Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Налогообложение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей > НДФЛ: точечные изменения в 2018 году (Зобова Е.П.)

НДФЛ: точечные изменения в 2018 году (Зобова Е.П.)

Дата размещения статьи: 26.03.2018

Не обошли стороной изменения налогового законодательства в 2018 году и налог на доходы физических лиц. Широкомасштабными эти новшества назвать нельзя, но отдельные положения гл. 23 НК РФ обновлены и уточнены. Мы изучили данные изменения и готовы поделиться результатами с вами.

Материальная выгода от экономии на процентах

С 1 января 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 27.11.2017 N 333-ФЗ <1>, который несколько меняет подход к обложению НДФЛ материальной выгоды.
--------------------------------
<1> "О внесении изменений в статью 212 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

Согласно новшествам, внесенным в пп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ, материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами (за исключением материальной выгоды, указанной в абз. 2 - 4 названного подпункта), признается доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, при соблюдении в отношении такой экономии хотя бы одного из следующих условий:
- соответствующие заемные (кредитные) средства получены налогоплательщиком от организации или индивидуального предпринимателя, которые признаны взаимозависимым лицом налогоплательщика либо с которыми налогоплательщик состоит в трудовых отношениях;
- такая экономия фактически является материальной помощью либо формой встречного исполнения организацией или индивидуальным предпринимателем обязательства перед налогоплательщиком, в том числе платой (вознаграждением) за поставленные налогоплательщиком товары (выполненные работы, оказанные услуги).
Напомним, что в абз. 2 - 4 пп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ речь идет о материальной выгоде, полученной:
- от банков, находящихся на территории РФ, в связи с операциями с банковскими картами в течение беспроцентного периода;
- экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома (квартиры, комнаты) и земельных участков, на которых он расположен;
- материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными банками, находящимися на территории РФ, в целях рефинансирования (перекредитования) займов (кредитов), полученных на новое строительство либо приобретение в РФ жилья и земельных участков, на которых оно расположено.
Таким образом, установлены условия налогообложения материальной выгоды, полученной от экономии на процентах, аналогичные условиям налогообложения материальной выгоды, полученной от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей. В силу пп. 2 п. 1 ст. 212 НК РФ материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) согласно гражданско-правовому договору у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, признается доходом в целях налогообложения исключительно в случае, если такая материальная выгода получена от лиц, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику.
До 2018 года доходом признавалась формальная экономия на процентах, соответствующих рыночному уровню и не предполагающих возможности искусственного занижения налога, что представляется обременительным и несправедливым в сложившейся экономической ситуации. Получение налогоплательщиком кредитов у лиц, не являющихся взаимозависимыми по отношению к нему, не должно налагать на такого налогоплательщика дополнительных финансовых обременений, что и будет исключено с принятием рассмотренных поправок.

Выплаты из компенсационного фонда застройщиков

С 1 января 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 27.11.2017 N 342-ФЗ <2>, который дополнил ст. 217 НК РФ п. 71: не подлежат обложению НДФЛ доходы в виде возмещения за счет средств компенсационного фонда, формируемого в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 N 218-ФЗ <3>.
--------------------------------
<2> "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
<3> "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Расширение перечня не облагаемых НДФЛ доходов связано с принятием Федерального закона от 29.07.2017 N 218-ФЗ, который регулирует деятельность публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства", созданной в целях повышения гарантии защиты прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства, обязательства перед которыми не исполняются застройщиками.
Основными функциями указанного фонда являются формирование компенсационного фонда за счет обязательных отчислений (взносов) застройщиков, привлекающих денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков, а также выплата за счет средств компенсационного фонда возмещения гражданам - участникам долевого строительства по договорам участия в долевом строительстве, предусматривающим передачу жилых помещений, при несостоятельности (банкротстве) застройщика. Именно эти выплаты и были выведены из-под обложения НДФЛ.

Изменения, внесенные в гл. 23 НК РФ Федеральным законом N 335-ФЗ

С 27 ноября 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ <4>, который внес ряд изменений в гл. 23 НК РФ. При этом рассматриваемые далее новшества имеют различные даты начала действия, на которые надо обратить особое внимание.
--------------------------------
<4> "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Налогообложение ценных бумаг

Материальная выгода от приобретения ценных бумаг. По общему правилу, установленному пп. 3 п. 1 ст. 212 НК РФ, доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является в том числе материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг, производных финансовых инструментов. Исключением из этого правила были ценные бумаги, приобретенные у контролируемой иностранной компании налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом данной иностранной компании, а также российским взаимозависимым лицом названного контролирующего лица, при условии, что доходы такой контролируемой иностранной компании от реализации указанных ценных бумаг и расходы в виде цены приобретения ценных бумаг исключаются из прибыли (убытка) этой иностранной компании на основании п. 10 ст. 309.1 НК РФ.
Теперь введено еще одно исключение: в виде ценных бумаг, названных в п. 25 ст. 217 НК РФ, в случае их приобретения при первичном размещении эмитентом. В данном случае речь идет о государственных казначейских обязательствах, облигациях и других государственных ценных бумагах бывшего СССР, государств - участников Союзного государства и субъектов РФ, а также об облигациях и ценных бумагах, выпущенных по решению представительных органов местного самоуправления (п. 25 ст. 217 НК РФ).

Обратите внимание! Действие положений пп. 3 п. 1 ст. 212 НК РФ в новой редакции распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.

В соответствии с п. 4 ст. 212 НК РФ налоговая база определяется в рассматриваемых случаях как превышение рыночной стоимости ценных бумаг, определяемой с учетом предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг, над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение (Письмо Минфина России от 08.11.2017 N 03-04-06/73493).
При этом рыночная стоимость ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, определяется исходя из расчетной цены ценных бумаг с учетом предельной границы ее колебаний, если иное не установлено ст. 212 НК РФ.
Порядок определения рыночной цены ценных бумаг, расчетной цены ценных бумаг, а также порядок определения предельной границы колебаний рыночной цены устанавливаются в целях гл. 23 НК РФ ЦБ РФ по согласованию с Минфином с учетом положений п. 4 ст. 212 НК РФ.
Пунктом 4 Порядка определения рыночной цены ценных бумаг, расчетной цены ценных бумаг, а также предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг в целях гл. 23 Налогового кодекса Российской Федерации <5> предусмотрено, что в случаях, когда порядок определения расчетной цены ценной бумаги, не обращающейся на организованном рынке ценных бумаг, не предусмотрен ст. 212 и 214.1 НК РФ, такая расчетная цена определяется в соответствии с порядком определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в целях гл. 25 НК РФ.
--------------------------------
<5> Утвержден Приказом ФСФР России от 09.11.2010 N 10-65/пз-н.

Возвращаясь к введенному новому исключению, отметим, что рассматриваемое новшество было ожидаемо. Еще в Письме Минфина России от 28.07.2017 N 03-03-06/2/48280 было сказано, что департамент полагает целесообразным внесение изменения в ст. 212 НК РФ, предусматривающего норму, исключающую возможность возникновения дохода в виде материальной выгоды, полученной от приобретения облигаций федерального займа для физических лиц при их первичном выпуске по установленной цене.
Расходы при операциях с ценными бумагами. Пунктом 12 ст. 214.1 НК РФ предусмотрено, что финансовый результат по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в п. 10 данной статьи.
Особенности определения доходов и расходов для определения финансового результата по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами установлены п. 13 ст. 214.1 НК РФ.
С 2018 года если налогоплательщиком были приобретены в собственность (в том числе получены на безвозмездной основе или с частичной оплатой, а также в порядке дарения или наследования) ценные бумаги, то при налогообложении доходов по операциям реализации (погашения) ценных бумаг в качестве документально подтвержденных расходов на приобретение (получение) этих ценных бумаг учитываются только суммы, с которых был исчислен и уплачен налог при приобретении (получении) данных ценных бумаг. Сумма налога, уплаченного налогоплательщиком (НДФЛ), не учитывается в качестве расхода.
Например, в Письме Минфина России от 14.07.2017 N 03-04-05/44874 разъяснено, что при продаже акций, полученных в порядке дарения, доходы от продажи указанных акций могут быть уменьшены на сумму соответствующих расходов, связанных с их реализацией и хранением, а также на сумму расходов, определяемых в соответствии с абз. 9 п. 13 ст. 214.1 НК РФ (если при дарении был исчислен и фактически уплачен НДФЛ).
С 2018 года сумма НДФЛ не будет являться расходом для целей определения финансового результата по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами.

Льготный автокредит

Перечень доходов, не подлежащих обложению (освобождаемых от налогообложения) НДФЛ, установлен ст. 217 НК РФ. Согласно внесенным изменениям данный перечень расширен: ст. 217 НК РФ дополнена п. 37.3.
Теперь суммы уплаты части первоначального взноса в счет стоимости приобретаемого автомобиля, предоставленные за счет средств федерального бюджета, при оформлении кредита на приобретение автомобиля в порядке, утверждаемом Правительством РФ, не облагаются НДФЛ.

Обратите внимание! Действие положений п. 37.3 ст. 217 НК РФ в новой редакции распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.

Поясним, о чем идет речь. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2015 N 364 утверждены Правила предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным российскими кредитными организациями в 2015 - 2017 годах физическим лицам на приобретение автомобилей (далее - Правила), устанавливающие порядок и условия предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным российскими кредитными организациями в 2015 - 2017 годах физическим лицам на приобретение автомобилей.
В соответствии с п. 1 Правил субсидии предоставляются в целях возмещения выпадающих доходов, возникших вследствие предоставления скидок при выдаче физическим лицам (заемщикам) кредитов на приобретение автомобилей в 2015 - 2017 годах в рамках кредитных договоров, соответствующих условиям пп. "з" п. 3 Правил, предусматривающих возмещение затрат на уплату первоначального взноса в размере 10% стоимости приобретаемого автомобиля, заключенных с 1 июля 2017 года заемщиками, являющимися гражданами РФ и отвечающими одновременно ряду условий.
Постановлением Правительства РФ от 07.07.2017 N 808 утверждены изменения, которые вносятся в Правила. Например, согласно данному Постановлению начала свою работу Программа "Семейный автомобиль".
В 2015 - 2017 годах действовало несколько программ по приобретению автомобилей с государственной поддержкой. Физические лица, которые участвовали в этих программах и приобрели автомобили, получили доход.
Исходя из п. 1 ст. 210 НК РФ при определении базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
Статья 41 НК РФ определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ.
Оплата за налогоплательщика (полностью или частично) организациями товаров (работ, услуг) в его интересах в силу пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ признается доходом, полученным налогоплательщиком в натуральной форме.
До момента внесения в ст. 217 НК РФ рассматриваемых изменений представители Минфина России настаивали на том, что с полученного дохода физические лица должны уплатить НДФЛ (Письмо от 03.10.2017 N 03-04-06/64390).
Поскольку действие новых норм распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года, все физические лица, приобретшие автомобили по программам с господдержкой, не должны будут исчислять и уплачивать НДФЛ за 2017 год.

Списание безнадежных долгов

Статьей 2 Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ <6>, вступившей в силу с 1 января 2016 года, п. 1 ст. 223 НК РФ был дополнен пп. 5, согласно которому дата фактического получения дохода определяется, в частности, как день списания в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации.
--------------------------------
<6> "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах".

Безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации (п. 2 ст. 226 НК РФ). Безнадежными долгами также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства.
Соответственно, на основании ст. 41 и 210 НК РФ представители Минфина России делали вывод о том, что налоговому агенту нужно исчислить и удержать НДФЛ с суммы списанного безнадежного долга (Письма от 06.10.2017 N 03-04-06/65512, от 24.11.2017 N 03-04-05/77937).
При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и о сумме неудержанного налога (п. 5 ст. 226 НК РФ).
Подпункт 5 п. 1 ст. 223 НК РФ теперь будет изложен в новой редакции: дата фактического получения дохода определяется, в частности, как день списания в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации, являющейся взаимозависимым лицом по отношению к налогоплательщику.

Обратите внимание! Положения пп. 5 п. 1 ст. 223 НК РФ в новой редакции применяются в отношении доходов, полученных в налоговых периодах, начинающихся с 1 января 2017 года.

Соответственно, согласно новым правилам доходом будет являться только списанный безнадежный долг, если организация и физическое лицо - взаимозависимые лица.
Порядок признания лиц взаимозависимыми установлен ст. 105.1 НК РФ. Например, взаимозависимыми лицами признаются физическое лицо и организация, если данное физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в названной организации и доля такого участия составляет более 25%, или организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа.

Реорганизованным организациям

С 1 января 2018 года ст. 230 НК РФ дополняется п. 5, устанавливающим порядок представления отчетности по НДФЛ реорганизованными организациями.
Итак, в случае неисполнения реорганизованной (реорганизуемой) организацией (независимо от формы реорганизации) до момента завершения реорганизации обязанностей, оговоренных в ст. 230 НК РФ, сведения, предусмотренные п. 2 и 4 ст. 230 НК РФ, подлежат представлению правопреемником (правопреемниками) в налоговый орган по месту своего учета. При наличии нескольких правопреемников обязанность каждого из правопреемников при исполнении обязанностей, установленных ст. 230 НК РФ, определяется на основании передаточного акта или разделительного баланса.
Иными словами, урегулирован вопрос о представлении форм 2-НДФЛ и 6-НДФЛ, а также отчетности по ценным бумагам (декларации по налогу на прибыль) в случае реорганизации юридического лица. Подход в данном случае простой: организация или ее правопреемник должны сдать сведения по НДФЛ в любом случае. При этом отдельных сроков для реорганизуемых юридических лиц не установлено, соответственно, сроки представления указанной отчетности налоговым агентом должны быть соблюдены.

* * *

В гл. 23 НК РФ внесен ряд точечных изменений, вступающих в силу с 2018 года, а именно:
- изменен подход к обложению НДФЛ материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами;
- установлено, что не подлежат обложению НДФЛ доходы в виде возмещения за счет средств компенсационного фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства;
- изменен порядок обложения доходов от операций с ценными бумагами;
- определено, что суммы уплаты части первоначального взноса в счет стоимости приобретаемого автомобиля по программам с господдержкой не облагаются НДФЛ;
- согласно новым правилам доходом будет являться только списанный безнадежный долг, если организация и физическое лицо являются взаимозависимыми лицами;
- установлено, что в случае реорганизации юридического лица обязанности, предусмотренные п. 2 и 4 ст. 230 НК РФ, должна исполнить либо сама организация, либо ее правопреемник.
Отметим, что ряд новшеств действует и в отношении доходов физических лиц, полученных в 2017 году.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



В центре внимания:


НДФЛ: точечные изменения в 2018 году (Зобова Е.П.)

Дата размещения статьи: 26.03.2018

подробнее>>

Равенство, дискриминация и дифференциация налогоплательщиков (Копина А.А.)

Дата размещения статьи: 09.03.2018

подробнее>>

Уплата налогов третьими лицами в свете принятия Федерального закона N 401-ФЗ: правовые нюансы и последствия (Проскуряков А.И.)

Дата размещения статьи: 18.08.2017

подробнее>>

Теоретические подходы к определению налога и сбора: экономико-правовой аспект (Напсо М.Б.)

Дата размещения статьи: 16.05.2017

подробнее>>

Меры финансово-правовой ответственности за неуплату налогов (сборов) в установленные сроки: теоретико-правовые аспекты (Кайшев А.Е.)

Дата размещения статьи: 29.03.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта