Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Акты высших судебных органов как средство гармонизации российского гражданского процессуального права (Самсонов Н.В.)

Акты высших судебных органов как средство гармонизации российского гражданского процессуального права (Самсонов Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

В последние десятилетия развитие российского процессуального права характеризуется выраженными тенденциями унификации и гармонизации, в наибольшей степени присущими отраслям цивилистического процесса. Так, Г.Д. Улетова, говоря о гармонизации норм внутреннего законодательства, отмечает, что суть апелляционной инстанции в ГПК стала идентична сути апелляционной инстанции в АПК [1, с. 8 - 12]. На наш взгляд, именно акты высших судебных органов (Конституционного Суда РФ, Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), Верховного Суда РФ), оказывая значительное и оперативное влияние на функционирование и развитие отечественной правовой системы в целом, также обеспечивают развитие гражданского процессуального права в направлении гармонизации, выступая как в качестве источников права в значении силы, побуждающей законодателя к совершенствованию законодательства о гражданском судопроизводстве, так и в качестве средства внешнего выражения действующего права, т.е. формы права.

В.Д. Зорькин отмечал, что Конституционный Суд РФ задает ориентиры для развития отечественной правовой системы, ее законотворчества и правоприменительной практики по вектору, согласующемуся с актуальным пониманием прав и свобод человека и гражданина, тем самым укрепляя позиции "российского права как составной части единого европейского правового пространства" [2]. Роль актов Конституционного Суда РФ, являющихся источниками права и в значении силы, побуждающей законодателя к гармонизации гражданского процессуального права, и в значении формы права, неоспорима.

Распространенной является точка зрения о непреложности "прецедентов ЕСПЧ" в качестве источника (формы) права для национальных судов, о том, что ЕСПЧ является не правоприменителем, а правотворцем, разрабатывающим наднациональные положения в области прав человека [3, с. 85] и даже создающим новое право [4, с. 2].

Проследив судьбу пилотных постановлений ЕСПЧ, можно прийти к выводу, что они послужили основой для большого числа гармонизирующих законодательство о гражданском судопроизводстве изменений и, безусловно, выступили в качестве значимых источников гражданского процессуального права, но источников в значении побудительной силы для законодателя, в значении материалов, послуживших основой для изменения отечественного законодательства. Слова же о признании юрисдикции ЕСПЧ обязательной, по нашему мнению, далеки от сформулированного в теории государства и права понятия юридической обязанности как меры должного (обязанного) поведения участника правоотношения, обеспеченной возможностью применения принуждения [5, с. 432], а аналогичны понятию обязанности нравственной, моральной, возложенной на себя самостоятельно и исполняемой добровольно, обеспечиваемой собственной убежденностью в правильности именно такого поведения или проистекающей из господствующих в обществе морально-этических установок, что тем не менее не умаляет значения актов ЕСПЧ в процессе гармонизации российского гражданского процессуального права.

Переходя к анализу влияния Верховного Суда РФ на процессы унификации и гармонизации, следует обратить внимание на то, что его акты являются источниками гражданского процессуального права в обоих упомянутых значениях.

Среди его актов, относящихся к источникам права в значении побуждающей силы, следует выделить вызвавшее наиболее активную и острую дискуссию в российской юридической науке [6] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 3 октября 2017 г. N 30, содержащее законодательную инициативу, нацеленную как на ускорение, упрощение и удешевление цивилистического процесса, так и на унификацию и гармонизацию положений ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ.

Кроме актов, содержащих законодательную инициативу, Верховный Суд РФ принимает акты, имеющие свойства источника (формы) права, и в российском законодательстве имеются признаки скрытого законодательного закрепления этих свойств. Такой вывод можно сделать из содержания п. 3 ст. 391.9 и п. 5 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ, толкование которых позволяет установить обязательность использования постановлений Пленума Верховного Суда РФ и постановлений Президиума Верховного Суда РФ, вынесенных по конкретному делу, в качестве образца применения и толкования нормы права в подобной ситуации, т.е. устанавливающих правила поведения для неопределенного круга лиц в течение неопределенного срока.

Соответственно, первая группа источников (форм) права, исходящих от Верховного Суда РФ, состоит из постановлений его Пленума, которыми не разрешаются конкретные гражданские дела и которые ввиду этого не могут быть отнесены к судебным прецедентам, а представляют собой акты, содержащие результаты анализа судебной практики, а также толкования норм права, в том числе с использованием аналогии закона либо аналогии права.

Примером такого акта является Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", согласно п. 37, 38 которого суд апелляционной инстанции вправе отменить судебное постановление и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, если соблюден ряд условий, несмотря на отсутствие подобных положений в ст. 328 ГПК РФ.

Второй группой актов Верховного Суда РФ, которые следует обозначить как источник (форму) права, являются постановления его Президиума, вынесенные по конкретным делам в порядке надзора, отличающиеся от рассмотренных выше актов тем, что они принимаются в порядке гражданского судопроизводства, в гражданской процессуальной форме и нацелены на разрешение конкретного спора о праве, а потому по своим свойствам, по своей правовой природе наиболее близки к судебному прецеденту в классическом его понимании. К таким судебным прецедентам следует отнести Постановления Президиума Верховного Суда РФ от 30.11.2016 N 11ПВ16 и N 14ПВ16, в которых дано максимально расширительное понимание категории "иск о правах на недвижимое имущество" и указано, что перечень исков о таких правах, изложенный в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010, не является исчерпывающим. Указанные Постановления Президиума Верховного Суда РФ, будучи вынесенными по делам, рассмотренным в судах общей юрисдикции, применяются и арбитражными судами, что обеспечивает единообразное толкование права различными подсистемами судебной власти и способствует гармонизации отраслей цивилистического процесса.

Следовательно, акты высших судебных органов, несмотря на их различную правовую природу и сущность, являются необходимым средством гармонизации российского гражданского процессуального права.

Библиографический список

1. Маняк Н.И. Причины отмен и изменений судебных актов мировых судей и суда апелляционной инстанции / Н.И. Маняк, Г.Д. Улетова // Мировой судья. 2013. N 8. С. 8 - 12.
2. Зорькин В.Д. Прецедентный характер решений Конституционного Суда Российской Федерации / В.Д. Зорькин // Журнал российского права. 2004. N 12. С. 3 - 9.
3. Сальвиа М. Европейская Конвенция по правам человека / Микеле де Сальвиа. СПб., 2004. 267 с.
4. Mahoney P. Marvellous Richness of Diversity or Invidious Cultural Relativism / P. Mahoney // 19 Human Rights Law Journal. 1998. P. 2.
5. Цечоев В.К. Теория государства и права: Учебник / В.К. Цечоев, А.Р. Швандерова. М.: Прометей, 2017. 330 с.
6. Улетова Г.Д. О состоявшейся в Общественной палате конференции "Инициатива Верховного Суда РФ по реформе судопроизводства: оптимизация судебной процедуры или нарушение прав участников процесса" / Г.Д. Улетова, Н.В. Самсонова // Российский судья. 2018. N 11. С. 51 - 58.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


15 июня 2020 г.
Проект федерального закона № 972589-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части конвертируемого займа"

Цель законопроекта - создание эффективного и прозрачного механизма для осуществления венчурных инвестиций, что, в свою очередь, послужит стимулированием инвестиций в высокотехнологичные  проекты в Российской Федерации




2 июня 2020 г.
Проект федерального закона № 966659-7 "О внесении изменений в статью 57 Трудового кодекса Российской Федерации"

Принятие законопроекта позволит как законодательно закрепить специальную возможность работника временно или частично выполнять свои функции в дистанционной форме, так и установить условия, являющиеся обязательными, которые должны быть определены сторонами при принятии соответствующего решения.




23 мая 2020 г.
Проект федерального закона № 961114-7 "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период пандемии новой коронавирусной инфекции"

Цель законопроекта - реализация дополнительных мер помощи пострадавшим от последствий пандемии COVID-19. Реализация мер предлагаемых законопроектом позволит обеспечить защиту наиболее уязвимых категорий граждан, а также организаций и минимизировать негативные последствия распространения COVID-19.




15 мая 2020 г.
Проект федерального закона № 956425-7 "О внесении изменений в статьи 28 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Цель законопроекта - дополнительное обеспечение защиты прав граждан-заемщиков в принятии взвешенного решения при заключении договора кредита (займа). В настоящее время несовершенство правового регулирования рекламы кредитов (займов) позволяет рекламодателям формировать у потребителя ошибочное представление о бесплатности кредитного продукта и отсутствии возможных негативных последствий для заемщика.




7 мая 2020 г.
Проект Федерального закона № 953580-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции"

Законопроект разработан с целью урегулирования правоотношений, возникающих в связи с необходимостью экстренного реагирования на вызовы, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19. В частности, предлагается расширение перечня сфер, на которые будет распространяться принцип "лицензия автоматом", наделение Правительства РФ полномочием по установлению особенностей организации предоставления государственных и муниципальных услуг и иные изменения.



В центре внимания:


Насильственная преступность и IT-технологии (Артюшина О.В.)

Дата размещения статьи: 22.06.2020

подробнее>>

Регулирование взаимодействия человека с автономными техническими средствами: дискуссия о правовых режимах (Кутейников Д.Л., Ижаев О.А., Лебедев В.А., Зенин С.С.)

Дата размещения статьи: 22.06.2020

подробнее>>

Теоретико-методологические проблемы правового обеспечения экологической, биосферной и генетической безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации (Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б.)

Дата размещения статьи: 22.06.2020

подробнее>>

Отмена условно-досрочного освобождения от наказания в отношении пожизненно лишенных свободы (Анощенкова С.В.)

Дата размещения статьи: 22.06.2020

подробнее>>

Понятие государственной политики в области охраны здоровья населения (Записная Т.В.)

Дата размещения статьи: 22.06.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи