Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Инвестиционная деятельность > Привлечение инвестиций: понятие и правовые формы (Беломестная Л.А.)

Привлечение инвестиций: понятие и правовые формы (Беломестная Л.А.)

Дата размещения статьи: 18.09.2020

Понимание инвестиций разнится в экономической и юридической науках, нет единой общепризнанной концепции и среди правоведов. Экономический смысл исследуемого явления раскрывается в работах таких ученых, как К. Маркс, Дж. Кейнс, К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю, У.Ф. Шарп, Г.Дж. Александер, Дж.В. Бэйли, П. Массе и др. Их общая идея в понимании инвестиций заключается в том, что инвестор отказывается от определенной ценности в настоящий момент ради получения большей ценности в будущем, при этом обязательность поступления такого вознаграждения и его размер не могут быть заранее определены, то есть такой отказ носит рисковый характер.
Опираясь на выводы исследователей экономической природы инвестиций, ряд российских правоведов, таких как О.М. Антипова, В.В. Гущин и А.А. Овчинников, В.Н. Кокин, А.В. Майфат, сформировали отдельный подход к пониманию исследуемого явления, заключающийся в признании того, что легальное определение инвестиций должно отражать их экономическую сущность - действие по вложению капитала <1>. Данная позиция подкрепляется определением, закрепленным в Законе об иностранных инвестициях <2>, но размывает границы и представляет синонимами такие понятия, как "инвестиции", "инвестирование" и "инвестиционная деятельность" <3>.
--------------------------------
<1> См.: Антипова О.М. Правовое регулирование инвестиционной деятельности (анализ теоретических и практических проблем). М.: Волтерс Клувер, 2007. 179 с.; Гущин В.В. Инвестиционное право: Учебник. М.: Эксмо, 2006. 688 с.; Майфат А.В. Особенности инвестирования в предпринимательскую деятельность: вопросы теории и правоприменения. Екатеринбург: ООО "РИК Реал", 2001. 188 с.
<2> Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (ред. от 18.07.2017 N 165-ФЗ) // СЗ РФ. 12.07.1999. N 28. Ст. 3493 (далее - Закон об иностранных инвестициях в Российской Федерации).
<3> Лисица В.Н. Правовое регулирование инвестиционных отношений: теория, законодательство и практика применения: Монография / Рос. акад. наук, Ин-т философии и права СО РАН; М-во образования и науки РФ. Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2011. С. 165.

В действующем законодательстве Российской Федерации можно встретить иные определения инвестиций, содержащиеся в Законе об инвестиционной деятельности в РСФСР <4> и Законе об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений <5>, которые под инвестициями понимают уже различные материальные блага (объекты гражданских прав), вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.
--------------------------------
<4> Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (ред. от 26.07.2017 N 205-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 18.07.1991. N 29. Ст. 1005 (далее - Закон об инвестиционной деятельности в РСФСР).
<5> Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (ред. от 26.07.2017 N 205-ФЗ) // СЗ РФ. 01.03.1999. N 9. Ст. 1096 (далее - Закон об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений).

Такое определение "инвестиций" порождает вокруг себя научные дискуссии и позволило выработать другой подход к их пониманию, который на настоящий момент является превалирующим среди российских правоведов. И.В. Ершова, А.В. Белицкая, А.В. Богатырев, П.В. Сокол, С.С. Жилинский, Т.А. Серебрякова, следуя букве закона, считают, что именно объект гражданских прав, вкладываемый в предпринимательскую или иную деятельность, является инвестицией <6>.
--------------------------------
<6> См.: Белицкая А.В., Лаутс Е.Б. Инвестирование и кредитование: сравнительно-правовой анализ // Законодательство. 2012. N 4. С. 43 - 53; Ершова И.В. Предпринимательское право. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юриспруденция, 2011. 800 с.; Серебрякова Т.А. Регулирование инвестиционной деятельности: финансово-правовой аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2002. 210 с.; Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017 N 434-ФЗ) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823; Соглашение стран СНГ от 24 декабря 1993 г. "О сотрудничестве в области инвестиционной деятельности" // Бюллетень международных договоров. 1995. N 4. Документ не вступил в силу для России. Временно применялся с 24 декабря 1993 г. Россия приняла решение прекратить временное применение Соглашения, оформленное распоряжением Президента РФ от 4 марта 2002 г. N 84-рп.

Можно сделать вывод, что государство, выделяя значимые для него сферы общественных отношений, применительно к каждому конкретному случаю определяет объект законодательного регулирования и вырабатывает соответствующее определение инвестиций для распространения на него действия специального правового режима (системы государственных гарантий, поощрений и ограничений) <7>. Следует согласиться и с Д. Карро и П. Жюйаром, которые считают, что в зависимости от целей и содержания нормативного акта будет изменяться и понятие инвестиций <8>.
--------------------------------
<7> Белицкая А.В. Инвестиционная политика государства и ее отражение в законодательстве Российской Федерации // Предпринимательское право. Приложение "Право и Бизнес". 2016. N 1. С. 23.
<8> Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право / Науч. ред. В.М. Шумилов. М., 2002. С. 333.

Таким образом, в наиболее общем виде инвестиции представляют собой материальные блага (объекты гражданских прав, капиталы), вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Под привлечением инвестиций следует понимать мобилизацию инвестором - организатором проекта размещаемых другими экономическими субъектами капиталов через любые инструменты долевого, долгового и иного характера из различных источников для обеспечения финансовой реализуемости инвестиционного проекта.
Привлечение инвестиций, как правило, связано с реализацией конкретного инвестиционного проекта, поэтому данной организационной форме инвестирования уделяется особое внимание в государственном регулировании. Несмотря на то что законодатель не выработал единого подхода к его определению, в российской действительности можно встретить приоритетный инвестиционный проект, инвестиционный приоритетный проект субъектов РФ, стратегический инвестиционный проект, региональный инвестиционный проект (специальный налоговый режим), мегапроект, приоритетный национальный проект и комплексный инвестиционный проект, что делает значимость формы инвестирования проектного характера очевидной.
Реализация инвестиционных проектов, направленных на модернизацию инфраструктуры, внедрение инноваций и высоких технологий, и обеспечение устойчивого экономического роста за счет стабильного притока инвестиций являются целями государственного стимулирования привлечения инвестиций в особо значимые сферы общественной жизни. Государство заинтересовано в перераспределении инвестиционных ресурсов в приоритетные на определенный период времени сферы экономики и использует различные правовые средства, такие как предоставление инвесторам рассрочек и отсрочек по уплате налогов и сборов, инвестиционных налоговых кредитов и налоговых льгот, бюджетные инвестиции, кредиты и субсидии, государственные (муниципальные) гарантии, таможенные льготы, передача инвесторам земельных участков и других объектов недвижимости на привлекательных условиях, создание зон с особым инвестиционным режимом <9> и мн. др., для оказания влияния на выбор инвестора в отношении потенциальных объектов вложения <10>.
--------------------------------
<9> См.: Лисица В.Н. Особые экономические зоны в Российской Федерации. Новосибирск: РИФ-Новосибирск, 2010. 360 с.
<10> См.: Белицкая А.В. Государство как участник и регулятор инвестиционных отношений в рамках государственно-частного партнерства // Бизнес, Менеджмент и Право. 2017. N 1 - 2; Гончаренко И.А. Система и структура зон льготного налогообложения в России // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. N 7. С. 74 - 90.

Для осуществления капиталоемких и долгосрочных проектов инвесторам необходимо привлечение дополнительного финансирования из внешних источников, например, дополнительных вкладов учредителей (участников) предприятия, средств населения, государства, финансовых институтов, иностранных компаний и др., то есть мобилизация заемных и привлеченных средств. Привлечение инвестиций осуществляется через инструменты долгового (debt financing), долевого (equity financing) и смешанного (hybrid financing) финансирования.
Обладая целым рядом преимуществ и недостатков различных правовых форм, долговое финансирование является важнейшим источником средств, привлекаемых для реализации инвестиционных проектов <11>, и традиционно составляет от 60 до 90% от общего объема финансирования. Классическим инструментом выступает банковское кредитование. В отличие от облигационных займов, условия кредитного соглашения могут быть в наибольшей степени индивидуализированы для потребностей конкретного проекта, сумма кредита разделена на транши и предоставлена по частям, что позволяет избежать переплаты процентов за неиспользуемый капитал <12>. Получение банковского кредита для осуществления инвестиционного проекта обязательным образом связано с предоставлением эквивалентного обеспечения и необходимостью хеджирования рисков.
--------------------------------
<11> Davydov Denis. Essays on Debt Financing, Firm Performance, and Banking in Emerging Markets // Acta Wasaensia. Finland. May 2014. N 299. URL: https://www.univaasa.fi (дата обращения: 28.08.2018).
<12> Gatti S. Project Finance in Theory and Practice // Second Edition: Designing, Structuring, and Financing Private and Public Projects. September 5, 2012. USA. P. 247.

Для распределения рисков и аккумулирования большей суммы займа банки и другие профессиональные инвесторы используют такой инструмент, как синдицированное кредитование <13>, юридическое оформление которого на уровне закона является новеллой для отечественного правового регулирования <14>.
--------------------------------
<13> Weber B., Staub-Bisang M., Alfen H.W. Infrastructure as an asset class: investment strategy, sustainability, project finance and PPP // Second edition: Chichester, West Sussex. JohnWiley & Sons. 2016. P. 332.
<14> Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 486-ФЗ "О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Российская газета. 2018. 9 января.

В свою очередь, эмиссия облигаций позволяет организаторам инвестиционного проекта привлекать финансирование на более длительный срок (до 50 лет) и под выгодный низкий процент. В мировой практике получили распространение инфраструктурные облигации <15>, направленные на создание или реконструкцию капиталоемких инфраструктурных объектов, имеющих социальное значение. В России в настоящий момент не выработано их легального определения, несмотря на предпринимавшиеся попытки.
--------------------------------
<15> Абдулкадыров С.С. Понятие, содержание и сущность проектных облигаций в России и за рубежом // Международное публичное и частное право. 2014. N 4. С. 24.

Наиболее часто применимым инструментом привлечения инвестиций являются проектные облигации частных проектных компаний, имеющих в качестве актива объект инфраструктуры, которые предусматривают, что выплаты по ним осуществляются за счет поступления от эксплуатации такого объекта. В настоящее время все большую популярность приобретают социально ориентированное инвестирование и привлечение средств в проекты по защите окружающей среды и борьбе с изменением климата <16>.
--------------------------------
<16> См.: Белицкая А.В. Финансирование развития - новое направление в банковской практике: правовой аспект // Банковское право. 2017. N 4. С. 20 - 25; Селиванова К.А. Государственно-частное партнерство в реализации эколого-правового механизма в сельском хозяйстве // Право и экономика. 2016. N 4. С. 38.

В качестве дополнительных средств долгового финансирования выступают лизинг, коммерческий кредит и краткосрочные инструменты банковского кредитования, используемые для пополнения оборотных активов.
Важным способом привлечения инвестиций в реализацию инвестиционного проекта, особенно на начальных этапах, является вложение средств инвесторов в капитал проектной компании в целях ее развития в обмен на долю участия в ней (акции) - долевое финансирование. При таком подходе капитал предоставляется компании уже на неограниченный период времени, а инвестиции могут быть осуществлены в различных формах.
Несмотря на то что на практике долевое финансирование оказывается гораздо дороже, чем долговое, а вхождение третьих лиц в проектную компанию влечет за собой изменение соотношения долей участников (акционеров) общества, тем не менее оно необходимо для согласования интересов различного вида инвесторов и кредиторов инвестиционного проекта <17>.
--------------------------------
<17> Weber B., Staub-Bisang M., Alfen, H.W. Op. cit. P. 333.

В отечественном законодательстве предусмотрены механизмы защиты интересов долевых инвесторов как самых незащищенных, с точки зрения распределения рисков, заключающиеся в предоставлении им преимущественного права приобретения долей участия (акций непубличного акционерного общества), а также в возможности и допустимости заключения акционерных соглашений.
В Российской Федерации в качестве основных форм долевого финансирования можно выделить внесение вклада участниками (акционерами) в имущество общества без увеличения уставного капитала, увеличение уставного капитала общества с ограниченной ответственностью за счет вклада третьего лица и размещение дополнительных акций акционерного общества посредством закрытой подписки.
Кроме того, регулирование правомочий владельца привилегированных акций позволяет использовать этот инструмент для долевого финансирования в полной мере, поскольку инвесторы могут вкладывать достаточно большой объем средств в проектную кампанию и при этом поддерживать инициативность основных акционеров <18>, обеспечивать себя определенными имущественными гарантиями, а в предусмотренных законом и уставом случаях принимать участие в управлении обществом.
--------------------------------
<18> Янковский Р.М. Конвертируемый заем: договорная модель и проблемы регулирования // Закон. 2017. N 11. С. 187.

Правовое регулирование мезонинного финансирования, представляемого долговыми инструментами и имеющего природу долевых <19>, например, конвертируемых займов, не обеспечивает надлежащей надежности таких инструментов с точки зрения практической реализации. Однако в настоящее время на рассмотрение комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации внесен законопроект, позволяющий предвидеть скорые позитивные изменения в данной сфере <20>.
--------------------------------
<19> Weber B., Staub-Bisang M., Alfen H.W. Op. cit. P. 332.
<20> Проект Федерального закона N 189256-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред. по сост. на 31.05.2017). URL: http://asozd2.duma.gov.ru (дата обращения: 20.07.2018).

Такая форма привлечения и организации инвестиций в капиталоемкие и долгосрочные инвестиционные проекты, как проектное финансирование, в настоящее время получила широкое распространение как в промышленно развитых, так и в новых индустриальных и развивающихся странах.
В отечественной правовой науке в настоящее время данный институт только становится предметом исследования. Для верного его понимания прежде всего следует обратиться к самому термину "проектное финансирование", который является калькой английской конструкции project finance и часто несправедливо ограничивается представлением о нем как о простом финансировании проекта <21>. Проектное финансирование следует рассматривать как экономическое явление, не нуждающееся в законодательном определении.
--------------------------------
<21> Wynant L. Essential elements of project financing // Harvard Business Review. May - June, 1980. P. 169.

Соглашаясь с позицией А.В. Белицкой, следует признать, что и описание проектного финансирования исключительно со стороны возникающих в процессе его реализации экономических отношений не приводит к целостному пониманию данного института. С правовой точки зрения проектное финансирование следует рассматривать как определенную схему инвестирования с присущей ей сложной организацией договорных и корпоративных связей <22>.
--------------------------------
<22> Белицкая А.В. Понятие и правовые основы проектного финансирования // Юрист. 2015. N 11. С. 34.

Данный мультиинструментальный механизм привлечения инвестиций <23> подразумевает под собой целую систему заключенных договоров, основной задачей создания которой выступает диверсификация рисков участников инвестиционного проекта. Центральное место в данном механизме занимают кредитные соглашения и договоры займа, а также синдицированное кредитование и другие инструменты долгового финансирования. Немалую роль для формирования инвестиционной привлекательности проекта в рамках исследуемой конструкции играют и долевые инструменты привлечения инвестиций. В комплекс соглашений, заключаемых при использовании механизма проектного финансирования, входят соглашения государственно-частного партнерства, концессионные, лизинговые, подрядные договоры, соглашения о совместной деятельности или о создании совместных предприятий, договоры страхования и различные договоры поставки товаров и оказания услуг. Особое место в системе договоров занимают корпоративные соглашения, опосредующие отношения между участниками (акционерами) специализированного общества <24>.
--------------------------------
<23> Никонова И.А. Проблемы развития проектного финансирования в России // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2014. N 12. С. 95.
<24> Gatti S. Op. cit.

Проектное финансирование как привлекательный инструмент для осуществления капиталоемких и долгосрочных инвестиционных проектов получило широкое распространение в мировой практике <25>, и, несмотря на то что в России опыт использования данного механизма не является значительным, в настоящее время сложились все необходимые правовые и организационные предпосылки. Правовое регулирование специализированных обществ проектного финансирования и специализированных финансовых обществ (отечественные аналоги SPV) в полной мере соответствует сложившейся деловой практике и отражает мировые тенденции.
--------------------------------
<25> Fight A. Introduction to Project Finance. Great Britain. 2006; Смирнов А.Л. Юридические аспекты и вопросы востребованности проектного финансирования // Юридическая работа в кредитной организации. 2011. N 4.

Литература

1. Антипова О.М. Правовое регулирование инвестиционной деятельности (анализ теоретических и практических проблем) / О.М. Антипова. М.: Волтерс Клувер, 2007. 179 с.
2. Белицкая А.В. Инвестиционная политика государства и ее отражение в законодательстве Российской Федерации / А.В. Белицкая // Предпринимательское право. Приложение "Право и Бизнес". 2016. N 1. С. 20 - 25.
3. Губин Е.П. Государство и бизнес в условиях правовых реформ / Е.П. Губин // Журнал российского права. 2015. N 1. С. 23 - 30.
4. Лисица В.Н. Правовое регулирование инвестиционных отношений: теория, законодательство и практика применения: Монография / В.Н. Лисица. Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2011. 467 с.
5. Gatti S. Project Finance in Theory and Practice / S. Gatti // Second ed.: Designing, Structuring, and Financing Private and Public Projects. USA: Academic Press, 2012, 496 p.
6. Weber B. Infrastructure as an asset class: investment strategy, sustainability, project finance and PPP / B. Weber, M. Staub-Bisang, H.W. Alfen // Second ed.: Chichester, West Sussex. JohnWiley & Sons, 2016. 422 p.

 

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


25 сентября 2020 г.
Проект Федерального конституционного закона № 1024645-7 "О Правительстве Российской Федерации"

Президентом РФ внесен в Государственную Думу новый ФКЗ определяющий статус Правительства РФ, организационно-правовые основы его формирования и деятельности. Кроме того законопроектом устанавливается порядок назначения на должность членов Правительства РФ, а также закрепляются полномочия  Правительства РФ в различных сферах деятельности.




19 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1023318-7 "О внесении изменений в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - внесение изменений в пп. 4 и 5 п. 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ в части уточнения случаев, в связи с которыми возникающие ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подлежат возмещению, что позволит снять имеющуюся в правоприменительной практике правовую неопределенность.




15 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1021303-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности"

Цель законопроекта - упрощение административных процедур и сокращение барьеров в сфере международной торговли, организация взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля , а также иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу "одного окна".




2 сентября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1015918-7 "О маркетплейсе"

Маркетплейс, согласно ст. 1 законопроекта - это программное обеспечение, которое позволяет реализовывать другое программное обеспечение. Цель законопроекта - устранение перекоса, создавшегося из-за неуплаты налога на прибыль владельцами маркетплейсов по месту получения выручки. Помимо этого законопроект также уменьшит кадровый "голод" из-за отъезда кадров в сфере компьютерных технологий за границу. В связи с принятием федерального закона "О маркетплейсе" потребуется внесение изменений в КоАП РФ в части установления дополнительных штрафов.




25 августа 2020 г.
Проект Федерального закона № 1013075-7 "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"

Законопроектом предлагается сокращение срока аккредитации филиала, представительства иностранного юр. лица; введение ограничения на назначение руководителем филиала (представительства) иностранного юр. лица на определенный срок для физических лиц, ранее задействованных в создании и деятельности юр. лиц с признаками фиктивной деятельности; установление запрета на аккредитацию нового филиала (представительства) иностранному юр. лицу, имеющему задолженность перед бюджетной системой РФ.



В центре внимания:


О международно-правовых основах привлечения иностранных инвестиций в энергетический сектор (Шиянов А.В.)

Дата размещения статьи: 28.09.2020

подробнее>>

Толкование инвестиций в практике урегулирования споров в рамках МЦУИС (Оганезова С Р.)

Дата размещения статьи: 18.09.2020

подробнее>>

Привлечение инвестиций: понятие и правовые формы (Беломестная Л.А.)

Дата размещения статьи: 18.09.2020

подробнее>>

Обеспечение прокурором законности нормативных правовых актов в сфере инвестиционной деятельности (Исламова Э.Р.)

Дата размещения статьи: 07.07.2020

подробнее>>

Значение двусторонних соглашений о защите капиталовложений и перспективы их совершенствования (Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г.)

Дата размещения статьи: 16.01.2018

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи