Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

Фирма торгует продукцией зависимой производственной компании. Основные средства принадлежат торговой фирме, а сырье и материалы - производственной. Взаимодействие между торговой и производственной фирмами, находящимися по одному адресу, осуществляется уже несколько лет через договор купли-продажи. Стоит ли перестраивать отношения между ними на давальческую схему?

 

Суть давальческой схемы 

Давальческая схема работы - это такая организация производственного процесса, когда заказчик передает другой организации свое сырье на обработку с целью получения продукции с заданными качествами. При этом и сырье, и готовый продукт остаются в собственности заказчика, а организация, производящая работу, просто выполняет условия договора подряда, предоставляя для этого свои мощности и рабочую силу за оговоренное вознаграждение.

Главные отличия давальческой схемы обработки сырья для производства товаров заключаются в следующем:

- давалец озвучивает и закрепляет в договорной форме требования к готовой продукции, в том числе к ее характеристикам, технологическому процессу изготовления, оформлению, упаковке и так далее;

- себестоимость продукции получится ниже, нежели при обычном производстве, что повышает ее конкурентоспособность;

- заключение договора по давальческой схеме благотворно сказывается на налогообложении заказчика, поскольку он реализует как бы собственную продукцию, а не перепродает товары.

Таким образом, давалец - торговая фирма закупает сырье у поставщика и передает его на переработку исполнителю (производственной компании) на основании накладной по форме N М-15 с отметкой "передано на давальческой основе". Исполнитель передает готовую продукцию давальцу и отчитывается по расходованию материалов. Передача сырья от давальца исполнителю, равно как и обратная передача готовой продукции, не является реализацией. Объект налогообложения возникает у производственной фирмы только в размере его вознаграждения.

Данный способ может позволить получить участникам налоговую выгоду. Производственная организация может сохранить лимиты по выручке и использовать режим упрощенной системы налогообложения (УСН). Давалец на общей системе налогообложения может частично перераспределить прибыль на исполнителя-"упрощенца", сокращая налог на прибыль. Производственная организация обосабливается от продаж и платит УСН только лишь со стоимости переработки.

 

Примечание. Бухгалтерский учет при давальческой схеме

Отражение в бухучете операций у торговой фирмы окажется таким:

Дт 10.7 Кт 10.1 (10.8) - передача ДС исполнителю.

Дт 10.1 Кт 10.7 - получение прошедших обработку материалов.

Дт 10.1 Кт 60 - к стоимости материалов добавлена стоимость работ по переработке ДС.

Дт 19 Кт 60 - учтен НДС со стоимости работ по переработке.

Дт 68 Кт 19 - принят НДС к вычету.

Дт 60 Кт 51 - исполнителю перечислен платеж за выполненные работы по переработке ДС.

Дт 20 Кт 10.1 - направлены в производство переработанные на стороне материалы.

Дт 43 Кт 20 - принята на учет готовая продукция, изготовленная из ДС.

Исполнитель в бухучете в отношении операций с ДС будет использовать следующие проводки:

Дт 003 - принято ДС от заказчика и передано в переработку.

Дт 20 Кт 02 (10, 23, 25, 26, 60, 69, 70) - учтены затраты на переработку ДС.

Кт 003 - готовая продукция из ДС отгружена заказчику.

Дт 62 Кт 90.1 - отражена выручка от выполнения работ по переработке.

Дт 90.3 Кт 68 - начислен НДС со стоимости работ по переработке.

Дт 90.2 Кт 20 - списана себестоимость переработки.

Дт 51 Кт 62 - поступила оплата от заказчика.

 

Договор подряда и другие документы 

Вступление в договорные отношения давальца и владельца производства можно рассматривать как заключение одного из видов договора подряда, поэтому законодательно нужно ориентироваться на гл. 37 Гражданского кодекса РФ. Также такой вид сотрудничества регламентируется в ст. 220 и 227 ГК РФ.

Специальной формы договора для давальческой схемы не предусмотрено, нет жесткого регламента по прописыванию групп сырья или форм его переработки. Важные моменты, обязательные к фиксации в договоре:

- название и объемы сырья, передаваемого в обработку;

- параметры готовой продукции;

- даты предоставления сырья и его окончательной обработки;

- вознаграждение за работу подрядчика;

- порядок произведения расчетов (сроки уплаты и ее вид - наличность, безнал, частично в виде сырья или отходов от него);

- особенности доставки сырья и потом готовой продукции;

- особые требования заказчика, если они есть (технологические характеристики, пожелания к способам обработки, нормы расходования сырья и другие): чаще их приводят в приложении к договору;

- если не оговорено иного, по умолчанию собственником материалов, отходов от сырья и остатков является давалец.

 

Арбитражная практика 

Постановление АС Северо-Западного округа от 27.06.2018 по делу N А42-4119/2016 в пользу налогоплательщика: ИП-давальцы передавали сырье для изготовления мясных продуктов переработчику на УСН. Налоговики, не оспаривая реальность операций, усомнились в их экономической целесообразности.

Аргументы налогоплательщика: часть давальцев работала с переработчиком еще до введения упрощенной налоговой системы в НК РФ. После перехода в 2005 году организации-переработчика на УСН договоры с новыми давальцами не отличались от старых, а значит, не заключались для получения налоговой выгоды. Кроме того, суд указал, что налоговая экономия в связи с использованием схемы минимальна.

30.05.2018 АС Курской области по делу N А35-2210/2017 вынес решение в пользу налогоплательщика. Давалец и переработчик являлись плательщиками НДС, при этом его правильно исчисляли и уплачивали, реально выполняя условия договора. Аргументы ФНС: давалец - единственный контрагент такого рода у переработчика, они располагаются по одному адресу, ранее руководитель давальца получал заработную плату у переработчика, давалец - крупнейший контрагент переработчика (30%), давалец завысил стоимость услуг переработчика, увеличив размер вычетов по НДС.

Аргумент налогоплательщика: есть экономический смысл договора на переработку давальческого сырья - затраты на изготовление сплавов свинца посредством использования давальческого механизма меньше, нежели затраты на собственное производство, что подтверждается калькуляциями затрат на производство. Налогоплательщик ходатайствовал о проведении соответствующей экспертизы, но суд ходатайство отклонил, так как, по его мнению, и без экспертизы очевидно отсутствие необоснованной налоговой выгоды.

НДС действительно не возникает при передаче сырья переработчику (только с его вознаграждения), но начисляется при реализации готовой продукции конечным потребителям, то есть необоснованной налоговой выгоде просто неоткуда взяться. Также налогоплательщик представил аргументированное подтверждение технологической обоснованности передачи сырья по давальческому договору.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи