Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Сбалансированный современный особый международно-правовой статус Каспийского моря (Батырь В.А.)

Сбалансированный современный особый международно-правовой статус Каспийского моря (Батырь В.А.)

Дата размещения статьи: 06.07.2020

На основе консенсуса и взаимного учета интересов 5 государств, расположенных на побережье Каспийского моря (Азербайджанская Республика, Исламская Республика Иран, Республика Казахстан, Российская Федерация и Туркменистан), выработали <1> современный и сбалансированный региональный международный договор - Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря (Актау, 12 августа 2018 г.) <2>. Конвенция 2018 г., в силу своего характера являющаяся бессрочной (ст. 24), заменила ранее действовавшие Договор между РСФСР и Персией (Ираном) от 26 февраля 1921 г. <3> и советско-иранский Договор о торговле и мореплавании от 25 марта 1940 г. <4>, правопреемство в отношении которых ставилось под сомнение <5>. Безусловно, принятие Конвенции 2018 г. ознаменовало новый этап развития сотрудничества прикаспийских государств, который может быть охарактеризован 11 тезисами.
--------------------------------
<1> За более чем 20 лет согласования текста Конвенции (1996 - 2018 гг.) между Сторонами было проведено 51 заседание специальной рабочей группы на уровне заместителей министров иностранных дел, более 10 встреч министров иностранных дел и 5 президентских саммитов (в Ашхабаде в 2002 г., в Тегеране в 2007 г., в Баку в 2010 г., в Астрахани в 2014 г., в Актау в 2018 г.).
<2> URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5328.
<3> URL: http://www.worldlii.org/int/other/LNTSer/1922/69.html.
<4> URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=21488.
<5> Указанными документами была предусмотрена свобода судоходства на всей акватории Каспия и национальный режим в портах, а также свобода рыболовства (за исключением 10-мильной прибрежной полосы, где промысел был зарезервирован для рыбаков соответствующего прибрежного государства).

1. Каспий, несмотря на свою величину, ресурсы и древнюю историю, относился к числу наименее регламентированных с точки зрения международного права озер <6>. Международно-правовые проблемы Каспия получили отражение в научной литературе <7>, исследовались на диссертационном уровне <8>. Несмотря на различные концептуальные подходы <9>, Каспийское море следует рассматривать в современном международном праве как уникальное международное бессточное озеро <10> с особым статусом и режимом <11> - озеро sui generis, что вполне согласуется с концепцией морского регионализма <12>.
--------------------------------
<6> Pondaven P. Les . Paris: Pedone, 1972. Pp. 12, 59, 63.
<7> Проблемы правового статуса Каспийского моря исследовались в трудах российских ученых Ю.Г. Барсегова, К.А. Бекяшева, А.Н. Вылегжанина, С.А. Гуреева, С.Б. Дьяченко, Ф.Н. Ковалева, А.Л. Колодкина, Ю. Мерзлякова, И.Н. Тарасовой, А.Ю. Урнова, Ю.Е. Федорова и др. Подробнее см.: Барсегов Ю.Г. Каспий в международном праве и мировой политике. М.: ИМЭМО РАН, 1998; Сарсембаев М.А., Ерджанов Т.К., Салимгерей А.А. Морское право и внутриконтинентальные государства: Учебник. Алматы: Данекер, 2000. 270 с.; Бекяшев К.А., Бекяшев Д.К. Современный международно-правовой режим Каспийского моря // Евразийский юридический журнал. 2018. N 9 (124). С. 27 - 35.
<8> Салимгерей А.А. Правовые аспекты участия Казахстана в определении статуса Каспия: Автореф. дис. ... к. ю. н. Алматы, 2000; Шин Д.С. Становление и развитие основ правового регулирования статуса Каспийского моря в российском законодательстве: историко-правовой аспект: Автореф. дис. ... к. ю. н. СПб., 2006. 21 с.; Хурчак Н.М. Международно-правовой статус Каспийского моря и международное экономическое сотрудничество прикаспийских государств: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006; Икаев Д.Г. Проблемы определения международно-правового статуса Каспийского моря: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006; Притчин С.А. Проблема международно-правового статуса Каспийского моря и стратегические интересы России в регионе в 1991 - 2011 гг.: Дис. ... канд. ист. наук. М., 2012; Анянова Е.С. Проблемы Каспийского моря в современном международном праве: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. 223 с.; Тагиева С.Ч. Международно-правовая защита среды Каспийского моря: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.
<9> Научные позиции о договорной практике государств в отношении Каспия, позволяющие определить, о каком водоеме идет речь, сводились к следующим: 1) закрытое, но не как замкнутое (или полузамкнутое) море; 2) кондоминиум, то есть общая собственность или территория прибрежных государств; 3) пограничное (международное) озеро. См.: Мамедов Р. Международно-правовой статус Каспийского моря: вчера, сегодня, завтра (вопросы теории и практики). URL: https://ca-c.org/journal/cac-09-2000/19.Mamedov.shtml.
<10> URL: http://www.geodz.com/deu/d/Endsee.
<11> Anyanova E. Legal Complications in the Caspian Sea // International Journal of Private Law 3(4):418-433. January 2010. URL: https://www.researchgate.net/publication/264835418_Legal_complications_in_the_Caspian_Sea.
<12> Морской регионализм может быть определен как "тенденции в международных морских отношениях и международном морском праве к созданию региональных систем или применению региональных методов решения международных вопросов, а также международная практика, связанная с категорией региональности, независимо от характера факторов, лежащих в основе таких тенденций, методов и практики". См.: Высоцкий А.Ф. Морской регионализм (Международно-правовые проблемы регионального сотрудничества государств). Киев: Наукова думка, 1986. С. 24 - 25.

2. С принятием Конвенции 2018 г. четко обозначилось становление системы договоров о Каспийском море, которая представляет собой целый комплекс соглашений, созданных с целью регулирования взаимоотношений между государствами, имеющими выход к каспийскому побережью. Она направлена на избежание фрагментации международно-правового регулирования и является результатом кодификации важнейших вопросов регионального сотрудничества прикаспийских государств. Для Каспийского моря <13> установлен особый правовой статус: участки дна и недр делятся на национальные сектора, а водная поверхность и толща воды признана морем с вытекающими из этого юридическими последствиями. В преамбуле Конвенции отмечено, что Каспийское море имеет для прибрежных государств жизненно важное значение, и только они обладают суверенными правами в отношении Каспийского моря и его ресурсов; решение вопросов, касающихся Каспийского моря, относится к их исключительной компетенции. Тем самым подтвержден международно-правовой статус Каспия <14>. Он является как сбалансированным, так и современным.
--------------------------------
<13> Под Каспийским морем понимается окруженный сухопутными территориями 5 прикаспийских государств крупнейший внутренний бессточный водоем Земли, берега которого нанесены на морские навигационные карты масштаба 1:750 000 Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны РФ, заверенные копии которых прилагаются к Конвенции и являются ее неотъемлемой частью. Протяженность Каспийского моря с севера на юг составляет около 1 200 км, ширина с запада на восток - от 200 до 435 км, площадь - примерно 390 тыс. кв. км, объем вод - 78 тыс. куб. км, что составляет около 44% общих запасов озерных вод на Земле, самая глубокая точка - 1 025 м. Однако эти показатели непостоянны из-за изменения уровня моря. Уровень Каспия находится на 27 м ниже уровня Мирового океана. В Каспийское море впадает более 130 рек, крупнейшая из них - Волга, которая связывает его с Мировым океаном.
<14> Юридический статус Каспийского моря, зафиксированный в договорах между РСФСР/СССР и Ираном 1921 и 1940 гг., иногда называли "каспийским правом". См.: Анянова Е.С. Проблемы Каспийского моря в современном международном праве: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. 223 с.

3. В соответствии со ст. 5 Конвенции 2018 г. акватория <15> Каспийского моря разграничена:
--------------------------------
<15> Под акваторией (от лат. aqua - вода, territorium - территория) следует понимать участок водной поверхности, ограниченный естественными, искусственными или условными границами.

1) на государственные территории (пространства, в которых прикаспийские государства осуществляют свой суверенитет) - внутренние воды (воды, расположенные в сторону берега от исходных линий); территориальные воды <16> (морской пояс, на который распространяется суверенитет прибрежного государства шириной до 15 морских миль от исходных линий, состоящих из нормальных <17> и прямых исходных линий <18>);
--------------------------------
<16> Суверенитет каждой Стороны распространяется за пределы ее сухопутной территории и внутренних вод на примыкающий морской пояс, называемый территориальными водами, равно как на его дно и недра, а также на воздушное пространство над ним (ст. 6 Конвенции). Внешняя граница территориальных вод является государственной границей (п. 2 ст. 7 Конвенции).
<17> Под нормальной исходной линией понимается линия среднемноголетнего уровня Каспийского моря на отметке минус 28,0 метра относительно нуля Кронштадтского футштока Балтийской системы высот 1977 г., расположенная на материковой части прикаспийского государства или на его островах, указанная на официально признанных прикаспийским государством картах крупного масштаба.
<18> Под прямой исходной линией понимаются прямые линии, соединяющие соответствующие точки берегов и образующие исходную линию в местах, где береговая линия извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов. Методика установления прямых исходных линий определяется отдельным соглашением между всеми сторонами Конвенции 2018 г.

2) территории (пространства), в пределах которых государства осуществляют функционально ограниченные суверенные права в рамках, устанавливаемых международным правом (пространства и иные объекты, в отношении которых государства осуществляют свою юрисдикцию, где установлен смешанный правовой режим), - рыболовные зоны <19> (шириной 10 морских миль, прилегающие к территориальным водам, в пределах которых государство обладает исключительным правом на промысел <20>); суда под флагом государства; искусственные острова, установки, сооружения, подводные кабели и трубопроводы (в пределах своего сектора);
--------------------------------
<19> Под рыболовной зоной понимается морской пояс, в котором прибрежное государство обладает исключительным правом на промысел водных биологических ресурсов. Под водными биологическими ресурсами понимаются рыбы, моллюски, ракообразные, млекопитающие и другие виды водных животных и растений.
<20> Под промыслом в Конвенции понимается любой вид деятельности, целью которой является изъятие водных биологических ресурсов из естественной среды их обитания. Порядок и условия промысла совместных водных биологических ресурсов в Каспийском море определяются в соответствии с отдельным соглашением между всеми Сторонами (п. 5 ст. 9 Конвенции).

3) международную территорию общего пользования (пространство с международным режимом) - общее водное пространство <21>.
--------------------------------
<21> Под общим водным пространством в Конвенции понимается часть акватории, расположенная за внешними пределами рыболовных зон и находящаяся в пользовании всех Сторон. Порядок и условия промысла совместных водных биологических ресурсов в Каспийском море определяются в соответствии с отдельным соглашением между всеми Сторонами (п. 5 ст. 9 Конвенции).

Вместе с тем в целях осуществления разграничения пространств на Каспии необходима первоочередная разработка и согласование проекта соглашения, касающегося методики установления прямых исходных линий, которая может отличаться от установленной ст. 7 Конвенции ООН 1982 г. по морскому праву.
4. В соответствии с п. 1 ст. 8 Конвенции 2018 г. разграничение дна и недр Каспийского моря на национальные донные сектора осуществляется по договоренности сопредельных и противолежащих государств. В этой связи некоторые исследователи делают вывод о том, что дно Каспия обладает неопределенным статусом <22>. Действительно, в Конвенции 2018 г. вообще не упоминается "модифицированная срединная линия" <23>, по методике которой уже осуществлен раздел дна <24> на севере Каспия <25>. Так, Казахстан, Азербайджан и Россия в период с 1998 по 2003 г. подписали соглашения о разделении северной части Каспийского моря по модифицированной срединной линии <26>.
--------------------------------
<22> Гландин С.В. Современный международно-правовой режим континентального шельфа Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
<23> Модифицированная срединная (равноотстоящая) линия базируется на основе равного удаления от согласованных базисных линий, она включает в себя участки, которые не являются равноотстоящими от базисных линий и определяются с учетом островов, геологических структур, а также с учетом других особых обстоятельств и понесенных геологических затрат.
<24> Поскольку все пять прикаспийских государств являются участниками Конвенции 1982 г., его дну может быть фактически придан статус континентального шельфа.
<25> В Соглашении с Казахстаном 1998 г. (ст. 1) впервые был нормативно закреплен принцип модифицированной срединной линии. Он отличается от принципа срединной линии, широко распространенного в международной практике, и является российским вариантом принципа справедливости. Принцип модифицированной срединной линии является самостоятельным принципом делимитации, не противоречит ст. 83 Конвенции 1982 г. и позволяет максимально полно учесть интересы договаривающихся государств.
<26> Иран эти соглашения не признает, поскольку деление по срединной линии дает ИРИ около 13% дна, т.е. почти столько же, сколько она имела по договорам с СССР и имеет сегодня. Иранская переговорная позиция выражается в согласии с разделом дна Каспия на национальные сектора на условиях равных долей (по 20%).

В частности, 6 июля 1998 г. между РФ и Республикой Казахстан было заключено Соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование <27> и 13 мая 2002 г. Протокол к данному Соглашению <28>. 29 ноября 2001 г. и 27 февраля 2003 г. заключены Соглашение между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой о разграничении дна Каспийского моря между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой <29> и Протокол к нему соответственно <30>. Также между Россией, Казахстаном и Азербайджаном 14 мая 2003 г. заключено Соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря <31>. Между Казахстаном и Туркменистаном было подписано такое же соглашение в 2014 г. <32>.
--------------------------------
<27> URL: http://docs.cntd.ru/document/901889338.
<28> URL: http://businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_82465.html.
<29> URL: http://kazakhstan.news-city.info/docs/sistemsv/dok_oegooo.htm.
<30> URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=3984.
<31> URL: http://businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_86604.html.
<32> Соглашение между Республикой Казахстан и Туркменистаном о разграничении дна Каспийского моря между Республикой Казахстан и Туркменистаном (Ашхабад, 2 декабря 2014 г.). URL: http://www.mid.ru/diverse/-/asset_publisher/zwI2FuDbhJx9/content/soglasenie-mezdu-respublikoj-kazahstan-i-turkmenistanom-o-razgranicenii-dna-kaspijskogo-mora-mezdu-respublikoj-kazahstan-i-turkmenistanom-ashabad-2-de.

5. С учетом как произошедших в прикаспийском регионе изменений и процессов на геополитическом и национальном уровнях, так и уже имеющихся договоренностей между Сторонами принятие Конвенции 2018 г. было продиктовано необходимостью совершенствования правового режима Каспийского моря. В соответствии с Конвенцией Стороны реализуют суверенитет, суверенные и исключительные права, а также осуществляют юрисдикцию в Каспийском море (п. 1 ст. 2 Конвенции). Делимитационных географических координат в тексте Конвенции 2018 г. нет, а закреплены 17 принципов деятельности на Каспийском море (ст. 3 Конвенции) <33>, которыми обусловлены соответствующие правовые режимы <34> и которые предопределяют направления дальнейшего правотворчества.
--------------------------------
<33> Деятельность Сторон на Каспийском море будет осуществляться на основе принципов: 1) уважения суверенитета, территориальной целостности, независимости, суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, взаимного уважения, сотрудничества, невмешательства во внутренние дела друг друга; 2) использования Каспийского моря в мирных целях, превращения его в зону мира, добрососедства, дружбы и сотрудничества, решения всех вопросов, связанных с Каспийским морем, мирными средствами; 3) обеспечения безопасности и стабильности в Каспийском регионе; 4) обеспечения стабильного баланса вооружений Сторон на Каспийском море, осуществления военного строительства в пределах разумной достаточности с учетом интересов всех Сторон, ненанесения ущерба безопасности друг друга; 5) соблюдения согласованных мер доверия в сфере военной деятельности в духе предсказуемости и транспарентности в соответствии с общими усилиями по упрочению региональной безопасности и стабильности, в том числе в соответствии с заключенными между всеми Сторонами международными договорами; 6) неприсутствия на Каспийском море вооруженных сил, не принадлежащих Сторонам; 7) непредоставления какой-либо Стороной своей территории другим государствам для совершения агрессии и других военных действий против любой из Сторон; 8) свободы мореплавания за внешними пределами территориальных вод каждой Стороны при соблюдении суверенных и исключительных прав прибрежных государств и установленных ими в этой связи правил в отношении определенных Сторонами видов деятельности; 9) обеспечения безопасности мореплавания; 10) права на свободный доступ из Каспийского моря к другим морям, Мировому океану и обратно на основе общепризнанных принципов и норм международного права и договоренностей соответствующих Сторон с учетом законных интересов Стороны транзита в целях расширения международной торговли и экономического развития; 11) осуществления плавания в Каспийском море, прохода в/из него исключительно судами под флагом каждой из Сторон; 12) применения согласованных норм и правил по воспроизводству и регулированию использования совместных водных биологических ресурсов; 13) ответственности Стороны, допускающей загрязнение, за ущерб, причиненный экологической системе Каспийского моря; 14) охраны природной среды Каспийского моря, сохранения, восстановления и рационального использования его биологических ресурсов; 15) содействия проведению научных исследований в области экологии, сохранения и использования биологических ресурсов Каспийского моря; 16) свободы полетов гражданских воздушных судов в соответствии с правилами Международной организации гражданской авиации; 17) проведения морских научных исследований за пределами территориальных вод каждой Стороны в соответствии с согласованными Сторонами правовыми нормами при соблюдении суверенных и исключительных прав прибрежных государств, а также установленных ими в этой связи правил в отношении определенных видов исследований.
<34> Это было сделано для того, чтобы двусторонние разногласия в южной части Каспия не стали препятствием для согласования общего документа.

Конвенция 2018 г. установила следующие правомерные виды деятельности и соответствующие им правовые режимы в Каспийском море: разведки и разработки ресурсов его дна и недр (ст. 8 Конвенции) <35>; промысла, использования и охраны водных биологических ресурсов (ст. 9 Конвенции); судоходства (ст. ст. 10, 11, 12 Конвенции); морских научных исследований (ст. 13 Конвенции); прокладки кабелей и трубопроводов (ст. 14 Конвенции); охраны экологической системы (ст. 15 Конвенции).
--------------------------------
<35> Так, доказанные ресурсы нефти в Каспийском море при площади континентального шельфа в 20 тыс. кв. км составляют более 48 млрд баррелей и 8,76 трлн куб. м газа. Шельф Каспийского моря исследован не в полной мере, южная часть континентального шельфа не исследовалась из-за неурегулированности морских границ Туркменистана, Ирана и Азербайджана.

Иные виды деятельности и соответствующие им правовые режимы могут быть определены через направления взаимодействия в целях: противодействия международному терроризму и его финансированию, незаконному обороту оружия, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, браконьерству, предупреждения и пресечения незаконного ввоза мигрантов по морю, а также иных преступлений на Каспийском море (ст. 17 Конвенции).
Конвенция 2018 г. (п. 2 ст. 8) закрепила исключительное право государств в отношении создания искусственных островов, установок и сооружений в пределах своего сектора дна и установления 500-метровых зон безопасности вокруг них. Прикаспийские страны могут прокладывать по дну Каспийского моря подводные кабели и трубопроводы (ст. 14 Конвенции), причем для этого требуется согласование лишь с той Стороной, через сектор дна которой он пройдет <36>.
--------------------------------
<36> Формально это открывает возможность для строительства Транскаспийского газопровода из Туркмении, а также из Казахстана и Узбекистана в Азербайджан. Подобный проект обсуждался с середины 1990-х гг., его суть в том, чтобы, соединив газотранспортные системы этих стран, поставлять туркменский газ транзитом через Грузию и Турцию в Европу. Этот план создает альтернативу российскому газу благодаря доступу к значительным туркменским ресурсам (четвертое место в мире по запасам газа). Однако существуют сомнения относительно экономической целесообразности проекта. Строительство Трансанатолийского газопровода (англ. Trans-Anatolian Natural Gas Pipeline, сокращенно TANAP, тур. Trans-Anadolu Boru Hatti - газопровод из Азербайджана через Грузию и Турцию к греческой границе, где его продолжением станет Трансадриатический газопровод) оценивается в 45 млрд долл., что ставит под вопрос окупаемость проекта. По расчетам экономистов, газопровод через Каспий окупится при объеме поставок не менее 30 млрд куб. м в год, для которых в Южной Европе сейчас нет рынка сбыта.

Судоходство <37>, рыболовство <38>, научные исследования и прокладка магистральных трубопроводов осуществляются по согласованным Сторонами правилам <39>.
--------------------------------
<37> С учетом того что иностранные суда могут входить в Каспий лишь по российским внутренним водным путям, плавание судов под флагом иных государств исключено.
<38> В водах Каспийского моря обитает около 120 видов и подвидов рыб, здесь находится мировой генофонд осетровых, добыча которых составляет около 90% их общего мирового улова. Для сравнения: 1 кг черной белужьей икры стоит порядка 1 тыс. долл. (1 кг золотой икры белуги-альбиноса стоит 44 тыс. долл.), а 1 кг нефти - всего 50 центов.
<39> В частности, при прокладке магистрального трубопровода по дну моря требуется согласие только той Стороны, через чей сектор будет пролегать трубопровод.

6. По итогам заседания глав государств - участников Пятого Каспийского саммита 12 августа 2018 г. также подписаны <40>: Соглашение между правительствами прикаспийских государств о торгово-экономическом сотрудничестве <41>; Соглашение между правительствами прикаспийских государств о сотрудничестве в области транспорта <42>; Соглашение о предотвращении инцидентов на Каспийском море <43>; три протокола к Соглашению о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море от 18 ноября 2010 г. (Протокол о сотрудничестве в области борьбы с терроризмом на Каспийском море; Протокол о сотрудничестве в области борьбы с организованной преступностью на Каспийском море; Протокол о сотрудничестве и взаимодействии пограничных ведомств). Это свидетельствует о системности подхода прикаспийских государств в развитии сотрудничества в конкретных сферах деятельности.
--------------------------------
<40> URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5329.
<41> На основе Соглашения об экономическом сотрудничестве на Каспии приоритетное внимание будет уделяться наращиванию региональных торгово-экономических связей и углублению тесной и взаимовыгодной кооперации.
<42> Соглашение о сотрудничестве в сфере транспорта на Каспии будет способствовать формированию общей интегрированной инфраструктуры государств.
<43> Соглашение о предотвращении инцидентов на Каспийском море будет значительно укреплять систему мер доверия в регионе. Действенным механизмом сотрудничества на этом направлении могли бы стать регулярные консультации и встречи командующих флотами государств.

7. В Конвенции 2018 г. зафиксировано положение о недопущении присутствия на Каспии вооруженных сил, не принадлежащих сторонам договора (п. 6 ст. 3), а также установлено, что пять прикаспийских государств ответственны за поддержание безопасности на море и управление его ресурсами.
Несмотря на положение ст. 20 Конвенции 2018 г., в соответствии с которым она не затрагивает прав и обязательств Сторон, вытекающих из других международных договоров, участницами которых они являются, некоторые ранее заключенные международные договоры могут вступать в противоречие с ее целями и принципами, не совсем "вписываются" в систему договоров по Каспию и подлежат отмене <44>.
--------------------------------
<44> Так, в апреле 2018 г. Казахстан ратифицировал Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Соединенных Штатов Америки и Правительством Республики Казахстан об обеспечении коммерческого железнодорожного транзита специального груза через территорию Республики Казахстан в связи с участием Соединенных Штатов Америки в усилиях по стабилизации и восстановлению Исламской Республики Афганистан от 20 июня 2010 г. (Нью-Йорк, 21 сентября 2017 г.). См.: URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30771325/http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=34306291. США смогут использовать два казахских порта на Каспийском море (Курык и Актау) для переброски военных грузов в Афганистан. Грузы американским военным частям, дислоцирующимся в Афганистане, пойдут из Грузии и Азербайджана через Каспийское море в Казахстан, а затем по железной дороге проследуют в Афганистан через Узбекистан. Соглашение о военном сотрудничестве между Вашингтоном и Астаной на 2018 - 2021 годы, подписанное в сентябре 2017 г., предусматривает также строительство базы НАТО в Актау. Посольство Казахстана выступило с опровержением использования портов со стороны ВС США, а также о создании баз НАТО, уточнив, что речь идет только об обеспечении транзита в рамках общих усилий всего международного сообщества по содействию стабилизации Афганистана. См.: URL: http://kazembassy.ru/rus/press_centr/novosti/?cid=0&rid=1744.

Все прикаспийские государства являются членами ООН и ряда ее специализированных учреждений. Они участвуют в ряде региональных организаций, например: ОБСЕ (Азербайджан, РФ, Республика Казахстан и Туркмения); СНГ (Азербайджан, РФ, Республика Казахстан, Туркмения - ассоциированный член с 2005 г.); ШОС (РФ, Республика Казахстан, Азербайджан - партнер по диалогу, Туркмения - получала приглашение на саммиты глав государств ШОС, ИРИ - наблюдатель); Организация исламского сотрудничества (до 2011 г. - Организация исламская конференция (ОИК)) (Азербайджан, ИРИ, Республика Казахстан <45>, Туркмения, РФ - наблюдатель); ОЭС <46> (Азербайджан, ИРИ, Республика Казахстан и Туркмения); ОДКБ (РФ и Казахстан); ГУАМ (Азербайджан). Это создает довольно пеструю картину переплетения международно-правовых обязательств государств, например, в сфере обороны и безопасности.
--------------------------------
<45> Так, в декабре 1995 г. Казахстан вступил в Организацию исламская конференция (ОИК), что открыло возможность привлечения в страну финансовых ресурсов Исламского банка развития (ИБР).
<46> Так, в октябре 1992 г. Казахстан стал членом Организации экономического сотрудничества (ОЭС), основанной в 1977 г. Ираном, Пакистаном и Турцией. В 1992 - 1993 гг. к ней присоединились Туркменистан и Азербайджан.

Территории Республики Казахстан и Туркменистана обладают специальным статусом зоны, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии по Договору о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии (Семипалатинск, 8 сентября 2006 г.) <47>. По Договору 2018 г. к зоне, свободной от ядерного оружия, теперь отнесены каспийские внутренние и территориальные воды этих государств. Протокол к Договору о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии (Нью-Йорк, 6 мая 2014 г.) <48> содержит всего 2 сущностные нормы - негативные гарантии безопасности (ст. 1) <49> и несодействие нарушениям (ст. 2) <50>. РФ ратифицировала указанный Протокол с оговорками <51>, которые имеют особое значение не только для прикаспийских государств, но и создают специальный территориальный режим для иных государств и их союзов (прежде всего - США и НАТО). Близость к зонам политической нестабильности требует от прикаспийских государств налаживания взаимовыгодного и действенного сотрудничества в сфере обеспечения безопасности. В целях обеспечения интересов прибрежных государств в сфере безопасности важно разработать и принять согласованные меры доверия на Каспии в области военной деятельности на море.
--------------------------------
<47> URL: http://docs.cntd.ru/document/902100530.
<48> URL: http://docs.cntd.ru/document/902100530.
Протокол ратифицирован Федеральным законом от 20 апреля 2015 г. N 92-ФЗ (Бюллетень международных договоров. 2015. N 7), вступил в силу для РФ 22 июня 2015 г.
<49> Каждая Сторона обязуется не применять ядерное оружие или другое ядерное взрывное устройство и не угрожать их применением против любой из Сторон Договора о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии.
<50> Каждая Сторона обязуется не оказывать содействия никакому акту, представляющему собой нарушение Договора или настоящего Протокола их Сторонами.
<51> РФ ратифицировала указанный Протокол со следующими оговорками: 1) Российская Федерация не будет считать себя связанной обязательствами, предусмотренными ст. 1 Протокола, в случае нападения на Российскую Федерацию, Вооруженные Силы Российской Федерации или другие войска, на ее союзников или на государство, с которым она связана обязательствами в отношении безопасности, осуществляемого или поддерживаемого государством, не обладающим ядерным оружием, совместно с государством, обладающим ядерным оружием, или при наличии союзнических обязательств перед этим государством; 2) Российская Федерация оставляет за собой право не считать себя связанной обязательствами, предусмотренными Протоколом, в случае, если любое государство - участник Договора в соответствии со ст. 4 Договора допустит заход в свои порты и посадку на свои аэродромы иностранных военных судов и летательных аппаратов с ядерным оружием или другими ядерными взрывными устройствами на борту, а также в любой форме транзит через свою территорию ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств.

8. Каспий является центром региональной логистики, перспективным является проект международного транспортного коридора "Север - Юг" <52>. Развитию международных перевозок, обеспечению равных унифицированных условий для транзита по Каспию могла бы способствовать разработка пятистороннего соглашения о сотрудничестве в сфере морского транспорта. Распоряжением Правительства РФ от 8 ноября 2017 г. N 2469-р <53> утверждена Стратегия развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года. В ней определены перспективы комплексной модернизации каспийских морских коммуникаций <54>, сопутствующей железнодорожной и автомобильной инфраструктуры.
--------------------------------
<52> "Север - Юг" (NS) - проект международного транспортного коридора (МТК) протяженностью 7,2 тыс. км для обеспечения транспортной связи между странами Балтии и Индией через Иран (предусматривает интеграцию железнодорожного, паромного, автомобильного сообщения). Его запуск позволит в 2,5 раза быстрее, чем сегодня, доставлять грузы - ежегодно это до 25 млн т из европейских стран через Иран на Ближний Восток и Средний Восток, а также в Южную Азию.
<53> URL: http://docs.cntd.ru/document/555626686.
<54> В частности, запланировано строительство до 2025 г. нового глубоководного порта в районе Каспийска, который будет способен принимать большегрузные суда с полезной нагрузкой от 15 до 25 тыс. т.

9. Важным является взаимодействие прикаспийских государств в сфере экологии и сохранения биоресурсов. В Конвенции 2018 г. Стороны приняли обязательство защищать и сохранять экологическую систему Каспийского моря <55> и все ее компоненты (ст. 15 Конвенции) в целях сохранения биологического разнообразия, защиты, восстановления, устойчивого и рационального использования биологических ресурсов Каспийского моря, предотвращения, снижения и обеспечения контроля за загрязнением Каспийского моря из любого источника <56>. Успешно реализуется целый ряд иных договоренностей. Так, 4 ноября 2003 г. была подписана Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря (Тегеранская Конвенция) <57>. В ней заложены основы международно-правового регулирования антропогенного воздействия на морскую среду, охраны биологических ресурсов и общего взаимодействия между сторонами по охране экосистемы Каспия. В 2011 - 2012 гг. в пятистороннем формате были подписаны такие значимые для защиты морской среды Каспия международно-правовые документы, как Протокол о региональной готовности, реагировании и сотрудничестве в случае инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью, к Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря (Актау, 12 августа 2011 г.) <58> и Протокол по защите Каспийского моря от загрязнения из наземных источников и в результате осуществляемой на суше деятельности к Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря (Москва, 12 декабря 2012 г.) <59>. Протокол по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте к Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря <60> (открыт для подписания только прикаспийскими государствами в г. Тегеране с 20 июля 2018 г. по 20 июля 2019 г.) содержит обязательства государств, связанные с принятием необходимых законодательных, административных или других мер для выполнения положений Протокола в отношении видов планируемой деятельности, перечисленных в Приложении I к Протоколу, которые могут вызвать значительное трансграничное воздействие, с учетом критериев, содержащихся в Приложении II к нему, а также для разработки процедуры оценки воздействия на окружающую среду, которая разрешает участие общественности и подготовку документов по оценке воздействия на окружающую среду, описанных в Приложении III к Протоколу.
--------------------------------
<55> Под экологической системой Каспийского моря понимаются взаимодействующие компоненты воздуха, воды и биологических организмов, включая человека, в пределах Каспийского моря и суши, находящейся под воздействием близости моря.
<56> Под загрязнением понимается привнесение человеком прямо или косвенно веществ, организмов или энергии в экологическую систему Каспийского моря, в том числе из наземных источников, которые приводят или могут привести к таким пагубным последствиям, как вред биологическим ресурсам и жизни в море, опасность для здоровья человека, создают помехи для деятельности на море, в том числе для промысла водных биологических ресурсов и других правомерных видов использования моря, снижают качество используемой морской воды и ухудшают условия отдыха.
<57> Конвенция вступила в силу 12 августа 2007 г. URL: http://oceanography.ru/index.php/2013-05-24-16-12-00/2014-02-02-13-19-45.
<58> URL: http://docs.cntd.ru/document/420367172.
<59> URL: http://www.mid.ru/problematika-bassejna-kaspijskogo-mora/-/asset_publisher/FX0KRdXqTkSJ/content/id/3163731.
<60> URL: http://www.tehranconvention.org/IMG/pdf/PROTOCOL_ON_ENVIRONMENTAL_IMPACT_ASSESSMENT_IN_A_TRANSBOUNDARY_CONTEXT_RU.pdf.

Соглашение о сохранении и рациональном использовании водных биологических ресурсов Каспийского моря (Астрахань, 29 сентября 2014 г.) <61> направлено на сохранение и рациональное использование водных биологических ресурсов Каспийского моря, в том числе управление совместными водными биологическими ресурсами <62>. Для достижения целей Соглашения создана Комиссия.
--------------------------------
<61> URL: http://docs.cntd.ru/document/420356911.
<62> В рамках Соглашения Стороны сотрудничают в следующих областях: 1) проведение согласованных научных исследований; 2) разработка мер по регулированию промысла совместных водных биологических ресурсов; 3) разработка мер для борьбы с незаконным, несообщаемым, нерегулируемым промыслом и незаконным оборотом водных биологических ресурсов; 4) сбор, предоставление и обмен данными промысловой статистики в согласованном Сторонами формате; 5) разработка и реализация краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных программ воспроизводства и сохранения совместных водных биологических ресурсов и среды их обитания, включая выпуск молоди осетровых видов рыб;) разработка рекомендаций по использованию орудий лова и технологий промысла для совместных водных биологических ресурсов; 7) обмен научной информацией и специалистами, проведение семинаров, конференций и курсов обучения.

Эти документы обеспечивают строгую экологическую проверку инфраструктурных проектов, создающих потенциальные риски для благополучия Каспийского моря. Близка к завершению работа над документом, регламентирующим совместную борьбу с браконьерством. В целях сохранения уникальной экологической системы Каспийского моря необходимо принять отдельный документ по борьбе с незаконным промыслом биологических ресурсов. При этом особое внимание должно уделяться состоянию национального законодательства государств. Так, правовое регулирование заповедного статуса северной части Каспийского моря <63> было скорректировано изменениями, допускающими разведку и добычу нефти.
--------------------------------
<63> Постановление Совета Министров РСФСР N 78 от 31 января 1975 г. "Об объявлении заповедной зоны в северной части Каспийского моря". URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=4750#09645828491691877.

10. В заключенной Конвенции 2018 г. сделан акцент на институционализации отношений на основе налаживания механизмов прямого политического диалога. В целях эффективного выполнения Конвенции и обзора сотрудничества на Каспийском море должен быть создан механизм пятисторонних регулярных консультаций высокого уровня под эгидой министерств иностранных дел, которые будут проводиться ежегодно поочередно в одном из прибрежных государств в соответствии с согласованными правилами процедуры. Такие консультации по сути рассматриваются как общеобязательный метод мирного урегулирования споров между государствами. Отметим, что государства пошли на подписание Конвенции 2018 г. на фоне ряда неурегулированных взаимных претензий. Так, продолжаются острые дискуссии между Азербайджаном и Туркменистаном о принадлежности трех каспийских нефтяных месторождений - "Кяпаз" (туркменское название "Сердар"), "Чинар" ("Осман") и "Азери" ("Омар") <64>. Вариант совместного освоения месторождения "Кяпаз" Туркменистан отверг. Однако Конвенция не содержит механизмов мирного разрешения споров такого рода, поэтому могут быть востребованы механизмы посредничества и добрых услуг.
--------------------------------
<64> Так, Азербайджан ссылается на карты советского периода, когда они разрабатывались азербайджанскими нефтяниками. Туркменистан апеллирует к мировой практике - месторождения расположены ближе к побережью Туркмении, чем Азербайджана. МИД Туркменистана неоднократно направлял официальные дипломатические ноты по вопросу неправомерных односторонних действий Азербайджана на Каспийском море. По мнению МИД Туркменистана, работы, проводимые консорциумом AIOC, компаниями British Petroleum, Chevron, Exxon Mobil, Hess Corporation, en:Inpex, Itochu, Statoil, TPAO, SOCAR в зонах с неопределенной юрисдикцией, не соответствуют нормам международного права.

11. Предварительный анализ показывает, что ряд норм законодательства РФ соответствуют или являются по существу эквивалентными нормам Конвенции 2018 г. Вместе с тем реализация ряда конвенционных норм требует принятия новых нормативных правовых актов или внесения изменений в отдельные законодательные и иные нормативные правовые акты. В частности, положения, устанавливающие статус и правовые режимы соответствующих пространств, расходятся с нормами законодательства, определяющими статус, суверенные права и юрисдикцию РФ и их осуществление во внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ <65> и на континентальном шельфе <66>. Не могут применяться к противоправным деяниям, совершенным на Каспии, ст. 253 УК РФ <67>, предусматривающая ответственность за нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ <68>; ряд статей КоАП РФ <69>, в частности ст. 8.17 (нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ или открытом море требований или условий лицензии), ст. 8.18 (нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ), ст. 8.19 (нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе). В отношении иных нормативных правовых актов РФ необходим более глубокий анализ. В целях имплементации международно-правовых обязательств РФ следует принять отдельный базовый федеральный закон, устанавливающий правовые основы регулирования отношений на Каспийском море, а также внести изменения и дополнения в иные нормативные правовые акты в рамках процедуры ратификации Конвенции 2018 г. в соответствии с пп. "а" и "в" п. 1 ст. 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (с изм.) <70>. С учетом всеобъемлющего характера Конвенции 2018 г. для сферы отношений на Каспии реализация ее положений входит в сферу и затрагивает компетенцию различных федеральных органов исполнительной власти. С целью подготовки к ратификации Конвенции должна быть образована Межведомственная комиссия, к задачам которой должны относиться: оценка соответствия норм Конвенции российскому законодательству, инициирование и координация проведения причастными федеральными органами исполнительной власти работы по формированию в РФ соответствующей конвенционным требованиям нормативно-правовой базы.
--------------------------------
<65> Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (с изм.). URL: http://base.garant.ru/12112602/.
<66> Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (с изм.). URL: http://base.garant.ru/10108686/.
<67> URL: http://base.garant.ru/10108000/.
<68> См. также: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 г. N 26 "О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (часть 2 статьи 253, статьи 256, 258.1 УК РФ)" (с изм.). URL: http://base.garant.ru/1798323/.
<69> URL: http://base.garant.ru/12125267/#friends.
<70> URL: http://base.garant.ru/10103790/.

Таким образом, с принятием Конвенции о правовом статусе Каспийского моря 2018 г., которая является своего рода "конституцией Каспийского моря", осуществлено становление системы договоров о Каспийском море. Она призвана урегулировать весь комплекс вопросов, связанных с правами и обязанностями прибрежных государств, а также стать гарантом безопасности, стабильности и динамичного развития Каспийского региона.
Для Каспийского моря Конвенцией 2018 г. установлен особый правовой статус и соответствующие правовые режимы, кодифицированы важнейшие вопросы регионального сотрудничества прикаспийских государств. Конвенция закрепляет за пятью государствами исключительные и суверенные права на Каспийское море, регулирует ответственное освоение и использование его недр и других ресурсов, надежно гарантирует решение всех актуальных вопросов на принципах консенсуса и взаимного учета интересов, обеспечивает по-настоящему мирный статус Каспийского моря, неприсутствие на Каспии вооруженных сил нерегиональных государств, не допускает создание иностранных военных баз, устанавливает четкие правила его коллективного использования.

Библиография

1. Барсегов Ю.Г. Каспий в международном праве и мировой политике. М.: ИМЭМО РАН, 1998. 118 с.
2. Бекяшев К.А., Бекяшев Д.К. Современный международно-правовой режим Каспийского моря // Евразийский юридический журнал. 2018. N 9 (124). С. 27 - 35.
3. Высоцкий А.Ф. Морской регионализм (Международно-правовые проблемы регионального сотрудничества государств). Киев: Наукова думка, 1986. 193 с.
4. Сарсембаев М.А., Ерджанов Т.К., Салимгерей А.А. Морское право и внутриконтинентальные государства: Учебник. Алматы: Данекер, 2000. 270 с.
5. Anyanova E. Legal Complications in the Caspian Sea // International Journal of Private Law. 3(4):418-433. January 2010. URL: https://www.researchgate.net/publication/264835418_Legal_complications_in_the_Caspian_Sea.
6. Pondaven P. Les . Paris: Pedone, 1972. 451 p.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 350-84-16
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


26 ноября 2020 г.
Проект федерального закона № 1062972-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах"

Цель законопроекта - на обеспечение стабильности функционирования государственной системы лицензирования пользования недрами и формирование единообразной правоприменительной практики. Предусматривается установление запрета на восстановление права пользования недрами в случае его прекращения, в том числе досрочного, а также срока пользования участком недр (срока действия лицензии), право пользования которым в установленном порядке прекращено, в том числе досрочно.




18 ноября 2020 г.
Федеральный закон № 1057597-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств"

Законопроектом вносятся изменения, предусматривающие установление механизма ввода в гражданский оборот на территории Российской Федерации лекарственных препаратов для ветеринарного применения их производителями и хозяйствующими субъектами, осуществляющими ввоз в Российскую Федерацию лекарственных препаратов для ветеринарного применения.




11 ноября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1052523-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях"

Цель законопроекта - совершенствование законодательства РФ о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента, и структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций. Законопроектом в частности предусматривается запрет на регистрацию структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций в жилых помещениях, введение дополнительного основания для проведения внеплановой проверки и др.




5 ноября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1049782-7 О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)"

Цель законопроекта - недопущение недобросовестной практики кредитных (некредитных) организаций, которая выражается в необоснованных отказах предоставления гражданам и субъектам МСП кредитных (в том числе ипотечных) каникул. Его принятие обеспечит правовыми гарантиями заемщиков на получение от кредитных (некредитных) организаций информации о причинах отказа в предоставлении кредитных и/или ипотечных каникул (иных случаях изменения условий кредитного договора (договора займа).




20 октября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1040469-7 "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"

Законопроект разработан в целях единообразного применения и толкования действующего законодательства Российской Федерации. Его принятие приведет к взаимному соответствию нормативного регулирования порядка прохождения государственной службы сотрудниками ряда государственных органов и правового положения профессиональных союзов.



В центре внимания:


Правовое регулирование мегасайенс-проектов в России (Болтинова О.В., Арзуманова Л.Л.)

Дата размещения статьи: 26.11.2020

подробнее>>

Субъекты коррупционных правонарушений (Мурашкин И.Ю.)

Дата размещения статьи: 26.11.2020

подробнее>>

Соотношение понятий "рынок финансовых услуг" и "финансовый рынок": теория и практика вопроса (Татиев А.Р.)

Дата размещения статьи: 26.11.2020

подробнее>>

Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности: частноправовые элементы (Алланина Л.М.)

Дата размещения статьи: 26.11.2020

подробнее>>

Правовые средства реализации национальных целей Российской Федерации (теоретико-правовой аспект) (Пашенцев Д.А., Ситдикова Л.Б.)

Дата размещения статьи: 26.11.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи