Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

Термин "должная осмотрительность" введен в практику Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53. Хотя в нем нет четкого определения этому понятию, налоговые органы и суды стали использовать его в своей практике достаточно активно. До сих пор в законодательстве РФ нет четкого понятия должной осмотрительности, однако она требуется от юридических лиц при выборе контрагента. 

Сущность должной осмотрительности заключается в том, что юридическое лицо должно принимать меры, для того чтобы получить необходимую и достоверную информацию о потенциальном контрагенте. Проявление должной осмотрительности считается необходимым действием при проверке хозяйствующего субъекта перед заключением с ним договора о сотрудничестве.

Наиболее часто она рассматривается при оспаривании обоснованности применяемого вычета по НДС. Кроме того, это понятие используется при установлении правомерности использования суммы расходов при расчете налога на прибыль.

Если налогоплательщик не проявил должную осмотрительность при проверке контрагента, то он мог получить необоснованную выгоду. Под последней, как правило, подразумевают, что:

- сделка на деле не проводилась;

- компания и контрагент взаимозависимы;

- контрагент осознает, что сделка приведет к необоснованной налоговой выгоде. 

Пример. Компания заключила договор с компанией-"однодневкой" на приобретение товаров. Их стоимость была отнесена к налоговым расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Если ИФНС докажет формальность сделки, то вменит компании занижение суммы налога на прибыль. В такой ситуации налоговики могут полностью снять расходы и доначислить налог.

 

Особенности должной осмотрительности 

Должная осмотрительность (как особое понятие) имеет некоторые особенности и характерные моменты:

- ее непроявление налогоплательщиком может стать причиной того, что компания сотрудничает с недобросовестными контрагентами;

- если налоговая инспекция докажет, что налогоплательщиком допущено непроявление должной осмотрительности, то она доначислит налоги - НДС, принятый к возмещению из бюджета, и налог на прибыль;

- должная осмотрительность - это только один из способов проверки контрагента, который должен использоваться налогоплательщиком в совокупности с иными методами проверки хозяйствующих субъектов;

- должная осмотрительность тесно связана с необоснованной налоговой выгодой, поскольку вторая появляется при отсутствии первой;

- суды при разбирательствах не принимают во внимание, что понятие должной осмотрительности не содержится в законодательстве РФ, и используют его в своей практике;

- в законодательстве не предусмотрены критерии оценки непроявления должной осмотрительности.

 

Признаки недобросовестного контрагента 

Проявление должной осмотрительности предусматривает проверку контрагента на добросовестность. При этом хозяйствующий субъект анализируется с различных сторон, в том числе юридической и финансовой.

В качестве признаков недобросовестного контрагента могут быть следующие моменты:

1) процедура регистрации проведена с нарушениями или же субъект вовсе не зарегистрирован в ЕГРЮЛ либо ЕГРИП;

2) адрес его регистрации является массовым или же информация о юридическом адресе отсутствует;

3) отсутствие документального подтверждения полномочий директора либо его представителя, подписывающих документы от лица контрагента;

4) присутствие только денежных потоков по расчетному счету и отсутствие товарных потоков, то есть отсутствие информации о приобретении либо производстве контрагентом продукции или товаров для последующей реализации;

5) отсутствие у контрагента производственных или торговых площадей, собственной или арендованной недвижимости, оборудования, транспорта, сотрудников;

6) наличие серьезной задолженности перед бюджетом по уплате налогов и взносов;

7) наличие дел в судебной картотеке.

 

Алгоритм действий при проверке контрагентов 

Компания самостоятельно определяет алгоритм действий, согласно которому она будет проверять контрагента. Целесообразно включать в него различные способы во избежание претензий со стороны контролирующих органов о непроявлении должной осмотрительности.

При проверке контрагента компания должна в первую очередь проанализировать информацию из открытых источников. Делается это как на официальных сайтах ИФНС, судебных приставов, Росреестра, Федерального реестра сведений о банкротстве, МВД, так и через неформальные ресурсы (к примеру, по отзывам на сайтах).

Кроме того, нужно запросить у контрагента подтверждающую документацию:

- устав;

- ОГРН и ИНН;

- выписку из ЕГРЮЛ;

- документы о полномочиях директора;

- справку об отсутствии задолженности перед бюджетом по налогам, взносам и сборам;

- карточку с реквизитами.

Алгоритм проявления должной осмотрительности может состоять из следующих этапов:

1) разработать положение, в котором прописать все шаги по работе с контрагентами;

2) сформировать регламент по соблюдению должной осмотрительности;

3) вменить в обязанности сотрудников проявлять должную осмотрительность, а также прописать этот момент и ответственность за его неисполнение в должностных инструкциях;

4) тщательным образом проверять контрагента перед заключением договора;

5) формировать досье на потенциального контрагента, с которым планируется заключение договора.

 

Ответственность за недостаточную осмотрительность 

При непроявлении должной осмотрительности, то есть заключении сделок с недобросовестным контрагентом, ответственность ложится на плечи лица, оформившего такой договор.

Ответственность связана с доначислением налогов - НДС и налога на прибыль. Дело в том, что документы, которые использовались для увеличения расходов, уменьшили налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Кроме того, они предоставили возможность возместить НДС из бюджета. Если контрагент признан недобросовестным и компания его не проверила, то она незаконно заплатила меньше налогов, а потому должна их доплатить.

Каких-либо штрафов именно за заключение договора с недобросовестным контрагентом не предусмотрено. Финансовые риски заключаются лишь в том, что компания не сможет на законных основаниях уменьшить налоги, а потому понесет больше расходов.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


15 июня 2020 г.
Проект федерального закона № 972589-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части конвертируемого займа"

Цель законопроекта - создание эффективного и прозрачного механизма для осуществления венчурных инвестиций, что, в свою очередь, послужит стимулированием инвестиций в высокотехнологичные  проекты в Российской Федерации




2 июня 2020 г.
Проект федерального закона № 966659-7 "О внесении изменений в статью 57 Трудового кодекса Российской Федерации"

Принятие законопроекта позволит как законодательно закрепить специальную возможность работника временно или частично выполнять свои функции в дистанционной форме, так и установить условия, являющиеся обязательными, которые должны быть определены сторонами при принятии соответствующего решения.




23 мая 2020 г.
Проект федерального закона № 961114-7 "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период пандемии новой коронавирусной инфекции"

Цель законопроекта - реализация дополнительных мер помощи пострадавшим от последствий пандемии COVID-19. Реализация мер предлагаемых законопроектом позволит обеспечить защиту наиболее уязвимых категорий граждан, а также организаций и минимизировать негативные последствия распространения COVID-19.




15 мая 2020 г.
Проект федерального закона № 956425-7 "О внесении изменений в статьи 28 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Цель законопроекта - дополнительное обеспечение защиты прав граждан-заемщиков в принятии взвешенного решения при заключении договора кредита (займа). В настоящее время несовершенство правового регулирования рекламы кредитов (займов) позволяет рекламодателям формировать у потребителя ошибочное представление о бесплатности кредитного продукта и отсутствии возможных негативных последствий для заемщика.




7 мая 2020 г.
Проект Федерального закона № 953580-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции"

Законопроект разработан с целью урегулирования правоотношений, возникающих в связи с необходимостью экстренного реагирования на вызовы, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19. В частности, предлагается расширение перечня сфер, на которые будет распространяться принцип "лицензия автоматом", наделение Правительства РФ полномочием по установлению особенностей организации предоставления государственных и муниципальных услуг и иные изменения.



В центре внимания:


Насильственная преступность и IT-технологии (Артюшина О.В.)

Дата размещения статьи: 22.06.2020

подробнее>>

Регулирование взаимодействия человека с автономными техническими средствами: дискуссия о правовых режимах (Кутейников Д.Л., Ижаев О.А., Лебедев В.А., Зенин С.С.)

Дата размещения статьи: 22.06.2020

подробнее>>

Теоретико-методологические проблемы правового обеспечения экологической, биосферной и генетической безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации (Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б.)

Дата размещения статьи: 22.06.2020

подробнее>>

Отмена условно-досрочного освобождения от наказания в отношении пожизненно лишенных свободы (Анощенкова С.В.)

Дата размещения статьи: 22.06.2020

подробнее>>

Понятие государственной политики в области охраны здоровья населения (Записная Т.В.)

Дата размещения статьи: 22.06.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи