Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Туристская деятельность > Проблемы возмещения реального ущерба, причиненного туристу в связи с прекращением деятельности туроператора (Улимаев Р.Ю.)

Проблемы возмещения реального ущерба, причиненного туристу в связи с прекращением деятельности туроператора (Улимаев Р.Ю.)

Дата размещения статьи: 21.01.2019

Граждане России имеют право на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции Российской Федерации). Многие граждане Российской Федерации выезжают на отдых за рубеж. Причем популярность выездного туризма, в отличие от внутреннего, весьма высока. Так, по статистическим данным, размещенным на сайте Федерального агентства по туризму (Ростуризм), в 2015 г. граждане России совершили 34 390 169 поездок в страны дальнего зарубежья, в 2016 г. - 31 658 706, в 2017 г. - 39 629 000 [1].

Сегодня защита прав и интересов туристов, включая оказание им своевременной экстренной помощи, а также обеспечение их безопасности выступают в числе основных направлений государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации.

В России имеется широкий круг нормативных актов, направленных на правовое регулирование туристских отношений. В их числе Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 132), Закон о защите прав потребителей от 7 декабря 1992 г. Указанные нормативные акты достаточно подробно регулируют многие правовые вопросы отношений между туристами и туроператорами.

Предпринимательская деятельность туроператоров сопряжена с риском. В этой связи нередки случаи прекращения туроператорами своей деятельности по причине невозможности исполнения всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта.

Законодатель принимает энергичные меры по совершенствованию законодательства, направленные на защиту интересов туристов. Так, в российском законодательстве предусмотрены следующие элементы обеспечения профессиональной деятельности туроператоров.

1. Резервный фонд объединения туроператоров в сфере выездного туризма [2]. Он предназначен для финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам, которая включает в себя: перевозку туриста из страны временного пребывания (оплата услуг по перевозке) в место окончания путешествия оптимальным маршрутом с наименьшими временными затратами по усмотрению объединения туроператоров (авиатранспортом, железнодорожным транспортом, автомобильным транспортом, водным транспортом); оплату услуг по размещению туриста в гостинице или ином средстве размещения на срок до начала осуществления перевозки к месту окончания путешествия на условиях договора о реализации туристского продукта; доставку туриста от места расположения гостиницы или иного средства размещения в стране временного пребывания до пункта начала осуществления перевозки к месту окончания путешествия (трансфер); обеспечение оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной формах, а также правовой помощи; обеспечение хранения багажа. Решение об оказании туристу экстренной помощи или об отказе в ее оказании принимается объединением туроператоров не позднее 24 часов с момента получения объединением туроператоров обращения туриста.

Объединение туроператоров в сфере выездного туризма формирует резервный фонд в соответствии с требованиями ФЗ N 132 (ст. 11.4).

При возникновении экстренной ситуации возникает вопрос о количестве туристов, отправленных конкретным туроператором за границу. Представляется целесообразным предоставить Ростуризму возможность проверять количество отправленных туроператором туристов за границу, поскольку эти данные в Ростуризм предоставляют сами туроператоры.

2. Фонд персональной ответственности туроператора [3]. Он предназначен для выплаты денежных средств, причитающихся туристам и (или) иным заказчикам в целях возмещения реального ущерба [4. С. 55 - 59], возникшего в результате неисполнения (здесь и далее выделено мной. - Р.У.) туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма (ч. 1 ст. 11.6 ФЗ N 132). Следовательно, при ненадлежащем исполнении туроператором своих обязательств перед туристом последний не может предъявить свои требования к фонду персональной ответственности, а должен предъявлять их либо к туроператору, либо к страховщику, либо к гаранту. На наш взгляд, законодателю необходимо обратить на это внимание, поскольку в гражданском законодательстве России широко используется как понятие "неисполнение обязательства" (например, ст. ст. 308.3, 381, 393 - 395, 398 ГК РФ), так и "ненадлежащее исполнение обязательства" (например, ст. ст. 393, 394 - 396, 400, 403 ГК РФ).

3. Страхование ответственности туроператора. Туроператор осуществляет страхование риска своей ответственности, которая может наступить вследствие неисполнения им обязательств по договору о реализации туристского продукта по причине прекращения своей деятельности (ч. 1 ст. 17.6 ФЗ N 132). Объектом страхования ответственности туроператора являются имущественные интересы туроператора, связанные с риском возникновения обязанности возместить туристам и (или) иным заказчикам реальный ущерб, возникший в результате неисполнения туроператором своих обязательств по договору о реализации туристского продукта по причине прекращения своей деятельности (ч. 2 ст. 17.6 ФЗ N 132). При этом страховым случаем является неисполнение туроператором своих обязательств по договору о реализации туристского продукта по причине прекращения деятельности туроператора (ч. 3 ст. 17.6 ФЗ N 132).

Страховщик возмещает туристу и (или) иному заказчику только реальный ущерб, возникший в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта (ч. 4 ст. 17.6 ФЗ N 132).

В законе под реальным ущербом, подлежащим возмещению в рамках страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, понимаются расходы туриста и (или) иного заказчика на оплату услуг по перевозке и (или) размещению по договору о реализации туристского продукта (ч. 4 ст. 17.4 ФЗ N 132).

Однако отсутствие в договоре страхования ответственности туроператора упоминания о ненадлежащем исполнении обязанностей со стороны туроператора в качестве страхового случая или соответствующего условия в договоре банковской гарантии вынуждает туриста со своими требованиями обратиться к туроператору в претензионном и судебном порядке. В случае начала процедуры банкротства туроператора пострадавший турист рискует остаться без возмещения причиненного ему ущерба.

Вопрос о ненадлежащем исполнении туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта не изменится со вступлением в силу с 3 сентября 2018 г. дополнения в ч. 3 ст. 17.4 ФЗ N 132.

4. Банковская гарантия. Обязательства туроператора по всем договорам о реализации туристского продукта, заключаемым с туристами непосредственно туроператором либо по его поручению турагентами, должны гарантироваться договором страхования ответственности туроператора либо банковской гарантией (ст. ст. 368 - 379, § 6 гл. 23 ГК РФ). На практике туроператоры в силу различных причин чаще всего заключают договор страхования ответственности туроператора.

Вопрос об ответственности туроператора за ненадлежащее исполнение своих обязанностей предусмотрен только применительно к турагенту и к туроператору. Так, в ч. ч. 3, 4 ст. 9 ФЗ N 132 указано, что туроператор и турагент несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств как друг перед другом, так и перед туристом и (или) иным заказчиком. По договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом, туроператор несет ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание туристу и (или) иному заказчику услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги.

В ч. 9 ст. 10 ФЗ N 132 указано, что при заключении договора о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма турист и (или) иной заказчик должны быть проинформированы о возможности туриста добровольно застраховать риски, связанные с совершением путешествия и непокрываемые финансовым обеспечением ответственности туроператора, в том числе в связи с ненадлежащим исполнением туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Можно сделать вывод о том, что вопрос о возмещении ущерба, причиненного ненадлежащим исполнением обязанностей туроператором, может быть решен между туристом и туроператором в претензионном и (или) в судебном порядке. Учитывая, что у туроператора, прекращающего (прекратившего) свою деятельность, отсутствуют денежные средства, турист может столкнуться с ситуацией банкротства туроператора.

А.В. Гурьевым высказано предложение о возможном участии туристов в предупреждении банкротства туроператора [5. С. 59 - 62]. По его мнению, у туристов есть свой интерес в недопущении возникновения состояния банкротства туроператора и отдельно взятый турист не может оказывать значительного влияния на предупреждение банкротства туроператора. В этой связи он предлагает дополнить ФЗ N 132 положениями, регулирующими создание и деятельность комитета кредиторов туроператора в качестве кредитора неплатежеспособного туроператора.

Полагаем, что предложение А.В. Гурьева нецелесообразно для практической реализации. Туристы не заинтересованы участвовать в длительных процедурах банкротства. Кроме того, изменения в ФЗ N 132, вступившие в силу с 1 января 2017 г., предусматривают в отношении каждого туроператора обязанность иметь фонд персональной ответственности, обязанность заключить договор страхования ответственности или банковской гарантии. Это позволит решить вопросы по возмещению ущерба, причиненного неисполнением туроператором своих обязательств перед туристом. Что касается вопросов ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств перед туристами, то они, как отмечалось выше, требуют своего разрешения законодателем.

Ущерб, причиненный туристам в результате прекращения туроператором своей деятельности, возмещается на основании и в порядке, предусмотренном гл. VII.1 ФЗ N 132.

Общий механизм возмещения ущерб предусмотрен ст. 17.4 ФЗ N 132. Так, согласно ч. 3 ст. 17.4 основанием для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии является факт причинения туристу и (или) иному заказчику реального ущерба по причине неисполнения туроператором своих обязательств по договору о реализации туристского продукта в связи с прекращением туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта. При этом датой страхового случая считается день, когда туроператор публично заявил о прекращении туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта. Так, например, в связи с уведомлением Федерального агентства по туризму (Ростуризм) о прекращении ООО "ТУРОПЕРАТОР ДСБВ-ТУРС" туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта (ст. 17.4 ФЗ N 132) с 3 июля 2018 г. Ростуризм с указанной даты исключил ООО "ТУРОПЕРАТОР ДСБВ-ТУРС" из реестра туроператоров. Кроме того, Ростуризм на своем сайте разместил информацию для пострадавших туристов: адрес места нахождения туроператора, сайт, наименование страховщика, адрес и размер суммы гражданской ответственности туроператора за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, алгоритм действий туристов по получению страхового возмещения, предусмотренных действующим законодательством.

По мнению главы Ростуризма О.П. Сафонова, сокращение чартерных программ и приостановка деятельности отдельных туроператоров связаны с неверной оценкой туристическими компаниями рыночной конъюнктуры, ошибками в прогнозах потребительского спроса и завышенными ожиданиями относительно роста выездного туризма на ряде направлений. На базе ассоциации "Турпомощь" созданы фонды, суммарный объем которых превышает 1 млрд руб. Потребители туристических услуг обеспечены финансовыми гарантиями в достаточном объеме [6].

Однако в последнее время практика выявляет новые пробелы законодательного регулирования. Так, в начале июля 2018 г., по данным СМИ, у туроператора "Натали турс" появились проблемы с финансированием. Как указано на сайте туроператора, "все заказы/услуги будут аннулированы на период с 4 июля 2018 г. по 30 сентября 2018 г. включительно" [7]. В результате зарубежные контрагенты "веерно отключают "Натали турс" от обслуживания" [8].

Проблема состоит в том, что для начала страховых выплат согласно ст. 17.4 ФЗ N 132 туроператору необходимо официально объявить о прекращении своей деятельности, но этого он не делает, объясняя это желанием урегулировать ситуацию. Туроператор предлагает пострадавшим туристам прервать отдых и выехать в Россию, где туроператор им будет возмещать как реальный ущерб, так и иные расходы.

В настоящее время ст. 17.4 ФЗ N 132 прямо не предусматривает обязанность туроператора официально объявлять о прекращении своей деятельности. Обязать его это сделать Ростуризм не может. Подтверждением тому является продолжение работы туроператора и нахождение его в списке туроператоров России [9].

На наш взгляд, ситуация, при которой страховой случай не наступает вследствие отказа туроператора от публичного заявления о прекращении туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта, является пробелом в законе.

Полагаем, что ситуация изменится со вступлением в силу с 3 сентября 2018 г. дополнения в ч. 3 ст. 17.4 ФЗ N 132, согласно которому в случае фактического прекращения туроператором туроператорской деятельности без объявления об этом датой страхового случая считается день принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения об исключении туроператора из реестра на основании прекращения туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта без направления туроператором соответствующей информации в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, объединение туроператоров в сфере выездного туризма (в случае осуществления туроператорской деятельности в сфере выездного туризма), в организацию, предоставившую туроператору финансовое обеспечение ответственности туроператора, а также без размещения туроператором этой информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет - со дня, следующего за днем, когда уполномоченному федеральному органу исполнительной власти стало известно об этом [10]. Представляется, что с целью исключения злоупотреблений Ростуризму целесообразно уточнить критерии для принятия решения об исключении туроператора из Единого федерального реестра туроператоров.

В настоящее время существует следующий порядок выплат денежных средств туристу. Согласно ФЗ N 132 вначале туристу оказывается экстренная помощь за счет средств компенсационного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма "ТУРПОМОЩЬ", затем выплачиваются суммы страхового возмещения или средства банковской гарантии (далее - суммы из фонда персональной ответственности) (в случае недостижения максимального размера фонда персональной ответственности туроператора - ч. 9 ст. 11.6 ФЗ N 132). Если же фонд персональной ответственности туроператора достиг максимального размера, то турист вправе непосредственно обратиться в объединение туроператоров.

Согласно п. п. 3, 4 Правил возмещения реального ущерба туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма объединение туроператоров в сфере выездного туризма обязано выплатить денежные средства, причитающиеся туристу и (или) иному заказчику, в целях возмещения реального ущерба исключительно из денежных средств фонда по требованию о возмещении денежных средств, предъявляемому туристом и (или) иным заказчиком, при наличии факта причинения туристу и (или) иному заказчику реального ущерба по причине невозможности исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта [11].

С этой целью объединение туроператоров размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет уведомление о начале сбора требований о возмещении денежных средств из фонда туроператора (п. 9). В течение 90 рабочих дней с даты начала сбора указанных требований формируется реестр туристов и (или) иных заказчиков, которым был причинен реальный ущерб, а также проверяется достоверность такой информации (п. 11). По истечении указанного срока объединение туроператоров в течение 10 рабочих дней осуществляет рассмотрение предъявленных требований и прилагаемых к ним документов и принимает решение о возмещении туристу и (или) иному заказчику реального ущерба или об отказе в таком возмещении (п. 12). Следовательно, для получения денежных средств пострадавшему туристу следует вернуться в Россию.

По нашему мнению, необходим механизм, позволяющий туристам, оплатившим туры, спокойно продолжить отдых за рубежом даже в случае, если туроператор прекратит свою деятельность и объявит об этом самостоятельно или его исключат из Единого федерального реестра туроператоров по решению Ростуризма. Для этого туроператору, обладающему всей необходимой информацией, с согласия объединения туроператоров целесообразно предоставить возможность направить финансовые средства из фонда персональной ответственности под контролем Ростуризма на погашение задолженности перед зарубежными контрагентами. После выполнения всех обязанностей перед клиентами и возврата их в Россию туроператор мог бы отвечать по всем претензиям и искам. Данное предложение дискуссионное и требует своего обсуждения. Главное состоит в том, чтобы исключить случаи, при которых туристы были вынуждены прервать отдых за рубежом вследствие объявления о прекращении деятельности туроператора, возвращаться в Россию и предъявлять туроператору требования о возмещении ущерба как в претензионном, так и в судебном порядке. Иначе говоря, цель состоит в смещении акцента на получение туристом запланированного им отдыха за границей в любом случае, за исключением ситуаций непреодолимой силы.

Таким образом, существует четыре элемента обеспечения деятельности туроператора, в разной степени проявляющих свою эффективность: резервный фонд объединения туроператоров в сфере выездного туризма; фонд персональной ответственности туроператора; страхование ответственности туроператора; банковская гарантия. Законодателем не уделено должного внимания вопросам защиты прав туристов при ненадлежащем исполнении туроператором своих обязанностей. Законодателю следует уточнить критерии принятия уполномоченным федеральным органом в сфере туризма решения об исключении туроператора из Единого государственного реестра туроператоров для исключения злоупотреблений. Необходим механизм, позволяющий туристу реализовать конституционное право на отдых (за исключением ситуаций, связанных с непреодолимой силой), даже в случае исключения туроператора из Единого государственного реестра туроператоров.

Литература

1. Гурьев А.В. Потребительский интерес и возможное участие туристов в предупреждении банкротства туроператора / А.В. Гурьев // Право и экономика. 2015. N 12. С. 59 - 62.
2. Сирик Н.В. Фонд персональной ответственности туроператора как один из способов обеспечения исполнения обязательств / Н.В. Сирик, А.С. Кусков // Право и экономика. 2017. N 3. С. 55 - 59.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


25 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 632702-7 "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"

В целях исключения негативного влияния на финансовый рынок и стабильность внутреннего валютного рынка законопроектом предлагается наделить Банк России полномочиями по согласованию перечня резидентов, которые могут не репатриировать денежные средства в Российскую Федерацию в связи с введением в отношении них мер ограничительного характера.




19 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 628352-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка"

Законопроектом вносятся изменения в статью 6.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", которые предоставляют возможность участникам финансового рынка, оказывающим услуги по финансовому консультированию и являющимся членами соответствующей саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, определить признаки индивидуальной инвестиционной рекомендации в базовом стандарте данной саморегулируемой организации.




11 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 621469-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

Законопроектом предлагается не распространять на хозяйствующих субъектов, выручка которых от реализации товаров за последний календарный год не превышает четырехсот миллионов рублей, действие частей 1 и 2 статьи 9 Федерального закона, которые устанавливают обязанности по размещению информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки и об условиях такого договора на своем сайте в сети "Интернет".




1 января 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Цель закона - повышение эффективности входящих на страховой рынок организаций и защиты прав потребителей страховых услуг. Основная задача закона - совершенствование процедуры лицензирования субъектов страхового дела, в том числе внедрение процедуры оценки соискателя лицензии путем анализа планируемых им бизнес-процессов, а также процедуры регистрации юридического лица через Банк России одновременно с получением лицензии на осуществление страховой деятельности.




18 декабря 2018 г.
Проект Федерального закона № 614127-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предлагает дополнить существующий порядок и условия обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств,  предусмотрев возможность заключения договора обязательственного страхования, который бы мог действовать в отношении любого транспортного средства, находящегося во владении страхователя, если оно соответствует типу (категории) и назначению транспортного средства, указанного в таком договоре.



В центре внимания:


Перспективные направления научных исследований в сфере туризма: новое концептуальное видение (Шарафутдинов В.Н., Онищенко Е.В.)

Дата размещения статьи: 21.01.2019

подробнее>>

Классификация рисков в туризме (Борисенко И.В., Дегтярева Т.В., Нагай Н.Г.)

Дата размещения статьи: 21.01.2019

подробнее>>

Проблемы возмещения реального ущерба, причиненного туристу в связи с прекращением деятельности туроператора (Улимаев Р.Ю.)

Дата размещения статьи: 21.01.2019

подробнее>>

Источники правового регулирования туристской деятельности (Удалов Д.Э.)

Дата размещения статьи: 18.01.2019

подробнее>>

Проблемы гражданско-правового регулирования страхования в сфере туристической деятельности (Кулеева И.Ю.)

Дата размещения статьи: 09.01.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи