Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Доходы от операций с криптовалютой (Изольдина Л.М.)

Доходы от операций с криптовалютой (Изольдина Л.М.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

Проводя анализ писем контролирующих органов, невольно ловишь себя на мысли, что все больше появляется вопросов, связанных с исчислением и уплатой налогов при проведении операций с криптовалютой.
Однако при отсутствии у криптовалюты правового статуса Минфин и ФНС, как правило, дают рекомендации на основе общих норм Налогового кодекса. И понять их можно. Если переиначить фразу из русской народной сказки: "Пойди туда, не знаю куда", можно сказать: "Обложи налогом то, не знаю что".
О том, какие разъяснения на сегодняшний день есть в отношении операций с криптовалютой, и пойдет речь в данной статье.

Что такое криптовалюта?

Как гласит Википедия, криптовалюта - разновидность цифровой валюты, создание и контроль за которой базируются на криптографических методах.
Иными словами, это цифровая (виртуальная) валюта, не имеющая физического выражения, которая защищена от подделки, так как представляет собой зашифрованную информацию, скопировать которую невозможно. Используется участниками оборота в целях проведения расчетов в Интернете.
Есть несколько способов выпуска цифровых денег: майнинг (поддержание специальной платформы для создания новых криптоденег), forging (образование новых блоков в уже имеющихся криптовалютах), ICO (первичное размещение монет, система инвестирования).
Перечислим, что характерно для криптовалюты и что отличает ее от обычных денег:
- не имеет физического состояния (в бумажной или монетной форме), являясь набором определенной зашифрованной последовательности, которую невозможно подделать или изменить;
- не имеет единого центра управления и эмиссии. Майнинг может осуществлять любой желающий при наличии соответствующего оборудования;
- ничем не обеспечена. Драгоценные металлы не являются основой ее стоимости;
- криптовалютные платежи анонимны, так как отсутствуют механизмы, позволяющие отследить отправителя и получателя; также невозможно отменить.

Правовой статус криптовалюты до сих пор законодательно не закреплен

Статьей 27 Закона о Банке России <1> установлено, что официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

При этом в законодательстве РФ не закреплены такие понятия, как денежный суррогат, криптовалюта, виртуальная валюта.
Как отмечено в Письме Минфина России от 02.10.2017 N 03-11-11/63996, в настоящее время федеральными органами исполнительной власти и ЦБ РФ осуществляется мониторинг обращения денежных суррогатов (в том числе криптовалют), а также с учетом зарубежного опыта проводится дополнительный анализ рисков их возможного использования в противоправных (преступных) целях. В этой связи вопрос возможного регулирования выпуска и оборота криптовалют может быть рассмотрен после анализа результатов указанного мониторинга.
К сожалению, документы, узаконивающие оборот криптовалюты в России, до сих пор находятся на стадии законопроектов (N 419059-7 "О цифровых финансовых активах", N 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (о цифровых правах)", N 419090-7 "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ").

Росфинмониторинг предупреждает

Отличительные особенности криптовалюты и риски, которые несут организации, ее использующие, были перечислены в Информационном сообщении об использовании криптовалют, появившемся в начале 2014 года на сайте Росфинмониторинга <2>. В частности, были названы такие особенности, как:
- децентрализация (отсутствует возможность регулирования процесса выпуска и обращения наиболее распространенных криптовалют, в том числе со стороны государства);
- анонимность;
- отсутствие требований ведения специальной отчетной документации.
--------------------------------
<2> Аналогичная позиция содержится в Информации Банка России от 27.01.2014 "Об использовании при совершении сделок "виртуальных валют", в частности, Биткойн". В Информации от 04.09.2017 ЦБ РФ подтвердил позицию, изложенную в январе 2014 года, в отношении разного рода частных виртуальных валют (криптовалют).

Какие отрицательные моменты здесь видит Росфинмониторинг?
Во-первых, вышеуказанные обстоятельства (в первую очередь анонимность платежа) обусловили активное использование криптовалют в торговле наркотиками, оружием, поддельными документами и иной преступной деятельности. Данные факты, а также возможность бесконтрольного трансграничного перевода денежных средств и их последующего обналичивания служат предпосылками высокого риска потенциального вовлечения криптовалют в схемы, направленные на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

Примечание. Росфинмониторинг информирует, что использование криптовалют при совершении сделок является основанием для рассмотрения вопроса об отнесении таких сделок (операций) к сделкам (операциям), направленным на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

Во-вторых, в Информационном сообщении отмечено, что отсутствие в системах криптовалют контролирующего центра влечет невозможность обжалования или отмены несанкционированной транзакции, а фактическое нахождение криптовалют вне правового поля не предоставляет возможность реализации правовых механизмов обеспечения исполнения обязательств сторонами сделки. К примеру, если оплата произведена, но услуга или товар не получены, то нет гарантий возврата такого платежа.
Яркий тому пример - Апелляционное определение Ульяновского облсуда от 31.07.2018 по делу N 33-3142/2018, где рассматривалось требование одного физлица (истца) о взыскании с другого физлица (ответчика) неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами. Ответчик обязался на условиях предоплаты приобретать криптовалюту для истца. Истец перевел на банковский счет ответчика денежные средства, после чего тот перестал выходить на связь, криптовалюту истцу не передал и не вернул полученные денежные средства.
Суд отказал истцу в удовлетворении требований, поскольку в Российской Федерации отсутствует какая-либо правовая база для регулирования платежей, осуществляемых в виртуальной валюте, а также отсутствует какое-либо правовое регулирование торговых интернет-площадок, все операции с виртуальной валютой (криптовалютой) производятся их владельцами на свой страх и риск. Истец, согласившись с условиями предоставления обмена электронных валют, принял на себя риск несения любой финансовой потери или ущерба.
Итак, риски при проведении операций с криптовалютой велики. Статус ее на территории РФ ни в гражданском, ни и в отраслевом законодательстве не определен. В то же время, как отмечено в Письме ФНС России от 03.10.2016 N ОА-18-17/1027, запрета на проведение российскими гражданами и организациями операций с использованием криптовалюты законодательство РФ не содержит.

Суд признал криптовалюту имуществом

Арбитражная практика, связанная с налоговыми спорами вокруг операций с криптовалютой, по вполне понятным причинам не сложилась. Но есть "первые ласточки" по поводу применения гражданского законодательства. В том числе важное решение, результатом которого стало признание криптовалюты имуществом (см. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2018 N 09АП-16416/2018 по делу N А40-124668/2017). Правда, в этом судебном акте рассматривались разногласия между физлицом, которое признано несостоятельным (банкротом) и в отношении которого открыта процедура реализации имущества гражданина, и финансовым управляющим. Однако тот общий вывод, который был сделан в отношении криптовалюты, полагаем, может быть взят на вооружение и в иных ситуациях с ее участием.
Управляющий намеревался включить содержимое криптокошелька, принадлежащего должнику, в конкурсную массу. Однако должник отказался предоставить к нему доступ (передать пароль), полагая, что криптовалюта не является объектом гражданских прав (имуществом) и поэтому не подлежит включению в конкурсную массу.
Согласно ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Обратите внимание! Суд пришел к выводу, что действующее гражданское законодательство не содержит понятия "иное имущество", упомянутое в ст. 128 ГК РФ, с учетом современных экономических реалий и уровня развития информационных технологий допустимо максимально широкое его толкование. По мнению суда, криптовалюта не может быть расценена применительно к ст. 128 ГК РФ иначе как иное имущество.

На этот вывод и будем опираться, рассуждая на тему исчисления налога на прибыль при проведении операций с криптовалютой.

Налогообложение

Итак, налогоплательщик может осуществлять следующие операции с криптовалютой: покупать ее, чтобы впоследствии продать и заработать на разнице в курсах; получить криптовалюту как плату за товары, работы, услуги; осуществлять майнинг (самому "добывать" криптовалюту).
На любые вопросы о порядке отражения в налоговом учете операций с криптовалютой Минфин России отсылает к общим нормам гл. 25 НК РФ - см., например, Письма от 28.08.2018 N 03-03-06/1/61152, от 16.08.2018 N 03-03-06/1/58171, от 14.06.2018 N 03-03-06/1/40729, где говорится следующее.
Логика положений гл. 25 НК РФ подразумевает налогообложение всех доходов, полученных налогоплательщиком при осуществлении деятельности, за исключением поименованных в ст. 251 НК РФ. При этом особый порядок налогообложения доходов при совершении операций с криптовалютой гл. 25 НК РФ не установлен.
Следовательно, любой доход, полученный организацией в рамках деятельности, направленной на получение дохода (коммерческой деятельности), подлежит учету при налогообложении прибыли.
Предположим, организация реализует товары, работы, услуги и получает за это не рубли, а криптовалюту, которая не является официальной валютой, а следовательно, платежным средством. Если рассматривать ее как иное имущество, то речь пойдет о договоре мены. Чтобы не было претензий со стороны налоговых органов, необходимо правильно оформить соответствующий договор.
Минфин России против договора мены не возражает и даже разъясняет, как правильно отразить операции в налоговом учете, - см. Письмо от 09.02.2018 N 03-03-06/1/8061. В нем отмечено, что на основании п. 1 ст. 271 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления), если иное не предусмотрено пунктом 1.1. Таким образом, в соответствии со ст. 271 НК РФ доход признается по факту реализации вне зависимости от получения средств (активов) за реализованные товары, работы, услуги.
В связи с тем что курс криптовалюты по отношению к рублю постоянно меняется, встает вопрос о том, возникают ли курсовые разницы при проведении операций с криптовалютой.
Согласно Закону о валютном регулировании <3> к валютным операциям относятся:
- приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
- приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
- приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
--------------------------------
<3> Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

По мнению ФНС России (см. Письмо от 03.10.2016 N ОА-18-17/1027), операции, связанные с приобретением или реализацией криптовалют с использованием валютных ценностей (иностранной валюты и внешних ценных бумаг) и (или) валюты РФ, являются валютными операциями, порядок проведения которых установлен вышеупомянутым Законом, и должны осуществляться через счета резидентов, открытые в уполномоченных банках.
Существующая система валютного контроля не предусматривает получения органами валютного контроля (ЦБ РФ, ФНС, ФТС) и агентами валютного контроля (уполномоченными банками и не являющимися уполномоченными банками профессиональными участниками рынка ценных бумаг) от резидентов и нерезидентов информации об операциях купли-продажи криптовалют. В связи с этим информация о проведении операций купли-продажи криптовалют с целью контроля за соблюдением требований валютного законодательства может быть получена налоговыми органами от Росфинмониторинга.
Однако в данном случае с налоговиками, которые, по сути, приравняли операции с криптовалютой к валютным операциям, можно не согласиться. Примеры из судебной практики по налоговым спорам, связанным с криптовалютой, пока привести не можем, а вот решение по поводу привлечения к административной ответственности есть. В нем судьи признали, что криптовалюта не является валютной ценностью и совершение платежа с ее использованием не признается валютной операцией, - см. Решение Мосгорсуда от 18.04.2018 N 7-4313/2018.
Организация - владелец ресторана получила от посетителя в оплату по счету на сумму 2 820 руб. криптовалюту (а именно биткоины в размере 0,01873676 BTC). Платеж был принят с помощью электронного кошелька и мобильного приложения. В отношении организации было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, за нарушение ст. 9 Закона о валютном регулировании.
Вот мнение судей по этому поводу.
Правовое определение виртуальной валюты, а также ее сущность в законодательстве РФ не определены. Тогда как ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за проведение незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ или осуществленных с нарушением этого законодательства. То есть для определения операции в качестве незаконной необходимо, чтобы она отвечала одновременно двум признакам: признавалась валютной операцией в соответствии с Законом о валютном регулировании и была осуществлена с нарушением этого Закона.
В ст. 1 Закона о валютном регулировании определены основные понятия, используемые в данном Законе, при этом виртуальная валюта (биткоин, криптовалюта и т.п.) в нем не указана. Из названной статьи следует, что виртуальную валюту нельзя отнести к иностранной валюте, так как она не является законным средством платежа какого-либо государства, а также не имеет централизованного эмитента, единого центра контроля за транзакциями и характеризуется анонимностью платежа.

Таким образом, виртуальная валюта не является валютной ценностью (иностранной валютой и внешней ценной бумагой), следовательно, совершение платежа с использованием виртуальной валюты не признается валютной операцией в понятии рассматриваемого закона и не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


2 сентября 2019 г.
Проект Федерального закона № 785806-7 "О праве собственности на гаражи и гаражных объединениях"

Вопросы гаражного строительства, оформления прав на гаражи и формы объединений граждан в целях реализации цели по возведению данных объектов являются традиционно актуальными для физических и юридических лиц. Принятие законопроекта способно снять правовую неопределенность статуса гаражей и машино-мест, а также статуса объединений их собственников. Это, в свою очередь, положительно скажется на развитии гражданского оборота в целом и послужит стимулом для развития гаражного строительства.




20 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 778269-7 "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О защите конкуренции"

В настоящее время количество антиконкурентных нарушений продолжает оставаться высоким. С целью оперативного устранения выявленных нарушений законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не приостанавливается (если иное не предусмотрено судебным актом).




12 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 771509-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части наделения Правительства РФ полномочием на утверждение требований к форме и содержанию годовых отчетов о выполнении программ деятельности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний"

Законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс РФ изменения, предусматривающие, что в случае безвозмездной передачи органам государственной власти имущества, приобретенного (созданного) за счет средств субсидии, налогоплательщик вправе наравне с признанием внереализационного дохода в виде сумм субсидии в порядке пункта 4.1 статьи 271 НК РФ также признавать расход в виде стоимости безвозмездно передаваемого имущества.




7 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 770765-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с созданием искусственных земельных участков, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности"

Законопроект, в частности, предусматривает внесение изменений  в части исключения положений о проведении аукциона на право создания искусственного земельного участка на водном объекте, регламентации вопросов, связанных с созданием искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, в том числе при создании морского порта и расширении его территории.




4 августа 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 320-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью данного Закона является стимулирование добровольного страхования жилья граждан. Законом устанавливается, что органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.



В центре внимания:


Акты высших судебных органов как средство гармонизации российского гражданского процессуального права (Самсонов Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

К вопросу об отмене экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты (Горбунова Е.Н.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Особые пошлины: практика применения антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин (Мокров Г.Г.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Правовое обеспечение учета экологических требований при территориальном планировании (Кичигин Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Порядок осуществления контроля за расходами отдельных категорий лиц: проблемы и пути решения (Цирин А.М., Севальнев В.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи