Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Реорганизация и ликвидация юридических лиц > Принудительная ликвидация юридического лица (Васильев М.В., Абакумова Е.Б.)

Принудительная ликвидация юридического лица (Васильев М.В., Абакумова Е.Б.)

Дата размещения статьи: 15.01.2019

Термин "ликвидация" происходит от латинского слова liquidation, что значит "окончание дела". Большой толковый словарь современного русского языка Д.Н. Ушакова под ликвидацией прежде всего понимает "прекращение деятельности предприятия, учреждения и т.д." <1>. В другом значении под ликвидацией имеется в виду "уничтожение, прекращение существования". Шершеневич называл ликвидацию "процессом очищения, предшествующим разделу", "необходимым процессом, который должно пройти умирающее товарищество" <2>. Отметим, что ликвидация юридического лица всегда влечет прекращение его деятельности, тогда как последнее не означает того, что юридического лица более не существует. Следует согласиться с мнением Н.И. Чарковской и А.А. Красовской, что прекращение юридического лица можно связать с прекращением его правоспособности, которое наступает с внесением записи в единый государственный реестр о его исключении <3>.
--------------------------------
<1> Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2014. С. 541.
<2> Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. 1. Торговые деятели. М., 2003. С. 340.
<3> Чарковская Н.И., Красовская А.А. К вопросу об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра // Исполнительное право. 2008. N 1. С. 41.

Исходя из обзорного анализа зарубежного законодательства, можно отметить, что юридическое лицо прекращается в результате передачи всего своего имущества, прав и обязанностей другим юридическим лицам - правопреемникам (слияние, присоединение, разделение, преобразование) или в результате ликвидации. Порядок прекращения юридического лица в процессе восстановления его платежеспособности или банкротства устанавливается специальным законодательством, в частности, в одной из стран ближнего зарубежья - Законом Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом".
При формулировании понятия "ликвидация" часто используют его законодательную дефиницию, согласно которой ликвидация юридического лица - это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Согласно ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам <4>. Однако легальное определение не учитывает то обстоятельство, что ликвидация не является одномоментным действием, а представляет собой определенный процесс, состоящий из последовательно сменяющих друг друга этапов, зачастую довольно растянутых во времени. Так, в самом общем виде процесс принудительной ликвидации юридического лица начинается с предъявления уполномоченным органом соответствующего иска в суд, затем проводится судебное разбирательство по делу о ликвидации, по результатам которого принимается судебный акт. В случае удовлетворения заявленных требований суд назначает ликвидатора, которому поручает осуществить ликвидационные процедуры, предусмотренные гражданским законодательством. При этом в ЕГРЮЛ вносится запись, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. При успешном завершении ликвидационных процедур ликвидатор обращается в регистрирующий орган с соответствующим заявлением, по результатам рассмотрения которого в ЕГРЮЛ вносится запись о ликвидации юридического лица. Только с этого момента ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свое существование.
--------------------------------
<4> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.05.2018) // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

Правовым последствием ликвидации юридического лица является прекращение его гражданской правосубъектности. При этом ликвидация юридического лица может быть осуществлена как в добровольном, так и в принудительном порядке. Правовое закрепление процедуры ликвидации юридического лица в принудительном порядке необходимо для защиты от возможных нарушений прав и законных интересов граждан, организаций, государства. О значимости данного вопроса свидетельствует факт закрепления базовых положений, посвященных основаниям ликвидации организаций, в ст. 13 Конституции РФ, в соответствии с которой запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Вместе с тем нормы, регулирующие основания принудительной ликвидации юридических лиц, кроме Конституции РФ, содержатся в различных нормативных актах. Они закреплены ч. 1 Гражданского кодекса РФ от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", Федеральным законом от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" и др.
Исключение из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц следует рассматривать в качестве особого случая порядка прекращения гражданской правосубъектности организации. В ГК РФ установлены следующие критерии для квалификации лица в качестве фактически прекратившего свою деятельность:
- непредставление в течение 12 месяцев, предшествующих исключению организации из ЕГРЮЛ, документов отчетности, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации;
- отсутствие операций данной организации хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо) <5>.
--------------------------------
<5> Там же.

По существу, в ГК РФ включены положения ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <6>.
--------------------------------
<6> Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3431.

Принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по основаниям, которые указаны в п. 3 ст. 61 ГК РФ, а также в иных статьях ГК РФ применительно к отдельным организационно-правовым формам (ст. ст. 81, 86 ГК РФ), а также в иных федеральных законах <7>.
--------------------------------
<7> Гарипов Р.Р. Современные проблемы ликвидации юридического лица // Сборник статей международных научных конференций: Сб. докладов по результатам науч. конференций. 2016. С. 463.

Исходя из п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда (принудительно) в следующих случаях: если процедура регистрации юридического лица признана недействительной или осуществлена с нарушениями, не подлежащими исправлению; если юридическое лицо осуществляет лицензируемый вид деятельности без наличия соответствующей лицензии или не является членом СРО, а значит, не имеет допуска к выполнению определенных видов работ; если юридическое лицо осуществляет деятельность, запрещенную законодательством РФ; если юридическое лицо является некоммерческой организацией и осуществляемая им деятельность не соответствует целям, прописанным в уставе; если юридическое лицо, осуществляя свою деятельность, регулярно нарушало законодательство РФ <8>.
--------------------------------
<8> Щеглов Д.С., Потапова Л.В. Принудительная ликвидация юридического лица как средство предупреждения предпринимательских правонарушений // Евразийский юридический журнал. 2015. N 7 (86). С. 178.

Существуют и "иные случаи, предусмотренные законом" для принудительной ликвидации юридического лица, и это свидетельствует о том, что, помимо правонарушений, указанных в п. 3 ст. 61 ГК РФ, есть и другие причины для ликвидации юридического лица по суду. Так, кроме банкротства, в ГК РФ есть отсылочные нормы права на федеральные законы. Если говорить о положениях, закрепленных в федеральных законах, согласно которым юридические лица могут быть ликвидированы по суду, то выделяются три группы правовых норм.
1. Нормы, регламентирующие процесс ликвидации по суду исключительно коммерческих организаций. Они детализируют процесс ликвидации по суду, основываясь: на организационно-правовой форме коммерческих организаций (в качестве примера можно привести ст. 20 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", согласно которой нарушение соотношения размеров чистых активов и уставного капитала может стать причиной ликвидации общества с ограниченной ответственностью по суду); на основных видах деятельности коммерческих организаций (в качестве примера можно привести ст. 23.1 ФЗ "О банках и банковской деятельности", согласно которой кредитная организация подлежит ликвидации по суду, если Банк России отзовет у нее лицензию).
2. Нормы, регламентирующие процесс ликвидации по суду различных некоммерческих организаций. В них разъяснения изложены подробнейшим образом ввиду особенностей подобных организаций. В качестве примера можно привести ст. 44 ФЗ "Об общественных объединениях", согласно которой одним из поводов для принудительной ликвидации общественного объединения может стать нарушение им прав и свобод человека и гражданина, а также ст. 41 ФЗ "О политических партиях", согласно которой одним из поводов для принудительной ликвидации политической партии может стать ее неучастие в выборах в соответствии со ст. 37 настоящего Федерального закона (в соответствии с этой статьей политическая партия подлежит ликвидации, если не принимала участие в выборах в течение 7 лет подряд).
3. Нормы, регламентирующие процесс ликвидации по суду и для некоммерческих, и для коммерческих организаций одновременно. В качестве примера можно привести ст. 9 ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", которая касается общественных или религиозных объединений либо иных организаций, а ст. 11 этого же Закона оговаривает ситуации, в которых даже средства массовой информации могут быть принудительно ликвидированы. Стоит особо обратить внимание на тот факт, что положения некоторых федеральных законов копируют положения ГК РФ <9>.
--------------------------------
<9> Егорова М.А. Принудительная реорганизация и ликвидация юридического лица как способ защиты гражданских прав // Гражданское право. 2017. N 1. С. 3.

Например, согласно ФЗ "О производственных кооперативах", равно как и ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", кооператив подлежит ликвидации по суду в следующих случаях: если процедура регистрации кооператива признана недействительной или осуществлена с нарушениями, не подлежащими исправлению; если осуществляет лицензируемый вид деятельности без наличия соответствующей лицензии; если осуществляет деятельность, запрещенную законодательством РФ; если, осуществляя свою деятельность, регулярно нарушает законодательство РФ.
В юридической литературе мнения об отнесении принудительной ликвидации юридического лица к мерам административной ответственности высказывались неоднократно. Данная мера отвечает признакам административных наказаний. И.В. Максимов относит к их числу следующие: 1) устанавливается государством; 2) применяется только за совершение административного правонарушения; 3) может быть применена только к лицу, признанному виновным в совершении правонарушения; 4) заключается в лишении или ограничении прав и свобод правонарушителя; 5) носит личный характер и не затрагивает интересы третьих лиц <10>.
--------------------------------
<10> Максимов И.В. Административные наказания. М.: Норма, 2009. С. 122 - 176.

Вышеназванные признаки могут быть применены и к характеристике института принудительной ликвидации юридического лица. Как особо значимый И.В. Максимовым выделяется такой признак, как кара, поскольку специфическим признаком мер юридической ответственности публичного характера является качественное содержание налагаемых ими правоограничений. Именно по этому критерию автор предлагает отличать гражданско-правовые санкции, правоограничения которых эквивалентны вреду, нанесенному правонарушителем, от мер публично-правового характера, поскольку их содержание выходит за пределы возмещения вреда и включает в себя правоограничения, неэквивалентные размерам такого вреда, следствием чего является переход мер публично-правового характера в разряд наказаний <11>.
--------------------------------
<11> Максимов И.В. Административные наказания. М.: Норма, 2009. С. 122 - 176.

Принудительная ликвидация организации - это самая серьезная с организационно-правовой точки зрения мера принуждения. После ликвидации организация не может вступать в какие-либо правоотношения (включая и гражданские правоотношения), что означает прекращение ее правового статуса в целом. Этим фактором и определяется карательный характер данной меры. Она предусматривает превалирующие над вредом, причиненным правонарушением, ограничения правовых возможностей нарушителя. После применения данной меры у последнего таких возможностей просто не будет. Все вышеизложенное доказывает, что по своей сути принудительная ликвидация юридического лица - мера административного наказания. Однако к разряду административных наказаний принудительная ликвидация юридического лица законодателем не отнесена <12>. В этой связи представляется целесообразным с целью унификации оснований и процедуры ликвидации юридических лиц как меры административной ответственности объединить нормы, их регулирующие и содержащиеся в многочисленных законах, в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Перечень административных наказаний, данный в ст. 3.2 КоАП РФ, должен быть дополнен такой мерой административной ответственности, как принудительная ликвидация юридического лица. В Особенную часть КоАП РФ должны быть включены соответствующие составы административных правонарушений - основания административной ответственности, при наступлении которых следует ликвидация юридического лица.
--------------------------------
<12> Игнатченко В.В. Ликвидация юридического лица // Actualscience. 2017. Т. 3. N 1. С. 91.

Судебный порядок принудительной ликвидации осуществляется по иску уполномоченных государственных органов, при этом в ГК РФ не указываются эти государственные органы, они отражены в федеральных законах <13>. К примеру, исходя из ФЗ "О банках и банковской деятельности" уполномоченным органом, способным инициировать банкротство по суду кредитной организации, выступает Банк России. А в 2002 г. антимонопольным органам было дано право предъявлять иски к коммерческим и некоммерческим организациям, нарушающим антимонопольное законодательство, а также ФЗ "О защите конкуренции" в соответствии со ст. 23 этого Закона.
--------------------------------
<13> Там же.

Пункт 2 ст. 61 ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае, когда деятельность, осуществляемая этим юридическим лицом, запрещена законодательством или осуществляется с нарушением требований Конституции РФ и с иными неоднократными и грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. В данных случаях истцами выступают налоговые органы.
Актуальность проблемы правоприменения указанной выше нормы возникла с вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". После этого начался процесс подачи налоговыми органами в арбитражные суды исковых заявлений о ликвидации юридических лиц, использующих игровое оборудование для организации и проведения азартных игр в нарушение ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр".
Обзор судебной практики показывает, что в удовлетворении исковых заявлений отказывают на основании того, что налоговый орган не является надлежащим истцом, но с учетом того, что ФЗ "О налоговых органах Российской Федерации" в настоящее время силу не утратил и наделяет налоговые органы правом предъявления исковых требований, которые определены действующим законодательством РФ.
Обзор судебной практики приводит к тому, что отказы в удовлетворении исковых требований налоговых органов строятся на доводе, состоящем в том, что ликвидация юридического лица по основаниям ст. 61 ГК РФ зависит от соблюдения органом административного порядка действий, состоящих в оформлении предписания на предмет устранения лицом допущенных нарушений действующего законодательства. Как следует из Постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2010 по делу N А54-7831/2009, нормы ГК РФ и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации содержат положения, согласно которым государственный орган до обращения в суд с иском о ликвидации юридического лица в связи с осуществлением деятельности, запрещенной законом, обязан совершить ряд действий, направленных на выявление всех нарушений и скорейшее их устранение в соответствии с предписанием.
При этом в случае невыполнения в срок предписания налогового органа об устранении нарушений законодательства должностными лицами налогового органа составляются протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Арбитражные суды, применяя необходимый признак выявления неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов при рассмотрении исков о ликвидации по причине незаконного осуществления юридическими лицами деятельности в сфере игорного бизнеса, формально обоснованно отклоняют предлагаемое основание ликвидации, заявленное налоговым органом, - осуществление деятельности, запрещенной законом, - подводя деятельность в сфере игорного бизнеса к иному основанию - осуществлению деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Исходя из этого, можно сделать вывод, что арбитражные суды принимают позицию, согласно которой ликвидация юридического лица не может быть назначена по одному лишь формальному основанию неоднократности нарушений законодательства, а должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности. Поэтому при предъявлении иска о ликвидации по мотиву осуществления организацией запрещенной законом деятельности налоговым органом должны быть представлены доказательства соблюдения установленного приведенными нормами порядка его действий в случае игнорирования организацией нарушений ст. 16 Федерального закона N 244-ФЗ. В рассматриваемой ситуации допущено смешение административного и гражданского порядка пресечения допускаемых юридическим лицом нарушений в своей деятельности и механизма ликвидации. Из буквального толкования п. 2 ст. 61 ГК РФ усматривается, что ликвидация юридического лица по предусмотренным основаниям не ставится в зависимость от соблюдения налоговым органом административного порядка действий, состоящих в оформлении предписания на предмет устранения допущенных нарушений действующего законодательства.
Из вышеизложенного следует вывод, сделанный КС РФ в Постановлении от 18.07.2003 N 14-П, о том, что ликвидация юридического лица - это санкция, которая должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Также необходимо отметить, что принудительная ликвидация юридического лица, предусмотренная п. 3 ст. 61 ГК РФ, представляет собой одну из самых строгих мер государственного принуждения, применяемого по решению суда к юридическим лицам в том числе в связи с нарушением ими законодательства. Ликвидация юридического лица представляет собой достаточно длительную процедуру, основное содержание которой сводится к выявлению и удовлетворению имеющихся у кредиторов требований. При этом юридическое лицо продолжает свою деятельность (до момента исключения его из государственного реестра). Поэтому как имеющиеся, так и возможные контрагенты должны быть осведомлены, предупреждены о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации и осуществляет расчеты со своими кредиторами, имея решение (или будучи обязанным) прекратить свою деятельность. С этой целью лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, должны незамедлительно письменно сообщить об этом регистрирующему органу для внесения соответствующих сведений в государственный реестр. С момента внесения данных сведений к наименованию (фирменному наименованию) юридического лица обязательно добавляются слова "в ликвидации".
Таким образом, проанализировав ГК РФ и федеральные законы, делаем вывод, что именно правонарушение является основной причиной принудительной ликвидации юридического лица. Правонарушение со стороны юридического лица может заключаться как в его действии, так и в бездействии.

Библиографический список

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.05.2018) // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
3. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" // Российская газета. 1995. N 100.
4. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // Российская газета. 1996. N 14.
5. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" // Российская газета. 2001. N 133.
6. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431.
7. Александрова Н.В., Чулков В.Н. Принудительная ликвидация юридического лица: особенности судебной практики // Российская интеллигенция в условиях цивилизационных вызовов (V Арсентьевские чтения): Сб. статей. 2014. С. 30 - 34.
8. Гарипов Р.Р. Современные проблемы ликвидации юридического лица // Сборник статей международных научных конференций: Сб. докладов науч. конференций. 2016. С. 463 - 465.
9. Егорова М.А. Принудительная реорганизация и ликвидация юридического лица как способ защиты гражданских прав // Гражданское право. 2017. N 1. С. 3 - 7.
10. Игнатченко В.В. Ликвидация юридического лица // Actualscience. 2017. Т. 3. N 1. С. 91 - 94.
11. Мифтахутдинов Р.Т. Проблемы оптимизации прекращения юридических лиц без правопреемства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.
12. Куракина И.С. Ликвидация юридического лица // Современные проблемы права, экономики и управления. 2016. N 2 (3). С. 135 - 137.
13. Рябинин Н.А. К вопросу о принудительной ликвидации юридического лица // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. 2016. N 2 (23). С. 31 - 36.
14. Щеглов Д.С., Потапова Л.В. Принудительная ликвидация юридического лица как средство предупреждения предпринимательских правонарушений // Евразийский юридический журнал. 2015. N 7 (86). С. 178 - 181.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1120504-7 "О внесении изменений в статьи 927 и 938 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"

В соответствии с международными соглашениями с 22 августа 2021 г. должно быть разрешено коммерческое присутствие иностранных страховых организаций путем создания филиалов на территории России. Цель законопроекта - исполнение обязательств Российской Федерации в рамках членства в ВТО, путем создания сопоставимых условий деятельности страховщиков на территории Российской Федерации, а также расширение перечня страховых услуг и их доступности.




22 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1116818-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и ст. 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Цель законопроекта - расширение доступа к участию в закупках субъектам малого и среднего бизнеса, с возможностью предоставить банковские гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов МСП или обеспечения исполнения договора, заключенного по результатам таких закупок, выданные банками, включенным в перечень, предусмотренный статьей 45 Закона № 44-ФЗ.




15 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1112339-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"

Цель законопроекта - создание единой системы управления арестованным, конфискованным, а также иным изъятым имуществом, подлежащим обращению в собственность государства в соответствии с законодательством. Законопроектом предусматривается применение электронной формы торгов, а также, реализация имущества на единых электронных площадках, отобранных Правительством РФ, где путем проведения электронных аукционов реализуется конфискованное и иное обращенное в собственность государства имущество.




10 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1109512-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"

Цель законопроекта - совершенствование законодательства и устранения правовых пробелов в сфере регулирования распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Предлагаемые изменения предоставят некоммерческим организациям инструменты рекламного продвижения своих инициатив и позволят оптимальным способом информировать о своей деятельности в сети "Интернет".




3 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1105153-7 "О внесении изменений в статьи 38 и 86 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Цель законопроекта - установление полномочий Правительства РФ с сфере определения порядка изъятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль за обращением медицинских изделий, фальсифицированных, недоброкачественных или контрафактных медицинских изделий, не являющихся вещественными доказательствами по уголовным либо административным делам. 



В центре внимания:


Понятие, классификация и правовая природа комбинированной реорганизации юридических лиц (Нуждин Т.А.)

Дата размещения статьи: 18.01.2019

подробнее>>

Принудительная ликвидация юридического лица (Васильев М.В., Абакумова Е.Б.)

Дата размещения статьи: 15.01.2019

подробнее>>

Юридическое слияние компаний. Пошаговая инструкция (Филина А., Чуканова Е.)

Дата размещения статьи: 12.03.2018

подробнее>>

Гарантии прав кредиторов при проведении комбинированных способов реорганизации (Нуждин Т.А.)

Дата размещения статьи: 09.03.2018

подробнее>>

Списание безнадежной задолженности при ликвидации должника (Клинова К.)

Дата размещения статьи: 20.12.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.