Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Нужен автомобиль на несколько часов? На помощь придет каршеринг (Бычков А.)

Нужен автомобиль на несколько часов? На помощь придет каршеринг (Бычков А.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

В последнее время все большей популярностью стал пользоваться каршеринг (от англ. carsharing - совместное использование автомобиля). Это информационно-транспортный сервис, предоставляющий пользователям возможность на определенных условиях получить автомобиль в краткосрочную аренду (до 24 часов) с поминутной тарификацией и использовать его ровно столько, сколько нужно. Каршеринг открывает компаниям, у которых нет возможности приобрести автомобиль, доступ к большому автопарку. Выгода от такой сделки очевидна. Ведь финансовая нагрузка невысока по сравнению с покупкой авто.

 

Настоящее и будущее каршеринга 

О значимости такого сегмента бизнеса, как каршеринг, наглядно свидетельствует тот факт, что некоторые регионы субсидируют компании и предпринимателей, предоставляющих услуги каршеринга. Они получают возможность частично компенсировать свои затраты на уплату лизинговых платежей или процентов по кредиту для приобретения автомобилей. Например, в Москве утверждено Постановление Правительства Москвы от 31.08.2011 N 405-ПП "О городской поддержке таксомоторных перевозок и услуги каршеринг в городе Москве".

О развитии сервисов общего пользования автомобилем говорится и в п. 3 разд. IV Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 N 831-р. В документе, в частности, отмечено то, что, по экспертным оценкам, перспективы развития российского рынка предполагают увеличение доли автомобилей, используемых в рамках каршеринга, до 10% к 2025 г.

Изменение потребительских предпочтений в сторону модели совместного использования автомобиля привело к распространению технологии "Mobility as a service" (мобильность как услуга, MaaS), которая обеспечивает планирование и осуществление в реальном времени поездки до пункта назначения с использованием разных видов транспорта и позволяет выбрать оптимальный маршрут по множеству критериев, включая предпочтения пользователя и его финансовые возможности. Экспертами прогнозируется, что к 2025 г. мировой рынок таких технологий составит 1 трлн долл., в то время как российский рынок предварительно оценивается в 58 млрд долл. (5,8% от общего рынка) и 50 млн пользователей.

 

Плюсы каршеринга 

Каршеринг является одним из эффективных инструментов обеспечения высокой мобильности, поскольку автомобиль можно использовать в сочетании с иными видами транспорта, что позволяет быстрее и дешевле передвигаться по городу. Удобство данного формата связано с тем, что пользователь избавлен от бремени содержания транспортного средства (бензин, транспортный налог, ОСАГО и каско, ремонт и техническое обслуживание, мойка и др.), не должен искать место для его парковки и беспокоиться за его судьбу. Все эти расходы и риски лежат на операторе каршерингового сервиса, который содержит целый автопарк, а пользователь должен оплачивать только время фактического пользования машиной. Использование автопарка в рамках каршеринга становится более эффективным, поскольку машины используются по назначению всеми заинтересованными в них потребителями, а не простаивают без дела.

Рынок каршеринга богат различными предложениями в среднем и премиальном ценовых сегментах, на нем работают также лоукостеры, при желании можно подобрать любую машину - от бюджетной модели типа Hyundai Solaris до люксовых брендов Mercedes-Benz и Porshe. Конечно, такие модели обойдутся куда дороже обычных машин, однако получить доступ к дорогим автомобилям можно на вполне приемлемых условиях.

На рынке каршеринга в настоящее время достаточно большое количество игроков, которые активно развивают бизнес и стараются предоставить своим клиентам улучшенный сервис по сравнению с предложениями конкурентов. Некоторые компании располагают автопарком из тысячи машин, оплаченным паркингом в разрешенных местах, постоплатную систему расчетов с включенной в тарифы стоимостью бензина. У других есть доступ к парковочным зонам аэропортов, где можно завершить аренду или взять автомобиль для поездки, имеются специальные предложения для корпоративных клиентов.

Есть компании, которые не сами предоставляют услугу каршеринга, а посредством своей платформы сводят заказчиков с владельцами транспортных средств, позволяя им договориться о сотрудничестве на приемлемых условиях. Для проведения сделки они привлекают эскроу-агента для обеспечения сохранности арендной платы, к которой владелец машины получает доступ только после завершения аренды.

На рынке есть даже предложение о продаже так называемого франшизного пакета по договору коммерческой концессии, в составе которого можно будет получить программное обеспечение, телематическое оборудование для автомобилей, доступ ко всей клиентской базе, коммерческие документы с целью формирования фирменной концепции и единого стиля, а также иные активы. Такой формат сотрудничества позволяет при фиксированных затратах вывести на рынок оператора под известным брендом и не тратить дополнительные финансовые средства на раскрутку.

 

Правовая основа 

Взаимодействие оператора каршерингового сервиса и пользователей осуществляется посредством специального мобильного приложения, которое позволяет им дистанционно получать доступ к бронированию автомобилей и управлению своим заказом, консультироваться со службой клиентской поддержки. Для заключения договора с оператором каршерингового сервиса пользователь должен зарегистрироваться на его сайте, присоединиться к общим условиям обслуживания, загрузить свои паспортные данные и информацию о водительском удостоверении, а также прикрепить банковскую карту для осуществления расчетов за поездки на арендуемых автомобилях.

Мобильное приложение составляет основу взаимодействия пользователя и оператора каршерингового сервиса, поскольку через него проходят все операции, связанные с заключением и исполнением договора, - от подбора и заказа автомобиля до проведения транзакций и завершения аренды. В связи с этим правовое регулирование каршеринга осуществляется не только в соответствии с правилами п. 2 параграфа 3 главы 34 ГК РФ о договоре аренды транспортного средства без экипажа, но и с учетом норм ст. 1235 ГК РФ о лицензионном договоре.

Предметом договора между пользователем и оператором каршерингового сервиса является не только аренда автомобиля, но и предоставление комплекса иных услуг, включая передачу права использования мобильного приложения и сервисов сайта. Вне зависимости от наименования такого договора по своей правовой природе он является смешанным в силу п. 3 ст. 421 ГК РФ, и в нем всегда присутствуют указанные выше элементы.

 

Условия договора 

К своим клиентам операторы каршерингового сервиса предъявляют различные требования с целью выстраивания конструктивных отношений и обеспечения безопасного режима эксплуатации своих автомобилей. Правда, не все из этих требований соответствуют закону.

Так, например, требование к водительскому стажу не менее 2 лет связано с тем, что именно оператор каршерингового сервиса как арендодатель вправе определять условия, на которых он готов передать в краткосрочную аренду машину. Такое условие само по себе не является дискриминационным, если оно устанавливается одинаковым для всех водителей и имеет под собой разумное основание.

Иным образом обстоит дело с таким условием договора на предоставление услуги каршеринга, как требование к возрасту водителя не менее 21 года, не достигнув которого, он не может рассчитывать на получение доступа к сервису. Необходимо учитывать, что гражданская дееспособность гражданина возникает по достижении возраста 18 лет, а в определенных случаях и раньше этого момента (ст. 21 и 27 ГК РФ). В связи с этим такое требование, по нашему мнению, противоречит закону и ущемляет права потребителей (ст. 168 ГК РФ и ст. 16 Закона РФ от 23.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей").

 

Санкции по договору 

Отдельного внимания заслуживает вопрос о штрафах, которые операторы каршеринговых сервисов взыскивают со своих клиентов. Некоторые компании даже утверждают отдельные положения о штрафах для своих клиентов. Размеры санкций варьируются от 2 500 руб. до 550 000 руб.

Конечно, штрафы устанавливаются за серьезные нарушения - парковку на газоне или в заповеднике, причинение ущерба машине, оставление в ней большого количества мусора, отключение или повреждение навигационного оборудования и другие нарушения.

Как показывает анализ судебной практики, суды в большинстве случаев взыскивают с пользователей в пользу операторов каршерингового сервиса штрафы за нарушение условий договора. Приведем несколько примеров:

- с клиента был взыскан ущерб, причиненный автомобилю в результате ДТП по его вине, - штраф за сам факт нарушения в размере 15 000 руб. и компенсация в сумме 2 500 руб. за администрирование штрафа (решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 23.05.2018 по делу N 2-2212/2018);

- оператор смог взыскать с клиента штраф за управление машиной в пьяном виде в размере 50 000 руб., штраф за ее эвакуацию и помещение на стоянку в размере 10 000 руб. и компенсацию за администрирование штрафов (решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 19.06.2018 по делу N 2-2776/2018);

- суд посчитал правомерными действия оператора каршеринга по списанию со счета клиента суммы административного штрафа и компенсации за его администрирование, установив, что по данным геолокации именно клиент в спорный период управлял машиной и допустил нарушение (решение Железнодорожного городского суда Московской области от 07.02.2017 по делу N 2-188/17);

- суд отклонил иск клиента о признании недействительными положений правил каршерингового сервиса, предоставляющих право оператору самостоятельно оценивать постановления административных органов, списывать у клиентов деньги со счета, поскольку такие условия являются способом обеспечения исполнения обязательств в соответствии со ст. 329 ГК РФ. Применение данного инструмента целиком и полностью зависит от добросовестного поведения самого клиента, который не должен нарушать ПДД (решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 23.06.2017 по делу N 2-1179/2017).

Оценивая сложившуюся судебную практику, необходимо отметить следующее. Институт договора присоединения и основные принципы гражданского законодательства (ст. 1, 428 ГК РФ) предписывают любому хозяйствующему субъекту соблюдать принцип добросовестности. Данное требование означает, что уменьшать объем прав потребителя он может только в случаях, прямо предусмотренных законом, в соответствии с принципами гражданского права и на основании установленного законом порядка правового регулирования обязательственных (договорных) отношений.

При использовании типовых процедур и бланков договоров, а также при заключении договора в целом включение в него положений, противоречащих закону, является недопустимым и нарушает право потребителя как экономически более слабой стороны в правоотношении на заключение договора на условиях, соответствующих закону. Предприниматель не вправе увеличивать ответственность потребителя перед собой, а также уменьшать свою ответственность перед ним (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.05.2018 по делу N А33-31616/2017).

В рассматриваемой ситуации включение предпринимателем в типовой договор присоединения, влиять на содержание которого потребитель не может, условия о дифференцированных штрафах само по себе не противоречит закону, поскольку они касаются конкретных нарушений. По своей сути, они направлены на компенсацию имущественных потерь предпринимателя из-за применения к нему самому мер ответственности и несения дополнительных расходов.

Такие дополнительные затраты могут быть связаны, помимо выплаты штрафов, также с оплатой эвакуации автомобиля, его транспортировкой и помещением на штрафную стоянку, а также с иными издержками, которые предприниматель несет по вине пользователя. Как показывает анализ приведенных нами судебных дел, штрафы не взыскиваются операторами каршеринговых сервисов сверх возмещения убытков, что не приводит к ущемлению прав пользователей, которые в любом случае обязаны возместить причиненный ущерб.

Тот факт, что именно оператор каршерингового сервиса по условиям своих правил получает возможность оценивать законность и обоснованность примененных в отношении него финансовых мер, сам по себе также не нарушает права пользователя как потребителя. Он во всяком случае не лишен возможности в дальнейшем поставить этот вопрос в суде и приводить свои аргументы с целью уменьшения размера ответственности.

Вместе с тем правила каршерингового сервиса не исключают обязанности оператора как собственника транспортного средства, при эксплуатации которого потребителем были допущены нарушения, в рамках производства по делу об административном правонарушении приводить доказательства принятия им всех необходимых мер для соблюдения законодательства и отсутствия существенного вреда. В частности, в его распоряжении имеется инструмент защиты, предусмотренный ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, которая позволяет в судебном порядке снижать ниже низшего предела налагаемые административные штрафы в исключительных случаях.

Наличие в правилах каршерингового сервиса условия о праве оператора удерживать с пользователя суммы штрафов является необходимой гарантией защиты его имущественных прав, поскольку с учетом значительного объема заказов он не имеет достаточных технических ресурсов администрировать все возможные дела. Именно по этой причине он и закладывает в свои правила условие о том, что вправе удержать с пользователя штрафы, при этом на практике операторы каршеринга нередко добиваются в судебном порядке признания своей невиновности. Например, в одном деле компания представила доказательства того, что на момент фиксации нарушения (парковка машины на газоне) транспортное средство находилось во владении клиента, что свидетельствовало об отсутствии ее вины. Суд, оценив в числе прочего распечатку с детализацией аренды, сканы паспортов и водительского удостоверения клиента, выписку по счету, с доводами компании согласился (решение Московского городского суда от 16.03.2018 по делу N 7-3357/2018).

Оператор каршерингового сервиса может не только взыскать с пользователя наложенный на него штраф, но и даже списать всю его сумму со счета пользователя в безакцептном порядке на основании своих правил, к которым тот присоединился (Апелляционное определение Московского городского суда от 16.03.2018 по делу N 33-11181/2018). Такое положение договора на предоставление услуги каршеринга не противоречит закону и не лишает пользователя в дальнейшем права обратиться в суд, если он не согласен с суммой и основанием списания денег со своего счета (Апелляционное определение Московского областного суда от 22.05.2017 по делу N 33-15340/2017).

 

Штраф за нарушение ПДД 

Говоря об административных штрафах за нарушение пользователями в процессе управления машинами ПДД, нельзя не отметить такой важный момент, как отсутствие у них возможности получить скидку с суммы штрафа при условии оплаты его не позднее 20 дней с момента вынесения постановления. Такое право ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ предоставлено нарушителю в отдельных случаях, однако оператор каршерингового сервиса как собственник транспортного средства сначала самостоятельно уплачивает штраф, а затем удерживает его со счета пользователя или взыскивает в судебном порядке при недостаточности средств на счете.

Оператор каршерингового сервиса не может медлить с уплатой административного штрафа, поскольку за просрочку в его уплате с него дополнительно может быть взыскан штраф в двойном размере неуплаченной суммы на основании ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Поскольку правилами каршерингового сервиса пользователю не предоставлено право самостоятельно уплачивать штрафы за нарушение ПДД, он лишен возможности воспользоваться специальной скидкой. При этом такое договорное условие не противоречит закону и не приводит к снижению гарантий защиты прав потребителя. Пользователь в любом случае обязан добросовестно и в полном объеме выполнять все возложенные на него обязанности и не допускать нарушений (Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 06.09.2017 по делу N 33-4506/2017).

Административную и имущественную ответственность за случаи ДТП несет сам пользователь как арендатор транспортного средства, если ущерб жизни, здоровью или имуществу других участников дорожного движения или нарушение ПДД имело место по его вине. В такой ситуации пользователь отвечает за любые допущенные им нарушения на общих основаниях, в частности за вождение в пьяном виде или оставление места ДТП (постановление Московского городского суда от 14.12.2017 N 4а-6306/2017). Оператор каршеринга в указанных случаях за возникший ущерб не отвечает, если докажет, что на момент его причинения машина была передана клиенту (решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.08.2017 по делу N А40-62994/17-126-556).

На момент ДТП пользователь может завершить краткосрочную аренду и даже оставить автомобиль на одном из оговоренных парковочных мест в соответствии с правилами предоставления услуги каршеринга. Однако правовое значение для целей его привлечения к административной ответственности данное обстоятельство иметь не будет. Пользователь в такой ситуации должен, оставив автомобиль и завершив аренду, выполнить свои публично-правовые обязанности, предусмотренные действующим законодательством о безопасности дорожного движения. Такой же порядок действует и в случае совершения пользователем иных нарушений, в результате которых возникают дополнительные расходы, например помещение автомобиля на штрафную стоянку.

Учитывая, что все операторы каршеринговых сервисов страхуют свои автомобили по каско, пользователь может быть привлечен к имущественной ответственности только за свои противоправные действия, если они привели к причинению ущерба автомобилю. При отсутствии вины пользователя у страховой компании не возникает к нему права требования в размере произведенной на покрытие ущерба страховой выплаты, поэтому при аккуратном вождении пользователь действительно никаких дополнительных расходов со своей стороны не несет.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


2 сентября 2019 г.
Проект Федерального закона № 785806-7 "О праве собственности на гаражи и гаражных объединениях"

Вопросы гаражного строительства, оформления прав на гаражи и формы объединений граждан в целях реализации цели по возведению данных объектов являются традиционно актуальными для физических и юридических лиц. Принятие законопроекта способно снять правовую неопределенность статуса гаражей и машино-мест, а также статуса объединений их собственников. Это, в свою очередь, положительно скажется на развитии гражданского оборота в целом и послужит стимулом для развития гаражного строительства.




20 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 778269-7 "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О защите конкуренции"

В настоящее время количество антиконкурентных нарушений продолжает оставаться высоким. С целью оперативного устранения выявленных нарушений законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не приостанавливается (если иное не предусмотрено судебным актом).




12 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 771509-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части наделения Правительства РФ полномочием на утверждение требований к форме и содержанию годовых отчетов о выполнении программ деятельности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний"

Законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс РФ изменения, предусматривающие, что в случае безвозмездной передачи органам государственной власти имущества, приобретенного (созданного) за счет средств субсидии, налогоплательщик вправе наравне с признанием внереализационного дохода в виде сумм субсидии в порядке пункта 4.1 статьи 271 НК РФ также признавать расход в виде стоимости безвозмездно передаваемого имущества.




7 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 770765-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с созданием искусственных земельных участков, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности"

Законопроект, в частности, предусматривает внесение изменений  в части исключения положений о проведении аукциона на право создания искусственного земельного участка на водном объекте, регламентации вопросов, связанных с созданием искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, в том числе при создании морского порта и расширении его территории.




4 августа 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 320-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью данного Закона является стимулирование добровольного страхования жилья граждан. Законом устанавливается, что органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.



В центре внимания:


Акты высших судебных органов как средство гармонизации российского гражданского процессуального права (Самсонов Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

К вопросу об отмене экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты (Горбунова Е.Н.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Особые пошлины: практика применения антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин (Мокров Г.Г.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Правовое обеспечение учета экологических требований при территориальном планировании (Кичигин Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Порядок осуществления контроля за расходами отдельных категорий лиц: проблемы и пути решения (Цирин А.М., Севальнев В.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи