Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Как выгоднее поступить с НДС, если после заключения договора продавец утратил право на УСН (Бережная Ю.Н.)

Как выгоднее поступить с НДС, если после заключения договора продавец утратил право на УСН (Бережная Ю.Н.)

Дата размещения статьи: 26.08.2012

"Упрощенец" утратил право на применение спецрежима. Кто будет уплачивать НДС по договорам, заключенным с покупателями в периоде утраты, - продавец или покупатель? Как выгоднее рассчитать налог?

Предположим, "упрощенец" и покупатель, применяющий общий режим, в середине года заключили договор, где цена товара, работы или услуги установлена без НДС. Но в этом же квартале продавец нарушает одно из условий спецрежима и теряет право на его применение с начала квартала (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Соответственно, по уже заключенным в этом периоде сделкам продавец - бывший "упрощенец" обязан уплатить НДС в бюджет. Однако в договоре четко прописано "Без НДС".
Есть несколько вариантов решения такой проблемы: бывший "упрощенец" может заплатить налог из собственных средств, взыскать его с покупателя или же стороны могут изменить условия договора и рассчитать НДС по расчетной ставке исходя из суммы сделки. Рассмотрим, какой из этих вариантов является наиболее выгодным с налоговой точки зрения.

Вариант первый - уплата налога за счет средств
бывшего "упрощенца"

Налогоплательщик может уплатить налог за счет собственных средств, не привлекая покупателя. На таком варианте настаивают контролирующие органы. Однако, учитывая его минусы, даже самые осторожные налогоплательщики его используют, только если им не удалось договориться со своими покупателями об изменении прежних ценовых условий.
Плюс в том, что такой вариант не вызовет претензий у контролирующих органов. Позиция ведомств полностью соответствует такому варианту. Минфин России прямо указал, что при утрате налогоплательщиком права на применение "упрощенки" НДС уплачивается сверх цены договора по ставке, предусмотренной для определенного товара, работы или услуги, за счет собственных средств организации (Письмо от 06.05.2010 N 03-07-14/32).
Аналогичный подход и у ФНС России. В Письме от 05.08.2008 N ММ-9-3/95 налоговики указали, что стоимость реализованных товаров, работ или услуг должна быть увеличена на соответствующую сумму НДС, исчисленную по ставке 10 или 18%.
Минус в том, что продавцу рискованно включать уплаченный налог в состав расходов в налоговом учете. В п. 19 ст. 270 НК РФ указано, что в целях налогообложения прибыли не учитываются налоги, предъявленные покупателю товаров. Инспекторы на местах нередко указывают, что раз НДС относится к налогам, которые предъявляются покупателю, то его сумма не может уменьшать налогооблагаемую прибыль, кроме случаев, прямо оговоренных в Налоговом кодексе. И неважно, что фактически НДС компания заплатила из собственных средств, а не предъявляла его покупателю.
Также есть разъяснения финансового ведомства, в которых указано, что основания, по которым суммы НДС могут быть отнесены на расходы, в налоговом учете приведены в ст. 170 НК РФ. Расходы организаций на уплату в бюджет НДС по реализованным товарам, выполненным работам или оказанным услугам, не предъявленного покупателям, указанной статьей не предусмотрены. Значит, налоговую базу они уменьшать не могут (Письмо Минфина России от 07.06.2008 N 03-07-11/222).
Однако продавец может оспорить такую позицию в суде. В аналогичной ситуации судьи указали, что продавец, применявший УСН, не может быть лишен права на включение в прочие расходы сумм НДС, поскольку наличие связи произведенных расходов с предпринимательской деятельностью налогоплательщика является ключевым элементом для признания затрат экономически оправданными (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19.01.2010 по делу N А25-673/2009 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 15.04.2010 N ВАС-4125/10)).

Примечание. Налоговики на местах полагают, что если налог уплачен из собственных средств продавца, то сумму НДС нельзя включить в расходы налогового учета.

Минус в том, что экс-"упрощенец" заплатит максимальную сумму в бюджет, а покупатель не сможет принять ее к вычету. Неудивительно, что финансовое ведомство наряду с налоговыми органами настаивает именно на применении такого варианта. С точки зрения пополнения бюджета РФ этот метод самый действенный. Продавец уплачивает НДС по ставке 18 или 10% за счет собственных средств, начисляя его сверх цены, указанной в договоре, и не предъявляя налог покупателю, который в свою очередь не получает права на вычет НДС.

Примечание. Самым невыгодным вариантом для экс-"упрощенца" является уплата НДС из собственных средств.

Вариант второй - взыскание суммы налога с покупателя

Стороны могут договориться и заключить дополнительное соглашение к договору о том, что цена поставки увеличивается на сумму НДС. Иными словами, продавец уплатит налог за счет средств конечного покупателя. На основании дополнительного соглашения изменяются и первичные документы. Такой вариант особо выгоден для бывшего "упрощенца", так как он не несет никаких экономических потерь, в то же время покупатель имеет право принять предъявленную сумму налога к вычету. Однако такое право ему придется отстаивать в суде.
Плюс для продавца в том, что при отказе покупателя уплатить налог он может взыскать его через суд. Редко, когда покупатель добровольно соглашается доплачивать продавцу что-либо сверх цены договора. Негативных аргументов приводится масса, так что действовать экс-"упрощенцу" нередко приходится через суд.
Как показывает арбитражная практика, в большинстве решений судьи принимают сторону организаций, освобожденных от исчисления НДС в результате применения "упрощенки" или конкретной льготы по НДС. Арбитры признают право продавцов взыскать с покупателя сумму налога дополнительно к цене товара, даже если упоминание о нем отсутствовало в договоре и сумма НДС не была предъявлена покупателю изначально. Такие выводы содержатся в Постановлениях ФАС Северо-Западного от 30.05.2011 по делу N А05-5260/2010, Дальневосточного от 12.12.2011 N Ф03-6075/2011, от 12.08.2011 N Ф03-3214/2011, Уральского от 10.09.2009 N Ф09-6648/09-С4 и Западно-Сибирского от 15.04.2008 N Ф04-2091/2008(2579-А75-16) округов.
Но не все суды так лояльны к продавцам. Так, ФАС Волго-Вятского округа указал, что продавец, заключивший договор в период применения УСН, не мог включить налог в цену договора. Также у продавца не было намерения компенсировать свои расходы по уплате НДС в бюджет за счет сумм, полученных от своего контрагента, поскольку уплачивать этот налог он не планировал. Поэтому продавец должен исполнить обязанность по уплате НДС за счет собственных средств и не вправе требовать уплаты налога от покупателя (Постановление от 29.06.2009 по делу N А17-3381/2008).

Примечание. Во многих решениях судьи принимают сторону бывшего спецрежимника, тем самым заставляют покупателя уплачивать налог, перечисляя его сверх цены договора.

Плюс в том, что покупатель может принять уплаченный НДС к вычету. Положительным аргументом для покупателя является тот факт, что он сможет принять налог к вычету. Однако здесь есть риск налоговых претензий - инспекторы ссылаются на то, что счет-фактура должен быть выставлен в течение пяти дней с момента отгрузки (п. 3 ст. 168 НК РФ). При более позднем выставлении счета-фактуры право на вычет покупатель якобы теряет.
Отметим, что в налоговом законодательстве такого запрета нет. А в п. 2 ст. 169 НК РФ указано, что не могут быть основанием для отказа в вычете НДС ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, не препятствующие налоговикам идентифицировать продавца, покупателя, ставку и сумму налога. Нарушение пятидневного срока ничему из перечисленного не мешает.
Суды также принимают сторону налогоплательщиков, что нарушение срока выставления счета-фактуры не может являться основанием для отказа в вычете НДС. Такие выводы содержатся в Постановлениях ФАС Московского от 23.12.2011 по делу N А40-142945/10-118-831, Поволжского от 19.02.2009 по делу N А65-6288/2008, Северо-Кавказского от 24.08.2009 по делу N А53-19676/2008-С5-23 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 17.12.2009 N ВАС-16581/09) округов.

Вариант третий - исчисление налога по расчетной ставке

Организация при утрате права на применение УСН для исчисления НДС может применить расчетную ставку, то есть заплатить налог со средств, уже полученных от покупателя. Такой вариант является самым спорным. Свою позицию бывшему "упрощенцу" непременно придется отстаивать в суде. Применение расчетной ставки хоть и приводит к экономическим потерям из-за снижения выручки, но является более предпочтительным по сравнению с уплатой НДС из собственных средств.
Плюс в том, что покупатель, скорее всего, согласится на внесение дополнительных условий в договор. Ведь в данном случае изменится только структура цены, но общая сумма затрат покупателя по договору останется прежней, однако будет включать в себя сумму НДС. Соответственно, увеличения договорной цены не происходит, и у покупателя не возникает обязанности дополнительно оплачивать продавцу сумму налога. Обычно на такое изменение соглашаются практически все контрагенты экс-"упрощенца". Дополнительным аргументом для покупателя является возможность принятия налога к вычету.
Минус в том, что с такой позицией не согласны контролирующие органы. Минфин России указывает, что ставки НДС, применяемые к операциям по реализации товаров, работ или услуг, установлены ст. 164 НК РФ. А обложение НДС с применением расчетной ставки при реализации товаров, работ или услуг не предусмотрено (Письмо от 06.05.2010 N 03-07-14/32). Аналогичного мнения придерживаются ФНС и налоговые инспекторы на местах (Письмо ФНС России от 05.08.2008 N ММ-9-3/95).
Однако на практике стороны используют расчетную ставку лишь формально. Фактически же они заключают дополнительное соглашение к договору, в котором стоимость без учета налога уменьшается на сумму такого налога.
Плюс в том, что есть решения судов, поддерживающие применение расчетной ставки. Есть мнение, противоречащее позиции контролирующих органов. Суды указывают, что НДС - это косвенный налог и объектом его обложения является добавленная стоимость, следовательно, исчисление НДС сверх цены договора является неверным. Таким образом, налог нужно определять с применением расчетной ставки НДС в соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ (Постановления ФАС Западно-Сибирского от 28.05.2009 N Ф04-3112/2009(7389-А46-27), Центрального от 26.08.2008 по делу N А48-5068/07-18, Уральского от 04.06.2008 по делу N А76-24488/07 и от 06.06.2007 по делу N А50-20503/06 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 20.09.2007 N 11798/07) округов). Однако налоговики, скорее всего, будут оспаривать применение такой позиции.
Минус в том, что покупатель может не согласиться менять условия договора. Иногда покупатели отказывают "упрощенцу" изменять условия договора, ссылаясь на невозможность переоформить договор либо на нежелание вносить корректировки в бухгалтерский учет. Если все же договориться с партнером не удалось, бывшему "упрощенцу" останется либо перечислить НДС из собственных средств, либо в судебном порядке взыскивать налог с покупателя.
Плюс в том, что организация может заранее прописать условие о потере УСН в договоре. Обычно в договорах спецрежимники НДС вообще не указывают либо указывают "НДС не облагается" или "Без НДС". На основании ГК РФ, в случае если продавец по закону должен был исчислить НДС, но этого не сделал, такие договоры признаются ничтожными (ст. ст. 422 и 180 ГК РФ).
Однако при правильно составленном договоре можно этого избежать. При формировании условий о цене надо указать, что при утрате продавцом права на применение УСН цена, указанная в договоре, автоматически уменьшается на 15,25% (18/118) или на 9,09% (10/110). Такое условие избавит от разногласий контрагентов, а договор послужит дополнительным аргументом в суде. Поступить так позволяет п. 2 ст. 424 ГК РФ, который разрешает внесение изменений в цену договора после его заключения, если они предусмотрены самим договором.

Пример. Предположим, что изначально цена договора без учета НДС составляла 118 000 руб., но продавец-"упрощенец" потерял право на применение спецрежима. Соответственно, необходимо доначислить НДС. Товары, переданные покупателю, облагаются по ставке 18%. Сравнение вариантов представлено в таблице ниже.

Таблица. Сравнение разных вариантов уплаты НДС при утрате права на применение УСН

Сторона
договора

НДС           

Налог на прибыль        

Начисление    

Вычет

Доход

Расход         

Уплата налога за счет средств бывшего "упрощенца" (безопасный вариант)  

Продавец 

21 240 (118 000 x  
18 : 100)          

0

118 000

21 240, но он не         
учитывается в налоговом  
учете                    

Покупатель

0                  

0

0

118 000                  

Уплата налога за счет покупателя (безопасный вариант)                   

Продавец 

21 240 (118 000 x  
18 : 100)          

0

118 000

0                        

Покупатель

0                  

21 240

0

139 240 (118 000 + 21 240)

Уплата налога с применением расчетной ставки (рискованный вариант)      

Продавец 

18 000 (118 000 x  
18 : 118)          

0

100 000

0                        

Покупатель

0                  

18 000

0

100 000                  

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


2 сентября 2019 г.
Проект Федерального закона № 785806-7 "О праве собственности на гаражи и гаражных объединениях"

Вопросы гаражного строительства, оформления прав на гаражи и формы объединений граждан в целях реализации цели по возведению данных объектов являются традиционно актуальными для физических и юридических лиц. Принятие законопроекта способно снять правовую неопределенность статуса гаражей и машино-мест, а также статуса объединений их собственников. Это, в свою очередь, положительно скажется на развитии гражданского оборота в целом и послужит стимулом для развития гаражного строительства.




20 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 778269-7 "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О защите конкуренции"

В настоящее время количество антиконкурентных нарушений продолжает оставаться высоким. С целью оперативного устранения выявленных нарушений законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не приостанавливается (если иное не предусмотрено судебным актом).




12 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 771509-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части наделения Правительства РФ полномочием на утверждение требований к форме и содержанию годовых отчетов о выполнении программ деятельности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний"

Законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс РФ изменения, предусматривающие, что в случае безвозмездной передачи органам государственной власти имущества, приобретенного (созданного) за счет средств субсидии, налогоплательщик вправе наравне с признанием внереализационного дохода в виде сумм субсидии в порядке пункта 4.1 статьи 271 НК РФ также признавать расход в виде стоимости безвозмездно передаваемого имущества.




7 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 770765-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с созданием искусственных земельных участков, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности"

Законопроект, в частности, предусматривает внесение изменений  в части исключения положений о проведении аукциона на право создания искусственного земельного участка на водном объекте, регламентации вопросов, связанных с созданием искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, в том числе при создании морского порта и расширении его территории.




4 августа 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 320-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью данного Закона является стимулирование добровольного страхования жилья граждан. Законом устанавливается, что органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.



В центре внимания:


Акты высших судебных органов как средство гармонизации российского гражданского процессуального права (Самсонов Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

К вопросу об отмене экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты (Горбунова Е.Н.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Особые пошлины: практика применения антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин (Мокров Г.Г.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Правовое обеспечение учета экологических требований при территориальном планировании (Кичигин Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Порядок осуществления контроля за расходами отдельных категорий лиц: проблемы и пути решения (Цирин А.М., Севальнев В.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи