Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Налогообложение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей > Перспективы налогообложения. Налоговое планирование перемещается в облако (Воловик Е.)

Перспективы налогообложения. Налоговое планирование перемещается в облако (Воловик Е.)

Дата размещения статьи: 23.01.2019

 Облачные решения, блокчейн, большие данные, искусственный интеллект постепенно начинают работать как на налогоплательщиков, так и на налоговые органы.

С проведением налоговой реформы в конце прошлого года налоговый ландшафт Соединенных Штатов претерпел кардинальные изменения. Режим налогообложения корпораций подвергся пересмотру, наиболее кардинальному за последние три десятилетия. На этом фоне возникла необходимость выполнения недавно вступивших в силу новых требований по страновой отчетности в части трансфертного ценообразования. В этих условиях комментаторы в Соединенных Штатах говорят о больших сложностях обеспечения налогоплательщиками налоговой дисциплины и подготовки ими налоговой отчетности. Рост сложности обусловлен, прежде всего, нехваткой необходимых данных в сочетании с неготовностью финансовых систем работать в новых условиях. Многим бухгалтерам приходится возвращаться к ручной обработке данных в электронных таблицах и долгим часам сидения за анализом налоговой информации.

Новые требования США в сфере налога на доходы корпораций и трансфертного ценообразования обусловливают необходимость кардинального повышения прозрачности данных и совершенствования используемых для их подготовки систем. Реформа 2017 года привела к увеличению объемов сбора и обработки данных о продажах, об амортизации, об удержании налогов, о межфирменных операциях внутри групп. Новое законодательство может повлиять на глобальные цепочки поставок, в результате чего в ближайшие годы можно ожидать изменений структуры транснациональных корпораций.

"Сборная солянка" старых, не связанных между собой автоматизированных систем управления предприятием, систем финансового планирования и отчетности, систем снабжения и т.д. не способна обеспечить нужный уровень точности и прозрачности, необходимый для соблюдения требований налогового законодательства. Процессы подготовки и обработки данных остаются во многом неавтоматизированными, и это лишь часть проблемы. Ручные процедуры заполнения необходимых форм электронных таблиц чреваты внесением в них погрешностей и ошибок, которые в конечном итоге становятся причиной отрицательных результатов налоговых проверок и, соответственно, необходимости уплаты штрафов и пеней.

В этой ситуации американские эксперты обращают внимание предприятий на так называемые облачные решения финансового управления, позволяющие автоматизировать стандартные процедуры отчетности и дать предприятию полную комплексную картину "аудиторского следа". В результате у финансовых и налоговых экспертов появляется возможность сосредоточиться на собственно финансах и отчетности. Одновременно облако позволяет снизить капитальные затраты на внутрифирменные ИТ-системы.

Эксперты утверждают, что автоматизированные облачные системы позволяют получать численные данные непосредственно из системы, а не из многочисленных электронных таблиц. Облачные решения облегчают решение задач контроля:

- загрузки производственных мощностей;

- издержек;

- экономических показателей;

- безопасности;

- доступа.

Использование таких решений неминуемо ведет к сокращению затрат на комплаенс в целом.

Налоговые ведомства стран мира уже несколько лет создают собственные системы сбора обработки и хранения больших данных. Эти системы позволяют обнаруживать технические ошибки, отклонения от нормы и налоговые махинации. В них начинают применяться средства машинного обучения и робототехнические средства автоматизации процедур. Суть стратегии налоговых служб заключается в повышении требований к получаемой от налогоплательщиков информации, ее объему и качеству и в использовании новых технологий для обработки этого информационного потока.

В этих условиях бухгалтерам, работникам налоговых подразделений предприятий рекомендуется сесть за один стол со специалистами по вопросам информационных технологий и финансов. Новые облачные финансовые системы образуют следующее поколение корпоративного программного обеспечения. На самом деле, если покопаться, можно обнаружить, что на предприятии уже сегодня могут существовать планы замены действующих систем на облачные. Многие ИТ-подразделения разрабатывают графики перевода бизнес-приложений в облако, некоторые уже приступили к реализации этих графиков. Крайне важно, чтобы в эти планы были включены задачи подготовки налоговой отчетности. Если занимающиеся налогами специалисты не найдут своего места за столом разработчиков облачных систем, те могут упустить из виду необходимость "налоговой автоматизации".

Эксперты подчеркивают, что с айтишниками, отвечающими за бизнес-приложения в вашей компании, необходимо быть на ты. Как справедливо отмечают американские специалисты, бухгалтеры предприятий "обычно по жизни бывают консерваторами". В отношении изменений они склонны занимать позицию "поживем - увидим". Пионером быть никто не хочет. Американцы подчеркивают, что такое отношение к жизни несовместимо с техническим перевооружением, с переходом на новые средства подготовки налоговой документации. Средства налогового контроля не стоят на месте. Переход на новые технологии и совершенствование производственных процедур - процесс непрерывный. Чем раньше начнешь, тем быстрее ощутишь преимущества автоматизации налоговых процессов.

Бухгалтерам рекомендуется наладить регулярное общение с партнерами - специалистами в области налогообложения и информационных технологий, имеющими опыт работы с новыми финансовыми системами, построенными на основе облачных технологий. Системные интеграторы, а также аудиторско-консалтинговые гиганты "Большой четверки" инвестируют средства в техническое перевооружение, позволяющее повысить корректность и эффективность процедур налогового планирования и отчетности.

Стратегическая задача состоит в том, чтобы придать финансовым системам способность готовить налоговую отчетность в автоматическом режиме. Компании нечасто меняют свои операционные системы. Если не включить налоговый элемент в систему сегодня, на этапе ее перехода на новое поколение информационно-технологических решений, следующая возможность может открыться только через 10 - 20 лет.

Исследования показывают, что финансовые организации рассматривают облако как ключевую технологию управления финансовыми данными, многие планируют увеличить долю инвестиций в этой области с 30 до 47% (в 2019 году) общего бюджета средств, выделенных на ИТ. Основными проблемами использования облачных решений на сегодняшний день являются сложность контроля резидентности и конфиденциальности данных, а также угроза утраты контроля над ними. Именно их приходится чаще всего решать при внедрении облачных решений.

 

Налоговая отчетность в экономике 21-го века 

Специалисты обращают внимание на то, что облако не только снижает риски и повышает уровень комплаенса. Утверждают, что оно устраняет препятствия перед инновационными технологиями - искусственным интеллектом, роботизацией и блокчейном, обещающими существенно повысить производительность и надежность работы бухгалтерского корпуса. Блокчейн создает налогоплательщикам возможность в реальном времени подавать налоговую отчетность, которую смогут оперативно контролировать налоговые органы. Прозрачный распределенный реестр данных способен представить информацию на уровне вплоть до отдельных операций. Это позволяет налоговым органам проводить в реальном времени анализ сделок взаимозависимых сторон и оценивать приемлемость используемой ими модели трансфертного ценообразования. Сегодня налоговые ведомства строят проверочную работу на сборе данных о финансовых результатах за прошлые периоды и анализе прошлых операций. В новых условиях создается возможность регистрации в реальном масштабе времени сделок, расходов, активов и обязательств. По крайней мере, в теории открываются новые возможности, которые позволят уйти от ошибок и афер мошенников.

Технология блокчейна поставила под вопрос роль классических финансовых посредников в предоставлении гарантий по операциям между сторонами. Начинает подвергаться сомнениям целесообразность использования в этих целях банков, получающих комиссионные за свои услуги. Блокчейн начинает проникновение в жизнь и деятельность человека, будь то управление данными, логистика, истории болезни и т.д. Комментаторы отмечают перспективность использования технологии при оказании госуслуг, в земельных кадастрах и в системах голосования. Они не видят причин не дополнить сферу использования блокчейна сбором налогов.

Сегодня блокчейн в сборе налогов не используется, однако он обладает рядом полезных для этого качеств. В частности, сохранность записанных в блокчейне данных делает его устойчивым к манипуляциям аферистов. Комментаторы, например, отмечают неразбериху, которая возникает при подаче налоговой отчетности малым или средним предприятием. Блокчейн может оказаться весьма перспективным для такого применения по ряду причин, и в том числе потому, что:

- блокчейн обеспечивает прослеживаемость транзакций;

- введенные в блокчейн данные нельзя изменить, махинации с ним менее вероятны и проще выявляются;

- данные блокчейна актуализируются сразу у всех участников сети.

По мнению экспертов, блокчейн превращается в базовую технологию, которая дает возможность пересмотреть "многие существующие процессы". Эта технология позволяет строить инфраструктуру, отвечающую тенденциям цифровизации и децентрализации современного мира. Специалисты отмечают наметившуюся революцию в отношениях малых и средних предприятий с налоговыми органами. Блокчейн обладает потенциалом упрощения налоговой отчетности и процедур взаимодействия малых и средних предприятий с государственными органами.

Современная налоговая система сориентирована на торговлю и обмен товарами в материальной форме. Переход экономики в цифровую эру и развитие "экономики совместного потребления" делают традиционные формы торговли и обмена менее популярными.

Электронная коммерция, распределение общих доходов и прибыли заставят налоговиков искать новые концепции и подходы, и блокчейн в этой ситуации вполне может стать катализатором перемен.

Тем не менее его внедрение требует ответа на множество фундаментальных вопросов:

- Имеет ли смысл и дальше следовать давно установленным процедурам сбора налогов?

- Надо ли адаптировать существующую налоговую систему к новому миру, построенному на транзакциях?

- Где создается прибавочная стоимость и каким образом ее следует облагать налогом?

 

Чем ценен блокчейн для налоговиков 

Таким образом, блокчейн даст возможность налоговым органам обрести хранилище корректной информации, более оперативно получать налоги с операций и упростить процедуры надзора над уплатой налогов, имеющих отношение к транзакциям. Хотя для этого потребуется наладить каналы получения данных от каждого налогоплательщика.

Перевод на передачу цифровых данных всеми плательщиками НДС, в том числе и теми, которые ведут обычный бухгалтерский учет и противятся цифровизации, будет колоссальным шагом вперед, но потребует немалых инвестиций. Это необходимо иметь в виду при оценке перспектив внедрения блокчейна в систему налогообложения. С другой стороны, необходимо учитывать и потери налоговых сборов: в одном только Соединенном Королевстве объем ухода от налогов малыми и средними предприятиями оценивается налогово-таможенной службой страны в 5,2 млрд фунтов стерлингов в год.

Эксперты считают маловероятным учет налоговых вопросов при принятии решений об использовании блокчейна в компании, поскольку обычно в центре внимания оказывается сокращение операционных расходов. Тем не менее, если блокчейн позволит упростить систему налогообложения и повысить ее эффективность, он создаст серьезные преимущества как для малых и средних предприятий, так и для налоговых органов.

Наличие в компании блокчейна для записи финансовых транзакций даст возможность налоговым органам упростить проведение аудита ее операций, естественно, получив на это разрешение компании. Компетентные ведомства смогут плотнее отслеживать финансовые потоки между корпорациями и быстрее выявлять коррупционные проявления. В таких условиях у мошенников пропадет интерес к проведению фиктивных операций, выставлению фиктивных счетов-фактур и тому подобным махинациям. Прозрачность такого уровня позволит повысить эффективность борьбы с коррупцией и уклонением от уплаты налогов и одновременно формировать более совершенную инфраструктуру налоговой отчетности.

 

Большие данные и налогообложение 

В июне этого года Верховный суд Соединенных Штатов принял решение отказаться от требования физического присутствия продавца на территории штата в целях налога с продаж (налог с продаж взимается в Америке на уровне отдельных штатов в 45 штатах страны). В случае дистанционных продаж, например через Интернет или по телефону, штатом, в бюджет которого занимающийся электронной торговлей продавец должен перечислять налог, будет штат, в котором находится покупатель товара.

Решение Верховного суда открыло перед штатами Америки перспективу получать налог с продавцов дистанционной розничной торговли. По оценкам, до 24 штатов страны смогут увеличить поступления в свои бюджеты минимум на 1%. Однако, как отмечают обозреватели, у налоговых органов штатов остается проблема выявления магазинов, занимающихся продажей без уплаты налогов. До сих пор для оценки уровня соблюдения предприятием налоговой дисциплины налоговики использовали налоговые проверки. Для этого им было необходимо устанавливать лиц, занимающихся продажами, которые должны облагаться налогом с продаж. Из-за того, что онлайновые продажи обычно осуществляются в условиях относительной анонимности продавца, решить эту задачу в отношении предприятий дистанционной торговли до недавних пор было просто невозможно.

Американские штаты пытаются выявлять уклоняющихся от уплаты налогов продавцов с помощью систем анализа больших данных. Так, для определения объемов продаж бизнесов дистанционной торговли налоговый департамент штата Индиана стал использовать информацию об операциях, осуществляемых с помощью кредитных карт, и другие данные. Система компании Verus Analytics, LLC позволяет по этим сведениям отыскивать продавцов, обязанных зарегистрироваться в качестве плательщиков налога с продаж. Налоговые органы получают в свои руки инструмент, который помогает отыскать и мерчантов внутри самого штата, занижающих объемы продаж и занимающихся другими налоговыми махинациями. Утверждают, что система позволяет устанавливать и отдельных покупателей, делающих покупки на крупные суммы. Это открывает возможность взимать с них потребительский налог на пользование (consumer use tax), который пока в 98% случаев остается неуплаченным.

По некоторым оценкам, штаты и муниципалитеты Америки в настоящее время ежегодно недополучают от нескольких десятков миллиардов до примерно 100 млрд долл. США налога с продаж. Несмотря на широкий разброс величины этой оценки, очевидно, что в бюджеты штатов не попадают значительные деньги. Аналитическая обработка данных создает перспективу значительного снижения объема необлагаемых продаж.

Власти Таиланда будут использовать блокчейн и ИИ для борьбы с уклонением от уплаты налогов.

Налоговый департамент Министерства финансов Таиланда планирует использовать новые технологии, такие как блокчейн и искусственный интеллект (ИИ), для борьбы с уклонением от уплаты налогов. Как рассказал генеральный директор департамента г-н Экнити Нититанпрапас (Ekniti Nitithanprapas), блокчейн будет использоваться для отслеживания уплаты налогов и ускорения процедуры возврата налогов налогоплательщикам. Кроме того, департамент планирует использовать алгоритмы машинного обучения для выявления фактов уклонения от уплаты налогов. Г-н Нититанпрапас подчеркнул, что внедрение новых технологий, таких как блокчейн, в практическую работу по сбору налогов - один из высших приоритетов департамента.

 

ИИ на службе юристов 

И в заключение об одной технологической новинке. Канадская компания Blue J Legal разработала систему Tax Foresight - инструмент для точного предсказания результатов налогового спора по поводу того, является ли физлицо наемным работником либо независимым контрагентом. Система искусственного интеллекта с машинным обучением позволяет быстро предугадать решение суда в новой для нее налоговой ситуации, основываясь на фактах, предоставленных пользователем. Система учитывает факторы, влияющие на принятие решения и дает возможность исключить неопределенность, возникающую при наличии убедительных конкурирующих аргументов в пользу обоих вариантов разрешения спора. За считаные секунды система выявляет скрытые закономерности в материалах судебной практики и дает ответы по конкретному спорному делу с объяснением результатов своего анализа.

Пользователь располагает возможностью проанализировать правоприменительную практику, используя не просто ключевые слова, а ключевые параметры.

Инструмент Tax Foresight можно использовать и для решения другого вопроса: является ли конкретное физическое лицо налоговым резидентом страны. Этот вопрос нередко возникает, в частности, у граждан США, временно работающих по найму в Канаде. Ответ на него определяет, подлежит ли обложению в этой стране весь доход физического лица, полученный в стране и за рубежом, вне зависимости от источников его формирования (общемировой доход). При этом ИИ принимает решения на основе анализа прецедентного права, подзаконных актов и положений международных соглашений.

Инструмент предназначается для налоговых консультантов, бухгалтеров и юристов.

 

Без человека все равно не обойтись 

Роботы и ИИ представляются обозревателям весьма перспективными для целей бухгалтерской деятельности. Средства генерирования текстов и обработки естественных языков способны преобразовывать финансовые таблицы в письменные документы, структурировать большие объемы неструктурированных финансовых данных, проводить анализ объемных документов и контрактов с целью выделения необходимой информации. Однако пока они не способны слышать и видеть, как это делают люди. Эксперты полагают, что именно поэтому эту технику нельзя оставить без надзора со стороны человека. Внедрение новой технологии, способной "переваривать" большие объемы информации, действительно позволяет переключать ресурсы компании на другие работы, однако специалисты подчеркивают, что за техникой необходимо наблюдать. Машинная обработка данных достигла высочайших скоростей, из-за чего ошибки распространяются по системе чрезвычайно быстро, поэтому пока приходится вести постоянный мониторинг ее работы, чтобы быстро устранять неполадки.

Утверждают, что один робот способен заменить 10 работников, однако кому-то все равно придется за ним наблюдать. Эксперты отмечают, что важнейшей функцией надзора будет корректировка процедур обеспечения непрерывности работы в случае отказа системы.

Подчеркивают и другую немаловажную особенность. Сегодня и компании, и государственные органы соревнуются в найме работников из крайне ограниченного пула специалистов, способных работать с новой техникой, из-за чего возникают проблемы в поиске нужных кадров и подготовке новых.

1. Современные технологии открывают возможность в реальном времени фиксировать и контролировать финансовые потоки налогоплательщиков, что значительно повышает прозрачность операций.

2. Как налогоплательщики, так и налоговые органы обращаются к возможностям, предоставляемым новыми информационными технологиями.

3. ИТ-системы налогоплательщиков и налоговых органов все более тесно сопрягаются друг с другом.

4. Перспективы полностью автоматических систем обработки и передачи налоговой информации пока не просматриваются.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


12 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 771509-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части наделения Правительства РФ полномочием на утверждение требований к форме и содержанию годовых отчетов о выполнении программ деятельности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний"

Законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс РФ изменения, предусматривающие, что в случае безвозмездной передачи органам государственной власти имущества, приобретенного (созданного) за счет средств субсидии, налогоплательщик вправе наравне с признанием внереализационного дохода в виде сумм субсидии в порядке пункта 4.1 статьи 271 НК РФ также признавать расход в виде стоимости безвозмездно передаваемого имущества.




7 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 770765-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с созданием искусственных земельных участков, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности"

Законопроект, в частности, предусматривает внесение изменений  в части исключения положений о проведении аукциона на право создания искусственного земельного участка на водном объекте, регламентации вопросов, связанных с созданием искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, в том числе при создании морского порта и расширении его территории.




4 августа 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 320-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью данного Закона является стимулирование добровольного страхования жилья граждан. Законом устанавливается, что органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.




1 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 767187-7 "О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О связи"

Законопроект разработан Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации во исполнение пункта 6 раздела VI плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы. Его реализация направлена на снижение барьеров доступа на рынок, решению задач технологического развития страны, ускорению строительства современных сетей связи, в том числе в сельской местности.




29 июля 2019 г.
Проект Федерального закона № 764260-7 "О внесении изменений в статьи 3.5 и 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

В целях возможности смягчения административного наказания при совершении водителем правонарушения, связанного с оставлением места ДТП в случаях, когда отсутствуют серьезные последствия для его участников, законопроектом предлагается внести изменение в часть 2 статьи 12.27 КоАП РФ, предусматривающее наряду с действующими административными наказаниями введение дополнительно административного штрафа в размере десяти тысячи рублей или возможности лишения права управления транспортными средствами на срок менее одного года. 



В центре внимания:


Налог на имущество организаций (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 12.08.2019

подробнее>>

Перспективы налогообложения. Налоговое планирование перемещается в облако (Воловик Е.)

Дата размещения статьи: 23.01.2019

подробнее>>

НДФЛ: точечные изменения в 2018 году (Зобова Е.П.)

Дата размещения статьи: 26.03.2018

подробнее>>

Равенство, дискриминация и дифференциация налогоплательщиков (Копина А.А.)

Дата размещения статьи: 09.03.2018

подробнее>>

Уплата налогов третьими лицами в свете принятия Федерального закона N 401-ФЗ: правовые нюансы и последствия (Проскуряков А.И.)

Дата размещения статьи: 18.08.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи