Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Налог на добавленную стоимость в деятельности российских авиакомпаний: актуальные вопросы применения налоговых вычетов и освобождения от налогообложения (Назаренко Б.А.)

Налог на добавленную стоимость в деятельности российских авиакомпаний: актуальные вопросы применения налоговых вычетов и освобождения от налогообложения (Назаренко Б.А.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

Значение грузовых и пассажирских авиаперевозок в современном мире сложно переоценить. Научно-технический потенциал авиационной отрасли, качество услуг, предоставляемых авиакомпаниями, напрямую зависит от уровня развития экономики государства <1>. В то же время на состояние товарооборота и темпы роста промышленного производства определяющее влияние могут также оказывать и грузовые авиаперевозки. Особенно это актуально для тех регионов Российской Федерации, в которые, в силу географических и климатических особенностей расположения населенных пунктов в них, невозможна или затруднительна доставка грузов сухопутным, речным или морским видом транспорта <2>.
--------------------------------
<1> См.: Бамбаева Н.Я. К вопросу значения рынка пассажирских авиаперевозок в развивающейся экономике // Научный вестник МГТУ ГА. 2013. N 190. С. 144.
<2> URL: https://www.aviastar-spb.ru/help-info/273-znachenie-gruzovyx-aviaperevozok-v-nashe-vremya.html (дата обращения: 22.09.2018).

Финансовая устойчивость авиакомпаний определяется не только стабильным спросом на ее услуги. Так, например, в связи с удорожанием содержания и обслуживания "...самолетного парка... в результате изменения курса рубля, сокращением возможностей по привлечению внешнего финансирования..." <3>, введением Евросоюзом и Соединенными Штатами Америки санкций, закрытием по внешнеполитическим причинам некоторых направлений международных полетов и т.п. может наблюдаться спад объема авиаперевозок <4>.
--------------------------------
<3> Томаев А.О., Каукин А.С. Моделирование рынка внутренних российских пассажирских авиаперевозок // Управленческое консультирование. 2018. N 4. С. 86.
<4> См.: Курилова А.А. Результаты финансово-хозяйственной деятельности российских авиакомпаний в 2016 году // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. N 4(21). С. 233.

Очевидно, что деятельность авиакомпаний в современных российских условиях носит рискованный характер. В последние годы некоторые из них лишились сертификатов эксплуатанта и даже были признаны банкротами (например, ОАО "Авиационная компания "ТРАНСАЭРО" <5>). Кроме того, "...в области гражданских грузовых авиаперевозок Россия, - как пишет Л.Б. Соболев, - занимает довольно скромное место в силу относительно небольшого объема международной и внутренней торговли и слабости во всех категориях гражданской авиации: магистральной, региональной и авиации общего назначения" <6>. В связи с этим законодателем должны быть предусмотрены правовые механизмы, призванные обеспечивать развитие и поддержку сектора внутренних и международных пассажирских и грузовых авиаперевозок.
--------------------------------
<5> См.: Суд признал авиакомпанию "ТРАНСАЭРО" банкротом. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/59b8ef7d9a79470282daf9ec (дата обращения: 29.09.2018).
<6> Соболев Л.Б. Транспортная авиация России // Экономический анализ: теория и практика. 2017. Т. 16. N 12. С. 2347.

Российское налоговое законодательство в части исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) авиакомпаниями содержит нормы, предусматривающие налоговые льготы при совершении ими определенных финансово-хозяйственных операций. Это касается не только полного освобождения по НДС (см., например, подп. 22 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)), но и применения пониженных (или нулевых) налоговых ставок при его исчислении (подп. 2.1, 2.10, 4.1, 4.2 п. 1, подп. 6 п. 2 ст. 164 НК РФ и др.).
Согласно п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Налоговые льготы входят в содержание категории "правовые льготы", под которыми в теории права понимается "правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей" <7>. Пониженную налоговую ставку принято рассматривать как разновидность налоговой льготы <8>. В научной литературе отмечается, что налогово-правовые льготы - это преимущественно льготы-стимулы, которые направлены на поощрение физического или юридического лица к определенному виду деятельности (ее активизацию) и т.д. <9>
--------------------------------
<7> Малько А.В., Морозова И.С. Льготы в российском праве (проблемы теории и практики). Саратов, 2004. С. 49.
<8> См.: Батарин А.А. Правовое регулирование исчисления налога: Монография / Под ред. И.И. Кучерова. М.: Юриспруденция, 2014. С. 103.
<9> См.: Криницкий И.Е. Налоговые льготы: современные проблемы определения и классификации // Очерки налогово-правовой науки современности: Монография / Под общ. ред. Е.Ю. Грачевой и Н.П. Кучерявенко. М.; Х.: Право, 2013. С. 655 - 656.

Вместе с тем нормы налогового законодательства в части исчисления (уплаты) НДС авиакомпаниями и предусматривающие применение льгот не всегда отвечают признакам формальной определенности, как того требует п. 6 ст. 3 НК РФ. Это приводит к их различному толкованию (прочтению) налогоплательщиками и налоговыми органами, налоговым спорам и нередко к формированию противоречивой судебной практики. Неопределенность правовых норм - это не только упущения законодателя. "Объекты правового регулирования, - как справедливо отмечает А.В. Демин, - радикально трансформируются, развиваются" <10>. Однако это не снимает необходимости единообразного понимания и применения налогово-правовых норм.
--------------------------------
<10> Демин А.В. О неопределенности в налоговом праве // Налоговые споры: опыт России и других стран: По материалам VII Междунар. науч.-практ. конф. (18.10.2013, г. Москва): Сборник / Сост. М.В. Завязочникова; Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Статут, 2014. С. 36.

В связи с этим в качестве примера можно рассмотреть несколько ситуаций, возникших в практике налогообложения деятельности авиакомпаний. Так, в 2016 г. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации (далее - СКЭС ВС РФ, Судебная коллегия) удовлетворила жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания Когалымавиа" (далее - ООО "Авиакомпания Когалымавиа", общество, налогоплательщик). Как установлено налоговой проверкой, общество приобретало услуги по наземному обслуживанию воздушных судов, оказываемых в аэропортах, и представило в обоснование применения налогового вычета счета-фактуры с выделением НДС по ставке 18%.
Налоговый орган после проверки представленной налоговой декларации отказал ООО "Авиакомпания Когалымавиа" в применении вычетов по НДС, ссылаясь на подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, согласно которому не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание (норма в редакции НК РФ на момент рассмотрения налогового спора). Следовательно, контрагенты налогоплательщика не вправе выставлять счета-фактуры с выделением НДС по ставке 18%, а общество - применять НДС к вычету. Однако общество не согласилось с позицией налогового органа и указало, что услуги контрагентов (по обслуживанию, посадке и высадке пассажиров, обслуживанию бизнес-зала, обработке и доставке грузов, коммерческому обслуживанию пассажиров и т.д.) не связаны с обслуживанием воздушных судов и льгота, установленная подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, не должна применяться.
В связи с этим вызывает определенный интерес аргументация СКЭС ВС РФ при удовлетворении жалобы налогоплательщика. Судебная коллегия отметила, что в гл. 21 НК РФ и в ст. 50 Воздушного кодекса Российской Федерации отсутствуют понятие "услуги, оказываемые непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов" и перечень таких услуг (на момент вынесения судебного определения). Однако СКЭС ВС РФ через определение понятия "договор возмездного оказания услуг", содержащегося в ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пришла к выводу, что в целях применения подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ следует понимать любые услуги, оказанные авиакомпании в рамках заключенных договоров, которые направлены на подготовку воздушного судна к вылету с пассажирами, багажом и грузом (комплекс мер, цель которых - осуществление воздушной перевозки).
Но основной довод Судебной коллегии, решивший исход дела, все же состоял в истолковании налогового законодательства в пользу налогоплательщика. Так, СКЭС ВС РФ, ссылаясь на п. 5 ст. 173 НК РФ и Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2014 г. N 17-П, в соответствии с которым одним из проявлений диспозитивности в регулировании налоговых отношений выступает право лиц, не являющихся плательщиками НДС, или налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей, связанных с его исчислением и уплатой, вступить в указанные правоотношения, отметила, что продавец услуги (исполнитель) вправе выставить счет-фактуру с выделением в ней суммы НДС, а покупатель (заказчик) - принять указанные в счете-фактуре суммы НДС к вычету.
В то же время следует отметить, что Федеральным законом от 30 октября 2017 г. N 305-ФЗ в подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ внесены изменения. В соответствии с новой редакцией правовой нормы: не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
В соответствии с указанным Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2018 г. N 588, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС (далее - Перечень услуг, освобождаемых от налогообложения) следующие услуги: обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов; обеспечение авиационной безопасности; обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом; хранение авиационного топлива; аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов на маршрутах обслуживания воздушного движения; аэронавигационное обслуживание воздушных судов в районе аэродрома.
В Перечне услуг, освобождаемых от налогообложения, не детализируется основной комплекс услуг, обеспечивающий взлет, посадку и стоянку воздушных судов. Отсутствие конкретизации подобных услуг может породить, как представляется, новый виток налоговых споров. Возможно, проанализированная выше позиция СКЭС ВС РФ, высказанная в Определении от 24 октября 2016 г. N 305-КГ16-6640 и сформулированная до внесения изменений в подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, не будет пересмотрена и любые услуги, оказанные авиакомпаниям, обеспечивающие взлет, посадку и стоянку воздушных судов, не будут подлежать налогообложению (в случае если налогоплательщик воспользуется указанной льготой).
С другой стороны, во-первых, в рамках судебного дела ООО "Авиакомпания Когалымавиа" заявило право на вычет по НДС только в рамках услуг, оказанных по подготовке воздушного судна к вылету с пассажирами, багажом и грузом (следовательно, правовая позиция Суда уже не имеет силы на весь спектр возможных мероприятий по обслуживанию самолетов), а, во-вторых, наиболее полное уточнение возможных мероприятий по обслуживанию воздушных судов на территории Российской Федерации приводится в Перечне и правилах формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июля 2012 г. N 241 (далее - Перечень и правила формирования тарифов). Однако применение Перечня и правил формирования тарифов в целях налогообложения не предусмотрено, несмотря на то, что Министерство финансов Российской Федерации в своем письме от 23 января 2018 г. N 03-07-24/3522 рекомендовало использовать этот документ.
Кроме того, отсутствие в целях налогообложения конкретизации услуг, направленных на обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов, может явиться причиной налоговых споров, не столько связанных с правом налогоплательщиков-продавцов (исполнителей) услуг (изначально освобожденных от налогообложения) делать выбор в пользу добровольного исчисления и уплаты в бюджет НДС с их реализации и налогоплательщиков-покупателей (заказчиков) таких услуг применять вычет по НДС, сколько вызванных неоднозначным толкованием той или иной услуги как направленной (или не имеющей такой направленности) на обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов (и, как следствие, невозможности налогового освобождения реализации спорных услуг). Ведь достаточно вспомнить, что представители ООО "Авиакомпания Когалымавиа" в судебном заседании утверждали, что услуги контрагентов не были связаны с обслуживанием воздушных судов (и не подлежали освобождению от налогообложения, что предоставляло возможность для авиакомпании получить налоговый вычет по НДС).
На основании вышеизложенного представляется необходимым внести изменения в Перечень услуг, освобождаемых от налогообложения, в части уточнения (конкретизации) услуг по обеспечению взлета, посадки и стоянки воздушных судов (например, юридически увязав указанный документ с Перечнем и правилами формирования тарифов).
Проблемы освобождения от обязанностей по исчислению и уплате НДС могут появиться в деятельности авиакомпаний не только в рамках оказания услуг по обслуживанию воздушных судов. Так, например, анализ судебной практики не дает однозначного ответа на вопрос относительно возникновения или отсутствия объекта по НДС при замене лизингополучателем не пригодного к ремонту авиационного двигателя в рамках договора лизинга воздушного транспортного средства <11>.
--------------------------------
<11> См., например: Федорова О.С., Катанаева Т.В., Зырянов А.В., Аникеева О.Е., Брызгалин А.В. Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования // Налоги и финансовое право. 2017. N 7.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)" от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ (далее - Федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)") арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. В п. 3 ст. 17 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)" сказано, что лизингополучатель за свой счет обеспечивает сохранность и техническое обслуживание предмета лизинга, а также осуществляет его капитальный и текущий ремонт, если иное не предусмотрено договором лизинга. Следовательно, в отличие от договора аренды, где арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества (если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды) (ст. 616 ГК РФ), по договору лизинга, обязанности лизингополучателя в отношении используемого имущества значительно шире, чем обязанности арендатора, предусмотренные нормами ГК РФ.
Объектом по НДС согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ признается реализация (возмездная) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Кроме того, в целях гл. 21 НК РФ передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе приравнивается к реализации товаров (работ, услуг).
Как представляется, если в результате эксплуатации воздушного судна по не зависящим от лизингополучателя причинам (форс-мажорным обстоятельствам), например попадания птицы в двигатель самолета <12>, возникнет необходимость замены неремонтопригодного двигателя (по сути, осуществления капитального ремонта), то при прекращении договора лизинга и возвращении предмета лизинга можно говорить о возникновении объекта по НДС (реализации товара - нового двигателя в составе воздушного транспортного средства) только в случае фактической компенсации лизингодателем лизингополучателю понесенных им расходов на замену (покупку и установку) двигателя.
--------------------------------
<12> "По данным автоматизированной системы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, за период с 1990 года по 2012 год зарегистрированы 1 211 авиационных событий, связанных со столкновением воздушного судна с птицей или стаей этих особей" // Крапошин П. Про рокот и щебет. URL: https://transportrussia.ru/item/3673-pro-rokot-i-shchebet.html (дата обращения: 27.09.2018).

Однако такая компенсация, исходя из содержания п. 4 ст. 17 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)", может и не последовать, т.к. при прекращении договора лизингополучатель обязан вернуть лизингодателю предмет лизинга в состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или износа, обусловленного договором лизинга. Следует также помнить, что правоотношения в сфере налогообложения производны от гражданских (предпринимательских) правоотношений <13>, а налоговое право "...заимствует субъектов из других отраслей права, имея дело с существующим гражданским оборотом и его участниками" <14>.
--------------------------------
<13> См., например: Апресова Н.Г. Налогообложение малого бизнеса // Lex russica. 2013. N 3. С. 280.
<14> Красюков А.В. Особенности правосубъектности налогоплательщика // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2015. N 4(23). С. 202.

Следовательно, замену лизингополучателем "старого" (вышедшего из строя) двигателя на "новый" (понесенные расходы на его покупку и установку) не представляется возможным рассматривать как юридический факт, связанный с возникновением у арендатора (лизингополучателя) права собственности на новую вещь, а по сути это реализация его обязанностей в соответствии с п. 3 и п. 4 ст. 17 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)" (обеспечение сохранности предмета лизинга, осуществление действий по его капитальному ремонту) <15>. Ведь в целях применения гл. 21 НК РФ передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на возмездной или безвозмездной основе приравнивается к реализации товаров (работ, услуг). Следовательно, если нет факта передачи права собственности на товары (результаты выполненных работ), то и нет объекта по НДС.
--------------------------------
<15> Так, например, в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 12 января 2016 г. N Ф05-18582/2015 по делу N А40-47957/2013 указано, "...что при возврате арендованного помещения Арендодателю при прекращении договора аренды не происходит и не может происходить перехода права собственности на неотделимые улучшения от Арендатора к Арендодателю, так как это право изначально в силу закона принадлежит только Арендодателю".

Не исключено, что замена авиадвигателя может расцениваться судом как капитальные вложения в виде неотделимых улучшений. Так, в Постановлении N 17АП-3681/2016-АК по делу N А60-48779/2015 Семнадцатый арбитражный апелляционный суд признал работы по замене шасси, двигателей и кабин транспортных средств (грузовых автомобилей марки "КамАЗ") в качестве капитальных вложений в виде неотделимых улучшений <16>. Однако в п. 9 ст. 17 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)" указано, что если лизингополучатель без согласия в письменной форме лизингодателя произвел за счет собственных средств улучшения предмета лизинга, неотделимые без вреда для предмета лизинга, и если иное не предусмотрено федеральным законом, лизингополучатель не имеет права после прекращения договора лизинга на возмещение стоимости этих улучшений. Следовательно, даже если замененный авиадвигатель имеет более высокие технико-эксплуатационные характеристики (и, соответственно, является более дорогостоящим по сравнению с двигателем, не пригодным к ремонту), то обязанности у лизингодателя по компенсации лизингополучателю понесенных им расходов на замену (покупку и установку) двигателя не возникает.
--------------------------------
<16> В связи с этим следует также особо отметить, что, как указано в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2012 г. N 16291/11, термин "собственность арендатора на капитальные вложения", используемый в Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 г. N 91н, употреблен в экономическом смысле и характеризует данные вложения как произведенные арендатором за счет собственных средств, а не за счет средств, предоставленных арендодателем.

Вместе с тем в Определении от 15 июля 2015 г. N 306-КГ15-7133 по делу N А65-13722/2014 ВС РФ указал, что безвозмездная передача неотделимых улучшений арендуемого имущества, произведенных налогоплательщиком в период действия договора аренды, признается реализацией в целях гл. 21 НК РФ, даже несмотря на отсутствие возмещения арендатору стоимости произведенных неотделимых улучшений по истечении срока аренды или прекращении действия договора.
Однако исходя из системного толкования норм налогового и гражданского законодательства, положений Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)", а также с учетом ряда других правовых позиций судебных органов представляется, что при прекращении договора лизинга воздушного транспортного средства и возвращении предмета лизинга лизингодателю у лизингополучателя не возникает обязанностей по исчислению и уплате НДС в связи с передачей неотделимых улучшений (нового двигателя в составе воздушного судна) (в случае отсутствия компенсации расходов со стороны лизингодателя и если, конечно, не будет доказано, что действия фискально обязанного лица были направлены на получение необоснованной налоговой выгоды <17>).
--------------------------------
<17> О необоснованной налоговой выгоде см., например: Назаренко Б.А. Налоговая выгода: этапы развития концепции и проблемы оценки ее обоснованности // Юридическое образование и наука. 2017. N 6. С. 38 - 42.

Литература

1. Апресова Н.Г. Налогообложение малого бизнеса / Н.Г. Апресова // Lex russica. 2013. N 3. С. 280 - 285.
2. Бамбаева Н.Я. К вопросу значения рынка пассажирских авиаперевозок в развивающейся экономике / Н.Я. Бамбаева // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2013. N 190. С. 144 - 147.
3. Батарин А.А. Правовое регулирование исчисления налога: Монография / А.А. Батарин; Под ред. И.И. Кучерова. М.: Юриспруденция, 2014. 216 с.
4. Демин А.В. О неопределенности в налоговом праве / А.В. Демин // Налоговые споры: опыт России и других стран: Материалы VII Международной научно-практической конференции (г. Москва, 18.10.2013): Сб. науч. ст. / Сост. М.В. Завязочникова; Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Статут, 2014. С. 34 - 39.
5. Красюков А.В. Особенности правосубъектности налогоплательщика / А.В. Красюков // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2015. N 4(23). С. 201 - 206.
6. Криницкий И.Е. Налоговые льготы: современные проблемы определения и классификации / И.Е. Криницкий // Очерки налогово-правовой науки современности: Монография / Под общ. ред. Е.Ю. Грачевой и Н.П. Кучерявенко. М.; Х.: Право, 2013. С. 650 - 668.
7. Курилова А.А. Результаты финансово-хозяйственной деятельности российских авиакомпаний в 2016 году / А.А. Курилова // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. N 4(21). С. 233 - 236.
8. Малько А.В. Льготы в российском праве: проблемы теории и практики / А.В. Малько, И.С. Морозова. Саратов: Изд-во Сарат. гос. акад. права, 2004. 276 с.
9. Назаренко Б.А. Налоговая выгода: этапы развития концепции и проблемы оценки ее обоснованности / Б.А. Назаренко // Юридическое образование и наука. 2017. N 6. С. 38 - 42.
10. Соболев Л.Б. Транспортная авиация России / Л.Б. Соболев // Экономический анализ: теория и практика. 2017. Т. 16. N 12. С. 2347 - 2360.
11. Томаев А.О. Моделирование рынка внутренних российских пассажирских авиаперевозок / А.О. Томаев, А.С. Каукин // Управленческое консультирование. 2018. N 4. С. 85 - 93.
12. Федорова О.С. Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования / О.С. Федорова, Т.В. Катанаева, А.В. Зырянов, О.Е. Аникеева и др. // Налоги и финансовое право. 2017. N 7. С. 8 - 119.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


25 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 632702-7 "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"

В целях исключения негативного влияния на финансовый рынок и стабильность внутреннего валютного рынка законопроектом предлагается наделить Банк России полномочиями по согласованию перечня резидентов, которые могут не репатриировать денежные средства в Российскую Федерацию в связи с введением в отношении них мер ограничительного характера.




19 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 628352-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка"

Законопроектом вносятся изменения в статью 6.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", которые предоставляют возможность участникам финансового рынка, оказывающим услуги по финансовому консультированию и являющимся членами соответствующей саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, определить признаки индивидуальной инвестиционной рекомендации в базовом стандарте данной саморегулируемой организации.




11 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 621469-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

Законопроектом предлагается не распространять на хозяйствующих субъектов, выручка которых от реализации товаров за последний календарный год не превышает четырехсот миллионов рублей, действие частей 1 и 2 статьи 9 Федерального закона, которые устанавливают обязанности по размещению информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки и об условиях такого договора на своем сайте в сети "Интернет".




1 января 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Цель закона - повышение эффективности входящих на страховой рынок организаций и защиты прав потребителей страховых услуг. Основная задача закона - совершенствование процедуры лицензирования субъектов страхового дела, в том числе внедрение процедуры оценки соискателя лицензии путем анализа планируемых им бизнес-процессов, а также процедуры регистрации юридического лица через Банк России одновременно с получением лицензии на осуществление страховой деятельности.




18 декабря 2018 г.
Проект Федерального закона № 614127-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предлагает дополнить существующий порядок и условия обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств,  предусмотрев возможность заключения договора обязательственного страхования, который бы мог действовать в отношении любого транспортного средства, находящегося во владении страхователя, если оно соответствует типу (категории) и назначению транспортного средства, указанного в таком договоре.



В центре внимания:


О реализации конституционного права на нотариальную защиту (Лакоба А.Д.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Совершенствование учебно-методического обеспечения подготовки высококвалифицированных нотариусов как условие реализации их правового статуса (Ушакова Е.Ю.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Конструкция залогового обязательства при множественности кредиторов (Челышева Н.Ю.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Равные начала выступления Российской Федерации с иными участниками гражданских правоотношений (Садриева Р.Р.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

К вопросу о понятии и признаках обычая в гражданском обороте и семейных отношениях (Ханукаев Ю.Э.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи