Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Валютное регулирование и валютный контроль > Федеральная таможенная служба как орган валютного контроля (Овечкин А.П.)

Федеральная таможенная служба как орган валютного контроля (Овечкин А.П.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

Для обеспечения соблюдения правил и норм валютного законодательства, предупреждения злоупотреблений и применения санкций к нарушителям в этой сфере необходимо осуществление постоянного контроля со стороны государства. Осуществляя валютный контроль, государство защищает собственную национальную валюту, обеспечивает стабильность внутреннего валютного рынка, противодействует легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Регулирование валютного контроля осуществляется актами валютного законодательства и подзаконными нормативными правовыми актами - актами органов валютного регулирования. Основным нормативным актом является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании).

К сожалению, законодательного определения валютного контроля не существует. Но юридическая наука, пытаясь восполнить этот пробел, дает широкую палитру подходов к этому понятию.

Не вдаваясь в подробную полемику по этому вопросу, отметим, что подавляющее большинство авторов, во-первых, рассматривают валютный контроль как разновидность осуществляемого государством финансового контроля <1>; во-вторых, связывают его с деятельностью специальных уполномоченных государством субъектов <2>; в-третьих, определяют его как средство обеспечения соблюдения валютного законодательства или законности совершения валютных операций <3>. Отталкиваясь от имеющихся дефиниций валютного контроля, можно в обобщенном виде дать следующее определение этому понятию.

Валютный контроль - это разновидность финансового контроля, осуществляемого с использованием специфических правовых форм и методов специально уполномоченными государством субъектами, направленного на обеспечение соблюдения законности при осуществлении валютных операций резидентами и нерезидентами.

--------------------------------
<1> См.: Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (постатейный) (Алексеева Д.Г., Антропцева И.О., Бергер Е.В., Игнатьева Е.А., Кальней М.Г., Шаповалов М.А.) // СПС "КонсультантПлюс", 2013; Хаменушко И.В. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность: Учеб.-практ. пособие. М.: Норма, 2013.
<2> См.: Крохина Ю.А., Смирникова Ю.Л., Тютина Ю.В. Валютное право: Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2009; Мирошник С.В. Валютный контроль: современное состояние, тенденции развития // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. N 7; Вострикова Л.Г. Валютное право: Учеб. пособие. М., 2005.
<3> См.: Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы: Монография / Л.Л. Арзуманова, О.В. Болтинова, О.Ю. Бубнова и др.; Отв. ред. Е.Ю. Грачева. М.: Норма; ИНФРА-М, 2013; Кучеров И.И. Валютно-правовое регулирование в Российской Федерации: эволюция и современное состояние: Монография. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; ИНФРА-М, 2013; Финансовое право: Учебник для бакалавров / Под ред. И.А. Цинделиани. М.: Проспект, 2016.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона о валютном регулировании валютный контроль в Российской Федерации осуществляется:
- Правительством Российской Федерации;
- органами валютного контроля;
- агентами валютного контроля.

Однако в системе валютного контроля Правительство РФ не является ни органом, ни агентом валютного контроля. В круг его полномочий входит издание в рамках его компетенции правовых нормативных актов и координация деятельности органов валютного контроля, а также взаимодействие таможенных и налоговых органов с ЦБ РФ.

Органы валютного контроля устанавливаются либо законом, либо указом Президента Российской Федерации. Законом в качестве органа валютного контроля определен Центральный Банк Российской Федерации (п. 4 ст. 22 Закона о валютном регулировании, ст. 54 Закона о ЦБ РФ). С 2004 г. по 2 февраля 2016 г. органом валютного контроля была Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Но Указом Президента РФ от 2 февраля 2016 г. N 41 она была упразднена, а ее функции как органа валютного контроля перераспределились между Федеральной таможенной службой (ФТС) и Федеральной налоговой службой (ФНС). Таким образом, на сегодняшний день органами валютного контроля являются ЦБ РФ, ФТС и ФНС.

Особое место в системе органов валютного контроля принадлежит Федеральной таможенной службе. Реализуя свои возможности прежде всего в сфере внешней торговли, она является активным участником глобальной борьбы с коррупцией и противодействия отмыванию (легализации) преступных доходов, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения <4>.
--------------------------------
<4> Чернявский А.Г. Таможенное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстиция, 2016.

В соответствии со ст. 23 Закона о валютном регулировании Федеральная таможенная служба, как и любой другой орган валютного контроля или агенты валютного контроля, наделяется следующими правами.

Во-первых, они могут проводить проверки:
1) соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
2) полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Во-вторых, органы и агенты валютного контроля вправе запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

В частности, ФТС как орган валютного контроля в пределах своей компетенции имеет право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов, а резиденты и нерезиденты обязаны представлять:
- документы (копии документов) и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;
- подтверждающие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций по перемещению товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза и необходимые для совершения таможенных операций;
- подтверждающие документы (копии документов) и информацию по запросам таможенных органов.

Обязанность резидента и нерезидента по представлению документов считается исполненной, если документы представлены в полном объеме и в установленный срок. Если документы представлены не в полном объеме, то ФТС направляет резиденту или нерезиденту дополнительный запрос о представлении недостающих подтверждающих документов <5>.
--------------------------------
<5> Подробнее об этом см.: Правила представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля: утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2007 г. N 98 // СЗ РФ. 2007. N 9. Ст. 1089.

В целях получения более полных и объективных сведений о проводимых резидентами и нерезидентами валютных операциях ФТС осуществляет обмен информацией и документами с другими органами и агентами валютного контроля.

Необходимую для осуществления валютного контроля информацию и документы о валютных операциях кредитных организаций в ФТС передает ЦБ РФ (его территориальные учреждения), уполномоченные банки (их филиалы), государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (ее филиалы), а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг. Кроме того, ЦБ РФ и его территориальные учреждения передают в ФТС имеющуюся у них информацию о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, входящих в компетенцию таможенных органов.

Уполномоченные банки и их филиалы передают в ФТС сформированные в электронном виде и зашифрованные:
- сообщение, содержащее информацию по одному кредитному контракту (ЭСВТ) либо содержащее информацию по одному кредитному договору (ЭСКР);
- копию контракта или копию изменений (дополнений) в контракт (ЭКВТ);
- копию кредитного договора или копию изменений (дополнений) в кредитный договор.

По запросу ФТС уполномоченные банки (их филиалы), государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (ее филиалы) представляют документы и информацию, связанные с проведением валютных операций (например, о переводе резидентами денежных средств на счета в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации). Но запрашивать можно только те документы, которые входят в перечень документов, предусмотренный ч. 4 ст. 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле". В соответствии со своими компетенциями ФТС вправе запросить у ЦБ РФ документы и информацию по валютным операциям, осуществленным по ранее выданным лицензиям и разрешениям.

Федеральная налоговая служба представляет в Федеральную таможенную службу документы и информацию по валютным операциям, связанным:
- с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза;
- с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации;
- а также информацию о соответствии проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.

В свою очередь, Федеральная таможенная служба передает в Федеральную налоговую службу документы и информацию, связанные с проведением валютных операций (за исключением валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), открытием и ведением счетов, а также о нарушениях валютного законодательства в налоговой сфере <6>.
--------------------------------
<6> Подробнее об этом см.: указание Банка России от 30 августа 2017 г. N 4512-У "Об объеме и порядке передачи уполномоченными банками как агентами валютного контроля информации органам валютного контроля" // Вестник Банка России. 2017. 18 декабря; Правила представления органами и агентами валютного контроля в уполномоченные Правительством Российской Федерации органы валютного контроля (Федеральную таможенную службу и Федеральную налоговую службу) необходимых для осуществления их функций документов и информации: утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2017 г. N 1160 // СЗ РФ. 2017. N 40. Ст. 5865; Чернявский А.Г. Таможенное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстиция, 2016.

Такой обмен документами и информацией между органами и агентами валютного контроля обеспечивает полноту и достоверность получаемой информации, позволяет ФТС осуществлять более эффективный валютный контроль, оперативно выявлять возникающие в этой сфере нарушения и принимать соответствующие меры.

Литература

1. Вострикова Л.Г. Валютное право: Учебное пособие / Л.Г. Вострикова. М.: Юстицинформ, 2006. 360 с.
2. Крохина Ю.А. Валютное право: Учебник для вузов / Ю.А. Крохина, Ю.Л. Смирникова, Ю.В. Тютина; Под ред. Ю.А. Крохиной. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016. 399 с.
3. Кучеров И.И. Валютно-правовое регулирование в Российской Федерации: эволюция и современное состояние: Монография / И.И. Кучеров. М.: ИНФРА-М, 2013. 233 с.
4. Мирошник С.В. Валютный контроль: современное состояние, тенденции развития / С.В. Мирошник // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. N 7. С. 26 - 30.
5. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы: Монография / Л.Л. Арзуманова, О.В. Болтинова, О.Ю. Бубнова [и др.]; Отв. ред. Е.Ю. Грачева. М.: Норма; Инфра-М, 2013. 383 с.
6. Финансовое право: Учебник для бакалавров / Под ред. И.А. Цинделиани. 3-е изд. М.: Проспект, 2016. 656 с.
7. Хаменушко И.В. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность: Учебное-практическое пособие / И.В. Хаменушко. М.: Норма, 2013. 347 с.
8. Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (постатейный) / Д.Г. Алексеева, И.О. Антропцева, Е.В. Бергер, Е.А. Игнатьева [и др.] // СПС "КонсультантПлюс", 2013.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Федеральная таможенная служба как орган валютного контроля (Овечкин А.П.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Что должен учесть банк, сопровождая сделки юридических лиц с иностранной валютой? (Земцова А., Ахметова С.)

Дата размещения статьи: 16.08.2019

подробнее>>

Валютная оговорка: последствия и риски (Шенгелия И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Валютная оговорка и иные способы преодоления инфляционных потерь (Степанченко А.В.)

Дата размещения статьи: 28.08.2017

подробнее>>

Валютные оговорки: что осталось без внимания (Лакатош Е.)

Дата размещения статьи: 06.04.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи