Быстрая навигация: Каталог статей > Общие вопросы предпринимательской деятельности > Медиация > Медиация как способ досудебного урегулирования конфликтов (Елисеев Д.Б.)

Медиация как способ досудебного урегулирования конфликтов (Елисеев Д.Б.)

Дата размещения статьи: 13.01.2021

Медиация, в переводе с латинского обозначающая "посредничать", представляет собой метод досудебного разрешения конфликтов, которые возникают при столкновении противоположных интересов, разногласий, споров в деловой сфере или личностной, где субъектами конфликтов выступают индивиды, группы людей, государство. Для разрешения конфликтов используют переговорные процессы между конфликтующими сторонами или прибегают к медиации, которая представляет собой вид переговоров, где принимает участие нейтральное лицо.

Конфликты бывают конструктивными (которые оканчиваются позитивными результатами) и деструктивными (которые вскрывают негативные тенденции). В момент зарождения конфликт чаще всего не проявляет себя как конструктивный или деструктивный. Если конструктивный конфликт разрешается примирением сторон, то деструктивный конфликт не исчезает и в определенный момент проявится в подобной ситуации.
Если анализировать причины конфликтов, то можно выделить объективные и субъективные их разновидности. Объективные конфликты порождаются внешними обстоятельствами, на которые повлиять невозможно, а субъективные основаны на характере взаимоотношений между людьми, поэтому люди здесь не только субъекты, но и причина конфликта. В структуру конфликта входят: его объект - противоречия, которые его формируют; участники - субъекты (индивиды, группы, государство); социальная среда как условие конфликта и личностное его восприятие, что выступает как личностный элемент.
Развитие конфликта проходит следующие стадии: накопление и обострение противоречий - здесь еще возможна работа с субъектами конфликта, направленная на разрешение противоречий; разрушение всех нормативных отношений между субъектами конфликта в виде открытого противоборства; формирование тенденции к нормализации и ликвидации конфликта. Разрешение конфликта возможно с применением ненасильственных, протестных и насильственных действий <1>.
--------------------------------
<1> Лайэндекер А. Медиация. Вперед, от ресурса к решению! СПб.: Изд-во Вернера Регена; Немецкая школа коучинга и медиации, 2018. 168 с.

Медиация - это наиболее действенный способ восстановления мира между спорящими субъектами. Она способна до судебного разбирательства разрешить спор, что способствует освобождению судов от части нагрузки. Поэтому медиация является важным институтом права, обогащающим правовую культуру общества. Ее особенность - минимизация материальных и моральных потерь для всех участников конфликта к процессу выработки решения.
В истории человечества медиация как способ разрешения конфликтных ситуаций существует давно. Примитивные способы решения споров применялись уже в первобытном обществе.
Первыми такие способы примирения сторон использовали жрецы и вожди, останавливая насилие и убийства, которые угрожали существованию племени. В Древней Руси такие методы применялись для ликвидации междоусобиц и княжеских споров, а третьим лицом выступали представители духовенства <2>.
--------------------------------
<2> Рождествина А.А. Медиация и медиативный подход в работе службы медиации: практикум. Саратов: Поволжский ин-т (фил.): ВГУЮ (РПА Минюста России), 2017. 32 с.

В начале XIX в. в России появилась система коммерческих судов, хотя в них примирительные разбирательства проходили в форме не судов, а в форме медиации, а в их отчетах употребляется термин "медиатор". Однако в СССР технологии посредничества применялись только во внешнеэкономической деятельности государства, так как считалось, что в социалистических условиях нет почвы для внутренних конфликтов. Только в конце 80-х годов XX в. метод медиации возрождается в нашей стране. Но его широкое внедрение до сих пор связано с рядом сложностей: нет достаточной информации о медиации, сферах ее применения и преимуществах перед судебными разбирательствами; отсутствуют квалифицированные медиаторы; отсутствуют законодательные акты регулирования процедуры медиации и механизмов защиты участников процедуры медиации и др. Хотя мировая практика имеет множество примеров законодательного закрепления медиации (США, Австрия, Германия). Евросоюз разработал целый комплекс директив, которые регулируют деятельность медиаторов, Европейская комиссия утвердила Кодекс медиаторов, а комиссией ООН был разработан Закон о медиации. В Германии, например, медиация встроена в систему правосудия (медиаторы работают прямо на судах), а в немецких школах права и на юридических факультетах читается курс медиации. В Австрии профессия медиатора входит в номенклатурный список профессий, а в 2004 г. принят федеральный закон о медиации. В большинстве стран мира есть сообщества медиаторов, а их деятельность регулируется внутренними актами. В англосаксонских странах от 60 до 80% конфликтов решается медиаторами <3>.
--------------------------------
<3> Сморгунова В.Ю., Калинина Е.Ю., Рымкевич Я.А. Медиация в образовательной сфере: моногр. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. 182 с.

В России интерес к медиации начинает проявляться только в конце XX - начале XXI века. В последующие несколько лет идет процесс активной интеграции ее в правовую культуру. На основе Российского союза промышленников и предпринимателей была создана служба медиации и коллегия посредников при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. В 2005 г. в России была проведена I Международная конференция по медиации и создан научно-методический центр медиации и права.
1 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" <4> (далее - Федеральный закон N 193-ФЗ), который регламентирует применение медиации. Этим Законом устанавливается внесудебная процедура регулирования гражданских споров при участии нейтральных сторон (медиаторов) как альтернативных судебных и административных разбирательств.
--------------------------------
<4> Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ (с изм. и доп.) // СПС "КонсультантПлюс".

Преимущество процесса медиации - активный поиск решения конфликта, совместная форма выработки способов их разрешения и конфиденциальность процедуры.
Согласительная процедура охватывает все разновидности предпринимательства: переговоры, медиацию и третейский суд. Но медиация, в отличие от других видов посредничества, имеет существенное отличие - медиаторы обладают экспертными знаниями в той области, которая является предметом конфликта. Медиатор не осуществляет консультативные функции. Он стремится помочь сторонам выработать совместное понимание конфликта, чтобы направить действия сторон в направлении выработки совместных решений его урегулирования.
Различают три основных подхода к процедуре медиации - оценочный, стимулирующий и преобразующий. Первый подход основан на оценке сильных и слабых доказательств каждой из сторон, участвующих в конфликте, что не предполагается в стимулирующем и преобразующем подходах. При оценочной медиации медиатор влияет на процесс, оценивая ситуацию, а при необходимости влияет на результат обсуждения, предлагая даже свои варианты решения конфликта. Стимулирующий подход нацелен на то, чтобы заставить стороны конфликта самим убедиться в причинах конфликта, а преобразующий подход основан на поиске медиатором возможностей участникам конфликта определить варианты его урегулирования.
И посредничество, и медиация призваны определить спорные вопросы и выработать варианты решений, которые приемлемы для всех участников конфликта. Но роль медиатора отличается от роли посредника (консультанта, советника).
Если посредник сосредоточен на возбуждении чувств и осознания сторонами конфликта своего поведения, то медиатор нацелен на будущее видение участниками конфликта событий, а не на анализ прошлого.
Медиатор, контролируя процесс, открыто не влияет на него, а консультант стремится повлиять на принятие решений. Если медиатор - организатор переговоров, лично присутствующий при этом, то консультант не обязательно видит все стороны этого процесса. Если медиатор должен быть нейтральным, то консультант может принимать активное участие, даже принимая сторону одной из сторон конфликта. Если медиатор нацелен на создание условий для ведения переговоров, то консультант может работать с одной стороной, не учитывая мнение другой.
Медиация - это всегда переговоры при участии третьей нейтральной стороны, когда эта третья сторона заинтересована только в том, чтобы стороны пришли к согласию, максимально выгодному для всех участников конфликта. Поэтому процесс медиации проходит в русле сотрудничества.
В медиации решение о прекращении спора принимается самими сторонами конфликта, а медиатор не имеет права его выносить - он должен только подвести стороны к их самостоятельно выработанному примирению. Поэтому роль медиатора - помочь сторонам достигнуть согласия путем понимания друг друга.
Медиатор не углубляется в суть доказательств и в правомерность требований каждой из сторон конфликта. Его цель - помочь достигнуть взаимопонимания между сторонами и выявить возможности прийти к согласию участникам конфликта. В процессе переговоров часто стороны стараются максимально меньше информировать другую сторону во избежание получения переговорного преимущества. Поэтому медиатор, не участвуя в конфликте, владеет максимальной информацией, большей, чем каждая из сторон, и это дает ему возможность направлять процесс переговоров.
Медиация - это процесс переговоров, где медиатор как посредник выполняет функцию организатора, управляя процессом для достижения каждой из сторон наиболее выгодного решения. Поэтому медиационный процесс нуждается в принудительном исполнении, так как стороны сами заинтересованы в исполнении его решений.
Отсюда принципами медиации являются: равноправие сторон, нейтральность, добровольность, конфиденциальность и беспристрастность медиатора. Равноправие сторон заключается в том, что ни одна из сторон не имеет преимуществ в процедуре медиации, имея одинаковые возможности высказывать свое мнение, влияя на переговорный процесс.
Нейтральность и беспристрастность медиатора основана на его независимости по отношению ко всем участникам конфликта, что обеспечивает их равенство в переговорах. Если же медиатору трудно избавиться от эмоциональной приверженности к какой-либо стороне, он должен отказаться от ведения процедуры.
Добровольность вступления в процедуру переговоров - это отличительная черта медиации, в отличие от судебного процесса. Добровольность медиации заключается также в свободном выборе кандидатуры медиатора. Отсюда - гарантия непредвзятости решения конфликтной ситуации, а также возможность в любой момент завершить процедуру, т.е. отказаться от медиации, о чем в начале медиации должен знать медиатор.
Конфиденциальность - это гарантия, что вся информация процедуры медиации останется недоступной для окружающих, а медиатор несет ответственность за это <5>.
--------------------------------
<5> Давыдов А.П., Розин В.М. Спор о медиации: раскол в России и медиация как стратегия его преодоления. М.: URSS, 2017. 280 с.

Цель медиации - разрешение конфликта на основе интересов его участников, а не на позициях, которые являются исходом конфликта, когда стороны излагают свое предпочтение в его решении.
В начале процесса медиатор обязан предложить каждой стороне изложить свою позицию, а на протяжении процедуры - помочь сторонам определить общие интересы.
Медиация различается по своим разновидностям на основе техники ее проведения.
Особенностью трансформативной медиации является акцент на ходе процедуры, а все внимание обращено на общение сторон, в ходе которого стороны могут по-новому увидеть происходящее не только разумом, но и прочувствовать его, т.е. пережить определенную "трансформацию" и подойти ко взаимному пониманию <6>.
--------------------------------
<6> Стрэссер Ф. Медиация: психологический взгляд на разрешение конфликтов. М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2015. 192 с.

Характерной чертой нарративной медиации является длительное влияние медиатора и участников конфликта друг на друга в процессе диалога.
Семейно-ориентированная медиация подходит для регулирования семейных споров и установления нормальных отношений в семье.
Целью медиации, которая основана на понимании, является решение конфликта путем понимания своих перспектив и интересов одной и другой сторонами, что создает возможность достигнуть самостоятельно, а не при помощи профессионалов представления о сути конфликта и совместными усилиями сторонников конфликта преодолеть разногласие.
Сегодня все больший объем решений связан с новой разновидностью медиации - онлайновой медиацией, т.е. медиацией при помощи интернет-технологий. Такая медиация используется, если участники конфликта удалены друг от друга и не в состоянии осуществлять процедуру медиации при непосредственном участии или на начальном этапе процедуры в виде предварительного этапа, особенно если фактор времени имеет немаловажное значение. Она часто используется в качестве подготовки сторон к проведению самой процедуры. Онлайновая медиация - это форма мозговой атаки в юриспруденции.
Со стороны процесс медиации выглядит как простой диалог сторон в присутствии третьей нейтральной стороны - медиатора, но он требует наличия определенных условий: конфликтная ситуация должна достигнуть своего апогея, когда конфликт уже нельзя решить дипломатическими усилиями; все участники конфликта должны быть согласны на привлечение к спору медиатора как постороннего нейтрального лица; стороны конфликта должны обладать культурным и нравственным потенциалом понимания, что плохой мир лучше, чем добрая война; ответственность медиатора за себя и за каждого участника конфликта; готовность к соглашению <7>.
--------------------------------
<7> Абрамсон Г.И. Сопровождение сторон в процедуре медиации: руководство для адвокатов и консультирующих юристов. 2-е изд. М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2013. 532 с.

Но не все споры и конфликты можно решить при помощи медиации. Прежде всего те, в которых одна из сторон не заинтересована в примирении.
В принципе, любой человек может быть медиатором, кроме ограничений по психологическому состоянию человека. Во многих странах есть сообщества медиаторов, которые регулируют свою деятельность внутренними актами. В этих сообществах есть медиаторы правовой сферы (которые совмещают деятельность юриста и медиатора), есть медиаторы-психологи, медиаторы - социальные работники. Но важно помнить: для того чтобы стать медиатором, необходимы специальная подготовка и индивидуальные качества.
Здесь уместно обратиться к работе А.В. Вишневской "Медиация как технология регулирования конфликта", где она анализирует профессию медиатора и его функции. Оценивая суть конфликта, медиатор обязан глубоко изучить все точки зрения сторон конфликта, собрать как можно больше информации о них из разных внешних источников, а также в процессе их "выговаривания" во время диалогов. Медиатор должен быть активным слушателем, что означает обеспечение обратной связи, когда другая сторона при помощи медиатора услышала первую. Это достигается путем переформулировки утверждений говорящего <8>. Медиатор должен уметь отделить эмоции от сути предмета спора, увидеть подлинные интересы сторон. Он должен создать условия, чтобы каждая сторона могла быть услышанной, и почувствовать, когда сторона конфликта улавливает несправедливость или определенное принуждение к соглашению, для чего необходимо дать временной прорыв или перестроить ведение процесса. Другими словами, медиатор должен быть беспристрастным организатором процедуры, для чего он должен установить правила процедуры и задать тон процесса, помочь сторонам достигнуть соглашения, поддерживать корректность в отношениях сторон, обеспечивать психологическую атмосферу доброжелательности в процессе. Медиатор может помочь участникам конфликта найти альтернативное решение или предоставить им дополнительную информацию, при этом не давая советов или разъяснений, т.е. не вмешиваясь в позицию сторон <9>.
--------------------------------
<8> Вишневская А.В. Конфликтология: учебник. М.: Изд-во РУДН, 2004. 121 с.
<9> Актуальные вопросы медиации: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. "Этнорелигиозная медиация - важный инструмент в едином комплексе укрепления устойчивых межнациональных и межрелигиозных отношений в России" / Общественная палата Российской Федерации, Общественная палата Республики Татарстан, Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова; ред. О.Д. Агапов. Казань: Познание, 2018. 59 с.

Так, А.В. Вишневская выделяет следующие стили медиаторов: "третейский судья", обладающий максимальными возможностями для решения конфликта, его решения не обжалуются; "арбитр", с решением которого стороны могут не соглашаться и обратиться к другому медиатору; "посредник" - нейтральная сторона, обладающая специальными знаниями, могущая предлагать конструктивное решение, но окончательное решение делают при этом его оппоненты; "помощник" - организатор встречи, но не участник в обсуждении; "наблюдатель", который смягчает в процессе обсуждения причины конфликта, его течение. Первые два стиля - высокоавторитарные, которые используются для быстрого решения. А следующие три стиля возможны, если конфликт не столь напряжен <10>.
--------------------------------
<10> Вишневская А.В. Указ. соч.

В Федеральном законе N 193-ФЗ говорится, что "медиатор, медиаторы - независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора" (п. 3 ст. 2), а в ст. 15 этого Закона содержатся требования к персоне медиатора: не быть представителем только одной стороны, не оказывать юридическую консультацию, не проявлять заинтересованность в результате процедуры, не быть в родственных отношениях с участником какой-либо стороны <11>.
--------------------------------
<11> Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" // СПС "КонсультантПлюс".

В пункте 1 ст. 16 Федерального закона N 193-ФЗ определяются требования к профессиональному медиатору: достижение 25-летнего возраста, наличие высшего профессионального образования, прохождение курса обучения по программе подготовки медиаторов <12>.
--------------------------------
<12> Там же.

В нем также указываются процедуры медиации. Таким образом, медиация является важным институтом права и действенным досудебным способом разрешения конфликтных ситуаций, который не только расширяет правовую систему, но и содействует обогащению правовой культуры.

Литература

1. Абрамсон Г.И. Сопровождение сторон в процедуре медиации: руководство для адвокатов и консультирующих юристов / Г.И. Абрамсон. 2-е изд. Москва: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2013. 532 с.
2. Актуальные вопросы медиации: материалы Всероссийской научно-практической конференции "Этнорелигиозная медиация - важный инструмент в едином комплексе укрепления устойчивых межнациональных и межрелигиозных отношений в России" (г. Москва, 28 - 29 сентября 2017 г.): сборник научных статей / редактор О.Д. Агапов. Казань: Познание, 2018. 59 с.
3. Вишневская А.В. Конфликтология: учебник / А.В. Вишневская. Москва: Изд-во РУДН, 2004. 121 с.
4. Давыдов А.П. Спор о медиации: раскол в России и медиация как стратегия его преодоления / А.П. Давыдов, В.М. Розин. Москва: URSS, 2017. 280 с.
5. Лайэндекер А. Медиация. Вперед, от ресурса к решению! / А. Лайэндекер, В. Реген. Санкт-Петербург: Изд-во Вернера Регена; Немецкая школа коучинга и медиации, 2018. 168 с.
6. Рождествина А.А. Медиация и медиативный подход в работе службы медиации: практикум / А.А. Рождествина. Саратов: Поволжский ин-т (фил.): ВГУЮ (РПА Минюста России), 2017. 32 с.
7. Сморгунова В.Ю. Медиация в образовательной сфере: монография / В.Ю. Сморгунова, Е.Ю. Калинина, Я.А. Рымкевич. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. 182 с.
8. Стрэссер Ф. Медиация: психологический взгляд на разрешение конфликтов / Ф. Стрэссер. Москва: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2015. 192 с.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 350-84-16
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


6 января 2021 г.
Проект Федерального закона № 1087686-7 "О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками"

Законопроект направлен на повышение доступности для населения продукции сельского хозяйства, обладающей улучшенными характеристиками, а также информации о такой продукции. Целями законопроекта являются содействие устойчивому развитию сельского хозяйства; развитие  нутреннего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; повышение конкурентоспособности произведенных на территории РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на зарубежных рынках.




30 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1087244-7 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части отмены избыточных требований к содержанию устава акционерного общества"

Целью законопроекта является оптимизация требований к содержанию уставов акционерных обществ, поскольку анализ правоприменительной практики показал, что зачастую уставы акционерных обществ содержат информацию, фактически повторяющую положения закона.




22 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1079717-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования автомобильного туризма и реализации туристского кластера в РФ"

Цель законопроекта состоит в создания безопасных и комфортных условий, способствующих развитию автомобильного туризма и индустрии автомобильных путешествий в России. В настоящее время значимость автотуризма значительно возросла, поскольку он позволяет обеспечить соблюдение социальной дистанции и снизить вероятность заражения COVID-19.




16 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1076703-7 "О внесении изменений в ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" и ст. 6 ФЗ "О лотереях"

Цель законопроекта - устранение отдельных пробелов законодательства в области организации и проведения азартных игр и лотерей, а также разграничение деятельности по организации и проведению лотерей и деятельности букмекерских контор и тотализаторов, в том числе в целях недопущения проведения азартных игр под видом лотерей.




8 декабря 2020 г.
Проект Федерального закона № 1070682-7 "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

Целью законопроекта является совершенствование действия механизма обжалования учредителями (участниками) юридического лица либо лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица принятых регистрирующим органом решений об отказе в госрегистрации в порядке пп. "ф" п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации.



В центре внимания:


Медиация как способ досудебного урегулирования конфликтов (Елисеев Д.Б.)

Дата размещения статьи: 13.01.2021

подробнее>>

Медиация в коллективных трудовых спорах: ограничения и возможности (с учетом зарубежного опыта) (Филипова И.А.)

Дата размещения статьи: 25.12.2020

подробнее>>

Особенности применения института медиации в сфере защиты прав потребителей в России и Китае (Маркова О.А., Кошелев М.С.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Соотношение медиативного и мирового соглашений: актуальные вопросы судебной практики (Загайнова С.К.)

Дата размещения статьи: 18.01.2019

подробнее>>

Медиация в налоговых спорах: перспективы развития в России и других государствах БРИКС (Курочкин Д.А.)

Дата размещения статьи: 09.03.2018

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.