Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Несостоятельность (банкротство) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей > Цифровые технологии в производстве по делу о несостоятельности (банкротстве) (Шишмарева Т.П.)

Цифровые технологии в производстве по делу о несостоятельности (банкротстве) (Шишмарева Т.П.)

Дата размещения статьи: 26.11.2020

Цифровые технологии используются в деле о несостоятельности (банкротстве) на всех стадиях.

Подача заявления

Обращение с заявлением в арбитражный суд о признании должника несостоятельным (банкротом) допускается с использованием информационных технологий, позволяющих представить в арбитражный суд заявление и прилагаемые к нему документы в электронной форме. В доктрине используется понятие "электронное правосудие" <1>. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. N 57 высказана правовая позиция об использовании электронного правосудия, даны разъяснения о подаче документов в электронном виде <2>. Пунктом 7 ст. 4, ст. 41 АПК РФ предусмотрено право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, а также представить в суд прилагаемые документы в форме электронных документов, подписанных электронной подписью. Обращение в суд с использованием цифровых технологий применяется для обеспечения доступности правосудия и сокращения расходов по делу о банкротстве. Информация о принятии заявления размещается судом на официальном сайте суда в сети Интернет.
--------------------------------
<1> Решетняк В.И., Смагина Е.С. Информационные технологии в гражданском судопроизводстве (российский и зарубежный опыт): Учебное пособие. М.: Городец, 2017. С. 19; Ярков В.В. Электронное правосудие // ЭЖ-Юрист. 2006. N 41.
<2> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" // Российская газета. 2017. 29 декабря.

Ведение реестра ЕФРСБ. Сведения, включаемые в реестр

Статьей 28 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)") регулируется порядок раскрытия информации по делу о банкротстве.
Регулирующим органом определяется официальное издание, в котором подлежат опубликованию сведения о банкротстве юридического лица, а также сведения в деле о банкротстве гражданина: а) о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов; б) о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина.
Наряду с опубликованием информации в СМИ используются цифровые технологии. Сведения, подлежащие опубликованию, включаются также в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ), что с 1 апреля 2011 г. является обязательным. Сведения в деле о банкротстве гражданина не подлежат опубликованию в официальном издании, за исключением указанных, а включаются в ЕФРСБ в целях сокращения судебных расходов по делу. В деле о банкротстве специализированного общества опубликование сведений о признании общества банкротом и введении конкурсного производства производится только в ЕФРСБ (п. 2 ст. 230.2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
ЕФРСБ представляет собой федеральный информационный ресурс и является частью Единого федерального реестра о фактах деятельности юридических лиц. Формируется и ведется реестр в электронной форме посредством включения в него сведений юридическими лицами, регистрирующим органом, арбитражными управляющими, саморегулируемыми организациями, органом по контролю (надзору), организаторами торгов, операторами электронных площадок, иными лицами.
Формирование и ведение реестра обеспечивает оператор в порядке, установленном регулирующим органом <3>. Оператором Единого федерального реестра сведений о банкротстве может быть только юридическое лицо российской национальности, владеющее техническими средствами, позволяющими обеспечивать формирование и ведение реестра в электронной форме. Регулирующий орган и оператор определяют перечень объектов интеллектуальной собственности, являющихся неотъемлемыми элементами программно-аппаратного комплекса Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц, созданных или приобретенных за счет средств федерального бюджета <4>.
--------------------------------
<3> Порядок формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве (утв. Приказом Министерства экономического развития РФ от 05.04.2013 N 178) // Российская газета. 2013. 7 августа.
<4> Статья 10 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 2015. N 15 (часть 1). Ст. 10; 2016. N 27. Ст. 4294.

Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре о фактах деятельности юридических лиц, размещаются в сети Интернет по адресу: http://www.fedresurs.ru, сведения, содержащиеся в Реестре сведений о банкротстве, размещаются по адресу: http://bankrot.fedresurs.ru.
Перечень сведений, подлежащих включению в реестр, установлен п. 3 ст. 20.4, п. 2 ст. 20.7, абз. 3 п. 2 ст. 99, абз. 3 п. 2 ст. 129, абз. 3 п. 4 ст. 189.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", а также регулирующим органом в приложении N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. N 178 <5>.
--------------------------------
<5> Приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. N 178 "Об утверждении Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве" (ред. от 23.07.2015) // Российская газета. 2013. 7 августа.

Кроме того, решением собрания кредиторов согласно абз. 2 п. 7 ст. 28 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" может быть дополнительно определен перечень таких сведений.
Ведение ЕФРСБ основано на принципе публичности, т.е. сведения являются открытыми и общедоступными, распространяемыми без каких-либо ограничений, что позволяет получить все необходимые сведения о контрагентах для оценки рисков во взаимоотношениях с ними.
При включении сведений о должнике в ЕФРСБ оператор проверяет их на предмет достоверности посредством сопоставления со сведениями, которые содержатся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
Включение сведений в ЕФРСБ производит, как правило, арбитражный управляющий, если законом не установлено внесение сведений иным лицом. Сведения об освобождении или отстранении арбитражного управляющего, о признании его действий (бездействия) незаконными, о взыскании убытков могут быть включены в реестр саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, если в течение месяца со дня вынесения судебного акта он не исполнил своей обязанности (абз. 5 п. 5 ст. 28 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
При обращении с заявлением о признании сделки недействительной вне производства по делу о банкротстве сведения в реестр включаются истцом (истцами) в течение трех рабочих дней с момента принятия искового заявления судом (п. 3 ст. 61.22 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
При введении досудебных процедур для кредитных организаций предусмотрено формирование сведений временной администрацией в целях включения в ЕФРСБ и передача этих сведений Банку России, который включает их в реестр (ст. 189.25 - 189.43, 189.32, 189.44 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").

Ведение реестра кредиторов в электронной форме

Реестр требований кредиторов представляет единую систему записей о кредиторах, которая содержит определенные сведения о кредиторе (п. 1 Правил ведения реестра <6>). Ведение реестра может быть возложено на арбитражного управляющего, а при числе конкурсных кредиторов, превышающем 500, ведение реестра поручается реестродержателю. Согласно п. 2 Правил ведения реестра арбитражный управляющий ведет реестр на бумажном и электронном носителях, при несоответствии записей приоритет имеют записи на бумажном носителе. Реестр в электронной форме позволяет арбитражному управляющему оперативно использовать информацию о кредиторах, размере их требований, основаниях возникновения требований, очередности удовлетворения требования, исключении требования из реестра. Ведение реестра осуществляется в установленной форме <7>. Информация, содержащаяся в реестре, может быть предоставлена в форме выписок.
--------------------------------
<6> Постановление Правительства РФ от 9 июля 2004 г. N 345 "Об утверждении Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов" // СЗ РФ. 2004. N 29. Ст. 3052.
<7> Приказ Минэкономразвития РФ от 1 сентября 2004 г. N 233 "Об утверждении Типовой формы реестра требований кредиторов" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. N 39; Приказ Минэкономразвития РФ от 1 сентября 2004 г. N 234 "Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению типовой формы реестра требований кредиторов" // СПС "КонсультантПлюс".

Торги в электронной форме

В производстве по делу о несостоятельности (банкротстве) удовлетворение требований кредиторов производится в денежной форме, что требует продажи имущества должника. Продажа имущества должника производится на торгах, которые предписано проводить в электронной форме <8>, что предполагает использование цифровых технологий на всех стадиях подготовки, организации и проведения торгов.
--------------------------------
<8> Ершов Д.В. Правовая природа и соотношение порядка проведения торгов в электронной форме и порядка продажи имущества должника // Предпринимательское право. 2019. N 1. С. 46 - 53.

Продажа имущества должника возможна на различных стадиях производства по делу, в частности в процедуре внешнего управления происходит продажа предприятия или части имущества должника (ст. 110, 111), на стадии конкурсного производства все имущество, включенное в конкурсную массу, подлежит продаже на торгах (ст. 132, 138, 139). Порядок проведения торгов в электронной форме регулируется Приказом Министерства экономического развития РФ от 23 июля 2015 г. N 495 <9>. В организации и проведении торгов принимают участие арбитражный управляющий, организатор торгов, оператор электронной площадки, участники торгов. В качестве организатора торгов выступает арбитражный управляющий или специализированная организация, привлекаемая для этих целей с согласия собрания (комитета) кредиторов (п. 8 ст. 110 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"). В Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" не установлено каких-либо требований к специализированной организации. Правовое положение специализированной организации вызывает дискуссии в доктрине. По мнению Л.Ф. Гатаулиной, специализированная организация должна обладать специальной правоспособностью в сфере организации торгов и проведения торгов <10>. Организатор торгов, согласно п. 10 ст. 110 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", осуществляет прием заявок на участие в торгах и предложений участников о цене имущества, а также заключает договоры о задатке. Проект договора купли-продажи и подписанный электронной подписью организатора торгов договор о задатке размещаются на электронной площадке и подлежат размещению в ЕФРСБ.
--------------------------------
<9> Приказ Минэкономразвития России от 23 июля 2015 г. N 495 "Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в Приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. N 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России" (с изм. от 04.04.2017) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 26.02.2016.
<10> Гатаулина Л.Ф. Некоторые аспекты правового положения специализированной организации, осуществляющей организацию и проведение торгов // Проблема правосубъектности: современные интерпретации: Материалы Международной научно-практической конференции (г. Самара, 26 февраля 2010 г.): Сб. науч. ст. / Отв. ред. Т.Б. Замотаева, С.Н. Касаткин. Самара: Самар. гуман. акад., 2010. Вып. 8. С. 77.

Обмен информацией, связанной с регистрацией на электронной площадке, представлением и рассмотрением заявок на проведение торгов, иной информацией, связанной с проведением или подведением результатов торгов, производится с помощью средств, предусмотренных программно-аппаратным комплексом сайта электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (абз. 3 п. 1.5 Порядка проведения торгов). В Порядке проведения торгов установлены сроки получения сообщений и документов организатором торгов, заявителем на участие в торгах, участником торгов от оператора электронной площадки - срок поступления сообщений и документов в личный кабинет, а срок получения сообщений оператором от указанных субъектов - срок отправления сообщений из личного кабинета (абз. 2 п. 1.5 Порядка проведения торгов).
Арбитражный управляющий или организатор торгов заключает договор о продаже имущества на торгах с оператором электронной площадки (ОЭП). Согласно абз. 2 п. 20 ст. 110 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" оператором электронной площадки может быть юридическое лицо любой организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель. Операторы ОЭП должны быть членами саморегулируемых организаций. В Едином государственном реестре операторов ОЭП зарегистрировано 3 СРО с 48 членами <11>.
--------------------------------
<11> URL: http://www.all-sro.ru/catalog/3/srooep.

Заявка на участие в торгах в форме электронного сообщения, договор арбитражного управляющего с организатором торгов, договор о задатке должны быть подписаны квалифицированной электронной подписью (п. 3.1 Правил проведения торгов). Документы, которые прилагаются к заявке, должны быть составлены в форме электронного документа, подписаны электронной подписью заявителя. При несоблюдении заявителем требований к заявке и приложениям ОЭП вправе отказать ему в регистрации на электронной площадке <12>.
--------------------------------
<12> Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 декабря 2017 г. N Ф08-10153/2017 по делу N А32-39431/2015 // СПС "КонсультантПлюс".

Включение в конкурсную массу криптовалюты (цифровых прав)

В российской судебной практике впервые в состав конкурсной массы несостоятельного должника включена криптовалюта <13>. Первоначально суд первой инстанции не включил криптовалюту в состав конкурсной массы, ссылаясь на то, что она не является объектом гражданских прав, а отсутствие в системе криптовалюты контролирующего центра и анонимность прав не позволяют установить ее принадлежность конкретному лицу. Однако суд апелляционной инстанции использовал иное толкование понятия "имущество" и включил криптовалюту в качестве цифрового права в составе имущества должника в его конкурсную массу. В ГК РФ введены новеллы о цифровых правах в ст. 141.1 ГК РФ, которые вступают в силу с 1 октября 2019 г. <14>
--------------------------------
<13> Определение Арбитражного Суда г. Москвы от 5 марта 2018 г. по делу N А40-124668/17-71-160Ф; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2018 г. N 09АП-16416/2018 // СПС "КонсультантПлюс".
<14> Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 34-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2019. N 12. Ст. 1224.

Проведение собрания в форме заочного голосования

Собрание кредиторов как орган сообщества кредиторов уполномочен принимать решения, которые определяют движение производства по делу о банкротстве гражданина. В собрании кредиторов участвуют с правом голоса конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых установлены и включены в реестр требований кредиторов. Общее собрание кредиторов в деле о банкротстве гражданина согласно п. 4 ст. 213.8 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" допускается проводить в форме заочного голосования для сокращения расходов по делу, что предполагает использование цифровых технологий.
Проведение собрания кредиторов в форме заочного голосования не предусмотрено Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" для юридических лиц, однако Верховный Суд РФ в п. 7 Обзора практики о недействительности решений собраний кредиторов при банкротстве указывает на то, что само по себе проведение собрания кредиторов юридического лица в форме заочного или очно-заочного голосования с использованием технических средств коммуникации не является основанием его недействительности, если у организатора собрания не выявлено признаков злоупотребления правом <15>.
--------------------------------
<15> Обзор судебной практики по вопросам, связанным с признанием недействительными решений собраний и комитетов кредиторов в процедурах банкротства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018) // СПС "КонсультантПлюс".

Организация собрания возложена на арбитражного управляющего. При организации и проведении собрания также используются цифровые технологии.
Во-первых, извещение о проведении собрания кредиторов включается в ЕФРСБ за 14 дней до даты проведения собрания, однако предусмотрено и письменное уведомление о проведении собрания по почте, в деле о банкротстве гражданина - заказным письмом с уведомлением о вручении. Допускается дополнительное уведомление участника собрания в деле о банкротстве гражданина на основе его извещения об этом финансового управляющего с указанием способа уведомления, среди которых в п. 6 ст. 213.8 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" указывается и электронная связь. Поскольку несоблюдение установленного порядка уведомления является основанием для признания решения собрания недействительным, постольку организатор собрания должен использовать все предусмотренные законом способы уведомления.
Во-вторых, при избрании способа проведения собрания без совместного присутствия к уведомлению о проведении собрания, которое включено в ЕФРСБ, прикрепляется бюллетень для голосования в электронной форме, в котором финансовый управляющий указывает наименование конкурсного кредитора или уполномоченного органа, размер его требования, включенного в реестр, количество голосов кредитора и процентное соотношение голосов кредитора от общего количества голосов кредиторов, которые вправе участвовать в собрании кредиторов на дату проведения собрания. В уведомлении о проведении собрания в форме заочного голосования должна быть информация о порядке заполнения бюллетеня для голосования, об адресе, по которому можно ознакомиться с информацией для принятия решения, о порядке ознакомления с принятым решением. В уведомлении также должна быть прямая ссылка на страницу сайта в сети Интернет, на котором размещена информация о собрании.
Собрание в форме заочного голосования может быть проведено в электронной форме с использованием телекоммуникационных каналов связи с привлечением организаций, обеспечивающих обмен открытой и конфиденциальной информацией (оператор электронного документооборота), в рамках электронного документооборота между лицами, участвующими в собрании. При этом электронные документы должны быть подписаны электронной подписью (п. 9 ст. 213.8 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
Принятие решения возможно в двух вариантах: а) большинством голосов от числа голосов присутствующих на собрании конкурсных кредиторов и уполномоченных органов; б) большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов, по вопросам, перечень которых установлен законом (п. 1, 2 ст. 15 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
В ЕФРСБ должны быть приложены копии в электронной форме протокола собрания кредиторов, а также документов, которые были рассмотрены и (или) одобрены собранием кредиторов.
Итак, использование цифровых технологий в деле о несостоятельности (банкротстве) позволяет мгновенно распространять среди участников необходимую информацию, что значительно облегчает принятие необходимых решений.

Литература

1. Гатаулина Л.Ф. Некоторые аспекты правового положения специализированной организации, осуществляющей организацию и проведение торгов / Л.Ф. Гатаулина // Проблема правосубъектности: современные интерпретации: Материалы Международной научно-практической конференции (г. Самара, 26 февраля 2010 г.): Сборник научных статей / Ответственные редакторы Т.Б. Замотаева, С.Н. Касаткин. Самара: Самар. гуман. акад., 2010. Вып. 8. 248 с.
2. Ершов Д.В. Правовая природа и соотношение порядка проведения торгов в электронной форме и порядка продажи имущества должника / Д.В. Ершов // Предпринимательское право. 2019. N 1. С. 46 - 53.
3. Решетняк В.И. Информационные технологии в гражданском судопроизводстве (российский и зарубежный опыт): Учебное пособие / В.И. Решетняк, Е.С. Смагина. Москва: Городец, 2017. 304 с.
4. Ярков В.В. Электронное правосудие / В.В. Ярков // ЭЖ-Юрист. 2006. N 41.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 350-84-16
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


6 января 2021 г.
Проект Федерального закона № 1087686-7 "О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками"

Законопроект направлен на повышение доступности для населения продукции сельского хозяйства, обладающей улучшенными характеристиками, а также информации о такой продукции. Целями законопроекта являются содействие устойчивому развитию сельского хозяйства; развитие  нутреннего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; повышение конкурентоспособности произведенных на территории РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на зарубежных рынках.




30 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1087244-7 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части отмены избыточных требований к содержанию устава акционерного общества"

Целью законопроекта является оптимизация требований к содержанию уставов акционерных обществ, поскольку анализ правоприменительной практики показал, что зачастую уставы акционерных обществ содержат информацию, фактически повторяющую положения закона.




22 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1079717-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования автомобильного туризма и реализации туристского кластера в РФ"

Цель законопроекта состоит в создания безопасных и комфортных условий, способствующих развитию автомобильного туризма и индустрии автомобильных путешествий в России. В настоящее время значимость автотуризма значительно возросла, поскольку он позволяет обеспечить соблюдение социальной дистанции и снизить вероятность заражения COVID-19.




16 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1076703-7 "О внесении изменений в ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" и ст. 6 ФЗ "О лотереях"

Цель законопроекта - устранение отдельных пробелов законодательства в области организации и проведения азартных игр и лотерей, а также разграничение деятельности по организации и проведению лотерей и деятельности букмекерских контор и тотализаторов, в том числе в целях недопущения проведения азартных игр под видом лотерей.




8 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1070682-7 "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

Целью законопроекта является совершенствование действия механизма обжалования учредителями (участниками) юридического лица либо лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица принятых регистрирующим органом решений об отказе в госрегистрации в порядке пп. "ф" п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации.



В центре внимания:


О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при реализации имущества несостоятельной организации (Кудинова М.С.)

Дата размещения статьи: 13.01.2021

подробнее>>

Цифровые технологии в производстве по делу о несостоятельности (банкротстве) (Шишмарева Т.П.)

Дата размещения статьи: 26.11.2020

подробнее>>

Некоторые вопросы квалификации договоров купли-продажи, перенайма и цессии как подозрительной сделки в банкротстве (Абдулаев А.Х.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>

Обжалование судебных актов, нарушающих права кредиторов по делу о банкротстве (Дегтярев С.Л., Боярский Д.А.)

Дата размещения статьи: 04.08.2020

подробнее>>

Защита прав кредиторов средствами прокурорского надзора при совершении должником сделок в преддверии банкротства (Губенко А.В.)

Дата размещения статьи: 07.07.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.