Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Защита прав многодетных семей на получение мер государственной поддержки (Каминская Ю.Н.)

Защита прав многодетных семей на получение мер государственной поддержки (Каминская Ю.Н.)

Дата размещения статьи: 06.07.2020

Органы прокуратуры Республики Саха (Якутия) в последние годы уделяют особое внимание вопросам защиты прав граждан на получение мер государственной поддержки. В условиях сложной финансовой ситуации в стране в поддержке государства особо нуждаются семьи, имеющие трех и более детей.

В ходе осуществления надзора в этой сфере установлено, что на территории республики не исполняется подп. "б" п. 1 Указа Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (далее - Указ N 431) об установлении для многодетных семей скидки в размере не ниже 30% платы за пользование коммунальными услугами.

Пунктом 3 Указа Министерству финансов РФ совместно с Министерством социальной защиты населения РФ поручено в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом N 431. До настоящего времени уполномоченные федеральные органы соответствующий порядок не разработали. В связи с этим в законодательстве Республики Саха (Якутия) такие гарантии не предусмотрены.

Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что пробел в правовом регулировании, сохраняющийся в результате бездействия законодательных органов государственной власти в течение длительного времени, достаточного для его устранения, не может служить непреодолимым препятствием для реализации прав и законных интересов граждан (Постановление от 2 февраля 1999 г. N 3-П, Определение от 12 июля 2006 г. N 375-О, Определение от 3 февраля 2010 г. N 136-О-П и др.). Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 9 апреля 2002 г. N 68-О, в случае неурегулирования вопросов о распределении расходов на предоставление социальных льгот между бюджетами всех уровней в установленном порядке предоставление льгот должно производиться за счет средств федерального бюджета.

Ранее в некоторых регионах России сложилась судебная практика, согласно которой управляющие компании и поставщики коммунальных услуг взыскивали с казны РФ убытки, понесенные ими в связи с предоставлением многодетным семьям 30% скидки во исполнение Указа N 431 (Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 июля 2009 г. N ВАС-9470/09; Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 февраля 2016 г. N Ф02-7507/2015 по делу N А19-134/2015; Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17 июня 2015 г. N Ф09-2119/15 по делу N А34-5885/2014 и др.).

Однако в дальнейшем арбитражные суды стали отказывать в удовлетворении таких исков. Так, Определениями Верховного Суда РФ от 2 декабря 2016 г. N 303-ЭС16-11829 по делу N А59-532/2016, от 29 апреля 2016 г. N 309-ЭС16-5365 по делу N А34-4474/2015 по искам акционерных обществ к РФ о взыскании убытков с казны РФ не установлена неправомерность действий (бездействия) РФ, в связи с чем отказано в передаче дел в судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для дальнейшего рассмотрения.

В некоторых случаях взыскание убытков, понесенных в связи с предоставлением многодетным семьям льготы по оплате коммунальных услуг, производилось за счет казны субъектов РФ (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 сентября 2017 г. по делу N А03-19448/2016, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 9 июня 2017 г. N Ф09-2031/17, Определение Верховного Суда РФ от 28 апреля 2017 г. N 309-ЭС17-3679 и др.).

При этом Верховный Суд РФ в своих определениях констатировал, что выплата пособий на оплату коммунальных услуг лицам, относящимся к федеральному регистру льготников, является расходным обязательством субъекта Федерации, поскольку вопросы социальной поддержки населения, в том числе семей, имеющих детей (включая многодетных), отнесены к совместному ведению РФ и субъектов Федерации и обязанность по реализации предоставления льгот возложена на субъект Федерации с последующей компенсацией из федерального бюджета в порядке межбюджетных трансфертов.

Суды при принятии решений руководствуются ст. ст. 72, 76 Конституции РФ, ст. ст. 28, 31, 84, 85 Бюджетного кодекса РФ, ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), Указом N 431.

Анализ указанной судебной практики позволил сделать вывод о том, что отсутствие закона субъекта Федерации о предоставлении льготы многодетным семьям при оплате коммунальных услуг не является препятствием для понуждения поставщиков к ее предоставлению, а также взысканию последними понесенных в связи с этим убытков в регрессном порядке с казны субъекта Федерации.

Прокуратура Республики Саха (Якутия) неоднократно принимала меры в целях понуждения органов государственной власти республики к нормативно-правовому регулированию правоотношений в сфере социальной поддержки многодетных семей.

Так, 9 марта 2016 г. в адрес правительства Республики Саха (Якутия) внесено представление в связи с неисполнением Указа N 431 в части предоставления 30-процентной скидки на коммунальные платежи многодетным семьям, нуждающимся в социальной поддержке. По результатам его рассмотрения меры по разработке соответствующего нормативного правового акта не приняты.

В сентябре 2016 г. прокуратурой республики принесен протест в связи с отсутствием в ст. 17 Закона Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2008 г. 643-3 N 147-IV "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)" льготы многодетным семьям по предоставлению 30-процентной скидки на коммунальные платежи, который 26 октября 2016 г. законодательным органом отклонен. В связи с этим направлено административное исковое заявление о признании указанной статьи противоречащей федеральному законодательству. Решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2017 г. отказано в удовлетворении этого заявления в связи с тем, что предусмотренные указанной статьей меры социальной поддержки семей, имеющих детей, являются дополнительными по отношению к социальным выплатам, установленным федеральным законодательством. Апелляционным определением Верховного Суда РФ от 23 августа 2017 г. N 74-АПГ17-8 указанное решение Верховного суда республики оставлено без изменения, апелляционное представление прокурора - без удовлетворения.

Судами первой и апелляционной инстанций признаны несостоятельными доводы прокуратуры о противоречии оспариваемой нормы Указу N 431 в связи с тем, что Федеральный закон N 184-ФЗ по своей юридической силе имеет приоритет над ним. На позицию судов повлияло также отсутствие на федеральном уровне порядка и условий возмещения расходов на реализацию соответствующих мер.

В других регионах есть аналогичная судебная практика, согласно которой отсутствие нормативного закрепления субъектом Федерации рассматриваемой льготы и порядка ее предоставления является законным основанием для отказа в возложении на поставщиков коммунальных услуг и Министерство финансов РФ обязанности по ее предоставлению (Определения Алтайского краевого суда от 4 июня 2014 г. по делу N 33-4557/2014, Верховного суда Республики Бурятия от 23 ноября 2015 г. по делу N 33-4443/2015, от 5 июня 2017 г. N 33-1821/2017).

По обращениям граждан органы прокуратуры республики принимали меры по защите в судебном порядке права многодетных семей на получение скидки при оплате коммунальных услуг.

Так, за 2017 г. прокуратурой г. Якутска направлено 17 исковых заявлений к управляющим компаниям о предоставлении многодетным семьям 30-процентной скидки при оплате коммунальных услуг, из них 11 удовлетворены судом, 6 - оставлены без рассмотрения. В дальнейшем 2 положительных решения суда первой инстанции отменены Верховным судом республики.

Апелляционным определением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 2 августа 2017 г. отменено решение Якутского городского суда от 26 мая 2017 г. о понуждении ООО "Север-строй" установить для многодетной семьи Власовых 30-процентную скидку при оплате коммунальных услуг. Суд апелляционной инстанции в своем решении указал, что, хотя вопросы социальной защиты многодетных семей Федеральным законом N 184-ФЗ отнесены к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Федерации, Законом республики не предусмотрена льгота для многодетных семей в виде 30-процентной скидки при оплате коммунальных услуг. Поставщик, в свою очередь, является самостоятельным хозяйствующим субъектом, в связи с чем у суда нет оснований для возложения на ООО "Север-строй" обязанности по предоставлению истцу указанной льготы. На решение суда также повлияло наличие на уровне республики другого механизма государственной поддержки граждан при оплате коммунальных услуг - адресных субсидий, на получение которых могут претендовать также многодетные семьи при соответствии установленным критериям. По аналогичным основаниям отменено решение Якутского городского суда от 14 августа 2017 г. по иску прокурора г. Якутска в интересах многодетной семьи к УК ООО "Прометей +".

Таким образом, в РФ сложилась неоднозначная судебная практика по вопросу предоставления 30-процентной скидки семьям, имеющим трех и более детей. В одних случаях суды отказывают в ее предоставлении в связи с тем, что Федеральный закон N 184-ФЗ принят позже Указа N 431 и имеет большую юридическую силу, в других - понуждают поставщиков предоставить скидки на основании этого Указа. Также есть разные позиции в ситуации, когда нет соответствующего нормативного регулирования в субъектах Федерации: согласно мнению одних судов, это не является препятствием для принятия решения в пользу многодетных граждан, другие приходят к выводу об отсутствии оснований для возложения на поставщиков услуг обязанности по предоставлению скидок.

В связи с этим назрела необходимость в подготовке Верховным Судом РФ разъяснений по вопросам судебной практики в сфере исполнения Указа N 431 в части предоставления многодетным семьям скидки при оплате коммунальных услуг.

Прокуратурой республики, в свою очередь, приняты исчерпывающие меры для решения рассматриваемого вопроса. В отсутствие нормативного регулирования правоотношений на федеральном уровне правовых оснований для понуждения правительства Республики Саха (Якутия) к разработке и принятию нормативного правового акта нет.

На федеральном уровне льгота многодетным гражданам предусмотрена только Указом N 431, иные нормативные правовые акты по вопросам предоставления скидки по коммунальным платежам этой категории граждан не приняты.

Согласно требованиям бюджетного законодательства расходные обязательства у публичных образований возникают в силу закона и нормативных правовых актов, принятых в его исполнение. В связи с этим в целях предоставления гражданам указанной гарантии необходимо принятие федерального закона или иного нормативного правового акта, регламентирующего механизм реализации Указа N 431 либо относящего правовое регулирование рассматриваемых правоотношений к компетенции органов государственной власти субъектов Федерации.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 350-84-16
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


26 ноября 2020 г.
Проект федерального закона № 1062972-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах"

Цель законопроекта - на обеспечение стабильности функционирования государственной системы лицензирования пользования недрами и формирование единообразной правоприменительной практики. Предусматривается установление запрета на восстановление права пользования недрами в случае его прекращения, в том числе досрочного, а также срока пользования участком недр (срока действия лицензии), право пользования которым в установленном порядке прекращено, в том числе досрочно.




18 ноября 2020 г.
Федеральный закон № 1057597-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств"

Законопроектом вносятся изменения, предусматривающие установление механизма ввода в гражданский оборот на территории Российской Федерации лекарственных препаратов для ветеринарного применения их производителями и хозяйствующими субъектами, осуществляющими ввоз в Российскую Федерацию лекарственных препаратов для ветеринарного применения.




11 ноября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1052523-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях"

Цель законопроекта - совершенствование законодательства РФ о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента, и структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций. Законопроектом в частности предусматривается запрет на регистрацию структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций в жилых помещениях, введение дополнительного основания для проведения внеплановой проверки и др.




5 ноября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1049782-7 О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)"

Цель законопроекта - недопущение недобросовестной практики кредитных (некредитных) организаций, которая выражается в необоснованных отказах предоставления гражданам и субъектам МСП кредитных (в том числе ипотечных) каникул. Его принятие обеспечит правовыми гарантиями заемщиков на получение от кредитных (некредитных) организаций информации о причинах отказа в предоставлении кредитных и/или ипотечных каникул (иных случаях изменения условий кредитного договора (договора займа).




20 октября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1040469-7 "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"

Законопроект разработан в целях единообразного применения и толкования действующего законодательства Российской Федерации. Его принятие приведет к взаимному соответствию нормативного регулирования порядка прохождения государственной службы сотрудниками ряда государственных органов и правового положения профессиональных союзов.



В центре внимания:


Правовое регулирование мегасайенс-проектов в России (Болтинова О.В., Арзуманова Л.Л.)

Дата размещения статьи: 26.11.2020

подробнее>>

Субъекты коррупционных правонарушений (Мурашкин И.Ю.)

Дата размещения статьи: 26.11.2020

подробнее>>

Соотношение понятий "рынок финансовых услуг" и "финансовый рынок": теория и практика вопроса (Татиев А.Р.)

Дата размещения статьи: 26.11.2020

подробнее>>

Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности: частноправовые элементы (Алланина Л.М.)

Дата размещения статьи: 26.11.2020

подробнее>>

Правовые средства реализации национальных целей Российской Федерации (теоретико-правовой аспект) (Пашенцев Д.А., Ситдикова Л.Б.)

Дата размещения статьи: 26.11.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи