Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Особенности применения технологий распределенных реестров и цепочек блоков (блокчейн) в народных голосованиях (Кутейников Д.Л.)

Особенности применения технологий распределенных реестров и цепочек блоков (блокчейн) в народных голосованиях (Кутейников Д.Л.)

Дата размещения статьи: 16.06.2020

Одним из ключевых явлений, определяющих развитие как современных технологий, так и общества в целом в последние годы является децентрализация. Данный термин не является новым, впервые идею о трех разновидностях коммуникационных систем выдвинул американский ученый Пол Бэрэн в 1964 г. <1>. Наряду с централизованными и децентрализованными системами коммуникаций исследователем была предложена идея об иной их разновидности - распределенной системе. Ключевая идея распределенной системы коммуникаций (peer-to-peer) заключается в отсутствии единого центра принятия решений (сервера), участки напрямую осуществляют коммуникации друг с другом, образуя собой единую сеть. Термин "распределенные реестры" неразрывно связан с более широким термином - "распределенные системы коммуникаций", который вошел в научный обиход относительно недавно.
--------------------------------
<1> Baran P. On Distributed Communications. URL: https://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/research_memoranda/2006/RM3420.pdf (дата обращения: 30.01.2019).

Несмотря на бурное развитие распределенных систем коммуникации в последнее время, первые успешные примеры ее реализации существуют уже относительно давно. Широко известными примерами ее использования являлись файлообменная пиринговая сеть для обмена музыкой Napster и протокол обмена данными BitTorrent.
В общественно-политической сфере одним из первых применений технологии распределенных реестров стал мессенджер Firechat, который приобрел мировую известность в ходе протестов в Гонконге в 2014 г. Протестующие осуществляли координацию своих действий в мессенджерах на мобильных устройствах, после чего властями было принято решение ограничить доступ в сеть Интернет. В ответ протестующие создали собственную распределенную сеть из смартфонов без подключения к Интернету.
Известным проектом использования распределенных реестров на государственном уровне является e-Estonia, в рамках которого жители Эстонии получили доступ к ряду электронных сервисов. Распределенный реестр обеспечивает связь между государственным и частным сектором, позволяет быстро и открыто предоставлять сложные сервисы.
Наибольшую популярность распределенные реестры получили с применением технологии цепочки блоков (блокчейн). Блокчейн представляет собой "распределенную базу данных, которая содержит информацию обо всех транзакциях (более обобщенно - коммуникациях), проведенных всеми участниками системы. Информация хранится в виде "цепочек блоков", в каждом из которых содержится определенное число коммуникаций" <2>. Впервые описание работы данной технологии содержалось в статье "Bitcoin: A Peer-to-Peer Electronic cash system" <3>. Таким образом, данная технология позволяет организовать любую передачу информации в цепочки блоков. Каждый из этих блоков содержит информацию о других блоках, что позволяет распределить данные по системе и отслеживать все изменения. Единого места, где хранится полный перечень записей участников системы, не существует, поскольку реестр содержится одновременно у всех участников системы и автоматически обновляется до последней версии при каждом внесенном изменении. В настоящее время существует огромное количество разновидностей данной технологии. Наиболее известными являются блокчейны Bitcoin и Ethereum.
--------------------------------
<2> Чеклецов В.В. Философские и социоантропологические проблемы конвергентного развития киберфизических систем (блокчейн, интернет вещей, искусственный интеллект) // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2016. N 1. С. 65 - 78.
<3> Nakamoto S. Bitcoin: A Peer-to-Peer Electronic cash system. URL: https://bitcoin.org/bitcoin.pdf (дата обращения: 30.01.2019).

Несмотря на то что первоначально данную технологию рассматривали исключительно в качестве элемента развития отрасли информационных, а затем и финансовых технологий, на современном этапе она постепенно получает все большее распространение в иных сферах человеческой деятельности из-за высокой степени безопасности и конфиденциальности, а также позволяет эффективно сократить издержки. Тенденции по развитию и внедрению технологии блокчейн в последние несколько лет не только начали входить в планы научных коллективов и бизнес-структур, но и были публично сформулированы высшими должностными лицами разных стран, в том числе и России <4>.
--------------------------------
<4> См.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56957 (дата обращения: 30.01.2019).

Указанные положительные характеристики данной технологии подтолкнули многие ученые умы к решению основных проблем демократии за счет полной прозрачности, прямых голосований и новой распределенной системы управления (самоуправления) обществом. Наибольшие энтузиасты нарекают блокчейн "новым государством" или даже предрекают полный отказ от государственной власти. Отдельные ученые называют институциональные системы голосования и коллективного принятия решений на основе технологии блокчейн криптодемократией <5>.
--------------------------------
<5> Allen D.W.E., Berg C., Lane A.M., Potts J. Cryptodemocracy and its institutional possibilities // Review of Austrian Economics. 2018. Pp. 1 - 12. Article in press. P. 6.

Наряду с громкими заявлениями в разных концах планеты возникло множество идей и способов ее применения в различного рода голосованиях.
Швейцарский проект Agora <6> на данный момент имеет реальный опыт участия в проведении голосования в масштабах государства. В 2018 г. с использованием данной площадки были проведены выборы президента в Сьерра-Леоне (в отдельном регионе). Необходимо отметить, что проект Agora не участвовал непосредственно в процедуре выборов со стороны уполномоченных органов, однако являлся аккредитованным международным наблюдателем и проводил параллельный подсчет голосов на 280 участках <7>.
--------------------------------
<6> Agora Voting official website. URL: https://agoravoting.com/ (дата обращения: 30.01.2019).
<7> Agora Official Statement Regarding Sierra Leone Election. URL: https://medium.com/agorablockchain/agora-official-statement-regarding-sierra-leone-election-7730d2d9de4e (дата обращения: 30.01.2019).

В основу площадки положено взаимодействие различных технологий в пяти слоях:
1) первый слой - блокчейн Bulletin Board, который функционирует на архитектуре Skipchain, обладающей большой пропускной способностью и эффективным механизмом проверки транзакций за счет использования длинных связей, которые позволяют быстро обращаться к той или иной записи в реестре в логарифмическое, а не линейное число шагов, обеспечивая тем самым доказательство действительности транзакции без необходимости полной записи цепочки блоков. Транзакции подтверждаются узлами, из которых состоит уполномоченный коллективный орган (Cothority). Как и в других блокчейнах, каждый узел сети содержит копии всех транзакций и подтверждает новые транзакции, включая их в блоки, чем поддерживается механизм достижения консенсуса в сети. Узлы независимо контролируют друг друга, чтобы гарантировать, что записанные в систему данные остаются неизменными;
2) второй слой - журнал транзакций Cotena связывает блокчейн Bulletin Board и криптографические доказательства с блокчейном Bitcoin, что обеспечивает децентрализованную неизменность данных. Cotena представляет собой журнал, содержащий периодически обновляемую информацию о блокчейне Bulletin Board, копия каждого обновления которого сохраняется как узлами Cothority, так и в блокчейне Bitcoin. Вместе Bulletin Board и Cotena представляют собой конфигурацию гибридного блокчейна, которая обеспечивает децентрализацию и защиту от несанкционированного доступа с низкой стоимостью транзакции и высокой пропускной способностью данных;
3) третий слой - блокчейн Bitcoin, который используется из-за своей широкой архитектуры для хранения определенных данных, которые необходимы системе для полной децентрализации. В настоящее время сеть Bitcoin является одной из крупнейших децентрализованных сетей компьютеров в мире, поэтому ее блокчейн считается наиболее надежным и обеспечивает высокую степень неизменности данных. Блокчейн Bitcoin позволяет легко проверить, что журнал Cotena и блокчейн Bulletin Board остаются неизменными;
4) четвертый слой - сеть Valeda, представляющая собой децентрализованную сеть доверенных узлов, которые подтверждают результаты выборов в блокчейне Bulletin Board. Этот уровень служит для предоставления окончательных публичных доказательств того, что Cothority подтвердил достоверность данных всех бюллетеней и что результаты выборов действительны. Данная сеть состоит из аудиторских узлов, программное обеспечение которых создает криптографические доказательства, относящиеся к различным процессам платформы, включая голосование, анонимность, дешифрование, подсчет голосов и многое другое;
5) пятый слой - приложения Votapp, в число которых включаются Voting Booth, Audit, Node. Приложение Voting Booth позволяет авторизованным избирателям участвовать в выборах в сети Agora. Данное приложение загружает информацию из файла конфигурации электорального события и отображает необходимую для избирателя информацию, такую как возможный выбор решений или кандидатов. Через приложение избиратель может убедиться в том, что его выбор зафиксирован, а бюллетень должным образом зашифрован и информация о нем включена в блокчейн Bulletin Board. Приложение Audit предоставляет набор инструментов для наблюдения и контроля за ходом голосования, которые могут осуществляться в каждом слое архитектуры Agora. Приложение Node позволяет изучить полную историю записей в блокчейне Bulletin Board и журнале Cotena, которая доступна для всех пользователей. Активное участие в сети с правом записи в реестр (Consensus Node, которые входят в Cothority) возможно только в случае авторизации в качестве партнера Agora. В случае с президентскими выборами в Сьерра-Леоне такими операторами были Красный Крест, Высшая техническая школа Лозанны и Университет Фрайбурга, кроме того, любой желающий мог наблюдать за процессом через дополнительные узлы, работавшие в режиме "только для чтения" <8>.
--------------------------------
<8> См.: В Сьерра-Леоне прошли первые в мире президентские выборы с использованием технологии блокчейн. URL: https://forklog.com/v-serra-leone-proshli-pervye-v-mire-prezidentskie-vybory-s-ispolzovaniem-tehnologii-blokchejn/ (дата обращения: 30.01.2019).

Таким образом, данная совокупность технологий позволяет организовать прозрачное голосование при экономии временных и финансовых ресурсов как организаторов, так и избирателей.
Само голосование проводится в шесть шагов:
1. Конфигурация нового электорального события. Администраторы создают файл конфигурации нового голосования и указывают его основные параметры: перечень должностных лиц и государственных органов, ответственных за проведение выборов, которым присваивается идентификатор; тип голосования и его параметры; дата и время начала и конца голосования; списки избирателей (могут быть как открытыми, так и зашифрованными); перечень кандидатов или вопросов голосования, а также необходимая информация о них; список наблюдателей; иные специфические параметры. Как только параметры окончательно определены, файл с данными о них заносится в блокчейн Bulletin Board.
2. Голосование и направление избирателями зашифрованных бюллетеней в сеть Agora. Каждый избиратель, имеющий право голоса, после идентификации может получить доступ к виртуальному личному кабинету через устройство голосования, в качестве которого могут выступать личные устройства (компьютеры, смартфоны) или традиционные машины для голосования на избирательных участках. После того как избиратель сделал свой выбор, осуществляется транзакция и зашифрованный бюллетень вносится в блокчейн Bulletin Board.
3. Анонимизация бюллетеней. Все бюллетени, загруженные в блокчейн Bulletin Board, проходят "смешанную сеть", которая представляет собой совокупность программ, которые многократно зашифровывают каждый из них и формируют новый список анонимных бюллетеней с нулевыми доказательствами идентификации в блокчейне Bulletin Board. Лишь один узел сети в целях прозрачности способен соотнести зашифрованные бюллетени с реальными избирателями.
4. Расшифровка анонимных бюллетеней. Чтобы выполнить процесс подсчета голосов, узлы Cothority совместно расшифровывают анонимные бюллетени и публикуют их с нулевыми доказательствами корректности в блокчейне Bulletin Board. Администраторы выборов могут затем проверить правильность доказательств частично расшифрованных бюллетеней. Администраторы могут использовать правильно частично расшифрованные бюллетени для восстановления анонимных исходных незашифрованных бюллетеней, которые публикуются в блокчейне Bulletin Board, где их можно подсчитать.
5. Подведение итогов голосования. Узлы Agora подсчитывают голоса по всем действительным расшифрованным бюллетеням и публикуют окончательные результаты в блокчейне Bulletin Board. Agora, администраторы выборов или любая третья сторона, наблюдающая за выборами, могут проверять бюллетени. Сторона, официально ответственная за подсчет голосов, публикует подписанные результаты в блокчейне Bulletin Board, после чего заранее определенные аудиторы могут проверить достоверность результатов до того, как они будут считаться окончательными. В свою очередь, администратор выборов определяет, какая сторона будет нести ответственность за официальный подсчет голосов и подведение итогов выборов.
6. Аудит. Аудиторы и наблюдатели подтверждают действительность полученных результатов. Наблюдателями могут быть как администраторы выборов и избиратели, так и третьи стороны, находящиеся в любой стране. Аудиторские узлы, которые вместе представляют собой сеть Valeda, подтверждают криптографические доказательства, чтобы обеспечить децентрализованное и объективное подтверждение результатов выборов. Аудит проводится на всех рассмотренных этапах (шагах) голосования.
Таким образом, данная совокупность технологий позволяет достаточно открыто и эффективно проводить различного рода голосования, в том числе и выборы на национальном уровне. Вместе с тем на всех стадиях процесса голосования все равно присутствуют администрирующие органы, что не совсем коррелирует с главной идеей функционирования распределенных реестров. Тем не менее действия данных органов достаточно сильно связаны общей прозрачностью и одновременной записью данных на разные хранилища информации.
Важным преимуществом проекта является его гибкость во взаимодействии с государственными органами и обилие возможных параметров настройки электорального события, что позволяет эффективно подстраиваться под требования национального законодательства.
Выборы с применением технологии блокчейн недавно пришли на муниципальном уровне в швейцарском городе Цуг <9>. В рамках данных выборов была опробована новая государственная система идентификации eID. Голосование проходило с помощью специально разработанной компанией Luxoft и Университетом прикладных наук Люцерна программы для мобильных устройств с использованием идентификационного приложения uPort <10>. В разных кантонах Швейцарии апробируются еще несколько проектов по электронным видам голосования. В дальнейшем на государственном уровне также планируется запустить электронную систему eVoting.
--------------------------------
<9> 'Crypto Valley' Zug to trial blockchain voting. URL: https://www.swissinfo.ch/eng/system-test_-crypto-valley--zug-to-trial-blockchain-voting/44177440 (дата обращения: 30.01.2019).
<10> uPort official website. URL: https://www.uport.me/#about (дата обращения: 30.01.2019).

Национальный центр электроники и компьютерных технологий Таиланда разрабатывает единую гибридную систему электронного голосования с использованием технологии блокчейн, которая применима как для государственного и муниципального уровня, так и для корпоративных целей. В настоящее время осуществляется подготовка к запуску пилотной программы, однако для сопровождений электоральных событий государственного масштаба необходимо повсеместное функционирование мобильных сетей 5G <11>.
--------------------------------
<11> Nectec develops blockchain for elections. URL: https://www.bangkokpost.com/business/news/1604574/ (дата обращения: 30.01.2019).

Американская компания Blockchain Technologies Corp. разработала площадку для голосования под названием Votewatcher <12>. Сами голосования на ней можно проводить как в традиционном виде с использованием бюллетеней, так и посредством почтового сообщения, электронной почты или на специальном сайте. Голосование с использованием бюллетеней проводится в пять этапов. Первый этап ничем не отличается от обычного голосования: избиратели ставят соответствующую пометку в бюллетене для голосования. Отличается лишь сам бюллетень, в нижней части которого размещаются QR-коды для его идентификации: первый QR-код содержит блокчейн-адрес, второй представляет собой ID бюллетеня, а третий - ID голосования. На втором этапе все бюллетени сканируются с помощью технологии оптического распознавания меток для формирования данных о каждом из них. На третьем этапе по каждому бюллетеню осуществляется "транзакция", посредством которой передаются данные о его содержании. На четвертом этапе данные загружаются в блокчейн Florincoin, который позволяет загружать большое количество информации, однако имеет меньшую степень защищенности. На пятом этапе хешированные данные о результатах голосования по каждому бюллетеню загружаются в блокчейн Bitcoin, который обладает высокой степенью защищенности. Таким образом, данные одновременно хранятся в двух реестрах, что значительно уменьшает шансы их фальсификации.
--------------------------------
<12> Cutting edge blockchain voting system. URL: http://votewatcher.com/ (дата обращения: 30.01.2019).

Вместе с тем необходимо обратить внимание на отдельные недостатки данной платформы. Во-первых, в конечном счете идентификацию избирателей должно будет провести государство в лице своих органов, таким образом, теоретически можно будет проследить связь между конкретным лицом и бюллетенем, что сможет нарушить важнейший принцип тайны голосования. Во-вторых, обработка бюллетеней, подсчет результатов, загрузка данных в блокчейн все равно связаны с человеческим трудом и контролирующими органами, что противоречит самой идее распределенных систем и ставит вопрос об их объективном характере.
В настоящее время площадкой Votewatcher было проведено более 20 успешных мероприятий по голосованию (пока локального уровня), на которых обработано более 1 млн бюллетеней. "Либертарианская партия США использовала данную площадку для проведения выборов кандидатов на внутрипартийные должности в Техасе... Всего в "техасском" голосовании приняли участие 250 делегатов. Блокчейн-машины, разработанные Blockchain Technologies Corp., в перспективе могут составить конкуренцию машинам для подсчета голосов, используемым в США" <13>.
--------------------------------
<13> Как голосование на блокчейне находит свое применение в политике и бизнесе. URL: https://geektimes.ru/company/wirex/blog/281122/ (дата обращения: 30.01.2019).

Другая американская компания, Follow My Vote <14>, также создала и развивает свою платформу для голосований на основе блокчейна Bitcoin. Голосования проводятся с использованием электронной платформы, которая осуществляет идентификацию избирателей через веб-камеру или государственный идентификатор. Особенностью платформы является возможность избирателей наблюдать за процессом голосования в режиме онлайн, а также изменять свой голос в любое время до официального окончания голосования. Схожие идеи предполагалось воплотить также в проекте Boule <15> и VotoSocial <16>.
--------------------------------
<14> Follow my vote official website. URL: https://followmyvote.com/ (дата обращения: 30.01.2019).
<15> Boule official website. URL: https://www.boule.one/#about (дата обращения: 30.01.2019).
<16> VotoSocial.org: towards an e-voting system that people can trust. URL: https://medium.com/@jagbolanos/votosocial-org-towards-an-e-voting-system-that-people-can-trust-ad85be53be19 (дата обращения: 30.01.2019).

Американская компания Factom <17> заявила о готовности предложить свою инфраструктуру правительствам государств, чтобы они могли развивать децентрализованные и автоматизированные системы голосования <18>.
--------------------------------
<17> Factom official website. URL: https://www.factom.com/ (дата обращения: 30.01.2019).
<18> Блокчейн как инструмент электронной демократии. Эксперименты в России, Украине, США, Великобритании // РосКомСвобода. URL: https://rublacklist.net/16556/ (дата обращения: 30.01.2019).

Другая американская компания, Voatz <19>, предоставила свое приложение и техническую поддержку на выборах сената Западной Вирджинии. Около 144 военных и зарубежных избирателей проголосовали из 30 разных стран, используя мобильное приложение для голосования, обеспеченное технологией блокчейн <20>. Для идентификации приложение Voatz, наряду с государственными удостоверениями личности, использует встроенные системы распознавания лиц и отпечатков пальцев на смартфонах с операционной системой iOS и Android.
--------------------------------
<19> Voatz official website. URL: https://voatz.com (дата обращения: 30.01.2019).
<20> См.: 2018 General Election: A Huge Success for West Virginia. URL: https://sos.wv.gov/news/Pages/11-15-2018-A.aspx (дата обращения: 30.01.2019).

Избирательный бюллетень идентифицируется и зашифровывается уникальным кодом, после чего размещается в блокчейне, который построен на основе частного блокчейна HyperLedger (блокчейн, размещенный в свободном доступе, финансируется Linux Foundation). Таким образом, чтобы участвовать в электоральном событии, каждый избиратель или аудитор должен сначала быть проверен верификатором (узлом). В пилотном проекте Западной Вирджинии использовалось от 16 до 32 проверенных узлов, разделенных пополам между облачными серверами Microsoft Azure и AWS Amazon. В будущем компетентные органы смогут увеличить число узлов и определить, какие организации (например, политические партии, университеты, средства массовой информации, некоммерческие организации и т.д.) могут участвовать в качестве верификаторов.
Разработки в области голосований с применением технологии блокчейн ведутся и в России. Национальный расчетный депозитарий заявил о создании платформы e-proxy voting для электронных голосований в корпоративных действиях и документообороте, который был успешно апробирован. Как отметили в руководстве компании, "проанализировав в рамках рабочей группы несколько вариантов применения блокчейна к различным сферам деятельности НРД, мы остановили свой выбор на автоматизации голосования владельцев ценных бумаг на ежегодных общих собраниях" <21>. Соответствующее программное обеспечение выложено в виде открытого исходного кода на сайте GitHub <22>.
--------------------------------
<21> НРД успешно протестировал прототип электронного голосования на основе блокчейна // Национальный расчетный депозитарий. URL: https://www.nsd.ru/ru/press/pressrel/index.php?id36=628973 (дата обращения: 30.01.2019).
<22> Blockchain based voting system. URL: https://github.com/dsx-tech/e-voting (дата обращения: 30.01.2019).

Необходимо отметить также запущенный при поддержке "Лаборатории Касперского" проект Polys <23>, основной целью которого является создание площадки по проведению электронных голосований для внутренней деятельности политических партий. Площадка для голосования разработана на основе технологии смарт-контрактов Ethereum. С использованием Polys были проведены выборы в молодежный парламент Саратовской области. Участие в них приняли более 15 тыс. избирателей.
--------------------------------
<23> Polys. URL: https://polys.me/ru/use_cases/political (дата обращения: 30.01.2019).

Площадку для различного рода голосований регионального и муниципального уровня на основе технологии блокчейн планируется создать на базе функционирующего для жителей Москвы приложения "Активный гражданин".
Возможность применения данной технологии в последнее время часто обсуждается в рамках научных конференций <24>, а также в выступлениях должностных лиц. Находят место соответствующие планы и в нормативных актах. Так, в проекте в Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2019 - 2025 годы и на перспективу до 2030 года указывается, что реализация некоторых инициатив может привести к тому, что на базе технологии распределенного доступа может быть организована система регистрации голосов и подведения итогов выборов различных уровней.
--------------------------------
<24> Завершилась научно-практическая конференция ЦИК России "Выборы. Сегодня и завтра". URL: http://cikrf.ru/news/cec/41020/ (дата обращения: 30.01.2019).

Любопытным примером также является и австралийская политическая партия Flux <25>, которая проводит электронные голосования для своих членов на основе криптотехнологий. Особый интерес вызывает система голосования, при которой граждане смогут голосовать за или против каждого законопроекта, рассматриваемого в парламенте страны. В зависимости от результатов голосования, депутаты от партии голосуют на заседании тем или иным образом.
--------------------------------
<25> The Flux Party. URL: https://voteflux.org/about/how/ (дата обращения: 30.01.2019).

Одним из первых применений данной технологии в публичных голосованиях стало голосование по актуальным проблемам датской политической партии "Либеральный альянс" <26> на ежегодном съезде. Руководство партии по результатам такого эксперимента пришло к следующим общим выводам: данная технология "устраняет необходимость доверия, потому что может работать автономно без вмешательства со стороны человека, и все это в то же время абсолютно открыто и прозрачно" <27>.
--------------------------------
<26> Официальный сайт политической партии "Либеральный альянс". URL: https://www.liberalalliance.dk/ (дата обращения: 30.01.2019).
<27> Blockchain voting used by Danish political party. URL: https://www.cryptocoinsnews.com/blockchain-voting-used-by-danish-political-party/ (дата обращения: 30.01.2019).

Вместе с тем, несмотря на рассмотренные положительные черты данной технологии, необходимо остановиться на отдельных проблемах ее применения в народных голосованиях.
Основной проблемой на данный момент является идентификация избирателей. Единственной реально функционирующей системой в масштабе страны, способной выполнить подобные функции, на данный момент является используемая на портале "Госуслуги" Единая система идентификации и аутентификации <28>, которая уже используется в качестве платформы для голосований в "Российской общественной инициативе", а также в ее региональных переосмыслениях. Идентификация с помощью данной системы возможна и в уже рассмотренном выше проекте НРД. Несмотря на то что данная система неоднократно подвергалась критике, более эффективной и динамично развивающейся государственной системы на данный момент не существует. Вместе с тем в планах до 2021 года значится создание единой платформы "Цифровой профиль", которая объединит данные о гражданах из разрозненных государственных систем <29>.
--------------------------------
<28> Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
<29> См.: Россиян развернут в цифровой профиль. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3826142 (дата обращения: 30.01.2019).

Вместе с тем необходимо отметить, что на данный момент государственные органы все еще не отказались от идеи введения электронных паспортов, которые находились в центре внимания последние несколько лет. В 2013 г. была утверждена соответствующая концепция <30>, в которой предполагалось, что процесс перехода от бумажных носителей к электронным будет поэтапным и начнется в 2015 - 2016 гг. В соответствии с новыми планами данный процесс будет произведен в 2021 - 2024 гг. <31>.
--------------------------------
<30> Утверждена концепция введения в России электронных паспортов // Официальный сайт Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. URL: http://minsvyaz.ru/ru/events/30485/ (дата обращения: 30.01.2019).
<31> См.: Правительство обсуждает замену бумажных паспортов на электронные. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2018/10/09/783125-zamenu-bumazhnih-pasportov?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 30.01.2019).

Совместно с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации была проведена презентация использования электронных паспортов при голосовании <32>. Следует отметить, что введение удостоверений личности с электронным носителем на сегодняшний день реализовано или тестируется во многих странах.
--------------------------------
<32> Минкомсвязь России совместно с другими ведомствами представила новые подходы к автоматизации процесса голосования // Официальный сайт Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. URL: http://minsvyaz.ru/ru/events/32409/ (дата обращения: 30.01.2019).

В последние несколько лет неоднократно поднимался вопрос о возможности включения в перечень документов, подтверждающих личность, номера телефона, однако конкретных решений пока принято не было. Интересно отметить, что в Китае в качестве способа идентификации тестируется популярный в этой стране мессенджер WeChat. В банковской сфере активно развивается идея идентификации людей по их биометрическим данным, таким как сетчатка глаза, форма лица, голос и т.п. Следует также отметить, что создание новых способов идентификации является одним из приоритетных направлений развития цифровой экономики в Российской Федерации.
Таким образом, на сегодня существует достаточно большое количество разнообразных технологий и способов идентификации, однако отсутствует единая общегосударственная платформа, которая бы охватывала всех граждан Российской Федерации вне зависимости от места их пребывания или проживания. Тем не менее внедрение рассматриваемой технологии возможно и в действующую избирательную систему с традиционным способом идентификации в виде предъявления паспорта ответственному лицу.
Другой важной проблемой является обеспечение тайны голосования. Как уже было рассмотрено в процессе изучения имеющихся на рынке блокчейн-решений, даже при полностью электронном формате проведения голосования, защищенном криптографическими методами, все равно остается некий контрольный узел, способный сопоставить зашифрованные бюллетени с реальными избирателями. Даже проведение голосования с помощью идентификаторов (неких обезличенных ID) не будет означать полную анонимность, так как государство в целях безопасности всегда может иметь реестр их значений. "Независимо от того, насколько хорошо защищена централизованная система электронного голосования, она по-прежнему остается крайне небезопасной, поскольку любая централизованная и непрозрачная компьютерная система в основном небезопасна" <33>.
--------------------------------
<33> Kovic M. Blockchain for the people. Blockchain technology as the basis for a secure and reliable e-voting system // ZIPAR Discussion Paper Series. 2017. Vol. 1. Iss. 1. Zurich, Switzerland. P. 20.

В науке рассматривались и другие проблемы, связанные с применением данной технологии, такие как возможность инфицирования вирусом устройства пользователя <34> и голосование за него другим лицом (данные проблемы присущи почти всем видам цифровых коммуникаций).
--------------------------------
<34> Ayed A.B. A conceptual secure blockchain-based electronic voting system // International Journal of Network Security & Its Applications. 2017. Vol. 9. N 3.

Таким образом, проведение голосований с использованием как технологии распределенных реестров вообще, так и технологии блокчейн в частности, с сохранением всех ключевых их достоинств, таких как невозможность внесения изменений в реестр транзакций, отсутствие контролирующих центров, полная прозрачность, возможно лишь в голосованиях, не требующих тайны голоса как одного из существенных условий. В данном случае внимание следует обратить на иные институты непосредственной демократии, такие как народная правотворческая инициатива, обращения граждан (в том числе коллективные) и т.д. Вместе с тем, что касается выборов и референдумов, то данная технология может эффективно использоваться, на отдельных их этапах, что позволит экономить и финансовые ресурсы.

Библиография

1. Чеклецов В.В. Философские и социоантропологические проблемы конвергентного развития киберфизических систем (блокчейн, интернет вещей, искусственный интеллект) // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2016. N 1. С. 65 - 78.
2. Allen D.W.E., Berg C., Lane A.M., Potts J. Cryptodemocracy and its institutional possibilities // Review of Austrian Economics. 2018. Pp. 1 - 12. Article in press.
3. Ayed A.B. A conceptual secure blockchain-based electronic voting system // International Journal of Network Security & Its Applications. 2017. Vol. 9. N 3.
4. Baran P. On Distributed Communications. URL: https://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/research_memoranda/2006/RM3420.pdf (дата обращения: 30.01.2019).
5. Hanifatunnisa R., Rahardjo B. Blockchain based e-voting recording system design (2018) // Proceeding of 2017 11th International Conference on Telecommunication Systems Services and Applications, TSSA 2017. 2018. January. Pp. 1 - 6.
6. Hsiao J.-H., Tso R., Chen C.-M., Wu M.-E. Decentralized E-voting systems based on the blockchain technology // Lecture Notes in Electrical Engineering. 2018. 474. Pp. 305 - 309.
7. Khan K.M., Arshad J., Khan M.M. Secure digital voting system based on blockchain technolog // International Journal of Electronic Government Research. 2018. 14(1). Pp. 53 - 62.
8. Kim H.R., Min K., Hong S.-P. A study on ways to apply the blockchain-based online voting system // International Journal of Control and Automation. 2017. 10(12). Pp. 121 - 130.
9. Kovic M. Blockchain for the people. Blockchain technology as the basis for a secure and reliable e-voting system // ZIPAR Discussion Paper Series. 2017. Vol. 1. Iss. 1. Zurich, Switzerland.
10. Kshetri N., Voas J. Blockchain-Enabled E-Voting // IEEE Software. 2018. 35(4). Pp. 95 - 99.
11. Moura T., Gomes A. Blockchain voting & its effects on election transparency & voter confidence // ACM International Conference Proceeding Series Part F128275. 2017. Pp. 574 - 575.
12. Nakamoto S. Bitcoin: A Peer-to-Peer Electronic cash system. URL: https://bitcoin.org/bitcoin.pdf (дата обращения: 30.01.2019).
13. Schulz T., Schafer B. Legal challenges for the use of blockchain-based E-voting systems in Germany 2017 // Jusletter IT (February).
14. Tarasov P., Tewari H. Internet voting using Zcash // Proceedings of the International Conference on WWW/Internet 2017 and Applied Computing. 2017. Pp. 159 - 170.
15. Wang B., Sun J., He Y., Pang D., Lu N. Large-scale Election Based on Blockchain // Procedia Computer Science. 2018. 129. Pp. 234 - 237.
16. Weber I., Gramoli V., Ponomarev A., Tran A.B., Rimba P. On availability for blockchain-based systems (2017) // Proceedings of the IEEE Symposium on Reliable Distributed Systems. 2017. September. 8069069 Pp. 64 - 73.
17. Wu X., Wei B., Tian H., Du Y., Ma X. Fair electronic voting via bitcoin deposits // Communications in Computer and Information Science. 2018. 849. Pp. 650 - 661.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


7 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 983620-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Цель законопроекта - обеспечение баланса интересов как участника долевого строительства, так и застройщика. Также он призван обеспечить нормативные рамки взаимодействия сторон при возникновении спорных вопросов.




28 июня 2020 г.
Проект Федерального закона № 979423-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ"

Законопроектом предлагается ввести гуманитарный сбор в размере 5 процентов от средств полученных рекламораспространителями за предоставление своих услуг. Цель данного сбора - оказание помощи гражданам России, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в лечении.




15 июня 2020 г.
Проект федерального закона № 972589-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части конвертируемого займа"

Цель законопроекта - создание эффективного и прозрачного механизма для осуществления венчурных инвестиций, что, в свою очередь, послужит стимулированием инвестиций в высокотехнологичные  проекты в Российской Федерации




2 июня 2020 г.
Проект федерального закона № 966659-7 "О внесении изменений в статью 57 Трудового кодекса Российской Федерации"

Принятие законопроекта позволит как законодательно закрепить специальную возможность работника временно или частично выполнять свои функции в дистанционной форме, так и установить условия, являющиеся обязательными, которые должны быть определены сторонами при принятии соответствующего решения.




23 мая 2020 г.
Проект федерального закона № 961114-7 "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период пандемии новой коронавирусной инфекции"

Цель законопроекта - реализация дополнительных мер помощи пострадавшим от последствий пандемии COVID-19. Реализация мер предлагаемых законопроектом позволит обеспечить защиту наиболее уязвимых категорий граждан, а также организаций и минимизировать негативные последствия распространения COVID-19.



В центре внимания:


Новое законодательство об ответственном обращении с животными: достоинства и недостатки (Хорьков В.Н., Курилех Ю.С.)

Дата размещения статьи: 06.07.2020

подробнее>>

Правовые проблемы создания и использования биопринтных человеческих органов (Ксенофонтова Д.С.)

Дата размещения статьи: 06.07.2020

подробнее>>

Проблемы гармонизации европейского и российского законодательства о диффамации (Кириленко В.П., Алексеев Г.В.)

Дата размещения статьи: 06.07.2020

подробнее>>

Сбалансированный современный особый международно-правовой статус Каспийского моря (Батырь В.А.)

Дата размещения статьи: 06.07.2020

подробнее>>

Защита прав многодетных семей на получение мер государственной поддержки (Каминская Ю.Н.)

Дата размещения статьи: 06.07.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи