Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Понятие государственной политики в области охраны здоровья населения (Записная Т.В.)

Понятие государственной политики в области охраны здоровья населения (Записная Т.В.)

Дата размещения статьи: 22.06.2020

Сохранение здоровья нации практически во всех странах возведено в ранг вопросов национальной безопасности. Действия, направленные на улучшение здоровья людей, следует признать в качестве как показателя социальной сознательности той или иной страны, так и способа инвестирования в ее людские ресурсы <1>.
--------------------------------
<1> The Copenhagen declaration on health policy. Copenhagen, World Health Organization, Regional Office for Europe, 1994. URL: http://www.euro.who.int/data/assets/pdf_file/0006/114936/E93948.pdf.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Наличие четкой политики в области охраны здоровья позволяет достичь следующих результатов: политика определяет видение будущего, что, в свою очередь, позволяет установить цели и ориентиры на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу, ранжировать приоритеты и учесть ожидания различных групп населения, помогает формировать консенсус в обществе. ВОЗ рекомендует всем государствам-участникам иметь всеобъемлющую национальную политику в сфере охраны здоровья населения. Наличие отдельной политики является ключом к согласованию приоритетов государства с реальными потребностями населения в сфере здравоохранения.
В Российской Федерации отсутствует легальное определение государственной политики в области охраны здоровья. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации только указывается, что для реализации такого важнейшего направления обеспечения национальной безопасности, как развитие здравоохранения и укрепление здоровья населения Российской Федерации, проводится долгосрочная государственная политика в сфере охраны здоровья граждан <2>.
--------------------------------
<2> Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2016. N 1 (часть II). Ст. 212.

В ряде научных работ можно встретить определение государственной политики в сфере здравоохранения. В частности, М.М. Левкевич под государственной политикой в сфере здравоохранения понимает систему ценностей и целей, совокупность управленческих мер, решений и действий, направленных на обеспечение государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в надлежащем объеме и соответствующего качества для снижения смертности, повышения рождаемости, увеличения продолжительности жизни населения страны <3>. Согласно определению, выработанному Ф.З. Хасановым, государственная политика в области здравоохранения - это совокупность решений или обязательств государства по проведению органами власти согласованного курса действий в системе оказания медицинской помощи, направленных на достижение поставленных задач и целей по улучшению здоровья населения <4>. Стоит отметить, что оба определения в той или иной степени смещают акцент в сторону оказания медицинской помощи. Вместе с тем в международной практике политика в сфере оказания медицинской помощи является составной частью национальной политики в области охраны здоровья населения. Это связано с тем, что на уровне международных документов право на медицинскую помощь не выделяется как самостоятельное, а входит в состав права на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Поэтому государственная политика в сфере здравоохранения гораздо шире и не ограничивается рамками оказания медицинской помощи.
--------------------------------
<3> Левкевич М.М. Основные направления государственной политики в сфере здравоохранения. URL: http://safbd.ru/sites/default/files/safbd-2012-1_19-25.pdf.
<4> Хасанов Ф.З. Политика государства в области здравоохранения в условиях модернизации российского общества // Вестник Башкирского университета. 2011. Т. 16. N 1.

В настоящее время ВОЗ разрабатывает глоссарий терминов по укреплению здравоохранения <5>. Глоссарий предназначен для всех, кто в той или иной форме участвует в работе по укреплению систем здравоохранения и повышению эффективности помощи, предоставляемой странам. Он также позволяет прийти к единообразному употреблению терминов в разных странах. Согласно указанному глоссарию политика в области здравоохранения - это комплекс решений или обязательств по проведению мероприятий, направленных на достижение определенных целей в области улучшения здоровья, с указанием или выводом ценностей, лежащих в основе этих решений. Политика в области здравоохранения может указывать или не указывать источник финансирования, который может быть применен к мероприятию, механизмы планирования и управления, которые будут приняты для осуществления политики, и соответствующие учреждения, которые будут задействованы <6>.
--------------------------------
<5> World Health Organization Health Systems Strengthening Glossary. URL: https://www.who.int/healthsystems/Glossary_January2011.pdf?ua=1.
<6> A glossary of technical terms on the economics and finance of health services. World Health Organization, Regional Office for Europe. 1998. URL: http://www.euro.who.int/_data/assets/pdf_file/0014/102173/E69927.pdf.

Государственной политике в сфере охраны здоровья присущи следующие признаки. Первый признак - это правовой характер. Правовой характер заключается в том, что в основе такой политики лежат нормы международного права, Конституция Российской Федерации и федеральное законодательство, гарантирующее право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Государственная политика в сфере охраны здоровья осуществляется правовыми средствами. Вторым признаком является формирование и реализация государственной политики в сфере охраны здоровья специально уполномоченными субъектами. Согласно ст. 14 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан" проведение единой государственной политики в сфере охраны здоровья отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти. Президент Российской Федерации является субъектом государственной политики в сфере охраны здоровья населения в силу положений Конституции Российской Федерации, как лицо, определяющее основные направления внешней и внутренней политики государства. Третьим признаком является направленность такой политики на достижение социально значимых целей. В данном случае это направленность на достижение наивысшего уровня физического и психического здоровья. Государственная политика в области охраны здоровья и медицинской помощи также должна отвечать признаку справедливости. Стоит заметить, что данный признак достаточно хорошо прослеживается в документах, фиксирующих международную и европейскую политику в данной сфере, но недостаточно четко закреплен в российских программных документах.
Государственной политике в сфере охраны здоровья в целом присущи все основные функции как общей государственной политики, так и социальной политики. Вместе с тем хотелось бы выделить следующие функции, характерные именно для государственной политики в сфере охраны здоровья населения:
- обеспечение социальной безопасности общества;
- выработка стандарта реализации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь;
- выражение интересов всех слоев и групп общества в сфере охраны здоровья (интегративная функция);
- защита прав граждан в сфере охраны здоровья и медицинской помощи;
- выработка стратегии, целевых программ, дорожных карт развития в сфере охраны здоровья населения (теоретико-прогностическая функция).
К стратегическим целям в сфере охраны здоровья населения отнесены увеличение продолжительности жизни, снижение уровня инвалидности и смертности населения, увеличение численности населения; повышение доступности и качества медицинской помощи; совершенствование вертикальной системы контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств; соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
В основу европейской политики здравоохранения "Здоровье-2020" положена цель "значительно улучшить здоровье и повысить уровень благополучия населения, сократить неравенство в отношении здоровья, укрепить охрану общественного здоровья и обеспечить наличие универсальных, социально справедливых, устойчивых и высококачественных систем здравоохранения, ориентированных на человека" <7>.
--------------------------------
<7> Здоровье-2020: основы европейской политики и стратегия для XXI века. URL: http://www.euro.who.int/_data/assets/pdf_file/0017/215432/Health2020-Long-Rus.pdf?ua=1.

Нормативным оформлением государственной политики в сфере здравоохранения являются стратегии, государственные и муниципальные программы, национальные проекты, дорожные карты, концепции. К числу основных документов, отражающих государственную политику Российской Федерации в сфере здравоохранения, следует отнести Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, Стратегию развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года <8>, Указ Президента РФ "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" <9>. Вопросы охраны здоровья включены в достаточно большое количество программных документов не только в области здравоохранения, но и в других областях деятельности. Таким образом, на практике реализуется принцип учета интересов здоровья во всех стратегиях. Данный принцип необходим для того, чтобы охрана здоровья стала приоритетом не только для сектора здравоохранения, но и для других секторов, а также для определения роли того или иного сектора в области охраны здоровья населения.
--------------------------------
<8> Указ Президента РФ от 6 июня 2019 г. N 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года" // СЗ РФ. 2019. N 23. Ст. 2927.
<9> Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (ред. от 19 июля 2018 г.) // СЗ РФ. 2018. N 20. Ст. 2817.

Государственная политика в области охраны здоровья как система состоит из относительно самостоятельных, взаимосвязанных частей, выступающих в качестве ее структурообразующих элементов. Для того чтобы определиться с этими элементами, необходимо отталкиваться в первую очередь от содержания понятия здравоохранения, закрепленного в национальном законодательстве.
Определение охраны здоровья закреплено в ст. 2 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан" <10>. Анализ данного определения позволяет выделить основные направления охраны здоровья, к которым относятся: профилактика заболеваний, сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи. На базе данной дефиниции, а также с учетом иных программных документов можно выделить следующие структурообразующие элементы государственной политики в сфере охраны здоровья населения: 1) организация системы здравоохранения, управления ею, включая финансовые вопросы; 2) профилактика заболеваний; 3) предоставление медицинской помощи; 4) контроль качества медицинской помощи; 5) биологическая безопасность; 6) кадровые ресурсы здравоохранения; 7) медицинские продукты, вакцины и технологии; 8) информатизация здравоохранения; 9) лекарственное обеспечение. Данные элементы образуют отдельные направления государственной политики в области охраны здоровья и содержат внутри себя еще ряд направлений. К примеру, государственная политика в области предоставления медицинской помощи включает в себя вопросы оказания первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологической, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи. Все эти вопросы находят отражение в ряде федеральных проектов и ведомственных целевых программ, таких как Федеральный проект "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи", Ведомственная целевая программа "Совершенствование оказания скорой медицинской помощи и деятельности Всероссийской службы медицины катастроф", Ведомственная целевая программа "Высокотехнологичная медицинская помощь и медицинская помощь, оказываемая в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации". Одним из направлений по организации системы здравоохранения является создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, которая направлена на внедрение технологий бережливого производства (lean-технологий), способствующих созданию пациентоориентированной системы оказания медицинских услуг и благоприятной производственной среды по направлениям: обеспечение безопасности и качества, исполнение заказов, устранение потерь и сокращение затрат, создание корпоративной культуры <11>.
--------------------------------
<10> Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (ред. от 29 мая 2019 г. N 119-ФЗ) // СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6724; 2019. N 22. Ст. 2675.
<11> Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь. Методические рекомендации. URL: https://static-0.rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/000/043/531/original/.

В самом общем смысле государственную политику в сфере охраны здоровья населения можно определить как совокупность планов, решений и действий, которые представляется необходимым предпринять для достижения конкретных целей в области охраны здоровья населения.
Если определять государственную политику в сфере здравоохранения через призму Стратегии национальной безопасности, то можно дать следующее определение. Государственная политика в сфере здравоохранения - это система мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого характера, направленная на устранение угроз национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан и минимизацию факторов, негативно влияющих на национальную безопасность в сфере охраны здоровья граждан.
Подводя итог вышесказанному, можно определить государственную политику в сфере здравоохранения как направление деятельности Российской Федерации, представляющее собой систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера, реализуемых на основе взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами, направленных на соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Литература

1. Левкевич М.М. Основные направления государственной политики в сфере здравоохранения / М.М. Левкевич // Сибирская финансовая школа. 2012. N 1. С. 19 - 25.
2. Хасанов Ф.З. Политика государства в области здравоохранения в условиях модернизации российского общества / Ф.З. Хасанов // Вестник Башкирского университета. 2011. Т. 16. N 1. С. 201 - 204.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


7 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 983620-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Цель законопроекта - обеспечение баланса интересов как участника долевого строительства, так и застройщика. Также он призван обеспечить нормативные рамки взаимодействия сторон при возникновении спорных вопросов.




28 июня 2020 г.
Проект Федерального закона № 979423-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ"

Законопроектом предлагается ввести гуманитарный сбор в размере 5 процентов от средств полученных рекламораспространителями за предоставление своих услуг. Цель данного сбора - оказание помощи гражданам России, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в лечении.




15 июня 2020 г.
Проект федерального закона № 972589-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части конвертируемого займа"

Цель законопроекта - создание эффективного и прозрачного механизма для осуществления венчурных инвестиций, что, в свою очередь, послужит стимулированием инвестиций в высокотехнологичные  проекты в Российской Федерации




2 июня 2020 г.
Проект федерального закона № 966659-7 "О внесении изменений в статью 57 Трудового кодекса Российской Федерации"

Принятие законопроекта позволит как законодательно закрепить специальную возможность работника временно или частично выполнять свои функции в дистанционной форме, так и установить условия, являющиеся обязательными, которые должны быть определены сторонами при принятии соответствующего решения.




23 мая 2020 г.
Проект федерального закона № 961114-7 "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период пандемии новой коронавирусной инфекции"

Цель законопроекта - реализация дополнительных мер помощи пострадавшим от последствий пандемии COVID-19. Реализация мер предлагаемых законопроектом позволит обеспечить защиту наиболее уязвимых категорий граждан, а также организаций и минимизировать негативные последствия распространения COVID-19.



В центре внимания:


Новое законодательство об ответственном обращении с животными: достоинства и недостатки (Хорьков В.Н., Курилех Ю.С.)

Дата размещения статьи: 06.07.2020

подробнее>>

Правовые проблемы создания и использования биопринтных человеческих органов (Ксенофонтова Д.С.)

Дата размещения статьи: 06.07.2020

подробнее>>

Проблемы гармонизации европейского и российского законодательства о диффамации (Кириленко В.П., Алексеев Г.В.)

Дата размещения статьи: 06.07.2020

подробнее>>

Сбалансированный современный особый международно-правовой статус Каспийского моря (Батырь В.А.)

Дата размещения статьи: 06.07.2020

подробнее>>

Защита прав многодетных семей на получение мер государственной поддержки (Каминская Ю.Н.)

Дата размещения статьи: 06.07.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи