Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Сущность налогового планирования при оптимизации налоговых обязательств (Дятлова А.Ф., Нажмутдинова З.К.)

Сущность налогового планирования при оптимизации налоговых обязательств (Дятлова А.Ф., Нажмутдинова З.К.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

Налоговое обязательство - это обязанность по уплате налогов и сборов, которая возникает с наличием (появлением) объекта налогообложения [2]. Возникновение налогового обязательства регламентируется Налоговым кодексом РФ (далее - НК РФ), в соответствии с которым каждый плательщик должен осуществлять перечисления того или иного вида сумм в бюджет. Между тем на практике далеко не все экономические субъекты надлежащим образом исполняют свое налоговое обязательство. Происходит это по разным причинам. И прежде всего умышленно или в результате незнания действующего законодательства [1].

В качестве плательщиков налога выступают юридические и физические лица. Объектами налогообложения выступают имущество или действия, наличием или совершением которых обусловливается возникновение налогового обязательства. При исчислении сумм, подлежащих уплате в бюджет, определяется база. В качестве ее выступает физическая, стоимостная или иная характеристика объекта обложения. В НК РФ для каждого налога установлена ставка. Она определяется в абсолютной сумме либо в процентах на единицу измерения базы или объекта обложения.

Налоговое обязательство погашается плательщиком самостоятельно, если иное не предусматривается НК РФ. Для исполнения обязательств экономический субъект регистрируется в ФНС, представляет сведения об объектах налогообложения, ведет учет налоговых обязательств, исчисляет суммы отчислений в бюджет. Расчет налогового обязательства осуществляется исходя из объектов, базы и ставок. Экономический субъект формирует и представляет в контрольные органы документацию (отчетность) в установленные сроки и по закрепленным в НК РФ правилам.

По установленному правилу налоговое обязательство должно исполняться в порядке и в сроки, которые закреплены в НК РФ. Однако допускается изменение налогового обязательства при переходе с одной системы налогообложения на другую. К примеру, при наличии оснований экономический субъект может сменить ОСНО (общую систему налогообложения) на УСН (упрощенную систему налогообложения) или ЕНВД (единый налог на вмененный доход).

Течение периода исполнения обязательства перед бюджетом начинается со следующего дня после совершения юридического действия или фактического события, в связи с которым субъект должен произвести перечисление в бюджет. Окончание срока наступает в конце последних суток временного отрезка, установленного НК РФ. Если он приходится на выходной или праздник, истечение периода происходит в конце ближайшего рабочего дня. При возникновении просроченной задолженности экономический субъект погашает ее в общепринятом порядке с учетом начисленных пеней, недоимок, штрафов [1].

Исковая давность по просроченным платежам представляет собой период, в течение которого: плательщик/агент может требовать возврата/зачета бюджетных сумм, пеней и прочего; контрольный орган может начислить либо пересмотреть ранее исчисленную сумму налога или иного обязательного бюджетного платежа; плательщик/агент, представляя отчетность, вправе вносить корректировки и дополнения в декларацию или отзывать ее; контрольный орган должен осуществить возврат/зачет бюджетных сумм и пеней; давностный срок по обязательству и требованию - 3 года.

Действующее законодательство допускает изменение периода исполнения обязательства. Для этого плательщику/агенту необходимо направить в ФНС соответствующее заявление. Изменение сроков не допускается для исполнения обязательств по налогам, удерживаемым у источника выплаты, акцизов, а также налога на добавленную стоимость (далее - НДС) на импортируемую продукцию. Перенос периода может осуществляться не больше чем на календарный год. В заявлении заинтересованное лицо должно указать обстоятельства, обусловливающие необходимость корректировки срока. Закон не допускает переуступку права на исполнение обязательств по измененным периодам. Перенос срока производится под залог материальных ценностей плательщика либо третьего лица или под банковскую гарантию по правилам, установленным НК РФ.

Условия отчисления сумм в бюджет устанавливаются НК РФ. Соответственно, плательщики/агенты не могут произвольно определять правила отчислений по своему усмотрению. В то же время НК РФ допускается изменение порядка погашения обязательства путем предоставления: отсрочки, рассрочки, налогового/инвестиционного кредита. Отсрочка/рассрочка погашения обязательства допускается при наличии оснований, закрепленных ст. 64 НК РФ, в соответствии с которой отсрочка/рассрочка может предоставляться на срок, не превышающий одного года, соответственно с поэтапной либо единовременной уплатой задолженности.

В качестве основания отсрочки/рассрочки платежа могут выступать следующие факторы: возникновение вреда у плательщика вследствие техногенной катастрофы, стихийного бедствия, иных непреодолимых обстоятельств; задержка бюджетного финансирования или оплаты выполненного госзаказа; риск утраты платежеспособности при единовременном погашении задолженности; сезонный характер производства работ, предоставления услуг, выпуска продукции; невозможность осуществить единовременный платеж ввиду своего имущественного положения. На сумму просроченных платежей (задолженности по платежам) осуществляется начисление процентов. В расчет при этом принимается 1/2 ставки рефинансирования, установленной Центробанком РФ на период рассрочки/отсрочки обязательств. По первым двум факторам, перечисленным выше, проценты не начисляют.

При расчете отчислений по налогу на прибыль и сумм, подлежащих уплате в региональные и местные бюджеты, следует обратить внимание на довольно важную особенность: налоговый инвестиционный кредит предоставляется исключительно коммерческим организациям. Как указывает п. 1 ст. 66 НК РФ, налоговый инвестиционный кредит предполагает такое изменение периода погашения обязательств, при котором экономический субъект при наличии соответствующих обстоятельств получает возможность на протяжении определенного временного отрезка и в установленных пределах уменьшать суммы с последующим поэтапным перечислением кредита и процентов по нему [2].

Своевременное исполнение обязательств позволяет избежать экономическим субъектам дополнительных расходов в качестве финансовых потерь, таких как пени и штрафные санкции за неуплату налогов.

НК РФ предусмотрены случаи освобождения от налогового бремени экономическим субъектам.

Налоговые обязательства организаций прекращаются:

- в связи с ликвидацией экономического субъекта;

- реорганизацией экономического субъекта путем разделения, слияния и присоединения. В последнем случае прекращение обложения предусмотрено для присоединившегося лица.

В практической сфере управление налогами можно подразделить на текущее исполнение налоговых обязательств и налоговое планирование. Налоговое планирование основано на признании за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законные средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Важнейшая цель налогового планирования - минимизация налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства [3].

Налоговое планирование в организации - один из самых действенных инструментов повышения эффективности деятельности экономического субъекта, позволяющий существенно сократить расходы по налогам и сборам при соблюдении требований законодательства.

Содержание налогового планирования раскрывается через определенную последовательность действий, методов и процедур [4]. Построение системы налогового планирования необходимо начинать с расчета объема налоговой нагрузки. Это позволяет понять, необходимо ли вносить какие-либо изменения в систему управления организацией (предприятием).

Если размер налоговых платежей составляет не более 15% от годовой чистой прибыли, то острой необходимости в налоговом планировании и прогнозировании у экономического субъекта практически нет. Контролировать своевременность и полноту уплаты налогов и сборов в бюджет может главный бухгалтер либо финансовый директор (директор).

Для малого и среднего бизнеса, налоговая нагрузка которого составляет 20 - 35% чистого дохода, построение системы налогового планирования становится более актуальным. С этой целью имеет смысл нанять отдельного специалиста, а для крупных субъектов - создать целый отдел, который будет заниматься планированием, учетом и контролем всех налоговых платежей и составлением прогнозов по налоговой нагрузке в плановом периоде. Если экономический субъект собирается реализовать масштабные либо непрофильные для него проекты, целесообразно делегировать функции налогового планирования профессионалам, например на условиях аутсорсинга.

Для организаций с налоговой нагрузкой свыше 40% чистого дохода вопрос введения налогового планирования стоит очень остро, иначе они рискуют потерять позиции на рынке или вовсе стать банкротами. В этом случае руководству экономического субъекта следует всерьез задуматься над построением соответствующей системы прогнозирования и создать для этих целей специальный отдел. Основной целью налогового планирования здесь является снижение налоговой нагрузки за счет применения налоговых льгот, налоговых амнистий, предусмотренных НК и другими нормативными документами; контроль своевременности уплаты налогов и сборов в бюджет; корректировка учетной политики организации для целей налогообложения с возможностью применения пробелов в налоговом законодательстве в свою пользу [5].

Основными видами налогового планирования экономического субъекта являются:

- классическое налоговое планирование - это организация и контроль погашения налоговых обязательств компании в соответствии с установленными законодательством нормами и сроками. Данный вид планирования предполагает прогнозирование в соответствии с правовыми требованиями [6];

- оптимизационное налоговое планирование (налоговая оптимизация), которое основывается на использовании пробелов в налоговом законодательстве в пользу организации, т.е. для максимального сокращения налоговой нагрузки;

- противозаконное налоговое планирование, которое строится на уклонении налогоплательщиков от погашения своих обязательств перед бюджетом за счет применения нелегальных инструментов уменьшения налогового бремени. Такой вид прогнозирования противоречит законодательству и влечет за собой соответствующие меры ответственности.

Рассмотренные виды налогового планирования неофициально называются "белым", "серым" и "черным", при этом чем темнее "цвет", тем оно нелегальнее.

По срокам выделяется два вида налогового планирования: долгосрочное и текущее.

Долгосрочное налоговое планирование нацелено на сокращение налоговой нагрузки экономического субъекта на несколько лет вперед и лежит в основе стратегии развития компании.

Оно включает в себя: определение оптимального места для регистрации экономического субъекта и его филиалов (с позиции минимизации налоговой нагрузки); определение подходящей организационно-правовой формы и организационно-производственной структуры построения.

Текущее налоговое планирование предполагает применение инструментов и методов для снижения налоговой нагрузки в краткосрочной перспективе либо при реализации определенного проекта или сделки [5]. Оно включает в себя: применение налоговых льгот по налогам и сборам, уплачиваемым организацией; пересмотр стандартных форм договоров компании и их оптимизацию с учетом налогового законодательства; корректировку учетной политики организации с целью минимизации налоговой нагрузки.

Рассмотрим главные принципы налогового планирования.

Принцип законности строится на соблюдении требований НК при ведении налогового учета и отчетности. Его соблюдение позволяет избежать подозрений в уклонении от уплаты налогов вашей компанией.

Принцип оперативности предполагает проведение налогового планирования деятельности организации в соответствии с последними изменениями в законодательстве. Для этого требуется своевременное внесение корректировок в основные документы экономического субъекта - учетную и налоговую политику, в том числе при открытии новых подразделений либо реструктуризации фирмы. Оперативное реагирование на все поправки в НК РФ дает возможность организации оптимизировать свою налоговую нагрузку.

Принцип оптимальности строится на применении инструментов и методов, способствующих достижению баланса между размером налогового бремени и целями экономического субъекта и ее руководства. Важно понимать, что сокращение расходов на уплату налогов и сборов - это всего лишь способ повышения эффективности деятельности организации. Для собственников важно найти оптимальное соотношение между размером налоговых платежей и объемом чистой прибыли, которую можно использовать для развития компании. Финансистам необходимо оценивать эффект от применения инструментов налогового планирования - их рентабельность в текущем и плановом периоде. Также стоит изучить, какое влияние окажет уменьшение выплат по одному налогу на другие платежи в бюджет.

Принцип обоснованности требует от экономического субъекта разработки обоснования для применения инструментов налоговой оптимизации с целью доказательства правомерности и целесообразности своих действий перед налоговыми и судебными органами.

Принцип комплексности подразумевает, что при организации налогового планирования экономическим субъектом берутся во внимание требования не только НК РФ, но и других нормативных документов, например Гражданского кодекса РФ.

Принцип профессионализма требует, чтобы налоговым планированием в организации занимались квалифицированные специалисты, разбирающиеся во всех тонкостях ведения налоговой и бухгалтерской отчетности.

Принцип конфиденциальности предполагает, что используемые экономическим субъектом методы и инструменты налогового планирования не должны разглашаться посторонним пользователям.

Элементами системы налогового планирования экономического субъекта являются [6]:

- системы бухгалтерского и налогового учета экономического субъекта, которые должны соответствовать требованиям действующего законодательства и не противоречить друг другу. Бухгалтерская отчетность организации должна раскрывать все необходимые данные для проведения налогового планирования;

- учетная политика - внутренний документ, в котором в том числе прописаны правила ведения бухгалтерского и налогового учета экономического субъекта. В учетной политике указываются важные для определения и оптимизации налоговой нагрузки правила: метод расчета выручки организации (кассовый или начислений), метод начисления амортизации (линейный или нелинейный), способ учета выбытия активов и др.;

- налоговые льготы и организация сделок. Часто налогоплательщики применяют не все положенные им по законодательству налоговые льготы. Также нередко требуется проведение анализа потенциальных последствий при заключении сделок с точки зрения влияния на налоговую нагрузку экономического субъекта;

- налоговый контроль. Внедрение методов внутреннего контроля погашения налоговых обязательств позволяет минимизировать ошибки при составлении налогового бюджета - основного инструмента контроля, который используют генеральный и финансовый директора. Данный элемент дает возможность обеспечить контроль соблюдения сроков погашения налоговых обязательств, исключить возникновение просрочек и использовать предоставляемую отсрочку уплаты налогов и сборов, если это предусмотрено налоговым законодательством;

- налоговый календарь позволяет вовремя и в полном объеме оплачивать все налоговые обязательства и представлять налоговую отчетность. Нужно иметь в виду, что несвоевременная уплата налогов и сборов влечет за собой санкции, предусмотренные налоговым, административным, уголовным и другими отраслями права;

- построение системы эффективного управления экономическим субъектом позволяет максимизировать прибыль организации, достигается за счет оптимизации структуры бизнеса и разработки соответствующих планов по налоговому планированию на кратко- и среднесрочную перспективу;

- применение льготных режимов налогообложения предусматривает минимизацию налогового бремени за счет регистрации бизнеса в офшорных зонах за границей либо организаций с низкой налоговой нагрузкой на территории нашей страны. Все применяемые оптимизационные схемы должны быть обоснованными и законными, иначе налоговые органы смогут их оспорить и привлечь к ответственности за нарушение законодательства;

- имитационные финансовые модели дают возможность рассчитывать налоговую нагрузку в различных ситуациях, при изменении тех или иных параметров внешней и внутренней среды организации;

- отчетно-аналитическая деятельность налогового менеджмента направлена на создание информационной базы для проведения анализа эффективности применяемых методов и инструментов снижения налогового бремени в разные периоды времени. Это позволяет проводить факторный анализ работы экономического субъекта, выявлять слабые и сильные стороны налоговой политики и искать пути максимизации прибыли организации.

Результативность налогового планирования в организации обеспечивается за счет комплексности и согласованности действий всех участников системы. Требуется выделить группу людей, которые будут ответственны за налоговое прогнозирование, разработку и анализ способов снижения налогового бремени экономического субъекта.

В случае наличия сомнений в необходимости и актуальности организации налогового планирования экономическому субъекту стоит иметь в виду, что заниматься налоговой оптимизацией можно и в хорошие, и в плохие для организации периоды.

Во-первых, на настоящее налоговое планирование, направленное на оптимизацию налогового бремени, не влияет степень налоговой нагрузки экономического субъекта. Построение системы налогового прогнозирования возможно даже при самых незначительных размерах платежей. Для этих целей применяется весь арсенал легальных средств налоговой оптимизации.

Во-вторых, для организации налогового планирования экономическому субъекту требуется создание специализированного отдела, специалисты которого будут заниматься всеми вопросами, связанными с налогами: планированием налоговых платежей, взаимодействием с аудиторами и представлением им необходимой отчетности и др. Работа такого подразделения будет зависеть не столько от объемов налоговых отчислений компании, сколько от ее возможности финансировать его деятельность [3].

Тем не менее высокий уровень налогового бремени не означает, что в организации можно построить эффективную систему налогового планирования, если руководство не готово выделять финансовые ресурсы для обеспечения работы соответствующего специального отдела. Поэтому подготовка к налоговому планированию в организации должна начинаться с определения бюджета на содержание подразделения по налоговому планированию и оценки сроков окупаемости и рентабельности этих затрат. Для построения системы прогнозирования и различных схем оптимизации налогового бремени потребуется привлекать и других сотрудников компании - юристов, главного бухгалтера и др.

Функции всех участников налоговой оптимизации должны распределяться следующим образом:

- директор компании оценивает необходимость проведения тех или иных мероприятий по налоговому планированию, дает задание специалистам бухгалтерской и юридической служб по конкретным действиям для снижения налоговой нагрузки фирмы;

- юрист проводит анализ легальности планируемых мероприятий, в случае необходимости согласует с партнерами и поставщиками все тонкости реализации налоговой схемы;

- бухгалтер рассчитывает размер налоговых платежей в бюджет в соответствии с новой схемой оптимизации, рассматривает особенности их отражения в бухгалтерской и налоговой отчетности компании;

- специалист по налоговому планированию анализирует все данные, которые ему предоставили остальные участники оптимизации, и делает вывод о том, насколько возможно и необходимо внедрить данную схему в деятельность компании.

Основными методами налогового планирования в организациях являются:

- метод ситуационного налогового планирования - один из самых популярных и легких в реализации методов, который предполагает организацию налогового планирования в организации в следующем порядке. Сначала на основе учредительных документов экономического субъекта и требований налогового законодательства составляется перечень налогов и сборов, подлежащих уплате, с указанием возможных налоговых ставок и налоговых льгот. На основе данной информации создается так называемое налоговое поле организации. Далее с учетом особенностей деятельности экономического субъекта составляется перечень типичных фактов хозяйственной жизни и форм договоров, применяемых экономическим субъектом, производится их тщательный анализ и выбор самых подходящих для организации схем налоговой оптимизации. Сложность применения данного метода заключается в том, что чем больше организация, тем большее количество сценариев деятельности необходимо рассматривать. Это требует использования специализированного программного обеспечения;

- метод микробалансов - предполагает оценку работы экономического субъекта под воздействием различных факторов внешней и внутренней среды. Для этого деятельность организации группируют по блокам фактов хозяйственной жизни, по каждому блоку прописывают основные бухгалтерские проводки и составляют баланс. На основе сравнения таких микробалансов выбирают самый подходящий вариант. Данный метод строится на выделении из всей совокупности фактов хозяйственной жизни одного основного блока и рассмотрении его как самостоятельного журнала фактов хозяйственной жизни с оформлением нескольких вариантов проводок и составлением нескольких вариантов микробалансов. Их анализ дает возможность выбрать наиболее эффективный с точки зрения соотношения затрат и финансового результата. Если в блок фактов хозяйственной жизни включаются все налоговые обязательства экономического субъекта, то микробалансы позволяют подобрать вариант с минимальной налоговой нагрузкой;

- метод графоаналитических зависимостей - строится на выделении одного либо нескольких основных элементов баланса, влияющих на размеры прибыли (убытков) экономического субъекта. Для этого сначала формируют укрупненный блок фактов хозяйственной жизни, в котором участвует выбранный элемент баланса. Далее на основе расчета разных вариантов микробалансов при различных значениях исследуемой переменной строят график, на котором отражается зависимость прибыли организации от значений этой переменной. В результате на основе анализа такого графика выбирают самый эффективный вариант;

- матрично-балансовый метод - представляет собой метод анализа, основанный на множестве переменных. Он используется для масштабных исследований и дает возможность делать прогнозы прибыли (убытков), а также находить узкие места в балансе экономического субъекта. Построение матриц позволяет определять сильные и слабые связи между различными бухгалтерскими счетами и фактами хозяйственной жизни. Далее они анализируются с помощью инструментов математического анализа с учетом влияния условий внешней среды, таким образом, определяются скрытые (опосредованные) связи;

- статистический балансовый метод - предполагает построение экономической модели на основе средних значений параметров, полученных из бухгалтерских балансов нескольких коммерческих организаций. Если показатели конкретной организации отличаются от средних значений, то это говорит о положительных либо отрицательных тенденциях в деятельности организации. Такая экономическая модель, построенная на средних значениях статистических показателей, может использоваться для выработки тактики налогового планирования. Ограниченность статистического балансового метода заключается в том, что в нашей стране не все организации открыто публикуют свою бухгалтерскую отчетность, необходимую для создания определенной статистической базы;

- метод определения финансовых потоков в двухкоординатной системе налогообложения базируется на допущении, что организация выступает налогоплательщиком только по двум налогам: налогу на прибыль организаций и НДС (иногда еще добавляются акцизы). Все остальные налоговые платежи либо не учитываются по причине своих небольших размеров, либо с помощью некоторых допущений включаются в один из перечисленных налогов. Далее составляется математическое уравнение, отражающее долю налоговых отчислений от валовой выручки компании в рассматриваемой двухкоординатной налоговой системе, которое позволяет определить прямую связь между ставками косвенного налога и налога на прибыль организаций с другими макроэкономическими показателями (величиной налога на имущество, размером амортизационных отчислений, объемом используемых предприятием собственных и заемных средств и величиной процентов, выплачиваемых за их использование). Меняя значения данных показателей с помощью инструментов налогового планирования, специалист может оценивать их влияние на размер налоговой нагрузки предприятия, формируемой двумя основными налогами (НДС и налогом на прибыль) [5].

Перечислим основные этапы налогового планирования в организации.

Этап 1. Появление идеи об организации бизнеса, постановка целей и задач деятельности организации, выбор режима налогообложения, изучение возможностей применения налоговых льгот и снижения налогового бремени законными способами.

Этап 2. Выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения производств и офиса организации, в том числе структурных подразделений, филиалов и дочерних фирм.

Этап 3. Выбор организационно-правовой формы будущей организации (юридическое лицо или ИП), анализ налогового бремени в каждом случае. Например, публичные акционерные общества обязаны платить налог на прибыль, а полные товарищества - нет. Следующие этапы относятся к текущему налоговому планированию, которое должно органически вписываться в общую систему управления организацией.

Этап 4. Формирование так называемого налогового поля - специальной таблицы с описанием элементов и реквизитов каждого налога и сбора. На основании этой информации специалисты организации анализируют все возможные налоговые льготы в разрезе каждого налога и составляют пошаговый план их применения.

Этап 5. Разработка с учетом уже сформированного налогового поля системы договорных отношений организации. С этой целью планируются основные типы сделок, которые будет заключать организация: купля-продажа, аренда, подряд, возмездное оказание услуг и др. Каждый вид сделки анализируется с позиции налоговых обязательств, которые могут возникнуть после ее заключения.

Этап 6. Выполнение цепочки действий:

- рассматриваются основные факты хозяйственной жизни, которые организация будет осуществлять;

- анализируются различные варианты с учетом налоговых последствий, из них выбираются самые оптимальные, составляются бухгалтерские и налоговые проводки;

- на основе выбранных вариантов формируется журнал типовых фактов хозяйственной жизни, являющийся основой бухгалтерского и налогового учета в организации;

- проводится оценка возможности максимизации прибыли организации с учетом потенциальных налоговых рисков;

- разрабатываются дополнительные варианты учетной политики организации в плановом периоде.

Этап 7. Налоговый менеджмент. Данный этап предполагает построение системы налогового учета и контроля в организации. В основе налогового менеджмента лежит минимизация рисков возникновения ошибок при расчете налоговых обязательств за счет внедрения технологии внутреннего контроля налоговых расчетов, позволяющей максимально объективно принимать решения в налоговой сфере [5].

Налоговое планирование является неотъемлемой частью управленческого учета в организации. Основная информация, используемая при проведении налогового планирования, берется из бухгалтерской отчетности, но некоторые данные поступают из документов управленческого учета.

Кроме того, сведения, необходимые для планирования платежей по налогу на прибыль, содержатся в налоговом учете (к ним относится информация о доходах и расходах, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли).

Потребность в переходе от налогового учета к налоговому планированию возникает при создании системы управленческого учета в организации и внедрении бюджетирования.

Бюджетирование представляет собой практику по составлению бюджетов в разрезе основных видов деятельности организации и анализу и контролю их исполнения. В свою очередь, бюджет - это документ, в котором отражаются все доходы и расходы подразделения или организации в целом. Взаимосвязь налогового и управленческого учета наиболее полно проявляется при составлении и анализе бюджета по налогам и сборам.

Необходимость применения налогового бюджета в деятельности организации определяется ограниченностью финансовых ресурсов и потребностью в их оптимальном использовании. Бюджет по налогам и сборам входит в состав общего бюджета организации, который включает также бюджет движения денежных средств.

При составлении налогового бюджета используются плановые и фактические данные об объемах продаж, объемах покупок, объемах капитальных вложений и других фактов хозяйственной жизни, которые берутся из данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В дальнейшем показатели налогового бюджета (размеры налоговых платежей) отражаются в других отчетах организации: производственном бюджете и отчете о финансовых результатах.

При оценке сущности налогового планирования следует учитывать особенности налогового контроля в организации. Налоговый контроль - это один из основных инструментов налогового законодательства, он представляет собой деятельность уполномоченных органов по контролю соблюдения налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. Сотрудники налоговых органов в рамках своих должностных полномочий проводят налоговый контроль: проверяют данные учета и отчетности налогоплательщиков, получают объяснения по спорным моментам деятельности и фактам хозяйственной жизни налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора. При проведении налогового контроля налоговые органы следят за соблюдением всех требований действующего законодательства о налогах и сборах, а также ведут учет юридических и физических лиц [3].

При этом применяются различные процедуры контроля.

Наблюдение требует общего ознакомления с состоянием выбранного объекта налогового контроля. Для иллюстрации применения данной процедуры на практике можно рассматривать налоговые посты в организациях, занимающихся производством алкогольной продукции или этилового спирта. Также к процедуре наблюдения будет относиться проверка наличия марок на подакцизных товарах и оценка соблюдения правил использования контрольно-кассовых машин в торговых организациях.

Проверка основных фактов хозяйственной жизни налогоплательщика производится с целью выявления признаков нарушения налогового законодательства, устранения их последствий и наказания виновных лиц. Проверка, которая проводится в налоговой инспекции, называется камеральной. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут организовываться выездные налоговые проверки. Камеральная проверка строится на анализе налоговой отчетности, представленной налогоплательщиком, и сведений о его деятельности. Камеральная проверка деятельности юридических лиц основывается на регулярно представляемых в налоговую инспекцию бухгалтерских балансах. Выездная проверка предполагает непосредственный выезд сотрудников налоговых органов в организацию с целью проверки первичной бухгалтерской отчетности и других учетных документов, отражающих обоснованность и необходимость осуществления расходов организации, правильность исчисления налоговой базы, полноту отражения доходов компании и т.д. Несмотря на то что выездная проверка, по сравнению с камеральной, требует большего количества времени и ресурсов для ее проведения, она считается более объективной и поэтому является главной процедурой налогового контроля.

Обследование проводится с целью фиксации сторон деятельности экономического субъекта с последующим использованием материалов для уточнения (корректировки) показателей, связанных с его финансовым положением (доходностью), взаимоотношениями с субъектами налогового контроля по поводу уплаты налогов. Например, при обследовании места деятельности лица, занимающегося пошивом одежды, производится фиксация фактического наличия готовых изделий и полуфабрикатов, а при обследовании точки торговли товарами проверяется соответствие действующим условиям (наличие акцизных, специальных марок, лицензии и т.д.), соответствие товара накладным и т.д.

Анализ осуществляется на основе налоговой и бухгалтерской отчетности, составляемой с разной периодичностью (раз в квартал или раз в год), и предполагает применение различных аналитических инструментов. Например, для расчета налоговой базы при отсутствии необходимой документации у налогоплательщика рассчитываются средние и относительные показатели исходя из аналогичных значений других организаций в отрасли.

Ревизия проводится непосредственно у налогоплательщика (юридического лица или индивидуального предпринимателя). Она включает проверку хозяйственной деятельности организации на основе первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия ресурсов организации.

Сотрудники налоговых органов, занимающиеся проведением налогового контроля, наделены достаточно большими правами. Законодательством им позволено проверять первичные документы налогоплательщиков, статистическую бухгалтерскую отчетность, фактическое наличие денежных средств в кассе или на расчетном счете. В крайних случаях они могут опечатывать складские помещения, подавать запросы в банки и другие организации по интересующим фактам хозяйственной жизни налогоплательщика, изымать документы (на основе протокола).

Любые действия в рамках налогового планирования влекут за собой определенные риски для организации. Мероприятия по снижению налогового бремени, даже полностью соответствующие требованиям действующего законодательства, не приветствуются налоговыми органами. Это связано с тем, что налоговые инспекции заинтересованы в максимизации платежей, поступающих в соответствующий бюджет.

Сложность применения различных схем налоговой оптимизации заключается также в том, что не в каждой ситуации есть возможность доказать, что данный способ снижения налоговой нагрузки полностью правомерен. В действующем законодательстве нет четких критериев, позволяющих оценить легальность всех применяемых налоговых схем. Не вносить ясность в данный вопрос и противоречивость судебной практики, в рамках которой одни и те же способы снижения налоговой нагрузки могут в одной ситуации рассматриваться как незаконные, а в другой - как полностью соответствующие законодательству.

Все перечисленные факторы приводят к следующим затруднениям в применении инструментов налогового планирования на практике:

- деловая активность организаций сдерживается неоднозначностью требований законодательства в вопросах минимизации налогового бремени;

- противоречивость налоговых норм и судебной практики в сфере налоговой оптимизации приводит к утрате доверия и снижению авторитета налоговых органов в глазах налогоплательщиков;

- снижается инвестиционная привлекательность отечественных организаций по причине неопределенности границ налоговой оптимизации.

Тем не менее профессиональное применение на практике всех требований налогового законодательства и использование допустимых налоговых льгот дают возможность минимизировать риски при проведении налогового планирования в организации. В итоге положительные результаты такого планирования перекрывают потенциальные налоговые риски.

Литература

1. Соустина С.А. Добровольное исполнение налоговых обязательств // Инновационная наука. N 04-4/2017. С. 153 - 155.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: введен в действие Федеральным законом от 31.07.1998 N 146-ФЗ [часть первая] и Федеральным законом от 05.08.2000 N 117-ФЗ [часть вторая] // СПС "КонсультантПлюс".
3. Скворцов О.В. Осуществление налогового учета и налогового планирования в организации. М., 2018.
4. Водопьянова В., Ворожбит О. Налоги и налогообложение. Налоговая система Российской Федерации: Учебное пособие. М.: РИОР, 2018.
5. Шукшин Е.В. Налоговое планирование и способы налоговой оптимизации // Студенческий форум: Электронный: научный журнал. 2017. N 11 (11). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/11/24774 (дата обращения: 04.11.2018).
6. Талейко К.Е. Налоговое планирование в организации // Молодой ученый. 2017. N 45. С. 213 - 216. URL: https://moluch.ru/archive/179/46440/ (дата обращения: 04.11.2018).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


25 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 632702-7 "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"

В целях исключения негативного влияния на финансовый рынок и стабильность внутреннего валютного рынка законопроектом предлагается наделить Банк России полномочиями по согласованию перечня резидентов, которые могут не репатриировать денежные средства в Российскую Федерацию в связи с введением в отношении них мер ограничительного характера.




19 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 628352-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка"

Законопроектом вносятся изменения в статью 6.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", которые предоставляют возможность участникам финансового рынка, оказывающим услуги по финансовому консультированию и являющимся членами соответствующей саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, определить признаки индивидуальной инвестиционной рекомендации в базовом стандарте данной саморегулируемой организации.




11 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 621469-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

Законопроектом предлагается не распространять на хозяйствующих субъектов, выручка которых от реализации товаров за последний календарный год не превышает четырехсот миллионов рублей, действие частей 1 и 2 статьи 9 Федерального закона, которые устанавливают обязанности по размещению информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки и об условиях такого договора на своем сайте в сети "Интернет".




1 января 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Цель закона - повышение эффективности входящих на страховой рынок организаций и защиты прав потребителей страховых услуг. Основная задача закона - совершенствование процедуры лицензирования субъектов страхового дела, в том числе внедрение процедуры оценки соискателя лицензии путем анализа планируемых им бизнес-процессов, а также процедуры регистрации юридического лица через Банк России одновременно с получением лицензии на осуществление страховой деятельности.




18 декабря 2018 г.
Проект Федерального закона № 614127-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предлагает дополнить существующий порядок и условия обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств,  предусмотрев возможность заключения договора обязательственного страхования, который бы мог действовать в отношении любого транспортного средства, находящегося во владении страхователя, если оно соответствует типу (категории) и назначению транспортного средства, указанного в таком договоре.



В центре внимания:


О реализации конституционного права на нотариальную защиту (Лакоба А.Д.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Совершенствование учебно-методического обеспечения подготовки высококвалифицированных нотариусов как условие реализации их правового статуса (Ушакова Е.Ю.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Конструкция залогового обязательства при множественности кредиторов (Челышева Н.Ю.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Равные начала выступления Российской Федерации с иными участниками гражданских правоотношений (Садриева Р.Р.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

К вопросу о понятии и признаках обычая в гражданском обороте и семейных отношениях (Ханукаев Ю.Э.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи