Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Реорганизация и ликвидация юридических лиц > Исполнение обязанности по уплате налогов и долгов при ликвидации организации (Лермонтов Ю.М.)

Исполнение обязанности по уплате налогов и долгов при ликвидации организации (Лермонтов Ю.М.)

Дата размещения статьи: 31.10.2017

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.06.2017 N Ф02-2451/2017 по делу N А19-13398/2016 

Суд удовлетворил требование ИФНС по городу Ангарску о взыскании с Администрации Ангарского городского округа задолженности МП "Благоустройство" по налогам, пени и налоговым санкциям и указал, что обязанность по уплате задолженности по налоговым обязательствам в случае ликвидации предприятия должна возлагаться на учредителя. 

Примечание. По общему правилу налоговое законодательство не предусматривает привлечения к субсидиарной ответственности учредителя предприятия (собственника имущества). Исключение - ликвидация юридического лица.

 

Суть дела 

За муниципальным казенным предприятием "Благоустройство" числится задолженность по налогам, пеням и налоговым санкциям в общей сумме 10 112 282 рублей 23 копеек. ИФНС в течение 2013 - 2016 годов принимала меры по ее взысканию:

1) выставлялись требования об уплате задолженности;

2) принимались решения о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах предприятия в банках и за счет иного имущества должника.

Районным отделом службы судебных приставов УФССП на основании постановлений налогового органа возбуждены исполнительные производства. На имущество должника наложены аресты, однако фактического погашения задолженности не произошло.

В марте 2016 года администрация преобразовала муниципальное казенное предприятие в муниципальное унитарное предприятие. Учредителем предприятия и собственником имущества согласно уставу стал городской округ.

В мае 2016 года администрация решила ликвидировать предприятие и назначила ликвидационную комиссию.

Инспекция обратилась с письмом в ликвидационную комиссию и попросила погасить задолженность по налогам, пени и налоговым санкциям. В ответе сообщалось, что обращение налогового органа рассмотрено ликвидационной комиссией и будет учтено при формировании промежуточного ликвидационного баланса.

В апреле и в июле 2016 года ИФНС вновь письменно обращалась к учредителю должника с просьбой оказать содействие в уплате задолженности по налогам, пени и налоговым санкциям. Администрация на обращение не отвечала. Полагая, что предприятие не располагает достаточным имуществом для погашения спорной задолженности и находится в стадии ликвидации, налоговый орган обратился в Арбитражный суд с заявлением о взыскании с городского округа в лице Администрации Ангарского городского округа задолженности.

 

Позиция суда 

Суд указал, что ликвидационная комиссия обязана уплатить налоги, сборы, страховые взносы, пени и штрафы ликвидируемой организации за счет денежных средств, в том числе полученных от реализации ее имущества. На это указывает п. 1 ст. 49 НК РФ.

Если денежных средств ликвидируемой организации недостаточно для полной уплаты налогов и долгов, остающаяся задолженность погашается ее учредителями. В п. 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" дано разъяснение: необходимо учитывать, что такая форма погашения задолженности возможна только в том случае, когда учредители ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам. В законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах иное не предусмотрено.

Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность (ст. 399 ГК РФ).

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (п. 6 ст. 113 ГК РФ), но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия, но несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества (п. 6 ст. 113 ГК РФ).

Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам, перешедшим к государственному или муниципальному предприятию в результате преобразования в течение шести месяцев.

Нормами гражданского законодательства предусмотрена возможность применения субсидиарной ответственности собственника имущества при изменении вида казенного предприятия на унитарное. Поэтому на учредителя предприятия (собственника имущества) может быть возложена обязанность по уплате задолженности по налоговым обязательствам в случае его ликвидации (п. 2 ст. 49 НК РФ).

 

Примечание. "Учредитель обязан оплатить задолженность организации по налогам, пеням, штрафам в случае ее ликвидации"

Налоговым органом соблюдены все условия, установленные как налоговым, так и гражданским законодательством, необходимые для требования о взыскании задолженности по налогам, пени и налоговым санкциям с субсидиарного должника - учредителя предприятия. Вывод следует из совокупного анализа норм ГК РФ, НК РФ и Закона N 161-ФЗ.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


25 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 632702-7 "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"

В целях исключения негативного влияния на финансовый рынок и стабильность внутреннего валютного рынка законопроектом предлагается наделить Банк России полномочиями по согласованию перечня резидентов, которые могут не репатриировать денежные средства в Российскую Федерацию в связи с введением в отношении них мер ограничительного характера.




19 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 628352-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка"

Законопроектом вносятся изменения в статью 6.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", которые предоставляют возможность участникам финансового рынка, оказывающим услуги по финансовому консультированию и являющимся членами соответствующей саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, определить признаки индивидуальной инвестиционной рекомендации в базовом стандарте данной саморегулируемой организации.




11 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 621469-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

Законопроектом предлагается не распространять на хозяйствующих субъектов, выручка которых от реализации товаров за последний календарный год не превышает четырехсот миллионов рублей, действие частей 1 и 2 статьи 9 Федерального закона, которые устанавливают обязанности по размещению информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки и об условиях такого договора на своем сайте в сети "Интернет".




1 января 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Цель закона - повышение эффективности входящих на страховой рынок организаций и защиты прав потребителей страховых услуг. Основная задача закона - совершенствование процедуры лицензирования субъектов страхового дела, в том числе внедрение процедуры оценки соискателя лицензии путем анализа планируемых им бизнес-процессов, а также процедуры регистрации юридического лица через Банк России одновременно с получением лицензии на осуществление страховой деятельности.




18 декабря 2018 г.
Проект Федерального закона № 614127-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предлагает дополнить существующий порядок и условия обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств,  предусмотрев возможность заключения договора обязательственного страхования, который бы мог действовать в отношении любого транспортного средства, находящегося во владении страхователя, если оно соответствует типу (категории) и назначению транспортного средства, указанного в таком договоре.



В центре внимания:


Понятие, классификация и правовая природа комбинированной реорганизации юридических лиц (Нуждин Т.А.)

Дата размещения статьи: 18.01.2019

подробнее>>

Принудительная ликвидация юридического лица (Васильев М.В., Абакумова Е.Б.)

Дата размещения статьи: 15.01.2019

подробнее>>

Юридическое слияние компаний. Пошаговая инструкция (Филина А., Чуканова Е.)

Дата размещения статьи: 12.03.2018

подробнее>>

Гарантии прав кредиторов при проведении комбинированных способов реорганизации (Нуждин Т.А.)

Дата размещения статьи: 09.03.2018

подробнее>>

Списание безнадежной задолженности при ликвидации должника (Клинова К.)

Дата размещения статьи: 20.12.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи