Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Аккредитивы: новые возможности и возможные сложности (Демонтович Ю., Окунева А.)

Аккредитивы: новые возможности и возможные сложности (Демонтович Ю., Окунева А.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

Новая редакция Положения N 383-П <1> приближена к международным стандартам и адаптирована к цифровым технологиям. Какие возможности, связанные с представлением электронных документов, открываются перед участниками аккредитивной сделки? Как работать с новыми правилами перевода денежных средств при расчетах аккредитивами?
--------------------------------
<1> Положение Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств".

Напомним, что аккредитивам посвящен отдельный раздел "Расчеты по аккредитиву" гл. 46 ч. 2 ГК РФ, который определяет обязательства и ответственность сторон аккредитивной сделки. Согласно ст. 867 ГК РФ расчеты по аккредитиву регулируются данным Кодексом, банковскими правилами, условиями аккредитива, а в части, ими не урегулированной, - обычаями, применяемыми в банковской практике.
При использовании международных аккредитивов стороны в большинстве случаев подчиняют их Унифицированным правилам и обычаям для документарных аккредитивов (редакция 2007 г., публикация Международной торговой палаты N 600 (UCP 600)).
При расчетах на территории РФ основополагающим документом для всех субъектов расчетных правоотношений выступают правила осуществления перевода денежных средств (далее - Правила), установленные Положением N 383-П.
Анализ новой редакции позволяет сделать вывод, что изменения были вызваны, во-первых, необходимостью адаптации Правил для использования современных цифровых технологий, а во-вторых, потребностью приблизить внутрироссийские правила по аккредитивам к международным стандартам.
В новой редакции были учтены предложения банков, входящих в рабочую группу при Российском национальном комитете Международной торговой палаты (ICC Russia). При этом рабочей группой ставилась задача соблюдения принципа технологической нейтральности Правил для обеспечения их гибкости в условиях быстрого развития технологий. При работе над новой редакцией Правил, в частности, использовались положения eUCP <1>, определяющие порядок работы с электронными представлениями; новая редакция документа (eUCP Version 2.0) вступит в силу с 1 июля 2019 г. Таким образом, российский рынок получил новые стандарты работы с электронными представлениями даже ранее мирового сообщества.
--------------------------------
<1> Supplement to the Uniform Customs and Practice for Documentary Credits for Electronic Presentation.

К основным изменениям Правил относится включение в них возможности передачи аккредитива, изменений условий аккредитива, документов, заявлений, уведомлений, извещений и иного обмена информацией по аккредитиву в электронном виде с использованием средств связи, позволяющих достоверно установить отправителя, включая информационные системы, в том числе распределенные информационные системы.

Использование информационных систем для представления документов

Особенностям обмена информацией по аккредитиву с использованием информационных систем посвящен новый п. 6.34 Правил.
Следует отметить, что возможность представления документов по аккредитиву в электронной форме была предусмотрена и предыдущей редакцией Правил, а в ГК РФ такая возможность закреплена с 1 июня 2018 г. В новой редакции расширены возможности применения электронных средств связи при осуществлении аккредитивной сделки. В первую очередь предусмотрено использование для этих целей распределенных информационных систем, что позволит получить на практике преимущества, свойственные таким системам: неизменность информации, скорость и прозрачность операций, снижение риска фальсификации документов и информации.
Правила также определяют:
- условия, при которых по аккредитиву могут быть представлены электронные документы (п. 6.16);
- способ представления документов: путем их направления, предоставления к ним доступа, а также предоставления банку ссылки для обращения к предусмотренной условиями аккредитива информационной системе, содержащей документы в электронном виде (п. 6.34.1);
- условия, при выполнении которых электронный документ считается представленным (п. 6.34.3);
- порядок определения даты и времени представления (п. 6.34.4).
Отдельно хотелось бы обратить внимание на содержание п. 6.34.3, а именно положение, что документ в электронном виде считается представленным в случае одновременного выполнения следующих условий:
- направление документов в электронном виде или предоставление к ним доступа по предусмотренному условиями аккредитива электронному адресу, в том числе адресу электронной почты, адресу в Интернете, и (или) с использованием информационной системы, наименование которой указано в условиях аккредитива;
- соответствие формата документа в электронном виде определенному формату, если это предусмотрено условиями аккредитива;
- возможность установить содержание документа в электронном виде и провести его проверку на соответствие условиям аккредитива;
- при направлении документа - возможность установить отправителя документа в электронном виде, а при предоставлении доступа к информационной системе или ссылки для обращения к информационной системе - возможность установить информационную систему, в которой содержится документ в электронном виде, и доступность в течение срока проверки документов информационной системы, используемой для представления документов в электронном виде.
Таким образом, видится целесообразным указание в условиях аккредитива формата, в котором должен быть представлен электронный документ, так как в противном случае документ может быть представлен в любом формате. Исполняющему банку и банку-эмитенту следует учитывать данный риск, так как невозможность проверки банком документов в указанном в аккредитиве формате или в представленном формате, если в аккредитиве не указан формат, не может служить основанием отказа в принятии документов к оплате <1>.
--------------------------------
<1> EUCP Version 1.1 (ст. e6 (c)), которые могут быть рассмотрены в качестве обычаев, применяемых в банковской практике.

Рекомендуется указывать в условиях аккредитива место представления для бумажных документов и для электронных документов, если условиями аккредитива предусмотрено представление части документов в бумажном виде, а части - в электронном.
Пункт 6.34.3 также определяет, что когда банк, осуществляющий проверку документов, не может получить доступ к информационной системе в связи с ограничением доступа, в том числе в связи с предоставлением платного доступа, если такое условие доступа не было предусмотрено условиями аккредитива, то документ считается непредставленным. При этом в eUCP невозможность доступа к документу в информационной системе во время проверки документов будет считаться расхождением.

Новый документ - уведомление о завершении представления документов

Правилами предусмотрен новый документ, который должен быть оформлен получателем средств по аккредитиву при представлении документов в электронном виде, - уведомление о завершении представления документов (п. 6.34.5).
Необходимость представления такого документа вызвана тем, что при представлении документов в электронном виде неприменимо традиционное определение комплекта документов, предполагающего представление всех документов в исполняющий банк одним пакетом. Документы в электронном виде могут быть представлены как совместно, так и раздельно, одновременно или в разное время. При этом способы их представления также могут различаться (по электронной почте, посредством ссылки на информационную систему и т.д.). Кроме того, если принимать во внимание, что большинство документов по аккредитиву оформляются не получателем (транспортными компаниями, страховыми организациями и т.д.), представление таких документов в исполняющий банк может осуществляться непосредственно компаниями, их выписавшими. Для того чтобы исполняющий банк мог определить окончание процесса представления, и нужен новый документ. При этом участники расчетов вправе предусмотреть в условиях аккредитива иной способ определения завершения представления документов.

Порядок действий при обращении к информационной системе

Правила также определяют порядок действий и обязанности исполняющего банка в случае, если представление документов осуществляется путем обращения к информационной системе. Пунктом 6.34.7 предусмотрены:
- порядок определения даты представления - это дата первого обращения исполняющего банка к информационной системе, в результате которого исполняющим банком было зафиксировано наличие в такой информационной системе документа в электронном виде, предусмотренного условиями аккредитива, либо дата, в которую представление документов по аккредитиву является завершенным в соответствии с условиями аккредитива;
- возможность установления порядка, в том числе периодичности, обращения исполняющего банка к информационной системе условиями аккредитива и (или) соглашением между участниками расчетов по аккредитиву;
- обязанность исполняющего банка фиксировать информацию о наличии в информационной системе документа в электронном виде, предусмотренного условиями аккредитива, дате и времени каждого обращения к информационной системе, а также о результате такого обращения.
Отдельный пункт (6.34.8) посвящен действиям участников аккредитивной сделки при невозможности представления документов в электронном виде по причине недоступности информационной системы. Данным пунктом установлены сроки (один рабочий день) для направления участниками извещений о недоступности системы и восстановлении доступа, что позволяет достигнуть компромисса между интересами сторон: не ущемлять интересы получателя средств и в то же время не допустить увеличения расходов плательщика, связанных с вынужденным продлением срока действия аккредитива.
Наряду с изменениями, касающимися цифровизации расчетов по аккредитивам, Банком России были внесены и другие изменения в Правила. В частности, везде по тексту (кроме первого предложения п. 6.15, где, как мы полагаем, прежняя редакция оставлена ошибочно) была исключена оговорка, что документы по аккредитиву представляются получателем средств. Это открывает возможность для получения электронных документов, в том числе посредством информационных систем.
На рынке сформировались предпосылки для расширения применения аккредитивов с представлением документов посредством электронных систем. Например, в сфере расчетов по сделкам купли-продажи недвижимости в качестве документа, представляемого для платежа по аккредитиву, может рассматриваться выписка из Единого государственного реестра недвижимости в электронном виде. В такие аккредитивы органично может быть встроен смарт-контракт, который будет отслеживать появление требуемого документа в реестре. Причем это можно сделать и без применения технологии блокчейн, а элементарно изложив в условиях аккредитива, что банк должен с определенной периодичностью (например, раз в день в 15:00 по московскому времени) самостоятельно обращаться к системе ЕГРН и проверять изменение параметров на те, которые соответствуют заявленным в аккредитиве.

Работа с аккредитивами в русле международной практики

При изменении параграфа 3 гл. 46 ГК РФ (новая редакция вступила в силу с 1 июня 2018 г.) п. 1 ст. 870 ГК РФ было установлено, что аккредитив может быть подтвержден другим банком (снято ограничение на подтверждение аккредитива исполняющим банком). С 6 января 2019 г. соответствующая норма в Правилах приведена в соответствие с ГК РФ, а также с международной практикой, где подтверждающий банк чаще всего совпадает с исполняющим, но эти роли могут выполнять и разные банки.
Еще несколько изменений Правил приводят российскую практику аккредитивных операций в соответствие с международными подходами. Так, уточнена редакция п. 6.24: исключена оговорка про эмитента из положения о том, что при установлении несоответствия документов по внешним признакам условиям аккредитива исполняющий банк вправе отказать в исполнении аккредитива, уведомив об этом не только получателя средств, но почему-то и банк-эмитент. При работе с международными аккредитивами, руководствуясь UCP 600, банк, получивший документы, извещает об их несоответствии сторону, представившую документы (обычно это бенефициар), и последняя имеет право устранить расхождения в документах там, где это возможно.
Из данного пункта удалено положение, что в случае направления исполняющим банком запроса в банк-эмитент по документам с расхождениями они находятся на хранении в исполняющем банке до получения ответа банка-эмитента. Это в корне противоречило международной практике, согласно которой документы находятся в распоряжении представляющего лица.
Также теперь в Правилах, как и в UCP 600, зафиксировано, что исполняющий банк вправе в любой момент до получения ответа банка-эмитента и указаний получателя средств возвратить документы с расхождениями получателю средств (п. 6.24). Со своей стороны банк-эмитент, даже обратившись к плательщику в отношении документов с расхождениями, вправе в любой момент до получения ответа плательщика возвратить их получателю средств (п. 6.28). Это важно для тех ситуаций, когда решение вопроса акцепта документов с расхождениями затягивается и банк вынужден нести ответственность и расходы по их хранению в течение неопределенного времени.
В п. 6.32 теперь определено, что при закрытии покрытого (депонированного) аккредитива возврат неиспользованных денежных средств банку-эмитенту осуществляется исполняющим банком в день закрытия аккредитива (в предыдущей редакции - не позднее следующего рабочего дня). Здесь обязательно нужно принимать во внимание изменение ст. 873 ГК РФ: если ранее в ней было установлено, что аккредитив закрывается по истечении срока его действия (подп. 1 п. 1), то сейчас мы руководствуемся оговоркой "за исключением случая, когда документы по аккредитиву были представлены в пределах срока действия аккредитива". Следовательно, нет больше необходимости устанавливать срок действия аккредитива, покрывающий период отсрочки платежа, а можно рассматривать срок действия аккредитива как срок для представления документов, как это определено в ст. 6d(i) UCP 600.
К сожалению, Правила не претерпели изменений в отношении перевода покрытия в исполняющий банк, так как данное требование сохранилось в ГК РФ и после его изменения. Как мы писали в предыдущих выпусках журнала <1>, в международной практике необходимость предоставления покрытия определяется договоренностями сторон и чаще всего используется во взаимоотношениях между банком-эмитентом и плательщиком (приказодателем) при невозможности принятия банком кредитного риска на клиента. Многие крупные банки в международных расчетах придерживаются политики отказа от перевода покрытия в другой банк, справедливо полагая, что это негативно сказывается на их репутации и влияет на ценообразование по иным продуктам. Кроме того, принимая во внимание первичность своего обязательства по аккредитиву, в случае открытия покрытого аккредитива банки-эмитенты вынуждены оценивать кредитный рейтинг исполняющего банка (может быть реализовано через установление лимитов на банки), чтобы минимизировать свои риски на случай несостоятельности (банкротства) такого банка. Банки с разветвленной филиальной сетью в этой связи активно предлагают клиентам открытие и исполнение аккредитивов внутри своей сети, при этом банком получателя средств может быть иной удобный ему банк (например, где компания держит расчетный счет).
--------------------------------
<1> См.: Окунева А. Изменения в российском гражданском регулировании аккредитивов // Международные банковские операции. 2017. N 4. С. 63 - 68.

Введение в ГК РФ (ст. 870.1) понятия переводного (трансферабельного) аккредитива не повлекло за собой изменений Правил, последним абзацем п. 6.30 которых установлена возможность исполнения аккредитива третьему лицу. При этом возникает вопрос о применении на практике положения о том, что если:
- получатель средств не представил документы в исполняющий банк для замены в течение срока представления документов или
- в представленных им документах содержатся расхождения, которых не было в документах, представленных третьим лицом, то исполняющий банк вправе представить банку-эмитенту документы, представленные третьим лицом, или принять документы, представленные третьим лицом (если банк-эмитент является исполняющим банком).
Очевидно, что данное положение соответствует ст. 38i UCP 600, однако в указанной статье есть четкое ограничение, что допустима замена только счета (инвойса) и переводного векселя (тратты). В то же время п. 1 ст. 870.1 ГК РФ устанавливает, что получатель средств вправе определить документы, которые должны быть представлены указанным им лицом для исполнения трансферабельного аккредитива, и эти документы могут быть не предусмотрены условиями аккредитива.
Если при трансферации аккредитива получатель средств определит совершенно иные документы, чем предусмотрено условиями аккредитива, то в ситуации, указанной в последнем абзаце п. 6.30 Правил, представившее документы третье лицо ждет заведомый отказ в их оплате, так как они, хотя и соответствуют условиям переведенного аккредитива, не соответствуют условиям аккредитива, выпущенного банком-эмитентом, о чем второй получатель может просто не знать. Третьему лицу, на наш взгляд, следует проявлять осторожность, соглашаясь принять трансферированный аккредитив в качестве платежного инструмента (исключением будет случай, когда такое лицо не просто доверяет получателю средств, а может влиять/управлять ситуацией, например как в паре "головная-дочерняя компании"). Будем следить за развитием практики.
На российском рынке сформировалась нормативная база для использования цифровых аккредитивов и представления документов в электронном виде с использованием информационных систем. В то же время резкий рост объема таких сделок не отмечен, поскольку:
- отсутствуют структурированные цифровые товарно-транспортные документы;
- участники аккредитивной сделки должны согласовывать вид и порядок использования документов, подписанных ЭП <1>.
--------------------------------
<1> Электронная подпись в значении, определяемом Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

Представление скан-копий документов, по нашему мнению, не является электронным представлением документов.
Активная работа по цифровизации документарного бизнеса ведется на различных уровнях. Можно выделить два проекта:
- проект "Цифровой аккредитив" по созданию универсального сервиса для работы с аккредитивами на платформе "Мастерчейн", реализуемый участниками Ассоциации ФинТех;
- суперсервис <1> "Безбумажные перевозки пассажиров и грузов", за развитие которого отвечает Минтранс России.
--------------------------------
<1> Решением Президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 28.03.2019 утвержден перечень из 25 приоритетных жизненных ситуаций для цифровой трансформации госуслуг - суперсервисов (комплексных услуг, привязанных к жизненной ситуации).

Когда перечень электронных документов будет расширен и все участники сделки окажутся готовы к переходу на цифровые технологии, аккредитивы станут популярнее и доступнее не только для крупных компаний, но и для малого бизнеса.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи