Быстрая навигация: Каталог статей > Предпринимательские договоры > Договор аренды > Право на заключение договоров аренды лесных участков на новый срок без проведения торгов и основные принципы лесного законодательства (Кузнецова О.А., Шуплецова Ю.И.)

Право на заключение договоров аренды лесных участков на новый срок без проведения торгов и основные принципы лесного законодательства (Кузнецова О.А., Шуплецова Ю.И.)

Дата размещения статьи: 19.02.2021

Введение

Регулирование лесных отношений в Российской Федерации осуществляется с учетом обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.
Согласно части 2 статьи 3 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК РФ) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами.
Большая часть коммерческого использования лесов основывается на договорах аренды лесных участков. В указанных целях, как правило, заключаются договоры аренды лесных участков на длительный (более 10 лет) срок. При этом нормативно-правовая база таких договоров изменялась достаточно динамично и не всегда последовательно. В специальной литературе отмечается, что в части особенностей аренды лесных участков в Лесной кодекс РФ "вносятся постоянные изменения" [13, с. 76; 14, с. 67]. Подобные постоянные изменения нормативных правил не содействуют стабильности лесных правоотношений, не вселяют в арендаторов лесных участков уверенности в своем правовом положении. Законодательные изменения правил о договоре аренды лесных участков в совокупности с долгосрочностью таких договоров и наличие длящихся арендных правоотношений привели к формированию крайне неединообразной и непоследовательной судебной практики, от которой в конечном итоге сильно пострадали интересы добросовестных арендаторов-лесопользователей.
Договоры аренды лесных участков не случайно квалифицируют как договоры, обладающие публичными чертами [12, с. 372], в которых слабой и зависимой от контрагента стороной являются именно арендаторы: "Специфика договора, связывающего публично-правовое образование (собственника природного ресурса) и природопользователя, заключается в том, что в нем практически отсутствуют собственно согласованные сторонами условия" [8, с. 45].
При этом с момента заключения договора "стороны приобретают качественно новый правовой статус в системе имущественных правоотношений: ведь до его заключения, к примеру, арендодатель не был арендодателем, а арендатор - арендатором" [7, с. 48].
В том числе и по этой причине в научной литературе высказывается мнение, что более правильно предоставлять лесные участки в пользование на основании не гражданско-правового договора аренды, а административного договора предоставления лесного участка для использования гражданами и юридическими лицами (договора лесопользования) [15, с. 59].
Подобная "сложная", частно-публичная, юридическая природа договора аренды лесного участка сама по себе обусловливает ограниченный круг прав и возможностей арендаторов по сравнению с арендаторами в классической гражданско-правовой аренде. При этом предоставляемые лесопользователям дополнительные специально-отраслевые права оказываются фактически "беззащитными". Такой вывод хорошо иллюстрируют попытки реализации арендаторами права на заключение договоров аренды лесных участков на новый срок без проведения торгов в порядке статьи 74 ЛК РФ, которое практически ни одному арендатору не удается ни осуществить, ни отстоять в суде. Речь идет об арендаторах, которые заключили договоры аренды участков лесного фонда по результатам лесных конкурсов по нормам старого Лесного кодекса РФ, переоформили их в 2007 - 2008 гг. в соответствии с новым Кодексом и начали подавать заявления на заключение договоров аренды лесных участков на новый срок без проведения торгов в порядке статьи 74 ЛК РФ по истечении длительных сроков действия своих переоформленных договоров.
Поскольку позиция судов и органов прокуратуры по этому вопросу достаточно понятна и может считаться на сегодняшний день сформированной, возникает необходимость в доктринальном анализе обоснованности массовых отказов арендодателей от заключения договоров аренды лесных участков на новый срок без проведения торгов с добросовестными арендаторами и их соответствия принципам лесного законодательства.

Соотношение преимущественного права на заключение договора аренды лесного участка на новый срок (часть 5 статьи 72 ЛК РФ) и права на заключение договоров аренды таких лесных участков на новый срок без проведения торгов (часть 1 статьи 74 ЛК РФ)

В лесном законодательстве впервые преимущественное право на заключение договора на новый срок было закреплено в части 5 статьи 72 ЛК РФ (вступила в силу 1 января 2007 г.) для всех групп арендаторов: "Арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок".
При нарушении преимущественного права заключения договора аренды на новый срок общие правила ГК РФ предусматривают особый способ защиты - перевод прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков (статья 621 ГК РФ).
ВАС РФ разъяснил, что при заключении договора на торгах, в случае нарушения преимущественного права арендатора на заключение договора на новый срок, "такой арендатор вне зависимости от того, являлся ли он участником указанных торгов, вправе потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному на торгах договору" (пункт 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. N 73 (ред. от 25.12.2013) "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды").
Согласно части 5 статьи 4 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", вступившего в силу с 8 декабря 2006 г., "арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации по истечении срока действия этого договора не вправе заключить договор аренды лесного участка на новый срок в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, с 8 декабря 2006 г. <1> преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок было исключено для одной группы арендаторов, а именно: заключивших договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации по истечении срока действия этого договора (часть 5 статьи 4 ФЗ "О введении в действие ЛК РФ").
--------------------------------
<1> День вступления в силу Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" - дата официального опубликования // Российская газета. 2006. 8 дек.

Для всех других групп арендаторов норма о преимущественном праве на заключение договора аренды на новый срок продолжала применяться вплоть до 1 октября 2015 г.
Конституционный Суд РФ выявил конституционный смысл и цель части 5 статьи 4 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и указал, что она "направлена на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной собственности" (Определение Конституционного Суда РФ от 19 июля 2016 г. N 1534-О).
С учетом в том числе и этой правовой позиции Конституционного Суда РФ с 1 октября 2015 г. норма о преимущественном праве на заключение договора аренды на новый срок из лесного законодательства исключена для всех групп арендаторов (в соответствии с ФЗ от 29 июня 2015 г. N 206-ФЗ), часть 5 статьи 72 утратила силу <2>.
--------------------------------
<2> О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений: Федер. закон от 29 июня 2015 г. N 206-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. N 27. Ст. 3997.

При этом сохраняет свое действие часть 1 статьи 74 ЛК РФ, в которой установлено, что арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов;
2) лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
Часть 2 статьи 74 ЛК РФ устанавливает совокупность условий, при наличии которых могут быть заключены новые договоры аренды таких лесных участков без проведения торгов:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка;
2) отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;
3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом;
4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд;
5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества;
6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее;
7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
При этом часть 1 статьи 74 ЛК РФ имеет самостоятельное значение и применение без взаимосвязи с частью 5 статьи 72 ЛК РФ, поскольку в настоящее время часть 1 статьи 74 является действующей, а часть 5 статьи 72, предусматривающая преимущественное право на заключение договора на новый срок, недействующей.
Фактически часть 1 статьи 74 ЛК РФ устанавливает одно из оснований заключения договора в обязательном порядке. В силу пункта 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Следовательно, при нарушении права на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов арендатор вправе по общему правилу использовать такой способ защиты, как понуждение к заключению договора.
Таким образом, в ЛК РФ содержалось два самостоятельных правовых института:
- преимущественное право на заключение договора аренды лесных участков на новый срок после проведения торгов, если по закону по общему правилу требуется их обязательное проведение (часть 5 статьи 72 ЛК РФ);
- право на заключение новых договоров аренды лесных участков без проведения торгов, даже если по закону по общему правилу требуется их обязательное проведение (часть 1 статьи 74 ЛК РФ).
Подчеркнем, что первый правовой институт не действует с 1 октября 2015 г.; второй - сохраняет действие до настоящего времени.
Однако правоприменители по-прежнему видят в статье 74 Лесного кодекса РФ, носящей название "Заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на новый срок без проведения торгов", преимущественное право на заключение договора аренды лесного участка и увязывают ее применение со статьей 621 ГК РФ: "...исходя из буквального толкования пункта 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что статья 74 Лесного кодекса фактически устанавливает основания, при наличии которых лицо, являющееся арендатором находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеет преимущественное право перед другими участниками гражданского оборота на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок" <1>.
--------------------------------
<1> Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.05.2019 N Ф05-5555/2019 по делу N А41-64519/2018 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Более того, при толковании статьи 74 Лесного кодекса РФ суды, объясняя отсутствие у арендатора права на заключение договора на новый срок, применяют часть 5 статьи 4 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ": "...согласно части 5 статьи 4 Вводного закона арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации по истечении срока действия этого договора не вправе заключить договор аренды лесного участка на новый срок в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 72 упомянутого Кодекса" <2>. Хотя в части 5 статьи 4 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" прямо указана часть 5 статьи 72, а не статья 74 Лесного кодекса РФ.
--------------------------------
<2> Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.02.2020 N Ф01-7847/2019 по делу N А28-14122/2018 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Справедливости ради следует отметить, что есть примеры, когда суды увязывают статью 621 ГК РФ именно с частью 5 статьи 72 Лесного кодекса РФ. Так, в одном из дел арендатор и арендодатель в 2017 г. заключили новый договор аренды лесного участка без проведения торгов на основе статьи 621 ГК РФ, на что суд заметил следующее: "Из материалов дела следует, что договор аренды лесного участка... заключен сторонами в порядке статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации без проведения торгов. В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"... договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года. В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона N 201-ФЗ арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации по истечении срока действия этого договора не вправе заключить договор аренды лесного участка на новый срок в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации. Доказательств переоформления договора N 50/08 от 18.12.2008 в установленном законом порядке в материалы дела не представлено" <3>.
--------------------------------
<3> Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.03.2020 N Ф02-802/2020 по делу N А19-14542/2019 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Статья 74 Лесного кодекса РФ не устанавливает никакого преимущественного права перед другими участниками лесных правоотношений на заключение договора аренды, а закрепляет обычное (не преимущественное) субъективное право на заключение такого договора без проведения торгов, и поэтому она должна применяться во взаимосвязи со статьей 445 ГК РФ, а не со статьей 621 ГК РФ.

Основания и условия возникновения права на заключение нового договора аренды лесного участка без проведения торгов

После вступления в силу действующего Лесного кодекса РФ в 2007 г. и даже после окончания срока на переоформление договоров аренды на новый срок в 2009 г. не прекращаются судебные споры по применению как части 5 статьи 4 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", так и статьи 74 Лесного кодекса РФ, предоставляющей специальное право на заключение новых договоров аренды лесных участков без проведения торгов.
Для возникновения у арендатора права на заключение нового договора аренды без проведения торгов согласно подпункту 1 части 1 статьи 74 ЛК РФ необходимо наличие лишь одного условия: если лесные участки изначально были предоставлены в аренду без проведения торгов.
Важно заметить, что согласно подпункту 7 части 2 статьи 74 ЛК РФ для констатации наличия этого основания заключения договора аренды на новый срок на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка должны иметься предусмотренные частью 3 статьи 73.1 Лесного кодекса РФ основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Согласно части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса РФ без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:
1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса;
2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса;
4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
Даже если такие основания для заключения первоначального договора аренды лесного участка без проведения торгов ранее не требовались, то при подаче заявления на заключение нового договора аренды без проведения торгов они должны быть. Как верно отмечено в одном из судебных актов, "само по себе первоначальное предоставление участка без торгов не свидетельствует о безусловном праве арендатора получить его без торгов на новый срок. Арендатор должен соответствовать условиям, предъявляемым ч. 2 ст. 74 ЛК РФ" <4>.
--------------------------------
<4> Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2019 N 17АП-4990/2019-ГК по делу N А71-18765/2018 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Но большинство судебных споров, связанных с применением статьи 74 ЛК РФ, касаются подпункта 2 части 1.
Для возникновения у арендатора права на заключение нового договора аренды без проведения торгов согласно подпункту 2 части 1 статьи 74 ЛК РФ лесной участок должен быть предоставлен ему в аренду:
- по результатам торгов;
- на срок от десяти лет.
Первый вопрос, с которым столкнулись участники лесных арендных правоотношений, был связан с правовой природой процедуры переоформления договоров аренды: отменяет ли такое переоформление первоначально проведенные торги? В большинстве споров первоначальные договоры аренды лесных участков заключались на торгах в 2003 - 2005 гг. и на срок 5 лет. В период 2007 - 2008 гг. (до 1 января 2009 г.) они подлежали переоформлению в силу части 2 статьи 4 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации": "...для приведения договора аренды участка лесного фонда... в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка..." <5>.
--------------------------------
<5> Порядок переоформления регулировался следующим актом: Об утверждении Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации: Приказ МПР РФ от 4 окт. 2007 г. N 258; зарегистр. в Минюсте РФ 06.11.2007 N 10432 // Бюл. нормат. актов федер. органов исполнит. власти. 2007. N 48. (Утратил силу 15.03.2012.)

Например, ИП обратился в суд с заявлением об оспаривании решения арендодателя об отказе заключения договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов. Заявителю лесной участок был предоставлен в аренду по договору от 11 января 2006 г. по результатам торгов - лесного конкурса. По условиям торгов срок аренды - 10 лет. При переоформлении договора стороны указали новый срок действия, соответствующий ЛК РФ, - с 1 января 2007 г. по 2 февраля 2017 г. Однако суд, отказывая в удовлетворении заявления, сделал такой вывод: "Тот факт, что при переоформлении договора аренды с целью приведения его в соответствие с вступившим в действие с 1 января 2007 г. Лесным кодексом РФ срок окончания аренды в переоформленном договоре был указан - 2 февраля 2017 г. вместо 2 февраля 2016 г., не свидетельствует о том, что лесной участок был предоставлен в аренду на торгах на срок более 10 лет" <6>.
--------------------------------
<6> Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 06.06.2018 N Ф10-1740/2018 по делу N А09-14110/2017 (Определением Верховного Суда РФ от 01.10.2018 N 310-КГ18-14406 отказано в передаче дела N А09-14110/2017 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Таким образом, если лесной участок в период с 1 января 2007 г. по 2 февраля 2016 г. был предоставлен в аренду на торгах, то на основании какого юридического факта (состава) арендатор без возражений арендодателя пользовался участком в период со 2 февраля 2016 по 2 февраля 2017 г., особенно с учетом того, что земельные участки могут предоставляться в аренду либо на основании торгов, либо в строго предусмотренных законом (часть 3 статьи 74 ЛК РФ) случаях без торгов? Как верно подчеркнуто в научной литературе по поводу заключения договора аренды лесных участков, "основанием возникновения арендных правоотношений является протокол об аукционе и заключенный в соответствии с протоколом договор аренды" [4, с. 72]. Очевиден юридический состав необходимых юридических фактов.
Свидетельствует ли процедура переоформления о том, что после нее договоры аренды лесных участков следует квалифицировать как заключенные без проведения торгов? На наш взгляд, нет.
Согласно статье 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Договор - разновидность сделки.
Динамика любого гражданско-правового договора как правоотношения, в том числе аренды лесных участков, может проходить только три указанные стадии: заключение, изменение, прекращение. Институт переоформления договора гражданскому законодательству не известен, создавать новые гражданско-правовые конструкции лесное законодательство не может. Фактически переоформление договора - это не заключение нового договора, а внесение изменений в уже существующий и действующий договор. Именно поэтому ФЗ "О введении в действие ЛК РФ" требует не перезаключить (или заключить заново) действующие договоры аренды, а переоформить.
Кроме того, согласно главе 6 Лесного кодекса РФ (во всех редакциях, действующих с момента его принятия и до настоящего времени) договор аренды лесного участка может быть заключен исключительно на одном из двух оснований: с проведением торгов или без проведения торгов [11, с. 96].
Случаи заключения договора аренды лесного участка без проведения торгов предусмотрены в статье 74 Лесного кодекса РФ, и их перечень закрытый, переоформление договора в нем отсутствует. ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" также не содержит указания на то, что переоформление договора является основанием для возникновения новых арендных правоотношений без проведения торгов. Следовательно, договоры аренды, заключенные в порядке переоформления, нельзя считать вновь заключенными договорами, поскольку переоформление договора никогда не являлось юридическим основанием заключения договора аренды лесного участка.
Чаще всего стороны договора аренды напрямую связывали переоформление договора с уже возникшими арендными правоотношениями. Фактически первоначальный договор аренды и последующий договор аренды, подписываемый в результате переоформления, представляли собой два договора как документа, оформляющего единое длящееся арендное правоотношение.
Таким образом, в результате переоформления договора аренды единое длящиеся арендное правоотношение между арендодателем и арендатором следует считать возникшим на основании торгов и оформленным двумя договорами аренды как документами.
Переоформление договора аренды, фактически являющееся изменением условий арендных правоотношений по требованию законодателя, не прекратило арендных правоотношений и не отменило юридическое основание их возникновения - выигранные арендатором торги. В период переоформления договоров аренды какие-либо юридические основания, предусмотренные Лесным кодексом РФ, для заключения между арендаторами и арендодателями новых договора аренды лесного участка без проведения торгов отсутствовали.
Следует также отметить, что при отсутствии или нарушении процедуры переоформления длящиеся арендные правоотношения не возникают, на что обоснованно указывали суды. Так, 18 декабря 2008 г. между арендатором и арендодателем заключен договор аренды лесного фонда сроком на 5 лет. Договор аренды лесного участка от 7 ноября 2017 г. N 91453/17 заключен сторонами в порядке статьи 621 ГК РФ, "доказательств переоформления договора... от 18.12.2008 в установленном законом порядке в материалы дела не представлено", поэтому суд признал такой договор ничтожным <7>.
--------------------------------
<7> Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.03.2020 N Ф02-802/2020 по делу N А19-14542/2019 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Другой важный вопрос, поднятый правоприменительной практикой: как считать десятилетний срок действия первоначального договора аренды? Согласно части 1 статьи 74 ЛК РФ для возникновения у арендатора права на заключение нового договора аренды без проведения торгов срок аренды по прекращенному договору должен составлять "от десяти лет", т.е. ровно 10 лет или более 10 лет.
О стремлении законодателя предоставить право на заключение нового договора аренды без проведения торгов и тем арендаторам, которым лесные участки были предоставлены в аренду по результатам торгов на срок, равный 10 годам, свидетельствует изменение редакции подпункта 2 части 1 статьи 74 ЛК РФ. Так, в Лесном кодексе РФ в редакции от 3 июля 2016 г. такое право предоставлялось только тем арендаторам, которым лесные участки были предоставлены в аренду на торгах на срок более десяти лет. Например, сторонам, заключившим договор аренды на срок "на 10 лет" до изменения редакции подпункта 2 части 1 статьи 74 ЛК РФ, суды поясняли следующее: "Арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок десять лет и менее, не вправе заключить договор аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов. Напротив, если договор аренды участка лесного фонда был заключен на срок строго более 10 лет, такой договор подпадает под случай, определенный в пункте 2 части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации" <8>.
--------------------------------
<8> Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.02.2020 N Ф01-7847/2019 по делу N А28-14122/2018 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Лесной кодекс РФ в редакции от 3 августа 2018 г. предусматривал право заключать договор аренды на новый срок тем арендаторам, которым лесные участки были предоставлены в аренду на торгах на срок от десяти лет. По этому вопросу имеется практика Верховного Суда РФ. Так, Верховный Суд РФ неоднократно подчеркивал, что если заявления на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов поданы в период действия редакции Лесного кодекса РФ, предусматривающей условие предоставления ранее лесных участков на срок "более десяти лет" и срок аренды по переоформленным договорам составлял десять и менее лет, то у таких арендаторов не возникало право на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов <9>.
--------------------------------
<9> Определения Верховного Суда РФ: от 21.03.2018 N 301-КГ18-2494 по делу N А43-3263/2017; от 20.03.2018 N 301-КГ18-1548 по делу N А43-6091/2017; от 15.01.2018 N 301-КГ17-18660 по делу N А43-31465/2016 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Еще одна серьезная проблема связана с определением сторонами срока действия договора аренды при переоформлении договоров. И здесь, надо признать, арендаторы-лесники стали во многом жертвами стихийно складывающейся и постоянно меняющейся правореализационной практики. Приведем пример типичной хронологии взаимоотношений сторон договора аренды лесного участка:
- 28 октября 2004 г. арендатор выиграл лесной конкурс на право заключения договора аренды на срок 5 лет;
- 15 декабря 2004 г. на основе лесного конкурса между арендатором и арендодателем был заключен договор аренды участка лесного фонда сроком на 5 лет;
- 1 января 2007 г. введен в действие Лесной кодекс РФ, в связи с этим ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" предписано действующие договоры аренды привести в соответствие с Кодексом (переоформить) до 1 января 2009 г.;
- 16 декабря 2008 г. арендодателем принято решение о переоформлении договора аренды, в котором указано: срок аренды - 5 лет;
- 30 декабря 2008 г. договор аренды от 15 декабря 2004 г. переоформлен в договор со сроком действия по 14 декабря 2009 г.;
- 21 апреля 2010 г. вступило в силу решение суда, в котором условие договора о сроке изложено в следующей редакции: "Срок действия настоящего договора устанавливается с 30 декабря 2008 г. по 29 декабря 2018 г.", т.е. на десять лет;
- 6 мая 2010 г. во исполнение решения суда стороны заключили дополнительное соглашение к договору аренды, в котором изложили условие договора из судебного решения;
- 11 октября 2018 г. арендатор подает заявление о заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов в порядке статьи 74 Лесного кодекса РФ;
- 2 ноября 2018 г. арендодатель отказывает в заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов в связи с тем, что ранее лесной участок был предоставлен в аренду сроком действия на 5 лет.
В начале процесса массового переоформления договоров аренды в порядке ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" стороны договоров, подписываемых в порядке переоформления, в их текстах указывали сроки действия равными срокам, указанным в тексте первоначальных договоров аренды (обычно 5 лет).
Однако стали возникать случаи успешного судебного обжалования арендаторами этих договорных условий о сроках, в основном в связи с тем, что часть 1 статьи 4 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" предусматривала приведение ранее заключенных договоров аренды "в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации", а часть 3 статьи 72 Кодекса устанавливает минимальный срок аренды от десяти лет. Таким образом, переоформление договора аренды лесных участков на срок менее десяти лет при буквальном толковании противоречит Кодексу и Вводному закону <10>.
--------------------------------
<10> Решение Арбитражного суда Пермского края от 21.03.2010 по делу N А50-214/2010 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Правовые позиции судов даже стимулировали к оспариванию договорного условия о сроке: "...сам по себе факт заключения договора аренды на срок менее предусмотренного ст. 72 ЛК РФ минимального срока, не может рассматриваться как обстоятельство, исключающее необходимость соблюдения требований ст. 74 ЛК РФ, в данном случае Общество имело возможность защиты своего права путем передачи преддоговорного спора на разрешение суда, однако указанной возможностью не воспользовалось" <11>.
--------------------------------
<11> Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2018 N 17АП-5973/2018-ГК по делу N А50-39127/2017 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

После формирования указанного подхода в судебной практике многие арендаторы и арендодатели лесных участков, находящиеся в аналогичных правоотношениях, не видя смысла в оспаривании договорных условий о сроке аренды менее десяти лет, стали заключать во внесудебном порядке дополнительные соглашения, увеличивающие сроки действия договоров аренды от 10 лет вплоть до разрешенных Кодексом 49 лет, без проведения торгов. В отдельных случаях стороны договора аренды лесного участка сразу при его переоформлении указывали срок действия договора в пределах допускаемого Лесным кодексом РФ срока - от 10 до 49 лет.
Указанные договоры аренды и дополнительные соглашения к ним с обновленным сроком в период их действия не оспаривались собственниками земельных участков - арендодателями (фактически - публично-правовыми образованиями), арендаторы добросовестно исполняли свои обязанности до истечения указанных в этих соглашениях сроков действия договоров (в большинстве случаев - десятилетних) и стали обращаться с заявлениями о заключении договоров аренды на новый срок без проведения торгов в порядке подпункта 2 части 2 статьи 74 Лесного кодекса РФ. Именно в этот период арендодатели стали массово квалифицировать благополучно действовавшие в течение десяти и более лет договоры и дополнительные соглашения с обновленным при переоформлении сроком как недействительные (ничтожные) и по этой причине отказывать арендодателям в заключении новых договоров аренды без проведения торгов.
Впоследствии рядом определений Верховного Суда РФ были поддержаны позиции нижестоящих судов, признающие дополнительные соглашения сторон договоров аренды лесных участков об увеличении срока аренды ничтожными (недействительными) <12>.
--------------------------------
<12> Определения Верховного Суда РФ от 22.03.2017 N 301-ЭС17-1281 по делу N А11-5411/2015; от 22.03.2017 N 301-ЭС17-1278 по делу N А11-5412/2015; от 22.03.2017 N 301-ЭС17-1280 по делу N А11-5410/2015; от 10.03.2017 N 301-ЭС17-449 по делу N А11-5507/2015 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Суды продолжают в обоснование ничтожности договоров аренды и дополнительных соглашений с новым сроком действия ссылаться на пункт 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. N 73 (ред. от 25.12.2013) "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" следующего содержания: "В случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 74 ЛК РФ), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов. В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 ГК РФ), равно как и соглашение о продлении такого договора" <13>.
--------------------------------
<13> См., например: Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.11.2019 N Ф03-5039/2019 по делу N А51-23191/2018; Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24.09.2019 N Ф09-5506/19 по делу N А71-18766/2018 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Однако статья 74 Лесного кодекса РФ была изменена еще в 2016 г. <14> и в настоящее время вообще не устанавливает случаев заключения договора аренды по результатам торгов, а напротив, регулирует заключение такого договора без проведения торгов. Арендаторы лесных участков пытаются доказать, что их правоотношения соответствуют основаниям и условиям для заключения договора аренды на новый срок без проведения торгов как раз в случаях, когда закон допускает такую процедуру.
--------------------------------
<14> О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений: Федер. закон от 23 июня 2016 г. N 218-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 27.06.2016. N 26. Ч. 1. Ст. 3887.

Следует также подчеркнуть, что подобные дополнительные соглашения к договорам аренды лесного участка о продлении сроков аренды заключались не только по свободному соглашению сторон, но и во исполнение вступившего в силу решения суда об изменении договорного условия о сроке.
Наличие вступившего в законную силу судебного решения об изменении договорного условия должно было бы предотвратить возможные ситуации его последующего оспаривания или игнорирования с учетом действующих конституционных и процессуально-правовых принципов правовой определенности и обязательности судебного акта. Но этого не произошло. Нельзя не отметить, что подобная правореализационная непоследовательность с определением сроков действия договоров аренды лесных участков при переоформлении договоров во многом была вызвана отсутствием каких-либо официальных разъяснений по этому вопросу.
При буквальном толковании правовых предписаний арендатор, выигравший в начале 2000-х гг. лесной конкурс на заключение договора аренды участка лесного фонда на срок 5 лет, при переоформлении договора в 2007 - 2008 гг., следуя требованию строгого соответствия договора аренды новому Лесному кодексу РФ, мог при переоформлении согласовать срок действия договора от 10 до 49 лет, так как пятилетний срок такого договора новый Кодекс не предусматривал.
При этом суды делали прямо противоположный вывод: "Приведение ранее заключенного договора аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом не предполагает изменения срока действия ранее заключенного договора" <15>. Однако при введении в действие ЛК РФ в 2007 г. ни в нем, ни в вводном законе не предусматривалось, что все договоры аренды лесных участков должны быть приведены в соответствие с Кодексом, за исключением сроков действия таких договоров. В специальной литературе отмечалось, что это "так называемый общий срок" [5, с. 208] для заключения договоров аренды лесных участков, а иным он может быть только в случаях, прямо указанных в законе. Правильно определить акценты в правовом регулировании срока аренды при переоформлении договора следовало бы в специальном подзаконном нормативном акте или хотя бы в акте официального толкования.
--------------------------------
<15> Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30.01.2020 N Ф01-7175/2019 по делу N А28-14124/2018 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Причем в настоящее время, независимо от изменения срока договора аренды лесного участка на основании решения суда или без такового, арендодатели, в том числе при поддержке органов прокуратуры [9], массово отказывают арендаторам в праве заключать договор аренды на новый срок без проведения торгов (при наличии у последних двух договоров-документов (первоначального и переоформленного) и двусторонних соглашений об изменении условий о сроке договора). Насколько обоснованным является такой подход?

Принципы осуществления права на заключение нового договора аренды лесного участка без проведения торгов

При анализе оснований и условий возникновения у арендатора права на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов необходимо учитывать следующие конституционные и отраслевые правовые принципы.
Верховный Суд РФ, оценивая назначение статьи 74 ЛК РФ, устанавливающей в качестве общего правила заключение договора аренды на торгах, указал, что эта статья призвана "обеспечить неопределенному кругу субъектов предпринимательской деятельности равный доступ к участию в аукционе по продаже права на заключение договора аренды" <16>.
--------------------------------
<16> Определение Верховного Суда РФ от 20.03.2018 N 301-КГ18-1548 по делу N А43-6091/2017 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Окружные суды также высказались по этому поводу в аналогичном ключе. Так, в одном из постановлений указано следующее: "Пролонгировать аренду путем заключения нового договора в отношении лесного участка возможно, только если договор будет заключен исключительно с соблюдением конкурентных процедур, то есть на торгах, или в особом порядке по специальным основаниям без торгов. В противном случае пролонгация договора будет означать обход закона и искусственное ограничение конкуренции. Такая сделка посягает на публичные интересы, права и охраняемые законом интересы третьих лиц и по общему правилу ничтожна" <17>. В другом правоприменительном акте по вопросу о пролонгации договора аренды лесного участка отмечено, что "в этом случае для неопределенного круга лиц создается невозможность осуществления прав на равный доступ к участию в аукционе по продаже права на заключение договора аренды и нарушаются интересы государства на передачу лесных ресурсов в пользование по наиболее высокой цене" <18>.
--------------------------------
<17> Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23.12.2019 N Ф09-8308/19 по делу N А50П-63/2019 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
<18> Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.07.2019 N Ф04-1144/2019 по делу N А67-266/2018 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Вместе с тем лесное законодательство основывается не только на принципе платности использования лесов (пункт 11 статьи 1 ЛК РФ), который гарантирует обеспечение неопределенному кругу лиц равного доступа к торгам, соблюдение процедуры торгов при сдаче лесных участков в аренду, справедливый баланс публичных и частных интересов, запрет злоупотреблений в отношении предоставления в аренду лесных участков, но и на соблюдении ряда иных, более значимых (в эколого-правовом смысле) принципов:
- сохранение полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду (пункт 2 статьи 1);
- использование лесов с учетом их глобального экологического значения, длительности их выращивания и иных природных свойств (пункт 3 статьи 1);
- обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах (пункт 4 статьи 1);
- сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения (пункт 5 статьи 1);
- улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности (пункт 6 статьи 1).
Главный вопрос в этом контексте: можно ли вывести какие-то правовые последствия из этих принципов? Также возникает вопрос о том, могут ли (и должны ли) и в какой степени эколого-правовые принципы в законодательстве иметь юридические последствия, который обсуждался как в зарубежной, так и в российской научной литературе достаточно широко [1; 3; 6; 16; 17; 18 и др.]. С одной стороны, "правоприменительный" характер принципов отрицается в основном из-за их нечеткости, что приводит к выводу, что именно законодатель должен конкретизировать и определять экологические принципы.
Если же проанализировать разные позиции, их различия в действительности едва заметны. Так, авторы, отрицающие значение принципов в правоприменительной практике, признают, что они составляют "лейтмотив" экологической политики и интерпретации подзаконных актов, однако функция "лейтмотива" и "правила толкования" подразумевают определенные юридические последствия. С другой стороны, авторы, защищающие "правоприменительный" характер принципов, подчеркивают их расплывчатость, что дает большую свободу действий правоприменителям.
Таким образом, реальный вопрос, по-видимому, состоит не в том, имеют ли экологические принципы юридически обязательный характер, а скорее в их юридическом значении. Например, то, что, "учитывая важное экологическое и социальное значение лесов, законодатель вводит лесные участки в гражданский оборот с существенными ограничениями" [10, с. 64].
Для обеспечения соблюдения принципов лесного законодательства законодатель использует множество механизмов и правовых средств, в частности поощрение арендаторов, длительное время непрерывно и добросовестно использующих лесные участки по договорам аренды.
Именно указанные правовые принципы лесного законодательства обусловливают требование нормы ЛК РФ (подпункт 2 части 1 статьи 74), которая предоставляет право на заключение нового договора аренды прежнему арендатору лесного участка при наличии совокупности двух обстоятельств:
- если он получил право аренды на торгах, т.е. равный доступ неопределенного круга лиц к участию в торгах был обеспечен и требования конкурентного законодательства соблюдены;
- если он осуществлял права арендатора лесного участка длительное время - от 10 лет, тем самым длительное время доказывая свое определенное отношение и к лесному участку, и к правам арендодателя.
Таким образом, мы видим целеполагание законодателя, установившего право заключения нового договора аренды без проведения торгов в указанном случае: сохранение за лесным участком прежнего арендатора, получившего право аренды на торгах и длительное время надлежащим образом, непрерывно, добросовестно и рачительно осуществлявшего свои права, тем самым обеспечивая сохранение полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, длительности их выращивания и иных природных свойств; многоцелевое, рациональное, непрерывное, неистощительное использование лесов; сохранение лесов; улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности.
Как доказывается в экономической литературе, долгосрочная деятельность добросовестного арендатор - залог функционирования эффективной, качественной институциональной среды аренды лесных участков, позволяющей обеспечивать интересы государства, общества и предпринимателей-природопользователей [2]. Бесспорно, что арендатор, заключивший договор аренды лесного участка на торгах на срок от 10 лет после введения Лесного кодекса РФ в действие, т.е. после 1 января 2007 г., получит право на заключение нового договора аренды такого участка без проведения торгов.
Однако в сходных условиях находятся и арендаторы, заключившие на торгах договоры аренды до 1 января 2007 г., своевременно переоформившие договоры и длительное время (от 10 лет) надлежащим образом, непрерывно, добросовестно и рачительно осуществлявшие свои права и обязанности.
Более того, ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" переоформленным договорам аренды лесных участков придает ту же юридическую силу, что и договорам, заключенным после вступления в законную силу ЛК РФ <19>.
--------------------------------
<19> Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.08.2017 N Ф01-2962/2017 по делу N А43-31465/2016 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Согласно пункту 2 статьи 4 ГК РФ по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Иного в Лесном кодексе РФ, иных федеральных законах не установлено (часть 2 статьи 3 ЛК РФ). Поскольку рассматриваемые арендные отношения возникали до введения в действие Лесного кодекса РФ и продолжались после, то статья 74 ЛК РФ к ним применяется.
Каких-либо ограничений по применению к таким арендаторам нормы части 1 статьи 74 Лесной кодекс РФ и ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" не содержат.
Важно также отметить, что непредоставление арендатору в рассматриваемых случаях права на заключение нового договора аренды в порядке статьи 74 Лесного кодекса РФ является нарушением неоднократно выявленного Конституционным Судом РФ конституционного требования применения одинакового правового режима к лицам, находящимся в сходных условиях и имеющим схожий правовой статус. Как отметил Конституционный Суд РФ, применение разных правовых режимов к лицам, находящимся в сходных условиях, означает "нарушение конституционных принципов равенства и справедливости, которые гарантируют защиту от всех форм дискриминации, предполагают, что при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении, и соблюдение которых означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях)" <20>.
--------------------------------
<20> По делу о проверке конституционности пункта "м" части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и пункта 7 части 3 статьи 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки О.И. Гуровой: Постановление Конституц. Суда РФ от 18 апр. 2017 г. N 12-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2017. N 4.

Конституционный Суд РФ также указал, что "законодатель должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (статья 55, часть 2, Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах равенства и справедливости, из которых вытекает необходимость равного обращения с лицами, находящимися в равных условиях, и соблюдение которых означает, помимо прочего, запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в правах лиц, находящихся в одинаковых или сходных обстоятельствах" <21>. Конституционный Суд РФ также неоднократно подчеркивал, что "при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении" <22>.
--------------------------------
<21> По делу о проверке конституционности статей 32, 34.2 и 217 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и подпункта 5.1.1 Положения о Федеральной налоговой службе в связи с запросом Ленинградского окружного военного суда: Постановление Конституц. Суда РФ от 13 апр. 2016 г. N 11-П // Там же. 2016. N 4.
<22> Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 N 965-О-П // Там же. 2008. N 2.

С учетом указанных правовых позиций Конституционного Суда РФ, конституционных принципов равенства и справедливости, запрета различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях, а также с учетом необходимости соблюдения принципов лесного законодательства (статья 1 ЛК РФ) арендаторы, заключившие договоры аренды лесных участков на торгах до 1 января 2007 г. и после 1 января 2007 г., и длительное, установленное законом время непрерывно, добросовестно и рачительно осуществлявшие свои права, находятся в одинаковых обстоятельствах, поэтому отсутствуют объективные и разумные оправдания в установлении различий в правах этих двух групп арендаторов.

Заключение

В правоприменительной практике продолжают отождествляться два разных права арендаторов-лесопользователей в сфере арендных отношений: преимущественное право на заключение договора аренды лесных участков на новый срок в случаях, когда торги на заключение договора обязательны (часть 5 статьи 72 ЛК РФ), и право на заключение договоров аренды лесных участков на новый срок без проведения торгов (часть 1 статьи 74 ЛК РФ). Правовым последствием нарушения первого из названных прав является перевод прав и обязанностей по заключенному договору и возмещению убытков (статья 621 ГК РФ), а второго - понуждение к заключению договора (статья 445 ГК РФ), поскольку статья 74 Лесного кодекса устанавливает заключение договора аренды лесных участков в обязательном порядке в предусмотренных в ней случаях.
Преимущественное право на заключение договора аренды лесных участков на новый срок исключено из лесного законодательства с 1 октября 2015 г.
Арендаторы лесных участков в настоящее время обращаются к арендодателям за реализацией не преимущественного права на заключение договора аренды лесных участков на новый срок после проведении торгов, если по закону по общему правилу требуется их обязательное проведение (часть 5 статьи 72 ЛК РФ), а права заключения договора аренды лесных участков на новый срок без проведения торгов, даже если по закону по общему правилу требуется их обязательное проведение (часть 1 статьи 74 ЛК РФ).
Существуют два легальных основания для возникновения права заключения договора аренды лесных участков на новый срок без проведения торгов, даже если по закону по общему правилу требуется их обязательное проведение (часть 1 статьи 74 ЛК РФ): 1) если лесные участки изначально были предоставлены в аренду без проведения торгов (при этом должны иметься предусмотренные частью 3 статьи 73.1 ЛК РФ основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов, даже если на момент его заключения такие основания и не требовались); 2) если лесные участки были предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
Установлено, что именно с применением второго основания реализации права на заключение договора аренды лесных участков на новый срок без проведения торгов связано наибольшее количество судебных споров, возникших в связи с переоформлением договоров аренды в период 2007 - 2008 гг.
Права арендаторов-лесопользователей, возникшие до введения в действие Лесного кодекса РФ 1997 г., на основании лесных конкурсов и заключенных договоров, не прекращались после переоформления соответствующих договоров. В результате переоформления договора аренды между арендатором и арендодателями складывалось единое длящееся арендное правоотношение, возникшее на основании торгов и оформленное двумя договорами аренды (первоначальным и переоформленным) как документами.
Переоформление договоров аренды не прекращало арендных правоотношений и не отменяло юридического основания их возникновения - выигранных арендатором торгов, поскольку в период переоформления договоров аренды какие-либо юридические основания для заключения между арендаторами и арендодателями нового договора аренды лесного участка без проведения торгов отсутствовали. А договоры аренды лесных участков могут заключаться либо на основании торгов, либо без проведения торгов (но только в предусмотренных законом случаях).
При подсчете десятилетнего срока действия договора аренды следует иметь в виду, что согласно части 1 статьи 74 ЛК РФ для возникновения у арендатора права на заключение нового договора аренды без проведения торгов срок аренды по прекращенному договору должен составлять ровно 10 лет или более 10 лет.
Сложившаяся судебная практика неучета срока действия договора аренды лесных участков до их переоформления, исключающая этот срок из требуемого частью 1 статьи 74 Лесного кодекса РФ срока "от 10 лет", не в полной мере соответствует принципам лесного законодательства.
Основные начала лесного законодательства предполагают не только обеспечение равного доступа неопределенного круга лиц к торгам, но и сохранение лесов, обеспечение качества лесов, неистощительного использования лесов. Эти принципы соблюдаются и за счет предоставления права на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов арендаторам, которые длительное время добросовестно использовали лесные участки по договорам аренды.
Дифференцированный подход к добросовестным арендаторам лесных участков, заключившим договоры аренды на торгах до или после введения в действие Лесного кодекса РФ, нарушает конституционное требование применения одинакового правового режима к лицам, находящимся в сходных условиях и имеющим схожий правовой статус.

Библиографический список

1. Бринчук М.М. Принципы экологического права. М.: Юрлитинформ, 2013. 208 с.
2. Гагарин Ю.Н., Мочаева Т.В. Институциональная среда аренды лесных участков // Региональная экономика: теория и практика. 2008. N 26. С. 24 - 28.
3. Дубовик О.Л., Кремер Л., Люббе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник. М.: Эксмо, 2005. 768 с.
4. Константинов П.Ю. Договор аренды лесных участков // Арбитражные споры. 2011. N 4. С. 67 - 76.
5. Пуряева А.Ю., Пуряев А.С. Лесное право: Учеб. пособие. М.: Деловой двор, 2009. 408 с.
6. Рыженков А.Я. Принципы экологического права. М.: Юрлитинформ, 2018. 384 с.
7. Синицын С.А. Исковая защита вещных прав в российском и зарубежном гражданском праве: актуальные проблемы. М.: Инфотропик Медиа, 2015. 340 с.
8. Солдатенков О.О. Государственный экологический надзор: некоторые вопросы теории и практики // Юридический мир. 2014. N 8. С. 43 - 47.
9. Ткаченко В.Г., Хромов Е.В. Использование прокурором полномочий, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, в целях пресечения нарушений закона в сфере природопользования // Законность. 2016. N 4. С. 21 - 25.
10. Филимонов Н. Аренда лесных участков (публично-правовой и частноправовой аспекты) // Юридический мир. 2009. N 4. С. 64 - 67.
11. Шуплецова Ю.И. Некоторые вопросы аренды лесных участков // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2009. N 4(91). С. 92 - 99.
12. Шуплецова Ю.И. Особенности применения разрешительной системы в лесном законодательстве Российской Федерации // Разрешительная система в Российской Федерации: Науч.-практ. пособие / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М.: ИЗиСП; ИНФРА-М, 2015. С. 365 - 373.
13. Шуплецова Ю.И. Перспективы и направления развития лесного законодательства Российской Федерации // Журнал российского права. 2015. N 3. С. 72 - 79.
14. Шуплецова Ю.И. Правовое регулирование лесных отношений в Российской Федерации. М.: ИЗиСП; КОНТРАКТ, 2018. 216 с.
15. Яковлева Т.А. Договор аренды лесного участка // Законность. 2012. N 4(930). С. 57 - 60.
16. Aviles L.A. Sustainable Development and Environmental Legal Protection in the European Union: a Model for Mexican Courts to Follow? // Mexican Law Review. 2014. Vol. 6. Issue 2. Pp. 251 - 272. DOI: 10.1016/S1870-0578(16)30014-2.
17. Macrory R., Havercroft I. Principles of European Environmental Law. International Specialized Book Service Incorporated. 2004. 256 p.
18. Proelss A. Principles of EU Environmental Law: an Appraisal. Contemporary Issues in Environmental Law / Ed. by Yumiko Nakanishi. Springer Japan. 2016. Pp. 29 - 45. URL: https://doi.org/10.1007/978-4-431-55435-6.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


13 апреля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1149361-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части отмены транспортного налога"

Законопроектом предлагается признать утратившей силу главу 28 и отдельные статьи Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующие положения, касающиеся транспортного налога, отменив, таким образом, данный налог. В настоящее время плательщиками транспортного налога являются все физические и юридические лица имеющие автомобили. В то же время его собираемость не превышает 50%.




7 апреля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1145324-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)"

Законопроектом предлагается установить: обязанность кредиторов рассчитывать показатель долговой нагрузки в установленных Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)"случаях; определение нормативного порядка расчета показателя долговой нагрузки; обязанность кредитора уведомлять заемщика в письменной форме о рисках, обусловленных высоким значением показателя долговой нагрузки (если указанное значение превышает 50 процентов). 




23 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1133091-7 "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О противодействии коррупции"

Законопроектом устанавливается антикоррупционный механизм, санкционирующий обращение в доход РФ денежных средств, поступивших на счета в банках и иных кредитных организациях лица, которое замещает должность, связанную с осуществлением полномочий предусматривающих за собой обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в случае, если сумма таких денежных средств превышает совокупный доход такого лица за отчетный период и предшествующие ему два года, и в отношении них не представлены достоверные сведения, свидетельствующие о законности их получения.




20 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1132098-7 "О внесении изменений в статью 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - отмена возложения на собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме обязанности по содержанию не принадлежащего им имущества (прилегающих территорий, границы которых определяются правилами благоустройства территории муниципального образования), что противоречит положениям жилищного законодательства и нарушает их права.




16 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1129690-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предусматривает внесение изменений согласно которым вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, отвечающих за состояние автодорог, и организаций коммунального комплекса, подлежит возмещению застраховавшим гражданскую ответственность потерпевшего страховщиком. Последний же в дальнейшем в порядке регресса взыскивает суммы осуществленного потерпевшему страхового возмещения с виновных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций коммунального комплекса.



В центре внимания:


Право на заключение договоров аренды лесных участков на новый срок без проведения торгов и основные принципы лесного законодательства (Кузнецова О.А., Шуплецова Ю.И.)

Дата размещения статьи: 19.02.2021

подробнее>>

Об обращении взыскания на имущественные права должника-арендатора (Гусаков С.Ю.)

Дата размещения статьи: 28.12.2020

подробнее>>

Выход из переговоров. Как избежать ответственности (Кучер А., Мовшович М., Семенов О.)

Дата размещения статьи: 22.06.2020

подробнее>>

Как проверить права на аренду земли для строительства объекта производства и не ошибиться? (Симич И.)

Дата размещения статьи: 16.08.2019

подробнее>>

Анализ судебной практики по арбитражным спорам, вытекающим из нарушения права собственности арендодателя и права пользования арендатора (Афанасьева Е.Д.)

Дата размещения статьи: 12.04.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.