Дата размещения статьи: 26.11.2020
Цифровые технологии используются в деле о несостоятельности (банкротстве) на всех стадиях.
Подача заявления
Обращение с заявлением в арбитражный суд о признании должника несостоятельным (банкротом) допускается с использованием информационных технологий, позволяющих представить в арбитражный суд заявление и прилагаемые к нему документы в электронной форме. В доктрине используется понятие "электронное правосудие" <1>. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. N 57 высказана правовая позиция об использовании электронного правосудия, даны разъяснения о подаче документов в электронном виде <2>. Пунктом 7 ст. 4, ст. 41 АПК РФ предусмотрено право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, а также представить в суд прилагаемые документы в форме электронных документов, подписанных электронной подписью. Обращение в суд с использованием цифровых технологий применяется для обеспечения доступности правосудия и сокращения расходов по делу о банкротстве. Информация о принятии заявления размещается судом на официальном сайте суда в сети Интернет.
--------------------------------
<1> Решетняк В.И., Смагина Е.С. Информационные технологии в гражданском судопроизводстве (российский и зарубежный опыт): Учебное пособие. М.: Городец, 2017. С. 19; Ярков В.В. Электронное правосудие // ЭЖ-Юрист. 2006. N 41.
<2> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" // Российская газета. 2017. 29 декабря.
Ведение реестра ЕФРСБ. Сведения, включаемые в реестр
Статьей 28 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)") регулируется порядок раскрытия информации по делу о банкротстве.
Регулирующим органом определяется официальное издание, в котором подлежат опубликованию сведения о банкротстве юридического лица, а также сведения в деле о банкротстве гражданина: а) о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов; б) о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина.
Наряду с опубликованием информации в СМИ используются цифровые технологии. Сведения, подлежащие опубликованию, включаются также в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ), что с 1 апреля 2011 г. является обязательным. Сведения в деле о банкротстве гражданина не подлежат опубликованию в официальном издании, за исключением указанных, а включаются в ЕФРСБ в целях сокращения судебных расходов по делу. В деле о банкротстве специализированного общества опубликование сведений о признании общества банкротом и введении конкурсного производства производится только в ЕФРСБ (п. 2 ст. 230.2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
ЕФРСБ представляет собой федеральный информационный ресурс и является частью Единого федерального реестра о фактах деятельности юридических лиц. Формируется и ведется реестр в электронной форме посредством включения в него сведений юридическими лицами, регистрирующим органом, арбитражными управляющими, саморегулируемыми организациями, органом по контролю (надзору), организаторами торгов, операторами электронных площадок, иными лицами.
Формирование и ведение реестра обеспечивает оператор в порядке, установленном регулирующим органом <3>. Оператором Единого федерального реестра сведений о банкротстве может быть только юридическое лицо российской национальности, владеющее техническими средствами, позволяющими обеспечивать формирование и ведение реестра в электронной форме. Регулирующий орган и оператор определяют перечень объектов интеллектуальной собственности, являющихся неотъемлемыми элементами программно-аппаратного комплекса Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц, созданных или приобретенных за счет средств федерального бюджета <4>.
--------------------------------
<3> Порядок формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве (утв. Приказом Министерства экономического развития РФ от 05.04.2013 N 178) // Российская газета. 2013. 7 августа.
<4> Статья 10 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 2015. N 15 (часть 1). Ст. 10; 2016. N 27. Ст. 4294.
Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре о фактах деятельности юридических лиц, размещаются в сети Интернет по адресу: http://www.fedresurs.ru, сведения, содержащиеся в Реестре сведений о банкротстве, размещаются по адресу: http://bankrot.fedresurs.ru.
Перечень сведений, подлежащих включению в реестр, установлен п. 3 ст. 20.4, п. 2 ст. 20.7, абз. 3 п. 2 ст. 99, абз. 3 п. 2 ст. 129, абз. 3 п. 4 ст. 189.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", а также регулирующим органом в приложении N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. N 178 <5>.
--------------------------------
<5> Приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. N 178 "Об утверждении Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве" (ред. от 23.07.2015) // Российская газета. 2013. 7 августа.
Кроме того, решением собрания кредиторов согласно абз. 2 п. 7 ст. 28 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" может быть дополнительно определен перечень таких сведений.
Ведение ЕФРСБ основано на принципе публичности, т.е. сведения являются открытыми и общедоступными, распространяемыми без каких-либо ограничений, что позволяет получить все необходимые сведения о контрагентах для оценки рисков во взаимоотношениях с ними.
При включении сведений о должнике в ЕФРСБ оператор проверяет их на предмет достоверности посредством сопоставления со сведениями, которые содержатся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
Включение сведений в ЕФРСБ производит, как правило, арбитражный управляющий, если законом не установлено внесение сведений иным лицом. Сведения об освобождении или отстранении арбитражного управляющего, о признании его действий (бездействия) незаконными, о взыскании убытков могут быть включены в реестр саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, если в течение месяца со дня вынесения судебного акта он не исполнил своей обязанности (абз. 5 п. 5 ст. 28 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
При обращении с заявлением о признании сделки недействительной вне производства по делу о банкротстве сведения в реестр включаются истцом (истцами) в течение трех рабочих дней с момента принятия искового заявления судом (п. 3 ст. 61.22 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
При введении досудебных процедур для кредитных организаций предусмотрено формирование сведений временной администрацией в целях включения в ЕФРСБ и передача этих сведений Банку России, который включает их в реестр (ст. 189.25 - 189.43, 189.32, 189.44 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
Ведение реестра кредиторов в электронной форме
Реестр требований кредиторов представляет единую систему записей о кредиторах, которая содержит определенные сведения о кредиторе (п. 1 Правил ведения реестра <6>). Ведение реестра может быть возложено на арбитражного управляющего, а при числе конкурсных кредиторов, превышающем 500, ведение реестра поручается реестродержателю. Согласно п. 2 Правил ведения реестра арбитражный управляющий ведет реестр на бумажном и электронном носителях, при несоответствии записей приоритет имеют записи на бумажном носителе. Реестр в электронной форме позволяет арбитражному управляющему оперативно использовать информацию о кредиторах, размере их требований, основаниях возникновения требований, очередности удовлетворения требования, исключении требования из реестра. Ведение реестра осуществляется в установленной форме <7>. Информация, содержащаяся в реестре, может быть предоставлена в форме выписок.
--------------------------------
<6> Постановление Правительства РФ от 9 июля 2004 г. N 345 "Об утверждении Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов" // СЗ РФ. 2004. N 29. Ст. 3052.
<7> Приказ Минэкономразвития РФ от 1 сентября 2004 г. N 233 "Об утверждении Типовой формы реестра требований кредиторов" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. N 39; Приказ Минэкономразвития РФ от 1 сентября 2004 г. N 234 "Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению типовой формы реестра требований кредиторов" // СПС "КонсультантПлюс".
Торги в электронной форме
В производстве по делу о несостоятельности (банкротстве) удовлетворение требований кредиторов производится в денежной форме, что требует продажи имущества должника. Продажа имущества должника производится на торгах, которые предписано проводить в электронной форме <8>, что предполагает использование цифровых технологий на всех стадиях подготовки, организации и проведения торгов.
--------------------------------
<8> Ершов Д.В. Правовая природа и соотношение порядка проведения торгов в электронной форме и порядка продажи имущества должника // Предпринимательское право. 2019. N 1. С. 46 - 53.
Продажа имущества должника возможна на различных стадиях производства по делу, в частности в процедуре внешнего управления происходит продажа предприятия или части имущества должника (ст. 110, 111), на стадии конкурсного производства все имущество, включенное в конкурсную массу, подлежит продаже на торгах (ст. 132, 138, 139). Порядок проведения торгов в электронной форме регулируется Приказом Министерства экономического развития РФ от 23 июля 2015 г. N 495 <9>. В организации и проведении торгов принимают участие арбитражный управляющий, организатор торгов, оператор электронной площадки, участники торгов. В качестве организатора торгов выступает арбитражный управляющий или специализированная организация, привлекаемая для этих целей с согласия собрания (комитета) кредиторов (п. 8 ст. 110 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"). В Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" не установлено каких-либо требований к специализированной организации. Правовое положение специализированной организации вызывает дискуссии в доктрине. По мнению Л.Ф. Гатаулиной, специализированная организация должна обладать специальной правоспособностью в сфере организации торгов и проведения торгов <10>. Организатор торгов, согласно п. 10 ст. 110 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", осуществляет прием заявок на участие в торгах и предложений участников о цене имущества, а также заключает договоры о задатке. Проект договора купли-продажи и подписанный электронной подписью организатора торгов договор о задатке размещаются на электронной площадке и подлежат размещению в ЕФРСБ.
--------------------------------
<9> Приказ Минэкономразвития России от 23 июля 2015 г. N 495 "Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в Приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. N 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России" (с изм. от 04.04.2017) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 26.02.2016.
<10> Гатаулина Л.Ф. Некоторые аспекты правового положения специализированной организации, осуществляющей организацию и проведение торгов // Проблема правосубъектности: современные интерпретации: Материалы Международной научно-практической конференции (г. Самара, 26 февраля 2010 г.): Сб. науч. ст. / Отв. ред. Т.Б. Замотаева, С.Н. Касаткин. Самара: Самар. гуман. акад., 2010. Вып. 8. С. 77.
Обмен информацией, связанной с регистрацией на электронной площадке, представлением и рассмотрением заявок на проведение торгов, иной информацией, связанной с проведением или подведением результатов торгов, производится с помощью средств, предусмотренных программно-аппаратным комплексом сайта электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (абз. 3 п. 1.5 Порядка проведения торгов). В Порядке проведения торгов установлены сроки получения сообщений и документов организатором торгов, заявителем на участие в торгах, участником торгов от оператора электронной площадки - срок поступления сообщений и документов в личный кабинет, а срок получения сообщений оператором от указанных субъектов - срок отправления сообщений из личного кабинета (абз. 2 п. 1.5 Порядка проведения торгов).
Арбитражный управляющий или организатор торгов заключает договор о продаже имущества на торгах с оператором электронной площадки (ОЭП). Согласно абз. 2 п. 20 ст. 110 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" оператором электронной площадки может быть юридическое лицо любой организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель. Операторы ОЭП должны быть членами саморегулируемых организаций. В Едином государственном реестре операторов ОЭП зарегистрировано 3 СРО с 48 членами <11>.
--------------------------------
<11> URL: http://www.all-sro.ru/catalog/3/srooep.
Заявка на участие в торгах в форме электронного сообщения, договор арбитражного управляющего с организатором торгов, договор о задатке должны быть подписаны квалифицированной электронной подписью (п. 3.1 Правил проведения торгов). Документы, которые прилагаются к заявке, должны быть составлены в форме электронного документа, подписаны электронной подписью заявителя. При несоблюдении заявителем требований к заявке и приложениям ОЭП вправе отказать ему в регистрации на электронной площадке <12>.
--------------------------------
<12> Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 декабря 2017 г. N Ф08-10153/2017 по делу N А32-39431/2015 // СПС "КонсультантПлюс".
Включение в конкурсную массу криптовалюты (цифровых прав)
В российской судебной практике впервые в состав конкурсной массы несостоятельного должника включена криптовалюта <13>. Первоначально суд первой инстанции не включил криптовалюту в состав конкурсной массы, ссылаясь на то, что она не является объектом гражданских прав, а отсутствие в системе криптовалюты контролирующего центра и анонимность прав не позволяют установить ее принадлежность конкретному лицу. Однако суд апелляционной инстанции использовал иное толкование понятия "имущество" и включил криптовалюту в качестве цифрового права в составе имущества должника в его конкурсную массу. В ГК РФ введены новеллы о цифровых правах в ст. 141.1 ГК РФ, которые вступают в силу с 1 октября 2019 г. <14>
--------------------------------
<13> Определение Арбитражного Суда г. Москвы от 5 марта 2018 г. по делу N А40-124668/17-71-160Ф; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2018 г. N 09АП-16416/2018 // СПС "КонсультантПлюс".
<14> Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 34-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2019. N 12. Ст. 1224.
Проведение собрания в форме заочного голосования
Собрание кредиторов как орган сообщества кредиторов уполномочен принимать решения, которые определяют движение производства по делу о банкротстве гражданина. В собрании кредиторов участвуют с правом голоса конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых установлены и включены в реестр требований кредиторов. Общее собрание кредиторов в деле о банкротстве гражданина согласно п. 4 ст. 213.8 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" допускается проводить в форме заочного голосования для сокращения расходов по делу, что предполагает использование цифровых технологий.
Проведение собрания кредиторов в форме заочного голосования не предусмотрено Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" для юридических лиц, однако Верховный Суд РФ в п. 7 Обзора практики о недействительности решений собраний кредиторов при банкротстве указывает на то, что само по себе проведение собрания кредиторов юридического лица в форме заочного или очно-заочного голосования с использованием технических средств коммуникации не является основанием его недействительности, если у организатора собрания не выявлено признаков злоупотребления правом <15>.
--------------------------------
<15> Обзор судебной практики по вопросам, связанным с признанием недействительными решений собраний и комитетов кредиторов в процедурах банкротства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018) // СПС "КонсультантПлюс".
Организация собрания возложена на арбитражного управляющего. При организации и проведении собрания также используются цифровые технологии.
Во-первых, извещение о проведении собрания кредиторов включается в ЕФРСБ за 14 дней до даты проведения собрания, однако предусмотрено и письменное уведомление о проведении собрания по почте, в деле о банкротстве гражданина - заказным письмом с уведомлением о вручении. Допускается дополнительное уведомление участника собрания в деле о банкротстве гражданина на основе его извещения об этом финансового управляющего с указанием способа уведомления, среди которых в п. 6 ст. 213.8 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" указывается и электронная связь. Поскольку несоблюдение установленного порядка уведомления является основанием для признания решения собрания недействительным, постольку организатор собрания должен использовать все предусмотренные законом способы уведомления.
Во-вторых, при избрании способа проведения собрания без совместного присутствия к уведомлению о проведении собрания, которое включено в ЕФРСБ, прикрепляется бюллетень для голосования в электронной форме, в котором финансовый управляющий указывает наименование конкурсного кредитора или уполномоченного органа, размер его требования, включенного в реестр, количество голосов кредитора и процентное соотношение голосов кредитора от общего количества голосов кредиторов, которые вправе участвовать в собрании кредиторов на дату проведения собрания. В уведомлении о проведении собрания в форме заочного голосования должна быть информация о порядке заполнения бюллетеня для голосования, об адресе, по которому можно ознакомиться с информацией для принятия решения, о порядке ознакомления с принятым решением. В уведомлении также должна быть прямая ссылка на страницу сайта в сети Интернет, на котором размещена информация о собрании.
Собрание в форме заочного голосования может быть проведено в электронной форме с использованием телекоммуникационных каналов связи с привлечением организаций, обеспечивающих обмен открытой и конфиденциальной информацией (оператор электронного документооборота), в рамках электронного документооборота между лицами, участвующими в собрании. При этом электронные документы должны быть подписаны электронной подписью (п. 9 ст. 213.8 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
Принятие решения возможно в двух вариантах: а) большинством голосов от числа голосов присутствующих на собрании конкурсных кредиторов и уполномоченных органов; б) большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов, по вопросам, перечень которых установлен законом (п. 1, 2 ст. 15 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
В ЕФРСБ должны быть приложены копии в электронной форме протокола собрания кредиторов, а также документов, которые были рассмотрены и (или) одобрены собранием кредиторов.
Итак, использование цифровых технологий в деле о несостоятельности (банкротстве) позволяет мгновенно распространять среди участников необходимую информацию, что значительно облегчает принятие необходимых решений.
Литература
1. Гатаулина Л.Ф. Некоторые аспекты правового положения специализированной организации, осуществляющей организацию и проведение торгов / Л.Ф. Гатаулина // Проблема правосубъектности: современные интерпретации: Материалы Международной научно-практической конференции (г. Самара, 26 февраля 2010 г.): Сборник научных статей / Ответственные редакторы Т.Б. Замотаева, С.Н. Касаткин. Самара: Самар. гуман. акад., 2010. Вып. 8. 248 с.
2. Ершов Д.В. Правовая природа и соотношение порядка проведения торгов в электронной форме и порядка продажи имущества должника / Д.В. Ершов // Предпринимательское право. 2019. N 1. С. 46 - 53.
3. Решетняк В.И. Информационные технологии в гражданском судопроизводстве (российский и зарубежный опыт): Учебное пособие / В.И. Решетняк, Е.С. Смагина. Москва: Городец, 2017. 304 с.
4. Ярков В.В. Электронное правосудие / В.В. Ярков // ЭЖ-Юрист. 2006. N 41.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Дата размещения статьи: 10.01.2022
Дата размещения статьи: 24.12.2021
Дата размещения статьи: 22.12.2021
Дата размещения статьи: 09.12.2021
Дата размещения статьи: 09.12.2021
Навигация