Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Уточнение понятия "естественная монополия": первый шаг в реформировании правового регулирования деятельности субъектов естественных монополий (Тюленев И.В.)

Уточнение понятия "естественная монополия": первый шаг в реформировании правового регулирования деятельности субъектов естественных монополий (Тюленев И.В.)

Дата размещения статьи: 14.09.2020

1. Введение

Президент Российской Федерации Указом от 21 декабря 2017 г. N 618 подчеркнул необходимость исполнения конституционных принципов, связанных с поддержкой конкуренции, и утвердил Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, в котором значительное внимание уделено реформированию правового регулирования деятельности субъектов естественных монополий <1>.

--------------------------------
<1> Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" (вместе с Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы) // СПС "КонсультантПлюс".

Одной из первых концептуальных задач, которую необходимо реализовать в рамках реформирования правового регулирования деятельности субъектов естественных монополий, является уточнение понятия "естественная монополия". На это неоднократно указывал действующий регулятор естественных монополий - Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) <2>. Именно поэтому представляется актуальным рассмотреть содержание категории "естественная монополия" и ее признаки как с экономической точки зрения, так и с правовой, а также разработать предложения по совершенствованию законодательства в исследуемой части.
--------------------------------
<2> См., например: Игорь Артемьев: статус естественных монополий должен сохраниться только у сетевых компаний. URL: https://goo.gl/12WfCY (дата обращения: 15.08.2018); ФАС намерена упразднить естественные монополии. URL: https://goo.gl/hzbcpW (дата обращения: 15.08.2018).

2. Экономическая природа естественной монополии

Подходы к определению естественной монополии имеют длительную историю. До начала 1970-х годов в экономической науке признавалась наиболее оптимальной теория, связанная с экономией от масштаба производства, т.е. когда предельные издержки производства (издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции) меньше, чем средние издержки на соответствующем объеме выпуска. Например, как пишет Ф.М. Шерер, естественная монополия - это "производство, при котором экономия от масштаба производства столь существенна, что одна единственная фирма может обслуживать рынок с меньшими издержками на единицу продукции, чем две или три фирмы" <3>. При изучении функционирования компаний в сфере водо- и газоснабжения Л. Вальрас предположил, что средние издержки сокращаются, потому что расходы на начало бизнеса до определенного момента функционирования могут распространяться на различное количество товара <4>.
--------------------------------
<3> Scherer F.M. Industrial market structure and economic performance. Chicago, 1980. P. 24.
<4> Walras L. et le chemins de fer. URL: https://goo.gl/uBGmir (дата обращения: 15.08.2018).

Ж. Дюпюи обосновывал естественность возникновения монополии на рынке через наличие определенных барьеров входа на такой рынок, к числу которых он относил: во-первых, для входа на рынок необходим огромный капитал; во-вторых, появление новой фирмы приводит к перераспределению спроса между старой и новой фирмой, за которым последует уменьшение прибыли и невозможность покрытия издержек у обеих фирм; в-третьих, первая фирма использовала наилучшие условия при начале бизнеса, оставляя худшие остальным. Таким образом, "вместо одного хорошего бизнеса два плохих" <5>. Стоит согласиться, что определение "естественная монополия" наполняется высокими входными барьерами, связанными с объемом инвестиций, необходимым для создания инфраструктурной сети.
--------------------------------
<5> Dupuit J. Dictionnaire de politique. Paris, 1852. P. 340.

Таким образом, традиционный подход к определению естественной монополии предполагает экономию от масштаба производства по сравнению с ситуацией, если бы в производстве участвовало несколько хозяйствующих субъектов. Источником экономии являются постоянные издержки, связанные с начальными капитальными вложениями в естественно-монопольных отраслях, которые при увеличении объема выпуска "растекаются" на объем и снижают размер средних издержек.
Современный подход к определению естественных монополий сформировался в 1970-х годах. Как отмечает А.В. Трачук, быстрый рост инфраструктурных отраслей промышленности, которые предполагают прокладку сетей и, как следствие, существование значительных необратимых издержек, а также субоптимальность дублирования сетей в целях создания конкуренции, наполняют термин "естественная монополия" новым содержанием, акцентированным в первую очередь на технологических особенностях инфраструктуры, производящей насущные, т.е. актуальные и необходимые в тот период времени, продукты (услуги), не имеющие субститутов <6>.
--------------------------------
<6> Трачук А.В. Реформирование естественных монополий: цели, результаты и направления развития. М., 2011. С. 28.

Традиционный подход, основанный на концепции экономии от масштаба, сменился на концепцию субаддитивности издержек, введенную У. Баумолем <7>. Субаддитивность издержек - это ситуация, при которой издержки производства меньше при всех уровнях выпуска, если выпуск осуществляется одной фирмой, а не несколькими.
--------------------------------
<7> Baumol W. On the Proper Cost Tests for Natural Monopoly in a Multiproduct Industry // American Economic Review. Pittsburgh, 1977. Vol. 67. N 5. P. 809 - 822.

Концепции экономии на масштабе и субаддитивности издержек различаются, что особенно заметно при анализе концепций с точки зрения количества одновременно производимой хозяйствующим субъектом продукции.
Институциональный подход связывал естественные монополии с эффектом масштаба, но не основанным на снижении производственных издержек, а связанным с явными или неявными издержками, направленными на выполнение контрактов (трансакционные издержки).
Встречалась и критика теории естественной монополии. Т. ДиЛоренцо считает такую теорию фикцией, в связи с чем пишет, что "никогда не существовало никакой "естественной монополии" <8>. Справедливости ради в одном с Т. ДиЛоренцо точно можно согласиться, сейчас наблюдается фактическое размывание понятия естественной монополии и демонополизация различных отраслей, обоснованная техническим прогрессом.
--------------------------------
<8> DiLorenzo T. The Myth of Natural Monopoly // The Review of Austrian Economics. 1996. Vol. 9. N 2. P. 58.

С позиции М.Б. Демина категория "естественная монополия" может включать более широкое содержание, чем то, которое обычно за ней закрепляется. Например, к сферам естественной монополии могут отнести производство (эмиссию) денег, государственную монополию на применение насилия, принуждения, а также на создание легальных монополий <9>. Такая позиция свидетельствуют о том, что некоторые сферы деятельности требуют вмешательства государства, но не следует их объединять в рамках одного режима, предполагающего единые механизмы воздействия, например, режима, который применяется к естественным монополиям. Следовательно, содержание категории "естественная монополия" должно иметь объективные пределы, в частности, обусловленные необходимостью специфичного регулирования.
--------------------------------
<9> См.: Демин М.Б. К вопросу об уточнении содержания категории "естественная монополия" // Актуальные проблемы экономики и права. 2007. N 1. С. 22 - 23.

Таким образом, экономическая природа естественной монополии имеет различные грани, в отношении которых еще не достигнуто единое понимание.

3. Легальное определение естественной монополии

Легальное определение естественной монополии содержится в ст. 3 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) <10>. Многие исследователи сходятся в том, что определение носит больше экономический, чем юридический характер <11>.
--------------------------------
<10> Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (ред. от 29 июля 2017 г.) // СПС "КонсультантПлюс".
<11> См.: Петрусева Н.А., Кайль А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс"; Беляева О.А. Предпринимательское право: Учебное пособие / Под ред. В.Б. Ляндреса. 2-е изд., испр. и доп. М.: КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 2009; СПС "КонсультантПлюс".

Естественная монополия - это состояние товарного рынка. Термин "состояние" используется в качестве абстрактного значения для того, чтобы охарактеризовать признаки объекта. Объектом в данном случае является товарный рынок, понятие которого раскрывается в ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) <12>.
--------------------------------
<12> Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (ред. от 29 июля 2017 г.) // СПС "КонсультантПлюс".

Естественная монополия за счет понятий "товар" и "товарный рынок" характеризуется как сфера обращения товара. Стоит учитывать, что термин "товар" - это собирательное понятие в рамках Закона N 135-ФЗ, под которым следует понимать все объекты гражданских прав, предусмотренные ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) <13>, введенные в оборот за счет продажи, обмена или иного способа, имеющие продуктовые и географические границы. Следовательно, естественная монополия - это не только производство товара, но и в том числе оказание услуг, а также естественная монополия не может быть связана с тем, что не является объектами гражданских прав, либо с объектами гражданских прав, которые не введены в оборот или оборот которых запрещен.
--------------------------------
<13> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 29 декабря 2017 г.) // СПС "КонсультантПлюс".

Л.В. Андреева указывает, что, по существу, понятие естественной монополии содержится именно в первой части определения <14>. И.Е. Нельговский также утверждает, что законодатель выделил такой признак естественной монополии, как отсутствие конкуренции <15>. В то же время отсутствие конкуренции определяет рынок в первую очередь как монопольный. Монопольным рынок может быть и на основании объективных причин, например, выхода на рынок инновационного продукта или ухода с рынка конкурентов вследствие его убыточности.
--------------------------------
<14> См.: Андреева Л.В. О совершенствовании законодательства о естественных монополиях в интересах потребителей (общие вопросы) // Предпринимательское право. 2010. N 2; СПС "КонсультантПлюс".
<15> Нельговский И.Е. Административно-правовое регулирование режима естественных монополий в Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004. С. 81.

Именно поэтому естественную монополию от иных видов монополий отличает то, что в случае с естественной монополией наличие одного хозяйствующего субъекта-монополиста положительно влияет на удовлетворение спроса.
Примечательно, что в легальном определении не указано, в чем может выражаться положительный эффект на спрос: увеличение объема производства товара, улучшение его качества или снижение цены и т.д. А.Я. Рыженков приходит к выводу, что эффективность удовлетворения спроса может рассматриваться в двух значениях - количественном, т.е. соотношение спроса и предложения, в частности наличия или отсутствия неудовлетворенного спроса; либо качественном, т.е. степень удовлетворенности потребителя <16>. Наиболее вероятно, что эффективность удовлетворения спроса проявляется в снижении цены товара, при котором положительный эффект отражается на количественном и качественном значениях.
--------------------------------
<16> См.: Рыженков А.Я. Право и монополии в современной России: Монография. М., 2017; СПС "КонсультантПлюс".

Определение предусматривает, что при естественной монополии производство товара обладает особенностями, связанными с технологическим процессом, с помощью которых достигается эффективное удовлетворение спроса, но не конкретизирует, какие особенности имеются в виду, за исключением закрепления эффекта экономии от масштаба, связанного с увеличением объема производства.
Отсутствие взаимозаменяемых товаров и, как следствие, низкая эластичность спроса характерны для монополий, в связи с чем такой признак нельзя признать квалифицирующим.
Помимо определения, которое дается в Законе N 147-ФЗ, также понятие "естественная монополия" раскрывается в Договоре о Евразийском экономическом союзе <17>. Сопоставим его с тем, что дается в Законе N 147-ФЗ.
--------------------------------
<17> Договор о Евразийском экономическом союзе: подписан в г. Астане 29 мая 2014 г. (ред. от 8 мая 2015 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12 августа 2017 г.) // СПС "КонсультантПлюс".

Первое отличие в том, что из определения, изложенного в Договоре о Евразийском экономическом союзе, исключены такие признаки как отсутствие взаимозаменяемых товаров и низкая эластичность спроса, что подтверждает позицию, в соответствии с которой эти признаки не являются квалифицирующими для естественной монополии. Второе - исключено указание на экономию от масштаба, как положительный эффект от отсутствия конкуренции. Возможно, это связано с развитием экономического понимания естественной монополии, но ввиду отсутствия конкретизации положительных эффектов в определении, предусмотренном в Договоре о Евразийском экономическом союзе, вероятней всего, было принято решение не ограничивать естественные монополии экономической теорией, в которой не сформулирован однозначный положительный эффект, определяющий естественную монополию.
Также есть отличия в изложении основного признака естественной монополии. Согласно Закону N 147-ФЗ естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции. В то же время в Договоре о Евразийском экономическом союзе указано, что естественная монополия - состояние рынка услуг, при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг невозможно или экономически нецелесообразно.
По сути, от различий в изложении суть признака не поменялась, ведь если удовлетворение спроса эффективней в отсутствие конкуренции, то, соответственно, экономически нецелесообразно создавать конкурентные условия. Однако не ясно, что имеется в виду под невозможностью создания конкурентных условий, о каких барьерах, которые препятствуют созданию конкурентных условий, идет речь. Входной барьер, связанный с первоначальными издержками, можно отнести к барьерам, которые определяют, что дублирование инфраструктуры экономически нецелесообразно, но не невозможно. Представляется, что невозможность создания конкурентных условий в большей степени связана с технологическими границами производства, чем с экономическими возможностями <18>.
--------------------------------
<18> См.: Естественные монополии России / Под общ. ред. Ю.З. Саакян. М., 2007. С. 39 - 43.

Таким образом, определение, предусмотренное в Законе N 147-ФЗ, очерчивает экономические границы естественной монополии, основанные на эффективном удовлетворении спроса. В свою очередь, определение, предусмотренное в Договоре о Евразийском экономическом союзе, указывает не только на экономические границы, но и на технологические, связанные с основным квалифицирующим признаком естественной монополии - неделимой инфраструктурой.
Анализ экономической природы и правового закрепления естественной монополии показал, что инфраструктура "красной нитью" проходит через большинство теорий, связанных с естественной монополией, но до сих пор не получила своего прямого нормативного закрепления в качества признака естественной монополии.

4. Заключение

Понятие "естественная монополия" имеет историю, которая до сих пор не заканчивается, но ее динамика направлена на сужение и точность определения. Рассмотрев экономическую природу, в которой отсутствует однозначное понимание естественной монополии, а также легальные определения, которые имеют различные недостатки, необходимо дать синтезированное и компромиссное определение естественной монополии.
Естественная монополия - состояние товарного рынка, где конкуренция:
- экономически неэффективна;
- технологически невозможна -
- в силу использования инфраструктуры при производстве.

Литература

1. Андреева Л.В. О совершенствовании законодательства о естественных монополиях в интересах потребителей (общие вопросы) / Л.В. Андреева // Предпринимательское право. 2010. N 2. С. 18 - 20.
2. Беляева О.А. Предпринимательское право: Учебное пособие / О.А. Беляева; под ред. В.Б. Ляндреса. 2-е изд., испр. и доп. М.: Контракт; Инфра-М, 2009. 352 с.
3. Демин М.Б. К вопросу об уточнении содержания категории "естественная монополия" / М.Б. Демин // Актуальные проблемы экономики и права. 2007. N 1. С. 20 - 23.
4. Естественные монополии России / Под общ. ред. Ю.З. Саакян. М.: ИПЕМ, 2007. 408 с.
5. Нельговский И.Е. Административно-правовое регулирование режима естественных монополий в Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук / И.Е. Нельговский. М., 2004. 418 с.
6. Петрусева Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (постатейный) / Н.А. Петрусева, А.Н. Кайль // СПС "КонсультантПлюс". 2013.
7. Рыженков А.Я. Право и монополии в современной России: Монография / А.Я. Рыженков. М.: Юстицинформ, 2017. 208 с.
8. Трачук А.В. Реформирование естественных монополий: цели, результаты и направления развития / А.В. Трачук. М.: Экономика, 2011. 319 с.

References

1. Baumol W. On the Proper Cost Tests for Natural Monopoly in a Multiproduct Industry / W. Baumol // American Economic Review. 1977. Vol. 67. N 5. P. 809 - 822.
2. DiLorenzo T. The Myth of Natural Monopoly / T. DiLorenzo // The Review of Austrian Economics. 1996. Vol. 9. N 2. P. 43 - 58.
3. Dupuit J. Dictionnaire de politique / J. Dupuit. Paris, 1852. 1074 p.
4. Scherer F.M. Industrial market structure and economic performance / F.M. Scherer. Chicago, 1980. 632 p.
5. Walras L. et le chemins de fer / L. Walras. URL: https://goo.gl/uBGmir (дата обращения: 15.08.2018).


------------------------------------------------------------------

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


25 сентября 2020 г.
Проект Федерального конституционного закона № 1024645-7 "О Правительстве Российской Федерации"

Президентом РФ внесен в Государственную Думу новый ФКЗ определяющий статус Правительства РФ, организационно-правовые основы его формирования и деятельности. Кроме того законопроектом устанавливается порядок назначения на должность членов Правительства РФ, а также закрепляются полномочия  Правительства РФ в различных сферах деятельности.




19 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1023318-7 "О внесении изменений в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - внесение изменений в пп. 4 и 5 п. 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ в части уточнения случаев, в связи с которыми возникающие ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подлежат возмещению, что позволит снять имеющуюся в правоприменительной практике правовую неопределенность.




15 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1021303-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности"

Цель законопроекта - упрощение административных процедур и сокращение барьеров в сфере международной торговли, организация взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля , а также иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу "одного окна".




2 сентября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1015918-7 "О маркетплейсе"

Маркетплейс, согласно ст. 1 законопроекта - это программное обеспечение, которое позволяет реализовывать другое программное обеспечение. Цель законопроекта - устранение перекоса, создавшегося из-за неуплаты налога на прибыль владельцами маркетплейсов по месту получения выручки. Помимо этого законопроект также уменьшит кадровый "голод" из-за отъезда кадров в сфере компьютерных технологий за границу. В связи с принятием федерального закона "О маркетплейсе" потребуется внесение изменений в КоАП РФ в части установления дополнительных штрафов.




25 августа 2020 г.
Проект Федерального закона № 1013075-7 "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"

Законопроектом предлагается сокращение срока аккредитации филиала, представительства иностранного юр. лица; введение ограничения на назначение руководителем филиала (представительства) иностранного юр. лица на определенный срок для физических лиц, ранее задействованных в создании и деятельности юр. лиц с признаками фиктивной деятельности; установление запрета на аккредитацию нового филиала (представительства) иностранному юр. лицу, имеющему задолженность перед бюджетной системой РФ.



В центре внимания:


Как организовать учет арендных платежей по принципам МСФО (Курбангалеева О.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>

Роль нейролингвистического программирования в практике адвоката по защите прав и свобод человека и гражданина (Воробьев А.С.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>

Боязнь адвокатской монополии или ненамеренное нарушение права на квалифицированную юридическую помощь в уголовном процессе? (Воронов А.А.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>

Защита имущественных прав потерпевших от террористического акта: гражданско-правовой аспект (Кобец П.Н., Краснова К.А., Волкова М.А.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>

К вопросу о качестве оказания бесплатной юридической помощи (Малютина О.А.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи