Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Инвестиционная деятельность > Обеспечение прокурором законности нормативных правовых актов в сфере инвестиционной деятельности (Исламова Э.Р.)

Обеспечение прокурором законности нормативных правовых актов в сфере инвестиционной деятельности (Исламова Э.Р.)

Дата размещения статьи: 07.07.2020

Отсутствие необходимой нормативной правовой основы, соответствующей требованиям федерального законодательства, зачастую приводит к невозможности реализации субъектами предпринимательства своих прав в сфере инвестиционной деятельности.
Генеральный прокурор РФ ориентирует нижестоящих прокуроров при осуществлении надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности на необходимость обеспечить своевременное реагирование на нарушения прав инвесторов; проверять законность использования бюджетных средств, выделенных на поддержку инвесторов, выполнения органами государственной власти, местного самоуправления и организациями мероприятий по созданию инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития, предусмотренных соответствующими соглашениями и планами-графиками, предоставления ими публичных услуг, полноту исполнения государственных и муниципальных контрактов в рамках реализации государственных и иных программ, предусматривающих социально-экономическое развитие отдельных территорий РФ <1>.
--------------------------------
<1> Приказ Генерального прокурора РФ от 31 марта 2008 г. N 53 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности".

При осуществлении прокурорского надзора в рассматриваемой сфере в первую очередь должны оцениваться полнота и законность правового регулирования инвестиционной деятельности.
Выявляемые прокурорами нарушения можно разделить на две группы:
- принятие нормативных правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность, которые не соответствуют требованиям федерального законодательства, а также содержат коррупциогенные факторы;
- непринятие мер по правовому регулированию инвестиционной деятельности.
Изучение судебной практики свидетельствует о том, что в отдельных случаях, принимая нормативные правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность, органы государственной власти субъектов Федерации не соблюдают требования федерального законодательства, принцип правовой определенности, превышают нормотворческую компетенцию.
Закон предоставляет прокурору необходимые полномочия по проверке и выявлению не соответствующих законодательству нормативных правовых актов, проведению их антикоррупционной экспертизы, а также по применению ненадзорных средств, например, при реализации функции участия в правотворческой деятельности. Кроме того, согласно ч. 3 ст. 208 КАС РФ прокурор вправе оспорить нормативный правовой акт.
Например, прокуратурой Алтайского края оспорены отдельные положения Закона края "Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае" в связи с их противоречием Федеральному закону от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ) и Закону РСФСР от 26 июня 1991 г. N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР". Региональный законодатель, подменяя федерального законодателя, установил свое понятие субъекта инвестиционной деятельности, несмотря на то что в ст. 4 Федерального закона N 39-ФЗ сформулировано имеющее универсальное значение понятие, распространяющее свое действие на всю территорию Российской Федерации, обязательное для всех субъектов отношений в области инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, и не предполагающее подтверждения правовыми актами субъекта Федерации. Кроме того, региональный закон сузил объем прав инвесторов, предоставленных им федеральным законодателем и снизил уровень правовых гарантий для субъектов инвестиционной деятельности <2>.
--------------------------------
<2> Определение Верховного Суда РФ от 29 апреля 2015 г. N 51-АПГ15-4.

Прокуратурой Республики Саха (Якутия) оспорены отдельные положения Закона Республики "Об инвестиционной деятельности в Республике Саха (Якутия)", поскольку они противоречили п. п. 1 - 4 ст. 15 Федерального закона N 39-ФЗ, гарантирующим стабильность условий и форм государственной поддержки для инвестора, осуществляющего инвестиционный проект, в течение всего срока окупаемости инвестиционного проекта, а также инвестора, осуществляющего приоритетный инвестиционный проект. Так, ч. 3 ст. 6 Закона Республики было предусмотрено, что в случае принятия законодательных актов Республики, существенно ухудшающих условия инвестирования, к инвесторам, осуществляющим инвестиционные проекты на территории Республики, применяются положения законодательных актов, действовавших на момент заключения инвестиционного соглашения (договора) о реализации инвестиционного проекта на территории Республики. Такое правовое регулирование противоречит ст. 15 Федерального закона N 39-ФЗ, поскольку осуществлено за пределами полномочий субъекта Федерации, по усмотрению регионального законодателя изменен установленный федеральным инвестиционным законодательством режим стабильности. Федеральный законодатель установил, что в случае принятия новых законов в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства льготные условия, установленные п. 2 ст. 15 Федерального закона N 39-ФЗ для инвесторов не предоставляются. Однако региональный законодатель определил, что законодательные акты в области таможенного, налогового, кредитно-финансового, бюджетного и антимонопольного законодательства, существенно ухудшающие условия инвестирования, могут применяться с момента их принятия во всех без исключения случаях и без учета срока окупаемости инвестиционного проекта. Кроме того, региональный законодатель указал на законодательство в области общественного порядка, охраны окружающей среды, законодательство, регулирующее обеспечение экономической безопасности, тогда как в п. 5 ст. 15 Федерального закона N 39-ФЗ не упоминается законодательство в указанных областях <3>.
--------------------------------
<3> Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 6 июля 2018 г.

Прокуратурой Республики Саха (Якутия) также были оспорены отдельные положения Закона Республики "Об инвестиционной деятельности в Республике Саха (Якутия)" в связи с превышением компетенции субъекта Федерации в области инвестиционной деятельности, их противоречием Федеральному закону N 39-ФЗ, Гражданскому кодексу РФ и Бюджетному кодексу РФ. При принятии нормативного правового акта были допущены следующие нарушения: из системы регуляторов исключены правовые акты органов местного самоуправления в области инвестиционной деятельности, что противоречит ст. 7 Федерального закона N 39-ФЗ, где есть указание на осуществление инвесторами инвестиционной деятельности, в том числе в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; законодатель субъекта Федерации, подменяя федерального законодателя, установил иные требования к установлению ответственности субъектов инвестиционной деятельности; бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности предусматриваются в государственном бюджете Республики на соответствующий финансовый год, что не соответствует п. 1 ст. 79 Бюджетного кодекса РФ; в одной статье Закона устанавливались различные варианты и правовые основания для порядка прекращения государственной поддержки инвестиционной деятельности, что могло приводить к неоднозначному толкованию оспариваемого акта и не соответствовало требованиям определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования; определение порядка приостановления и прекращения инвестиционной деятельности нормативным правовым актом субъекта Федерации свидетельствовало о превышении региональным законодателем нормотворческих полномочий в области инвестиционной деятельности <4>.
--------------------------------
<4> Определение Верховного Суда РФ от 26 февраля 2014 г. N 74-АПГ14-1.

Прокуратурой Челябинской области оспорено Положение о Министерстве экономического развития области, поскольку им определялось, что Минэкономразвития в соответствии с возложенной на него задачей выполняет функцию осуществления административного сопровождения новых инвестиционных проектов в части информационного и консультационного обеспечения инвесторов в пределах полномочий Минэкономразвития. Эта норма признана неопределенной, допускающей неоднозначное толкование, поскольку и в оспариваемой норме, и в целом в нормативном правовом акте или ином нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, не разъяснено, что относится к понятию "административное сопровождение новых инвестиционных проектов". Такая неопределенность содержания законодательного регулирования допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит - к нарушению принципов равенства всех перед законом и верховенства закона, вызывает неоднозначное толкование полномочий этого органа <5>.
--------------------------------
<5> Решение Челябинского областного суда от 20 мая 2011 г.

При выявлении нарушений второй группы прокуроры в целях обеспечения законности применяют как надзорные, так и ненадзорные полномочия. Во многих случаях правотворческая инициатива прокуроров служит основанием для принятия федеральными, региональными и муниципальными органами необходимых для успешного ведения инвестиционной деятельности нормативных правовых актов.
Например, по инициативе Генеральной прокуратуры РФ Минэкономразвития России разработан направленный на защиту прав инвесторов нормативный правовой акт, поскольку установлено, что на протяжении более двух лет с момента внесения изменений в Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Министерство не направляло в Правительство РФ проект постановления, предусматривающего сокращение срока проведения оценки эффективности проектов государственно-частного и муниципально-частного партнерства, определения их сравнительного преимущества с 180 до 90 дней <6>.
--------------------------------
<6> URL: https://procrf.ru/news/706515-po-initsiative-generalnoy-prokuraturyi-rfminekonomrazvitiya-rossii-razrabotan-normativnyiy-pravovoy.html (дата обращения: 07.03.2019).

Прокуратура Удмуртской Республики инициировала подготовку Министерством экономики Республики постановления Правительства Республики, которым внесены изменения в Порядок формирования и ведения реестра инвестиционных проектов республики, направленные на совершенствование регулирования правоотношений в указанной сфере. Также прокуратурой Республики председателю Правительства Республики в связи с выявленными фактами неполноты правового регулирования отношений в сфере предоставления инвесторам мер государственной поддержки (в нарушение Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" и Закона Республики "О государственной промышленной политике Удмуртской Республики" Правительством Республики не было принято постановление, устанавливающее сроки, условия и порядок заключения специального инвестиционного контракта) внесено представление, по результатам рассмотрения которого органами власти субъекта Федерации подготовлены нормативные правовые акты, предусматривающие порядок заключения специального инвестиционного контракта и предоставление предпринимателям налоговых льгот в рамках условий его реализаций <7>.
--------------------------------
<7> См.: Игошин В.В. Права инвесторов - под защитой прокурора // Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда. 2018. N 8 (137).

При участии прокуратуры Челябинской области приняты законы о налоге на имущество организаций и о снижении налоговой ставки налога на прибыль организаций, которыми установлены льготные ставки для участников региональных инвестиционных проектов, резидентов индустриальных парков, территорий опережающего социально-экономического развития <8>.
--------------------------------
<8> Генеральная прокуратура Российской Федерации: Офиц. сайт. URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1399182/ (дата обращения: 07.03.2019).

По результатам рассмотрения представления прокуратуры Республики Ингушетия Правительством Республики приняты нормативные правовые акты, устанавливающие положение об инвестиционном конкурсе и порядок ведения регистрации и учета предоставляемых гарантий и льгот и осуществления контроля за ходом реализации инвестиционного проекта <9>.
--------------------------------
<9> URL: https://procrf.ru/news/691049-po-predstavleniyu-prokuraturyi-respubliki-ingushetiya-prinyatyi-normativnyie-pravovyie-aktyi-v.html

В Новгородской области благодаря вмешательству прокуроров районов муниципальные программы развития малого и среднего предпринимательства 34 муниципальных образований дополнены мероприятиями по поддержке хозяйствующих субъектов, осуществляющих инвестиции в сельскохозяйственную отрасль <10>.
--------------------------------
<10> URL: https://procrf.ru/news/692657-v-regionalnoy-prokurature-sostoyalos-zasedanie-kollegii-posvyaschennoe-sostoyaniyu-zakonnosti-i.html (дата обращения: 07.03.2019).

В органах местного самоуправления выявлялись следующие нарушения:
- не разрабатываются и не утверждаются нормативные правовые акты, регламентирующие порядок заключения специальных инвестиционных контрактов, что препятствует надлежащей реализации проводимой инвестиционной политики <11>. В связи с этим, например, прокуратурой города Тольятти приняты меры к защите прав инвесторов в судебном порядке, судом удовлетворен иск к администрации городского округа Тольятти о возложении обязанности разработать и принять нормативный правовой акт - порядок заключения специального инвестиционного контракта <12>;
--------------------------------
<11> URL: https://procrf.ru/news/690022-organami-mestnogo-samoupravleniya-kiyasovskogo-rayona-razrabotanyi-normativno-pravovyie-aktyi-zaschischayuschie-prava.html (дата обращения: 07.03.2019).
<12> URL: https://procrf.ru/news/684617-prokuraturoy-goroda-tolyatti-prinyatyi-meryi-k-zaschite-prav-investorov-v.html (дата обращения: 07.03.2019).

- не принимаются муниципальные правовые акты, определяющие реализацию полномочий в сфере муниципально-частного партнерства <13>, не определяется уполномоченный орган в сфере муниципально-частного партнерства, не разрабатываются нормативные правовые акты, регулирующие вопросы его функционирования <14>;
--------------------------------
<13> URL: https://procrf.ru/news/683050-prokuraturoy-stepnovskogo-rayona-provedena-proverka-ispolneniya-trebovaniy-v-sfere-zaschityi.html (дата обращения: 07.03.2019).
<14> URL: https://procrf.ru/news/690022-organami-mestnogo-samoupravleniya-kiyasovskogo-rayona-razrabotanyi-normativno-pravovyie-aktyi-zaschischayuschie-prava.html (дата обращения: 07.03.2019).

- не разрабатываются и не утверждаются порядки проверки инвестиционных проектов (финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств местного бюджета) на предмет эффективности использования средств местного бюджета, направляемых на капитальные вложения <15>;
--------------------------------
<15> URL: https://procrf.ru/news/711061-prokuratura-kadyiyskogo-rayona-prinimaet-meryi-k-obespecheniyu-zaschityi-prav-predprinimateley.html (дата обращения: 07.03.2019).

- не принимаются нормативные акты об установлении субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов, арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности или в распоряжении муниципального образования <16>;
--------------------------------
<16> URL: https://procrf.ru/news/695139-posle-vmeshatelstva-prokuraturyi-nogayskogo-rayona-administratsiey-munitsipalnogo-obrazovaniya-prinyatyi-meryi.html (дата обращения: 07.03.2019).

- не принимаются нормативные правовые акты о порядке принятия решения о предоставлении бюджетных инвестиций, выделяемых для объектов капитального строительства за счет средств регионального бюджета <17>;
--------------------------------
<17> См.: Хусяйнова С.Г. Защита прав инвесторов средствами прокурорского надзора // Российская юстиция. 2018. N 3. С. 66, 67.

- в административные регламенты региональных и муниципальных контролирующих органов по осуществлению контроля (надзора) включаются нормы, предусматривающие возможность проведения проверок резидентов территорий опережающего социально-экономического развития без согласования с Минвостокразвития <18>.
--------------------------------
<18> Генеральная прокуратура Российской Федерации: офиц. сайт. URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1335374/ (дата обращения: 07.03.2019).

В связи с этим прокурорам необходимо продолжать работу по оценке полноты нормативной правовой базы, регламентирующей инвестиционную деятельность, и проверять ее соответствие требованиям Федеральных законов от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", от 29 ноября 2014 г. N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и от 13 июля 2015 г. N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток". В целях устранения выявленных нарушений активно использовать как надзорные, так и ненадзорные полномочия.

Пристатейный библиографический список

1. Игошин В.В. Права инвесторов - под защитой прокурора // Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда. 2018. N 8 (137).
2. Хусяйнова С.Г. Защита прав инвесторов средствами прокурорского надзора // Российская юстиция. 2018. N 3.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 350-84-16
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


6 января 2021 г.
Проект Федерального закона № 1087686-7 "О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками"

Законопроект направлен на повышение доступности для населения продукции сельского хозяйства, обладающей улучшенными характеристиками, а также информации о такой продукции. Целями законопроекта являются содействие устойчивому развитию сельского хозяйства; развитие  нутреннего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; повышение конкурентоспособности произведенных на территории РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на зарубежных рынках.




30 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1087244-7 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части отмены избыточных требований к содержанию устава акционерного общества"

Целью законопроекта является оптимизация требований к содержанию уставов акционерных обществ, поскольку анализ правоприменительной практики показал, что зачастую уставы акционерных обществ содержат информацию, фактически повторяющую положения закона.




22 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1079717-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования автомобильного туризма и реализации туристского кластера в РФ"

Цель законопроекта состоит в создания безопасных и комфортных условий, способствующих развитию автомобильного туризма и индустрии автомобильных путешествий в России. В настоящее время значимость автотуризма значительно возросла, поскольку он позволяет обеспечить соблюдение социальной дистанции и снизить вероятность заражения COVID-19.




16 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1076703-7 "О внесении изменений в ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" и ст. 6 ФЗ "О лотереях"

Цель законопроекта - устранение отдельных пробелов законодательства в области организации и проведения азартных игр и лотерей, а также разграничение деятельности по организации и проведению лотерей и деятельности букмекерских контор и тотализаторов, в том числе в целях недопущения проведения азартных игр под видом лотерей.




8 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1070682-7 "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

Целью законопроекта является совершенствование действия механизма обжалования учредителями (участниками) юридического лица либо лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица принятых регистрирующим органом решений об отказе в госрегистрации в порядке пп. "ф" п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации.



В центре внимания:


Правовая природа инвестиционных споров и некоторые аспекты процедуры их разрешения инвесторами из стран БРИКС в МЦУИС (Беликова К.М., Ахмадова М.А.)

Дата размещения статьи: 25.12.2020

подробнее>>

Конкретизация или расширительное толкование закона? (О новых подходах к государственному регулированию иностранных инвестиций в стратегические отрасли экономики) (Акимова И.В., Симакова К.Б., Анпилогов А.А.)

Дата размещения статьи: 07.12.2020

подробнее>>

О международно-правовых основах привлечения иностранных инвестиций в энергетический сектор (Шиянов А.В.)

Дата размещения статьи: 28.10.2020

подробнее>>

Толкование инвестиций в практике урегулирования споров в рамках МЦУИС (Оганезова С Р.)

Дата размещения статьи: 18.09.2020

подробнее>>

Привлечение инвестиций: понятие и правовые формы (Беломестная Л.А.)

Дата размещения статьи: 18.09.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.