Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Унификация и гармонизация института наследования (Ахрамеева О.В.)

Унификация и гармонизация института наследования (Ахрамеева О.В.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

Институт наследования занимает особое, подчас даже священное положение в системе цивилистических институтов в связи с тем, что наследство всегда ассоциируется с религией, со святостью предков (которые и после смерти определяют жизнь, будущее, приобретения и потери своих родственников) и семьей. И еще более мистично это видится в оценке Н. Макиавелли, который обращал внимание на связь наследства и государственного развития, говоря, что народы могут забыть порабощение, завоевание, убийство отца, но они никогда не забудут утерянного наследства. И именно каждая семья в отдельности через наследственное правопреемство определяет будущее своей страны. И от того, как предсказуемо будет осуществляться переход прав, зависит будущее отдельной личности, а это, в свою очередь, определяет предсказуемость развития общества и государства.

Однако эта ожидаемая предсказуемость в настоящее время подвергается испытаниям: трансграничные отношения и на международном уровне, и между частными лицами требуют значительной корректировки законодательства, причем с отсылкой к иным юрисдикциям. Указанная тенденция на первый взгляд представляется вполне разумной. Ведь, несмотря на более чем 20-летний период демократического развития Российского государства, в том числе и в частноправовой сфере, активного международного сотрудничества частных лиц, в отечественном законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие отдельные правоотношения ввиду их новизны, в связи с чем законодатель использует аналогичные иностранные нормы или институты в качестве примера для формирования отечественного законодательства по вновь возникшим правоотношениям. И все бы ничего, но подчас заимствование происходит в виде слепого копирования, ввиду общемировой тенденции к унификации права.

Однако что такое унификация вообще, унификация в части регулирования общественных отношений и унификация в правовой сфере? Основываясь на различных словарных <1> и доктринальных <2> источниках, можно сделать следующий обобщенный вывод, что унификация - это приведение к однообразному регулированию идентичных сфер общественных отношений во внутреннем праве разных государств. Что, как мы все понимаем, невозможно, особенно в сфере наследственных отношений ввиду особого процесса формирования основ этого института.
--------------------------------
<1> URL: https://dic.academic.ru.
<2> Унификация и гармонизация в международном частном праве. Вопросы теории и практики: Монография / Отв. ред. Г.К. Дмитриева, М.В. Мажорина. М.: Норма; ИНФРА-М, 2016. С. 15.

Так, ярким примером унифицирования, а точнее однообразного регулирования, является Регламент Европейского союза N 650/2012 от 4 июля 2012 г. "О компетенции, применимом праве, признании и исполнении решений, принятии и исполнении нотариальных актов по вопросам наследования, а также о создании европейского свидетельства о наследовании" <3>, основная цель которого - облегчение и упрощение процедур наследования, упрощение процедуры подтверждения статуса наследника в стране - участнице Европейского союза (далее - ЕС). Эта реформа, в частности, затрагивает порядок определения применимого права в отношении наследуемого имущества. Теперь выбор компетентной юрисдикции и права, применимого к наследованию, будет по умолчанию определяться исключительно местом постоянного проживания наследодателя, кроме случаев, когда наследодатель в завещании прямо не укажет на применение к наследственным процедурам закона государства своего гражданства.
--------------------------------
<3> Калиниченко Т. Регламент Европейского союза 650/2012 от 4 июля 2012 г. "О компетенции, применимом праве, признании и исполнении решений, принятии и исполнении нотариальных актов по вопросам наследования, а также о создании европейского свидетельства о наследовании". URL: https://notariat.ru/ru-ru/publishing-center/348 (дата обращения: 13.07.2018).

Также в целях упрощения на территории ЕС формальностей, связанных с определением статуса наследника или управляющего наследственной массой, Регламент предусматривает создание единого европейского свидетельства о наследовании (далее - ЕЕСН). На основании этого документа любой гражданин страны ЕС сможет без каких-либо дополнительных формальностей и судебных процедур подтвердить свой статус наследника в любом другом государстве-участнике. Так, наследникам жившего в Польше и оставившего виллу в Испании немца не придется оформлять такую бумагу в каждом из этих государств. Выдаваться ЕЕСН будет в стране последнего длительного пребывания завещателя; обязательным будет использовать это удостоверение при продаже недвижимости ведомствами земельного кадастра стран ЕС.
Однако недостатки все же присутствуют и не только в размытости категории "последнее место жительства", но и в отсутствии легального определения минимального срока проживания лица, который должен пройти, чтобы такое государство стало его последним постоянным местом жительства. Так, последнее постоянное место жительства, по сути, является понятием менее постоянным, чем гражданство, ввиду высокой мобильности населения. Недостатком также является специфичность оформительских процедур, применимых в каждой стране такого конгломерата, как Европейский союз, ведь во внимание обязательно должны приниматься особенности юридической системы каждой из стран, существующие в них требования публичного порядка и национальные традиции.
Таким образом, унификация натолкнулась на препятствия в виде правового менталитета, принятых традиций правоприменения и права, которые базируются на местных традициях и обычаях, отличных друг от друга даже на расстоянии в несколько сотен метров, километров, не говоря уже про разные страны.
Реформирование правовых институтов, основанных на отношениях семьи и брака, которые, в свою очередь, освещены верой, традициями, религией, памятью предков и держатся именно на нормах или традициях прошлого, происходило и в отечественном законодательстве время от времени. Однако не столь революционно. Так, несмотря на появление пришлых людей из Византийской империи на территории Киевской Руси, которые желали подчиняться своему (византийскому) закону в личных и имущественных отношениях, на русской земле не было полного и слепого заимствования, а только лишь необходимое усвоение церковного права, частичное восприятие некоторых положений византийского права, основанных и сочетающихся на местных традициях и обычаях. И эти заимствования византийского закона применялись лишь для пришлых людей и только в отношении их личных и имущественных сделок.
Включение в российское право (как и любое другое национальное право) норм другой правовой системы безболезненно, только если эти нормы (правила) были усвоены народным сознанием и не находятся в противоречии с действительной жизнью. Это частичное, отредактированное временем, обычаями русского народа, восприятие византийского права подтверждается и созданием Соборного уложения 1649 г. Так, исследователи <4> отмечают, что к середине XVII в. некоторые положения византийского права проникли в самую глубь народной жизни, переплавились в ней, слились с началами до такой степени, что не представляется возможным их разграничить. Кроме апробации через обычай, нормы византийского права применялись как вспомогательные источники к отдельным правоотношениям, что также способствовало их ненавязчивому восприятию; отдельные постановления византийского права были реципированы через отдельные светские законы и вошли в Уложение 1649 г. уже как нормы русского права. Таким образом, несмотря на заимствование из чужих источников, Соборное уложение 1649 г. не является компиляцией иностранного права, поскольку переработанный временем византийский правовой материал соответствовал по духу старомосковскому праву, т.е. Уложение отличается от переводных законов XVIII в., XX в., XXI в.
--------------------------------
<4> Чемеринская В.В. Влияние византийского права на древнерусское и российское законодательство X - XVII вв.: Опыт сравнительного анализа: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 16.

Таким образом, на формирование права народов, племен, княжеств, входивших в сферу воздействия Киевской Руси, Московии, большое влияние оказывали обычаи, традиции, дополняющие, изменяющие нормы, которые привносят международные связи и отношения. Но ни в коей мере не сами полностью и слепо заимствованные иностранные нормы. Безусловно, в связи с тесным сотрудничеством Киевской Руси, русских княжеств (в период раздробленности), Московского княжества (а впоследствии - государства и царства) во всех областях с Византийской империей влияния римского права (в виде византийского) было не избежать, однако исключительно путем закрепления в законодательстве Древней Руси тех правил, которые прошли "апробацию" в русском обществе. Так почему сейчас необходимо так бездумно копировать иностранные нормы. Представляется, что вместо унификации, которая обретает форму однообразия, влекущего разрушение реформируемой правовой системы, необходимо использовать иной подход при заимствовании иностранных норм. К примеру, гармонизацию, которая представляет собой один из способов сближения права различных государств. Но в отличие от унификации она влечет возникновение близких, похожих, но не одинаковых норм права <5>. Сама гармонизация основывается на стихийном заимствовании отдельных норм или институтов из других государств, при этом изменяя в той или иной степени их содержание <6>.
--------------------------------
<5> Унификация и гармонизация в международном частном праве. Вопросы теории и практики. С. 24.
<6> Там же. С. 30.

Да, заимствование необходимо, но проводить его нужно разумно и гармонично с уже имеющимися правовыми традициями. Так, в ранее внесенных законопроектах о реформировании отечественного наследственного права содержались нормы о совместном завещании супругов, которые основаны на иных традициях, и, как следствие, цель иная, чем предполагается нашим правоприменителем. Так, совместные завещания предлагалось применять прежде всего для защиты детей супругов созавещателей от предыдущих браков; супруги могут этим завещанием перераспределить общее имущество на случай смерти, в результате чего доля умершего супруга может не попасть в состав наследства, а сохраниться за пережившим супругом и наоборот. Тем самым "...ради интереса собственника или выгодоприобретателя мы жертвуем интересами кредиторов, которые помогли собственнику и выгодоприобретателю получить и приумножить их имущество" <7>. Однако "если в англосаксонской системе, откуда к нам так часто переносятся новые инструменты, они включены в систему формировавшихся столетиями правовых гарантий, сдерживающих злоупотребления, то наскоро пересаженные на отечественную правовую почву они явно несправедливы" <8>.
--------------------------------
<7> Рассказова Н.Ю. Мотив введения большинства новелл, касающихся наследственного права, - обеспечить наследование бизнеса // Закон. 2017. N 6. С. 11.
<8> Там же.

Вместе с тем предложение о совместных завещаниях в Гражданском кодексе Российской Федерации реализовалось в виде ограничения тайны завещания: "Завещание каждого из супругов нотариус вправе удостоверить в присутствии обоих супругов" (ч. 4 ст. 1123 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)) <9>. При этом совместное завещание на территории Российской Федерации, схожее в определенной мере с зарубежным законодательством, существует лишь в Республике Крым и городе федерального значения Севастополь ввиду уже существовавшей на этой территории практики удостоверения этих сделок. То есть где-то законодатель сохранил ранее существовавший правопорядок, а где-то... вводит нечто новое...
--------------------------------
<9> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

Вместе с тем имеется пример взвешенного и основанного на ранее имевшихся нормах нововведения - назначение совместным завещанием родителей опекуна и попечителя в целях защиты интересов несовершеннолетних детей <10>. Тем самым сделана попытка прекратить назначать в качестве опекуна (попечителя) государственным органом тех лиц, которые хотя и соответствуют этому статусу по профессиональным качествам, но не по личным. Таким образом, данный блок изменений в гражданское законодательство представляется более обдуманным, предсказуемым и отвечающим на животрепещущие запросы общества. Законодатель определил более четкие основания для защиты интересов детей, в том числе и их прав наследования. Ведь определять, оформлять, защищать и т.д. интересы ребенка в этой сфере будет не кто-то посторонний, назначенный "бездушным" государственным органом, а лицо, которого знал(и) родитель(ли).
--------------------------------
<10> Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 220-ФЗ "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" в части защиты интересов несовершеннолетнего ребенка" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

На основе этих единичных примеров мы проиллюстрировали случаи неэффективности заимствования иностранных норм без учета эволюционирования реформируемой правовой системы (правового института), без учета формирования правовых традиций, правовой культуры, особенностей правоприменения.

Литература

1. Чемеринская В.В. Влияние византийского права на древнерусское и российское законодательство X - XVII вв.: Опыт сравнительного анализа: Дис. ... канд. юрид. наук / В.В. Чемеринская. М., 2003. 186 с.
2. Унификация и гармонизация в международном частном праве. Вопросы теории и практики / Я.О. Алимова и др.; Отв. ред. Г.К. Дмитриева, М.В. Мажорина. М.: Норма; ИНФРА-М, 2016. 208 с.
3. Рассказова Н.Ю. Мотив введения большинства новелл, касающихся наследственного права, - обеспечить наследование бизнеса / Н.Ю. Рассказова // Закон. 2017. N 6. С. 6 - 12.
4. Калиниченко Т. Регламент Европейского союза 650/2012 от 4 июля 2012 г. "О компетенции, применимом праве, признании и исполнении решений, принятии и исполнении нотариальных актов по вопросам наследования, а также о создании европейского свидетельства о наследовании" / Т. Калиниченко. URL: https://notariat.ru/ru-ru/publishing-center/348 (дата обращения: 13.07.2018).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


25 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 632702-7 "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"

В целях исключения негативного влияния на финансовый рынок и стабильность внутреннего валютного рынка законопроектом предлагается наделить Банк России полномочиями по согласованию перечня резидентов, которые могут не репатриировать денежные средства в Российскую Федерацию в связи с введением в отношении них мер ограничительного характера.




19 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 628352-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка"

Законопроектом вносятся изменения в статью 6.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", которые предоставляют возможность участникам финансового рынка, оказывающим услуги по финансовому консультированию и являющимся членами соответствующей саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, определить признаки индивидуальной инвестиционной рекомендации в базовом стандарте данной саморегулируемой организации.




11 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 621469-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

Законопроектом предлагается не распространять на хозяйствующих субъектов, выручка которых от реализации товаров за последний календарный год не превышает четырехсот миллионов рублей, действие частей 1 и 2 статьи 9 Федерального закона, которые устанавливают обязанности по размещению информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки и об условиях такого договора на своем сайте в сети "Интернет".




1 января 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Цель закона - повышение эффективности входящих на страховой рынок организаций и защиты прав потребителей страховых услуг. Основная задача закона - совершенствование процедуры лицензирования субъектов страхового дела, в том числе внедрение процедуры оценки соискателя лицензии путем анализа планируемых им бизнес-процессов, а также процедуры регистрации юридического лица через Банк России одновременно с получением лицензии на осуществление страховой деятельности.




18 декабря 2018 г.
Проект Федерального закона № 614127-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предлагает дополнить существующий порядок и условия обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств,  предусмотрев возможность заключения договора обязательственного страхования, который бы мог действовать в отношении любого транспортного средства, находящегося во владении страхователя, если оно соответствует типу (категории) и назначению транспортного средства, указанного в таком договоре.



В центре внимания:


О реализации конституционного права на нотариальную защиту (Лакоба А.Д.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Совершенствование учебно-методического обеспечения подготовки высококвалифицированных нотариусов как условие реализации их правового статуса (Ушакова Е.Ю.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Конструкция залогового обязательства при множественности кредиторов (Челышева Н.Ю.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Равные начала выступления Российской Федерации с иными участниками гражданских правоотношений (Садриева Р.Р.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

К вопросу о понятии и признаках обычая в гражданском обороте и семейных отношениях (Ханукаев Ю.Э.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи