваемом деле была указана только одна страна происхождения товара, которой соответствовали две страны - США и Китай, что участник закупки доказал, представив в составе заявки нотариально заверенную копию декларации о соответствии, выданную на основании регистрационного удостоверения, где указаны название страны и фактические адреса производственных площадок, участвующих в процессе производства товара: Китай, США. Кроме того, в данном случае запрет, ограничение или условия допуска товаров заказчиком установлены не были, поэтому указание страны происхождения товара тем или иным образом правового значения не имело и не повлияло бы на оценку соответствия предлагаемых характеристик товара требованиям законодательства, а также и на оценку возможности предоставления преференций в отношении цены контракта участникам закупки.
Соответственно, при применении запретов и ограничений допуска иностранных товаров к участию в закупках заказчик может столкнуться с ситуацией, при которой одному наименованию закупаемого товара в заявке соответствует несколько позиций предлагаемого к поставке товара с различными странами происхождения. Проблемы не существует в том случае, если все указанные в заявке страны происхождения не являются странами - членами ЕвразЭС, в отношении которых, напомним, действует национальный режим, или все страны являются членами ЕвразЭС. В этом случае запрет или ограничение применяется (или не применяется), поскольку на товары из всех указанных стран происхождения запрет или ограничение участия распространяется в равной мере.
Но какое решение принимать комиссии, если одна из указанных стран происхождения является членом ЕвразЭС, а другая нет?
Например, заказчиком при проведении закупки лекарственных препаратов (транексамовая кислота) установлено ограничение допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Постановлением N 1289.
На участие в электронном аукционе подано три заявки. Две из них содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены ЕвразЭС, а также не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, что подтверждено соответствующими регистрационными удостоверениями и сертификатами о происхождении товара. Третья заявка, в которой предложены к поставке лекарственные средства с торговыми наименованиями "Троксаминат" (страна происхождения - Пакистан) и "Транексам" (страна происхождения - Россия). В данном случае заявка N 3 рассматривается как содержащая предложение о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств, в том числе о поставке двух и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член ЕвразЭС, и, соответственно, подлежит отклонению (см., например, решение Иркутского УФАС России от 14.09.2016 N 611, решение ФАС России от 29.09.2016 по делу N ВП-472/15). Полагаем, что аналогичный подход нужно применять и в других случаях установления запретов или ограничений допуска товаров к участию в закупках.

Образ страны в заявке

Еще один очень актуальный на практике вопрос - каким образом в заявке должна быть указана страна происхождения? С учетом того что Закон N 44-ФЗ этот вопрос не регламентирует, участники закупки и комиссии сталкиваются со значительными трудностями при составлении и рассмотрении заявок.
Например, можно ли указать страну происхождения товара как "Корея" или "Великобритания" либо "КНР"? Что делать участникам, если товар произведен на территории Тайваня (Китайская Республика), с учетом того, что Российская Федерация официально независимость Тайваня не признает, а считает его неотъемлемой частью Китайской Народной Республики?
Чтобы избежать подобных сложностей, заказчики в документации часто требуют, чтобы страна происхождения товара была указана в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (утв. Постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 N 529-ст). Однако такая практика не всегда находит поддержку в судах и контролирующих органах, поэтому советуем заказчикам только рекомендовать участникам закупки руководствоваться ОКСМ при указании страны происхождения товара.
В целом складывающаяся судебная и административная практика исходит из того, что страна происхождения товара должна быть указана таким образом, чтобы исключить неоднозначное толкование комиссией. Например, судами признаны надлежащими такие указания в заявке страны происхождения товара, как "вся продукция российского производства" (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05.04.2017 N Ф01-909/2017 по делу N А43-15921/2016), "Отечественный, Краснодарский край" (Определение Верховного Суда РФ от 26.05.2016 N 301-КГ16-3681 по делу N А39-1906/2015), "Произведено в РФ" (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.02.2016 N Ф07-3930/2015 по делу N А56-27916/2015).

Заключение

Подводя итог, отметим, что регламентация участия товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд - один из важнейших моментов, на который заказчики должны обращать внимание при формировании документации о закупке. К сожалению, правильность такой регламентации, оценки комиссией по осуществлению закупок правильности указания в заявке страны происхождения товара часто является предметом оспаривания в контролирующих органах или судах, причем спор часто решается не в пользу заказчика.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


25 октября 2017 г.
Проект Федерального закона №296412-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)"

Целью Законопроекта является закрепление механизма по противодействию несанкционированным переводам денежных средств, не требующего существенных временных и финансовых трудовых затрат, как первый шаг на пути создания унифицированной и комплексной системы противодействия любым несанкционированным операциям на финансовом рынке, которая в дальнейшем может быть распространена и на другие сектора финансового рынка (рынок ценных бумаг, страховой рынок и т.д.).




17 октября 2017 г.
Проект Федерального закона №287844-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"

Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена тем, что по действующему законодательству очередность погашения требований, предусмотренная ч. 20 ст. 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" и подлежащая применению к отношениям по договорам потребительского кредита (займа), ставит граждан-потребителей в худшее положение по сравнению с предпринимателями, к которым применим общий порядок, предусмотренный статьей 319 ГК РФ, которая не допускает установления более высокого приоритета требований по уплате неустойки перед требованиями по погашению основного долга и процентов на него.




15 сентября 2017 г.
Проект Федерального закона №266932-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.




1 сентября 2017 г.
Вступила в силу ст. 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Указанной  статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.




15 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 249505-7 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - увеличение эффективности налогового стимулирования, снижение административной нагрузки на бизнес и обеспечение стабильности и предсказуемости системы налогообложения. Так законопроектом предлагается сократить сроки проведения камеральной проверки, учитывая современные системы контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Кроме того, предметом повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации с уменьшением исчисленной суммы налога может быть только обоснованность уменьшения налога на основании измененных в уточненной декларации сведений.



В центре внимания:


Содержание документации казенного учреждения в рамках проведения электронного аукциона (Лермонтов Ю.М.)

Дата размещения статьи: 24.10.2017

подробнее>>

Национальный режим при осуществлении закупок (Баланцев Е.В.)

Дата размещения статьи: 24.10.2017

подробнее>>

Инвентаризация имущества путем фото- и видеофиксации (Ратовская С.А.)

Дата размещения статьи: 24.10.2017

подробнее>>

Передача показателей лицевого счета при реорганизации учреждения (Артемова И.В.)

Дата размещения статьи: 24.10.2017

подробнее>>

Автоматизированная система диспетчеризации санитарного автотранспорта (Мавлиханов Р.Ш., Пономарева О.А.)

Дата размещения статьи: 24.10.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта