Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (госзакупки). Федеральная контрактная система > Развитие законодательства об участии субъектов малого предпринимательства в государственных и муниципальных закупках (Андреева Л.В.)

Развитие законодательства об участии субъектов малого предпринимательства в государственных и муниципальных закупках (Андреева Л.В.)

Дата размещения статьи: 26.11.2020

--------------------------------
<1> Статья написана с использованием СПС "Гарант" и СПС "КонсультантПлюс".
<2> Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта N 17-03-00583 "Правовой бизнес-навигатор по малому и среднему предпринимательству".

В Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года предусмотрены направления развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, одним из которых является сфера государственных и муниципальных закупок <3>. В данной сфере основной задачей является расширение доступа малых предприятий к закупкам. К планируемым мерам совершенствования правил участия субъектов малого предпринимательства (СМП) в государственных и муниципальных закупках в Стратегии отнесены: сокращение издержек потенциальных поставщиков в связи с участием в закупках за счет широкого внедрения технологий электронных торгов; постепенное наращивание обязательной квоты на закупки у субъектов малого предпринимательства; организация мероприятий, направленных на повышение уровня технологической и организационной готовности малых и средних предприятий к участию в закупках; организация методического содействия малым и средним предприятиям для участия в закупках и др.
--------------------------------
<3> Утверждена распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р // СЗ РФ. 2016. N 24. Ст. 3549.

Таким образом, государственная политика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд направлена на дальнейшее применение разнообразных мер поддержки СМП, в том числе совершенствование правил их участия в закупках, обеспечивающих соблюдение их прав, а также баланса интересов всех субъектов закупок.
Федеральным законом от 1 мая 2017 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в статьи 30 и 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с 30-дневного на 15-дневный сокращен срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта с даты подписания заказчиком документа о приемке товара (работы, услуги) <4>.
--------------------------------
<4> СЗ РФ. 2017. N 18. Ст. 2660.

При рассмотрении спора о том, в каких случаях действует правило о применении сокращенного срока оплаты, Верховный Суд РФ пояснил, что данное правило действует, когда контракты заключаются по итогам закупки только среди СМП и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО). Нижестоящие суды посчитали, что этот срок применяется по всем контрактам, заключаемым с СМП и СОНКО, с чем не согласился Верховный Суд РФ <5>.
--------------------------------
<5> Определение Верховного Суда РФ от 25.04.2017 N 302-ЭС16-16957 // СПС "КонсультантПлюс".

Необходимо обратить внимание на еще одну проблему, возникшую при участии СМП в государственных закупках. В Законе о контрактной системе ст. 30, содержащая правила об участии СМП и СОНКО в закупках, именуется "Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках", в ч. 3 данной статьи установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установленными в ч. 1 ст. 30 способами в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только СМП, СОНКО. В ч. 1 ст. 30 установлена обязанность заказчиков осуществлять закупки у СМП, СОНКО в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, путем проведения таких способов закупок установленных в п. 1 ч. 1, как: открытые конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы, электронные аукционы, запросы котировок, запросы предложений, в которых участниками закупок являются только СМП, СОНКО. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
В ч. 1 ст. 27 Закона о контрактной системе также употребляется термин "ограничение" в отношении участия в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которое может применяться только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
А в ч. 4 данной статьи установлено, что преимущества в соответствии со ст. 28 - 30 Закона о контрактной системе предоставляются при осуществлении закупок:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
Кроме того, согласно п. 7 ч. 3 ст. 49, п. 5 ч. 5 ст. 63, п. 6 ч. 1 ст. 73, п. 8 ч. 4 ст. 83 Закона о контрактной системе заказчик при осуществлении закупок указывает в извещении преимущества, предоставляемые субъектам малого предпринимательства в соответствии со ст. 30 Закона о контрактной системе.
Использование различных формулировок в отношении участия СМП в закупках в качестве ограничения и одновременно преимущества породило недопонимание и споры в правоприменительной деятельности. Так, при споре с заказчиком УФАС указало, что осуществление закупок у СМП и СОНКО является ограничением при проведении закупок в соответствии со ст. 30 Федерального закона N 44-ФЗ. Однако в аукционной документации указана информация в соответствии со ст. 30 ФЗ N 44-ФЗ как в графе "ограничения в определении поставщика", так и в графе "преимущества", поэтому указанная информация могла ввести в заблуждение участников закупок.
В решении от 14 сентября 2015 года по делу N А45-12761/2015 Арбитражный суд Новосибирской области указал, что при проведении аукциона не для всех (любых) участников закупок, а только для СМП и СОНКО заказчик и уполномоченное учреждение предоставляют перечисленные преимущества СМП и СОНКО (приоритет) перед всеми остальными участниками закупок. Выражаются эти преимущества в виде ограничений для участия в таких закупках: участниками таких закупок могут быть только СМП и СОНКО, и свой статус для получения преимуществ, указанных в ст. 30 и ст. 44, они должны подтвердить декларацией в соответствии с требованиями закона <6>. Употребляемый в Законе о контрактной системе термин "ограничение в участии в закупках" относится к субъектам, не относящимся к СМП или СОНКО. Участие только СМП и СОНКО в конкурентных процедурах закупок следует рассматривать в качестве предоставляемого преимущества.
--------------------------------
<6> СПС "КонсультантПлюс".

К 2016 году ФАС России выработало правовую позицию по рассматриваемому вопросу, которая отражена в письме от 28 марта 2016 г. N ИА/19786/16 "По вопросам установления в извещениях об осуществлении закупок преимуществ и ограничений для участников закупок, являющихся субъектами малого предпринимательства". В письме, направленном территориальным органам ФАС с целью формирования единообразной практики, указано, что установление заказчиком требования об участии в закупке только субъектов малого предпринимательства как в виде ограничения (ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе), так и в виде преимущества (ч. 4 ст. 27 Закона о контрактной системе) признается соответствующим положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок <7>.
--------------------------------
<7> Документ официально не опубликован // СПС "КонсультантПлюс".

К наиболее значимым правилам об участии СМП в закупках следует отнести принятие Постановления Правительства РФ от 23 декабря 2016 г. N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" <8>. Принятие типовых условий контрактов и типовых контрактов предусмотрено в ч. 11 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <9>.
--------------------------------
<8> СЗ РФ. 2017. N 1 (часть II). Ст. 196.
<9> СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.

Типовые формы позволяют упростить процедуру разработки проектов контрактов и условий участия СМП в закупках, обеспечить единообразие в формулировании таких условий. Типовые формы применяются только при их размещении в отдельном разделе единой информационной системы (ЕИС) и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации <10>.
--------------------------------
<10> Постановление Правительства РФ от 02.07.2014 N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" // СЗ РФ. 2014. N 28. Ст. 4053.

Хотя разработка и принятие типовых условий контрактов по привлечению к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП основываются на правилах, установленных Постановлением Правительства РФ N 606, среди которых основным является правило о том, что типовые условия содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством РФ о контрактной системе, рассматриваемые типовые условия имеют и отличия от иных типовых условий, одно из которых заключается в том, что иные типовые условия утверждаются нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и государственными корпорациями, наделенными полномочиями по их утверждению, в то время как типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), утверждены Постановлением Правительства РФ и применяются во всех контрактах, в которых предусмотрено участие СМП и СОНКО.
Употребляемое в Законе о контрактной системе понятие "обязательные условия" нетождественно существенным условиям договора, определяемым ст. 432 ГК РФ. Под обязательными условиями в Законе о контрактной системе понимаются условия, подлежащие включению в любой контракт либо контракт определенного вида, либо заключаемый на определенную сумму либо в иных, определенных Законом о контрактной системе случаях. Обязательные условия контракта не квалифицируются Законом о контрактной системе в качестве существенных, но, поскольку они подлежат включению в контракт в обязательном порядке, они необходимы для заключения контракта.
Зарубежный опыт показывает, что привлечение СМП в качестве субподрядчика является наиболее эффективной формой их поддержки.
В соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе установление условия о привлечении субподрядчика, соисполнителя из числа СМП или СОНО в извещении об осуществлении закупки является правом заказчика.
Согласно п. 1 рассматриваемых типовых условий объем привлечения субподрядчика, соисполнителя из числа СМП, СОНО должен составлять не менее 5 процентов от цены контракта. Такая формулировка позволяет заказчику при необходимости привлечь субподрядчиков (соисполнителей) к закупкам.
Подрядчик (поставщик, исполнитель) несет гражданско-правовую ответственность перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение условия о привлечении СМП, СОНКО к исполнению контракта, что соответствует ст. 313, 403 ГК РФ.
При рассмотрении вопросов, связанных с участием СМП в государственных и муниципальных закупках, нельзя не учитывать соответствующие положения Договора о Евразийском экономическом союзе <11>. В Договоре о ЕАЭС участие СМП рассматривается в качестве преимущества. Случаи и порядок такого участия отнесены к компетенции национального законодателя. Вместе с тем к группе субъектов, имеющих одинаковые преимущества, помимо СМП и СОНКО, отнесены также субъекты среднего предпринимательства (п. 40), для которых в национальном законодательстве о государственных и муниципальных закупках могут быть установлены специальные правила участия.
--------------------------------
<11> Официальный сайт Евразийской экономической комиссии // Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ (дата обращения: 05.06.2014).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014).
2. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Постановление Правительства РФ от 02.07.2014 N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения".
4. Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций".
5. Письмо ФАС России от 28.03.2016 N ИА/19786/16 "По вопросам установления в извещениях об осуществлении закупок преимуществ и ограничений для участников закупок, являющихся субъектами малого предпринимательства".
6. Определение Верховного Суда РФ от 25.04.2017 N 302-ЭС16-16957.
7. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года утверждена распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Об основаниях освобождения от гражданско-правовой ответственности в сфере государственных закупок (Богдан В.Г.)

Дата размещения статьи: 10.01.2022

подробнее>>

К вопросу о формировании плана привлечения участником закупки субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства (Беляева О.)

Дата размещения статьи: 23.08.2021

подробнее>>

Конфликт интересов в сфере закупок: проблемы в практике правоприменения (Климова О.В.)

Дата размещения статьи: 18.08.2021

подробнее>>

Неверный выбор способа закупки: практика применения ст. 7.29 КоАП РФ (Гурин О., Полянский А.)

Дата размещения статьи: 06.03.2021

подробнее>>

Критерий измеримости требований к участникам закупки (Гапанович А.В.)

Дата размещения статьи: 12.02.2021

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2023
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.