Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Демографическое и миграционное развитие России: восточный вектор (вопросы теории) (Гришанова А.Г., Кожевникова Н.И.)

Демографическое и миграционное развитие России: восточный вектор (вопросы теории) (Гришанова А.Г., Кожевникова Н.И.)

Дата размещения статьи: 07.10.2020

Актуальность темы "Демографическое и миграционное развитие России: восточный вектор" является непреходящей уже на протяжении многих веков, начиная с времен еще Ивана Грозного. На сегодняшний день ее специфика объясняется следующими моментами. Для Российской Федерации в начале XXI в. решающим для сохранения государственности и национальной безопасности становится демографический фактор.

Дело в том, что демографическая политика в Российской Федерации в 1990-х гг. носила, с одной стороны, декларативный характер, а с другой стороны, реактивный характер. Только с началом третьего тысячелетия появляется активистский вектор в планировании и регулировании демографических процессов в Российской Федерации. Демографическая политика начала рассматриваться как одно из условий обеспечения национальной и экономической безопасности, что нашло отражение и впервые законодательное закрепление данного положения на государственном уровне в Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г. <1>, с момента принятия которой на сегодняшний день прошло уже почти два десятилетия. Однако, сообразно с народной мудростью, современную демографическую ситуацию в России по-прежнему в целом кратко характеризуют слова "а воз все там же". Поскольку, на наш взгляд, не только и даже не столько статика, сколько - динамика социально-демографических параметров, особенно в сфере миграции населения, свидетельствует лишь об усугублении негативной ситуации демографического развития России за более чем четверть века после начала осуществления кардинальных социально-политических и социально-экономических изменений и перехода страны на рельсы рыночной экономики. Особенно для типа как межгосударственной, так и внутригосударственной миграции.
--------------------------------
<1> Концепция демографического развития Российской Федерации до 2015 г. (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2001 N 1270-р) // СПС "КонсультантПлюс".

Вектор развития столь важных испокон века для России внутригосударственных миграций впервые за половину тысячелетия изменил свое традиционное до этого времени направление: движение с запада на восток на противоположное направление движение с востока на запад.

Образно говоря, сдвиг центра населенности России впервые пошел "вспять" по отношению к его развитию на протяжении всего предшествующего, многовекового развития. Специфической особенностью Российского государства, которое на сегодняшний день является одним из могущественных государств мира, является не только и не столько огромная его территория, занимающая 1/6 часть мировой суши - 17 млн кв. км, не только и не столько его самые протяженные государственные границы и самое большое число сопредельных к нему государств мира - 18, не только и не столько самое большое число проживающих на его территории национальностей - более 190, сколько (на наш взгляд, самое важное на фоне первенства по вышеназванным параметрам) его статус как евразийского государства. Причем как самого крупного государства в мире, расположенного в Евразии.

Что важно, в нашем понимании, в статусе евразийского государства - только ли его географические координаты? Напомним, что термин "Евразия" заимствован у Гумбольдта, который этим понятием обозначил всю территорию Старого Света, включавшую Европу и Азию. Однако впоследствии этот термин получил уже не столько чисто географическое, сколько одновременно - культурно-историческое толкование, обозначающее срединную часть континента, лежащую между Китаем, горными цепями Тибета и западным полуостровом Европа. В свете вышесказанного кратко понятие "евразийство" - это совокупность народов, населяющих евразийский мир. Евразийство, на наш взгляд, прежде всего следует рассматривать как универсальный цивилизационный признак. Евразийство следует понимать как самобытное, неподражаемое развитие. Образно говоря, как "модернизацию без вестернизации". Поэтому и тему нашей статьи: "Демографическое и миграционное развитие России: восточный вектор" не следует трактовать в узком смысле слова - как направленный на восток только географический, территориальный сдвиг центра населенности России с запада на восток в предшествующие времена, который сформировался в результате одновременного воздействия процессов естественного и в основном миграционного движения российского населения.
Слова "восточный вектор", на наш взгляд, следует трактовать в широком смысле: как более глубокое, философское понимание необходимости модернизации жизни российского общества "без вестернизации", т.е. без слепого подражания развитию стран Западной Европы, как это зачастую имеет место в настоящее время. А в первую очередь с учетом собственного многовекового опыта: неуклонного соблюдения восточного вектора социально-демографического, миграционного развития. Иными словами, слова "восточный вектор" демографического и миграционного развития подразумевают необходимость как учета и целенаправленного государственного воздействия с целью усиления позитивного результата социально-демографического, и особенно миграционного, развития страны при выборе в предшествующие времена его как стратегического направления вектора собственного развития в Российской империи и Советской России так и учета и, наоборот, государственного ослабления негативного результата демографического и миграционного развития России на региональном уровне. Это так необходимо на сегодняшний день, особенно в сфере развития миграции в Российской Федерации, поскольку современный вектор внутрироссийской миграции, к сожалению, привел, наоборот, к ослаблению национальной, иными словами, государственной, безопасности страны, поскольку параметры современной демографической ситуации, особенно в сфере миграции, как на общегосударственном, так и особенно отчетливо на региональном уровне свидетельствуют о неблагоприятных тенденциях социально-демографического развития страны в постсоветский период, когда эта традиционно присущая России восточная стратегия не реализовывалась в Российской Федерации, по нашему мнению, по субъективным причинам, из-за необоснованных и непродуманных социально-экономических решений, в первую очередь в сфере приватизации собственности муниципальных и государственных предприятий: принятие в 1992 г. Верховным Советом Российской Федерации Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в России на 1992 г. В этом документе были разработаны законодательные основы реализации программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в России и создана законодательная база для первых шагов по ее выполнению в 1992 г. Представляется, что значимость этого события, мы разделяем мнение Фроловой Т.А., для российского общества - всестороннее: "С принятием этой программы в России была совершена тихая экономическая революция, в результате которой произошла смена одного общественного строя другим" <2>. И с этим мнением, представляется, трудно не согласиться. Поскольку уже на протяжении 1993 - 1994 гг. "обвальный" характер приватизации практически разделил общество на противоположные группы: крупных собственников (владельцев капитала и крупных акционеров предприятий), мелких и мельчайших собственников. По сути, российское общество раскололось на две группы: реальных и формальных собственников.
--------------------------------
<2> Фролова Т.А. Рынок ценных бумаг. Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011.

Вследствие отсутствия на государственном уровне после распада Союза ССР новой социально-политической парадигмы, с одной стороны, и отказа от традиционной стратегии восточного вектора внутрироссийского социально-демографического развития, с другой стороны, происходит повсеместное ослабление, на наш взгляд, геополитического значения Российской Федерации в мире и ослабление взаимосвязи социально-демографических процессов на территории России с государственным их регулированием, особенно в сфере регулирования внутрироссийских миграций Российским государством. По тем же субъективным причинам, когда чиновники игнорируют в условиях перехода к рынку необходимость государственного регулирования в сфере совершенствования социально-культурного развития народов, населяющих Россию, особенно - ее восточные территории, происходит повсеместное снижение общечеловеческих ценностей среди молодежи, поскольку, на наш взгляд, в культурно-нравственном отношении в отношении положительных межличностных взаимосвязей, как в рамках семьи, так и трудового коллектива, населенного пункта, именно восточные регионы России испокон веков характеризовались, фактически только одни они, этими относительно наиболее позитивными отношениями и характеризуются в массовом масштабе. На наш взгляд, население именно восточных районов России продолжает нести традицию взаимосвязи и взаимовыручки даже в условиях все большего укоренения рыночных отношений во всех сферах жизни российского общества. А для регулирования процессов внутрироссийских миграций этот момент играет на третьей стадии миграции - приживаемости на новом месте, как правило, одну из важнейших ролей <3>.
--------------------------------
<3> Рыбаковский Л.Л. История и теория миграции населения. Кн. 3: Теория трех стадий миграционного процесса. М.: Экон-Информ, 2019. С. 135 - 212.

Ни с политической, ни с экономической, ни с геополитической точки зрения игнорирование этой специфики населения восточных районов России не может являться верным. Наоборот, исследуя специфику социально-демографического, в том числе миграционного, поведения населения восточных районов страны, необходимо ее учитывать и использовать при разработке в том числе новых концепций регулирования миграции в Российской Федерации как в целом, так и в региональном разрезе, особенно для Дальнего Востока, в том числе его южных, приграничных к Китаю территорий <4>, учитывать и использовать эту специфику особенностей межличностного общения, которое именно на Руси было его национальной особенностью, до сих пор так и не решенной загадки широты "русской души".
--------------------------------
<4> Гришанова А.Г. Южные районы Дальнего Востока: потребность и перспектива концепции демографического развития // Миграционное право. 2018. N 4. С. 30 - 31.

Российское государство, неукоснительно проводя в своем политическом, экономическом и демографическом развитии курс на постоянное соблюдение восточного вектора развития всех вышеназванных аспектов своего исторического развития, прошло поистине великий путь, многовековой путь развития из однонационального (с абсолютным большинством русских среди населения) московского княжества до многонационального, евразийского.

В постсоветский период спецификой демографического развития России в сфере внутригосударственной (как, впрочем, и межгосударственной) миграции населения стали принципиально иные, чем в прежние времена, тенденции. А главным направлением развития Дальнего Востока в сфере миграции в постсоветский период стали возвратные внутрироссийские миграции - когда мигранты предшествующих лет вселения в восточные регионы России - особенно на Дальний Восток - массово начали возвращаться в места своего выхода, естественно, при этом устремились в наиболее развитый европейский центр и столицу России - Москву и ее область. Начиная с 1992 г. население Дальнего Востока начало уменьшаться впервые с начала его интенсивного заселения в Российской империи и так быстро, что за 27 лет снизилось более чем на 2 млн чел. Регион потерял каждого четвертого своего жителя. И это происходило на фоне не менее неблагополучного общероссийского демографического развития: на протяжении всего постсоветского периода численность Российской Федерации (вплоть до присоединения к ней вновь Крыма в 2014 г.) неуклонно и постоянно уменьшалась.

Одновременно на протяжении этого же периода численность приграничных к нему четырех районов КНР возрастала и превосходит население всего Дальнего Востока на порядок. Даже с учетом вхождения в Дальневосточный федеральный округ с 4 ноября 2018 г. Республики Бурятии и Забайкальского края, что привело в соответствие границы Дальневосточного военного и Дальневосточного федерального округа. В качестве подтверждения наибольшего числа рисков именно в социально-демографической сфере Дальнего Востока для России в целом, на наш взгляд, можно рассматривать тот факт, что именно для данного федерального округа Российской Федерации 29 июня 2017 г. была утверждена первая не общефедеральная, а региональная Концепция демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 г. N 1298-р. Исследование опыта регулирования миграции на Дальнем Востоке во времена Российской империи имеет значение для его сравнения с современной политикой в социально-демографической сфере на Дальнем Востоке. Процессы миграции составляют основную, наиболее проблемную область этой сферы, особенно на уровне восточных регионов, хотя и на уровне всех остальных федеральных округов Российской Федерации они нерациональны. Сказанное подтверждает важность исследования демографического и миграционного развития России в координатах ее восточного вектора.

Литература

1. Гришанова А.Г. Южные районы Дальнего Востока: потребность и перспектива концепции демографического развития / А.Г. Гришанова // Миграционное право. 2018. N 4. С. 30 - 31.
2. Рыбаковский Л.Л. История и теория миграции населения. Книга 3. Теория трех стадий миграционного процесса. Москва: Экон-Информ, 2019. 212 с.
3. Фролова Т.А. Рынок ценных бумаг: Конспект лекций / Т.А. Фролова. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. 252 с.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 350-84-16
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


7 октября 2020 г.
Проект федерального закона № 1030414-7 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и в статью 23 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"

Цель законопроекта - повышение прозрачности и доступности системы принудительного исполнения, уровня оперативности действий должностных лиц ФССП России в ходе принудительного исполнения судебных и иных актов, а также исключение случаев предъявления на принудительное исполнение в ФССП России поддельных исполнительных документов.




25 сентября 2020 г.
Проект Федерального конституционного закона № 1024645-7 "О Правительстве Российской Федерации"

Президентом РФ внесен в Государственную Думу новый ФКЗ определяющий статус Правительства РФ, организационно-правовые основы его формирования и деятельности. Кроме того законопроектом устанавливается порядок назначения на должность членов Правительства РФ, а также закрепляются полномочия  Правительства РФ в различных сферах деятельности.




19 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1023318-7 "О внесении изменений в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - внесение изменений в пп. 4 и 5 п. 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ в части уточнения случаев, в связи с которыми возникающие ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подлежат возмещению, что позволит снять имеющуюся в правоприменительной практике правовую неопределенность.




15 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1021303-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности"

Цель законопроекта - упрощение административных процедур и сокращение барьеров в сфере международной торговли, организация взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля , а также иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу "одного окна".




2 сентября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1015918-7 "О маркетплейсе"

Маркетплейс, согласно ст. 1 законопроекта - это программное обеспечение, которое позволяет реализовывать другое программное обеспечение. Цель законопроекта - устранение перекоса, создавшегося из-за неуплаты налога на прибыль владельцами маркетплейсов по месту получения выручки. Помимо этого законопроект также уменьшит кадровый "голод" из-за отъезда кадров в сфере компьютерных технологий за границу. В связи с принятием федерального закона "О маркетплейсе" потребуется внесение изменений в КоАП РФ в части установления дополнительных штрафов.



В центре внимания:


Финансовый мониторинг в системе мер по противодействию коррупции (Кумуков М.Ш.)

Дата размещения статьи: 07.10.2020

подробнее>>

Субъекты административной юрисдикции (история, тенденции, перспективы) (Якимов А.Ю.)

Дата размещения статьи: 07.10.2020

подробнее>>

О преступности несовершеннолетних и молодежи (Бельский А.И., Лыков Э.Н.)

Дата размещения статьи: 07.10.2020

подробнее>>

Современная оперативная обстановка в сфере борьбы с экономической преступностью (Васильев Э.А., Надейкина О.А.)

Дата размещения статьи: 07.10.2020

подробнее>>

Демографическое и миграционное развитие России: восточный вектор (вопросы теории) (Гришанова А.Г., Кожевникова Н.И.)

Дата размещения статьи: 07.10.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи