Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Совершенствование учебно-методического обеспечения подготовки высококвалифицированных нотариусов как условие реализации их правового статуса (Ушакова Е.Ю.)

Совершенствование учебно-методического обеспечения подготовки высококвалифицированных нотариусов как условие реализации их правового статуса (Ушакова Е.Ю.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

Процесс подготовки высококвалифицированных нотариусов неразрывно связан с развитием не только научно-методического, но и учебно-методического обеспечения указанной деятельности.

Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам (ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>).

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации" (принят ГД РФ 21.12.2012, одобр. СФ ФС РФ 26.12.2012) // СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. I). Ст. 7598; 2018. N 32 (ч. I). Ст. 5110.

 

Это означает, что любая образовательная организация может самостоятельно формировать и совершенствовать свое учебно-методическое обеспечение образовательного процесса применительно к различным профилям подготовки обучающихся, включая взаимодействие с необходимыми правоохранительными и иными организациями правозащитной направленности. Таким образом, учебное заведение высшего профессионального образования, взаимодействуя с Федеральной нотариальной палатой и нотариальной палатой субъекта Российской Федерации, вправе не только определять для себя профили подготовки специалистов в сфере нотариата, но и учитывать особенности указанного направления в учебно-методическом обеспечении.

Подготовка и обучение нотариусов являются очень сложным и многоуровневым процессом, подразумевающим получение кандидатом высшего профессионального образования, необходимую юридическую практику, прохождение практики по нотариальной деятельности и дальнейшее повышение квалификации <2>. Учебно-методическое обеспечение подготовки специалистов в области нотариата так же, как и любого иного предмета в рамках юриспруденции, прежде всего касается образовательного процесса в течение получения высшего профессионального образования по юридической специальности <3>. Надлежащее учебно-методическое обеспечение подготовки специалистов в рамках юридической специализации должно носить поступательный характер, создавать предпосылки для качественного уровня образования, способствующего освоению обучающимися необходимых образовательных программ. Совершенствование учебно-методического обеспечения образовательного процесса подготовки специалистов в области нотариата в рамках бакалавриата и магистратуры образовательных учреждений целесообразно осуществлять в рамках условий по практической интеграции указанных уровней образования так, чтобы последующий уровень был логическим продолжением первого, качественно дополнял его. Преемственность содержания образовательных программ должна касаться не только всего учебного процесса в целом, но и отдельных дисциплин в частности. При этом следует отметить, что необходимо четкое нормативное закрепление границ между уровнем и содержанием подготовки на каждом из них с четким определением получаемыми выпускниками выходных квалификаций. Дополнительно следует отметить необходимость приведения содержания процесса подготовки обучающихся в соответствие с требованиями, предъявляемым к действующим нотариусам и работникам нотариальных палат.

--------------------------------

<2> Филимонова О.А. Есть такая профессия - нотариус // Нотариус. 2010. N 5. С. 13 - 16; Медведев И.Г. Международно-правовые стандарты повышения квалификации нотариусов // Нотариальный вестникъ. 2013. N 1. С. 5 - 10; Романовская О.В. Образовательный ценз, предъявляемый к кандидату на должность нотариуса: новеллы в законодательстве о нотариате // Нотариус. 2015. N 7. С. 41 - 44; Тресцова Е.В., Кузьмина О.В., Соколова О.В. О дополнительных профессиональных программах повышения квалификации государственных служащих и нотариусов на базе Ивановского государственного университета // Научный поиск. 2017. N 2.1. С. 75 - 77.

<3> Осокин Р.Б. Методика проведения семинарских занятий с курсантами Тамбовского филиала Московского университета МВД России по дисциплинарным темам по конституционному и уголовному праву России: "Конституционные права и свободы человека и гражданина России" и "Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина" // Некоторые аспекты правоохранительной деятельности в современных условиях: Сборник статей. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2006. С. 73 - 78.

 

Процесс формирования высококвалифицированных кадров в сфере нотариата зависит также от условий, способствующих непрерывному осуществлению их подготовки и повышению квалификации и профессиональных навыков в течение всей их карьеры. Взаимодополнение процессов обучения, их логическая завершенность позволят обучающимся не только выбирать интересующий их профиль (специализацию), но и определять для себя уровень, достаточный для получения необходимой должности. Дальнейшее обучение в процессе карьеры может осуществляться в рамках аспирантуры, написания диссертационных исследований.

Особое значение в обучении специалистов в сфере нотариата имеет получение практически ориентированного профессионального образования обучающимися, подразумевающего включение в процесс образовательной деятельности прохождения различных видов практики как в системе нотариата, так и в нотариальной конторе или нотариальной палате. Это позволяет рассмотреть в процессе обучения наиболее проблемные и дискуссионные вопросы нотариата и нотариальной деятельности, в процессе докладов и написания работ по данной проблематике - рассматривать и разрешать конкретные задачи и вопросы, связанные с осуществлением указанного вида деятельности.

Вопросы и задачи, требующие рассмотрения и разрешения, могут как излагаться в обновляемых сборниках в рамках учебного курса по нотариату, так и включаться в сборники по другим дисциплинам по юридической специальности. Немаловажную роль в процессе обучения специалистов в области нотариата также имеет и разработка в рамках высших учебных заведений специализированных практикумов, содержащих различные подборки задач и теоретических вопросов, по которым подборка решений и ответов осуществляется обучающимися самостоятельно под контролем преподавателей.

В процессе подготовки специалистов в области нотариата необходимо постоянное взаимодействие с нотариальным сообществом. Эти меры способствуют установлению постоянного контакта обучающихся с практическими специалистами в сфере нотариальной деятельности и влияют на достижение общего результата за счет консультирования и рекомендаций со стороны указанных специалистов относительно содержания учебных программ и подготовки учебных планов. Это, безусловно, положительно скажется на формировании и закреплении первичных профессиональных навыков обучающихся, в том числе и в процессе прохождения практики в нотариальных конторах и нотариальных палатах.

Содержание профессиональной подготовки в процессе формирования высококвалифицированных кадров в сфере нотариата должно постоянно обновляться, основываться на интегрированном подходе и принципе преемственности. Для достижения высоких показателей в сфере осуществления подготовки специалистов в области нотариата профессорско-преподавательскому составу целесообразно обращать внимание на разрешение комплекса задач, в числе которых: осуществление преемственности уровней профессионального образования, формирование и совершенствование рабочих программ, а также иных учебно-методических материалов с учетом обеспечения преемственности уровней образования, предъявляемых стандартов к квалификации специалистов в указанном направлении и междисциплинарных связей. Особо при применении учебных программ по подготовке специалистов профессорско-преподавательскому составу необходимо учитывать знания, умения и навыки, полученные обучающимися на каждом из этапов профессиональной подготовки. Это позволит обеспечить фактическую преемственность уровня подготовленности специалистов юридического профиля.

Немаловажное значение в процессе обучения специалистов в сфере нотариата приобретает и применение активных и интерактивных методов.

Одной из основных активных форм проведения занятий с обучающимися является семинар. В процессе семинарских занятий наиболее всесторонне и полно формируются профессиональные компетенции обучающихся. Активный характер семинарскому занятию придает диалоговая форма, наиболее эффективная при общении с ведущими учеными, представителями юридической практики, которые на личном примере и опыте могут продемонстрировать обучающимся, каким образом получаемые ими знания, умения и навыки могут быть полезны в процессе осуществления нотариальной деятельности и построения карьеры в области нотариата. На указанных занятиях практические работники нотариата могут наглядно продемонстрировать методику анализа предоставляемых документов, осуществления различных нотариальных действий. Наибольшую эффективность в указанном направлении приобретают выездные занятия.

К активным формам занятий обучающихся по специальности "юриспруденция" также можно отнести такие формы, как дискуссии (как индивидуальные, так и групповые), компьютерные симуляции, различные игры, вариативные тренинги. Юридический анализ различных ситуаций представляет собой основное содержание практических занятий.

Одними из наиболее незаменимых средств закрепления полученных обучающимися знаний, умений и навыков в рамках изучения программы по профилю нотариата можно назвать компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры.

В рамках психологических тренингов в процессе обучения рассматриваются вопросы формирования у обучающихся устойчивых навыков толерантного общения, поведения с окружающими, умения вести деловой и уравновешенный диалог с представителями различных социальных групп, включая возможности противодействия коррупционным проявлениям в свой адрес.

В рамках указанных тренингов целесообразно включать беседы о правовых последствиях различных правонарушений со стороны нотариуса, включая те, что выходят за рамки дисциплинарных проступков.

В учебно-методические программы по юридическим дисциплинам, преподаваемым студентам по профилям подготовки, относящимся к нотариату, целесообразно включать и сквозной тренинг, который подразумевает закрепление у лиц, получающих специальное образование, понимание межотраслевых и межпредметных связей, навыков пользования информационно-справочными системами, информационными ресурсами по нотариальной деятельности, контроля за изменением законодательства, анализа наиболее актуальных проблем. Закрепление сквозного тренинга в учебных планах будет способствовать обеспечению и фактической реализации интегрированного подхода к юридическому образованию, что потребует закрепления указанного метода в федеральных государственных образовательных стандартах.

В последнее время активно ведутся споры о включении в стандарты высшего юридического образования такого метода, как интерактивный тренинг. Проблема внедрения данного метода заключается в необходимости тщательного соотношения между собой учебно-методического материала, определения точек его соприкосновения. Необходимо установить константу, интегрирующую полученные знания, умения и навыки, в совокупности образующие компетенции обучающихся.

В рамках рассмотрения вопроса о совершенствовании активных и интерактивных форм проведения обучения в рамках подготовки кадров для нотариата следует также обратить внимание и на усовершенствованный метод разбора конкретных ситуаций (case study). Указанный метод относится к имитационным способам обучения. Данный метод рассматривает практические (основанные на реальных ситуациях жизни), обучающие (создаваемые искусственно с условной приближенностью к реальности) и исследовательские (моделируемые в научных целях) ситуации.

В процессе case study внимание обучающегося направлено на понятие сути и особенностей конкретной ситуации, ее оценку, поиск проблематики, ее характера и сложности, а также осмысление его роли в разрешении проблем и задач с учетом выработки наиболее целесообразной линии поведения.

Метод case study относится к категории инновационных исследовательских технологий. Способствует формированию у обучающегося навыков связывать теорию с практикой, погружаться в определенную ситуацию и находить пути решения возникающих вокруг нее проблем. Технология case study достаточно эффективна и для применения в процессе повышения квалификации нотариусов и работников нотариата. В процессе обучения они смогут не только разбирать ситуации, которые им предлагаются на занятиях, но и самостоятельно обозначать их в целях выявления правильных, научно обоснованных способов разрешения проблемных вопросов, возникающих в процессе рассмотрения, уяснить сущность и алгоритм последующих действий. Указанная технология, с учетом ее практической значимости для обучающегося, также достойна включения в государственные образовательные стандарты. Она позволит проводить целые практические занятия после завершения рассмотрения определенных тем, предусмотренных учебной программой, включающей не только дисциплины, затрагивающие деятельность нотариата, но и прикладные дисциплины в сфере юриспруденции.

Одними из наиболее инновационных интерактивных методов также можно назвать мозговой штурм, деловую и ролевую игры, в которых теоретические подходы и обсуждение доктринальных подходов заменяются практическими заданиями. В рамках деловых игр моделируются различные виды юридической практики; они позволяют обучающимся составить представление о них, выбрать для себя наиболее интересное направление. Таким образом, они информируют обучающихся о специфике практической деятельности в зависимости от вида того ли иного судебного, правоохранительного или правозащитного института, моделированием деятельности которого они занимаются в рамках учебного процесса. Для обучающихся, избравших для себя направление нотариальной деятельности, такие игры позволяют на личном примере узнать о структуре, нормативно-правовых основах функционирования нотариата, отдельных видах нотариальных действий и специфике их осуществления.

Отдельного внимания заслуживает вопрос учебно-методического обеспечения деятельности аспирантуры. Указанное обеспечение прежде всего должно быть направлено на достижение такого результата, как подготовка и защита диссертации. Здесь целесообразно сориентировать учебно-методическое обеспечение обучения в рамках аспирантуры на выбор тем, относящихся к нотариальной деятельности, планирование соответствующей исследовательской деятельности, определить алгоритм прохождения каждого из этапов научно-исследовательского процесса.

Процесс учебно-методического обеспечения повышения квалификации действующих нотариусов и сотрудников нотариальных палат строится с учетом актуальных направлений, которые определяются Федеральной нотариальной палатой при взаимодействии с образовательными и научно-исследовательским организациями, в которых проводятся или планируются соответствующие курсы по определенным программам. Учебно-методическое обеспечение в таком случае имеет свою специфику, зависящую от того, имеют ли они общий характер или ориентированы только на определенный контингент работников и сотрудников нотариата, является ли их тематика обобщенной либо конкретизированной; проводятся ли они на постоянной основе или введены в связи с определенными изменениями в действующем законодательстве или проблемами, возникающими в процессе осуществления практической деятельности.

В учебно-методических материалах, применяемых в процессе повышения квалификации сотрудников нотариата, для всестороннего и объективного закрепления изучаемых проблем целесообразно предусматривать введение определенных лекций, информации о рассмотренных новеллах действующего законодательства и их толковании, изложение ранее рассмотренных практических ситуаций в сфере нотариата и решений по ним, подборку наиболее актуальных судебных решений по соответствующей проблематике, в том числе и расширенный список рекомендованной литературы.

В последнее время Федеральной нотариальной палатой предпринимается ряд мер, направленных на совершенствование учебно-методического процесса обучения сотрудников и работников нотариата, включая разработку требований, которые учитываются при принятии решений по аккредитации программ высших учебных заведений, проводящих курсы по соответствующей специализации. Несмотря на это, подготовка высококвалифицированных нотариусов все равно нуждается в дальнейшем развитии учебно-методического обеспечения.

Резюмируя вышеизложенное, хотелось бы отметить важность и значимость учебно-методического обеспечения подготовленности высококвалифицированных кадров в сфере нотариата, большую роль в его развитии со стороны Федеральной нотариальной палаты. Приоритетными направлениями в этой сфере являются обеспечение взаимодействия по данному направлению с образовательными и научно-исследовательскими учреждениями, разработка единых рекомендаций по формированию указанного обеспечения для организаций, занимающихся повышением квалификации нотариусов и работников нотариата.

Также целесообразно модернизировать и иными способами совершенствовать учебно-методическое обеспечение преподавания отдельных дисциплин и курсов высших учебных заведений и организаций, занимающихся научно-исследовательской деятельностью во взаимодействии с Федеральной нотариальной палатой и нотариальными палатами субъектов Российской Федерации. Большое внимание в этом следует уделять расширению видов и объемов используемых интерактивных и активных методов обучения, непосредственно связывать учебный процесс с практической деятельностью, использовать интегративные формы занятий, позволяя тем самым связывать в единое целое несколько дисциплин, продемонстрировать обучающимся взаимосвязь последних, ориентировать их на важность всесторонней и полной подготовки для осуществления нотариальной деятельности.

В заключение изложенного хотелось бы сделать ряд выводов.

1. Для функционирования процесса подготовки высококвалифицированных кадров необходимо расширенное участие нотариального сообщества в формировании и развитии учебно-методического обеспечения образования в учебных заведениях, осуществляющих подготовку специалистов в сфере нотариальной деятельности.

2. Деятельность по повышению учебно-методического обеспечения подготовки специалистов в области нотариальной деятельности должна реализовываться на уровнях Минобрнауки России, Федеральной нотариальной палаты, нотариальных палат субъектов Российской Федерации, а также высших учебных заведений и организаций, занимающихся обучением указанных специалистов, повышением их квалификации. Необходима разработка единых рекомендаций по учебно-методическому обеспечению образовательной деятельности, включая и деятельность по повышению квалификации действующих сотрудников и работников нотариата. Немаловажная роль в указанном процессе отводится и расширению взаимодействия нотариального сообщества с образовательными и научно-исследовательскими организациями в сфере подготовки специалистов в области нотариата; увеличению применения активных и интерактивных методов подготовки кадров с ориентацией на практическое осуществление нотариальной деятельности.

Литература

1. Медведев И.Г. Международно-правовые стандарты повышения квалификации нотариусов / И.Г. Медведев // Нотариальный вестникъ. 2013. N 1. С. 5 - 10.
2. Осокин Р.Б. Методика проведения семинарских занятий с курсантами Тамбовского филиала Московского университета МВД России по дисциплинарным темам по конституционному и уголовному праву России: "Конституционные права и свободы человека и гражданина России" и "Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина" / Р.Б. Осокин // Некоторые аспекты правоохранительной деятельности в современных условиях: Сборник статей. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2006. С. 73 - 78.
3. Романовская О.В. Образовательный ценз, предъявляемый к кандидату на должность нотариуса: новеллы в законодательстве о нотариате / О.В. Романовская // Нотариус. 2015. N 7. С. 41 - 44.
4. Тресцова Е.В., Кузьмина О.В., Соколова О.В. О дополнительных профессиональных программах повышения квалификации государственных служащих и нотариусов на базе Ивановского государственного университета / Е.В. Тресцова, О.В. Кузьмина, О.В. Соколова // Научный поиск. 2017. N 2.1. С. 75 - 77.
5. Филимонова О.А. Есть такая профессия - нотариус / О.А. Филимонова // Нотариус. 2010. N 5. С. 13 - 16.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


25 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 632702-7 "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"

В целях исключения негативного влияния на финансовый рынок и стабильность внутреннего валютного рынка законопроектом предлагается наделить Банк России полномочиями по согласованию перечня резидентов, которые могут не репатриировать денежные средства в Российскую Федерацию в связи с введением в отношении них мер ограничительного характера.




19 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 628352-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка"

Законопроектом вносятся изменения в статью 6.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", которые предоставляют возможность участникам финансового рынка, оказывающим услуги по финансовому консультированию и являющимся членами соответствующей саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, определить признаки индивидуальной инвестиционной рекомендации в базовом стандарте данной саморегулируемой организации.




11 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 621469-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

Законопроектом предлагается не распространять на хозяйствующих субъектов, выручка которых от реализации товаров за последний календарный год не превышает четырехсот миллионов рублей, действие частей 1 и 2 статьи 9 Федерального закона, которые устанавливают обязанности по размещению информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки и об условиях такого договора на своем сайте в сети "Интернет".




1 января 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Цель закона - повышение эффективности входящих на страховой рынок организаций и защиты прав потребителей страховых услуг. Основная задача закона - совершенствование процедуры лицензирования субъектов страхового дела, в том числе внедрение процедуры оценки соискателя лицензии путем анализа планируемых им бизнес-процессов, а также процедуры регистрации юридического лица через Банк России одновременно с получением лицензии на осуществление страховой деятельности.




18 декабря 2018 г.
Проект Федерального закона № 614127-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предлагает дополнить существующий порядок и условия обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств,  предусмотрев возможность заключения договора обязательственного страхования, который бы мог действовать в отношении любого транспортного средства, находящегося во владении страхователя, если оно соответствует типу (категории) и назначению транспортного средства, указанного в таком договоре.



В центре внимания:


О реализации конституционного права на нотариальную защиту (Лакоба А.Д.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Совершенствование учебно-методического обеспечения подготовки высококвалифицированных нотариусов как условие реализации их правового статуса (Ушакова Е.Ю.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Конструкция залогового обязательства при множественности кредиторов (Челышева Н.Ю.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Равные начала выступления Российской Федерации с иными участниками гражданских правоотношений (Садриева Р.Р.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

К вопросу о понятии и признаках обычая в гражданском обороте и семейных отношениях (Ханукаев Ю.Э.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи