Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Строительство > Классификация правовых средств обеспечения прав заказчика по договору строительного подряда (Шмалий О.В., Адамчук Е.Е.)

Классификация правовых средств обеспечения прав заказчика по договору строительного подряда (Шмалий О.В., Адамчук Е.Е.)

Дата размещения статьи: 23.09.2020

Заключая договор строительного подряда, заказчик заинтересован в получении от подрядчика определенного результата работ. Достижению цели заказчика способствуют правовые средства. Понятие "правовое средство" выступает одним из центральных понятий инструментального подхода в праве. Приведем два определения указанной категории. Первое выработал в рамках теории права А.В. Малько, который под правовыми средствами понимает "правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально значимых целей" <1>. Второе определение сформулировал Б.И. Пугинский. В своей монографии "Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях" он отметил, что правовые средства представляют собой "сочетания (комбинации) юридически значимых действий, совершаемых субъектами с дозволенной степенью усмотрения и служащих достижению их целей (интересов), не противоречащих законодательству и интересам общества" <2>. Приведенные определения объединяет указание на проявление деятельностного аспекта. Правовые средства воплощаются в деятельности субъектов - сторон договора строительного подряда. Логично, что конкретные действия делают идеальную цель реальной и воплощают ее в конечный результат, выступая, таким образом, связующим звеном между целью и результатом. Это утверждение полностью согласуется со значением слова "средство" как прием, способ действий для достижения чего-нибудь <3> и этимологическим происхождением от слов "серединный", "средний".
--------------------------------
<1> Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006. С. 211.
<2> Пугинский Б.И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М.: Юридическая литература, 1984. С. 87.
<3> Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М.: Альта-Принт, 2005. С. 444.

Отметим принципиальную недопустимость отождествления правового средства и правовой нормы. Правовая норма может выступать лишь способом выражения правового средства. Таким же способом выражения правового средства может выступать и договор, и обычай.
Специфика применяемых заказчиком и подрядчиком средств предопределена отраслевыми особенностями предмета гражданско-правового регулирования - равенство сторон, автономия воли, имущественная самостоятельность. Стороны договора строительного подряда могут использовать как нормативно предусмотренные средства, так и индивидуально разработанные ими средства, которые следует квалифицировать как проявления принципа свободы договора.
Под правовым средством обеспечения прав заказчика по договору строительного подряда предлагаем понимать централизованно или децентрализованно (инициативно) установленный инструмент, предназначенный для достижения правовой цели.
Многообразие объектов, которые охватываются понятием "правовое средство обеспечения прав заказчика по договору строительного подряда", ставит вопрос об их систематизации, одним из способов которой является классификация.
Классификация представляет собой систему знания, состоящую из упорядоченных групп, по которым распределены объекты на основании их сходства в присущих им свойствах <4>. Методологическая ценность классификации состоит в том, что она одновременно позволяет подвести итог достигнутого знания и выступить очередным импульсом дальнейшего исследования.
--------------------------------
<4> Субботин А.Л. Классификация. М.: ИФ РАН, 2001. С. 9.

На наш взгляд, при всем многообразии критериев для классификации правовых средств, которое объясняется множественностью и разнородностью этих явлений, наиболее продуктивным для определения значения отдельных правовых средств в достижении заказчиком своей цели является деление правовых средств по функциональному назначению. В зависимости от выполняемой роли они могут быть регулятивными и охранительными.
В литературе под регулятивными правовыми средствами предлагается понимать средства, назначение которых состоит в упорядочении деятельности субъектов, а под охранительными - производные от регулятивных средства, функционирующие при возникновении препятствий. Охранительные правовые средства можно подразделить на средства обеспечения (гарантии), средства предупреждения, средства защиты и средства наказания <5>.
--------------------------------
<5> Филиппова С.Ю. Частноправовые средства организации и достижения правовых целей. М.: Статут, 2011. С. 66 - 67.

Правовое обеспечение в силу своего объемного содержания сопряжено и с осуществлением регулирования реализации субъективных прав заказчика, и с предоставлением им охраны. Таким образом, правовое обеспечение некорректно сводить исключительно к регулятивным средствам или охранительным средствам.
Б.И. Пугинский называет ведущим гражданско-правовым средством договор, отмечая его регулятивные возможности в организации взаимосвязанной деятельности субъектов <6>. Соглашаясь с указанной оценкой договора, полагаем, что договор строительного подряда выступает основным правовым средством установления взаимных прав и обязанностей заказчика и подрядчика, своего рода мегарегулятором отношений. Каждый заключенный договор строительного подряда представляет собой индивидуальную модель осуществления правовозможностей и долженствований, которая вырабатывается сторонами самостоятельно, исходя из собственных интересов. Индивидуализируют договор как регулятор отношений цели, преследуемые сторонами. Прикладное значение теории правовых средств состоит в учете целей договаривающихся сторон и разработке рекомендаций по более полному и оперативному их достижению <7>. Целеполагание имеет важное значение, поскольку является предпосылкой осуществления деятельности, предопределяет выбор правовых средств достижения искомого результата.
--------------------------------
<6> Пугинский Б.И. Указ. соч. С. 107, 116.
<7> Там же. С. 109.

С позиций инструментального подхода договор, заключаемый заказчиком и подрядчиком, рассматривается как основное правовое средство организации инициативных разнонаправленных правовых целей сторон, применение которого основано на согласовании и выработке единой направленности деятельности сторон для удовлетворения их интересов.
Существенной характеристикой договора как регулятора отношений является его способность согласовать противоположные правовые цели сторон договора: заказчик заинтересован в результате работы, выполненной подрядчиком, а подрядчик заинтересован в получении от заказчика оплаты выполненной работы. Достижение разнонаправленных правовых целей возможно только при определении сторонами единой направленности и совершении совместных действий.
Если договор является универсальной правовой формой возникшей социальной связи между субъектами, то специфика осуществляемой сторонами деятельности по договору строительного подряда (техническая сложность, высокая стоимость, продолжительность выполнения работ, необходимость обеспечения безопасности проведения работ, принятия мер по охране окружающей среды) предполагает применение таких правовых средств, как техническая документация (для конкретизации характеристик результата работ), смета (для расчета цены работ) и акт сдачи-приемки результата работ (для удостоверения соответствия результата работ модели, содержащейся в технической документации).
Регулятивные возможности указанных правовых средств реализуются в действиях сторон, связанных с предоставлением и соблюдением технической документации и сметы, в соответствии с которыми подрядчик осуществляет строительство и связанные с ним работы, в действиях заказчика по контролю и надзору за выполнением строительных работ, действиях сторон по сотрудничеству, а также действиях, связанных со сдачей и приемкой результата выполненных работ.
Поскольку выполнение строительных работ опосредуется отношениями разной отраслевой принадлежности, помимо частноправовых регулятивных средств обеспечения прав заказчика выделим публично-правовые регулятивные средства. К ним относятся: состав и требования к содержанию разделов проектной документации (ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87); разрешение на строительство (ст. 51 Градостроительного кодекса РФ); разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ст. 55 Градостроительного кодекса РФ). В самом ГК РФ содержится императивное указание об участии представителей государственных органов и органов местного самоуправления в приемке результата работ в случаях, предусмотренных законом или иными правовыми актами (абз. 2 п. 2 ст. 753).
Полагаем, что есть все основания объединить указанные регулятивные правовые средства в группу специальных правовых средств обеспечения прав заказчика по договору строительного подряда частноправового и публично-правового характера. Указанные правовые средства во взаимодействии направлены на упорядочение деятельности заказчика и подрядчика в целях достижения результата, заданного в договоре строительного подряда.
Обязательным условием применения охранительных правовых средств является возникновение препятствий в процессе исполнения договора. Воспользуемся предложенной классификацией этих средств на средства обеспечения (гарантии), средства предупреждения, средства защиты и средства наказания и проиллюстрируем ее примерами, связанными с договором строительного подряда: средство предупреждения - заявление заказчика о допущенных подрядчиком отступлениях от договора, средство защиты - отказ заказчика от подписания акта сдачи-приемки результата работ и средство наказания - ответственность подрядчика за недостатки в результате работы.
На примере этапа сдачи-приемки результата выполненных работ продемонстрируем возможное взаимодействие регулятивных и охранительных правовых средств обеспечения прав заказчика. В соответствии с п. 5 ст. 753 ГК РФ в случаях, когда это предусмотрено законом или договором строительного подряда либо вытекает из характера работ, выполняемых по договору, приемке результата работ должны предшествовать предварительные испытания. В этих случаях приемка может осуществляться только при положительном результате предварительных испытаний. Итак, императивность проведения испытаний при наличии определенных условий - это регулятивное правовое средство, направленное на допущение к сдаче и приемке надлежащего результата работ, прошедшего предварительные испытания. Таким образом, повышается вероятность того, что результат работ соответствует параметрам, указанным в договоре. Более того, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ конкретизировал требование о необходимости наличия положительного результата испытаний в случае получения отрицательного результата первых предварительных испытаний, указав на необходимость проведения повторных испытаний (п. 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда") <8>. Проведение повторных испытаний возможно отнести к охранительным правовым средствам и определить в качестве средства обеспечения (гарантии) получения надлежащего результата работ.
--------------------------------
<8> Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 января 2000 г. N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2000. N 3. С. 35 - 36.

Функциональный критерий позволил произвести классификацию правовых средств обеспечения прав заказчика по договору строительного подряда на регулятивные правовые средства и охранительные правовые средства. В зависимости от характера решаемой задачи в группе регулятивных правовых средств мы выделяем договор строительного подряда как общерегулятивное правовое средство и специальные регулятивные правовые средства частноправового характера (техническая документация, смета, акт сдачи-приемки результата работ) и публично-правового характера (состав и требования к содержанию разделов проектной документации, разрешение на строительство, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию). Охранительные правовые средства, которые носят производный от регулятивных правовых средств характер, подразделяются на средства обеспечения (гарантии), средства предупреждения, средства защиты и средства наказания. Таким образом, исследование правового обеспечения прав заказчика по договору строительного подряда предполагает всестороннее изучение регулятивных и охранительных правовых средств.

Литература

1. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие / А.В. Малько. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006. 300 с.
2. Пугинский Б.И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях / Б.И. Пугинский. М.: Юридическая литература, 1984. 224 с.
3. Субботин А.Л. Классификация / А.Л. Субботин. М.: ИФ РАН, 2001. 102 с.
4. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков. М.: Альта-Принт, 2005. 1239 с.
5. Филиппова С.Ю. Частноправовые средства организации и достижения правовых целей / С.Ю. Филиппова. М.: Статут, 2011. 320 с.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 350-84-16
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


7 октября 2020 г.
Проект федерального закона № 1030414-7 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и в статью 23 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"

Цель законопроекта - повышение прозрачности и доступности системы принудительного исполнения, уровня оперативности действий должностных лиц ФССП России в ходе принудительного исполнения судебных и иных актов, а также исключение случаев предъявления на принудительное исполнение в ФССП России поддельных исполнительных документов.




25 сентября 2020 г.
Проект Федерального конституционного закона № 1024645-7 "О Правительстве Российской Федерации"

Президентом РФ внесен в Государственную Думу новый ФКЗ определяющий статус Правительства РФ, организационно-правовые основы его формирования и деятельности. Кроме того законопроектом устанавливается порядок назначения на должность членов Правительства РФ, а также закрепляются полномочия  Правительства РФ в различных сферах деятельности.




19 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1023318-7 "О внесении изменений в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - внесение изменений в пп. 4 и 5 п. 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ в части уточнения случаев, в связи с которыми возникающие ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подлежат возмещению, что позволит снять имеющуюся в правоприменительной практике правовую неопределенность.




15 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1021303-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности"

Цель законопроекта - упрощение административных процедур и сокращение барьеров в сфере международной торговли, организация взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля , а также иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу "одного окна".




2 сентября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1015918-7 "О маркетплейсе"

Маркетплейс, согласно ст. 1 законопроекта - это программное обеспечение, которое позволяет реализовывать другое программное обеспечение. Цель законопроекта - устранение перекоса, создавшегося из-за неуплаты налога на прибыль владельцами маркетплейсов по месту получения выручки. Помимо этого законопроект также уменьшит кадровый "голод" из-за отъезда кадров в сфере компьютерных технологий за границу. В связи с принятием федерального закона "О маркетплейсе" потребуется внесение изменений в КоАП РФ в части установления дополнительных штрафов.



В центре внимания:


Уступка требований из договора участия в долевом строительстве: Верховный Суд уточняет свою позицию. Комментарий к Определениям Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 28.05.2018 N 306-ЭС17-12245 и N 305-ЭС17-14583 (Латыев А.Н.)

Дата размещения статьи: 28.09.2020

подробнее>>

К вопросу о компенсационных фондах саморегулируемых организаций в сфере строительства (Понамарев А.М.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>

Классификация правовых средств обеспечения прав заказчика по договору строительного подряда (Шмалий О.В., Адамчук Е.Е.)

Дата размещения статьи: 23.09.2020

подробнее>>

Уступка прав требования по договору долевого участия в строительстве: новеллы судебной практики (Малис Ж.В.)

Дата размещения статьи: 11.09.2020

подробнее>>

К вопросу государственного регулирования производства строительных работ, которые подрядчик по государственному и (или) муниципальному контрактам обязан выполнять самостоятельно (Черникова Е.В., Синдеева И.Ю.)

Дата размещения статьи: 07.09.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи