Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Правила покупки облигаций федерального займа. Зачем они нужны и кому выгодны (Абидуева Е.)

Правила покупки облигаций федерального займа. Зачем они нужны и кому выгодны (Абидуева Е.)

Дата размещения статьи: 30.10.2017

В России есть давний опыт выпуска облигаций. Поэтому у многих граждан они все еще ассоциируются с советскими 1950-ми или пресловутым ГКО и дефолтом 1998 года. Тогда с этих ценных бумаг, распространяемых в "добровольно-принудительном" порядке, можно было получить совсем небольшой доход.

Однако и они отличались высокой надежностью и длинным сроком погашения.

В 2017 году государство вновь выпустило ценные бумаги. Они сразу получили статус "народных" облигаций, потому что ими заинтересовались не только опытные инвесторы, но и обычные люди, знакомые только с банковскими вкладами и взносами на "книжку".

По сути, облигация - это ценная бумага, которая выступает в качестве долгового обязательства лица, ее выпустившего (эмитента), по выплате владельцу (бенефициарию) номинальной стоимости и дохода с них в виде процентов.

Достоинства государственных ценных бумаг предопределяют высокая надежность, подтвержденная государственным статусом эмитента, и гарантированный уровень доходности. Одна из основных целей их выпуска - покрытие дефицита бюджета. Реализуя ценные бумаги, государство изымает у населения часть национального дохода.

Так привлекаются дополнительные ресурсы для финансирования приоритетных национальных проектов и направлений социально-экономического развития.

 

Примечание. Облигации федерального займа (ОФЗ) - эмиссионные ценные бумаги, выпускаемые Министерством финансов РФ, закрепляющие право владельца на получение в предусмотренный в них срок их номинальной стоимости (иного имущественного эквивалента), а также купонного дохода (фиксированных или "плавающих" процентных выплат по купонам). Выпускаются в документарной и бездокументарной формах.

 

Особенности правового регулирования

государственных облигаций

 

Государственные ценные бумаги выпускаются в том числе в виде облигаций. Об этом сказано в Федеральном законе от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". Это эмиссионные ценные долговые бумаги.

В отличие от эмиссии корпоративных ценных бумаг, выпуск государственных облигаций имеет свои особенности, предопределяемые публично-правовым статусом эмитента. Эмитентом государственных ценных бумаг России (облигаций федеральных займов (далее - ОФЗ)) от имени Правительства РФ выступает Минфин России. Основным нормативным правовым актом, регулирующим выпуск и обращение государственных ценных бумаг, является Федеральный закон от 29.07.1998 N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг".

Правовое регулирование эмиссии ОФЗ подчиняется следующему порядку.

Федеральный закон о бюджете на текущий финансовый год (и плановый период) утверждает предельный размер государственного долга и объем заемных средств, которые необходимы для финансирования дефицита бюджета соответствующего уровня. В соответствии с этими параметрами Правительство РФ утверждает предельный объем эмиссии государственных ценных бумаг на соответствующий год (Распоряжение Правительства РФ от 22.12.2016 N 2777-р "Об осуществлении в 2017 году выпуска государственных ценных бумаг").

Общие условия выпуска и обращения отдельных видов ОФЗ устанавливает Минфин России. Министерство издает приказы, в которых оформляет решения об эмиссии отдельного выпуска ОФЗ и условия их обращения. Также Минфин России регулирует круг потенциальных владельцев ОФЗ, доход, даты и порядок размещения и погашения, обмен и выкуп ОФЗ, включая организацию торгов по установленным правилам.

 

Виды государственных облигаций 

В России существует несколько видов государственных облигаций. На бирже имеют хождение бумаги, выпущенные ранее. Например, ОФЗ с постоянным доходом (ОФЗ-ПД). Их начали выпускать с 1998 года. Купон выплачивался 1 раз в год и фиксировался на весь срок обращения ОФЗ.

ОФЗ с переменным доходом (ОФЗ-ПК) выпускались в 1995 - 1998 годах. Купон выплачивался раз в полгода по изменяемым значениям купонной ставки. В связи с кризисом 1998 года ОФЗ-ПК были частично "заморожены" и в 1999 году заменены на ОФЗ с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК) с ежеквартальной выплатой купонов и ежегодно снижаемой ставкой.

ОФЗ с амортизацией долга (ОФЗ-АД) предполагают периодическое погашение основной суммы долга, а ОФЗ с привязкой к инфляции (ОФЗ-ИН), появившиеся в 2015 году, помимо ставки дохода (2,5%), предусматривают увеличение номинальной стоимости с учетом индекса потребительских цен на товары и услуги.

Именно ОФЗ-ИН и ОФЗ для физических лиц (ОФЗ-н), так называемые народные облигации, вызвали интерес у населения. 

Примечание. Первые "народные" облигации федерального займа (ОФЗ) скупили пенсионеры. Средний возраст инвестора - 57 - 60 лет, а средний чек - более 1 млн руб. Всего среди населения размещено облигаций на 15 млрд руб. 

Генеральным агентом по размещению, выкупу и обмену выпусков ОФЗ выступает ЦБ РФ. Иные кредитные или специализированные финансовые организации определяет Минфин России. С такими организациями Министерство финансов заключает соглашения.

 

ОФЗ-н как альтернатива банковским вкладам 

Минфин России позиционирует ОФЗ-н как альтернативу банковским вкладам физических лиц, поскольку их доходность сравнима с депозитными ставками.

В 2017 году выпущены ОФЗ-н N 53001RMFS (Приказ Минфина России от 24.04.2017 N 323, Минфина России от 02.06.2017 N 420 "Об эмиссии облигаций федерального займа для физических лиц дополнительного выпуска N 53001RMFS") и N 53002RMFS (Приказ Минфина России от 11.09.2017 N 738). Агентами этих бумаг определены ПАО Сбербанк и ВТБ 24 (ПАО). В их отделениях совершеннолетние граждане РФ могут приобрести облигации.

Окончание размещения ОФЗ-н первого выпуска (N 53001RMFS) - 25 октября 2017 года, ОФЗ-н второго выпуска (N 53002RMFS) - 14 марта 2018 года. ОФЗ-н выпущены сроком на 3 года, поэтому максимальный доход от владения ими можно получить, если сдать облигации государству по прошествии 3 лет.

Чтобы стимулировать финансовые вложения на весь трехлетний период обращения облигаций, эмитент предусмотрел постепенное повышение процентной ставки (п. 2 Приказа Минфина России от 24.04.2017 N 323): 

Выпуск N 53001RMFS

Выпуск N 53002RMFS

Купонная ставка, руб.

Дата выплаты купонного дохода

Купонная ставка, руб.

Дата выплаты купонного дохода

% годовых

купонный доход

% годовых

купонный доход

7,5

38,84

11.01.2017

7

36,25

21.03.2018

8

39,89

02.05.2018

7,5

37,40

19.09.2018

8,5

42,38

31.10.2018

8

39,89

20.03.2019

9

44,88

01.05.2019

8,5

42,38

18.09.2019

10

49,86

20.10.2019

9,25

46,21

18.03.2020

10,5

52,36

29.04.2020

10

50,36

16.09.2020

Номинальная стоимость одной облигации в каждом выпуске составляет 1 000 руб. Физическое лицо может приобрести не более 15 тыс. облигаций в каждом выпуске, а минимальное количество к приобретению составит 30 штук.

В цену размещения не включен накопленный купонный доход. Эту сумму придется заплатить отдельно, и она будет зависеть от даты приобретения облигаций. Например, оборот облигаций первого выпуска начался 26.04.2017, второго - 13.09.2017. Это значит, что покупка облигации сегодня предполагает выплату банку уже набежавший процент по купонному доходу. Покупатель получит свои деньги назад в момент выплаты купона, но в день покупки он обязан его оплатить.

Дополнительно комиссионное вознаграждение возьмут банки-агенты. Его размер зависит от суммы сделки: 1,5% - при сумме сделки до 50 тыс. руб., 1,0% - от 50 до 300 тыс. руб. и 0,5% - от 300 тыс. руб.

Сведения о цене ОФЗ-н размещены на официальном сайте Минфина России. Текущие котировки стоимости ОФЗ-н также указывают агенты на своих сайтах.

Приобретая ОФЗ-н в банке-агенте, необходимо:

- присутствовать при оформлении сделки лично;

- заключить с банком-агентом брокерский договор (в случае, если ранее его не было);

- заключить депозитарный договор. Такой договор заключается, если ранее не открывался счет депо;

- оформить поручение банку-агенту на приобретение ОФЗ-н. Это можно сделать самостоятельно, если зарегистрировать личный кабинет инвестора.

 

Преимущества "народных" облигаций 

Агенты обозначают следующие преимущества владения ОФЗ-н:

1. Доход увеличивается в течение срока владения облигацией.

Согласно условиям эмиссии доходность ОФЗ-н 2017 года составит в 2018 году:

- 7,5% (второй выпуск);

- 8,5% (первый выпуск);

в 2019 году:

- 8,5% (второй выпуск);

- 10% (первый выпуск);

и в 2020 году:

- 10% (второй выпуск);

- 10,5% (первый выпуск).

При этом комиссии, которые возьмут агенты по приведенным ставкам, снизят общий уровень доходности до 7,9% годовых при комиссии 1,5% и до 8,17% годовых при комиссии в 1%.

В случае предъявления облигаций к досрочному выкупу банк также удержит комиссию. При таких условиях нет смысла покупать ОФЗ-н на год, лучше сделать вклад в одном из банков-агентов.

2. Привлекательная доходность при низких уровнях риска.

Чтобы получить максимальную доходность от владения ОФЗ-н, выгоднее покупать предельно высокое количество облигаций в первые дни продажи и предъявлять к выкупу только по истечении трехлетнего периода.

Для ОФЗ-н предусматривается автоматическое погашение облигаций. По истечении трехлетнего срока денежные средства поступят на открытый расчетный или брокерский инвестиционный счет в банке-агенте.

По сравнению с процентной ставкой на банковские вклады, установленной теми же банками-агентами, доходность вложенных в покупку ОФЗ-н средств при таких условиях будет выше, чем процент по банковскому вкладу.

3. Гарантированный государством возврат всей суммы. Причиной невозврата вложенных в ОФЗ-н средств может стать только дефолт, как это было с ОФЗ-ПК в 1998 году.

4. Низкий порог входа, то есть минимальные финансовые вложения.

Минимальная сумма вклада в облигации установлена в 30 тыс. руб. При этом нужно учесть, что такой вклад оправдается только в случае, если покупатель решит приобрести ОФЗ-н на максимальный период - 3 года.

Из всего сказанного следует, что заинтересованные покупатели ОФЗ-н - это физические лица, которым законодательство не запрещает владеть ценными бумагами. ОФЗ-н интересны тому, кто готов вложить в облигации сумму до 100 тыс. руб., но не желает приобретать ценные бумаги через более сложные процедуры открытия брокерского счета.

Более крупным инвесторам такой вид вложения денег не выгоден, поскольку прибыль от аналогичных вложений на фондовых рынках может увеличиться до 30%.

 

Как получить максимум 

"Народные" облигации не будут убыточными, если учесть некоторые тонкости.

Однозначно, что наиболее рационально вложить в облигации более 300 000 руб. Тогда комиссия при приобретении будет минимальной.

ОФЗ-н лучше приобретать либо в момент размещения, либо в дни, ближайшие к размещению, либо сразу после выплаты очередного купона. Так можно обойти оплату по накопленному купону предыдущему владельцу облигации.

Облигации выгоднее держать до завершения контракта, то есть весь срок владения. При среднегодовой доходности в 8,5% максимальное количество приобретенных облигаций принесет прибыль - 1 275 000 руб.

Досрочный возврат облигаций в банк доходность резко снизит.

 

Подведем итоги 

Минусы ОФЗ-н

Плюсы ОФЗ-н

Продать облигации в первый год владения можно только по номиналу, дохода они не принесут

Деньги, инвестированные в ОФЗ-н, будут защищены государством в полном объеме

Вторичного рынка для ОФЗ-н нет, продать их можно только банку, у которого они куплены, и только по номинальной цене

При продаже ОФЗ-н владелец получит не только номинал облигаций, но и набежавший купонный доход

При приобретении облигаций банк возьмет свою комиссию от стоимости приобретаемых облигаций

Депозитарии банков, распространяющих ОФЗ-н, принадлежат двум крупнейшим банкам с государственным участием. Поскольку должником выступает государство, надежность их высока

В случае досрочной продажи облигаций банк удержит такую же комиссию, как и при приобретении

По итогам 3 лет, даже с учетом всех комиссий, доходность будет выше, чем на депозите в банке. Например, депозит на 3 года в Сбербанке составляет до 4,8% годовых, в ВТБ - до 3,4%

Покупателю откроют специальный счет, за обслуживание которого придется заплатить депозитарный сбор. Комиссию придется платить в те месяцы, в которые была совершена сделка

На фоне низкой инфляции ставки по депозитам в банках будут снижаться, а доходность облигаций станет более привлекательной

Купоны выплачиваются 1 раз в полгода на обычный банковский счет, реинвестировать и капитализировать их нельзя, можно только купить еще облигаций

Для пенсионеров и безработных, у которых нет облагаемого налогом дохода, облигации будут хорошей альтернативой открытия ИИС

Государство может выкупить облигации в любой момент. Например, когда ему будет невыгодно платить большой процент за долг. Инвесторы не потеряют деньги при выкупе, но доходы недополучат

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



В центре внимания:


Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее - управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 64-03-221-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.

Дата размещения статьи: 13.03.2018

подробнее>>

Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

подробнее>>

Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта