Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Медицинская и фармацевтическая деятельность > Проблемы применения медицинской доверенности (Степкин С.П.)

Проблемы применения медицинской доверенности (Степкин С.П.)

Дата размещения статьи: 09.01.2019

На сегодняшний день институт медицинской доверенности в международном частном праве (далее - МЧП) претерпевает изменения, которые связаны с внесением изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации. В МЧП понятие доверенности и представительства являются взаимосвязанными институтами, поскольку представитель должен иметь доверенность. Обращение к проблемам медицинской доверенности в МЧП обусловливается необходимостью нового теоретического осмысления и правоприменения.

Медицинская доверенность наделяет своего представителя конкретными юридическими правами действовать в правовом поле в отношении пациента. На основе медицинской доверенности представителя обязаны беспрепятственно впускать в любые отделения и помещения медицинского учреждения. В данном случае доверенность дает возможность полноценного осуществления прав по охране здоровья и жизни пациента.

В частности, в Приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 29 июня 2016 г. N 425н "Об утверждении Порядка ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента" (далее - Приказ N 425н) установлено право ознакомления с документацией в медицинском помещении. В ст. 39 Федерального закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" указывается, что медицинская организация должна создавать условия для осуществления прав пациента.

В случае нахождения пациента за границей право на представление интересов будет во многом зависеть от норм того государства, где находится лицо. Здесь необходимо учитывать множество факторов: гражданство, место оформления доверенности, статус самого представителя пациента. Минздрав в настоящее время также подготовил проект методических указаний по организации посещений больных в реанимации.

Представитель на основе медицинской доверенности имеет право знакомиться с медицинской документацией. В 2016 г. издан Приказ N 425н <1>, согласно которому пациент (законный представитель) пишет письменный запрос на имя руководителя медицинской организации по установленному образцу, и ознакомление с оригиналами медицинской документации проходит в выделенном помещении с видеофиксацией, работающем по определенному графику.
--------------------------------
<1> Приказ Минздрава России от 29.06.2016 N 425н "Порядок ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента" // http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71439492/.

Юридическая природа медицинской доверенности основана на договоре поручения. Доверенность имеет свое содержание. Условно содержание можно разделить на несколько частей. Так, в одной части медицинской доверенности перечисляются права представителя пациента. В частности, в доверенности указывается, на что уполномочен представитель, на какие действия. При этом стоит отметить, что пациент может указать в доверенности на правомочия в отношении представителя, касающиеся как его прав, так и обязанностей. Основным аспектом перечисления правомочий в медицинской доверенности является то, что данные правомочия не должны противоречить действующему законодательству <2>. То есть представитель пациента строго ограничен теми правами и обязанностями, которые установлены в доверенности, а также законодательством.
--------------------------------
<2> Щитов А.Н. Гражданско-правовое регулирование договора поручения // Российское государствоведение. 2016. N 3. С. 117 - 138.

Во второй части медицинской доверенности указывается на объем полномочий представителя пациента. Полномочия должны быть указаны четко, поскольку представитель действует только в рамках установленных полномочий.

В некоторых случаях доверенность может быть выдана в рамках совершения не нескольких, а одного действия, тогда в доверенности так и указывается правомочие на то или иное действие представителя пациента. Например, пациент может управомочить представителя на ознакомление с его медицинской документацией.

Рассмотрение института медицинской доверенности в МЧП обусловлено сложностями и коллизиями применимого права.
В 2013 г. в ГК РФ введена новая статья 1217.1, которая предусматривает определение права, применимого к отношениям, связанным с представительством. Следует отметить, что до введения данной статьи ключевым фактором для определения применимого права было место выдачи медицинской доверенности.

По мнению современных исследователей, данное положение было не совсем верным, то есть существовал ряд проблем, в частности:
- в других странах, в отличие от России, место выдачи доверенности не было одним из обязательных реквизитов. В этом случае также возникала проблема в отношении третьего лица, то есть как он мог достоверно установить место, если оно не указано в самой доверенности <3>;
--------------------------------
<3> Асосков А.В. Коллизионное регулирование отношений добровольного представительства // Вестник гражданского права. 2014. Т. 14. N 6. С. 15.

- в некоторых странах предусматривается устная форма доверенности, возникает тот же вопрос;
- проблемным являлось и то, что представитель не имеет полномочий, если нет доверенности <4>.
--------------------------------
<4> Там же.

Рассматривая институт медицинской доверенности, следует говорить о представителе пациента, который имеет доверенность, удостоверяющую право на те или иные действия. Для определения формы медицинской доверенности необходимо обратиться к ст. 1209 ГК РФ. Форма доверенности подчиняется праву страны, подлежащему применению к самой доверенности, т.е. исходя из содержания статута внешних отношений представительства.

В статье 1217.1 ГК РФ указывается, что если институт представительства основан на договорных отношениях, то отношения будут определяться по праву, применимому к договору. Если же отношения не основаны на договорных, то применимым правом будет являться право, которое установлено в доверенности, при условии, что третьи лица извещены об этом месте.

В случаях, когда в доверенности не указано применимое право или не подлежит применению на основании законодательства, то применимым правом будет являться право согласно месту жительства или основному месту деятельности того или иного представителя.

В случаях, когда третье лицо не знает или не должно было знать о месте жительства или месте, где представитель ведет основную деятельность, применимым правом будет право страны, где представитель преимущественно действовал.

На сегодняшний день если вопрос о доверенности является разработанным, то понятие медицинской доверенности с учетом специфики является институтом, который требует дополнительных разъяснений, причем акты в области здравоохранения не дают четких ответов, тем более в рамках применения МЧП. Несмотря на то что в правоприменительной практике очень маленькое количество дел, связанных с медицинской доверенностью, требуются дополнительные как теоретико-методологические разработки комплексного характера, так и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации вопросов судебной практики по делам рассматриваемой категории, и более того, чтобы эти разъяснения получили статус обязательных. Сегодня это как никогда актуально, важно дать как общие разъяснения о доверенности в МЧП, так и в отношении медицинских доверенностей.

В Российской Федерации пациент не имеет возможности уполномочить на основании доверенности своего представителя принять участие в решении проблем жизни и здоровья доверителя. Так, Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" институт представительства пациента по доверенности также не предусмотрен и упущен, ограничивая возможности такого представителя фактически только возможностью получения информация о состоянии здоровья пациента (ч. 3 ст. 22) и выбора лечащего врача не чаще одного раза в год (ч. 2 ст. 21). Защиту прав пациента может осуществлять он сам, адвокат и законный представитель (ч. 5 ст. 19). В этой связи необходимо предоставить представителю по доверенности права, аналогичные правам, предусмотренным для законных представителей и адвоката. Например, право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и др.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 3 // Российская газета. 28.11.2001. N 233.
2. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 22.11.2011.
3. Приказ Минздрава России от 29.06.2016 N 425н "Порядок ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента" // http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71439492/.
4. Асосков А.В. Коллизионное регулирование отношений добровольного представительства // Вестник гражданского права. 2014. Т. 14. N 6. С. 7 - 50.
5. Щитов А.Н. Гражданско-правовое регулирование договора поручения // Российское государствоведение. 2016. N 3. С. 117 - 138.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Правовой режим отходов медицинской деятельности (Пономарев М.В., Цомартова Ф.В.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Правовое регулирование научной и инновационной деятельности медицинских организаций (Демина М.А.)

Дата размещения статьи: 21.01.2019

подробнее>>

Проблемы применения медицинской доверенности (Степкин С.П.)

Дата размещения статьи: 09.01.2019

подробнее>>

Общий рынок лекарственных средств: правовое обеспечение в условиях экономической интеграции (Ершова И.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2017

подробнее>>

О правовом статусе медицинских работников (Внукова В.А.)

Дата размещения статьи: 01.04.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи