Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Внешнеэкономическая деятельность > Особенности внешнеторговой деятельности в рамках ЕАЭС и значение валютного контроля при осуществлении внешнеторговой деятельности (Недосекова Е.С.)

Особенности внешнеторговой деятельности в рамках ЕАЭС и значение валютного контроля при осуществлении внешнеторговой деятельности (Недосекова Е.С.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

При осуществлении внешнеторговой деятельности особая роль принадлежит таможенным органам, которые в пределах своих полномочий осуществляют валютный контроль над хозяйствующими субъектами в данной сфере. С недавнего времени в рамках создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) актуальным является вопрос о контроле внешнеторговой деятельности как между государствами - членами ЕАЭС, так и с третьими странами. Необходимо проанализировать особенности и целесообразность правового регулирования и ведения внешней торговли в рамках единой таможенной территории ЕАЭС, а также стоит определить содержание понятий "внешнеторговая деятельность" и "внешняя торговля".

В соответствии с положениями Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" <1> внешнеторговая деятельность - это "деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью". Считаем, что легальное определение, данное Законом, следует толковать в широком смысле. В результате внешнеторговой деятельности осуществляется ввоз и вывоз товаров.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.

Далее Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ разъясняет некоторые составные части определения, такие как "внешняя торговля товарами", "услуги", "информация" и "интеллектуальная собственность".

При этом товар - "являющиеся предметом внешнеторговой деятельности движимое имущество, отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река-море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии". Транспортные средства, используемые по договору о международных перевозках, не рассматриваются в качестве товара.

В Таможенном кодексе Евразийского экономического союза <2> (ТК ЕАЭС) дано иное определение товара - "любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу".
--------------------------------
<2> Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org/.

В Федеральном законе N 164-ФЗ "внешняя торговля товарами - это импорт и (или) экспорт товаров. При этом перемещение товаров между частью территории РФ и другой частью территории РФ, если такие части не связаны между собой сухопутной территорией РФ, через таможенную территорию иностранного государства, перемещение товаров на территорию РФ с территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права, или перемещение товаров между территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права, не является внешней торговлей товарами".
"Внешнюю торговлю" закон и экономические словари определяют как торговлю между странами посредством двух инструментов: экспорта и импорта. "Импорт товара - ввоз товара в Российскую Федерацию без обязательства об обратном вывозе. Экспорт товара - вывоз товара из Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе" (Федеральный закон N 164-ФЗ).

Стоит отметить, что поскольку внешнеэкономическая и внешнеторговая деятельность тесно связана с таможенной деятельностью, то желательно, чтобы не существовало терминологической разницы и расхождения в основных дефинициях. Однако ни международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования, ни законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании не используют термины "импорт/экспорт". Так назывались ранее таможенные режимы, однако с изменением законодательства они были преобразованы в таможенные процедуры и получили название экспорт и выпуск для внутреннего потребления. Это и содержание указанных таможенных процедур не позволяет найти соответствия с операциями экспорта и импорта из Федерального закона N 164-ФЗ.
ТК ЕАЭС оперирует только категориями "ввоз товаров на таможенную территорию Союза - совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами" и "вывоз товаров с таможенной территории Союза - совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Союза любым способом, в том числе пересылка в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, включая пересечение таможенной границы Союза".

Отличие ввоза и вывоза, охарактеризованных в законодательстве о таможенном регулировании и в Федеральном законе N 164-ФЗ, - момент пересечения границы: в таможенном аспекте это таможенная граница, в целях внешнеторговой деятельности - судя по всему, государственная граница.

Таким образом, существенным признаком внешнеторговой деятельности является пересечение объектом торговли границы. Однако насколько верно говорить о внешней торговле товарами в рамках Союза (таможенного, ЕАЭС)? При том, что законодательство о внешнеторговой деятельности у каждого государства-члена собственное, а таможенное законодательство - общее.

И сам Федеральный закон N 164-ФЗ дает такое определение таможенного союза (хотя с 1 января 2018 г. актуально говорить о Евразийском экономическом союзе, что является более высокой формой международной интеграции) - "единая таможенная территория, которой на основе международного договора с одним или несколькими государствами либо группами государств заменяется две или несколько таможенных территорий и в пределах которой отменяются таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли товарами, происходящими с единой таможенной территории, в отношении практически всей торговли такими товарами в пределах этой таможенной территории, за исключением возможности применения при необходимости таких мер". При этом каждый участник таможенного союза применяет одинаковые таможенные пошлины и другие меры регулирования внешней торговли товарами с третьими странами.

Если на законодательном уровне легальное определение термина "внешнеторговая деятельность" закреплено, то в теории отечественного права наблюдается многообразие мнений по поводу определения внешнеторговой деятельности. Так, Р.П. Мешечкина, С.И. Шиленко, А.Ю. Антонов предполагают, что в рамках изменений экономических процессов происходят изменения понятийного аппарата в теории внешней торговли. И с этим, пожалуй, можно согласиться. Так, за последние десять лет появились новые экономические явления: криптовалюта, система "Биткоин", блокчейн и многие другие <3>.
--------------------------------
<3> Мешечкина Р.П., Шиленко С.И., Антонов А.Ю. Внешнеторговая деятельность: теоретический аспект // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2017. N 4. С. 76.

Также в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ определены участники внешнеторговой деятельности, ими в соответствии с нормами главы 3 являются "любые российские лица и иностранные лица, обладающие правом осуществления внешнеторговой деятельности". Из этого круга лиц могут быть исключения, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ и другими федеральными законами.

Существуют иные точки зрения на участников внешнеторговой деятельности. Одни авторы считают, что обмен товарами и услугами осуществляется между странами, а другие - между предпринимателями. Как утверждал М. Портер в теории внешней торговли, участие в международной торговле принимают именно фирмы, а не страны.

Из легального определения участников внешнеэкономической деятельности следует, что участниками являются резиденты и нерезиденты, которые в данном случае определены в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <4>.
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.

А.С. Булатов и Н.Н. Ливенцев считают, что в определении внешней торговли важно указывать главный признак данной деятельности - пересечение/перемещение через таможенную границу. Поэтому важно понимать, охватываются ли национальные границы страны границами Евразийского экономического союза.

Также можно говорить о внешнеторговой деятельности как об отдельном виде предпринимательской деятельности в сфере международного обмена товарами, услугами, информацией, интеллектуальной собственностью.

По официальным данным таможенной статистики внешней торговли, представленным на официальном сайте Федеральной таможенной службы России, всего за январь - май 2018 г. было экспортировано товаров на 177 185,6 млн долларов, что на 37 953 млн долларов больше, чем за аналогичный период 2017 г.; импортировано за январь - май 2018 г. - на 95 820,1 млн долларов, что на 13 615,2 млн долларов больше, чем за такой же период 2017 г. <5> Из приведенных данных следует, что и оборот внешней торговли на 2018 г. увеличился. Также в официальной таможенной статистике есть данные о результатах внешней торговли со странами СНГ.
--------------------------------
<5> Статистические данные из базы данных таможенной статистики внешней торговли на официальном сайте ФТС России. URL: http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13858&Itemid=2095 (дата обращения: 03.03.2019).

Внешнеторговая деятельность заключается в следующих поэтапных действиях:
- заключение контракта между участниками внешнеторговой деятельности;
- постановка контракта на учет в уполномоченный банк;
- осуществление расчетов через уполномоченный банк;
- перемещение товара через границу, где таможенные органы осуществляют контроль.

Правильность заключения контракта и осуществления валютных операций по нему между участниками внешнеторговой деятельности контролирует уполномоченный банк, а непосредственное перемещение товара через границу контролируют таможенные органы.

Важнейшее место в рамках внешнеторговой деятельности отводится валютному контролю, так как правильное осуществление валютных операций - залог успешной политики государства. Воздействие на экономику осуществляется посредством банковского и таможенного регулирования внешнеторговой деятельности.
Уполномоченные банки, в соответствии с Федеральным законом N 173-ФЗ, являются агентами валютного контроля, Федеральная таможенная служба - органом валютного контроля.

Законодательство о таможенном регулировании прямо указывает, что таможенные органы осуществляют валютный контроль. Осуществление валютного контроля является необходимым аспектом в политике государственного регулирования внешнеэкономических операций. Основной целью валютного контроля является обеспечение соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности установленных правил валютного законодательства при осуществлении различных валютных операций <6>. Так, валютный контроль включает в себя разнообразные проверки операций с иностранной валютой, регулируемых валютным законодательством, операций с наличной иностранной валютой и работу уполномоченных банков, операций нерезидентов в рублях, с приобретением валютных ценностей, текущих валютных операций и операций, связанных с движением капитала, и т.д. <7>
--------------------------------
<6> Недосекова Е.С. Финансовое право: Учебное пособие. М.: Изд-во РТА, 2014. С. 280.
<7> Попова К.Н. Правовая характеристика финансовой деятельности таможенных органов // Проблемы и перспективы развития современного законодательства: Сборник материалов VII Межкафедральной научно-практической конференции юридического факультета. М.: РИО Российской таможенной академии, 2018. С. 64 - 68.

Если говорить о взаимодействии между таможенными органами и уполномоченными банками как участниками валютного контроля, в настоящее время существует нормативный правовой акт, регулирующий правоотношения в данной сфере. При решении вопросов о таком взаимодействии необходимо руководствоваться указанием Банка России от 30 августа 2017 г. N 4512-У "Об объеме и порядке передачи уполномоченными банками как агентами валютного контроля информации органам валютного контроля" <8>.
--------------------------------
<8> Указание Банка России от 30 августа 2017 г. N 4512-У "Об объеме и порядке передачи уполномоченными банками как агентами валютного контроля информации органам валютного контроля" // Вестник Банка России. 2017. 18 декабря.

ФТС России разработала систему передачи таможенными органами уполномоченным банкам информации о таможенных декларациях, которая выражается в структуре и форматах электронных документов, предназначенных для передачи таможенными органами уполномоченным банкам информации о декларациях на товары.
Система таможенно-банковского контроля включает в себя данные таможенных органов о перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС с данными уполномоченных банков о суммах поступившей на счета экспортеров валютной выручки.

Валютный контроль, таможенно-банковский контроль и иные непосредственно связаны с проверкой деятельности участников внешнеэкономической деятельности. Суть проверок финансово-хозяйственной деятельности - выявление в бухгалтерской отчетности предприятий - участников внешнеэкономической деятельности фактов уменьшения (невключения) платежей, неправомерного применения правил ведения бухгалтерской документации, несоблюдения таможенного законодательства. При осуществлении проверок должностные лица выявляют признаки нарушения таможенных правил, факты уклонения от уплаты таможенных платежей, находят случаи неправомерного получения льгот. Проверяющие рассматривают целевое использование товаров, по которым при ввозе были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей. Эти же проверки помогают выявить факты нарушений валютного законодательства, включающие полное или частичное непоступление валютной выручки. Выявляются факты недостоверного заявления кодов товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности и страны происхождения товара. Проводится контроль за соблюдением требований заявленных таможенных процедур, а также обнаруживаются товары, ввезенные в Россию помимо таможенного контроля. Поводы к проверке финансово-хозяйственной деятельности предприятия могут быть различными.

Таким образом, валютный контроль в рамках внешнеторговой деятельности осуществляется таможенными органами и уполномоченными банками. Уполномоченные банки в рамках валютного контроля проверяют внешнеторговые контракты, ставят контракты участников внешнеторговой деятельности на учет, контролируют валютные операции, в частности, связанные с расчетом по внешнеторговым сделкам. Валютный контроль от ФТС России как органа валютного контроля определяется полномочиями по проведению контроля за определением таможенной стоимости, расчета и уплаты таможенных платежей, осуществлению расчетов по сделке, выдаче предписания об устранении правонарушения, по применению мер ответственности.

Литература

1. Мешечкина Р.П. Внешнеторговая деятельность: теоретический аспект / Р.П. Мешечкина, С.И. Шиленко, А.Ю. Антонов // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2017. N 4. С. 75 - 85.
2. Недосекова Е.С. Финансовое право: Учебное пособие / Е.С. Недосекова. М.: Изд-во РТА, 2014. 364 с.
3. Попова К.Н. Правовая характеристика финансовой деятельности таможенных органов / К.Н. Попова // Проблемы и перспективы развития современного законодательства: Материалы VII Межкафедральной научно-практической конференции юридического факультета (г. Москва, 22 декабря 2017 г.): Сб. науч. ст. / Под ред. М.А. Алпеевой. М.: РИО Российской таможенной академии, 2018. С. 64 - 68.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Особенности внешнеторговой деятельности в рамках ЕАЭС и значение валютного контроля при осуществлении внешнеторговой деятельности (Недосекова Е.С.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Создание благоприятных условий осуществления внешнеэкономической деятельности в рамках ЕАЭС путем совершенствования таможенного администрирования (Дианова В.Ю.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Внешнеэкономические сделки в газовой отрасли: особенности правового регулирования (Романова В.В.)

Дата размещения статьи: 12.09.2016

подробнее>>

Законные проценты по внешнеэкономическому контракту (Денисова М.О.)

Дата размещения статьи: 27.07.2016

подробнее>>

Особенности правового регулирования внешнеэкономических сделок в сфере энергетики (Романова В.В.)

Дата размещения статьи: 18.04.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи